Программа курса внеурочной деятельности по "Основам естественно-научных исследований" (ОЕНИ)
рабочая программа по географии (5 класс)

Резник Марина Николаевна

Программа курса внеурочной деятельности по "ОЕНИ" для 5-6 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kursa_vneurochnoy_deyatelnosti_po_oeni_5-6_klass.docx702.15 КБ

Предварительный просмотр:

ИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

‌муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 имени маршала Г.К. Жукова
Муниципальное образование Усть-Лабинский район
‌‌
 

МАОУ

СОШ No3

РАССМОТРЕНО

Методическом объединении учителей естественно-научного цикла

___________________

Резник М.Н.

Протокол №1

от «28» августа 2025 г.

СОГЛАСОВАНО

Зам.директора по УВР

К.В. Овчаренко

от «28» августа 2025 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор

И.В. Ивлева

Приказ № 1

от «31» августа   2023 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«___________Основы естественно-научных исследований_____________»

( наименование программы либо наименование объединения)

Направленность _____естественнонаучная________________

Уровень _______ базовый____________________________

(стартовый, базовый или продвинутый)

Рассчитана на детей от _10_ до 13_ лет

Срок реализации (общее количество часов) _2 года (68 часов)

Шкуркина Евгения Михайловна,

Учитель биологии

Резник Марина Николаевна

Учитель географии

(Ф.И.О.и должность разработчи

Усть-Лабинск,

2025 год

Структура содержания дополнительной общеобразовательной программы

I.Раздел№1 «Комплекс основных характеристик программы»:        8

1.Пояснительная записка        8

2. Цели и задачи программы:        10

3. Содержание программы        11

4. Планируемые результаты        13

Учебно-тематический план        14

5. Планируемые (ожидаемые) результаты.        16

Литература для педагога:        40

Литература для обучающихся:        40

I.Раздел№1 «Комплекс основных характеристик программы»:

1.Пояснительная записка

Данная программа разработана с учетом нормативно-методических основ, изложенных в  следующих документах:

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
  3. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»
  4. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р
  5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»

                     Программа «Мир исследований» модифицированная, разработана на основе дополнительной общеобразовательной  общеразвивающей программы «Основы естественнонаучных исследований» педагога-организатора Африной Елены Ильиничны, учителя физики и естествознания, заведующей кафедрой физики и информатики гимназиии №1567 города Москвы, автора курса "Основы естественнонаучных исследований", соавтора проекта "Наблюдай и исследуй",  кандидата физико-математических наук.

Программа разработана в  соответствии со ст. 75 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», направлена на дополнительное образование детей,  формирование и развитие их творческих способностей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании с учетом возрастных и иных особенностей обучающихся, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Программа обеспечивает адаптацию детей к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Построена на принципах точности, конкретности, логичности, реальности. В дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Основы естественно-научных исследований»   представлена разноуровневость,  вариативность,  модульность  содержания,  гибкость и мобильность,  программа  носит открытый характер реализации.

В соответствии с п.3  Приложения  к пр. МОН РФ №1008 от 29.08.2013г «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»  программа направлена на :

  • формирование и развитие творческих способностей учащихся;
  • удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в нравственном и интеллектуальном развитии;
  •  формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья;
  • обеспечение духовно- нравственного, гражданско-патриотического, трудового воспитания учащихся;
  • выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся  способности;
  • профессиональную ориентацию учащихся;
  • создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся;
  • социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;
  • формирование общей культуры учащихся

Направленность программы: дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Основы естественно-научных исследований» (72часа) естественно-научная, так как предполагает получение обучающимися дополнительного образования в области экологии, биологии,  формирует экологическое мышление, развивает экологическое сознание, дает знания и навыки в области естественных наук.

Актуальность программы: обусловлена тем, что естественнонаучное образование подрастающего поколения – не просто одна из важнейших задач современного общества, это условие его дальнейшего выживания. Поэтому так важно содержание этого образования, тот научный багаж, фундамент знаний и практические навыки, которые должны войти в мировоззрение нового поколения,  стать основой его дальнейшей деятельности.

    Дополнительная  общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы естественно-научных исследований»  соответствует потребностям времени , так как ней представлена  разноуровневость,  вариативность,  модульность  содержания,  гибкость и мобильность,  программа  носит открытый характер реализации.

Отличительные особенности дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Основы естественно-научных исследований»  заключаются в том, что в ней используется  современный научный исследовательский метод в ходе решения проблемных ситуаций  эколого-биологического плана, включающих в себя химические, физические, географические аспекты; проектно-исследовательская  деятельность сочетается с социально значимой природоохранной работой;  использование современных педагогических технологий дает возможность учащимся  осмыслить и систематизировать ранее полученный опыт и знания, сформировать новые знания и применить их на практике для реализации идей устойчивого развития. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы естественно-научных исследований»  стартового  уровня (1-й год обучения) обеспечивает адаптацию детей  к жизни в обществе,  выявление и поддержку обучающихся, проявивших интерес к визучению биологии, экологии и др. естественных наук.

Адресат программы:  Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы естественно-научных исследований»  ориентирована на школьников от   10 – до 13 лет, желающих существенно расширить свой кругозор и заниматься естественно-научными исследованиями. В кружок принимаются все желающие без специального отбора и гендерных предпочтений. Требований к уровню обученности нет.

Объем и срок освоения программы: Общее количество часов программы к освоению – 68 часов, реализуется программа 2 года. Срок реализации стартового уровня программы  с сентября 2025г по май 2027г (2 учебных года) Режим занятий: 1 раз в  неделю, по 1 занятию (1 час в неделю). Продолжительность одного занятия  составляет  40 мин, перерыв между занятиями не менее 10 минут.                                                                                                                                                                                                          

Форма обучения: очная.

