ЧИСЛЕННОСТЬ И ВОСПРОИЗВОДСТВО НАСЕЛЕНИЯ МИРА
план-конспект урока по географии (10 класс)

Алова Олеся Владимировна

 развитие  познавательной сферы школьников и мотивации к изучению географии;
– совершенствование умений  ставить учебные цели и задачи,  планировать способы и пути достижения учебных и прикладных целей;
- совершенствовать умения корректировать свои действия в связи с изменением условий обучения и труда; оценивать правильность выполнения учебных и иных задач;
- совершенствовать умения работать с различными источниками информации, классифицировать и обобщать, выявлять аналогичные процессы и явления, делать выводы и умозаключения;
- совершенствовать навыки получения информации  в результате смыслового прочтения текста;
-совершенствование навыков работы  в группе по решению общих учебных задач;
-совершенствование умений  использовать устную речь  для аргументированного отстаивания своей точки зрения, своих выводов и умозаключений;
-совершенствовать умения использования информационно-коммуникационных  технологий получения и обработки информации, формирования  ИКТ- компетенции для решения учебных задач и задач прикладного характера;
- формировать первичные навыки учебно- исследовательской и проектной деятельности.

– формирование осознанного  чтения с целью удовлетворения  познавательного интереса, приобретения новой информации и дальнейшего  её использования;
– формирование  навыков говорения  на основе изученного языкового материала;
– совершенствование навыков  использования карты, статистических материалов, совершенствование навыков использования карты  как языка международного общения и как средства  изучения географических процессов и явлений;

 

– воспитание патриотизма и любви к своей Родине;
-воспитание чувства ответственности за качество жизни своего народа, развитие своего родного края;
- готовность к самообразованию и саморазвитию;                                                                       -способствовать совершенствованию навыков коммуникативной компетенции, -совершенствовать навыки проектной деятельности,                                                                              -развивать умения выражать себя в разных видах творчества,  - воспитание уважительного отношения к разным культурам разных народов.

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_chislennost_i_vosproizvodsto_naselenie.doc59.24 КБ
Файл variant_1.docx13.5 КБ
Файл variant_2.docx12.89 КБ
Файл variant_3.docx12.8 КБ
Файл variant_4.docx12.99 КБ
Файл variant_5.docx13.76 КБ

Предварительный просмотр:

Ф.И.О. педагога АЛОВА ОЛЕСЯ ВЛАДИМИРОВНА   Предмет: ............ГЕОГРАФИЯ..................................
Класс: ...............10 «А»...................................                                                                                                                                                                                             Тема:   ЧИСЛЕННОСТЬ  и     ВОСПРОИЗВОДСТВО НАСЕЛЕНИЯ ..............                                                                          
Тип урока: .........изучение нового материала...................................

Цели урока:

Метапредметные цели урока

Предметные цели

Личностные цели

– развитие  познавательной сферы школьников и мотивации к изучению географии;
– совершенствование умений  ставить учебные цели и задачи,  планировать способы и пути достижения учебных и прикладных целей;
- совершенствовать умения корректировать свои действия в связи с изменением условий обучения и труда; оценивать правильность выполнения учебных и иных задач;
- совершенствовать умения работать с различными источниками информации, классифицировать и обобщать, выявлять аналогичные процессы и явления, делать выводы и умозаключения;
- совершенствовать навыки получения информации  в результате смыслового прочтения текста;
-совершенствование навыков работы  в группе по решению общих учебных задач;
-совершенствование умений  использовать устную речь  для аргументированного отстаивания своей точки зрения, своих выводов и умозаключений;
-совершенствовать умения использования информационно-коммуникационных  технологий получения и обработки информации, формирования  ИКТ- компетенции для решения учебных задач и задач прикладного характера;
- формировать первичные навыки учебно- исследовательской и проектной деятельности.

– формирование осознанного  чтения с целью удовлетворения  познавательного интереса, приобретения новой информации и дальнейшего  её использования;
– формирование  навыков говорения  на основе изученного языкового материала;
– совершенствование навыков  использования карты, статистических материалов, совершенствование навыков использования карты  как языка международного общения и как средства  изучения географических процессов и явлений;

 

– воспитание патриотизма и любви к своей Родине;
-воспитание чувства ответственности за качество жизни своего народа, развитие своего родного края;
- готовность к самообразованию и саморазвитию;                                                                       -способствовать совершенствованию навыков коммуникативной компетенции, -совершенствовать навыки проектной деятельности,                                                                              -развивать умения выражать себя в разных видах творчества,  - воспитание уважительного отношения к разным культурам разных народов.

