«Состав хозяйства. Отраслевая структура, функциональная и территориальная структуры хозяйства страны, факторы их формирования и развития. Факторы производства».
план-конспект урока по географии (9 класс)
Технологическая карта
Скачать:
Предварительный просмотр:
География, 9 класс. Урок 1.
Тема урока: «Состав хозяйства. Отраслевая структура, функциональная и территориальная структуры хозяйства страны, факторы их формирования и развития. Факторы производства».
Тип урока: усвоение новых знаний.
Цель урока: сформировать представление о структуре хозяйства страны, факторах его развития и производства, научиться анализировать взаимосвязи между отраслями.
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:
Предметные: учащиеся научатся определять отраслевую структуру хозяйства, различать функциональные связи между отраслями, анализировать территориальную структуру хозяйства России с помощью карт, называть факторы производства и объяснять, почему предприятия размещаются в определенных регионах.
Личностные: осознание роли хозяйства в жизни страны и своего региона, понимание взаимозависимости отраслей, формирование экономического мышления, развитие интереса к изучению экономической географии.
Метапредметные:
Познавательные: анализировать схемы и карты хозяйства, классифицировать отрасли экономики по секторам, устанавливать причинно-следственные связи, структурировать информацию.
Регулятивные: ставить учебные задачи, контролировать и корректировать свои действия, оценивать свои знания.
Коммуникативные: аргументировать свою точку зрения, задавать вопросы для уточнения информации.
Этапы урока | Содержание учебного материала. Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формирование УУД | Методы и формы работы |
| Приветствует класс. Проверяет готовность к уроку. Создает позитивный настрой. Проверяет наличие необходимых учебных материалов на партах (учебник, тетрадь, атлас, письменные принадлежности) | Настраиваются на работу. Проверяют наличие учебных материалов. | Регулятивные: самоорганизация. Личностные: положительное отношение к уроку. | Фронтальная беседа. |
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся | Выводит на доску слайды с картами нефтедобычи и расположения НПЗ (сл. 1-2). Ставит проблемный вопрос и транслирует его в презентации: «Почему в России нефть добывают в Сибири, а перерабатывают в Европейской части страны?» (сл. 3-4) Подводит к теме урока: «Верно, это связано с особенностями развития хозяйства в разных частях страны». И сегодня на уроке мы подробнее ознакомимся со структурой хозяйства РФ. Учитель выводит тему на слайд. (сл. 5) Организует «Мозговой штурм»: «Исходя из темы, какие цели и задачи мы можем определить и решить на уроке?» Фиксирует ключевые глаголы на доске: Узнать … Научиться … Понять … Учитель предлагает готовую структуру целей/задач: (сл. 6)
Учитель связывает вышеперечисленное с практической значимостью: «Эти знания помогут вам понимать экономические новости и выбрать будущую профессию». | Анализируют вопрос. Выдвигают гипотезы: 1. Транспортные расходы (дешевле перевозить сырую нефть, чем готовый бензин). Записывают тему в тетрадь. Формулируют учебные задачи: Узнать, какие бывают отрасли хозяйства. Научиться различать сектора экономики. Понять, как отрасли связаны между собой. Слушают учителя, задают уточняющие вопросы, сопоставляют информацию о целях с сформулированной на доске. | Познавательные: анализ визуальных материалов, установление логических связей, анализ предложенных формулировок целей. Регулятивные: самостоятельное формулирование учебных задач, коррекция учебных задач при помощи учителя. Коммуникативные: построение монологических высказываний при формулировке целей, умение слушать и учитывать мнения одноклассников, коллективное обсуждение вариантов постановки задач. Личностные: осознание практической значимости изучаемого материала, уважительное отношение к мнению других участников. | Эвристическая беседа (через проблемный вопрос). Интерактивное целеполагание (ученики формулируют цель и задачи с помощью подсказок учителя). |
