Технологическая карта урока "Атмосферное давление. Ветер. Роза ветров"
методическая разработка по географии (6 класс)

Разработка урока в полном соответствии с требованиями обновлённых ФГОС. Урок географии в 6 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ФИО учителя: Устюкова Любовь Николаевна

Класс: 6

УМК: А.И. Алексеев, В.В. Никитина, Е.К. Липкина и др. География 5-6 классы. Учебник/-М.: Просвещение, 2023.

Предмет: География

Тема урока: Атмосферное давление. Ветер и причины его возникновения. Роза ветров.

Цели и задачи урока: формирование понятий «атмосферное давление», «ветер», «роза ветров» для решения учебных и практико-ориентированных задач, определять причины возникновения ветра.

Тип урока: открытие новых знаний.

Планируемые результаты

Предметные знания, предметные действия

УУД

Личностные (Л)

Метапредметные

Формирование универсальных познавательных действий (П):

Формирование универсальных коммуникативных действий (К)

Формирование универсальных учебных регулятивных действий (Р)

Применять понятия «атмосферное давление», «ветер», «воздушные массы» для решения учебных и практико-ориентированных задач;

Представлять результаты наблюдений в табличной или графической форме.

- овладение читательской культурой как средством познания мира, осознание взаимосвязи человека с природной средой при решении познавательных и практико-ориентированных задач; овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта наблюдений;

- формирование навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.

Базовые логические действия - характеризовать существенные признаки географических процессов; - выявлять закономерности и противоречия в данных наблюдениях с учётом предложенной географической задачи; - выявлять дефициты географической информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; - выявлять причинно-следственные связи при изучении географических объектов, процессов и явлений; делать выводы с использованием умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях географических процессов и явлений; - самостоятельно выбирать способ решения учебной географической задач.

Базовые исследовательские действия -

- проводить по плану несложное географическое исследование, в том числе на краеведческом материале, по установлению причинно-следственных связей и зависимостей между географическими процессами и явлениями;

- самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения или исследования, оценивать достоверность полученных результатов и выводов.

Работа с информацией - выбирать, анализировать и интерпретировать географическую информацию различных видов и форм представления;

-самостоятельно выбирать оптимальную форму представления географической информации;

- систематизировать географическую информацию в разных формах.

Общение - формулировать суждения, выражать свою точку зрения в устной форме; - сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; - публично представлять результаты выполненного исследования.

Совместная деятельность (сотрудничество) - принимать цель совместной деятельности при выполнении учебных задач, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

- планировать организацию совместной работы, выполнять свою часть работы, координировать свои действия с другими членами команды; - сравнивать результаты выполнения учебного географического проекта с исходной задачей и оценивать вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности.

Самоорганизация - самостоятельно составлять алгоритм решения географических задач и выбирать способ их решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей.

Самоконтроль (рефлексия) - владеть способами самоконтроля и рефлексии;

- объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту;

- оценивать соответствие результата цели и условиям.

Принятие себя и других - осознанно относиться к другому человеку, его мнению;

- признавать своё право на ошибку и такое же право другого.

Оборудование: мультимедийная презентация , атласы, раздаточный материал.

Образовательные технологии: дифференцированного обучения.

Основные понятия: «атмосферное давление», барометр «ветер», «роза ветров», бриз, муссон, скорость ветра, «шакала Бофорта».

ФОУД: фронтальная, индивидуальная.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Диагностика планируемого результата

Мотивационно-целевой этап.

Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Создание эмоционального настроя на работу.

Приветствие обучающихся, пожелание успеха.

Загадывает загадку:

Солнце, дождик, снег летит, голова у всех болит. Что такое ? Не пойму. Все болеют почему?

? Предположите, что в атмосфере влияет на самочувствие человека? (Атмосферное давление)

? Кто знает, что такое АД?

Конкретизация, обобщение.

Зачитывает отрывок стихотворения Т. Киселёвой

Наклоняется трава.

Шелестит весь день листва.

И деревья сами

Двигают ветвями.

Наш цветной воздушный змей

Стал проворней, веселей –

Он летит и скачет –

Что всё это значит?

? О каком природном явлении писала Т. Киселёва?

? Назовите тему урока

(конкретизирует, записывает на доске)

? Какова цель и задачи урока?

