Конспект урока по геометрии, 8 класс "Теорема Пифагора" (с использованием ИКТ)
методическая разработка (геометрия, 8 класс) по теме

Зайцева Татьяна Евгеньевна

Разработка урока по геометрии "Теорема Пифагора", 8 класс., с использаванием ИКТ (презентация, CD– диск, мультимедийный курс  «ПЛАНИМЕТРИЯ», серия «Открытая математика» ФИЗИКОН (www.physicon.ru), полный интерактивный курс математики для общеобразовательных учреждений России, ВЕРСИЯ 2.5)

 

Структура урока

  1. Организационный момент
  2. Актуализация имеющихся знаний обучающихся по теме (формулировка и доказательство теоремы Пифагора, решение задач по готовым чертежам)
  3. Сообщения  обучающихся  (историческая справка, рассмотрение классических доказательств теоремы Пифагора)
  4. Решение практических и древних задач
  5. Проверочная работа  с самоконтролем
  6. Итог урока. Рефлексия
  7. Домашнее задание

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_t.pifagora.doc306.5 КБ
Microsoft Office document icon samostoiatelnaia_rabota.doc45.5 КБ
Office presentation icon teorema_pifagora.ppt918.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока «Теорема Пифагора»

Цель:

1.     Закрепить умение применять теорему Пифагора и теорему, обратную теореме Пифагора, при решении прикладных задач.

2.     Развить самостоятельность и познавательный интерес в изучении геометрии, логическое мышление и  навыки самоконтроля.

3.     Воспитать культуру математической речи, уважительное отношение к мнению окружающих. 

Задачи:

1) Помогать учащимся в формировании умений и навыков работы с дополнительной информацией,  умений обобщать и  самостоятельно делать выводы.

 2) Продолжить формировать навыки анализа, умения строить доказательства при изучении  теоремы.

 3)  Помогать учащимся в  нахождении значений применяемости  теоремы для человечества в быту, строительстве в разные эпохи существования человечества.

 4) Воспитывать эстетический  вкус у учащихся через восприятие картин и красоты;

 5) Помогать в развитии у учащихся познавательного интереса к изучению геометрии;

 5) Продолжить формирование умений представлять результаты своей работы.

 Тип урока:    урок закрепления полученных знаний

 Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная, самостоятельная

 Оборудование: 

  1. персональный компьютер
  2. мультимедийный проектор
  3. экран
  4. авторская презентация, подготовленная с помощью Microsoft       Power Point
  5. CD – диск, мультимедийный курс  «ПЛАНИМЕТРИЯ», серия «Открытая математика» ФИЗИКОН (www.physicon.ru), полный интерактивный курс математики для общеобразовательных учреждений России, ВЕРСИЯ 2.5  
  6. карточки с заданиями

Структура урока

  1. Организационный момент
  2. Актуализация имеющихся знаний обучающихся по теме (формулировка и доказательство теоремы Пифагора, решение задач по готовым чертежам)
  3. Сообщения  обучающихся  (историческая справка, рассмотрение классических доказательств теоремы Пифагора)
  4. Решение практических и древних задач
  5. Проверочная работа  с самоконтролем
  6. Итог урока. Рефлексия
  7. Домашнее задание

ХОД УРОКА:

 1.     Организационный момент урока: приветствие, проверка готовности к уроку (рабочих тетрадей, учебников, письменных принадлежностей).

Тема урока слайд 1, цель урок слайд 2, план урока слайд 3 . (1-2 минуты)

2.     Актуализация знаний, полученных учащимися на предыдущем уроке (5 минут):

  1. Формулировка теоремы Пифагора; слайд 4
  2. Формулировка теоремы, обратной теореме Пифагора   слайд 5

Доказательство теоремы Пифагора можно осуществить с помощью мультимедийного диска «ПЛАНИМЕТРИЯ», версия 2.5, серия «ОТКРЫТАЯ МАТЕМАТИКА» Физикон.

(Модели. 5.2. Доказательство теоремы Пифагора) 

Данная модель иллюстрирует геометрическое доказательство теоремы Пифагора.

С помощью мыши можно выбрать произвольный прямоугольный треугольник.

В режиме «Демонстрация» модель автоматически показывает геометрическое доказательство теоремы Пифагора.

В режиме «Доказать самостоятельно» Вы можете сделать необходимые для доказательства самостоятельные построения, меняя положения треугольников в квадрате.

С целью актуализации знаний  обучающимся предлагаются задачи по готовым чертежам.

2.1. Слайд 6. Найти неизвестную сторону треугольника.

