Исследование кислотности почвы на пришкольном участке
статья по географии

Заббарова Гульнар Фаннуровна

Презентация демонстрирует шаги, как  учащимися прововодилась исследовательская работа по определению кислотности почв на разных точках   на пришкольного участка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zabbarova_g.f.pptx514.13 КБ
Файл moe_vystuplenie_.docx25.01 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Работу выполнила: ученица 9 класса МБОУ «Васильевская СОШ №3 Зеленодольского муниципального района РТ» Гумерова З. Научный руководитель: учитель географии Заббарова Г.Ф. ИССЛЕДОВАНИЕ КИСЛОТНОСТИ ПОЧВЫ НА ПРИШКОЛЬНОМ УЧАСТКЕ

Слайд 2

Содержательные элементы работы Актуальность проблемы: ре акция почвы играет очень важную роль для роста и развития растений. При научном подходе при работе с землей хорошая питательная почва с нормальной кислотностью является основой для получения высокого , стабильного урожая культур и дизайна цветковых растений . Таким образом, я считаю, что выбранная мной тема весьма актуальна, наша пришкольный участок достоин этого. Цель работы Задачи 1.Изучить литературу, материалы в сети Интернет, получить информацию из книг о почве, кислотности почвы. 2. Определить экологическое состояние почвы по кислотности. 3. Составить картограмму кислотности почвы школьного учебно-опытного участка. 4.Улучшить по объему и качеству школьный урожай, дать советы и рекомендации по мерам улучшения плодородия почв, по возделыванию овощей на пришкольном участке в зависимости от полученных результатов опытным путем определить кислотность почвы на школьном учебно-опытном участке. Выяснить пути возможных улучшений плодородия почв пришкольного участка, для увеличения и улучшения получаемого урожая

Слайд 3

Содержательные элементы работы Предмет и объект Возраст обучающихся 15-16 лет Гипотеза . Почва пришкольного учебно-опытного участка никогда не исследовалась на кислотность. Я полагаю, что научное исследование почв на кислотность даст возможность выяснить особенности почв и разработать правильные рекомендации по улучшению плодородия почв, что в свою очередь приведёт к повышению урожайности выращиваемых культур. Исследования проводились осенью и зимой 2015-2016г. Объектом исследования явилась почва школьного учебно-опытного участка: участок № 1 – цветочный отдел слева от входа , участок № 2 – цветочный отдел справа от входа, участок № 3 – цветочно-декоративный отдел возле сосен , участок № 4 -цветочно-декоративный отдел слева от школы

Слайд 4

Результаты работы Исследования кислотности почвы проводились с помощью датчика рН цифровой лаборатории «Архимед» по следующей методике: Оборудование и реактивы: почва, воронка, фильтровальная бумага, пробирка, стеклянная палочка, 2 химических стакана, датчик рН , цифровая лаборатория «Архимед». Настройка параметров измерения: 1) частота измерений – каждую секунду; 2) число замеров – 50 Приготовление почвенного раствора . Забор почвы для анализа берётся на глубине 10-20 см. В химический стакан поместили почву. Прилили дистиллированную воду, объём которой должен быть в 3 раза больше объёма почвы. Хорошенько перемешали стеклянной палочкой. Приготовили бумажный фильтр. Смочили фильтр водой, чтобы он плотнее прилегал к стенкам воронки и чтобы сухой фильтр не впитывал фильтруемую жидкость. При фильтровании жидкость наливали на фильтр по палочке тонкой струёй, направляя её на стенку воронки, а не на непрочный центр фильтра, чтобы его не разорвать. Подставили под воронку химический стакан и профильтровали подготовленную смесь почвы и воды. Почва останется на фильтре, а собранный в пробирке фильтрат представляет собой почвенную вытяжку (почвенный раствор). В почвенную вытяжку поместили датчик рН и начали регистрацию данных. Эксперимент проделали не менее 3-х раз. Результаты измерений: занесли полученные данные в таблицу «Кислотность почв» и сделали вывод об их пригодности для различных растений.