Задачи урока:
Достижение
предметных планируемых результатов:

ЗНАТЬ : понятие «естественный прирост»; численность населения мира и причины ее определяющие, характерные черты разных типов воспроизводства населения;  демографическая политика, связанная с ними, понятие «качество населения»  как новое комплексное понятие.

УМЕТЬ-анализировать статистические материалы, диаграммы, анализировать различные источники географических знаний, в том числе и Интернет-ресурсами, пользоваться тематическими картами, выполнять тестовые задания.

Технологическая карта с дидактической структурой урока 

Этапы урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Задания для учащихся

УУД

1)Организационный момент                                       Цель: создание доброжелательной атмосферы на уроке

  Просмотр видеофильма,

  Показ видеоклипа о множестве разных народов на Земле

Высказывание предположений, почему выбран такой клип

 Личностные УУД (самоопределение).

2) Формулировка темы, постановка задач, планирование работы на уроке                                           Цель: организовать формулировку темы урока детьми и планирование достижения этой цели

 формулируют тему, ставят цель и планируют ее достижение самостоятельно, записывают тему в тетрадь

  Организует формулирование, постановку цели, планирование этапов работы по достижению результатов

  Задание: Что необходимо знать о населении, чтобы его охарактеризовать?

Предполагаемый ответ:    численность населения

Регулятивныуе УУД (целеполагание).

Коммуникативные УУД (планирование учебного сотрудничества)

3) Изучение нового материала Цель: создание условий для результативной работы  

  Высказывают свои предположения, делают вывод, что изучение географии населения необходимо

 Ставит проблемный вопрос: Почему население представляет собой основу материальной жизни общества?

  Прием «мозговой штурм»

 Личностные УУД (смыслообразование).Регулятивные (саморегуляция) Коммуникативные (умение выражать свои мысли, слушать и понимать речь других). Познавательные УУД (поиск и выделение необходимой инфор мации; уметь  перера батывать полученную информацию, находить ответы на вопросы, опираясь на жизненный опыт).

Познавательные УУД Умение вести самостоятельное исследование по плану, анализ информации, её преобразование

Коммуникативные учебное сотрудничество, уважение ситуации успеха партнера,

БЛОК 1Численность населения Цель: организовать формирование знаний о численности населения и ее изменении

Анализируют статистические данные делают выводы о том, что население мира никогда так быстро не возрастало, как в современную эпоху, что в разных регионах мира население растет неравномерно

Предлагает для анализа график «Динамика численности населения мира», таблицу  «Рост численности населения мира» с 66 учебника

Задания: 1анализ графика, таблицы : проанализируйте график «Динамика  численности населения мира», что она показывает? Как изменяется численность населения мира? Как изменяется численность населения мира в последние сто лет? Предполагаемый ответ: растет катастрофически.

2 проанализируйте таблицу «рост численности населения мира в 1950-2010 Как изменяется численность населения  в зарубежной Европе,  а в зарубежной Азии?                                                   предполагаемый ответ: в разных регионах мира население растет неравномерно. это объясняется различным характером его воспроизводства

БЛОК 2 Воспроизводство населения.                               цель: сформировать понятие «воспроизводство населения», определить, какие факторы на него влияют  

1 Находят в учебнике определение, записывают в тетрадь, 2 прослушивают  «ленту новостей», делают прогноз изменения численности населения в данных условиях и приходят к выводу, какие процессы влияют на изменение численности населения             3 прослушивают мини-проект (опережающее задание ученицы) «Главные причины смертности в России», делают выводы о необходимости ведения здорового образа жизни

Отвечают на вопрос «Что ждет человечество?»                                              1 вымирание                                                     2 перенаселение                      3стабилизация численности (закрепляют «фишки» на доске возле выбранного ответа)

Предлагает разные источники географической информации

Предлагает прием   « Займи позицию» предлагает у доски ответить на вопрос, прикрепив свою «фишку»  рядом с выбранным ответом

