Рабочая программа по геометрии. Базовый уровень. 11 класс. Погорелов А.В.
рабочая программа по геометрии (11 класс) по теме
Рабочая программа, тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_11_2_chasa_geometriya.doc | 153.5 КБ |
programma_11_2_chasa_geometriya.doc | 153.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Количество недельных часов 2 Количество часов в год 68
Уровень рабочей программы базовый
Классификация рабочей программы модифицированная
Цели и задачи рабочей программы
Изучение математики в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- формирование представлений об идеях и методах мате матики; о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов;
- овладение языком математики в устной и письменной форме, математическими знаниями и умениями, необ ходимыми для изучения школьных естественнонаучных дисциплин, продолжения образования и освоения избранной специальности на современном уровне;
- развитие логического мышления, алгоритмической культуры, пространственного воображения, математи ческого мышления и интуиции, творческих способностей, необходимых для продолжения образования и для самостоятельной деятельности в области математики и ее приложений в будущей профессиональной деятель ности;
- воспитание средствами математики культуры личности через знакомство с историей развития математики, эво люцией математических идей; понимания значимости математики для научно-технического прогресса.
Цель изучения курса геометрии в 10-11 классах - систематическое изучение свойств геометрических тел в пространстве, развитие пространственных представлений учащихся, освоение способов вычисления практически важных геометрических величин и дальнейшее развитие логического мышления учащихся.
Курсу присущи систематизирующий и обобщающий характер изложений, направленность на закрепление и развитие умений и навыков, полученных в неполной средней школе. При доказательстве теорем и решении задач активно используются изученные в курсе планиметрии свойства геометрических фигур, применяются геометрические преобразования, векторы и координаты. Высокий уровень абстрактности изучаемого материала, логическая строгость систематического изложения соединяются с привлечением наглядности на всех этапах учебного процесса и постоянным обращением к опыту учащихся. Умения изображать важнейшие геометрические тела, вычислять их объёмы и площади поверхности имеют большую практическую значимость.
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004;
- Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта, рекомендованные Министерством образования и науки РФ приказ № 03-1263 от 07.07.2005. Государственная программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Математика. Составители: Г.М. Кузнецова, Н.Г. Миндюк. Рекомендовано Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации, 2002 год. Программа общеобразовательных учреждений ГЕОМЕТРИЯ 10-11 классы. Составитель: Т.А. Бурмистрова. Москва «Просвещение», 2009 год.
- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004;
- Региональный базисный учебный план для образовательных учреждений Курской области, реализующих программы общего образования, утвержденный приказом комитета образования и науки Курской области №1-927 от 22.08.2011г.;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год.
Данная рабочая программа разработана на основе типовой государственной программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Математика. Составители: Г.М. Кузнецова, Н.Г. Миндюк. Рекомендовано Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации, 2002 год. Использовалась программа общеобразовательных учреждений ГЕОМЕТРИЯ 10-11 классы. Составитель: Т.А. Бурмистрова. Москва «Просвещение», 2009 год.
Типовая государственная программа по математике в 11 классе рассчитана на 5 часов в неделю, 170 часов в год. В соответствии с Учебным планом МБОУ «Ивановской средней общеобразовательной школы» на изучение математики в 11 классе выделено 5 часов в неделю, 170 часов в год (3 часа в неделю – алгебра и начала анализа, 2 часа в неделю – геометрия).
№ п/п | Наименование темы | Количество часов типовой программы | Количество часов модифицированной программы |
1 | Многогранники | 18 | 17 |
2 | Тела вращения | 10 | 14 |
3 | Объёмы многогранников | 8 | 10 |
4 | Объёмы и поверхности тел вращения | 9 | 17 |
5 | Повторение. | 23 | 10 |
Формы обучения и контроля: традиционные уроки, контрольная работа, проверочная работа, лекция, семинар, тестовая работа, лабораторная работа, практическая работа, творческая работа, практикум по решению задач, лабораторный практикум, зачёт.
Формы и виды контроля
Диагностический контроль | Тесты | сентябрь-май |
Контрольные и самостоятельные работы | ||
Текущий контроль | Фронтальный и индивидуальный контроль | поурочно |
Работа по карточкам | ||
Тематический контроль | Контрольные работы | в конце изученной темы |
Самостоятельные работы | ||
Итоговый контроль | Административные контрольные работы | в начале года, конце полугодий |
1-ое полугодие | 2-ое полугодие | |
Кол-во часов | 31 | 37 |
Плановые к.р. | 3 | 3 |
Домашние к.р. | 3 | 2 |
Административные к.р. | 1 | 1 |
Представленная программа выполняет две основные функции.