Слайд 5

Наш пришкольный участок

Слайд 6

Результаты работы Участок взятия пробы рН Вывод (среда) № 1 – цветочный отдел слева от входа школы Ι способ ΙΙ способ ΙΙΙ способ ΙV способ (положение соски) Vспособ 5 5,5 6 Расправилась наполовину 5 Слабокислые № 2 – цветочный отдел справа от входа школы Ι способ ΙΙ способ ΙΙΙ способ ΙV способ (положение соски) V способ 6 5,5 6 Не расправилась 6 Близкие к нейтральным № 3 – цветочно-декоративный отдел возле сосен Ι способ ΙΙ способ ΙΙΙ способ ΙV способ (положение соски) V cпособ 4 4,5 4 Расправилась 4 Кислые №4 – цветочно-декоративный отдел слева от школы Ι способ ΙΙ способ ΙΙΙ способ ΙV способ (положение соски) V cпособ 4 4 4,5 Расправилась 4 Кислые Результаты исследований Анализируя полученные данные, мы выявили: 1. Участок № 1 – цветочный отдел слева от входа , участок № 2 – цветочный отдел справа от входа , участок № 3 – цветочно-декоративный отдел возле сосен , участок № 4-цветочно-декоративный отдел слева от школы все четыре участка имеют супесчаную почву. Супесчаные почвы сложены из крупных частиц, они сухие, т.е. плохо задерживают влагу. 2. Значение рН ( измерялся разными способами)

Слайд 7

Выводы В ходе исследовательской работы я пришла к выводу о том, что почва в изученных участках имеет разные среды. В участках №1 и 2 почва соответствует требованиям значения pH и видовому составу растений В участках №3, №4 –почва кислая, что губительна для растений. Кислотность почвенного раствора оказывает большое влияние на развитие растений и жизнедеятельность микроорганизмов. Обычно при усилении кислотности угнетается рост и развитие большинства культурных и цветковых растений и бактериальной микрофлоры .

Слайд 8

Результаты работы Рекомендации 1. В участке №1, №2 почву разрыхлять, продолжить посадку таких же видов растений как, пеларгония зональная(герань садовая),бальзамин садовая, петуния сурфиния , азалии, бархатцы, ирис, очиток, лилии сальвия . 2. В участках №3, №4 почва кислая, поэтому надо раскислять почву путем внесения размолотого цемента, любой штукатурки, мела, доломита, молотой яичной скорлупой осенью под хорошую перекопку. 3. Участок №3,№4 можно превращать овощной отдел, так как в этой почве хорошо растут такие овощные культуры: ревень, щавель, редис, свекла, шпинат, пастернак. Из цветковых культур - рододендрон, вереск, гортензии, люпин, виолы 4. Во всех участках почву удобрять, орошать гумусом, лесным торфом.

Слайд 9

Ресурсы . 1. http://www.medn.ru/rasteniy/obshhie-svedeniya-o-rasteniyax/urovenkislotnos/ Статья о растениях индикаторах. 2 . Растения – индикаторы( http://www.sadurad.ru/indicator.htm) 3 . Растения – индикаторы кислотности леса (http://gal-il.liferus.ru/sadovod/kislot) 4 . Генезис почв и современные процессы почвообразования. Роде А.А. М.: Наука, 1984. 256 с 5. Медиатека школы



Предварительный просмотр:

Работа учителя географии с цифровым оборудованием «Точка роста» деятельность исследовательского кружка «Географы-исследователи».

Ключевые слова: внеурочная деятельность, цифровая лаборатория, проектно – исследовательская деятельность

В школьном образовании современного уровня значительная роль отведена исследовательской деятельности школьников. В соответствие с Федеральным законом от № 273-ФЗ (ред. От ) «Об образовании в Российской Федерации», совершенствование образовательного процесса как в основном, так и в дополнительном образовании России сегодня активно идет по пути освоения главных технологий системно – деятельностного подхода – исследовательский и проектный (3, с. 3).