Задания: Найдите в учебнике определение, что такое воспроизводство? Запишите в тетрадь ФОРМУЛА –Р-С=Е, где Р-рождаемость,  С-смертность,  Е-естественный прирост Каким бывает естественный прирост Е+  Е0  Е-         ПРИЕМ «ЛЕНТА НОВОСТЕЙ»                             задание: проанализируйте данные новости и сделайте прогноз, как изменится численность населения. ВЫВОД: Рождаемость, смертность, процессы биологические, но на них влияют социально-экономические процессы, от чего зависит уровень рождаемости социально\экон структуры общества, условий жизни, традиций занятости женщин в производстве, «цены ребенка», уровень смертности? от материальных условий жизни, питания, санитарных условий труда и быта, от развития здравоохранения, от возрастного состава

ПРОГНОЗ КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, что ждет человечество: вымирание, перенаселение, стабилизация численности  как изменится численность населения мира? Уменьшится увеличится стабилизируется? Выберите правильный с вашей точки зрения ответ и поставьте рядом с ним свою фишку

ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ  блок 2

1 работают в сети Интернет на сайте «Численность населения. Счетчик». делают записи в таблице о численности населения мира, разных государств on line, называют страны с наибольшим и наименьшим количеством населения

Оказывает помощь тем учащимся, которым это необходимо

Работа в Интернете. Поиск информации о численности, населения, показателях рождаемости,  смертности, естественного прироста в разных странах мира

Познавательные УУД Умение вести самостоятельное исследование по плану, анализ информации, её преобразование

Два типа воспроизводства населения                                Цель: ознакомить с особенностями разных типов  воспроизводства населения и демографической политикой разных государств

Работают в группах, используют текст учебника и карту «Типы воспроизводства населения мира» , дают характеристику первому и второму типу воспроизводства населения, заполняют таблицу.                  Презентуют работу группы   1 группа-- I тип воспроизводства  2 группа—II тип воспроизводства

Находят определение «демографическая политика», записывают в тетрадь

Меняются по группам и предлагают меры по воздействию на естественное движение населения (прежде всего на рождаемость) для стран с разным типом воспроизводства населения

Направляет самостоятельную работу, корректирует работу Консультирует учащихся, если необходимо, координирует работу в группа Предлагает разные источники информации Корректирует ротацию групп

ПРИЕМ: работа в группах

Задания: организация работы в группах. Цель работы группы дать характеристику каждого из типов воспроизводства населения, указать для каких стран они характерны , какие демогра- фические показатели имеют.                                  Презентация работы в группах.                РАБОТА с терминами: Формирование понятия «демографическая политика». Поиск определения в учебнике с69 Демографическая политика—система административных, экономических, пропагандистских и других  мероприятий, с помощью которых государство воздействует на естественное движение населения (прежде всего на рождаемость) в желательном для себя направлении.                 «МОЗГОВОЙ ШТУРМ»: высказывание предложений какие мероприятия могут проводить государства для воздействия на естественный прирост

ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ  блок 2

 1 работа в сети Интернет поиск информации о демографической ситуации в России, Крыму                                           2 Защита мини-проекта «Демографическая ситуация в России»

Предлагает творческое задание создать коллаж  листовку-призыв «За сбережение народа»

Защита мини-ПРОЕКТА:  «Демографическая ситуация в России», результаты исследования которого показывают, как изменяется численность населения России, пики роста численности и уменьшения численности, вывод исследования: о необходимости мер, направленных на повышения рождаемости ТВОРЧЕСКОЕ задание: создание коллажа-листовки под девизом «За сбережение народа», подчеркнуть ценность традиционной семьи.

Релаксация

Просмотр видео для релаксации

Музыкальная пауза

Регулятивные УУД

Блок 3 Понятие «качество населения» как новое комплексное понятие

  Составляют схему «Качество населения», работают с таблицей 3 с 68    с картами атласа

  Направляет самостоятельную работу

  Задание: Составление схемы (по информации из учебника)

Задание: приведите примеры экологических, социальных, культурных, экологических условий жизни, используя свой жизненный опыт. Предполагаемый ответ: например, экономические—занятость населения (уровень безработицы), или состояние окружающей среды—экологические условия жизни

 познавательные УУД  Умение вести самостоятельное исследование по плану, анализ информации, её преобразование