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся 11 класса средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации обучающихся.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
1. Многогранники.
Двугранный и многогранный углы. Линейный угол дву гранного угла. Многогранники. Сечения многогранников. Призма. Прямая и правильная призмы. Параллелепипед. Пирамида. Усеченная пирамида. Правильная пирамида. Правильные многогранники.
Основная цель — дать учащимся систематические сведения об основных видах многогранников.
На материале, связанном с изучением пространствен ных геометрических фигур, повторяются и систематизиру ются знания учащихся о взаимном расположении точек, прямых и плоскостей в пространстве, об измерении рассто яний и углов в пространстве.
Пространственные представления учащихся развивают ся в процессе решения большого числа задач, требующих распознавания различных видов многогранников и форм их сечений, а также построения соответствующих черте жей.
Практическая направленность курса реализуется значи тельным количеством вычислительных задач.
2. Тела вращения.
Тела вращения: цилиндр, конус, шар. Сечения тел вра щения. Касательная плоскость к шару. Вписанные и опи санные многогранники. Понятие тела и его поверхности в геометрии.
Основная цель — познакомить учащихся с простей шими телами вращения и их свойствами.
Подавляющее большинство задач к этой теме представ ляет собой задачи на вычисление длин, углов и площадей плоских фигур, что определяет практическую направ ленность курса. В ходе их решения повторяются и систе матизируются сведения, известные учащимся из курсов планиметрии и стереометрии 10 класса, — решение тре угольников, вычисление длин окружностей, расстояний и т. д., что позволяет органично построить повторение. При решении вычислительных задач следует поддерживать достаточно высокий уровень обоснованности выводов.
3. Объемы многогранников.
Понятие об объеме. Объемы многогранников: прямо угольного и наклонного параллелепипедов, призмы, пира миды. Равновеликие тела. Объемы подобных тел.
Основная цель — продолжить систематическое изу чение многогранников и тел вращения в ходе решения за дач на вычисление их объемов.
Понятие объема и его свойства могут быть изучены на ознакомительном уровне с опорой на наглядные представ ления и жизненный опыт учащихся. При выводе формул объемов прямоугольного параллелепипеда, пирамиды, ци линдра и конуса широко привлекаются приближенные вычисления и интуитивные представления учащихся о предельном переходе. От учащихся можно не требовать воспроизведения вывода этих формул. Вывод формулы объ ема шара проводится с использованием интеграла. Его можно выполнить в качестве решения задач на уроках ал гебры и начал анализа. Материал, связанный с выводами формулы объема наклонного параллелепипеда и общей формулы объемов тел вращения, имеет служебный харак тер: с его помощью затем выводятся формулы объема приз мы и объема шара соответственно.
Большинство задач в теме составляют задачи вычисли тельного характера на непосредственное применение изу ченных формул, в том числе несложные практические за дачи.
4. Объемы и поверхности тел вращения.
Объем цилиндра, конуса, шара. Объем шарового сегмен та и сектора.
Понятие площади поверхности. Площади боковых по верхностей цилиндра и конуса, площадь сферы.
Основная цель — завершить систематическое изу чение тел вращения в процессе решения задач на вычисле ние площадей их поверхностей.
Понятие площади поверхности вводится с опорой на на глядные представления учащихся, а затем получает стро гое определение.
Практическая направленность курса определяется боль шим количеством задач прикладного характера, что играет существенную роль в организации профориентационной работы с учащимися.
В ходе решения геометрических и несложных практиче ских задач от учащихся требуется умение непосредственно применять изученные формулы. При решении вычисли тельных задач следует поддерживать достаточно высокий уровень обоснованности выводов.
