«Состав хозяйства. Отраслевая структура, функциональная и территориальная структуры хозяйства страны, факторы их формирования и развития. Факторы производства».
план-конспект урока по географии (9 класс)

Лондарева Анна Андреевна

Предварительный просмотр:

География, 9 класс. Урок 1.

Тема урока: «Состав хозяйства. Отраслевая структура, функциональная и территориальная структуры хозяйства страны, факторы их формирования и развития. Факторы производства».

Тип урока: усвоение новых знаний.

Цель урока: сформировать представление о структуре хозяйства страны, факторах его развития и производства, научиться анализировать взаимосвязи между отраслями.

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:

Предметные: учащиеся научатся определять отраслевую структуру хозяйства, различать функциональные связи между отраслями, анализировать территориальную структуру хозяйства России с помощью карт, называть факторы производства и объяснять, почему предприятия размещаются в определенных регионах.

Личностные: осознание роли хозяйства в жизни страны и своего региона, понимание взаимозависимости отраслей, формирование экономического мышления, развитие интереса к изучению экономической географии.

Метапредметные:

Познавательные: анализировать схемы и карты хозяйства, классифицировать отрасли экономики по секторам, устанавливать причинно-следственные связи, структурировать информацию.

Регулятивные: ставить учебные задачи, контролировать и корректировать свои действия, оценивать свои знания.

Коммуникативные: аргументировать свою точку зрения, задавать вопросы для уточнения информации.

Этапы урока

Содержание учебного материала.

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Формирование УУД

Методы и формы работы

  1. Организационный этап
  1. мин)

Приветствует класс.

Проверяет готовность к уроку.

Создает позитивный настрой.

Проверяет наличие необходимых учебных материалов на партах (учебник, тетрадь, атлас, письменные принадлежности)

Настраиваются на работу.

Проверяют наличие учебных материалов.

Регулятивные: самоорганизация.

Личностные: положительное отношение к уроку.

Фронтальная беседа.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Выводит на доску слайды с картами нефтедобычи и расположения НПЗ (сл. 1-2). Ставит проблемный вопрос и транслирует его в презентации: «Почему в России нефть добывают в Сибири, а перерабатывают в Европейской части страны?» (сл. 3-4)

Подводит к теме урока: «Верно, это связано с особенностями развития хозяйства в разных частях страны». И сегодня на уроке мы подробнее ознакомимся со структурой хозяйства РФ.

Учитель выводит тему на слайд. (сл. 5)

Организует «Мозговой штурм»:

«Исходя из темы, какие цели и задачи мы можем определить и решить на уроке?»

Фиксирует ключевые глаголы на доске:

Узнать …

Научиться …

Понять …

Учитель предлагает готовую структуру целей/задач: (сл. 6)

  1. Изучить отраслевую структуру хозяйства.
  2. Разобрать функциональные связи между отраслями.
  3. Проанализировать территориальное размещение.
  4. Выявить факторы развития хозяйства.

Учитель связывает вышеперечисленное с практической значимостью: «Эти знания помогут вам понимать экономические новости и выбрать будущую профессию».

Анализируют вопрос. Выдвигают гипотезы:

1. Транспортные расходы (дешевле перевозить сырую нефть, чем готовый бензин).
2. Исторические причины (СССР строили НПЗ ближе к потребителям – меньше затрат на транспортировку).
3. Экономическая география (где выгоднее сбывать продукцию?)

Записывают тему в тетрадь.

Формулируют учебные задачи:

Узнать, какие бывают отрасли хозяйства.

Научиться различать сектора экономики.

Понять, как отрасли связаны между собой.

Слушают учителя, задают уточняющие вопросы, сопоставляют информацию о целях с сформулированной на доске.

Познавательные: анализ визуальных материалов, установление логических связей, анализ предложенных формулировок целей.

Регулятивные: самостоятельное формулирование учебных задач, коррекция учебных задач при помощи учителя.

Коммуникативные: построение монологических высказываний при формулировке целей, умение слушать и учитывать мнения одноклассников, коллективное обсуждение вариантов постановки задач.

Личностные: осознание практической значимости изучаемого материала, уважительное отношение к мнению других участников.

Эвристическая беседа (через проблемный вопрос).

Интерактивное целеполагание (ученики формулируют цель и задачи с помощью подсказок учителя).

3. Актуализация знаний.

Задаёт вводный вопрос:

«Вспомните, что означает понятие «хозяйство страны»? (сл. 7)

Учитель записывает на доске все верные ответы в виде «Облака слов» (в центре понятие «хозяйство», а вокруг него остальные понятия).

Выводит на слайд определение понятию «Хозяйство России». (сл. 8)

Организует работу в парах:

«Перед вами лежат карточки. Попробуйте составить пары: отрасль – её продукция».

