«Теорема Пифагора». Учебник Л.С.Атанасян «Геометрия 8 класс».
методическая разработка по геометрии (8 класс) по теме

Абросимова Галина Евгеньевна

План конспект урока. Презентация. Историческая справка. Дополнительный материал.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по геометрии в 8 классе по теме: «Теорема Пифагора».

Учебник Л. С. Атанасян «Геометрия 7 – 9».

Подготовила  учитель математики МОУ- СОШ №3  Абросимова Г.Е

Тип: Урок изучения нового материала.

Цель: Знать, определения прямоугольного треугольника и его свойства,  формулу площадей прямоугольного треугольника, свойства площадей. Познакомить с теоремой Пифагора и ее доказательством. Научить решать задачи, используя теорему Пифагора. Cпособствовать развитию логического мышления и воспитанию графической культуры. Время урока – 45 минут.

Структура урока:

Устная работа. Повторение.

1.Дайте определение прямоугольного треугольника. Назовите катеты и гипотенузу.

2.Назовите формулы для вычисления площадей треугольника:

S = ah, a- основание, h- высота,  

S = ab, a- катет, b- катет.

3.Назовите свойства площадей фигур.

4.Назовите свойства и признаки прямоугольного треугольника.

      5. Задания записаны на доске.

Выполните следующие задания:

1. По данным рисунка найдите площадь четырехугольника ABCD (угол В – прямой).

2. По данным рисунка найдите угол β.

3. По данным рисунка докажите, что четырехугольник KMNP – квадрат.

   Итак, ребята, мы с вами вспомнили все зависимости       прямоугольного треугольника между сторонами и углами известные ранее нам.

Возникает проблема: Давайте посмотрим с вами, существует ли зависимость между гипотенузой и катетами в прямоугольном треугольнике и, если она существует, то, как она формулируется.

Поиск: Задание по рядам: построить прямоугольные треугольники, если катеты равны:  

1ряд   3 и 4 см

2ряд   12 и 5 см

3 ряд  6 и 8 см

Учитель  8 и 15 см

Таблица №1                                                                Таблица №2

а

3

12

6

8

9

144

36

64

в

4

5

8

15

16

25

64

225

с

5

13

10

17

25

169

100

289

     

   Различные гипотезы:

Если возьмем катеты a и b, как с получится?

        a +   = c , справедливо ли это и для каких случаев?

2. Возьмем b и с, как а получить?

           a =                              

Наши гипотезы справедливы не всегда, ребята, а что произойдет, если найдем зависимость квадратов значений сторон треугольника? (Заполняем таблицу №2)

 Теорема Пифагора.

В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.

Дано: Δ ABC, C = 90°, AC = b, AB = c, BC = a.

Доказать:  = a2 + b2 

Доказательство:

1)Достроим треугольник до квадрата со стороной (а+b)

2)  = (

C другой стороны этот квадрат состоит из четырех равных прямоугольных треугольников.

 = ab, =  ,  = 4 +

Таким образом, ( 4*ab +

a2 + b2 = c2. Теорема доказана.

Просмотр презентации и чтение исторической справки

 Значение теоремы Пифагора.

Теорема Пифагора – одна из главных и, можно сказать, самая главная теорема геометрии. Значение ее состоит в том, что из нее или с ее помощью можно вывести большинство теорем геометрии. Теорема Пифагора замечательна и тем, что сама по себе она вовсе не очевидна. Например, свойства равнобедренного треугольника можно видеть непосредственно на чертеже. Но сколько ни смотри на прямоугольный треугольник, никак не увидишь, что между его сторонами есть простое соотношение: c2 = a2 + b2.

Зато это соотношение между соответствующими площадями геометрических фигур становится очевидным из построения на рисунках:

На них мы видим два различных разбиения одного и того же квадрата со стороной а + b. На первом из них квадрат Q слагается из квадрата со стороной с и четырех треугольников; на втором – такой же квадрат слагается из квадратов со сторонами а и b и таких же четырех треугольников. Исключив на обоих рисунках треугольники, видим, что с2 = а2 + b2. В этом и состоит самый лучший математический стиль: посредством остроумного построения сделать не очевидное очевидным.

