История освоения и заселения территории современной России в XI—XVI вв.
план-конспект урока по географии (8 класс)
Технологическая карта
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 29.67 КБ | |
| 17.71 КБ | |
| 133.56 КБ |
Предварительный просмотр:
География, 8 класс. Урок 1.
Тема урока: История освоения и заселения территории современной России в XI—XVI вв.
Тип урока: Урок открытия нового знания.
Цели урока:
- Образовательные:
- сформировать представление об основных этапах освоения и заселения территории России в XI-XVI вв.;
- познакомить с ключевыми историческими событиями, повлиявшими на формирование границ и расселение народов;
- научить работать с картами и анализировать изменения территории России во времени.
- Развивающие:
- развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и географическими процессами;
- формировать навыки работы с различными источниками информации (карты, тексты, иллюстрации).
- Воспитательные:
- воспитывать интерес к истории и географии родной страны;
- формировать уважение к культурному наследию народов России.
Планируемые результаты:
- Предметные: учащиеся узнают основные этапы заселения территории России в XI-XVI вв., научатся показывать на карте пути миграций, древние города и границы русских земель.
- Метапредметные: развитие навыков анализа картографического материала, установление причинно-следственных связей.
- Личностные: умение аргументировать свою точку зрения, понимание значимости мирного сосуществования различных этносов.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формирование УУД | Методы и формы работы |
Организационный этап | Приветствует класс, проверяет готовность к уроку. Кратко сообщает тему и цели урока: «Сегодня мы начнём изучать географию Россию с её истории. Узнаем, как заселялась наша страна, какие народы её населяли и как формировались границы». (слайды 1, 2, 3) | Настраиваются на работу, записывают тему в тетрадь | Регулятивные: самоорганизация, готовность к уроку. Личностные: осознание значимости темы. | Беседа |
Актуализация знаний | (слайды 4, 5) Настраивает учащихся на обсуждение, задаёт вопросы и выводит на доску карту: 1. Вспомните, какие древние государства существовали на территории России? (Киевская Русь, Волжская Булгария и др.) 2. Как Вы думаете, почему люди осваивали новые земли? (Расширение торговли, поиск ресурсов, защита от врагов). 3. Какие народы живут в России сегодня? (русские, татары, башкиры и др.). Вопрос-предположение: «Попробуйте предположить, какие территории России были заселены раньше, а какие позже? Почему? (северные и восточные территории – позднее, связь с климатом). | Обсуждение вопросов | Познавательные: анализ ранее изученного материала, выдвижение гипотез. Коммуникативные: умение слушать и высказывать мнение. | Фронтальная беседа, задание на предположение |
Первичное усвоение новых знаний | Поясняет, что в ходе урока будет заполняться таблица (см. приложение 1). Демонстрация слайда с пустой таблицей. (слайд 6) 1. Древнерусское государство (XI-XIII вв.): (слайд 7-15) Показывает на карте территорию Киевской Руси, главные города, торговый путь «Из варяг в греки». Подводит к анализу карт по отдельным векам (XI, XII, XIII), хозяйственной деятельности, составу населения и освоение территорий. Выводит учащихся на обсуждение вопросов: «Почему города строились у рек?», «Как климат влиял на земледелие?». 2. Монголо-татарское нашествие (XIII-XV вв.): (слайд 16-18) Показывает изменение границ государства после нашествия, выводит на обсуждение: «Почему люди переселялись в северные районы?», «Как Москва стала центром объединения государства?». Рассказывает кратко о хозяйстве и центрах. 3. Формирование единого Русского государства (XV-XVI вв.): (слайд 19-22) Учитель организует устную работу в парах. Задания: 1. Проанализировать карты в атласе, относящиеся к периоду XV-XVI вв. 2. Определить, какие территории были освоены в указанный период. 3. Какие народы вошли в состав государства и, предположительно, какими промыслами они могли быть заняты. 