Технологическая карта урока "Атмосферное давление. Ветер. Роза ветров"
методическая разработка по географии (6 класс)
Разработка урока в полном соответствии с требованиями обновлённых ФГОС. Урок географии в 6 классе.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 32.83 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
ФИО учителя: Устюкова Любовь Николаевна
Класс: 6
УМК: А.И. Алексеев, В.В. Никитина, Е.К. Липкина и др. География 5-6 классы. Учебник/-М.: Просвещение, 2023.
Предмет: География
Тема урока: Атмосферное давление. Ветер и причины его возникновения. Роза ветров.
Цели и задачи урока: формирование понятий «атмосферное давление», «ветер», «роза ветров» для решения учебных и практико-ориентированных задач, определять причины возникновения ветра.
Тип урока: открытие новых знаний.
Планируемые результаты
Предметные знания, предметные действия | УУД | |||
Личностные (Л) | Метапредметные | |||
Формирование универсальных познавательных действий (П): | Формирование универсальных коммуникативных действий (К) | Формирование универсальных учебных регулятивных действий (Р) | ||
Применять понятия «атмосферное давление», «ветер», «воздушные массы» для решения учебных и практико-ориентированных задач; Представлять результаты наблюдений в табличной или графической форме. | - овладение читательской культурой как средством познания мира, осознание взаимосвязи человека с природной средой при решении познавательных и практико-ориентированных задач; овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта наблюдений; - формирование навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека. | Базовые логические действия - характеризовать существенные признаки географических процессов; - выявлять закономерности и противоречия в данных наблюдениях с учётом предложенной географической задачи; - выявлять дефициты географической информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; - выявлять причинно-следственные связи при изучении географических объектов, процессов и явлений; делать выводы с использованием умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях географических процессов и явлений; - самостоятельно выбирать способ решения учебной географической задач. Базовые исследовательские действия - - проводить по плану несложное географическое исследование, в том числе на краеведческом материале, по установлению причинно-следственных связей и зависимостей между географическими процессами и явлениями; - самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения или исследования, оценивать достоверность полученных результатов и выводов. Работа с информацией - выбирать, анализировать и интерпретировать географическую информацию различных видов и форм представления; -самостоятельно выбирать оптимальную форму представления географической информации; - систематизировать географическую информацию в разных формах. | Общение - формулировать суждения, выражать свою точку зрения в устной форме; - сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; - публично представлять результаты выполненного исследования. Совместная деятельность (сотрудничество) - принимать цель совместной деятельности при выполнении учебных задач, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; - планировать организацию совместной работы, выполнять свою часть работы, координировать свои действия с другими членами команды; - сравнивать результаты выполнения учебного географического проекта с исходной задачей и оценивать вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности. | Самоорганизация - самостоятельно составлять алгоритм решения географических задач и выбирать способ их решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей. Самоконтроль (рефлексия) - владеть способами самоконтроля и рефлексии; - объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту; - оценивать соответствие результата цели и условиям. Принятие себя и других - осознанно относиться к другому человеку, его мнению; - признавать своё право на ошибку и такое же право другого. |
Оборудование: мультимедийная презентация , атласы, раздаточный материал.
Образовательные технологии: дифференцированного обучения.
Основные понятия: «атмосферное давление», барометр «ветер», «роза ветров», бриз, муссон, скорость ветра, «шакала Бофорта».