 2.2. Слайд 7. Решите задачу (нахождение периметра ромба с использованием теоремы Пифагора)

  2.3. Слайд 8. Задача на применение теоремы, обратной теореме Пифагора

 3. Сообщения учащихся (5-7 минут). 

 3.1. Экскурс в историю. Знакомство с жизнью и достижениями великого ученого. История открытия теоремы Пифагора.

 3.2. Обучающимся предлагается сравнить предложенное доказательство с доказательством, рассмотренным на предыдущем уроке, выявить сходства и различия.

 4. Закрепление теоремы Пифагора при решении практических и древних задач (10-15 минут). Работа в парах с последующей проверкой. 

4.1. Задача №1 (слайд 9) «Древнерусская задача». Условие задачи разбирается устно, чертеж и решение учащиеся записывают в тетрадях. (Ответ: 44 стопы). 

4.2. Задача №2 (слайд 10) «Тополь у реки» - для устного решения. (Ответ: 8 футов). 

4.3. Задача №3 (слайд 11). Нахождение длины главной аллеи Центрального парка города Новосибирска. Условие задачи разбирается устно, чертеж и решение учащиеся записывают в тетрадях, 1 ученик работает у доски. (Ответ:   412 м).

 

4.4. Задача № 4 (мультимедийный CD – диск, ПЛАНИМЕТРИЯ)

Содержание. ГЛАВА 5. Решение треугольников.5.1. Прямоугольный треугольник. Задачи. Задача №  6. 

5. Самостоятельная работа с самоконтролем (15 минут). 

Учащимся предлагается ТЕСТ, карточки (см. приложение) с заданиями на 2 варианта. Фамилию и ответы учащиеся записывают на карточках, а краткое решение в тетрадях.

Ф.И.

Ф.И.

Вариант 1

Вариант 2

  1. В прямоугольном треугольнике одна из его сторон является проекцией другой стороны.

а) да;                             б) нет;                       в) не знаю.

2. Если к прямой из точки проведены перпендикуляр и наклонная, то наклонная меньше перпендикуляра.

а) да;                        б) нет;                    в) не знаю.

3. Найдите расстояние до окна, к которому приставлена лестница.                      а) 8;              б) 4;          в) не знаю.

4. Определите неизвестный элемент.

                    а) ;          б) 7;           в) 5.

5. Найдите AD.

а) 20;          б) 10;          в) не знаю.

6. Сторона квадрата, вписанного в окружность, равна 4 см. Найдите радиус описанной окружности.

а) см;          б) 32 см;          в) 4 см.

7. Определите катет АВ, если АD = 9 см,           АС = 16 см, .

а) 12;          б) 18;          в) 9.

1. В прямоугольном треугольнике любой из катетов меньше гипотенузы.

а) да;                             б) нет;                       в) не знаю.

2. Из двух наклонных та больше, у которой проекция меньше.

а) да;                        б) нет;                     в) не знаю.

3.Какой длины должна быть лестница?

                    а) 10;          б) 14;          в) не знаю.

4. Определите неизвестный элемент.

                а)14;          б);           в) 4.

5. Найдите AD.

       а) 14;          б) 28;          в) не знаю.

6. Радиус окружности, описанной около квадрата, равен 3 см. определите сторону квадрата.

а) см;          б) 18 см;          в) 3 см.

7. Определите высоту CD, если АD = 2 см,      BD = 18 см, .

а) 12;          б) 18;          в) 9.

  1. Итог урока. Рефлексия (3-5 минут). (слайд 12)

В конце урока подводится его итог,  обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.

Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

  1. Домашнее задание.
  1. Фронтон Большого театра в Москве имеет форму равнобедренного треугольника с боковыми сторонами по 21,5 м и основанием 42 м (размеры приближены). Вычислите площадь фронтона.
  2. Даны отрезки a и b, а = 5 см, b = 7 см. Постройте отрезок .
  3. Найдите ещё одно доказательство теоремы Пифагора (по выбору).



Предварительный просмотр:

Ф.И.

Ф.И.

Вариант 1

Вариант 2

  1. В прямоугольном треугольнике одна из его сторон является проекцией другой стороны.

а) да;                             б) нет;                в) не знаю.

2. Если к прямой из точки проведены перпендикуляр и наклонная, то наклонная меньше перпендикуляра.

а) да;                        б) нет;                    в) не знаю.

3. Найдите расстояние до окна, к которому приставлена лестница.                      а) 8;              б) 4;          в) не знаю.

4. Определите неизвестный элемент.

                    а) ;          б) 7;           в) 5.

5. Найдите AD.

       а) 20;          б) 10;          в) не знаю.

6. Сторона квадрата, вписанного в окружность, равна 4 см. Найдите радиус описанной окружности.