3. Актуализация знаний. | Задаёт вводный вопрос: «Вспомните, что означает понятие «хозяйство страны»? (сл. 7) Учитель записывает на доске все верные ответы в виде «Облака слов» (в центре понятие «хозяйство», а вокруг него остальные понятия). Выводит на слайд определение понятию «Хозяйство России». (сл. 8) Организует работу в парах: «Перед вами лежат карточки. Попробуйте составить пары: отрасль – её продукция». Металлургия – Сталь АПК – Хлеб Лёгкая промышленность – Одежда ТЭК – Электроэнергия Топливная промышленность – Бензин Машиностроение - Тракторы Подводит итог: «Итак, мы вспомнили, что хозяйство включает разные взаимосвязанные отрасли. Теперь предстоит изучить, как эти отрасли структурированы». | Называют ключевые понятия: Промышленность, сельское хозяйство, транспортная система. Фиксируют определение в тетрадь. Объединяют карточки стрелками, озвучивают свои варианты ответов, проводят взаимопроверку. | Познавательные: выделение существенных признаков понятия «хозяйство», построение умозаключений при установлении соответствий. Регулятивные: проверка по эталону при выполнении заданий. Коммуникативные: работа в парах при выполнении заданий, соблюдение правил работы в паре, построение монологических высказываний при ответах. Личностные: формирование познавательной мотивации, готовность к сотрудничеству. | Приём «Облако слов», обсуждение ассоциативного ряда, фиксация определения в тетрадь. |
4. Первичное усвоение новых знаний. | 1. Отраслевая структура хозяйства: (сл. 9) Учитель объясняет, что такое отраслевая структура хозяйства. Выводит определение на слайд. Отраслевая структура хозяйства — это совокупность отраслей, удовлетворяющих однородные потребности общества и образующих единое хозяйство страны. Отрасль хозяйства — это совокупность предприятий, производящих однородную продукцию или услуги. Учитель показывает слайд с процентным соотношением отраслей хозяйства России. (сл. 10) Далее учитель объясняет, что значение отраслей менялось в зависимости от того, как развивалось общество (вывести схему на слайд). (сл. 11) 2. Функциональная структура хозяйства: (сл. 12) Учитель объясняет, что такое функциональная структура хозяйства. Объясняет, на сколько крупных блоков она делится: 1. Сфера материального производства — включает промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, энергетику и другие отрасли, которые создают материальные блага, удовлетворяющие определённые потребности человека, личные или общественные. 2. Сфера нематериального производства — включает услуги, образование, здравоохранение, науку, культуру и другие области, которые не производят физические товары, но имеют важное значение для экономики. Это относится к третичному и четвертичному секторам экономики. Функциональная структура определяет народно-хозяйственную функцию различных отраслей. Все отрасли обычно группируют в 4 сектора экономики: первичный, вторичный, третичный и четвертичный. Учитель организует работу с картинками. «Используя картинки, определите, на какие четыре сектора делится хозяйство России». (сл. 13) Первичный: добыча сырья (сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыболовство, добыча полезных ископаемых). Вторичный: переработка сырья (промышленность, строительство). Третичный: услуги (транспорт, образование, торговля, медицина). Четвертичный: выполнение проектно-конструкторских работ. Учитель строит схему с секторами на доске или выводит готовую схему на слайд. (сл. 14) 3. Территориальная структура хозяйства: (сл. 15) Учитель объясняет, что такое территориальная структура хозяйства и на какие две экономические зоны она делится. Территориальная структура хозяйства — это взаимное расположение всех территориальных хозяйственных единиц, объединенных между собой транспортными путями и коммуникациями. Территориальная структура России формируется из 89 хозяйствующих субъектов, которые объединяются в 8 федеральных округов. Все федеральные округа благодаря своему географическому положению разделены на две крупные экономические зоны: 1. Западная экономическая зона (европейская часть) включает Северо-Западный, Центральный, Приволжский, Северо-Кавказский и Южный федеральные округа. 2. Восточная экономическая зона (азиатская часть) — Уральский, Сибирский и Дальневосточный федеральные округа. Учитель организует работу с картой. (сл. 16) Учащимся необходимо показать на карте расположение: Поволжья (с/х зоны), Урала (промышленного района), г. Москва и г. Новосибирска (транспортных узлов) 4. Факторы производства: (сл. 17-18) Учитель организует самостоятельную работу учащихся с учебником. «Прочитайте стр. 5 в учебнике и составьте схему с факторами размещения хозяйства.» 1. Природные ресурсы — наличие или отсутствие природных ресурсов (нефть, уголь, металлы, земля для сельского хозяйства) оказывают значительное влияние на развитие отраслей экономики в определённых регионах.
2. Климатические условия — определяют, какие виды сельского хозяйства или производства будут развиваться в том или ином регионе.
3. Технологии и наука — развитие новых технологий способствует изменению структуры хозяйства, открытию новых отраслей и повышению эффективности существующих.
4. Социально-экономические условия — уровень жизни населения, потребности общества в товарах и услугах влияют на спрос и развитие различных отраслей.
