История освоения и заселения территории современной России в XI—XVI вв.
план-конспект урока по географии (8 класс)

Лондарева Анна Андреевна

Технологическая карта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_1._tehnologicheskaya_karta.docx29.67 КБ
Файл urok_1._zakreplenie.docx17.71 КБ
Файл urok_1._krossvord.docx133.56 КБ

Предварительный просмотр:

География, 8 класс. Урок 1.

Тема урока: История освоения и заселения территории современной России в XI—XVI вв.

Тип урока: Урок открытия нового знания.

Цели урока:

  1. Образовательные:
  • сформировать представление об основных этапах освоения и заселения территории России в XI-XVI вв.;
  • познакомить с ключевыми историческими событиями, повлиявшими на формирование границ и расселение народов;
  • научить работать с картами и анализировать изменения территории России во времени.
  1. Развивающие:
  • развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и географическими процессами;
  • формировать навыки работы с различными источниками информации (карты, тексты, иллюстрации).
  1. Воспитательные:
  • воспитывать интерес к истории и географии родной страны;
  • формировать уважение к культурному наследию народов России.

Планируемые результаты:

  1. Предметные: учащиеся узнают основные этапы заселения территории России в XI-XVI вв., научатся показывать на карте пути миграций, древние города и границы русских земель.
  2. Метапредметные: развитие навыков анализа картографического материала, установление причинно-следственных связей.
  3. Личностные: умение аргументировать свою точку зрения, понимание значимости мирного сосуществования различных этносов.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Формирование УУД

Методы и формы работы

Организационный этап

Приветствует класс, проверяет готовность к уроку.

Кратко сообщает тему и цели урока: «Сегодня мы начнём изучать географию Россию с её истории. Узнаем, как заселялась наша страна, какие народы её населяли и как формировались границы». (слайды 1, 2, 3)

Настраиваются на работу, записывают тему в тетрадь

Регулятивные: самоорганизация, готовность к уроку.

Личностные: осознание значимости темы.

Беседа

Актуализация знаний

(слайды 4, 5) Настраивает учащихся на обсуждение, задаёт вопросы и выводит на доску карту:

1. Вспомните, какие древние государства существовали на территории России? (Киевская Русь, Волжская Булгария и др.)

2. Как Вы думаете, почему люди осваивали новые земли? (Расширение торговли, поиск ресурсов, защита от врагов).

3. Какие народы живут в России сегодня? (русские, татары, башкиры и др.).

Вопрос-предположение:

«Попробуйте предположить, какие территории России были заселены раньше, а какие позже? Почему? (северные и восточные территории – позднее, связь с климатом).

Обсуждение вопросов

Познавательные: анализ ранее изученного материала, выдвижение гипотез.

Коммуникативные: умение слушать и высказывать мнение.

Фронтальная беседа, задание на предположение

Первичное усвоение новых знаний

Поясняет, что в ходе урока будет заполняться таблица (см. приложение 1). Демонстрация слайда с пустой таблицей. (слайд 6)

1. Древнерусское государство (XI-XIII вв.): (слайд 7-15)

Показывает на карте территорию Киевской Руси, главные города, торговый путь «Из варяг в греки». Подводит к анализу карт по отдельным векам (XI, XII, XIII), хозяйственной деятельности, составу населения и освоение территорий.

Выводит учащихся на обсуждение вопросов: «Почему города строились у рек?», «Как климат влиял на земледелие?».

2. Монголо-татарское нашествие (XIII-XV вв.): (слайд 16-18)

Показывает изменение границ государства после нашествия, выводит на обсуждение: «Почему люди переселялись в северные районы?», «Как Москва стала центром объединения государства?». Рассказывает кратко о хозяйстве и центрах.

3. Формирование единого Русского государства (XV-XVI вв.): (слайд 19-22)

Учитель организует устную работу в парах.

Задания:

1. Проанализировать карты в атласе, относящиеся к периоду XV-XVI вв.

2. Определить, какие территории были освоены в указанный период.

3. Какие народы вошли в состав государства и, предположительно, какими промыслами они могли быть заняты.

4. Почему расширение происходило именно в этом направлении?

Учитель дополняет и корректирует ответы учащихся.

Анализ заполненной таблицу (слайд 23)

Работают с картами атласа, отвечают на вопросы, фиксируют информацию в таблицу.

Сравнивают карты, делают выводы: «Нашествие замедлило развитие, но усилило Москву».

