Методическая разработка урока-викторины "Что мы знаем о климате"
план-конспект урока по географии (7 класс)

Кривошеева Наталия Александровна

Методическая разработка урока, направленная на знакомство  школьников с глобальной проблемой изменения климата и способами ее решения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_1-_viktorina.docx25.28 КБ

Предварительный просмотр:

Урок- викторина «Меняй себя, а не климат»

1 урок.

Учитель: Климат влияет на многие сферы нашей жизни: на самочувствие и работоспособность.

От него зависит, можем ли мы вырастить необходимое количество пищи? Какие растения и животные нас окружают?

Можем ли мы жить на той или иной территории?

Каковы угрозы нашему здоровью и благополучию?...

От климата зависит тип дома, продолжительность отопительного сезона, одежда, виды спорта и отдыха и многое другое.

Запасной планеты у нас нет, поэтому всем разумным обитателям планеты необходимо разобраться  в том, что же на самом деле происходит с климатом. Как каждый человек влияет на климат, что стоит или не стоит  делать, чтобы сохранить мир пригодным для жизни людей и других живых существ.

Наш класс пригласили в проект «Меняй себя, а не климат» не случайно. Это поможет вам расширить и углубить знания об изменениях климата, узнаем, можем ли мы что-то сделать для сохранения климата на Земле.

Проект реализуется КРОМО «Экологический союз» при поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива»

Проект поддержан еще и потому, что тема климата актуальна на сегодняшний день, ей озабочены  многие страны, потому она носит глобальный характер. В 2021 году в Глазго состоялась конференция ООН по климату. Уровень события, собравшего более 120 глав государств и правительств, подтверждает важность климатической проблемы для каждого жителя Земли. Дискуссии о климате становятся все более жаркими, и кажется, что разобраться в теме уже невозможно. Насколько в действительности велико наше влияние на климат планеты, какое место оно занимает среди других факторов, как и почему менялся климат в прошлом и чего нам ждать в будущем?

Разбираться с темой изменение климата мы будем необычным способом.  Сегодня вы примете участие в викторине, мы проверим ваши знания по данной теме.

Цель урока – познакомить школьников с глобальной проблемой изменения климата и способами ее решения.

Оборудование:

Оборудование для демонстрации презентации, ролика, фотоаппарат, чтобы сделать фотографии для отчета о проведении урока.  

Дополнительный распечатанный материал- бланки для ответов  на вопросы викторины.

Рекомендуется разделить класс на 3-4 команды с примерно равным количеством участников. Каждая команда размещается за отдельным столом так, чтобы им было  удобно вести обсуждение.

В викторине 4 раунда по 4 вопроса. 4 варианта ответов. На один вопрос -30 секунд.

Начало викторины. Блок 1. Слайды 1-3. Время 5 минут.

Слайд1. Титульный.

Учитель:  ИЗМЕНЕНИЕ КЛИМАТА – глобальная экологическая проблема, которую создало человечество и над которой предстоит работать ближайшие десятилетия, чтобы сохранить благоприятные условия жизни для людей.

Слайд 2. Вы наверняка слышали об этой проблеме  и что -то о ней знаете.  Какие ассоциации у вас возникают со словом «КЛИМАТ».

Погода и климат- это одно и тоже, или разное.

Погода – переменчива, климат – постоянен… почему же мы все чаще слышим про изменение климата?...

(ответы учащихся)

Раздает бланки для ответов. Команды придумывают название, записывают, также записывают фамилию, имя, класс.

1 раунд. – слайд 4.

1 Вопрос: Что не относится к характеристикам климата?

  1. Температура воздуха
  2. Осадки
  3. Рельеф
  4. Сила и направление ветра

2 Вопрос: В чем особенность изменения климата, которое происходит сейчас?

  1. Изменение почти незаметно
  2. Теплеет слишком быстро
  3. То теплеет, то холодает
  4. Особенностей нет

3 Вопрос: Какие ученые дают наиболее достоверную информацию об изменении климата?

  1. Геофизики
  2. Геохимики
  3. Климатологи
  4. Палеонтологи

4 Вопрос: Глобальное потепление и изменение климата –это одно и тоже?

  1. ДА
  2. НЕТ

Учитель собирает бланки с ответами. Предлагает посмотреть правильные ответы. ( правильные ответы: 3, 2, 3, 2)

Комментарий.