Особенности организации образовательного процесса:

Реализация содержания и материала программы организована на принципе дифференциации. 1-й год обучения – стартовый уровень, 2-й год обучения – базовый уровень. При успешном освоении содержательной части стартового уровня обучающимся предлагается освоить базовый уровень. В то же время возможно освоение базового уровня без предварительной стартовой подготовки, если обучающийся имеет сформированные представления, знания, умения и навыки, предполагаемые у обучающихся после освоения стартового уровня программы. Педагог проводит вводную диагностику (собеседование) обучающегося, желающего сразу приступить к освоению базового уровня.

Образовательный процесс построен на реализации практических и теоретических занятий. Причем, доля практических занятий превышает долю теоретических. В процессе обучения  используются различные формы организации занятий: теоретические  и практические занятия; лекции, экскурсии, праздники, практикумы, викторины, соревнования, игры, конкурсы, и другие.

2. Цели и задачи программы:

Цель программы:

  •  Цель программы: формирование у учащихся основ естественно-научного мышления и исследовательских навыков через практическую деятельность. Основные задачи курса:

Формирование умений и навыков работы с различными источниками информации, а также умений и навыков обработки результатов наблюдений

Формирование  у обучающихся знаний об основных методах исследования, используемых в естественных науках:

  • знакомство с естественнонаучной методологией;
  • знакомство с окружающей природой, с природой и культурой жителей других  регионов страны;
  • знакомство со способами коммуникации, общепринятыми в научном сообществе;
  • знакомство с  графиками  -  как общепринятой знаковой системой для обработки  и  анализа результатов наблюдений и измерений;
  • изучение элементов физических, химических, биологических, астрономических и экологических знаний;
  • освоение методов наблюдения и описания явлений  живой и неживой природы;
  • освоение техники выполнения измерений, включая использование индикаторов;
  • овладение способами изготовления простейшего оборудования для проведения наблюдений и  исследований;
  • освоение  и  совершенствование навыков использования компьютеров и компьютерной коммуникации;

развитие коммуникативных навыков, освоение техники совместной работы в группе.

  • Формирование целостного представления о природных явлениях
  • Развитие навыков наблюдения, измерения и эксперимента
  • Освоение методов научного исследования
  • Развитие логического мышления и исследовательских умений
  • Формирование экологической культуры

3. Содержание программы

5 класс (34 часа)

  1. Введение (2 часа)
  • Знакомство с курсом
  • Летние наблюдения
  • Методы исследования
  1. Основы измерений (12 часов)
  • Длина и её измерение
  • Графики
  • Площадь и объём
  • Время и его измерение
  • Температура
  • Масса и плотность
  1. Оптические приборы (8 часов)
  • Линзы и лупы
  • Микроскоп
  • Работа с оптическими приборами
  1. Растения и среда (10 часов)
  • Почва и её свойства
  • Вода в жизни растений
  • Испарение и конденсация
  • Влажность воздуха
  • Конференция «Домашняя лаборатория»

6 класс (34 часа)

  1. Физические явления (12 часов)
  • Давление
  • Атмосферное давление
  • Строение атмосферы
  • Гидрология
  • Тепловые явления
  1. Световые явления (8 часов)
  • Отражение света
  • Преломление света
  • Интерференция и дифракция
  • Поляризация света
  1. Биологические процессы (8 часов)
  • Фотосинтез
  • Электрические явления в природе
  • Магнитные явления
  • Влияние среды на растения
  1. Итоговое занятие (6 часов)
  • Защита проектов
  • Итоговая конференция
  • Обобщение материала

3. Планируемые результаты

Личностные:

  • Формирование целостного мировоззрения
  • Развитие познавательных интересов
  • Формирование экологической культуры

Метапредметные:

  • Овладение методами исследования
  • Развитие логического мышления
  • Формирование навыков работы с информацией

Предметные:

  • Знание основных естественно-научных понятий
  • Умение проводить наблюдения и эксперименты
  • Владение измерительными приборами
  • Умение представлять результаты исследования

4. Учебно-тематический план по программе «Основы естественно-научных исследований»

Учебно-тематический план

5 класс (34 часа)

Тема

Теоретические занятия

Практические занятия

Всего часов

Формы контроля

1

Введение

1

1

2

Беседа, наблюдение

Знакомство с курсом

1

-

1

Опрос

Летние наблюдения

-

1

1

Презентация наблюдений

2

Основы измерений

4

8

12

Лабораторные работы

Измерение длины

1

1

2

Практикум

Графики

1

1

2

Построение графиков

Площадь и объём

1

2

3

Лабораторная работа

Время

1

2

3

Измерительный практикум

Температура

-

1

1

Практикум

Масса и плотность

-

1

1

Лабораторная работа

3

Оптические приборы

2

6

8

Демонстрации

Линзы и лупы

1

2

3

Практикум

Микроскоп

1

2

3

Работа с прибором

Оптические явления

-

2

2

Лабораторная работа

4

Растения и среда

3

7

10

Исследовательская работа

Почва

1

2

3

Практикум

Вода в жизни растений

1

2

3

Лабораторная работа

Испарение и конденсация

1

2

3

Эксперимент

5

Итоговое занятие

-

2

2

Конференция

6 класс (34 часа)

Тема

Теоретические занятия

Практические занятия

Всего часов

Формы контроля

1

Физические явления

4

8

12

Лабораторные работы

Давление

2

4

6

Практикум

Атмосфера

1

2

3

Эксперимент

Гидрология

1

2

3

Лабораторная работа

2

Световые явления

2

6

8

Демонстрации

Отражение света

1

2

3

Практикум

Преломление света

1

2

3

Лабораторная работа

Поляризация

-

2

2

Эксперимент

3

Биологические процессы

3

5

8

Исследовательская работа

Фотосинтез

1

2

3

Практикум

Электрические явления

1

2

3

Лабораторная работа

Магнитные явления

1

1

2

Эксперимент

4

Итоговое занятие

-

6

6

Защита проектов

5. Планируемые (ожидаемые) результаты.