На протяжении нескольких лет в школе в условиях активного обучения проводится работа с исследовательскими проектами, направленная на развитие творческих способностей детей. Исследовательская работа способствует формированию поисково – аналитических навыков, компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности. С созданием в школах кабинетов «Точки роста» исследовательская деятельность стала наиболее актуальной. В МБОУ Васильевская СОШ №3 Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан» » в 2022 году созданы кабинеты «Точки роста» с цифровым оборудованием по физике, химии и биологии. Как учителю географии, мне было интересно с каким оборудованием мои ученики могут работать над своими проектами по географии. Приобщение обучающихся к научным исследованиям становится актуальным на среднем этапе школьного образования, когда у них начинает формироваться творческое мышление, поэтому я предложила учащимся 6, 8, и 9 классов осуществить свои проекты через использование цифрового оборудования «Точки Роста». К тому же исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить свои способности. Нами был организован кружок внеурочной деятельности «Географы исследователи». Рассмотрев и изучив оборудование, мы решили использовать для работы комплекты цифрового оборудования «Биология» и «Химия», которое позволит нам работать над крупным проектом «Комплексная оценка комфортности, экологической безопасности учебного заведения» Для проведения этих работ необходимы знания таких тем из области географии как: «Температура воздуха», Годовой ход температуры воздуха, Атмосферное давление, Вода в атмосфере, Погода и метеорологические наблюдения, Человек и атмосфера, Дневник погоды. Данные темы изучаются в курсе географии 6 класса, 7 класса и 8 класса.

В результате ученики на занятиях на ступени основного общего образования, получают возможность расширять, систематизировать и углублять представления о природных объектах и явлениях, овладевают основами практико – ориентированными знаниями о природе человека, экологической безопасности, знакомятся с некоторыми способами проводить наблюдения, ставить опыты, приобретают базовые умения работы с ИКТ средствами, учатся создавать проекты, готовить презентации. Цель учебно – исследовательской деятельности заключается в приобретении учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности через повышение мотивации к учебной деятельности и активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе, основой которого является приобретение субъективно новых знаний (3. с. 3)

Программа внеурочной деятельности школьного кружка «Географы-исследователи» рассчитана на 34 часа (1 час в неделю), количество детей 10 – 15 человек, возраст детей, участвующих в реализации программы 11 -14 лет, продолжительность образовательного процесса 1 год. Формы организации деятельности учащихся на занятиях групповая и индивидуальная. Деятельность школьников при изучении курса «Географы-исследователи» имеет практическую направленность, определяющую специфику цифровой лаборатории, а также предполагает работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности и реализует задачу выявления творческих способностей.

Программа курса состоит из двух частей - 19 часов направлены на проектно – исследовательские работы и 15 часов на оформление исследовательских работ. На современном этапе школьного образования значительная роль отведена проблеме исследовательской деятельности школьников. Эта деятельность приобретает особое значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, оснащением школ цифровым оборудованием. Выполнение такого рода задач становится возможным только в условиях активного обучения, развивающего творческие способности ребёнка, созданием кабинетов «Точки роста» в школах. Использовать оборудование цифровых лабораторий можно не только при изучении химии, биологии, физики, информатики, но и при изучении географии.

Актуальность программы в том, что во время работы в кружке дети углубляют свои знания по биологии, географии, а также о родном крае. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, которая сегодня активно реализуется в школах. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы. Результаты исследования оформляются в виде практических работ, проектов и презентации на компьютере в программах: MS Word, Power Point.

Современное образование подразумевает непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование общей культуры и ответственности подрастающего поколения. Данная программа по своей направленности является комплексной, она объединяет различные направления работы детей как по биологии, информатике, экологии, географии, математике, объединяя практические умения ребят по этим направлениям в один проект. Основной состав ребят – это обучающиеся 6 - 8 классов, то есть группы разновозрастные, взаимообучающие друг-друга. По продолжительности программа является краткосрочной, то есть реализуется в течение учебного года.