К характеристикам описания климата также важны влажность, облачность, атмосферное давление. Рельеф относится к условиям, которые влияют на климат. Это климатообразующий фактор, то есть то, что климата относятся температура воздуха, осадки, скорость и направление ветра. Для формирует климат. К таким факторам относится, например, географическая широта и удаленность от океанов. Так что правильный ответ «3. Рельеф». Климат на нашей планете менялся всегда. Изменения происходят циклически: ледниковые периоды чередуются с межледниковыми. Но особенность нынешнего изменения климата в том, что теплеет слишком быстро. Никогда за миллион лет средняя температура воздуха не росла с такой невероятной скоростью, как сейчас. Раньше такие изменения происходили в течение нескольких сотен и тысяч лет. Климату посвящена отдельная наука климатология. В нашей стране она хорошо развита, ведь Россия занимает большую территорию с разными типами климата. Советские и российские климатологи известны и уважаемы во всем мире. Нельзя сказать, что глобальное потепление и изменение климата — это одно и то же. Глобальное потепление — это повышение средней температуры воздуха у поверхности земли. И это лишь индикатор происходящих изменений. Понятие «изменение климата» гораздо шире. Ведь вместе с ростом температуры тают ледники, повышается уровень и температура Мирового океана, меняется газовый состав атмосферы, погода становится экстремальной и непредсказуемой.

Слайд 5 Учитель. Переходим ко второму раунду. В течение 30 секунд участники совещаются и вписывают ответ в бланк.

1 вопрос: Какова основная причина изменения климата в наше время?

1. Солнечная активность

2. Озоновая дыра

3. Изменение орбиты Земли

4. Деятельность людей

2 вопрос: Что представляет наибольшую угрозу для природы и человека в связи с изменением климата?

1. Повышение температуры

2. Рост числа опасных погодных явлений

3. Распространение болезней

4. Исчерпание природных ресурсов

3 вопрос: По сравнению с остальным миром изменение климата в России происходит быстрее, медленнее или такими же темпами?

- быстрее

-  медленнее

- также

4 вопрос:  С какими последствиями изменения климата сталкиваются южные регионы России?

 1. Таяние вечной мерзлоты

2. Ураганы

3. Жара и засуха

4. Нашествие клещей

 В течение 30 секунд участники совещаются и вписывают ответ в бланк. Ведущий собирает бланки на проверку. Правильные ответы: 4, 2, 1, 3.

Учитель: Проверяем ответы. На сегодняшний день климатологи получили достаточно доказательств того, что основную роль в резком изменении климата сыграла деятельность людей. Ученые заметили, что вместе с ростом температуры также стремительно увеличивается и концентрация углекислого газа в атмосфере. Лишний CO появился с тех пор, как человечество научилось добывать ископаемое топливо — уголь, нефть, газ — и сжигать его для получения энергии. Природные системы не могут включить такой большой объем выбросов в естественный круговорот, поэтому углекислый газ накапливается в атмосфере и усиливает парниковый эффект, нагревая Землю. Мы уже выяснили, что повышение температуры — лишь индикатор происходящих климатических изменений. Угрозу для природы и человека представляет разбалансировка климата и рост числа опасных погодных явлений. Во всем мире увеличилось количество и продолжительность случаев аномальной жары и вторжений холодного воздуха, сильных дождей и снегопадов, штормовых ветров, метелей, смерчей, гололеда, заморозков, ураганов, наводнений и засух. Погода становится более экстремальной и непредсказуемой. Проблема изменения климата очень актуальна для России. На территории нашей страны потепление происходит примерно в 2,5 раза быстрее, чем в среднем по миру. Сильнее всего изменения ощущаются в Арктике. Температура воздуха в Северной полярной области (севернее 60° с.ш.) за последние 10 лет выросла в 4 раза больше, чем в среднем по земному шару. При этом тают льды и вечная мерзлота, усиливаются штормы, разрушаются берега. С последствиями изменения климата так или иначе сталкиваются все регионы России. Мы регулярно слышим в новостях об обильных осадках, наводнениях, лесных пожарах, продолжительной жаре, сильных ветрах, резких колебаниях температуры и о других погодных аномалиях и стихийных Методический гид по подготовке и проведению Всероссийского экологического урока «Подушка безопасности для климата» 14 бедствиях. Южные области чаще всего сталкиваются с жарой и засухой. Это ставит под угрозу сельское хозяйство и негативно сказывается на здоровье людей. 

Слайд 6  - 3 раунд.

Учитель:  Начинаем третий раунд.

  1. Вопрос. Парниковыми называют газы, способные
  1. улавливать тепловое излучение,
  2. формировать облака
  3.  излучать тепло
  1. Вопрос. Ведущий: Что существует на нашей планете благодаря парниковому эффекту?