Контроль .Коррекция

Цель: организовать фронтальную проверку и исправление ошибок

 1 Высказывание аргументов в защиту своей позиции о будущем населения планеты, смена своей позиции (если полученные знания на уроке способствовали этому)

2 Выполнение тестовых заданий ,

Самопроверка

коррекция

  Выслушивает мнение учении-ков, высказывает свою позицию (теория перехода)

Предлагает выполнить тесты на компьютере

 

 Коммуникативные:

1.Умение слушать других, отвечать на поставленные вопросы.  Регулятивные УУД (контроль, коррекция, оценка)

 Рефлексия                               Цель: зафиксировать содержание урока; организовать рефлексию и самооценку учащимися собственной учебной деятельности.

 Отвечают на вопросы учителя

Отвечают на вопросы мини-опроса «Сколько детей вы планируете иметь в будущем?»

 Предлагает ответы на вопросы: какие цели мы ставили на уроке?, достигли ли цели?

Предлагает проанализировать результаты мини-опроса

 

 Регулятивные УУД (самооценка, саморегуляция).Коммуникативные УУД. Личностные УУД (смыслообразование).

Домашнее задание

Реклама следующего урока

Записывают в дневник.

Просушивает информацию, анализируют ее, делают выводы

Организует запись в дневник

Предлагает познавательный вопрос.

Прочитать с 62-71 , индивидуальное задание  по материалам таблицы в учебнике с 406-407 выписать «десятку » стран с наибольшей численности населения, с наибольшим естественным приростом, наименьшим естественный приростом, подготовить проект «Народы России», «Народы Крыма», «Религии Крыма» (по выбору)                                           На следующем уроке мы будем изучать нацио-нальный состав населения мира. Будет интерес но узнать одну из традиций российского наро-да. Эвенки ценили умение вести переговоры о мире. Противник высылал парламентеров — двух пожилых женщин. С пожилыми женщина-ми вступают в беседу такие же пожилые женщины, представляющие враждебную сторону. Шаман демонстративно отвергал предложения .потом в переговоры вступали пожилые мужчины. И только потом—шаманы, которые договаривались о мире. Почему такая сложная церемония? Подумайте.

Предполагаемый ответ: чтобы молодежь знала цену мира, как легко его потерять, и как сложно его вернуть.

Личностные УУД (смыслообразование).



Предварительный просмотр:

ФИ_______________________________________________КЛАСС__________________

ВАРИАНТ 1

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА «ЧИСЛЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ ЗЕМЛИ.

ТИПЫ ВОСПРОИЗВОДСТВА»

ЗАДАЧА 1

№ 9  ВПР

ПРИМЕР:

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетание). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетание), которые необходимо вставить на места пропусков, обозначенных буквами. Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Запишите в текст номера выбранных слов (словосочетаний).

Население Кыргызстана

Численность населения Кыргызской Республики на 1 января 2017 года составила 6140 тыс. человек  — за предыдущий год она увеличилась на 191 тыс. человек. В городах проживало более трети населения,  — уровень __________2_(УРБАНИЗАЦИЯ)_______(А) составил 34%. Рождаемость была ___________3 (ВЫШЕ)_______(Б) смертности,  — за счёт естественного прироста население выросло на 198 тыс. человек. При этом наблюдалась миграционная убыль населения. Число __1_(ЭМИГРАНТЫ)_______________(В) превысило число прибывших в страну на постоянное жительство на 7 тыс. человек.

Список слов (словосочетание):

1)  эмигранты 2)  урбанизация 3)  выше 4)  ниже 5)  иммигранты 6)  воспроизводство населения.

ЗАДАЧА 2

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на места пропусков, обозначенных буквами. Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Запишите в текст номера выбранных слов (словосочетаний).

Демографическая ситуация в Италии

В период с 2005 по 2015 г. численность населения Италии увеличилась на 2 млн человек. При этом число родившихся за этот период сократилось, а число умерших возросло, что привело к увеличению _________________(А) населения. Низкая рождаемость в совокупности с высокой __________________(Б) способствуют ________________(В) доли пожилых людей в возрастной структуре населения страны. Как и для большинства стран Зарубежной Европы, для Италии характерен миграционный прирост населения.