а) см;          б) 32 см;          в) 4 см.

7. Определите катет АВ, если АD = 9 см,           АС = 16 см, .

а) 12;          б) 18;          в) 9.

1. В прямоугольном треугольнике любой из катетов меньше гипотенузы.

а) да;                             б) нет;                в) не знаю.

2. Из двух наклонных та больше, у которой проекция меньше.

а) да;                        б) нет;                     в) не знаю.

3.Какой длины должна быть лестница?

                    а) 10;          б) 14;          в) не знаю.

4. Определите неизвестный элемент.

                а)14;          б);           в) 4.

5. Найдите AD.

       а) 14;          б) 28;          в) не знаю.

6. Радиус окружности, описанной около квадрата, равен 3 см. определите сторону квадрата.

а) см;          б) 18 см;          в) 3 см.

7. Определите высоту CD, если АD = 2 см,      BD = 18 см, .

а) 12;          б) 18;          в) 9.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Теорема Пифагора 8 класс

Слайд 2

Цель урока: Закрепить умения применять теорему Пифагора и теорему, обратную теореме Пифагора, при решении задач.

Слайд 3

План урока: Повторение вопросов теории, решение задач по готовым чертежам. История теоремы Пифагора, различные доказательства теоремы Пифагора. (Сообщения) Решение практических и древних задач Проверочная работа с самоконтролем

Слайд 4

Формулировка теоремы Пифагора В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов. а b с

Слайд 5

Формулировка теоремы, обратной теореме Пифагора Если квадрат одной стороны треугольника равен сумме квадратов двух других сторон, то треугольник прямоугольный.

Слайд 6

Решите задачу Дано : ABCD – ромб, АС = 12 см, BD = 16 см. Найти : P ABCD A B C D O

Слайд 7

Решение задач Найти неизвестную сторону треугольника 3 4 х

Слайд 8

Определите Какой треугольник является прямоугольным? 13 м; 5 м; 12 м; 2) 0,6 дм; 0,8 дм; 1,2 дм.

Слайд 9

Древнерусская задача Случися некоему человеку к стене лествицу прибрати, стены тоя же высота есть 117 стоп. И обрете лествицу долготою 125 стоп. И ведати хощет, колико стоп сея лествици нижний конец от стены отстояти имать. Дано: ? АВС, ? 90 º , АС = 117 стоп, АВ = 125 стоп. Найти: ВС

Слайд 10

Тополь у реки «На береге реки рос тополь одинокий. Вдруг ветра порыв его ствол надломал. Бедный тополь упал. И угол прямой С течением реки его угол составлял. Запомни теперь, что в том месте река В четыре лишь фута была широка. Верхушка склонилась у края реки. Осталось три фута всего от ствола, Прошу тебя, скоро теперь мне скажи: У тополя как велика высота?» Дано: АС = 3 фута, AD = 4 фута, BC = CD . Найти: АВ.

Слайд 11

Главная аллея Центрального парка г. Новосибирска Центральный план г. Новосибирска имеет форму прямоугольника. Какова длина главной аллеи, идущей по диагонали парка, если его площадь равна 72000 м 2 и длина одной стороны 200 м. Дано: ABCD – прямоугольник, AD = 200м, S = 72000м 2. Найти: АС А В С D 200

Слайд 12

сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по геометрии в 8классе по теме "Теорема Пифагора" .

Данный урок - урок новых знаний с использованием ЭОР....

Конспект урока по геометрии "Теорема Пифагора" 8 класс

Урок по геометрии по теме: "Теорема Пифагора" 8 класс. Технология проблемного обучения.Урок изложения нового материала....

конспект урока по геометрии на тему "Теорема Пифагора"

конспект урока по геометрии на тему "Теорема Пифагора" по учебнику Атанасяна...

Конспект урока по геометрии для 8 класса "Теорема Пифагора"

Разработка открытого урока по геометрии с использованием метода проектов....

Конспект урока по геометрии "Теорема Пифагора"

Цели:1.     Знакомство с теоремой Пифагора; научить доказывать теорему, показать ее применение в ходе решения задач;2.     Развивать геометрическую интуицию, гл...

Конспект урока по геометрии в 8 классе на тему: "Теорема Пифагора"

Урок посвящен одной из важнейщих теорем планиметрии - теореме Пифагора. Данный урок - это урок открытия новых знаний...

Конспект урока по геометрии в 8 классе на тему: "Теорема Пифагора"

Статья представляет собой исследования по теореме Пифагора, которая является одной из ключевых в геометрии. Полученный результат находят применения в математике, физике и других предметах. Данная теор...