1. Разнообразие форм жизни

2. Смена времен года

3. Круговорот воды

3 вопрос:  Какие два вида хозяйственной деятельности людей создают больше всего выбросов парниковых газов?

1. Энергетика и промышленность

2. Энергетика и сельское хозяйство

3. Промышленность и транспорт

  1. вопрос:  Больше всего избыточного углекислого газа поглощают
  1. леса,
  2. океаны,
  3. поля
  4. живые организмы

В течение 30 секунд участники совещаются и вписывают ответ в бланк. Ведущий собирает бланки на проверку. Правильные ответы: 1, 1, 2, 2.  

Учитель: Парниковый эффект был описан учеными еще в начале XIX века. Он состоит в способности определенных газов в составе атмосферы улавливать тепловое излучение и удерживать тепло у поверхности Земли. Жизнь на нашей планете возможна благодаря энергии Солнца. Часть поступающей солнечной энергии земная поверхность и атмосфера отражают обратно в космос. А большая часть поглощается поверхностью земли и нагревает планету. Любое нагретое тело излучает невидимую инфракрасную радиацию. Около 10% этой радиации уходит в космос, а 90% поглощают и повторно излучают во всех направлениях парниковые газы. К ним относятся водяной пар, углекислый газ, метан, озон, закись азота и некоторые синтетические газы. Их можно сравнить с одеялом, окутывающим земной шар и сохраняющим тепло. Если бы их не было в атмосфере, средняя температура на Земле была бы –19°C, а не +15, как сейчас, и жизнь на нашей планете в известной нам форме была бы невозможна. Концентрация парниковых газов в атмосфере стала быстро расти из-за активной хозяйственной деятельности людей после начала промышленной революции. Больше всего выбросов углекислого газа происходит при производстве энергии. За год мы сжигаем столько ископаемых, сколько их образовывалось за сотни тысяч и миллионы лет, и этим серьезно нарушаем природный баланс. Обычно, когда мы слышим о выбросах, то представляем себе дымящуюся трубу завода или выхлопную трубу автотранспорта. Однако вторым по величине источником лишних парниковых газов в атмосфере является сельское хозяйство. Почва и леса — важнейшее звено в круговороте углерода. Они поглощают и хранят в себе большое количество СО. Когда землю расчищают для нужд сельского хозяйства, деревья и почва высвобождают накопленный углекислый газ. Чтобы прокормить растущее население планеты, люди превращают леса и почвы — важнейшие природные поглотители СО — в источники выбросов. Кроме того, разведение крупного рогатого скота и выращивание риса служат источником метана, а использование синтетических удобрений — источником закиси азота. Океан поглощает 25% выбросов углекислого газа и улавливает 90% избыточного тепла, которое образуется в результате этих выбросов. Если бы это тепло осталось в воздухе, средняя температура на планете повысилась бы не на один градус, как сейчас, а на 36. Океану требуется гораздо больше энергии и времени, чтобы нагреться, чем земле или атмосфере, поэтому он способен замедлять потепление. Не многие знают, что океан вырабатывает более 50% кислорода. Это в несколько раз больше, чем наземные растения, поэтому именно океан, а не леса, является «легкими» нашей планеты.

 

Слайд 7 – 4 раунд

Ведущий: И мы переходим к последнему, четвертому раунду.

1 вопрос: Какое природное явление может на один-два года замедлить глобальное потепление?

1. Лунная радуга

2. Огненный смерч

3. Извержение вулкана

4. Солнечное затмение

 2 вопрос:  Как называется приспособление к жизни в меняющемся климате?

1. Инновация

2. Адаптация

3. Глобализация

4. Рекультивация

 3 вопрос: Согласно выводам климатологов, человечеству необходимо сделать все возможное, чтобы глобальное потепление не превысило один, два, три или четыре градуса Цельсия?

4 вопрос:  Что необходимо делать для решения проблемы изменения климата?

