Урок географии в 10 классе "Элементы географической культуры. Их значимость для представителей разных профессий".
план-конспект урока по географии (10 класс)

Трушкова Рита Ринатовна

Формирование у обучающихся понятия о географической культуре, её элементах и значимости для представителей разных профессий; развитие абстрактного мышления и умения выделять главное в тексте; воспитание географической культуры

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема. Элементы географической культуры. Их значимость для представителей разных профессий.

Цели и задачи урока: сформировать понятие о географической культуре, её элементах и значимости для представителей разных профессий; развивать абстрактное мышление, умение выделять главное в тексте; воспитывать географическую культуру.

Тип урока: усвоение новых знаний

Оборудование: учебник, презентация

Ход урока.

  1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку. Приветствие.
  2. Проверка домашнего задания.

Проверочный тест по теме «Методы географических исследований».

1. Выберите вопросы, на которые отвечает метод объяснения.

а) где находится река?  
б) почему река широкая на равнине и узкая в горах?
в) почему в одних местах растут леса, а в других находятся безжизненные пустыни?
г) где находится самое глубокое озеро мира?

2Примером картографического источника географических знаний является:

а) альбом фотографий
б) научная статья
в) атлас

3. Выберите из списка то, что является основными источниками географических знаний. 

а) атлас б) энциклопедия "Вокруг света" в) мультфильм г) словарь терминов по географии

4. Как называется метод исследования, который основан на получении необходимой информации с помощью различных подсчётов?

5. Соотнесите:

1. Этот метод позволяет определить общие черты и различия между географическими объектами, явлениями или процессами.
2. Этот метод исследования является самым современным в географии.
3. Пользуясь этим методом, исследователь отвечал на различные вопросы, например, где расположено озеро? На что похожа гора? Какие особенности имеет река?
4. С конца 15 века началась эпоха Великих географических открытий. В это время, особое значение и развитие приобрёл метод?

а) картографический метод
б) метод описания
в) сравнительно-географический метод
г) аэрокосмический метод

6. Определите, какие утверждения являются верными?

а) Благодаря спутниковым снимкам Земли создаются карты.
б) Географическая карта незаменима при решении задач, связанных с установлением причинно-следственных связей как в природе, так и между социально-экономическими объектами.
в) Карта - это есть не что иное, как чертёж земной поверхности, отображающий размещение различных объектов.
г) Статистический метод - это метод исследования, который основан на получении необходимой информации с помощью различных карт.

  1. Изучение нового материала.

Понятие географической культуры.

Географические знания являются универсальными элементами общей культуры человечества и фундаментом современной цивилизации. География – одна из древнейших областей человеческого знания, изучающая все явления и процессы, имеющие пространственную составляющую, это объекты окружающего нас мира – материальные и идеальные. В каждом объекте, явлении, процессе география рассматривает их внутреннюю территориальную структуру и внешние территориальные связи. Среди них имеется такое понятие как «культура», в разнообразных и многочисленных формах, связанное с природой и хозяйством человека: «пространство Земли организует культуру, а культура – пространство»

Понятие «культура» означает возделывание, воспитание, развитие, почитание. Весь объем этого понятия грандиозен – это все, что создано людьми, вся совокупность продуктов человеческой деятельности. Культура – явление, понять которое невозможно, не соотнося его с природой. То есть, культура – это совокупность созданных и накопленных человечеством материальных и духовных ценностей, это многообразие форм жизнедеятельности людей.

Под географической культурой мы понимаем социальное и индивидуальное качество личности, отражающее ценностное и личностное отношение к живой природе, здоровому образу жизни и окружающей среде и проявляющееся в процессе участия в духовно-практической деятельности по их познанию, освоению, преобразованию и сохранению. Географическая культура личности - система жизненных ценностей, опирающихся на знания о природе Земли, причинах ее разнообразия, о населении и его хозяйственной деятельности, регулирующая поведение человека в процессе взаимоотношений «человек - природа - общество - культура».

Владимир Петрович Максаковский, выделяя понятие «культура», назвал четыре важных ее компонента:

I. Географическая картину мира.

II. Географическое мышление.

III. Методы географии.

IV. Язык географии.


- географическая картина мира – совокупность представлений о мире и его пространственной организации, основанных на современных достижениях географической науки, других наук о Земле;

- географическое мышление – способ познания окружающей действительности, присущий географической науке, её специфический «взгляд на мир», отличительными чертами которого являются территориальность и комплексность мышления, привычка класть все суждения на карту, «привязывать» к конкретным условиям определенной территории;

-  методы географии (изучены на прощлом уроке)

- географический язык – совокупность специальных географических терминов и географических названий, овладение которыми помогает сформировать правильное представление об окружающей географической действительности.

Географическая культура играет важную роль в жизни представителей различных профессий.

Бизнес и экономики. Для предпринимателей и бизнесменов знание географии помогает в выявлении новых рынков и бизнес-возможностей. Понимание географического распределения ресурсов и потребителей позволяет оптимизировать поставки, ценообразование и развитие компании.
Наука и исследования. Географическая культура неотъемлема от научных исследований. Географические данные используются в различных научных дисциплинах, включая экологию, климатологию, геологию и другие. Она помогает ученым лучше понимать природные процессы и влияние человечества на окружающую среду.
Медицина и здравоохранение. Географические факторы играют важную роль в распространении заболеваний и доступности медицинской помощи. Врачи и общественные работники должны учитывать географические особенности для борьбы с эпидемиями и обеспечения доступности здравоохранения.
Путешествия и туризм. Для туристической индустрии географическая культура - это основа. Путешественники и туроператоры должны знать о разных странах, культурах и климатических особенностях, чтобы обеспечивать безопасность и комфорт туристов.
Государственное управление и международные отношения. Географические знания важны для разработки государственных политик, решения территориальных споров и участия в международных дипломатических переговорах.
Образование. Учителя и педагоги должны иметь хорошее представление о географии, чтобы эффективно обучать учащихся о мире вокруг нас.
СМИ и журналистика. Для журналистов важно иметь географическую грамотность для точного и объективного освещения мировых событий.

Вывод: географическая культура является ключевым элементом образованности и компетентности в современном мире. Она помогает людям лучше понимать и взаимодействовать с окружающим миром, что, в свою очередь, способствует личному и профессиональному росту.

  1. Закрепление.
  2. Домашнее задание: чтение конспекта; знать определения и понятия по теме урока.
  3. Итог урока. Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии по теме «Географическое положение и ландшафт Астраханской области»

Цели: Расширить знания учащихся об Астраханской области.Формировать навыки обработки географической информации.Воспитывать любовь к родному краю....

Презентации к уроку географии 7 класс "Географическое положение Африки"

Презентация к уроку  "Географическое положение Африки" ...

Урок географии по теме "Географические координаты" 6 класс

Конспект урока географии в 6 классе с использованием художественного произведения...

урок географии в 6классе "Географические координаты"

урок составлен по требованиям ФГОС ООО, на уроке используются ИКТ технологии, ЦОРы и частично-поисковый методы обучения...