5. Исторические факторы — исторически сложившиеся регионы специализации, наличие инфраструктуры и культурные особенности региона. Учитель возвращает внимание учащихся на проблемный вопрос, который был поставлен в начале урока: «Почему в России нефть добывают в Сибири, а перерабатывают в Европейской части страны?» и задаёт уточняющий вопрос: «С какими факторами связана такая ситуация». | Слушают учителя, записывают определения «отраслевая структура хозяйства», «отрасль хозяйства» в тетрадь. Запись определений в тетрадь, работа с ассоциативными картинками на определение секторов экономики РФ. Запись определений в тетрадь. Работа с картой. Слушают учителя, выполняют самостоятельную работу по учебнику, озвучивают свои ответы. Слушают учителя, дают развёрнутые ответы. | Познавательные: структурирование знаний (запись определений/схем в тетрадь), осознанное чтение и анализ текста учебника, установление причинно-следственных связей между факторами производства, анализ отраслевой структуры. Регулятивные: самооценка уровня понимания материала. Коммуникативные: совместное составление структурных схем, аргументация своей точки зрения при ответе на вопросы учителя. Личностные: осознание важности изучаемого материала для профессионального выбора, формирование экономического мышления, формирование ответственного отношения к природным ресурсам. | |
5. Первичное закрепление | Чётко формулирует цель этапа: «Сейчас Вы примерите новые знания на практике, выполняя задания разного типа». Ученики получают карточки с заданиями. (см. приложение) | Настраиваются на работу. Выполняют задания в карточках. | Познавательные: установление логических связей между звеньями производства, распределение отраслей производства по видам, использование теоретических понятий на практических примерах. Регулятивные: осознание необходимости закрепления материала, определение последовательности выполнения заданий, коррекция ошибок по результатам проверки. Коммуникативные: озвучивание уточняющих вопросов. Личностные: понимание роли каждого звена в экономике, уважение к разным видам труда. | Индивидуальные карточки с заданиями |
6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Четко объявляет: «Запишите домашнее задание на завтра» - п. 1 прочитать, записи в тетради знать. Творческое задание: написать эссе «Как я представляю работу в одной из отраслей хозяйства»/ презентация «Отрасль моего региона»/ составление кроссворда из 10 понятий по теме урока. (сл.19) | Записывают задание в дневник, уточняют непонятные моменты. | Регулятивные: планирование самостоятельной работы Личностные: осознанный выбор выполненных заданий. | |
7. Рефлексия (подведение итогов занятия) | Учитель: «Мы подошли к завершению нашего урока. Давайте подведём итоги» Учитель организует подведение итогов методом «Лестница успеха». На доске рисуется лестница с тремя ступенями: Нижняя – «Я испытываю трудности» Средняя – «Я хорошо понял тему, но есть вопросы» Верхняя – «Я хорошо понял тему и могу объяснить другим» Учитель: «Оцените своё понимание темы, выбрав соответствующую ступень». Вопросы от учителя: Для выбравших нижнюю ступень: «Что именно вызвало затруднения?». Для средней ступени: «Какие вопросы остались?». Для верхней ступени: «Приведите один тезис из темы». Подводит итог обсуждения: «Вы хорошо поработали сегодня на уроке, особенно удалось… (2-3 момента с урока». Благодарит за работу на уроке. | Настраиваются на аналитическую работу. Анализируют свои знания, делают выбор. Высказываются по цепочке/ по желанию. Слушают учителя. | Личностные: осознание личного прогресса, выявление значимых аспектов урока, анализ собственного вклада в работу. Регулятивные: адекватное оценивание своих достижений и трудностей, выявление зон непонимания для дальнейшей работы. Познавательные: выделение ключевых моментов урока, группировка усвоенных понятий. Коммуникативные: четкое формулирование впечатлений от урока, активное слушание одноклассников, учет разных точек зрения. | Метод «Лестница успеха». |
Приложение 1.
Вариант 1.
Задание 1. «Сектора экономики»
Распределите отрасли по первым трём секторам экономики.
Отрасли: добыча нефти, производство мебели, спортивная секция, выращивание зерна, онлайн-игры, строительство дорог, молочное животноводство, банковские услуги, банковские услуги, разработка ПО, железнодорожные перевозки.
Первичный сектор | Вторичный сектор | Третичный сектор |
Задание 2. «Факторный анализ»
Определи ведущие отрасли региона и выяви ключевые факторы развития.
Московская область:
Отрасли: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Факторы развития:
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. «Экономическая цепочка»
Используя данные таблицы, составь цепочку из четырех-пяти звеньев.