 

Список слов (словосочетаний):

1)  естественный прирост 2)  снижение 3)  урбанизация 4)  увеличение 5)  естественная убыль 6)  средняя продолжительность жизни

ЗАДАЧА 3

ПРИМЕР

В каком из высказываний содержится информация о воспроизводстве населения?

1)  В январе  — октябре 2012 года в России отмечалось увеличение числа родившихся (в 80-ти субъектах Российской Федерации) и снижение числа умерших (в 65-ти субъектах), по сравнению с этим же периодом предыдущего года.

2)  В 2011 году удельный вес городского населения в общей численности населения Приволжского ФО составлял 71%, сельского  — 29%.

3)  Более четверти россиян (26%) проживает в Центральном федеральном округе, где средняя плотность составляет 57 человек на 1 км2.

4)  В 2011 году в Республику Бурятия из других регионов России прибыло 8873 человека, выбыло из Республики Бурятия 13 636 человек.

ОТВЕТ:1

ЗАДАЧА 4

В каком из высказываний содержится информация о воспроизводстве населения?

 

1)  По итогам Всероссийской переписи населения 2010 года численность городского населения в стране составляла 105,3 млн человек (74%), около трети горожан проживало в 12 городах-миллионерах.

2)  В 2009 году средняя плотность населения Северо-Кавказского федерального округа была одна из самых высоких в стране: 54 человека на 1 м2.

3)  Число родившихся в РФ в январе  — октябре 2012 года выросло до 1586,9 тыс. человек против 1482,8 тыс. человек в январе  — октябре 2011 года. При этом число умерших в январе  — октябре 2012 года сократилось до 1586,1 тыс. человек с 1610,2 тыс. человек годом ранее.

4)  В 2009 году в Москве было зарегистрировано 10,527 млн жителей, из них около 7 млн граждан трудоспособного возраста и 2,5 млн пенсионеров.

ОТВЕТ:



Предварительный просмотр:

ФИ_______________________________________________КЛАСС__________________

ВАРИАНТ 2

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА «ЧИСЛЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ ЗЕМЛИ.

ТИПЫ ВОСПРОИЗВОДСТВА»

ЗАДАЧА 1

№ 9  ВПР

ПРИМЕР:

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетание). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетание), которые необходимо вставить на места пропусков, обозначенных буквами. Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Запишите в текст номера выбранных слов (словосочетаний).

Население Кыргызстана

Численность населения Кыргызской Республики на 1 января 2017 года составила 6140 тыс. человек  — за предыдущий год она увеличилась на 191 тыс. человек. В городах проживало более трети населения,  — уровень __________2_(УРБАНИЗАЦИЯ)_______(А) составил 34%. Рождаемость была ___________3 (ВЫШЕ)_______(Б) смертности,  — за счёт естественного прироста население выросло на 198 тыс. человек. При этом наблюдалась миграционная убыль населения. Число __1_(ЭМИГРАНТЫ)_______________(В) превысило число прибывших в страну на постоянное жительство на 7 тыс. человек.

Список слов (словосочетание):

1)  эмигранты 2)  урбанизация 3)  выше 4)  ниже 5)  иммигранты 6)  воспроизводство населения.

ЗАДАЧА 2

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на места пропусков, обозначенных буквами. Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Запишите в текст номера выбранных слов (словосочетаний).

Демографическая ситуация в Алжире

Для населения Алжира, как и для населения большинства стран Африки, характерен(на) ______________(А) населения  — превышение числа родившихся над числом умерших за год. Традиционно высокая рождаемость оказывает значительное влияние на ______________(Б) состав населения страны. Близость к европейскому региону способствует увеличению числа уезжающих из Алжира. На сегодняшний день их больше, чем иммигрантов, поэтому в стране наблюдается _______________(В) населения.

 

Список слов (словосочетаний):

1)  миграционный прирост 2)  этнический 3)  естественный прирост 4)  миграционная убыль 5)  естественная убыль 6)  возрастной

ЗАДАЧА 3

ПРИМЕР

В каком из высказываний содержится информация о воспроизводстве населения?

1)  В январе  — октябре 2012 года в России отмечалось увеличение числа родившихся (в 80-ти субъектах Российской Федерации) и снижение числа умерших (в 65-ти субъектах), по сравнению с этим же периодом предыдущего года.

2)  В 2011 году удельный вес городского населения в общей численности населения Приволжского ФО составлял 71%, сельского  — 29%.