Работают в парах, презентуют ответы, фиксируют ответы в таблицу.

Познавательные: анализ карт, установление причинно-следственных связей.

Регулятивные: контроль усвоения информации.

Коммуникативные: аргументация своей точки зрения, работа в парах.

Объяснительно-иллюстративный, проблемный и наглядный методы, работа в парах.

Первичное закрепление

Учитель раздаёт карточки с заданиями для каждого ученика (см. приложение), после каждого задания происходит взаимопроверка.

Самостоятельно выполняют задания, проводят взаимопроверку по эталону, анализируют ошибки.

Регулятивные: самоконтроль.

Познавательные: систематизация знаний.

Игровые технологии, индивидуальные карточки с заданиями

Информация о домашнем задании

(слайд 24)

Знать содержание таблицы.

Подготовить сообщение об одном городе, основанном в XI-XVI вв.

Слушают учителя, фиксируют информацию в дневник.

Регулятивные: планирование самостоятельной работы

Личностные: осознанный выбор выполненных заданий.

Рефлексия

Учитель подводит детей к завершению урока и предлагает эмоционально её осмыслить с помощью совместного составления синквейна.

Структура:

1. Существительное (тема).

2. Два прилагательных.

3. Три глагола.

4. Осмысленная фраза, связанная с существительным.

5. Синоним/ассоциация к существительному.

Пример 1:

  1. Переселенцы.
  2. Смелые, трудолюбивые.
  3. Осваивают, борются, строят.
  4. Расширяют границы государства.
  5. Пионеры.

Пример 2:

  1. Природа.
  2. Суровая, щедрая.
  3. Кормит, защищает, испытывает.
  4. Реки – дороги жизни.
  5. Союзник.

Настраиваются на аналитическую работу.

Личностные: осознание личного прогресса, выявление значимых аспектов урока, анализ собственного вклада в работу.

Регулятивные: адекватное оценивание своих достижений и трудностей, выявление зон непонимания для дальнейшей работы.

Познавательные: выделение ключевых моментов урока, группировка усвоенных понятий.

Метод «Синквейна»


Приложение 1. Таблица.

Век

Центры развития

Хозяйственная деятельность населения

Этнический состав населения

Освоение территорий

XI век. Формирование Древнерусского государства

XII век. Период раздробленности

XIII век. Монгольское нашествие

XIV век. Возвышение Москвы

XV век. Создание единого государства

XVI в. Расширение на восток

Приложение 2. Материал на закрепление.

А) Выберите один правильный ответ:

  1. Основное направление колонизации в XI-XIII вв.:
  1. Запад;
  2. Север и Северо-Восток;
  3. Юг;
  4. Восток.
  1. Какой город стал центром объединения русских земель в XIV-XV вв.?
  1. Новгород;
  2. Киев;
  3. Москва;
  4. Владимир.
  1. Какое событие ускорило освоение Сибири в XVI в.?
  1. Походы Ермака;
  2. Строительство Санкт-Петербурга;
  3. Присоединение Крыма;
  4. Основание Архангельска.
  1. Как природные условия влияли на расселение?
  1. Люди селились вдоль рек и лесных зон;
  2. Осваивали только степные районы;
  3. Избегали речных долин;
  4. Жили только в горах.

Б) Дайте развернутые ответы к вопросам:

1. Сравните север и юг по темпам заселения в XIV-XVI вв.

2. Почему Москва стала центром Русского государства? Назовите две причины.

3. Назовите два последствия монголо-татарского ига на расселение населения в пределах нашей страны.

В) Творческое задание:

Представьте, что Вы – казак-первопроходец XVI в. Опишите:

  1. Какой регион страны Вы осваиваете?
  2. Какие трудности встречаете на своём пути?

Ответы:

А) Каждый верный ответ на вопрос оценивается одним баллом:

1. б

2. в

3. а

4. а

Б) При записи полного ответа на вопрос выставляется 2 балла. Если ответ краткий, но верный – 1 балл. При неполном ответе на вопросы или отсутствие верного ответа выставляется 0 баллов за задание.

1. Север заселялся медленнее из-за сурового климата, но там развивалась торговля и ремесла. Юг осваивался быстрее благодаря плодородным землям и более благоприятному климату, но чаще был уязвим от набегов кочевников.

2. Удобное географическое положение (торговые пути), политика московских князей по объединению земель.