  • знакомство с естественнонаучной методологией;
  • знакомство с окружающей природой, с природой и культурой жителей других  регионов страны;
  • знакомство со способами коммуникации, общепринятыми в научном сообществе;
  • знакомство с  графиками  -  как общепринятой знаковой системой для обработки  и  анализа результатов наблюдений и измерений;
  • изучение элементов физических, химических, биологических, астрономических и экологических знаний;
  • освоение методов наблюдения и описания явлений  живой и неживой природы;
  • освоение техники выполнения измерений, включая использование индикаторов;
  • овладение способами изготовления простейшего оборудования для проведения наблюдений и  исследований;
  • развитие навыков чтения, письма, счета;
  • освоение  и  совершенствование навыков использования компьютеров и компьютерной коммуникации;
  • развитие коммуникативных навыков, освоение техники совместной работы в группе;
  • умение обращаться с простейшими приборами;
  • знание основных методов измерений и способов представления полученных результатов в виде таблиц, диаграмм и графиков;
  • знакомство с правилами приближенных вычислений и правильное использования микрокалькулятора для проведения простейших расчетов;
  • умение вести журнал лабораторных исследований;
  • знание научной терминологии и ее правильное применение;
  • навыки систематизации полученных данных;
  • оценка достоверности полученных результатов;
  • умение сопоставлять и описывать результаты экспериментов, выполненных в разных условиях;
  • навыки работы с дополнительной литературой;
  • знакомство с устройством персонального компьютера и подготовкой его к работе (уровень пользователя);
  • знакомство с клавиатурой компьютера;
  • умение работать с одним из редакторов текста (набор и редактирование текста, вставка, замена, проверка орфографии, работа с двумя файлами);
  • умение вывести текст на печать;
  • умение пользоваться коллективными архивами на машинном носителе информации;
  • умение вести индивидуальный архив;
  • знакомство с графическим редактором и подготовкой текста к изданию;
  • умение пользоваться текстовым и графическим редактором для оформления результатов экспериментов, подготовки собственных отчетов и статей;
  • знакомство с устройством компьютерной сети (локальной и глобальной);
  • умение подготавливать, отправлять и получать электронную почту;
  • знание этикета работы в компьютерной сети.
  • знакомство с основными ролями участников группы сотрудничества;
  • освоение форм взаимодействия людей в работе, способов сотрудничества и конкуренции;
  • формирование умений слушать, поощрять, выполнять роли координатора и участника группы сотрудничества.

2. Условия реализации программы

Кадровое обеспечение: учитель биологии Шкуркина Евгения Михайловна, без квалификационной категории. Педагогический стаж работы на начало реализации – 7 лет, Резник Марина Николаевна учитель высшей категории, педагогический сттаж-???????, Хохлова Татьяна Петровна учитель химии, учитель…..педагогический стаж???????,Ярошевич Екатерина Николаевна-учитель без квалификационной категории педагогический стаж 4 года.

Учебные помещения МАОУ СОШ №3 каб №11, 33, 36 ,21 общей площадью               кв.м, оборудованные партами, стульями, столом для учителя, доской.

Оборудование: проектор, мультимедийная доска, системный блок, гигрометр, колба, линза двояковыпуклая, лампа, штатив, компьютер, Стендовые доклады учащихся, Визитки на столах учащихся, брусок, 3-4 разных листочка, кусок нитки, стаканчик, зерна, цветные карандаши или ручки, мензурка цилиндрическая, сосуд с водой, набор из трех тел разного объема (к каждому телу должна быть привязана нитка), свинцовая дробь (мелкие бусинки или гвоздики) примерно 40-50 штук, отливной сосуд и несколько мензурок разной формы и с разной ценой деления,  штатив с муфтой и лапкой, металлический шарик на нити длиной 50-60 см, секундомер, сантиметровая лента, пружина, набор 100-граммомых грузов, бюретка, пустой стеклянный сосуд и сосуд с водой, транспортир, самодельный угломер, приборы для наблюдения теплового расширения металлического стержня и металлического диска, жидкости и газа, электрическая плитка,  термометры разных типов, термостойкий сосуд с водой,  спиртовка, лабораторные весы с набором разновесов, набор тел для взвешивания, сосуд с водой, небольшая емкость для взвешивания воды, пипетка, набор калориметрических тел, алюминиевые или стальные ложка и вилка, чашки Петри, бруски одинакового объема из разных материалов,  стакан с соленой водой, дробь свинцовая (мелкие гвоздики или гайки), маленькая пробирка или пластиковая трубочка герметично закрытая с одной стороны, модели ареометров, лампа, свеча на подставке, спички, стеклянная миллиметровая сетка, стеклянная миллиметровая сетка, микроскоп, набор готовых препаратов, покровное и предметное стекла, сосуд с водой, пипетка, бумажная салфетка, иголка  или булавка, две емкости с образцами почвы (песчаной и глинистой), два стакана с водой и пустой стакан,  фильтровальная бумага, пипетка. литровая банка с плотно закрывающейся крышкой, почва для комнатных растений, фильтровальная бумага, ножницы, стеклянная палочка, предметное стекло,  лупа, набор капиллярных трубочек, сосуд с подкрашенной водой, шерстяные нитки разной толщины, полоски разной ткани, круглодонная колба с пробкой и трубкой, круглодонная колба с водой, закрытая пробкой с изогнутой трубкой, психрометр, волосной и металлический гигрометры, таблица, метеорологические приборы, шкала Бофорта , барометр – анероид, две прозрачные трубки, гибкое соединение ,сосуды с чистой и подкрашенной водой, воздушные шарики, два больших и два маленьких шприца, две соединительные трубки для них, дощечка, газета, пустая пластиковая бутылка, , деревянный и пенопластовые плоты , набор проволочных каркасов, кусок медной или стальной проволоки длиной 15, , покрытое парафином, фильтровальная бумага, картонная рыбка и подковка, масло, проволочная спираль, кусочки пробки, набор аморфных и кристаллических тел нагреватель, прозрачная широкая емкость, деревянные, металлические и пластмассовые планки,  механический и электронный стробоскопы,  