3)  Более четверти россиян (26%) проживает в Центральном федеральном округе, где средняя плотность составляет 57 человек на 1 км2.

4)  В 2011 году в Республику Бурятия из других регионов России прибыло 8873 человека, выбыло из Республики Бурятия 13 636 человек.

ОТВЕТ:1

ЗАДАЧА 4

В каком из высказываний содержится информация о воспроизводстве населения?

 

1)  В 2010 году соотношение горожан и сельских жителей в общей численности населения России составляло 74% и 26% соответственно.

2)  По итогам Всероссийской переписи населения 2010 года средний возраст жителей страны составлял 39 лет.

3)  По итогам Всероссийской переписи населения 2010 года численность женщин в России превышала численность мужчин на 10,8 млн человек.

4)  В 2009 году в России родилось 1761,7 тыс. человек, а умерло 2010,5 тыс. человек.

ОТВЕТ:



Предварительный просмотр:

ФИ_______________________________________________КЛАСС__________________

ВАРИАНТ 3

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА «ЧИСЛЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ ЗЕМЛИ.

ТИПЫ ВОСПРОИЗВОДСТВА»

ЗАДАЧА 1

№ 9  ВПР

ПРИМЕР:

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетание). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетание), которые необходимо вставить на места пропусков, обозначенных буквами. Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Запишите в текст номера выбранных слов (словосочетаний).

Население Кыргызстана

Численность населения Кыргызской Республики на 1 января 2017 года составила 6140 тыс. человек  — за предыдущий год она увеличилась на 191 тыс. человек. В городах проживало более трети населения,  — уровень __________2_(УРБАНИЗАЦИЯ)_______(А) составил 34%. Рождаемость была ___________3 (ВЫШЕ)_______(Б) смертности,  — за счёт естественного прироста население выросло на 198 тыс. человек. При этом наблюдалась миграционная убыль населения. Число __1_(ЭМИГРАНТЫ)_______________(В) превысило число прибывших в страну на постоянное жительство на 7 тыс. человек.

Список слов (словосочетание):

1)  эмигранты 2)  урбанизация 3)  выше 4)  ниже 5)  иммигранты 6)  воспроизводство населения.

ЗАДАЧА 2

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетание). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетание), которые необходимо вставить на места пропусков, обозначенных буквами. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Запишите в текст номера выбранных слов (словосочетания).

Население Венесуэлы

Численность населения Венесуэлы на 1 января 2017 г. составила 31,4 млн человек, за предыдущий год она увеличилась на 400 тыс. человек. В городах проживало более трёх четвертей населения, уровень ______________(А) составил 88%. Рождаемость была _____________(Б) смертности, за счёт естественного прироста население выросло на 431 тыс. человек. При этом наблюдалась миграционная убыль населения. Число _______________(В) превысило число прибывших в страну на постоянное жительство на 31 тыс. человек.

 Список слов (словосочетание):

1)  эмигранты 2)  урбанизация 3)  выше 4)  ниже 5)  иммигранты 6)  воспроизводство населения

ЗАДАЧА 3

ПРИМЕР

В каком из высказываний содержится информация о воспроизводстве населения?

1)  В январе  — октябре 2012 года в России отмечалось увеличение числа родившихся (в 80-ти субъектах Российской Федерации) и снижение числа умерших (в 65-ти субъектах), по сравнению с этим же периодом предыдущего года.

2)  В 2011 году удельный вес городского населения в общей численности населения Приволжского ФО составлял 71%, сельского  — 29%.

3)  Более четверти россиян (26%) проживает в Центральном федеральном округе, где средняя плотность составляет 57 человек на 1 км2.

4)  В 2011 году в Республику Бурятия из других регионов России прибыло 8873 человека, выбыло из Республики Бурятия 13 636 человек.

ОТВЕТ:1

ЗАДАЧА 4

В каком из высказываний содержится информация о воспроизводстве населения?

 

1)  В последние десятилетия происходит отток населения из северных и восточных регионов России в центр и на юго-запад страны.

2)  В 2008 году во Владимирской области показатель числа умерших в расчете на тысячу населения за год на 10 промилле превысил показатель числа родившихся.

3)  В Сибири проживает менее четверти населения России, которое сосредоточено в основном вдоль Транссибирской железной дороги.