Металлургия – Сталь

АПК – Хлеб

Лёгкая промышленность – Одежда

ТЭК – Электроэнергия

Топливная промышленность – Бензин

Машиностроение - Тракторы

Подводит итог: «Итак, мы вспомнили, что хозяйство включает разные взаимосвязанные отрасли. Теперь предстоит изучить, как эти отрасли структурированы».

Называют ключевые понятия:

Промышленность, сельское хозяйство, транспортная система.

Фиксируют определение в тетрадь.

Объединяют карточки стрелками, озвучивают свои варианты ответов, проводят взаимопроверку.

Познавательные: выделение существенных признаков понятия «хозяйство», построение умозаключений при установлении соответствий.

Регулятивные: проверка по эталону при выполнении заданий.

Коммуникативные: работа в парах при выполнении заданий, соблюдение правил работы в паре, построение монологических высказываний при ответах.

Личностные: формирование познавательной мотивации, готовность к сотрудничеству.

Приём «Облако слов», обсуждение ассоциативного ряда, фиксация определения в тетрадь.


4. Первичное усвоение новых знаний.

1. Отраслевая структура хозяйства: (сл. 9)

Учитель объясняет, что такое отраслевая структура хозяйства. Выводит определение на слайд.

Отраслевая структура хозяйства — это совокупность отраслей, удовлетворяющих однородные потребности общества и образующих единое хозяйство страны.

Отрасль хозяйства — это совокупность предприятий, производящих однородную продукцию или услуги.

Учитель показывает слайд с процентным соотношением отраслей хозяйства России. (сл. 10)

Далее учитель объясняет, что значение отраслей менялось в зависимости от того, как развивалось общество (вывести схему на слайд). (сл. 11)

2. Функциональная структура хозяйства: (сл. 12)

Учитель объясняет, что такое функциональная структура хозяйства.

Объясняет, на сколько крупных блоков она делится:

1. Сфера материального производства — включает промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, энергетику и другие отрасли, которые создают материальные блага, удовлетворяющие определённые потребности человека, личные или общественные.

2. Сфера нематериального производства — включает услуги, образование, здравоохранение, науку, культуру и другие области, которые не производят физические товары, но имеют важное значение для экономики. Это относится к третичному и четвертичному секторам экономики.

Функциональная структура определяет народно-хозяйственную функцию различных отраслей. Все отрасли обычно группируют в 4 сектора экономики: первичный, вторичный, третичный и четвертичный.

Учитель организует работу с картинками. «Используя картинки, определите, на какие четыре сектора делится хозяйство России». (сл. 13)

Первичный: добыча сырья (сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыболовство, добыча полезных ископаемых).

Вторичный: переработка сырья (промышленность, строительство).

Третичный: услуги (транспорт, образование, торговля, медицина).

Четвертичный: выполнение проектно-конструкторских работ.

Учитель строит схему с секторами на доске или выводит готовую схему на слайд. (сл. 14)

3. Территориальная структура хозяйства: (сл. 15)

Учитель объясняет, что такое территориальная структура хозяйства и на какие две экономические зоны она делится.

Территориальная структура хозяйства — это взаимное расположение всех территориальных хозяйственных единиц, объединенных между собой транспортными путями и коммуникациями.

Территориальная структура России формируется из 89 хозяйствующих субъектов, которые объединяются в 8 федеральных округов. Все федеральные округа благодаря своему географическому положению разделены на две крупные экономические зоны:

1. Западная экономическая зона (европейская часть) включает Северо-Западный, Центральный, Приволжский, Северо-Кавказский и Южный федеральные округа.

2. Восточная экономическая зона (азиатская часть) — Уральский, Сибирский и Дальневосточный федеральные округа.

Учитель организует работу с картой. (сл. 16) Учащимся необходимо показать на карте расположение: Поволжья (с/х зоны), Урала (промышленного района), г. Москва и г. Новосибирска (транспортных узлов)

4. Факторы производства: (сл. 17-18)

Учитель организует самостоятельную работу учащихся с учебником.

«Прочитайте стр. 5 в учебнике и составьте схему с факторами размещения хозяйства.»

1. Природные ресурсы — наличие или отсутствие природных ресурсов (нефть, уголь, металлы, земля для сельского хозяйства) оказывают значительное влияние на развитие отраслей экономики в определённых регионах.

 

2. Климатические условия — определяют, какие виды сельского хозяйства или производства будут развиваться в том или ином регионе.

 

3. Технологии и наука — развитие новых технологий способствует изменению структуры хозяйства, открытию новых отраслей и повышению эффективности существующих.

 

4. Социально-экономические условия — уровень жизни населения, потребности общества в товарах и услугах влияют на спрос и развитие различных отраслей.