4. Почему расширение происходило именно в этом направлении? Учитель дополняет и корректирует ответы учащихся. Анализ заполненной таблицу (слайд 23) | Работают с картами атласа, отвечают на вопросы, фиксируют информацию в таблицу. Сравнивают карты, делают выводы: «Нашествие замедлило развитие, но усилило Москву». Работают в парах, презентуют ответы, фиксируют ответы в таблицу. | Познавательные: анализ карт, установление причинно-следственных связей. Регулятивные: контроль усвоения информации. Коммуникативные: аргументация своей точки зрения, работа в парах. | Объяснительно-иллюстративный, проблемный и наглядный методы, работа в парах. |
Первичное закрепление | Учитель раздаёт карточки с заданиями для каждого ученика (см. приложение), после каждого задания происходит взаимопроверка. | Самостоятельно выполняют задания, проводят взаимопроверку по эталону, анализируют ошибки. | Регулятивные: самоконтроль. Познавательные: систематизация знаний. | Игровые технологии, индивидуальные карточки с заданиями |
Информация о домашнем задании | (слайд 24) Знать содержание таблицы. Подготовить сообщение об одном городе, основанном в XI-XVI вв. | Слушают учителя, фиксируют информацию в дневник. | Регулятивные: планирование самостоятельной работы Личностные: осознанный выбор выполненных заданий. | |
Рефлексия | Учитель подводит детей к завершению урока и предлагает эмоционально её осмыслить с помощью совместного составления синквейна. Структура: 1. Существительное (тема). 2. Два прилагательных. 3. Три глагола. 4. Осмысленная фраза, связанная с существительным. 5. Синоним/ассоциация к существительному. Пример 1:
Пример 2:
| Настраиваются на аналитическую работу. | Личностные: осознание личного прогресса, выявление значимых аспектов урока, анализ собственного вклада в работу. Регулятивные: адекватное оценивание своих достижений и трудностей, выявление зон непонимания для дальнейшей работы. Познавательные: выделение ключевых моментов урока, группировка усвоенных понятий. | Метод «Синквейна» |
Приложение 1. Таблица.
Век | Центры развития | Хозяйственная деятельность населения | Этнический состав населения | Освоение территорий |
XI век. Формирование Древнерусского государства | ||||
XII век. Период раздробленности | ||||
XIII век. Монгольское нашествие | ||||
XIV век. Возвышение Москвы | ||||
XV век. Создание единого государства | ||||
XVI в. Расширение на восток |
Приложение 2. Материал на закрепление.
А) Выберите один правильный ответ:
- Основное направление колонизации в XI-XIII вв.:
- Запад;
- Север и Северо-Восток;
- Юг;
- Восток.
- Какой город стал центром объединения русских земель в XIV-XV вв.?
- Новгород;
- Киев;
- Москва;
- Владимир.
- Какое событие ускорило освоение Сибири в XVI в.?
- Походы Ермака;
- Строительство Санкт-Петербурга;
- Присоединение Крыма;
- Основание Архангельска.
- Как природные условия влияли на расселение?
- Люди селились вдоль рек и лесных зон;
- Осваивали только степные районы;
- Избегали речных долин;
- Жили только в горах.
Б) Дайте развернутые ответы к вопросам:
1. Сравните север и юг по темпам заселения в XIV-XVI вв.
2. Почему Москва стала центром Русского государства? Назовите две причины.
3. Назовите два последствия монголо-татарского ига на расселение населения в пределах нашей страны.
В) Творческое задание:
Представьте, что Вы – казак-первопроходец XVI в. Опишите:
- Какой регион страны Вы осваиваете?
- Какие трудности встречаете на своём пути?
Ответы:
А) Каждый верный ответ на вопрос оценивается одним баллом:
1. б
2. в
3. а
4. а
Б) При записи полного ответа на вопрос выставляется 2 балла. Если ответ краткий, но верный – 1 балл. При неполном ответе на вопросы или отсутствие верного ответа выставляется 0 баллов за задание.
1. Север заселялся медленнее из-за сурового климата, но там развивалась торговля и ремесла. Юг осваивался быстрее благодаря плодородным землям и более благоприятному климату, но чаще был уязвим от набегов кочевников.
2. Удобное географическое положение (торговые пути), политика московских князей по объединению земель.