Материалы: грунт, соль поваренная, вода, кожица лука, Коллекция комнатных растений, коробочка с песком, сосуд с известковой водой, поваренная соль, чернила, зеленка, кусочки льда (или снег), калориметр, марганцовка, ацетон, спирт и/или бензин, кусочек мыла и леденец, мыльный раствор.

- информационное обеспечение

– аудио

 -видео

-фото

- интернет источник

Интернет – ресурсы:

Фотографии и наглядные пособия: «Карта звездного неба», «Фотосинтез», набор иллюстраций «Растения и его основные части», «Осенние пейзажи»,   психрометрическая таблица, GISMETEO , атлас облаков, портрет Торричелли, : глобус, компасы , географические и астрономические карты.

3. Формы аттестации

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов.

Аналитическая справка, аналитический материал, фотоматериал, грамота, готовая работа, диплом, дневник наблюдений, журнал посещаемости, маршрутный лист экскурсии, методическая разработка, портфолио, перечень готовых работ, анкетирование родителей, свидетельство (сертификат).

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов.

Аналитический материал по итогам проведения диагностики результатов, аналитическая справка, выставка, готовое изделие, диагностическая карта, защита творческих работ, конкурс, образовательная игра, научно-практическая конференция, олимпиада, открытое занятие, отчет итоговый, портфолио, поступление выпускников в профессиональные образовательные организации по профилю, праздник, акция, викторина.

4. Оценочные материалы:

Оценка успешности учащихся в овладении программным материалом должна быть многоаспектной, должна проводиться в различных формах и преследовать цели мотивационные и развивающие.

Большое значение приобретает в этих условиях оценка достижений конкретного ребенка со стороны товарищей по группе, родителей. Особую роль играет моделирование признания заслуг исследователя членами научного сообщества через апробацию идей и результатов исследования на  конференциях и публикации работ в специальных сборниках.

МОНИТОРИНГ

результатов обучения  воспитанников по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе

Показатели

(оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Число баллов

Методы диагностики

Теоретическая    подготовка

Теоретические знания по основным разделам учебно-тематического плана программы

Соответствие теоретических знаний программным требованиям

  • практически не усвоил   теоретическое содержание программы;
  • овладел менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой;
  • объем усвоенных знаний составляет более ½;
  • освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период

0

1

2

3

Наблюдение, тестирование, контрольный опрос и др.

Владение специальной терминологией

Осмысленность и правильность использования специальной терминологии

  • не употребляет специальные термины;
  • знает отдельные специальные термины, но избегает их употреблять;
  • сочетает специальную терминологию с бытовой;
  • специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием.

0

1

2

3

Наблюдение, собеседование

Практическая подготовка

Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно-тематич. плана программы)

Соответствие  практических умений и навыков программным требованиям

  • практически не овладел умениями и навыками;
  • овладел менее чем ½ предусмотренных умений и навыков;
  • объем усвоенных  умений и навыков составляет более ½;
  • овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными  программой за конкретный период

0

1

2

3

Наблюдение, контрольное задание

Творческие навыки

Креативность в выполнении практических заданий

  • начальный (элементарный) уровень развития креативности- ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога;
  • репродуктивный уровень – в основном, выполняет задания на основе образца;
  • творческий уровень (I) – видит необходимость принятия творческих решений, выполняет практические задания с элементами творчества с помощью педагога;
  • творческий уровень (II) - выполняет практические задания с элементами творчества самостоятельно.

0

1

   2

3

Наблюдение, контрольное задание

 Основные компетентности

Учебно-интеллектуальные

Подбирать и анализировать специальную литературу

Самостоятельность в подборе и работе с литературой

  • учебную литературу не использует, работать с ней не умеет;
  • испытывает серьезные затруднения при выборе и работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога;
  • работает с литературой с помощью педагога или родителей;
  • работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей.    

0

1

2

3

Наблюдение, анализ способов деятельности детей, их учебно-исследовательских работ

Осуществлять учебно-исследовательскую работу (писать рефераты, проводить учебные исследования, работать над проектом и пр.)

Самостоятельность в учебно-исследовательской работе

Уровни и баллы - по аналогии с  пунктом выше                          

Коммуникативные

Слушать и слышать педагога, принимать во внимание мнение других людей

Адекватность восприятия информации идущей от педагога

  • объяснения педагога не слушает,  учебную информацию не воспринимает;
  • испытывает серьезные затруднения в концентрации внимания, с трудом

     воспринимает учебную информацию;  

  • слушает и слышит педагога, воспринимает учебную информацию при  напоминании

     и контроле, иногда принимает во внимание мнение других;

  • сосредоточен, внимателен, слушает и слышит педагога, адекватно воспринимает

информацию, уважает мнении других.

0

1

2

3

Участвовать в дискуссии, защищать свою точку зрения

Самостоятельность в  дискуссии, логика в построении  доказательств

  • участие в дискуссиях не принимает, свое мнение не защищает;
  • испытывает серьезные затруднения в ситуации дискуссии, необходимости предъявления доказательств и аргументации своей точки зрения, нуждается в значительной помощи педагога;
  • участвует в дискуссии, защищает свое мнение при поддержке педагога;
  • самостоятельно  участвует в дискуссии, логически обоснованно предъявляет доказательства, убедительно аргументирует свою точку зрения.

