конспект урока по геометрии в 8 классе по теме "четырехугольники"
план-конспект урока геометрии (8 класс) по теме

Важенина Марина Геннадьевна

 

Метод работы на уроке  «Подсказка».

Вы скажите, что опрос и подсказка - вещи несовместимые? А вот и нет!  

В своей практике, сталкиваясь с проблемой «списывания и подсказок», я решила обратить эту проблему в полезном направлении.

Суть методики:

  • После изучения новой темы учащимся предлагается кодирование информации, при этом нельзя писать предложения и формулы.

   Виды работы:

  • Изложить теоретические факты с использованием подсказок (на «5» - подсматривать нельзя, на «4» - можно посмотреть один раз, на «3» - можно посмотреть два раза) – индивидуальная работа
  • Поделив класс на группы, выбрать наиболее качественно составленнче подсказки – групповая форма работы.

Результативность использования методики:

  • Формирование ОУУН ( умение выбирать главное, сворачивать и разворачивать информацию)
  • Осознанная работа с изученным материалом
  • Качественное усвоение темы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Четырехугольники87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа              пгт Арбаж  Кировской области

Пгт Арбаж 2012г.

Урок геометрии              8 класс                                            Тема урока «Четырехугольники»

Учитель математики высшей                                                  квалификационной категории                                                                     Марина Геннадьевна Важенина

User


ВВЕДЕНИЕ

Прием повышения познавательной активности

учащихся на уроке

Метод работы на уроке  «Подсказка». 

Вы скажите, что опрос и подсказка - вещи несовместимые? А вот и нет!  

В своей практике, сталкиваясь с проблемой списывания и подсказок, я решила обратить эту проблему в полезном направлении.

 

Суть методики:

  1. После изучения новой темы учащимся предлагается кодирование информации, при этом нельзя писать предложения и формулы.

   Виды работы:

  1. Изложить теоретические факты (на «5» - подсматривать нельзя, на «4» - можно посмотреть один раз, на «3» - можно посмотреть два раза) – индивидуальная работа
  2. Поделив класс на группы, выбрать наиболее качественно составленную подсказку – групповая форма работы.

Результативность использования методики:

  1. Формирование ОУУН ( умение выбирать главное, сворачивать и разворачивать информацию)
  2. Осознанная работа с изученным материалом
  3. Качественное усвоение темы.  

Урок геометрии в 8 классе

Тема урока: «Четырехугольники»

Цель: систематизировать знания по теме

Задачи урока:

Образовательные: обобщить знания по теме: «Четырехугольники», проверить умения и навыки, умения применять  полученные знания на практике

Развивающие: развитие  творческого потенциала учащихся и кругозора, реализация  принципа  связи теории и практики, развитие познавательного интереса, монологической речи учащихся, умения рассуждать, сравнивать, находить главное, существенное, умение «сворачивать»  и «разворачивать»  информацию

Воспитательные: развитие интереса к предмету, навыков самостоятельной, парной и групповой формы работы.

План урока:

  1. Организационный момент - 2 мин.
  2. Проверка знаний теории - 20 мин.
  3. Контроль полученных знаний - 15 мин.
  4. Домашнее задание - 2 мин.
  5. Оценивание учащихся - 3 мин.
  6. Рефлексия - 3 мин.

Необходимые ресурсы:

- бумага  

- презентация

- электронные ресурсы

- карточки с разноуровневыми задачами

  1. Организационный момент
  1. Подготовка к уроку
  2. Объявление темы и цели урока
  3. Мотивация

  1. Проверка знаний теории

 

Класс делится по желанию учеников на 5 групп:

1-я группа работает с прямоугольником;

2-я группа работает с квадратом;

3-я группа работает с параллелограммом;

4-я группа работает с трапецией;

5-я группа работает с ромбом.

Предлагается изложить теоретические факты, закодировав информацию, при этом нельзя писать предложения и формулы.

Замечание: такая работа ученикам нравится, списывания исключены, т.к. ребята заинтересованы в получении знаний, каждый работает как может.

Работа с «подсказками»

  1. Индивидуально каждый ученик составляет кодированную информацию.
  2. Излагается теоретический материал:

На «5» - подсматривать нельзя

На «4» - подсмотреть можно один раз

На «3» - подсмотреть можно два раза.