5. Повторение курса геометрии.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения математики на профильном уровне в старшей школе ученик должен
знать/понимать:
- значение математической науки для решения задач, воз никающих в теории и практике; широту и ограничен ность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
- значение практики и вопросов, возникающих в самой математике, для формирования и развития математиче ской науки;
- идеи расширения числовых множеств как способа по строения нового математического аппарата для решения практических задач и внутренних задач математики;
- значение идей, методов и результатов алгебры и матема тического анализа для построения моделей реальных процессов и ситуаций;
- возможности геометрического языка как средства опи сания свойств реальных предметов и их взаимного рас положения;
- универсальный характер законов логики математиче ских рассуждений, их применимость в различных обла стях человеческой деятельности;
- различие требований, предъявляемых к доказательст вам в математике, естественных, социально-экономиче ских и гуманитарных науках, на практике;
- роль аксиоматики в математике; возможность построе ния математических теорий на аксиоматической основе; значение аксиоматики для других областей знания и для практики;
- вероятностный характер различных процессов и законо мерностей окружающего мира.
В результате изучения курса геометрии учащиеся 10-11 классов должны
уметь:
- понимать, что геометрические формы являются идеализированными образами реальных объектов; научиться использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира; получить представление о некоторых областях применения геометрии в быту, науке, технике, искусстве;
- соотносить плоские геометрические фигуры и трехмер ные объекты с их описаниями, чертежами, изображени ями; различать и анализировать взаимное расположе ние фигур;
- изображать геометрические фигуры и тела, выполнять чертеж по условию задачи;
- понимать стереометрические чертежи;
- решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства планиметрических и стереометрических фигур и отношений между ними, применяя алгебраический и тригонометрический аппарат;
- проводить доказательные рассуждения при решении за дач, доказывать основные теоремы курса;
- вычислять линейные элементы и углы в пространствен ных конфигурациях, объемы и площади поверхностей пространственных тел и их простейших комбинаций;
- применять координатно-векторный метод для вычисле ния отношений, расстояний и углов;
- анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;
- строить сечения многогранников и изображать сечения тел вращения.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- исследования (моделирования) несложных практиче ских ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
- вычисления длин, площадей и объемов реальных объек тов при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устрой ства.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование тем | Количество часов | Формы контроля, сроки | |||
всего | в том числе на формы обучения и контроля | |||||
Контрольная работа | Домашняя контрольная | Административная работа | ||||
1. | Многогранники | 17 | 2 | 1 | - | Домашняя контрольная У7 Контрольная работа У9, У17 |
2. | Тела вращения | 14 | 1 | 2 | 1 | Домашняя контрольная У23, У28 Контрольная работа У30 |
3. | Объёмы многогранников | 10 | 1 | 1 | - | Домашняя контрольная У39 Контрольная работа У41 |
4. | Объёмы и поверхности тел вращения | 17 | 2 | - | - | Контрольная работа У50, У58 |
5. | Повторение. | 10 | - | 1 | 1 | Домашняя контрольная У63 Контрольная У67 |
ИТОГО | 68 | 6 | 5 | 2 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Содержание учебного материала | Кол-во часов | Пункт в учебнике | По плану | По факту |
I полугодие. 31 урок. | |||||
Многогранники | 17 | ||||
1,2 | Двугранный угол. Трёхгранный и многогранный угол. | 2 | 37,38 | ||
3-5 | Многогранники. Призма. Изображение призмы и построение её сечений. Прямая призма. | 3 | 39-42 | ||
6-8 | Параллелепипед. Центральная симметрия параллелепипеда. Решение задач. Домашняя контрольная работа№1. | 3 | 43,44 | ||
9 | Контрольная работа № 1. | 1 | 37-44 | ||
10-13 | Пирамида. Построение пирамиды и её плоских сечений. Усечённая пирамида. | 4 | 47-49 | ||
14 | Правильная пирамида. | 1 | 50 | ||
15 | Правильные многогранники. | 1 | 51 | ||
16 | Решение задач. | 1 | 47-51 | ||
17 | Контрольная работа № 2. | 1 | 47-51 | ||