 

5. Исторические факторы — исторически сложившиеся регионы специализации, наличие инфраструктуры и культурные особенности региона.

Учитель возвращает внимание учащихся на проблемный вопрос, который был поставлен в начале урока: «Почему в России нефть добывают в Сибири, а перерабатывают в Европейской части страны?» и задаёт уточняющий вопрос: «С какими факторами связана такая ситуация».

Слушают учителя, записывают определения «отраслевая структура хозяйства», «отрасль хозяйства» в тетрадь.

Запись определений в тетрадь, работа с ассоциативными картинками на определение секторов экономики РФ.

Запись определений в тетрадь. Работа с картой.

Слушают учителя, выполняют самостоятельную работу по учебнику, озвучивают свои ответы.

Слушают учителя, дают развёрнутые ответы.

Познавательные: структурирование знаний (запись определений/схем в тетрадь), осознанное чтение и анализ текста учебника, установление причинно-следственных связей между факторами производства, анализ отраслевой структуры.

Регулятивные: самооценка уровня понимания материала.

Коммуникативные: совместное составление структурных схем, аргументация своей точки зрения при ответе на вопросы учителя.

Личностные: осознание важности изучаемого материала для профессионального выбора, формирование экономического мышления, формирование ответственного отношения к природным ресурсам.

5. Первичное закрепление

Чётко формулирует цель этапа: «Сейчас Вы примерите новые знания на практике, выполняя задания разного типа».

Ученики получают карточки с заданиями. (см. приложение)

Настраиваются на работу. Выполняют задания в карточках.

Познавательные: установление логических связей между звеньями производства, распределение отраслей производства по видам, использование теоретических понятий на практических примерах.

Регулятивные: осознание необходимости закрепления материала, определение последовательности выполнения заданий, коррекция ошибок по результатам проверки.

Коммуникативные: озвучивание уточняющих вопросов.

Личностные: понимание роли каждого звена в экономике, уважение к разным видам труда.

Индивидуальные карточки с заданиями

6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Четко объявляет: «Запишите домашнее задание на завтра» - п. 1 прочитать, записи в тетради знать.

Творческое задание: написать эссе «Как я представляю работу в одной из отраслей хозяйства»/ презентация «Отрасль моего региона»/ составление кроссворда из 10 понятий по теме урока. (сл.19)

Записывают задание в дневник, уточняют непонятные моменты.

Регулятивные: планирование самостоятельной работы

Личностные: осознанный выбор выполненных заданий.

7. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Учитель: «Мы подошли к завершению нашего урока. Давайте подведём итоги»

Учитель организует подведение итогов методом «Лестница успеха».

На доске рисуется лестница с тремя ступенями:

Нижняя – «Я испытываю трудности»

Средняя – «Я хорошо понял тему, но есть вопросы»

Верхняя – «Я хорошо понял тему и могу объяснить другим»

Учитель: «Оцените своё понимание темы, выбрав соответствующую ступень».

Вопросы от учителя:

Для выбравших нижнюю ступень: «Что именно вызвало затруднения?».

Для средней ступени: «Какие вопросы остались?».

Для верхней ступени: «Приведите один тезис из темы».

Подводит итог обсуждения: «Вы хорошо поработали сегодня на уроке, особенно удалось… (2-3 момента с урока». Благодарит за работу на уроке.

Настраиваются на аналитическую работу.

Анализируют свои знания, делают выбор.

Высказываются по цепочке/ по желанию.

Слушают учителя.

Личностные: осознание личного прогресса, выявление значимых аспектов урока, анализ собственного вклада в работу.

Регулятивные: адекватное оценивание своих достижений и трудностей, выявление зон непонимания для дальнейшей работы.

Познавательные: выделение ключевых моментов урока, группировка усвоенных понятий.

Коммуникативные: четкое формулирование впечатлений от урока, активное слушание одноклассников, учет разных точек зрения.

Метод «Лестница успеха».


Приложение 1.

Вариант 1.

Задание 1. «Сектора экономики»

Распределите отрасли по первым трём секторам экономики.

Отрасли: добыча нефти, производство мебели, спортивная секция, выращивание зерна, онлайн-игры, строительство дорог, молочное животноводство, банковские услуги, банковские услуги, разработка ПО, железнодорожные перевозки.

Первичный сектор

Вторичный сектор

Третичный сектор

Задание 2. «Факторный анализ»

Определи ведущие отрасли региона и выяви ключевые факторы развития.

Московская область:

Отрасли: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Факторы развития:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. «Экономическая цепочка»

Используя данные таблицы, составь цепочку из четырех-пяти звеньев.