4)  В зоне тундры и тайги сельские населенные пункты располагаются по долинам рек и берегам озер.

ОТВЕТ:



Предварительный просмотр:

ФИ_______________________________________________КЛАСС__________________

ВАРИАНТ 4

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА «ЧИСЛЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ ЗЕМЛИ.

ТИПЫ ВОСПРОИЗВОДСТВА»

ЗАДАЧА 1

№ 9  ВПР

ПРИМЕР:

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетание). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетание), которые необходимо вставить на места пропусков, обозначенных буквами. Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Запишите в текст номера выбранных слов (словосочетаний).

Население Кыргызстана

Численность населения Кыргызской Республики на 1 января 2017 года составила 6140 тыс. человек  — за предыдущий год она увеличилась на 191 тыс. человек. В городах проживало более трети населения,  — уровень __________2_(УРБАНИЗАЦИЯ)_______(А) составил 34%. Рождаемость была ___________3 (ВЫШЕ)_______(Б) смертности,  — за счёт естественного прироста население выросло на 198 тыс. человек. При этом наблюдалась миграционная убыль населения. Число __1_(ЭМИГРАНТЫ)_______________(В) превысило число прибывших в страну на постоянное жительство на 7 тыс. человек.

Список слов (словосочетание):

1)  эмигранты 2)  урбанизация 3)  выше 4)  ниже 5)  иммигранты 6)  воспроизводство населения.

ЗАДАЧА 2

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на места пропусков, обозначенных буквами. Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Запишите в текст номера выбранных слов (словосочетаний).

Демографическая ситуация в России

В 2016 г. численность населения России увеличилась примерно на 300 тыс. человек. Это объясняется, главным образом, тем, что на постоянное место жительства в Россию въезжает большое число _______________(А). В большинстве регионов России в 2016 г. смертность превышала рождаемость, то есть естественный прирост населения в них был _____________(Б). За 2016 г. в РФ произошло увеличение средней ожидаемой продолжительности жизни при рождении, она достигла 71,5 года. Постепенное увеличение этого показателя  — тенденция последних лет. В возрастной структуре населения страны постепенно увеличивается доля _____________(В).

Список слов (словосочетаний):

1)  иммигрант 2)  эмигрант 3)  положительный 4)  отрицательный 5)  лица младше 15 лет 6)  лица старше 65 лет

ЗАДАЧА 3

ПРИМЕР

В каком из высказываний содержится информация о воспроизводстве населения?

1)  В январе  — октябре 2012 года в России отмечалось увеличение числа родившихся (в 80-ти субъектах Российской Федерации) и снижение числа умерших (в 65-ти субъектах), по сравнению с этим же периодом предыдущего года.

2)  В 2011 году удельный вес городского населения в общей численности населения Приволжского ФО составлял 71%, сельского  — 29%.

3)  Более четверти россиян (26%) проживает в Центральном федеральном округе, где средняя плотность составляет 57 человек на 1 км2.

4)  В 2011 году в Республику Бурятия из других регионов России прибыло 8873 человека, выбыло из Республики Бурятия 13 636 человек.

ОТВЕТ:1

ЗАДАЧА 4

В каком из высказываний содержится информация о воспроизводстве населения?

1)  В настоящее время в России лишь 27% населения страны проживает в сельской местности, а 73%  — в городах.

2)  В 2010 году в большом количестве субъектов Российской Федерации отмечалось увеличение числа родившихся и снижение числа умерших по сравнению с 90-ми годами XX века.

3)  Средняя плотность сельского населения России составляет примерно 2,2 человека на 1 кв. км.

4)  В зоне тундры и тайги сельские населенные пункты располагаются в долинах рек и по берегам озер.



Предварительный просмотр:

ФИ_______________________________________________КЛАСС__________________

ВАРИАНТ 5

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА «ЧИСЛЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ ЗЕМЛИ.

ТИПЫ ВОСПРОИЗВОДСТВА»

ЗАДАЧА 1

№ 9  ВПР

ПРИМЕР:

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетание). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетание), которые необходимо вставить на места пропусков, обозначенных буквами. Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Запишите в текст номера выбранных слов (словосочетаний).