В) Если в ответе на вопросы прослеживается творческий подход, указаны точные факты – 3 балла. Ответ поверхностный, но верный – 1,5 балла. Много неточностей, но ответ дан – 1 балл. Ответы не соответствуют поставленным вопросам или отсутствуют – 0 баллов.

  1. Осваиваем Сибирь.
  2. Продвигаемся в Сибирь по рекам. Основные трудности – морозы, отсутствие дорог, сопротивление местных племен.

Критерии оценивания:

Всё верно, 11 баллов – «5»

10-9 баллов – «4»

8-7 баллов – «3»

6 и менее – 2»»



Предварительный просмотр:

Материал на закрепление к уроку: «История освоения и заселения территории современной России в XI—XVI вв.»

А) Выберите один правильный ответ:

  1. Основное направление колонизации в XI-XIII вв.:
  1. Запад;
  2. Север и Северо-Восток;
  3. Юг;
  4. Восток.
  1. Какой город стал центром объединения русских земель в XIV-XV вв.?
  1. Новгород;
  2. Киев;
  3. Москва;
  4. Владимир.
  1. Какое событие ускорило освоение Сибири в XVI в.?
  1. Походы Ермака;
  2. Строительство Санкт-Петербурга;
  3. Присоединение Крыма;
  4. Основание Архангельска.
  1. Как природные условия влияли на расселение?
  1. Люди селились вдоль рек и лесных зон;
  2. Осваивали только степные районы;
  3. Избегали речных долин;
  4. Жили только в горах.

Б) Дайте развернутые ответы к вопросам:

1. Сравните север и юг по темпам заселения в XIV-XVI вв.

2. Почему Москва стала центром Русского государства? Назовите две причины.

3. Назовите два последствия монголо-татарского ига на расселение населения в пределах нашей страны.

В) Творческое задание:

Представьте, что Вы – казак-первопроходец XVI в. Опишите:

  1. Какой регион страны Вы осваиваете?
  2. Какие трудности встречаете на своём пути?


Ответы:

А) Каждый верный ответ на вопрос оценивается одним баллом:

1. б

2. в

3. а

4. а

Б) При записи полного ответа на вопрос выставляется 2 балла. Если ответ краткий, но верный – 1 балл. При неполном ответе на вопросы или отсутствие верного ответа выставляется 0 баллов за задание.

1. Север заселялся медленнее из-за сурового климата, но там развивалась торговля и ремесла. Юг осваивался быстрее благодаря плодородным землям и более благоприятному климату, но чаще был уязвим от набегов кочевников.

2. Удобное географическое положение (торговые пути), политика московских князей по объединению земель.

В) Если в ответе на вопросы прослеживается творческий подход, указаны точные факты – 3 балла. Ответ поверхностный, но верный – 1,5 балла. Много неточностей, но ответ дан – 1 балл. Ответы не соответствуют поставленным вопросам или отсутствуют – 0 баллов.

  1. Осваиваем Сибирь.
  2. Продвигаемся в Сибирь по рекам. Основные трудности – морозы, отсутствие дорог, сопротивление местных племен.

Критерии оценивания:

Всё верно, 11 баллов – «5»

10-9 баллов – «4»

8-7 баллов – «3»

6 и менее – 2»»



Предварительный просмотр:



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока в 6 классе по теме "Древние люди и их стоянки на территории современной России"

Данный материал содержит планеруемые цели и задачи по ФГОС,наглядную схему....

Конспект урока по истории в 6 классе "Древние люди и их стоянки на территории современной России"

Урок "Древние люди и их стоянки на территории современной России" был разработан в соотсетствии с ФГОС. При разработке данного урока частично был использован материал урока учителя истории Гимназии № ...

Появление людей на территории современной России. Зарождение родового строя

Древнейшие люди поселились на территории нашей страны с незапамятных времён....

Древние люди и их стоянки на территории современной России

Материал к уроку истории России в 6 классе по теме " Древние люди и их стоянки на территории современной России"....

История России 6 класс Древние люди и их стоянки на территории современной России

Технологическая карта урока "Древние люди и их стоянки на территории современной России", так же сопроводительная презентация к уроку.  Данный материал разработан по учебнику Истории Ро...

История освоения и заселения России.

Материал содержит информацию о освоении территории России....

Проверочная работа по географии 8 класса по темам: «История освоения и заселения территории России» и «Географическое положение России»

Проверочная работа по географии 8 класса по темам:  «История освоения и заселения территории России» и «Географическое положение России»....