 1. Сохранять и восстанавливать природные экосистемы

2. Прекратить выбросы (парниковых газов)

3. Бережно использовать энергию и ресурсы

4. Все перечисленное

Учитель собирает бланки на проверку. Правильные ответы: 3, 2, 2, 4. Учитель:  Проверим ответы. Извержения вулканов влияют на климат, если столб пепла доходит до стратосферы, то есть поднимается выше 11 километров. Тогда частицы продуктов извержения не рассеиваются, а остаются «висеть» в воздухе на один-два года и затеняют планету от Солнца. Средняя температура снижается на 0,1–0,2 градуса, а бывали случаи, когда и на целых полградуса. Это заметный эффект, если учесть, что сейчас температура растет со скоростью 0,02 градуса в год. Приспособление к жизни в меняющемся климате называется адаптацией. Люди знают, что климат меняется, и знают, каковы последствия этих изменений. Не всегда можно полностью предотвратить риски для урожая, построек, жизни и здоровья людей, но почти всегда можно что-то изменить, чтобы избежать вреда или уменьшить его. Например, если засухи или поздние заморозки губят урожай, придется перейти на выращивание растений, устойчивых к этим погодным явлениям. Если из-за частых наводнений приходится ремонтировать дорогу, стоит построить защитную дамбу. Каждому региону необходимо принимать эффективные меры по адаптации к изменению климата, чтобы быть менее уязвимым и защитить людей, природу и экономику. С начала индустриальной эпохи мы нагрели планету уже на 1,1 °C и своими глазами видим, насколько значительно это изменило мир. Каждая десятая доля градуса делает условия заметно хуже. Согласно выводам ученых, человечеству необходимо сделать все возможное, чтобы рост глобальной температуры не превысил 2 °C. Иначе мы столкнемся с необратимыми последствиями изменения климата, которые выйдут за пределы возможностей нашего контроля. Если ничего специально не делать и продолжать жить так, как привыкли, к концу века мы нагреем планету на 3 °C или даже больше. Адаптироваться к таким условиям будет крайне сложно как большинству людей, так и большинству видов живых организмов. Это будет уже совсем другой мир. Методический гид по подготовке и проведению Всероссийского экологического урока «Подушка безопасности для климата» 18 Чтобы удержать рост средней глобальной температуры в пределах 2 °C, необходимо полностью прекратить выбросы парниковых газов к 2050 году. Для этого требуются кардинальные изменения в политике, экономике, технологиях, бизнесе, финансовых потоках, поведении и мировоззрении людей. Но уже сейчас ничто не мешает нам бережно использовать энергию и ресурсы, чтобы количество выбросов снижалось, а не росло. Климатическая система довольно медлительна и не реагирует на изменения сразу. Даже если мы полностью прекратим выбросы, природе понадобится время, чтобы «переварить» накопившиеся парниковые газы. Для этого необходимы здоровые океаны, леса и другие водные и наземные экосистемы. Поэтому важно делать все, что перечислено. Нет одного универсального решения, которое помогло бы человечеству легко и быстро справиться с проблемой изменения климата. Но это не значит, что решить ее нельзя. Если каждый человек, каждая компания, каждое государство сделает хоть что-то, ситуация может измениться кардинально. Из маленьких действий складывается большой результат. Каждый из нас влияет на климат, и каждый может многое сделать, чтобы сохранить его благоприятным для жизни на планете.

Что дальше?

Мы с вами будем участвовать в проекте «Меняй себя, а не климат» вместе с другими школами № 100, 93, 106, Мариинская женская гимназия. За участие в различных конкурсах будем набирать баллы. Проект завершится в январе 2026 года. И мы с вами увидим, кто наиболее активно принимает участие в мероприятиях, кто займет верхнюю позицию рейтинга. Давайте постараемся и сделаем так, чтобы победителями стали мы с вами!

Следующая наша встреча состоится 20 сентября – выезд на территорию лагеря «Взлет».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка игры «крестики – нолики» на тему «Знай и люби свой край» для детей 12 – 14 лет с интеллектуальной недостаточностью

Методическая разработка посвящена Ленинск - Кузнецкому району, Кемеровской области. Будет интересна учителям, воспитателям проживающим в данной местности, но и может служить основой для создания своей...

Методическая разработка урока литературы в 9-м классе по теме "Люби, цени и знай литературу"

Учащиеся вспомнят ведущие литературные направления, авторов, литературные произведения и героев, о которых читали и говорили на уроках, лучшие произведения русской литературы 18-19 веков и продемонстр...

Методическая разработка мероприятия "Что мы знаем об этикете?"

Данная разработка может быть использована при проведении классного часа на тему "Этикет"...

Методическая разработка на тему: "Формирование благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе"

Методическая разработка коррекционного занятия для педагогов на тему "Формирование благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе"...

Методическая разработка: Создание набора открыток "Знай наших!" к юбилею города Королёв

Целью современного дополнительного образования является развитие будущей успешной личности, которая способна к формированию образа будущего мира через творчество.  Такое развитие м...