Подготовка рабочих мест.

Отгадывают загадку

Обучающиеся предполагают, что это атмосферное давление.

Ребята предполагают, что это давление воздуха.

Прослушивание отрывков стихотворения

Обучающиеся предполагают, что это ветер.

Обучающиеся самостоятельно

формулируют тему урока и записывают в тетрадь, формулируют тему и цели урока.

(Л) осознание взаимосвязи человека с природной средой;

(П) - выявлять причинно-следственные связи при изучении географических явлений;

- делать выводы с использованием умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях географических процессов и явлений;

(П) характеризовать существенные признаки географических процессов;

(К) - формулировать суждения, выражать свою точку зрения в устной форме;

Положительная мотивация.

Активность, включение в работу

Актуализация опорных знаний

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия новых знаний» и выявление затруднений в деятельности обучающихся

Географическая разминка.

? Что такое атмосфера?

Каков её газовый состав?

Работа по карточкам.

? Скажите, как вы узнаёте направление и силу ветра для отметки в дневнике наблюдений?

? С помощью каких приборов метеорологи измеряют величину АД, скорость и направление ветра?

Работают устно.

Индивидуальная работа.

Из интернета и СМИ

Затрудняются ответить

(К) - формулировать суждения, выражать свою точку зрения в устной форме;

- сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

(П) - выявлять дефициты географической информации, понимают необходимость поиска информации.

Умеют слушать в соответствии с целевой установкой.

Дополняют, уточняют высказанные мнения по существу полученных знаний на предыдущем учебном занятии.

Изучение нового материала.

Цель: формирование новых понятий и применение новых способов действий

Работаем с электронной презентацией, тетрадями.

Слайд 2 Изучите изображение на слайде и ответьте на вопросы:

? С какой силой давит воздух на каждый 1 см² нашего тела?

? Почему человек не чувствует давления воздуха?

Слайд 3 Изучите изображение на слайде и запишите ответ на вопрос в тетрадь:

? Что такое АД?

Слайд 4 Изучите изображение на слайде и запишите ответ на вопрос в тетрадь:

? От чего зависит АД?

Слайд 5 Изучите изображение на слайде и ответьте на вопрос:

? Как называется прибор для измерения АД?

Запишите виды барометров в тетрадь.

Слайд 6 Изучите изображение на слайде и ответьте на вопрос:

? Какое природное явление возникает, когда появляется разница между областями давления?

? Какие характеристики ветра мы с вами отмечали в дневниках наблюдений в 5 кл.?

? Какие характеристики ветра ещё есть?

? Как мы определяли направление ветра?

Слайды 7, 8 Изучите изображение на слайдах и ответьте на вопросы:

? С помощью каких приборов определяют направление и скорость ветра?

? Как определяют силу ветра?

? А есть ли ветры, меняющие своё направление по времени суток и по сезонам?

Слайд 9. Изучите изображение на слайде и ответьте на вопрос, запишите ответ в тетрадь:

? Как называется ветер, меняющий своё направление два раза в сутки?

Слайд 10. Изучите изображение на слайде и ответьте на вопрос, запишите ответ в тетрадь:

? Как называется ветер, меняющий своё направление два раза в год?

РОЗА ВЕТРОВ. Объяснение принципа построения с помощью слайдов 11, 12.

Работают с презентацией, записывают основную информацию в тетрадь.

На каждый 1 см² нашего тела воздух давит с силой 1 кг 33 г.

АД уравновешивается давлением внутри организма.

АД – это сила, с которой воздух давит на поверхность Земли и на все, находящиеся на ней тела.

АД зависит от температуры воздуха и абсолютной высоты. При увеличении высоты на каждые 10,5 м АД понижается на 1 мм рт. столба.

Барометр (ртутный, анероид).

Разница в атмосферном давлении приводит к перемещению больших воздушных масс вдоль земной поверхности и возникновению ветра.

Силу и направление ветра.

Предполагают, что скорость.

Направление ветра определяли по той стороне горизонта, откуда дует ветер.

Направление и скорость ветра определяют с помощью флюгера, ветроуказателя, анемометра.

Силу ветра можно определить не только по приборам, но и с помощью шкалы Бофорта.

Затрудняются ответить.

Ветер, меняющий свой направление два раза в сутки называется БРИЗ.