ФОУД: фронтальная, индивидуальная.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД | Диагностика планируемого результата |
Мотивационно-целевой этап. Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне | Создание эмоционального настроя на работу. Приветствие обучающихся, пожелание успеха. Загадывает загадку: Солнце, дождик, снег летит, голова у всех болит. Что такое ? Не пойму. Все болеют почему? ? Предположите, что в атмосфере влияет на самочувствие человека? (Атмосферное давление) ? Кто знает, что такое АД? Конкретизация, обобщение. Зачитывает отрывок стихотворения Т. Киселёвой Наклоняется трава. Шелестит весь день листва. И деревья сами Двигают ветвями. Наш цветной воздушный змей Стал проворней, веселей – Он летит и скачет – Что всё это значит? ? О каком природном явлении писала Т. Киселёва? ? Назовите тему урока (конкретизирует, записывает на доске) ? Какова цель и задачи урока? | Подготовка рабочих мест. Отгадывают загадку Обучающиеся предполагают, что это атмосферное давление. Ребята предполагают, что это давление воздуха. Прослушивание отрывков стихотворения Обучающиеся предполагают, что это ветер. Обучающиеся самостоятельно формулируют тему урока и записывают в тетрадь, формулируют тему и цели урока. | (Л) осознание взаимосвязи человека с природной средой; (П) - выявлять причинно-следственные связи при изучении географических явлений; - делать выводы с использованием умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях географических процессов и явлений; (П) характеризовать существенные признаки географических процессов;
(К) - формулировать суждения, выражать свою точку зрения в устной форме; | Положительная мотивация. Активность, включение в работу |
Актуализация опорных знаний Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия новых знаний» и выявление затруднений в деятельности обучающихся | Географическая разминка. ? Что такое атмосфера? Каков её газовый состав? Работа по карточкам. ? Скажите, как вы узнаёте направление и силу ветра для отметки в дневнике наблюдений? ? С помощью каких приборов метеорологи измеряют величину АД, скорость и направление ветра? | Работают устно. Индивидуальная работа. Из интернета и СМИ Затрудняются ответить | (К) - формулировать суждения, выражать свою точку зрения в устной форме; - сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; (П) - выявлять дефициты географической информации, понимают необходимость поиска информации. | Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Дополняют, уточняют высказанные мнения по существу полученных знаний на предыдущем учебном занятии. |
Изучение нового материала. Цель: формирование новых понятий и применение новых способов действий | Работаем с электронной презентацией, тетрадями. Слайд 2 Изучите изображение на слайде и ответьте на вопросы: ? С какой силой давит воздух на каждый 1 см² нашего тела? ? Почему человек не чувствует давления воздуха?
Слайд 3 Изучите изображение на слайде и запишите ответ на вопрос в тетрадь: ? Что такое АД? Слайд 4 Изучите изображение на слайде и запишите ответ на вопрос в тетрадь: ? От чего зависит АД? Слайд 5 Изучите изображение на слайде и ответьте на вопрос: ? Как называется прибор для измерения АД? Запишите виды барометров в тетрадь. Слайд 6 Изучите изображение на слайде и ответьте на вопрос: ? Какое природное явление возникает, когда появляется разница между областями давления? ? Какие характеристики ветра мы с вами отмечали в дневниках наблюдений в 5 кл.? ? Какие характеристики ветра ещё есть? ? Как мы определяли направление ветра? Слайды 7, 8 Изучите изображение на слайдах и ответьте на вопросы: ? С помощью каких приборов определяют направление и скорость ветра? ? Как определяют силу ветра? ? А есть ли ветры, меняющие своё направление по времени суток и по сезонам? Слайд 9. Изучите изображение на слайде и ответьте на вопрос, запишите ответ в тетрадь: ? Как называется ветер, меняющий своё направление два раза в сутки? Слайд 10. Изучите изображение на слайде и ответьте на вопрос, запишите ответ в тетрадь: ? Как называется ветер, меняющий своё направление два раза в год? РОЗА ВЕТРОВ. Объяснение принципа построения с помощью слайдов 11, 12. | Работают с презентацией, записывают основную информацию в тетрадь. На каждый 1 см² нашего тела воздух давит с силой 1 кг 33 г. АД уравновешивается давлением внутри организма. АД – это сила, с которой воздух давит на поверхность Земли и на все, находящиеся на ней тела. АД зависит от температуры воздуха и абсолютной высоты. При увеличении высоты на каждые 10,5 м АД понижается на 1 мм рт. столба. Барометр (ртутный, анероид). Разница в атмосферном давлении приводит к перемещению больших воздушных масс вдоль земной поверхности и возникновению ветра. Силу и направление ветра. Предполагают, что скорость. Направление ветра определяли