Тела вращения. | 14 | ||||
18-20 | Цилиндр. Сечения цилиндра плоскостью. Вписанная и описанная призмы. | 3 | 52-54 | ||
21-23 | Конус. Сечения конуса плоскостью. Вписанная и описанная пирамиды. Домашняя контрольная работа №2. | 3 | 55-57 | ||
24,25 | Шар. Сечения шара плоскостью. Симметрия шара. Касательная плоскость к шару. Пересечение двух сфер. | 2 | 58-62 | ||
26,27 | Вписанные и описанные многогранники. | 2 | 63,64 | ||
28,29 | О понятии тела и его поверхности в геометрии. Решение задач. Домашняя контрольная работа №3. | 2 | 52-64 | ||
30 | Контрольная работа № 3. Административная контрольная работа №1. | 1 | 52-64 | ||
31 | Решение задач по итогам I полугодия. | 1 | 37-64 | ||
I I полугодие. 37 уроков. | |||||
Объёмы многогранников. | 10 | ||||
32,33 | Понятие объёма. Объём прямоугольного параллелепипеда. | 2 | 65-67 | ||
34-36 | Объём призмы. | 3 | 68 | ||
37-40 | Равновеликие тела. Объём пирамиды. Объём усечённой пирамиды. Объёмы подобных тел. Решение задач. Домашняя контрольная работа№4. | 4 | 69-72 | ||
41 | Контрольная работа № 4. | 1 | 65-72 | ||
Объёмы и поверхности тел вращения. | 17 | ||||
42,43 | Объём цилиндра. | 2 | 73 | ||
44,45 | Объём конуса. Объём усечённого конуса. | 2 | 74,75 | ||
46-49 | Объём шара. Объём шарового сегмента и сектора. Решение задач. | 4 | 76,77 | ||
50 | Контрольная работа № 5. | 1 | 73-77 | ||
51,52 | Площадь боковой поверхности цилиндра. | 2 | 78 | ||
53,54 | Площадь боковой поверхности конуса. | 2 | 79 | ||
55-57 | Площадь сферы. Решение задач. | 3 | 80 | ||
58 | Контрольная работа № 6. | 1 | 78-80 | ||
Итоговое повторение. | 10 | ||||
59 | Призма | 1 | 40-46 | ||
60 | Пирамида | 1 | 47-51 | ||
61 | Цилиндр | 1 | 52-54 | ||
62 | Конус | 1 | 55-57 | ||
63 | Шар. Домашняя контрольная работа№5. | 1 | 58-63 | ||
64-66 | Комбинации тел | 3 | 37-80 | ||
67 | Административная контрольная работа № 2. | 1 | 37-80 | ||
68 | Итоговое занятие | 1 | 37-80 |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
Основной учебник:
Геометрия. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. /А.В. Погорелов./ «Просвещение». Москва. 2004 и последующие издания.
Методические пособия для учителя:
- Программа для общеобразовательных учреждений. Математика. Министерство образования Российской Федерации.
- Федеральный общеобразовательный стандарт. Вестник образования. №12,2004.
- Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия 10-11 классы. Составитель: С.А. Бурмистрова. Москва. «Просвещение», 2009 год.
- Т.Л. Афанасьева. Геометрия 10 (поурочные планы). Издательство «Учитель», 2002 г.
- А.И. Медяник. Контрольные и проверочные работы по геометрии. М., Издательский дом «Дрофа», 1996г.
- П.И. Алтынов, Тесты. Издательский дом «Дрофа», 1997.
- А.П. Ершова, В.В. Голобородько. Самостоятельные и контрольные работы по геометрии для 10 класса. «ИЛЕКСА». Москва. 2004.
- М.А. Максимовская. Тесты. Математика (5-11 кл.). М.: ООО «Агентство « Олимп»: ООО « Издательство АСТ», 2002.
- П.И. Алтынов. Математика. 2600 тестов и
проверочных заданий для школьников и поступающих в вузы.
М., издательский дом «Дрофа», 1999. - Л.Д. Лаппо. Геометрия. (Ответы на экзаменационные билеты) 11 класс. Издательство «Экзамен» Москва 2003г..
Подпись учителя_________________ (Давыдова Л.В.)
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Количество недельных часов 2 Количество часов в год 68
Уровень рабочей программы базовый
Классификация рабочей программы модифицированная
Цели и задачи рабочей программы
Изучение математики в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- формирование представлений об идеях и методах мате матики; о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов;
- овладение языком математики в устной и письменной форме, математическими знаниями и умениями, необ ходимыми для изучения школьных естественнонаучных дисциплин, продолжения образования и освоения избранной специальности на современном уровне;
- развитие логического мышления, алгоритмической культуры, пространственного воображения, математи ческого мышления и интуиции, творческих способностей, необходимых для продолжения образования и для самостоятельной деятельности в области математики и ее приложений в будущей профессиональной деятель ности;
- воспитание средствами математики культуры личности через знакомство с историей развития математики, эво люцией математических идей; понимания значимости математики для научно-технического прогресса.