 Закрепление материала.

Тест №13 №1, 2, 4, 7

№4, 7  самостоятельное решение на доске, записать только решение. Работают сильные ученики по вариантам. В это время проверка и обсуждение №1, 2.

Итог урока

Домашнее задание: п.54, №483 (в), 484 (в, г, д)

Дополнительный материал к уроку (резерв):


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Дополнительный материал к уроку (резерв):

а) Вычислить длину неизвестного отрезка по рисунку:

б) Упоминается доказательство, придуманное Евклидом, которое помещено в его знаменитой книге «Начала».

 У древних индусов был обычай – задачи предлагать в стихах:

                Над озером тихим,

                С полфута размером, высился лотоса цвет.

                Он рос одиноко. И ветер порывом

                Отнес его в сторону. Нет

                Боле цветка над водой,

                Нашел же рыбак его ранней весной

                В двух футах, от места, где рос.

                Итак, предложу я вопрос:

                Как озера вода здесь глубока?

Решение задачи:

CD – глубина озера, обозначим ее х. Тогда по теореме Пифагора имеем:

BD2 – x2 = BC2, то есть



Предварительный просмотр:

Историческая справка



Предварительный просмотр:

 Значение теоремы Пифагора.

Теорема Пифагора – одна из главных и, можно сказать, самая главная теорема геометрии. Значение ее состоит в том, что из нее или с ее помощью можно вывести большинство теорем геометрии. Теорема Пифагора замечательна и тем, что сама по себе она вовсе не очевидна. Например, свойства равнобедренного треугольника можно видеть непосредственно на чертеже. Но сколько ни смотри на прямоугольный треугольник, никак не увидишь, что между его сторонами есть простое соотношение: c2 = a2 + b2.

Зато это соотношение между соответствующими площадями геометрических фигур становится очевидным из построения на рисунках:

На них мы видим два различных разбиения одного и того же квадрата со стороной а + b. На первом из них квадрат Q слагается из квадрата со стороной с и четырех треугольников; на втором – такой же квадрат слагается из квадратов со сторонами а и b и таких же четырех треугольников. Исключив на обоих рисунках треугольники, видим, что с2 = а2 + b2. В этом и состоит самый лучший математический стиль: посредством остроумного построения сделать неочевидное очевидным.




Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку геометрии в 7 классе по теме "Некоторые свойства прямоугольных треугольников". Учебник Л.С. Атанасян Геометрия 7-9.

Презентация к уроку геометрии в 7 классе по теме "Некоторые свойства прямоугольных треугольников"....

Урок изучения нового материала «Теорема, обратная теореме Пифагора» к п. 55, учеб.Геометрия 7-9/ Л. С. Атанасян и др.

Предлагаемый материал является уроком изучения нового материала. Цели урока: 1) рассмотреть теорему, обратную теореме Пифагора,  и показать её применение в процессе решения задач ...

Презентация к уроку геометрии в 8 классе по теме "Теорема, обратная теореме Пифагора"

Презентация к уроку геометрии в 8 классе по теме "Теорема, обратная теореме Пифагора"...

УРОК ПО ТЕМЕ: «ТЕОРЕМА ПИФАГОРА» Геометрия 8 класс. Учебник: Геометрия 7-9 кл.

Цели урока: Дидактические- повторение сведений о прямоугольном треугольнике- изучение теоремы Пифагора- применение теоремы для решения задачРазвивающие  - развитие познавательного интереса ч...

Разработка урока по геометрии 8 класс по теме "Теорема, обратная теореме Пифагора"

Комбинированный урок, содержит самостоятельную работу по теореме Пигора...

Технологическая карта урока геометрии в 8 классе. (Учебник Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов и др.) по теме "Теорема Пифагора."

Технологическая карта урока геометрии в 8 классе. (Учебник Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов и др.) по теме "Теорема Пифагора."...

Рабочая программа по геометрии 7 класс к учебнику Л.С.Атанасян "Геометрия 7-9

Рабочая программа по предмету "Геометрия" для обучающихся 7 классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учётом и сов...