по той стороне горизонта, откуда дует ветер. Направление и скорость ветра определяют с помощью флюгера, ветроуказателя, анемометра. Силу ветра можно определить не только по приборам, но и с помощью шкалы Бофорта. Затрудняются ответить. Ветер, меняющий свой направление два раза в сутки называется БРИЗ. Ветер, меняющий свой направление по сезонам называется МУССОН. Чертят линии основных и промежуточных сторон горизонта в тетради и делят их на равные отрезки. | (Л) осознание взаимосвязи человека с природной средой; установка на осмысление опыта наблюдений; (П) характеризовать существенные признаки географических процессов; - выявлять причинно-следственные связи при изучении географических объектов, процессов и явлений; - формулировать гипотезы о взаимосвязях географических процессов и явлений; - самостоятельно выбирать способ решения учебной географической задач. - выбирать, анализировать и интерпретировать географическую информацию различных видов и форм представления; - систематизировать географическую информацию в разных формах. (К) - сопоставлять свои суждения с суждениями других участников, обнаруживать различие и сходство позиций; - публично представлять результаты выполненного исследования. (Р) самостоятельно составлять алгоритм решения географических задач (П) - выявлять дефициты географической информации, понимают необходимость поиска информации. (П) - систематизировать географическую информацию в разных формах. | Наблюдение, ответы учащихся результаты записей в тетрадях, чертёж розы ветров. |
Физминутка | Демонстрация движений | Выполнение комплекса движений | Активность | |
Первичное усвоение и закрепление материала. Цель: Обеспечение восприятия осмысления и первичного закрепления материала обучающимися. | Объясните пожалуйста смысл темы урока. Всё ли вам понятно из изученного? ? Что такое АД? ? Как изменяется АД при нагревании и при охлаждении воздуха? ? Почему дует ветер? ? Какие характеристики ветра вы узнали? ? Что общего между бризом и муссоном? | Ответы обучающихся. | (П)- самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого исследования, оценивать достоверность полученных результатов и выводов. | Наблюдение, ответы обучающихся, дополняют ответы друг друга. |
Рефлексия Цель: зафиксировать новое содержание темы, организовать рефлексию и самопроверку. Провести анализ деятельности обучающихся с достигнутыми результатами. | Решите задачу. Высота главного здания МГУ в Москве 237 м. Каково АД на его шпиле, если у основания оно составляет 745 мм рт. ст.? - Поднимите левую руку, если вы узнали новое на уроке. - Поднимите правую руку, кто достиг поставленной цели на уроке? - Хлопните в ладоши те, кому урок понравился. | Решают задачу. Показывают свое отношение к изученной теме | (П) - систематизировать географическую информацию в разных формах. (Р) самостоятельно составлять алгоритм решения географических задач (Р) - владеть способами самоконтроля и рефлексии; - объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту; - оценивать соответствие результата цели и условиям. - осознанно относиться к другому человеку, его мнению; - признавать своё право на ошибку и такое же право другого. | Находят верный ответ. Наблюдение, результаты самооценки. |
Домашнее задание Цель: зафиксировать домашнее задание | § 42,43 Задание: Постройте розу ветров для августа 2025г. для с. Вагино по данным таблицы. Слайд 12. | Записывают домашнее задание в дневник и данные таблицы ветров для с. Вагино в августе 2025 г. | (П) - проводить по плану несложное географическое исследование, в том числе на краеведческом материале, | Наблюдение |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по географии в 6 кл "Атмосферное давление" технология смыслового чтения
В 2014-2015 учебном году наша школа продолжила работу по внедрению ФГОС второго поколения в среднее звено. Я провела несколько пробных работ по смысловому чтению и ужаснулась тому, что, че...
Технологическая карта урока по теме "Измерение атмосферного давления"
Разработаны цели деятельностного подхода, этапы урока....
Технологическая карта урока Атмосферное давление
Технологическая карта урокаТема урока: Атмосферное давлениекласс:7...

Презентация к уроку "Атмосферное давление. Ветер."
Собственная методическая разработка. Презентация может использоваться для изучения темы в 6 классе....
Технологическая карта урока географии: Атмосферное давление и ветер в атмосфере 6 класс
Урок с использованием элементов технологии исследовательского обучения и материалов библиотеки ЦОК...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ "Атмосферное давление. Ветер. Роза ветров"
Презентация предназначена для проведения урока географии в 6 классе по теме: "Атмосферное давление. Ветер. Причтны его возникновения. Роза ветров".Презентация соответствует технологической к...