Один ученик рассказывает, другие дополняют, исправляют, уточняют по мере необходимости.

  1. Предлагается поменяться «подсказками» в паре и воспроизвести теорию по чужой подсказке.
  2. Объединив учащихся в группы по направлениям, выбрать наиболее качественно составленную подсказку.

Примеры:

Условные обозначения:

С - сторона, п.с. - противоположная сторона,  д - диагональ, б - биссектриса

Параллелограмм

Определение: параллелограммом называется четырехугольник, у которого противоположные стороны попарно параллельны.

1сл.                       2 сл.                   П.с.║

        Свойства:

  1. В параллелограмме противоположные стороны равны и противоположные углы равны.

В                       п.с.=   и   п.└ =

          2)Диагонали параллелограмма точкой пересечения делятся пополам.

     В                      д : 2=1\2      

Признаки:

  1. Если в четырехугольнике две стороны равны и параллельны, то этот четырехугольник - параллелограмм.

Если  2 с = и ║                    

  1. Если в четырехугольнике противоположные стороны попарно равны, то этот четырехугольник - параллелограмм.

Если п.с. =

  1. Если в четырехугольнике диагонали пересекаются и точкой пересечения делятся пополам, то этот четырехугольник - параллелограмм.

Если д : т.=1\2

 

Прямоугольник

Определение: прямоугольником называется параллелограмм, у которого все углы прямые.

                 

Свойство: Диагонали прямоугольника равны.

Д.                   =

                                                     

 Признак:  Если в параллелограмме диагонали равны, то этот параллелограмм - прямоугольник.                  

В              д =

Квадрат

Определение: Квадратом называется прямоугольник, у которого все стороны равны.

            =  

Свойства:

1)

2)Д = и , Д : т =1\2, └ :д = 1\2  

 

Ромб

Определение: Ромбом называется параллелограмм, у которого все стороны равны.

 

              =                      

Свойство: Диагонали ромба взаимно перпендикулярны и делят его углы пополам.

Д  и └ :д = 1\2  

Трапеция

Опр

        a║b    c║d                равнобед.             Прямоуг.

После работы с «подсказкой» обобщаются виды четырехугольников в схему:

Параллелог-

раммы

Четырех

угольники

трапеции

ромбы

прямоугольники

квадраты

  1. Контроль полученных знаний

Решение разноуровневых задач на карточках. Учащиеся сами определяют для себя уровень задач.

А - задачи, соответствующие обязательным результатам обучения.

В - задачи, на умение применять знания в новой ситуации.

С - задачи повышенной сложности.

Хорошо подготовленные ученики решают задачи самостоятельно. Слабо подготовленные ученики могут работать в парах.

Задачи типа А

  1. АВСД - параллелограмм. Найти его периметр, если периметр треугольника ВСД равен 48 см и ВД=19 см.
  2. Найти углы ромба, если одна из его диагоналей составляет со стороной угол в .
  3. Один из углов параллелограмма в 3 раза больше другого его угла. Найти все углы параллелограмма.

Задачи типа В

  1. Как проверить, не пользуясь ни линейкой, ни циркулем, что вырезанный четырехугольник - квадрат?
  2. Сколько элементов ромба и какие достаточно знать, чтобы его построить?
  3. В ромбе периметр 24 см, один из углов . Чему равна длина меньшей диагонали?

Задачи типа С

  1. Диагонали параллелограмма АВСД пересекаются в точке О. Точки , ,  и  являются соответственно серединами отрезков АО, ВО, СО и ДО. Докажите, что получившийся четырехугольник тоже параллелограмм.
  2. На смекалку: как плотник может отпилить край доски под углом ?
  3. В параллелограмме один из углов , периметр 36 см, высота 4 см. Чему равны длины сторон?


IV.  Домашнее задание

Закодировать информацию по остальным четырехугольникам и приготовить изложение теоретического материала по ним.


V.  Оценивание учащихся

Оценивается работа каждого ученика на уроке.


VI.  Рефлексия

Предлагается учащимся ответить на вопросы:

- Чему научились на уроке?

- Что помогало при этом?

- Что понравилось на уроке?

- Что не понравилось на уроке?

- Что сделали бы по-другому?

- Трудности с которыми встретились на уроке.