Ветер, меняющий свой направление по сезонам называется МУССОН.

Чертят линии основных и промежуточных сторон горизонта в тетради и делят их на равные отрезки.

(Л) осознание взаимосвязи человека с природной средой; установка на осмысление опыта наблюдений;

(П) характеризовать существенные признаки географических процессов;

- выявлять причинно-следственные связи при изучении географических объектов, процессов и явлений;

- формулировать гипотезы о взаимосвязях географических процессов и явлений;

- самостоятельно выбирать способ решения учебной географической задач.

- выбирать, анализировать и интерпретировать географическую информацию различных видов и форм представления;

- систематизировать географическую информацию в разных формах.

(К) - сопоставлять свои суждения с суждениями других участников, обнаруживать различие и сходство позиций; - публично представлять результаты выполненного исследования.

(Р) самостоятельно составлять алгоритм решения географических задач

(П) - выявлять дефициты географической информации, понимают необходимость поиска информации.

(П) - систематизировать географическую информацию в разных формах.

Наблюдение, ответы учащихся

результаты записей в тетрадях, чертёж розы ветров.

Физминутка

Демонстрация движений

Выполнение комплекса движений

Активность

Первичное усвоение и закрепление материала.

Цель: Обеспечение восприятия осмысления и первичного закрепления материала обучающимися.

Объясните пожалуйста смысл темы урока.

Всё ли вам понятно из изученного?

? Что такое АД?

? Как изменяется АД при нагревании и при охлаждении воздуха?

? Почему дует ветер?

? Какие характеристики ветра вы узнали?

? Что общего между бризом и муссоном?

Ответы обучающихся.

(П)- самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого исследования, оценивать достоверность полученных результатов и выводов.

Наблюдение, ответы обучающихся, дополняют ответы друг друга.

Рефлексия

Цель: зафиксировать новое содержание темы, организовать рефлексию и самопроверку. Провести анализ деятельности обучающихся с достигнутыми результатами.

Решите задачу.

Высота главного здания МГУ в Москве 237 м. Каково АД на его шпиле, если у основания оно составляет 745 мм рт. ст.?

- Поднимите левую руку, если вы узнали новое на уроке.

- Поднимите правую руку, кто достиг поставленной цели на уроке?

- Хлопните в ладоши те, кому урок понравился.

Решают задачу.

Показывают свое отношение к изученной теме

(П) - систематизировать географическую информацию в разных формах.

(Р) самостоятельно составлять алгоритм решения географических задач

(Р) - владеть способами самоконтроля и рефлексии;

- объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту;

- оценивать соответствие результата цели и условиям.

- осознанно относиться к другому человеку, его мнению;

- признавать своё право на ошибку и такое же право другого.

Находят верный ответ.

Наблюдение, результаты самооценки.

Домашнее задание

Цель: зафиксировать домашнее задание

§ 42,43

Задание: Постройте розу ветров для августа 2025г. для с. Вагино по данным таблицы. Слайд 12.

Записывают домашнее задание в дневник и данные таблицы ветров для с. Вагино в августе 2025 г.

(П) - проводить по плану несложное географическое исследование, в том числе на краеведческом материале,

Наблюдение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по географии в 6 кл "Атмосферное давление" технология смыслового чтения

В  2014-2015 учебном  году наша школа продолжила работу по внедрению ФГОС второго поколения в среднее звено. Я провела несколько пробных работ по смысловому чтению и ужаснулась тому, что, че...

Технологическая карта урока по теме "Измерение атмосферного давления"

Разработаны цели деятельностного подхода, этапы урока....

Технологическая карта урока Атмосферное давление

Технологическая карта урокаТема урока: Атмосферное давлениекласс:7...

Презентация к уроку "Атмосферное давление. Ветер."

Собственная методическая разработка. Презентация может использоваться для изучения темы в 6 классе....

Технологическая карта урока географии: Атмосферное давление и ветер в атмосфере 6 класс

Урок с использованием элементов технологии исследовательского обучения и материалов библиотеки ЦОК...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "Атмосферное давление. Ветер. Роза ветров"

Презентация предназначена для проведения урока географии в 6 классе по теме: "Атмосферное давление. Ветер. Причтны его возникновения. Роза ветров".Презентация соответствует технологической к...