Цель изучения курса геометрии в 10-11 классах - систематическое изучение свойств геометрических тел в пространстве, развитие пространственных представлений учащихся, освоение способов вычисления практически важных геометрических величин и дальнейшее развитие логического мышления учащихся.
Курсу присущи систематизирующий и обобщающий характер изложений, направленность на закрепление и развитие умений и навыков, полученных в неполной средней школе. При доказательстве теорем и решении задач активно используются изученные в курсе планиметрии свойства геометрических фигур, применяются геометрические преобразования, векторы и координаты. Высокий уровень абстрактности изучаемого материала, логическая строгость систематического изложения соединяются с привлечением наглядности на всех этапах учебного процесса и постоянным обращением к опыту учащихся. Умения изображать важнейшие геометрические тела, вычислять их объёмы и площади поверхности имеют большую практическую значимость.
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004;
- Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта, рекомендованные Министерством образования и науки РФ приказ № 03-1263 от 07.07.2005. Государственная программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Математика. Составители: Г.М. Кузнецова, Н.Г. Миндюк. Рекомендовано Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации, 2002 год. Программа общеобразовательных учреждений ГЕОМЕТРИЯ 10-11 классы. Составитель: Т.А. Бурмистрова. Москва «Просвещение», 2009 год.
- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004;
- Региональный базисный учебный план для образовательных учреждений Курской области, реализующих программы общего образования, утвержденный приказом комитета образования и науки Курской области №1-927 от 22.08.2011г.;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год.
Данная рабочая программа разработана на основе типовой государственной программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Математика. Составители: Г.М. Кузнецова, Н.Г. Миндюк. Рекомендовано Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации, 2002 год. Использовалась программа общеобразовательных учреждений ГЕОМЕТРИЯ 10-11 классы. Составитель: Т.А. Бурмистрова. Москва «Просвещение», 2009 год.
Типовая государственная программа по математике в 11 классе рассчитана на 5 часов в неделю, 170 часов в год. В соответствии с Учебным планом МБОУ «Ивановской средней общеобразовательной школы» на изучение математики в 11 классе выделено 5 часов в неделю, 170 часов в год (3 часа в неделю – алгебра и начала анализа, 2 часа в неделю – геометрия).
№ п/п | Наименование темы | Количество часов типовой программы | Количество часов модифицированной программы |
1 | Многогранники | 18 | 17 |
2 | Тела вращения | 10 | 14 |
3 | Объёмы многогранников | 8 | 10 |
4 | Объёмы и поверхности тел вращения | 9 | 17 |
5 | Повторение. | 23 | 10 |
Формы обучения и контроля: традиционные уроки, контрольная работа, проверочная работа, лекция, семинар, тестовая работа, лабораторная работа, практическая работа, творческая работа, практикум по решению задач, лабораторный практикум, зачёт.
Формы и виды контроля
Диагностический контроль | Тесты | сентябрь-май |
Контрольные и самостоятельные работы | ||
Текущий контроль | Фронтальный и индивидуальный контроль | поурочно |
Работа по карточкам | ||
Тематический контроль | Контрольные работы | в конце изученной темы |
Самостоятельные работы | ||
Итоговый контроль | Административные контрольные работы | в начале года, конце полугодий |
1-ое полугодие | 2-ое полугодие | |
Кол-во часов | 31 | 37 |
Плановые к.р. | 3 | 3 |
Домашние к.р. | 3 | 2 |
Административные к.р. | 1 | 1 |
Представленная программа выполняет две основные функции.
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся 11 класса средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации обучающихся.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
1. Многогранники.
Двугранный и многогранный углы. Линейный угол дву гранного угла. Многогранники. Сечения многогранников. Призма. Прямая и правильная призмы. Параллелепипед. Пирамида. Усеченная пирамида. Правильная пирамида. Правильные многогранники.
Основная цель — дать учащимся систематические сведения об основных видах многогранников.
На материале, связанном с изучением пространствен ных геометрических фигур, повторяются и систематизиру ются знания учащихся о взаимном расположении точек, прямых и плоскостей в пространстве, об измерении рассто яний и углов в пространстве.