0

1

2

3

      Организационные

Организовывать свое рабочее (учебное) место

Способность самостоятельно организовывать свое рабочее место к деятельности и убирать за собой

  • рабочее место организовывать не умеет;
  • испытывает серьезные затруднения при организации своего рабочего места, нуждается в постоянном контроле и помощи  педагога;
  • организовывает  рабочее место и убирает за собой  при  напоминании педагога;
  • самостоятельно готовит рабочее место и убирает за собой

   0

1

2

   3

Наблюдение

Аккуратно, ответственно выполнять работу

Аккуратность и ответственность в работе

  • безответственен, работать аккуратно не умеет и не стремится;
  • испытывает серьезные затруднения при необходимости работать аккуратно, нуждается в постоянном контроле и помощи педагога;
  • работает аккуратно, но иногда нуждается в напоминании и внимании  педагога;
  • аккуратно, ответственно выполняет работу,  контролирует себя сам.

0

1

2

3

5.  Методические материалы:

ИУМК «Естественнонаучное образование»

Название:  Основы естественнонаучных исследований

Авторы:

  • Африна Елена Ильинична – руководитель авторского коллектива, кандидат физико-математических наук, учитель физики и естествознания
  • Шаронова Наталия Викторовна – доктор педагогических наук,  профессор кафедры теории и методики обучения физике МПГУ
  • Габайдулина Лия Ириковна - аспирант МПГУ, учитель астрономии, естествознания и информатики
  • Горидченко Татьяна Петровна - кандидат биологических наук, учитель биологии
  • Крылов Алексей Игоревич - методист, старший преподаватель кафедры географии МИОО, учитель географии

Аликберова Людмила Юрьевна - кандидат химических наук, профессор кафедры  неорганической химии

Основной компонент на бумажных носителях – рабочая тетрадь на печатной основе. Она предназначена для записи результатов наблюдений и опытов, выполненных в процессе обучения. По своей структуре эта рабочая тетрадь напоминает обычный журнал для лабораторных исследований. Такие лабораторные журналы ведут все ученые, занимающиеся естественнонаучными исследованиями. В рабочей тетради представлены краткие рекомендации по выполнению опытов и наблюдений, заготовки для построения таблиц и графиков, отведены специальные «поля» для выполнения записей и рисунков.

Перечень компонентов ИУМК, выполненных на цифровых носителях:  

Электронная энциклопедия – учебные материалы для обучающихся или книга для чтения. Материалы этого ресурса можно будет использовать при изучении всех разделов курса. Кроме обычных учебных текстов с цветными и черно-белыми иллюстрациями, адаптированных для обучающихся этого возраста этот ресурс будет содержать описание способов изготовления оборудования для домашней лаборатории, видеофрагменты и интерактивные модели, анимации и описания приборов, используемых при проведении наблюдений и опытов, а также описания проектных заданий.

В них представлены  различные методические материалы следующих типов:

Введение (о курсе и его пропедевтической роли в преподавании предметов естественнонаучного цикла)

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

  • словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
  • наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) и др.);
  • практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и шаблонам, экскурсия, исследование)

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • объяснительно-иллюстративный – учащиеся воспринимают и усваивают готовую информацию;
  • репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
  • частично-поисковый – участие учащихся в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
  • исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

  •     фронтальный- одновременная работа со всеми учащимися;
  • индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
  • групповой – организация работы в группах;
  • индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Методические рекомендации по проведению занятий

Кроме этого обучающиеся смогут использовать постоянно обновляемые материалы сайта поддержки курса, а также компакт-диски «От плуга до лазера», «Естествознание, физика и химия для 5 класса» МарГТУ. По рекомендации педагога могут фрагментарно использовать компакт-диски компании «Физикон»: «Открытая астрономия», «Открытая физика»,  «Открытая химия», «Открытая биология» и т.п. Аннотированные описания компакт-дисков будут постоянно обновляться на сайте поддержки курса.

Задания для самостоятельной работы обучающихся

Занятие 01

Проведи наблюдения за облаками и изменением температуры – сравни свои результаты с данными, полученными другими учащимися.

Подготовь устный рассказ о своей домашней лаборатории и сделай иллюстрации к своему рассказу.

Занятие 02

Оформи отчет о своих наблюдениях за облаками и изменением температуры как иллюстрированные тезисы своего выступления на конференции

Сделай модель флюгера или анемометра.

Занятие 03

Подготовь устный рассказ с примерами, иллюстрирующими способы увеличения или уменьшения давления в природе, в технике или в быту. Подбери  иллюстративный материал к своему рассказу.

На листе бумаги формата А4  подготовь описание способа изготовления своего прибора (флюгера или анемометра) и проиллюстрируй его рисунками или фотографиями.

Занятие 04

Проследи за давлением воздуха на стенки воздушного шарика.  Пронаблюдай за тем, как изменяется поверхность резиновой оболочки при надувании шарика, что с ней происходит при надавливании пальцем на поверхность надутого шарика, как растягиваются стенки этого шарика, если налить в него немного воды.

Подготовь иллюстрированный отчет о своих опытах с шариками.

Занятие 05

Подготовь устное сообщение о работе шлюзов. Подбери иллюстративные материалы для своего рассказа.