В) Если в ответе на вопросы прослеживается творческий подход, указаны точные факты – 3 балла. Ответ поверхностный, но верный – 1,5 балла. Много неточностей, но ответ дан – 1 балл. Ответы не соответствуют поставленным вопросам или отсутствуют – 0 баллов.
- Осваиваем Сибирь.
- Продвигаемся в Сибирь по рекам. Основные трудности – морозы, отсутствие дорог, сопротивление местных племен.
Критерии оценивания:
Всё верно, 11 баллов – «5»
10-9 баллов – «4»
8-7 баллов – «3»
6 и менее – 2»»
Предварительный просмотр:
Материал на закрепление к уроку: «История освоения и заселения территории современной России в XI—XVI вв.»
А) Выберите один правильный ответ:
- Основное направление колонизации в XI-XIII вв.:
- Запад;
- Север и Северо-Восток;
- Юг;
- Восток.
- Какой город стал центром объединения русских земель в XIV-XV вв.?
- Новгород;
- Киев;
- Москва;
- Владимир.
- Какое событие ускорило освоение Сибири в XVI в.?
- Походы Ермака;
- Строительство Санкт-Петербурга;
- Присоединение Крыма;
- Основание Архангельска.
- Как природные условия влияли на расселение?
- Люди селились вдоль рек и лесных зон;
- Осваивали только степные районы;
- Избегали речных долин;
- Жили только в горах.
Б) Дайте развернутые ответы к вопросам:
1. Сравните север и юг по темпам заселения в XIV-XVI вв.
2. Почему Москва стала центром Русского государства? Назовите две причины.
3. Назовите два последствия монголо-татарского ига на расселение населения в пределах нашей страны.
В) Творческое задание:
Представьте, что Вы – казак-первопроходец XVI в. Опишите:
- Какой регион страны Вы осваиваете?
- Какие трудности встречаете на своём пути?
Ответы:
А) Каждый верный ответ на вопрос оценивается одним баллом:
1. б
2. в
3. а
4. а
Б) При записи полного ответа на вопрос выставляется 2 балла. Если ответ краткий, но верный – 1 балл. При неполном ответе на вопросы или отсутствие верного ответа выставляется 0 баллов за задание.
1. Север заселялся медленнее из-за сурового климата, но там развивалась торговля и ремесла. Юг осваивался быстрее благодаря плодородным землям и более благоприятному климату, но чаще был уязвим от набегов кочевников.
2. Удобное географическое положение (торговые пути), политика московских князей по объединению земель.
В) Если в ответе на вопросы прослеживается творческий подход, указаны точные факты – 3 балла. Ответ поверхностный, но верный – 1,5 балла. Много неточностей, но ответ дан – 1 балл. Ответы не соответствуют поставленным вопросам или отсутствуют – 0 баллов.
- Осваиваем Сибирь.
- Продвигаемся в Сибирь по рекам. Основные трудности – морозы, отсутствие дорог, сопротивление местных племен.
Критерии оценивания:
Всё верно, 11 баллов – «5»
10-9 баллов – «4»
8-7 баллов – «3»
6 и менее – 2»»
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока в 6 классе по теме "Древние люди и их стоянки на территории современной России"
Данный материал содержит планеруемые цели и задачи по ФГОС,наглядную схему....
Конспект урока по истории в 6 классе "Древние люди и их стоянки на территории современной России"
Урок "Древние люди и их стоянки на территории современной России" был разработан в соотсетствии с ФГОС. При разработке данного урока частично был использован материал урока учителя истории Гимназии № ...

Появление людей на территории современной России. Зарождение родового строя
Древнейшие люди поселились на территории нашей страны с незапамятных времён....
Древние люди и их стоянки на территории современной России
Материал к уроку истории России в 6 классе по теме " Древние люди и их стоянки на территории современной России"....

История России 6 класс Древние люди и их стоянки на территории современной России
Технологическая карта урока "Древние люди и их стоянки на территории современной России", так же сопроводительная презентация к уроку. Данный материал разработан по учебнику Истории Ро...
Проверочная работа по географии 8 класса по темам: «История освоения и заселения территории России» и «Географическое положение России»
Проверочная работа по географии 8 класса по темам: «История освоения и заселения территории России» и «Географическое положение России»....