Пространственные представления учащихся развивают ся в процессе решения большого числа задач, требующих распознавания различных видов многогранников и форм их сечений, а также построения соответствующих черте жей.
Практическая направленность курса реализуется значи тельным количеством вычислительных задач.
2. Тела вращения.
Тела вращения: цилиндр, конус, шар. Сечения тел вра щения. Касательная плоскость к шару. Вписанные и опи санные многогранники. Понятие тела и его поверхности в геометрии.
Основная цель — познакомить учащихся с простей шими телами вращения и их свойствами.
Подавляющее большинство задач к этой теме представ ляет собой задачи на вычисление длин, углов и площадей плоских фигур, что определяет практическую направ ленность курса. В ходе их решения повторяются и систе матизируются сведения, известные учащимся из курсов планиметрии и стереометрии 10 класса, — решение тре угольников, вычисление длин окружностей, расстояний и т. д., что позволяет органично построить повторение. При решении вычислительных задач следует поддерживать достаточно высокий уровень обоснованности выводов.
3. Объемы многогранников.
Понятие об объеме. Объемы многогранников: прямо угольного и наклонного параллелепипедов, призмы, пира миды. Равновеликие тела. Объемы подобных тел.
Основная цель — продолжить систематическое изу чение многогранников и тел вращения в ходе решения за дач на вычисление их объемов.
Понятие объема и его свойства могут быть изучены на ознакомительном уровне с опорой на наглядные представ ления и жизненный опыт учащихся. При выводе формул объемов прямоугольного параллелепипеда, пирамиды, ци линдра и конуса широко привлекаются приближенные вычисления и интуитивные представления учащихся о предельном переходе. От учащихся можно не требовать воспроизведения вывода этих формул. Вывод формулы объ ема шара проводится с использованием интеграла. Его можно выполнить в качестве решения задач на уроках ал гебры и начал анализа. Материал, связанный с выводами формулы объема наклонного параллелепипеда и общей формулы объемов тел вращения, имеет служебный харак тер: с его помощью затем выводятся формулы объема приз мы и объема шара соответственно.
Большинство задач в теме составляют задачи вычисли тельного характера на непосредственное применение изу ченных формул, в том числе несложные практические за дачи.
4. Объемы и поверхности тел вращения.
Объем цилиндра, конуса, шара. Объем шарового сегмен та и сектора.
Понятие площади поверхности. Площади боковых по верхностей цилиндра и конуса, площадь сферы.
Основная цель — завершить систематическое изу чение тел вращения в процессе решения задач на вычисле ние площадей их поверхностей.
Понятие площади поверхности вводится с опорой на на глядные представления учащихся, а затем получает стро гое определение.
Практическая направленность курса определяется боль шим количеством задач прикладного характера, что играет существенную роль в организации профориентационной работы с учащимися.
В ходе решения геометрических и несложных практиче ских задач от учащихся требуется умение непосредственно применять изученные формулы. При решении вычисли тельных задач следует поддерживать достаточно высокий уровень обоснованности выводов.
5. Повторение курса геометрии.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения математики на профильном уровне в старшей школе ученик должен
знать/понимать:
- значение математической науки для решения задач, воз никающих в теории и практике; широту и ограничен ность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
- значение практики и вопросов, возникающих в самой математике, для формирования и развития математиче ской науки;
- идеи расширения числовых множеств как способа по строения нового математического аппарата для решения практических задач и внутренних задач математики;
- значение идей, методов и результатов алгебры и матема тического анализа для построения моделей реальных процессов и ситуаций;
- возможности геометрического языка как средства опи сания свойств реальных предметов и их взаимного рас положения;
- универсальный характер законов логики математиче ских рассуждений, их применимость в различных обла стях человеческой деятельности;
- различие требований, предъявляемых к доказательст вам в математике, естественных, социально-экономиче ских и гуманитарных науках, на практике;
- роль аксиоматики в математике; возможность построе ния математических теорий на аксиоматической основе; значение аксиоматики для других областей знания и для практики;
- вероятностный характер различных процессов и законо мерностей окружающего мира.