Сделай модель манометра.  Для изготовления манометра нужны две прозрачные трубочки (стеклянные или пластиковые), небольшая гибкая соединительная трубка и материал для подставки.  Прозрачные трубки следует соединить друг с другом гибкой перемычкой и закрепить получившиеся сообщающиеся сосуды на подставке. Затем нужно сделать шкалу и наклеить ее на подставку между трубками.  После этого в манометр можно налить подкрашенную воду, ее уровень должен совпадать с положением нулевого деления на шкале манометра.

Подготовь описание способа изготовления своего прибора и проиллюстрируй его рисунками или фотографиями.

Занятие 06

Возьми небольшую воронку и гибкую трубку. Сделай из бумаги конус таких размеров, чтобы он входил в воронку. Закрепи воронку с вставленным в нее конусом раструбом вниз и попробуй вдувать воздух через трубку. Что происходит с бумажным конусом? А если втягивать воздух "в себя"?

Повтори оба опыта, используя вместо бумажного конуса легкий шарик.

Подготовь небольшой иллюстрированный отчет об этой работе: опиши в нем последовательность своих действий, приведи полученные результаты.

Занятие 07

Подготовь устный рассказ по одной из следующих тем: какие ветры есть на Земле, как человек использует ветер, легенды и мифы о ветрах. Подбери  иллюстративный материал к своему рассказу.

Занятие 08

Подготовь устный рассказ о составе и об основных слоях атмосферы. Подбери  иллюстративный материал к своему рассказу.

Сделай модель пульверизатора.  Для изготовления пульверизатора можно использовать стеклянную или пластиковую бутылку, пробку и две трубочки из любого материала.

Срезав часть пробки, нужно проделать в ней два отверстия по размеры трубочек так, как показано на левом рисунке. После этого  в бутылку можно налить немного воды и вставить пробку с трубочками в горлышко бутылки.

Если нет подходящей пробки, можно скрепить трубочки проволокой или кусочком картона под углом 90° друг другу.

Подготовь описание способа изготовления своего прибора и проиллюстрируй его рисунками или фотографиями.

Занятие 09

Подготовь устный рассказ об  атмосфере планет Солнечной системы.

Сделай пластилиновые кубики с ребром 1 см (20 – 30 штук)

Приготовь несколько щепоток пробкового порошка.

Закрепи кусочек мыла и леденца на проволочке или лучинке (каждый кусочек на отдельной).

          мыло 3             Леденец 2

Занятие 10

Подготовь устный рассказ о водомерках.

Вырежи из картона небольшую рыбку и подкову.

17_2     Подковка

Аккуратно положи рыбку на поверхность воды так, чтобы верхняя сторона рыбки осталась сухой. Набери в пипетку немного мыльного раствора и осторожно введи одну или две капли в заштрихованную область вырезанного отверстия. Что произойдет с рыбкой? Повтори опыты, заменив рыбку подковой, а мыльный раствор маслом.

Подготовь иллюстрированный отчет об этой работе: опиши в нем последовательность своих действий и полученные результаты.

Занятие 11

Приготовь два одинаковых сосуда,  налей в них равное количество пресной и соленой воды. Выясни, как будут вести себя в разных сосудах картофелина, сырое или вареное яйцо.

Возьми сосуд с водой и свечу, подбери такой грузик, чтобы свеча плавала в воде в вертикальном положении, а ее верхний конец чуть-чуть выступал над поверхностью воды (в качестве грузика можно использовать гвоздь, чтобы его было легче вставить в свечу – его надо предварительно нагреть). Зажги свечу и пронаблюдай за тем, что будет  происходить.

Подготовь иллюстрированный отчет о своих опытах: опиши в нем последовательность своих действий, приведи полученные результаты.

Занятие 12

Исследуй растворимость твердых и жидких веществ. Выясни, как растворяются различные твердые вещества в воде или в других жидкостях.

Проведи опыты, показывающие, как одни жидкости растворяются в других.

Подготовь небольшой иллюстрированный отчет об этой работе: опиши в нем последовательность своих действий, приведи полученные результаты.

Начни выращивание кристаллов.

Занятие 13

Закончи выращивание кристаллов.

Изучи особенности замерзания соленой и пресной воды, молока и других жидкостей

Подготовь небольшой иллюстрированный отчет о своих исследованиях: опиши в нем последовательность своих действий, приведи полученные результаты.

Занятие 14

Срежь «макушку» у морковки и вставь в центр прозрачную трубочку длиной 6-15 см, помести морковку с трубочкой в небольшой сосуд с водой, расположив ее вертикально; в трубочку налей до половины соленой воды и пронаблюдай, что произойдет. Изменится ли ход опыта, если в трубочку ничего не наливать (придется взять другую морковку).

Вырежи из картофелины три одинаковых кубика. Возьми три одинаковых сосуда. В один из них налей чистую воду, в другой – подсоленную, в третий – очень соленую. В каждый сосуд опусти по картофельному кубику и посмотри, что с ними произойдет через 2-3 часа.

Положи на тарелочку несколько тонких ломтиков яблок, апельсинов, морковки, свеклы и т.п. Посыпь их сахаром и посмотри, что с ними произойдет через 1 - 2 часа.

Подготовь иллюстрированный отчет о своих исследованиях: опиши в нем последовательность своих действий, приведи полученные результаты

Занятие 15

Возьми три одинаковых стакана, налей в них одинаковое количество воды, только в одном стакане вода должна быть холодной, во втором теплой, а в третьем - практически кипяток. Теперь опусти в каждый сосуд по одному кусочку сахара, только не размешивай. Наблюдай за процессами, происходящими в стаканах.

Подготовь о своих исследованиях иллюстрированный отчет: опиши в нем последовательность своих действий, приведи полученные результаты.

Подготовь устный рассказ о способах распространения семян. Подбери  иллюстративный материал к своему рассказу.

Занятие 16

Возьми ложки из разного материала (сталь, серебро, пластмасса, стекло, дерево) и опусти в стакан с очень горячей водой. Попробуй выяснить, какая ложка быстрее нагреется.