Цель программы: используя цифровую лабораторию «Биология» Точки роста, создать метапредметный продукт в виде исследовательского проекта, выявить наиболее способных к творчеству учащихся и развить у них познавательный интерес, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности.

Формы организации деятельности учащихся могут быть различными в зависимости от того сколько детей приходит на занятие, целей, и содержание, периодичность проведения занятий. Во время занятий кружка используется групповая и индивидуальная работа. Групповая форма работы охватывает группу учащихся от 3 до 5 учеников. Такая форма работы применяется, когда проводится лабораторная работа, где характерна активная деятельность каждого участника. Индивидуальная работа связана с подготовкой доклада по плану, составление таблицы по сравнительным результатам исследования, построение диаграммы, графиков. Но наиболее эффективно себя показала клубная форма работы. Эта форма работы позволила привлечь учащихся разного возраста, с разных классов. Учащиеся 8 класса знают темы по климату, учащиеся 6 класса только знакомятся с этими темами. Ребята помогают друг другу, контролируют, следят за ходом выполнения работы, объясняют, если темы или какие-то вопросы кому-то не понятны. В ходе дискуссий приходят к определенным выводам. Клубная форма показала себя наиболее эффективной на занятиях кружка.

Темы лабораторных работ следующие (1, с.3 - 4):

  1. Использование цифровой лаборатории для определения абиотических факторов среды.
  2. Определение относительной влажности воздуха.
  3. Измерение влажности и температуры в разных зонах класса.
  4. Изучение бактериологического состояния разных помещений школы (коридор, классы, столовая, спортивный зал, актовый зал).
  5. Испарение воды листьями до и после полива.
  6. Измерения уровня освещенности в различных зонах.
  7. Исследование естественной освещенности помещения класса.
  8. Определение температуры воздушной среды.
  9. Измерение температуры остывшей воды в зависимости от времени.
  10. Анализ (изучение) ph среды почвы, открытых водоемов, проб снега взятых на разных территориях.
  11. Исследование воды из разных источников п. Васильево

Проведение лабораторных работ осуществляется с помощью следующих устройств: беспроводного мультидатчика, датчика относительной влажности, датчика освещенности, ph, температуры, температуры окружающей среды, цифровой видеокамеры.

Данные темы позволят ученикам расширить и углубить свои знания по учебным курсам географии и биологии и подготовить проекты. Из предложенных лабораторных работ цифрового оборудования «Биология» участники кружка работают над следующими темами исследовательских проектов.

  1. Температурный режим в учебных помещениях.
  2. Естественное и искусственное освещение учебных помещений.
  3. Комнатные растения и их состояние в учебных помещениях.
  4. Воздействие воды на живые организмы.
  5. Комфортность и экологическая безопасность в нашей школе МБОУ « ВСОШ №3 ЗМР РТ»

Лабораторные работы, которые проводятся на кружке, связаны с изучением абиотических факторов окружающей среды. В курсе географии изучается тема «Температура воздуха», «Годовой ход температуры», «Атмосферное давление» эти темы по программе изучаются в курсе 6 класса в разделе «Атмосфера». У учеников всегда были затруднения при построении графика суточного и годового хода температур, решение задач на вычисление давления. На уроке географии в ходе изучения темы: «Как нагревается атмосферный воздух» была проведена практическая работа «Определение средней суточной температуры воздуха». Во время этой работы учащиеся должны рассчитать среднесуточную температуру и, используя статистические данные, построить график, на котором наглядно видно изменения температуры в течение суток (5, с. 65).

Анализируя данные результаты практической работы по теме «Определение средней суточной температуры воздуха» мы видим, что учащиеся 6 класса занимающиеся на кружке «Географы исследователи» очень хорошо справились с работой, без затруднений, смогли рассчитать среднесуточную температуру воздуха, построить график, сделать вывод о изменение температуры воздуха в течение суток.