В результате изучения курса геометрии учащиеся 10-11 классов должны
уметь:
- понимать, что геометрические формы являются идеализированными образами реальных объектов; научиться использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира; получить представление о некоторых областях применения геометрии в быту, науке, технике, искусстве;
- соотносить плоские геометрические фигуры и трехмер ные объекты с их описаниями, чертежами, изображени ями; различать и анализировать взаимное расположе ние фигур;
- изображать геометрические фигуры и тела, выполнять чертеж по условию задачи;
- понимать стереометрические чертежи;
- решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства планиметрических и стереометрических фигур и отношений между ними, применяя алгебраический и тригонометрический аппарат;
- проводить доказательные рассуждения при решении за дач, доказывать основные теоремы курса;
- вычислять линейные элементы и углы в пространствен ных конфигурациях, объемы и площади поверхностей пространственных тел и их простейших комбинаций;
- применять координатно-векторный метод для вычисле ния отношений, расстояний и углов;
- анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;
- строить сечения многогранников и изображать сечения тел вращения.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- исследования (моделирования) несложных практиче ских ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
- вычисления длин, площадей и объемов реальных объек тов при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устрой ства.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование тем | Количество часов | Формы контроля, сроки | |||
всего | в том числе на формы обучения и контроля | |||||
Контрольная работа | Домашняя контрольная | Административная работа | ||||
1. | Многогранники | 17 | 2 | 1 | - | Домашняя контрольная У7 Контрольная работа У9, У17 |
2. | Тела вращения | 14 | 1 | 2 | 1 | Домашняя контрольная У23, У28 Контрольная работа У30 |
3. | Объёмы многогранников | 10 | 1 | 1 | - | Домашняя контрольная У39 Контрольная работа У41 |
4. | Объёмы и поверхности тел вращения | 17 | 2 | - | - | Контрольная работа У50, У58 |
5. | Повторение. | 10 | - | 1 | 1 | Домашняя контрольная У63 Контрольная У67 |
ИТОГО | 68 | 6 | 5 | 2 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Содержание учебного материала | Кол-во часов | Пункт в учебнике | По плану | По факту |
I полугодие. 31 урок. | |||||
Многогранники | 17 | ||||
1,2 | Двугранный угол. Трёхгранный и многогранный угол. | 2 | 37,38 | ||
3-5 | Многогранники. Призма. Изображение призмы и построение её сечений. Прямая призма. | 3 | 39-42 | ||
6-8 | Параллелепипед. Центральная симметрия параллелепипеда. Решение задач. Домашняя контрольная работа№1. | 3 | 43,44 | ||
9 | Контрольная работа № 1. | 1 | 37-44 | ||
10-13 | Пирамида. Построение пирамиды и её плоских сечений. Усечённая пирамида. | 4 | 47-49 | ||
14 | Правильная пирамида. | 1 | 50 | ||
15 | Правильные многогранники. | 1 | 51 | ||
16 | Решение задач. | 1 | 47-51 | ||
17 | Контрольная работа № 2. | 1 | 47-51 | ||
Тела вращения. | 14 | ||||
18-20 | Цилиндр. Сечения цилиндра плоскостью. Вписанная и описанная призмы. | 3 | 52-54 | ||
21-23 | Конус. Сечения конуса плоскостью. Вписанная и описанная пирамиды. Домашняя контрольная работа №2. | 3 | 55-57 | ||
24,25 | Шар. Сечения шара плоскостью. Симметрия шара. Касательная плоскость к шару. Пересечение двух сфер. | 2 | 58-62 | ||
26,27 | Вписанные и описанные многогранники. | 2 | 63,64 | ||
28,29 | О понятии тела и его поверхности в геометрии. Решение задач. Домашняя контрольная работа №3. | 2 | 52-64 | ||
30 | Контрольная работа № 3. Административная контрольная работа №1. | 1 | 52-64 | ||
31 | Решение задач по итогам I полугодия. | 1 | 37-64 | ||
I I полугодие. 37 уроков. | |||||
Объёмы многогранников. | 10 | ||||
32,33 | Понятие объёма. Объём прямоугольного параллелепипеда. | 2 | 65-67 | ||
34-36 | Объём призмы. | 3 | 68 | ||