Пшеница | Икеа | Хлеб | Окна | Покупатель |
Лес | Зарядка гаджетов | Мебель | Магазин | |
Пластмасса | Мука | Детский магазин | Песок | Уголь |
Стекло | Доски | Электроэнергия | Нефть | Пользователь |
Потребитель | Детали Lego | Строительство |
- Пшеница → Мука → Хлеб → Магазин → Потребитель
- Лес → Доски → Мебель → Икеа → Покупатель
- Уголь → Электроэнергия → Зарядка гаджетов → Пользователь
- Песок → Стекло → Окна → Строительство
- Нефть → Пластмасса → Детали Lego → Детский магазин
Вариант 2.
Задание 1. «Сектора экономики»
Распределите отрасли по первым трём секторам экономики.
Отрасли: добыча нефти, производство мебели, спортивная секция, выращивание зерна, онлайн-игры, строительство дорог, молочное животноводство, банковские услуги, банковские услуги, разработка ПО, железнодорожные перевозки.
Первичный сектор | Вторичный сектор | Третичный сектор |
Задание 2. «Факторный анализ»
Определи ведущие отрасли региона и выяви ключевые факторы развития.
Краснодарский край:
Отрасли: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Факторы развития:
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. «Экономическая цепочка»
Используя данные таблицы, составь цепочку из четырех-пяти звеньев.
Макулатура | Вылов рыбы | Ткань | Потребитель | Покупатель |
Переработка | Бутик | Картон | Канцтовары | |
Хлопок | Супермаркет | Рыбоконсервный завод | Пошив одежды | Автомобиль |
Консервы "Шпроты в масле" | Древесина | Чугун | Целлюлозно-бумажный комбинат | Офис |
Железная руда | Офисная бумага | Упаковка | Сталь | Автосалон |
Ответы:
Вариант1
Задание 1. «Сектора экономики»
Первичный сектор | Вторичный сектор | Третичный сектор |
Добыча нефти Выращивание зерна Молочное животноводство | Производство мебели Строительство дорог | Спортивная секция Онлайн-игры Банковские услуги Разработка ПО Железнодорожные перевозки |
Задание 2. «Факторный анализ»
Отрасли: наукоёмкое производство, IT, образование.
Факторы развития: высококвалифицированные кадры, развитая инфраструктура, научные центры.
Задание 3. «Экономическая цепочка»
- Пшеница → Мука → Хлеб → Магазин → Потребитель
- Лес → Доски → Мебель → Икеа → Покупатель
- Уголь → Электроэнергия → Зарядка гаджетов → Пользователь
- Песок → Стекло → Окна → Строительство
- Нефть → Пластмасса → Детали Lego → Детский магазин
Вариант 2
Задание 1. «Сектора экономики»
Первичный сектор | Вторичный сектор | Третичный сектор |
Добыча нефти Выращивание зерна Молочное животноводство | Производство мебели Строительство дорог | Спортивная секция Онлайн-игры Банковские услуги Разработка ПО Железнодорожные перевозки |
Задание 2. «Факторный анализ»
Отрасли: сельское хозяйство, туризм, пищевая промышленность.
Факторы развития: благоприятный климат, приморское положение, транспортная доступность, плодородие почв.
Задание 3. «Экономическая цепочка»
- Макулатура → Переработка → Картон → Упаковка
- Хлопок → Ткань → Пошив одежды → Бутик → Покупатель
- Железная руда → Чугун → Сталь → Автомобиль → Автосалон
- Вылов рыбы → Рыбоконсервный завод → Консервы "Шпроты в масле" → Супермаркет → Потребитель
- Древесина → Целлюлозно-бумажный комбинат → Офисная бумага → Канцтовары → Офис
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - практикум по теме "Отраслевая и территориальная структура промышленности мира"
Конспект урока с использованием картографического и статистического материала....

Мировое хозяйство. Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства. 10 класс (презентация)
Материалы к уроку содержат основные понятия и вопросы темы, а также практические и проблемные задания....

Урок по теме "Отраслевая и территориальная структура хозяйства мира", 10 класс
Представленный урок соответствует современным требованиям в свете перехода на новые ФГОС. Может быть использован при работе с различными УМК....

Презентация на тему: Мировое хозяйство. Отраслевая и территориальная структура хозяйства.
Презентация на тему: Мировое хозяйство. Отраслевая и территориальная структура хозяйства....

Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства
Задания к уроку «Отраслевая и территориальная структура мировогохозяйства» (стр.115-118 в учебнике Максаковского)...

Состав хозяйства. Отраслевая структура, функциональная и отраслевая структуры. Хозяйства страны, факторы формирования развития. Факторы производства.
Хозяйство состоит из множества предприятий и учреждений, которые производят товары и услуги. Отраслевая структура хозяйства делится на производственную и непроизводственную сферы. Производственная сфе...