В курсе географии 8 класса изучается раздел «Климат своего края». В этом разделе мы рассматриваем тему «Особенности климата в Зеленодольском районе и в пгт. Васильево»», где необходимо выполнить практическую работу «Построение климатограмму по Зеленодольскому району». Учащиеся, посещающие занятия и работающие с цифровым оборудованием без затруднений строят графики, диаграммы, описывают полученные результаты, делают выводы, умеют читать климатограммы. Таким образом, можно сделать вывод, что внеурочная деятельность кружковой работы «Географы-исследователи» с использованием цифрового оборудования «Биология» способствует усвоению тем, связанных с изучение климата, погоды, температуры, давления, влажности в курсе предмета география. Данные темы включены в итоговую аттестацию ОГЭ 9 класса. Так, в задании № 18 ОГЭ по географии необходимо проанализировать климатограмму и определить, какой буквой на карте обозначен пункт, характеристики климата которого отражены в климатограмме (4. с. 9). Умения, приобретенные учениками на занятиях, помогут им успешно сдать экзамены и при выборе профессии.

На занятиях кружка мы смогли применить цифровое оборудование «Биология» «Точки роста» в изучение некоторых тем, связанных с предметом география. Экспериментируя, учащиеся пытаются установить причинно – следственные связи и зависимости. Те проекты, над которыми участники занятий работали, будут защищены на ежегодной научно-практической конференции школьного уровня и различных научно-практических конференциях для учащихся.

Список литературы

  1. Методологические рекомендации. Лабораторные работы по биологии 2022 г. Цифровая лаборатория «Точка роста»
  2. Опытническая работа: учебные исследования обучающихся. Первые шаги к выполнению индивидуального проекта. Региональный аспект: Учебно – методическое пособие/Авторы составители В.В. Кондрашкина, Т.Н. Киртаева, Н.М. Белоусова.- Владивосток, 64 с.
  3. Барабанов В.В. ОГЭ 2023. География. 14 вариантов. Типовые варианты экзаменационных заданий/ В.В. Барабанов, А.А. Жеребцов .-М .:Издательство «Экзамен», с.
  4. Летягин А.А. География. Начальный курс: 6-й класс: учебник для общеобразовательных организаций/А.А. Летягин.- Москва: Просвещение, с.: ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследование физико-химических свойств и плодородия почвы пришкольного участка МБОУ «Инсарская СОШ №1»

Презентация к исследовательской работе ученицы 9 класса Бакулиной Л....

Научно -исследовательская работа "Определение кислотности почвы с помощью природных индикаторов"

В работе исследуется изменение цвета различных природных индикаторов при разных значениях ph, а так же возможность их применения в бытовых условиях....

Проектная работа по химии. Тема: "Исследование физико-химических характеристик почвы пришкольного участка".

Проектная работа выполнена ученицей 8 класса под руководством учителя химии. В работе обозначены цель и задачи, объект и методы исследования. В плане проведения исследования выделены два момента, обоз...

Презентация «Исследование экологического состояния почв цветочно-декоративного отдела пришкольного участка».

Мы заинтересованны в том, чтобы вокруг нашей школы было чисто и красиво. Пришкольную территорию стараемся содержать в чистоте, выращиваем цветы на клумбах. В последнее время нами замеченно, что цветы ...

Статья "Почвы и растения пришкольного участка"

Статья "Почвы и растения пришкольного участка" рассказывает о том какие растения называют индикаторами кислотности почвы,  как можно определить pH почвы.  Изучались растения и почв...

Исследование почв на пришкольном участке.

Исследовательская работа по исследованию почв на огороде. теплице и в саду школы....

Мероприятие по внеурочной деятельности: экскурсия на пришкольный участок «Многообразие цветковых растений на пришкольном участке МБОУ «Черноморская СШ №3 им. Пудовкина Ф.Ф.»»

Экскурсия призвана познакомить учащихся с многообразием растений пришкольного участка, оценивать правильность поведения людей в природе; называть основные явления природы, развивать у учащихся понятия...