Подготовь небольшой иллюстрированный отчет об своих исследованиях: опиши в нем последовательность своих действий, приведи полученные результаты.

Сделай модель калориметра. Для изготовления калориметра нужно подобрать два небольших сосуда – внутренний и внешний, а также сделать теплоизолирующую вставку. Эта вставка устанавливается на дне внешнего сосуда так, чтобы обеспечить устойчивое положение внутреннего сосуда. Желательно, чтобы оба сосуда имели емкость 200 – 250 см3 и были светлыми (это уменьшает теплоотдачу за счет излучения)

Для калориметра можно сделать крышку с отверстиями для термометра и мешалки.

Подготовь описание способа изготовления своего прибора и проиллюстрируй его рисунками или фотографиями.

Занятие 17

Сделай две вертушки и проведи опыты, располагая каждую вертушку над настольной лампой, сбоку или снизу от нее.

Возьми зажженную свечу и аккуратно проследи за язычком ее пламени, помещая свечу у окна, у открытой двери, у самого пола или в других самых разных местах комнаты (квартиры).

Подготовь небольшой иллюстрированный отчет о своих исследованиях: опиши в нем последовательность своих действий, приведи полученные результаты.

Занятие 18

Сделай небольшой парник, и помести в него семена для проращивания, ежедневно наблюдай за ними и записывай результаты своих наблюдений.

Подготовь описание способа изготовления своего парника и проиллюстрируй его рисунками или фотографиями.

Занятие 19

Подготовь иллюстрированный отчет о своих исследованиях по изготовлению парника и по проращиванию семян в нем.

Подготовь устный рассказ об искусственных и естественных источниках света.

Занятие 20

Подготовь устный рассказ по одной из следующих тем: «Листовая мозаика», «Смена дня и ночи», «Продолжительность светового дня». Подбери  иллюстративный материал к своему рассказу.

Сделай модель солнечных часов.

Занятие 21

Сделай модель камеры – обскуры. Для изготовления этого прибора нужно вырезать из плотного картона два прямоугольника размерами 48х37 см и 30,5х19,5 см,  затем на первом листе картона надо начертить развертку камеры так, как показано на левом рисунке.

Картинка 1 из 2

Потом проведи диагонали на квадратном выступе развертки и нарисуй окружность  диаметром 1 см с центром на пересечении этих диагоналей.  Аккуратно вырежи ножом всю развертку и кружок на выступе. Сделай неглубокие надрезы ножом по линиям сгиба, обозначенным пунктиром (примерно до половины толщины картона). Затем согни стенки и склей их при помощи бумажных полосок, скотча или лейкопластыря. Круглое отверстие заклей плотной черной бумагой.  В открытый конец коробки нужно вставить подвижный экран, который можно изготовить из второго куска картона, предварительно начертив на нем развертку в соответствии с правым рисунком.  Вырежи эту развертку и квадрат, изображенный внутри пунктира. Квадрат заклей полупрозрачной бумагой или калькой - получится экран. Затем сделай ножом надрезы по пунктирным линиям, согни стенки и склей их. Получится вторая коробка, которая должна достаточно свободно входить в первую.  В центре кружка проткни черную бумагу тонкой иглой. Камера-обскура готова.

Направь отверстие камеры-обскуры на какие-либо ярко освещенные предметы и получи изображение предметов на экране, вдвигая или выдвигая его. Выясни, как изменяется изображение предметов при увеличении размера круглого отверстия в черной бумаге. Проследи за тем, как изменяется четкость изображения с изменением расстояния до предметов. Получи изображения движущихся предметов, например, на улице. Получаются ли эти изображения цветными?

Подготовь описание своего прибора и результатов своих наблюдений, проиллюстрируй  отчет рисунками или фотографиями.

Подготовь устный рассказ на тему «Глаз и зрение».

Занятие 22

Подготовь устный рассказ о миражах. Подбери иллюстрации к своему рассказу.

Сделай модель перископа или калейдоскопа.

Для изготовления калейдоскопа можно использовать любую непрозрачную трубку, две или три зеркально отражающие полоски, полупрозрачный и прозрачный кружочки, кусочки цветного стекла (пластмассы, мелкие пуговицы и т.п.). Внутри трубки, параллельно ее оси, надо поместить две или три зеркальные  полоски, обращенные отражающими поверхностями друг к другу и составляющие углы в 60 или 45°. В качестве таких зеркальных полосок можно использовать кусочки старого зеркала, тщательно разглаженную фольгу, металлизированный картон и т.д. Один конец трубки калейдоскопа нужно закрыть полупрозрачным матовым кружком (стеклянным или пластиковым) и разместить внутри трубки между зеркалами несколько разноцветных кусочков стекла, пластмассы, бумаги и т. п.  Второе отверстие трубки калейдоскопа должно быть закрыто прозрачным стеклом или пластиком малого диаметра.

Повернув изготовленный прибор матовым стеклом к свету, можно будет увидеть через прозрачное стекло симметрично расположенные, красивые цветные фигурки и узоры, форма которых меняется при каждом повороте калейдоскопа.

Подготовь описание способа изготовления своего прибора и проиллюстрируй его рисунками или фотографиями.

Занятие 23

Пронаблюдай за поведением мыльных пузырей: висящих на конце трубочки, летящих в воздухе и упавших на какую-то поверхность.

Подготовь отчет о своих опытах. Сделай для своего отчета рисунки или фотографии.

Приготовь устный рассказ о том, какие явления похожие на радугу, ты видел.