Население Кыргызстана

Численность населения Кыргызской Республики на 1 января 2017 года составила 6140 тыс. человек  — за предыдущий год она увеличилась на 191 тыс. человек. В городах проживало более трети населения,  — уровень __________2_(УРБАНИЗАЦИЯ)_______(А) составил 34%. Рождаемость была ___________3 (ВЫШЕ)_______(Б) смертности,  — за счёт естественного прироста население выросло на 198 тыс. человек. При этом наблюдалась миграционная убыль населения. Число __1_(ЭМИГРАНТЫ)_______________(В) превысило число прибывших в страну на постоянное жительство на 7 тыс. человек.

Список слов (словосочетание):

  1.   эмигранты 2)  урбанизация 3)  выше 4)  ниже 5)  иммигранты 6)  воспроизводство населения.

ЗАДАЧА 2

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на места пропусков, обозначенных буквами. Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Запишите в текст номера выбранных слов (словосочетаний).

Население Канады

Канада  — одна из крупнейших по ______________(А) стран мира. Население по территории страны размещено неравномерно. Основная его часть сосредоточена на _____________(Б) страны вдоль границы с США. За 2017 г. численность населения Канады увеличилась, а естественный прирост был положительным. На изменение численности населения влияли также миграционные процессы. Число лиц, въезжающих в страну на постоянное место жительства  — ______________(В), в течение многих лет превышает число лиц, покидающих страну. В Канаде два государственных языка  — английский и французский, что связано с историей страны.

Список слов (словосочетаний):

1)  площадь территории 2)  численность населения 3)  запад 4)  юг 5)  эмигрант

6)  иммигрант

ЗАДАЧА 3

ПРИМЕР

В каком из высказываний содержится информация о воспроизводстве населения?

1)  В январе  — октябре 2012 года в России отмечалось увеличение числа родившихся (в 80-ти субъектах Российской Федерации) и снижение числа умерших (в 65-ти субъектах), по сравнению с этим же периодом предыдущего года.

2)  В 2011 году удельный вес городского населения в общей численности населения Приволжского ФО составлял 71%, сельского  — 29%.

3)  Более четверти россиян (26%) проживает в Центральном федеральном округе, где средняя плотность составляет 57 человек на 1 км2.

4)  В 2011 году в Республику Бурятия из других регионов России прибыло 8873 человека, выбыло из Республики Бурятия 13 636 человек.

ОТВЕТ:1

ЗАДАЧА 4

В каком из перечисленных высказываний содержится информация о воспроизводстве населения в Республике Башкортостан?

 

1)  Доля сельского населения в общей численности населения Республики Башкортостан на 1 января 2011 года составляла примерно 40%.

2)  В январе  — сентябре 2011 года число выбывших за пределы Республики Башкортостан составило 25,3 тыс. человек, а прибывших на постоянное место жительства в Республику Башкортостан  — 21,5 тыс. человек.

3)  За январь  — сентябрь 2011 года в Республике Башкортостан родилось 41 708 человек, а умер 41 401 человек.

4)  Численность населения в Республике Башкортостан на 1 января 2011 года составляла 4066 тыс. человек.

Ответ:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Численность и воспроизводство населения мира.

Презентация для урока географии в 10 классе. Основные материалы презентации: демография, воспроизводство населения мира, рождаемость, смертность, естественный прирост. Типы воспроизводства, ...

Численность и воспроизводство населения мира

Интерактивное пособие для урока географии 10 класс "Численность и воспроизводство населения"...

ЭОР: презентация "Численность и воспроизводство населения мира" для 10 класса

В данной презентации содержатся определения по теме, современный статистический материал, графики, сформулированы вопросы и задания для учащихся....

Численность и воспроизводство населения мира

Цель урока: Сформировать представление о типах воспроизводства населения, о демографической политике государств  с разными типами воспроизводства населения.Учебно-воспитательные задач...

Презентация к уроку по теме "Численность и воспроизводство населения мира"

Разработка урока предназначена для использования на уроках географии в 10 классе в общеобразовательной школе....

Конспект урока географии в 10 классе на тему: "Численность и воспроизводство населения мира. Демографическая политика".

Представленный конспект урока географии в 10 классе на тему: «Численность и воспроизводство населения мира. Демографическая политика»  имеет личностно – ориентированный подход. Вся работа на урок...

Численность и воспроизводство населения мира

Урок неографии в 10 классе. По материалам Интернета. Агейкина О.А....