37-40 | Равновеликие тела. Объём пирамиды. Объём усечённой пирамиды. Объёмы подобных тел. Решение задач. Домашняя контрольная работа№4. | 4 | 69-72 | ||
41 | Контрольная работа № 4. | 1 | 65-72 | ||
Объёмы и поверхности тел вращения. | 17 | ||||
42,43 | Объём цилиндра. | 2 | 73 | ||
44,45 | Объём конуса. Объём усечённого конуса. | 2 | 74,75 | ||
46-49 | Объём шара. Объём шарового сегмента и сектора. Решение задач. | 4 | 76,77 | ||
50 | Контрольная работа № 5. | 1 | 73-77 | ||
51,52 | Площадь боковой поверхности цилиндра. | 2 | 78 | ||
53,54 | Площадь боковой поверхности конуса. | 2 | 79 | ||
55-57 | Площадь сферы. Решение задач. | 3 | 80 | ||
58 | Контрольная работа № 6. | 1 | 78-80 | ||
Итоговое повторение. | 10 | ||||
59 | Призма | 1 | 40-46 | ||
60 | Пирамида | 1 | 47-51 | ||
61 | Цилиндр | 1 | 52-54 | ||
62 | Конус | 1 | 55-57 | ||
63 | Шар. Домашняя контрольная работа№5. | 1 | 58-63 | ||
64-66 | Комбинации тел | 3 | 37-80 | ||
67 | Административная контрольная работа № 2. | 1 | 37-80 | ||
68 | Итоговое занятие | 1 | 37-80 |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
Основной учебник:
Геометрия. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. /А.В. Погорелов./ «Просвещение». Москва. 2004 и последующие издания.
Методические пособия для учителя:
- Программа для общеобразовательных учреждений. Математика. Министерство образования Российской Федерации.
- Федеральный общеобразовательный стандарт. Вестник образования. №12,2004.
- Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия 10-11 классы. Составитель: С.А. Бурмистрова. Москва. «Просвещение», 2009 год.
- Т.Л. Афанасьева. Геометрия 10 (поурочные планы). Издательство «Учитель», 2002 г.
- А.И. Медяник. Контрольные и проверочные работы по геометрии. М., Издательский дом «Дрофа», 1996г.
- П.И. Алтынов, Тесты. Издательский дом «Дрофа», 1997.
- А.П. Ершова, В.В. Голобородько. Самостоятельные и контрольные работы по геометрии для 10 класса. «ИЛЕКСА». Москва. 2004.
- М.А. Максимовская. Тесты. Математика (5-11 кл.). М.: ООО «Агентство « Олимп»: ООО « Издательство АСТ», 2002.
- П.И. Алтынов. Математика. 2600 тестов и
проверочных заданий для школьников и поступающих в вузы.
М., издательский дом «Дрофа», 1999. - Л.Д. Лаппо. Геометрия. (Ответы на экзаменационные билеты) 11 класс. Издательство «Экзамен» Москва 2003г..
Подпись учителя_________________ (Давыдова Л.В.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по геометрии. Базовый уровень.10 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа, тематическое планирование....
Рабочая программа по геометрии для 8 класса Погорелов (с ККЭ)
Рабочая программа рассчитана на количество часов: всего 86 ; в неделю 2 ч в I полугодии, 3 ч во II полугодии Рабочая программа с...
Рабочая программа по геометрии для 7 класса Погорелов (с ККЭ и УУД)
Количество часов: всего 68 ; в неделю: 2 ч Рабочая программа создана на основе:федерального государственного образовательного стандарта общего образования 2004г,программы по геометрии (для 7-9 ...
Рабочая программа по геометрии (базовый уровень) для 10 А класса
Для продуктивной деятельности в современном мире требуется достаточно прочная математическая подготовка. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять сложные расчеты, владеть практическими...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по геометрии (базовый уровень). 8 класс.
Содержание разработанного курса, цели и требования к уровню обучения обучающихся соответствуют программе по геометрии “Рабочая программа по геометрии. 8 класс” / Сост. Г.И.Маслакова. – М.: ВАКО,...
Рабочая программа по геометрии (базовый уровень) 10-11 класс
Рабочая учебная программа на базовом уровне по геометрии для обучения в 10-11 классах составлена на 140 часов из расчета 70 ч. в 10 классе (35•2=70) и 70 ч. в 11 классе (35•2=30)...
Рабочая программа по геометрии (базовый уровень) для 10-ого класса 2019г
Рабочая программа по предмету «Математика» (геометрия) для 10 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного ста...