Занятие 24

Сделай модель «Диск Ньютона» и пронаблюдай за  изменением цветового восприятия при изменении скорости его вращения. Для изготовления диска Ньютона можно использовать плотный картон. Кроме этого также потребуется небольшой стержень из дерева, металла или пластмассы, краски (гуашь) или цветная бумага. Из картона нужно вырезать круг диаметром  15 – 20 см и аккуратно разметить его на секторы:

красный - 55°

оранжевый - 35°

желтый - 60°

зеленый - 55°

голубой - 55°

синий -35°

фиолетовый – 50°.

После этого секторы нужно раскрасить краской или заклеить цветной бумагой. Затем в центре диска следует сделать небольшое отверстие для вставки стержня

Возьми несколько кусочков из прозрачного материала разного цвета (стеклышки, пластик, ткань и т.п.) и пронаблюдай с их помощью результаты сложения цветов.

Подготовь один общий отчет о своих опытах. Сделай для отчета рисунки или фотографии.

Занятие 25

Подготовь устный рассказ о янтаре. Подбери иллюстрации к своему рассказу.

Сделай два султанчика, используя для этого любые толстые нитки, полоски из фольги, полиэтилена или тонкой бумаги и принеси их на занятие.

Занятие 26

Сделай модель электроскопа и придумай, какие опыты можно провести с его помощью. Для изготовления электроскопа потребуется небольшой прозрачный сосуд (банка или бутылка), пробка или крышка к нему, металлический стержень (гвоздь или шуруп), полоски тонкой бумаги или фольги. В пластиковой крышке надо проделать отверстие и вставить в него металлический стержень. К нижнему концу стержня нужно прикрепить полоски тонкой бумаги или фольги. После этого следует аккуратно закрыть сосуд крышкой со стержнем.

Если для изготовления электроскопа используется металлическая крышка, то металлический стержень нужно изолировать от нее, используя кусочек пластиковой трубки или пробки.

Подготовь описание способа изготовления своего прибора,  а также проведенных опытов и проиллюстрируй его рисунками или фотографиями.

Занятие 27

Сделай магнитную игрушку. Подготовь описание способа изготовления своей игрушки и проиллюстрируй его рисунками или фотографиями.

Подготовь устный рассказ об одном из способов ориентирования.

Занятие 28

Подготовь устный рассказ  на тему «Азимут». Подбери иллюстрации к своему рассказу.

Сделай подвижную карту звездного неба.

map

map_1

Занятие 29

Подготовь устный рассказ «Основные месторождения и добыча полезных ископаемых» по одной из тем: нефть, уголь,  торф, соль, золото, алмазы и т.п.

Подбери  иллюстративный материал к своему рассказу.

Занятие 30

Проведи опыты по изучению чистых жидкостей и растворов с помощью индикаторов.

Подготовь небольшой иллюстрированный отчет об своих исследованиях: опиши в нем последовательность своих действий, приведи в нем полученные результаты.

Занятие 31

Проведи опыты по изучению морозного выветривания.

Подготовь небольшой иллюстрированный отчет об своих исследованиях: опиши в нем последовательность своих действий, приведи полученные результаты.

Занятие 32

Подготовь устный рассказ на тему «Гидропоника и растения в невесомости». Подбери иллюстративный материал к своему рассказу.

Занятие 33

Подготовься к выступлению на  итоговой конференции

Литература для педагога:

1.Бочкарева, Н. Ф. Система экологического образования и воспитания учащихся / Н. Ф. Бочкарева. - Калуга, 1996. -С. 122.

2. Борисова А., Бердникова О. Иллюстрированная энциклопедия комнатных растений. – М.: Эксмо, 2009. – 240 с. : ил.

3. Кривошеева М.А., Кислицкая М.В. Экологические экскурсии в школе. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов-на –Дону: Издательский центр «МарТ» , 2005. – 256 с. (Серия «Школьный корабль»).

4. Клинковская Н.И., Пасечник В.В. Комнатные растения в школе: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1986. – 143 с., ил., 8 ил.

5. Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. Нравственно- экологическое воспитание школьников: Основные аспекты, сценарии мероприятий. 5-11 классы. – М.: 5 за знания, 2005. – 208 с. (Методическая библиотека).

7. Мак- Милан Броуз Ф. Размножение растений: Пер. с англ. – М.: Мир, 1987. – 192 с., ил.

8. Биология Приложение «Первое сентября» №6 2001с.1, 4-5.

Литература для обучающихся:

1. Анспок П.И. Микроудобрения. Справочник. М.: Агропромиздат, 1990

2. Безуглова О.С. Удобрения и стимуляторы роста. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000;

3.Колтун М. Мир химии. М.: Детская литература, 1988, 303 с.

4.Минеев В.Г., Ремпе Е.Х. Агрохимия, биология и экология почвы. М.: Росагропромиздат, 1990;

5. Аксенова, М. Энциклопедия для детей. Биология. Т. 2 / М. Аксенова,С. Исмаилова. - М.: Аванта+, 1995.

6. Борисова А., Бердникова О. Иллюстрированная энциклопедия комнатных растений. – М.: Эксмо, 2009. – 240 с. : ил.

7. Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. - М: ООО «Издательство Астрель», 2000.

8. Сергиенко Ю.В. Полная энциклопедия комнатных растений /Ю.В.Сергиенко. – М.: АСТ, 2008. – 319, (1) с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности «Развитие естественно-научной грамотности»

Программа внеурочной деятельности «Развитие естественно-научной грамотности» , 6 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности Центра естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста» «Решение сложных задач по физике» для обучающихся 9х классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАвнеурочной деятельностиЦентра естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста»«Решение сложных задач по физике»для обучающихся 9х классов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности Центра естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста» «Физика для начинающих» для обучающихся 7х классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАвнеурочной деятельностиЦентра естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста»«Физика для начинающих»для обучающихся 7х классов...