Пшеница 

Икеа 

Хлеб 

Окна

Покупатель

Лес

Зарядка гаджетов 

Мебель

Магазин

Пластмасса 

Мука

Детский магазин

Песок

Уголь

Стекло

Доски

Электроэнергия 

Нефть

Пользователь

Потребитель

Детали Lego 

 Строительство

  1. Пшеница → Мука → Хлеб → Магазин → Потребитель
  2. Лес → Доски → Мебель → Икеа → Покупатель
  3. Уголь → Электроэнергия → Зарядка гаджетов → Пользователь
  4. Песок → Стекло → Окна → Строительство
  5. Нефть → Пластмасса → Детали Lego → Детский магазин


Вариант 2.

Задание 1. «Сектора экономики»

Распределите отрасли по первым трём секторам экономики.

Отрасли: добыча нефти, производство мебели, спортивная секция, выращивание зерна, онлайн-игры, строительство дорог, молочное животноводство, банковские услуги, банковские услуги, разработка ПО, железнодорожные перевозки.

Первичный сектор

Вторичный сектор

Третичный сектор

Задание 2. «Факторный анализ»

Определи ведущие отрасли региона и выяви ключевые факторы развития.

Краснодарский край:

Отрасли: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Факторы развития:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. «Экономическая цепочка»

Используя данные таблицы, составь цепочку из четырех-пяти звеньев.

Макулатура

Вылов рыбы

Ткань

Потребитель

Покупатель

Переработка

Бутик 

Картон

Канцтовары 

Хлопок 

Супермаркет 

Рыбоконсервный завод

Пошив одежды

Автомобиль 

Консервы "Шпроты в масле"

Древесина

Чугун 

Целлюлозно-бумажный комбинат

Офис

Железная руда

Офисная бумага

Упаковка

Сталь 

Автосалон


Ответы:

Вариант1

Задание 1. «Сектора экономики»

Первичный сектор

Вторичный сектор

Третичный сектор

Добыча нефти

Выращивание зерна

Молочное животноводство

Производство мебели

Строительство дорог

Спортивная секция

Онлайн-игры

Банковские услуги

Разработка ПО

Железнодорожные перевозки

Задание 2. «Факторный анализ»

Отрасли: наукоёмкое производство, IT, образование.

Факторы развития: высококвалифицированные кадры, развитая инфраструктура, научные центры.

Задание 3. «Экономическая цепочка»

  1. Пшеница → Мука → Хлеб → Магазин → Потребитель
  2. Лес → Доски → Мебель → Икеа → Покупатель
  3. Уголь → Электроэнергия → Зарядка гаджетов → Пользователь
  4. Песок → Стекло → Окна → Строительство
  5. Нефть → Пластмасса → Детали Lego → Детский магазин

Вариант 2

Задание 1. «Сектора экономики»

Первичный сектор

Вторичный сектор

Третичный сектор

Добыча нефти

Выращивание зерна

Молочное животноводство

Производство мебели

Строительство дорог

Спортивная секция

Онлайн-игры

Банковские услуги

Разработка ПО

Железнодорожные перевозки

Задание 2. «Факторный анализ»

Отрасли: сельское хозяйство, туризм, пищевая промышленность.

Факторы развития: благоприятный климат, приморское положение, транспортная доступность, плодородие почв.

Задание 3. «Экономическая цепочка»

  1. Макулатура → Переработка → Картон → Упаковка
  2. Хлопок → Ткань → Пошив одежды → Бутик → Покупатель
  3. Железная руда → Чугун → Сталь → Автомобиль → Автосалон
  4. Вылов рыбы → Рыбоконсервный завод → Консервы "Шпроты в масле" → Супермаркет → Потребитель
  5. Древесина → Целлюлозно-бумажный комбинат → Офисная бумага → Канцтовары → Офис


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - практикум по теме "Отраслевая и территориальная структура промышленности мира"

Конспект урока с использованием картографического и статистического материала....

Мировое хозяйство. Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства. 10 класс (презентация)

Материалы к уроку содержат основные понятия и вопросы темы, а также практические и проблемные задания....

Урок по теме "Отраслевая и территориальная структура хозяйства мира", 10 класс

Представленный урок соответствует современным требованиям в свете перехода на новые ФГОС. Может быть использован при работе с различными УМК....

Презентация на тему: Мировое хозяйство. Отраслевая и территориальная структура хозяйства.

Презентация на тему: Мировое хозяйство. Отраслевая и территориальная структура хозяйства....

Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства

Задания к уроку «Отраслевая и территориальная структура мировогохозяйства» (стр.115-118 в учебнике Максаковского)...

Состав хозяйства. Отраслевая структура, функциональная и отраслевая структуры. Хозяйства страны, факторы формирования развития. Факторы производства.

Хозяйство состоит из множества предприятий и учреждений, которые производят товары и услуги. Отраслевая структура хозяйства делится на производственную и непроизводственную сферы. Производственная сфе...