Площади многоугольников
методическая разработка по геометрии (8 класс) по теме

Малинникова Елена Валентиновна

Обобщающий урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ploshchadi_mnogougolnikov_geometriya_8_klass.doc348 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ-

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 30

Страницы литературной Орловщины

на уроках геометрии

Конспект урока

по теме:

«Площади многоугольников»

8 класс (1 час)

/учебник «Геометрия 7-9»,

авторы: Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов и др./

Учитель Малинникова Е.В.

г.Орёл

Цели урока:

  1. обобщение и систематизация умений и навыков по теме "Площади многоугольников";
  1. углубление знаний по литературе родного края;

-        формирование эмоционально-личностного отношения учащихся к
выражению геометрических понятий посредством классических литератур-
ных произведений.

Оформление к уроку:

  1. Рисунок пути в Храм Искусства.
  2. Трафареты, разбитые на клеточки.
  3. Изречение Н.С. Лескова.

План урока:

  1. Организационный момент
  2. Математический диктант
  3. Решение наглядно-поисковых задач
  4. Решение задачи с практическим содержанием
  5. Практическая работа
  6. Итог урока

Ход урока.

Урок проходит в четыре этапа. Учащиеся, решая задачи под номерами на рисунке, по правильному ответу выбирают путь к номеру задачи, которую необходимо решать следующей. В процессе продвижения учащиеся открывают буквы (под номерами на рисунке) и записывают в трафарет.

Учитель. Сегодня у нас с вами будет необычный урок. На предыдущих уроках мы учились находить площади различных фигур. Сегодня мы будем применять все изученные формулы при решении задач. Решив эти задачи, мы сможем с вами попасть в Храм Искусства, но дорога к нему трудна и терниста и я надеюсь, что мы её пройдем  

достойно.

I этап

             Математический диктант

В -I        В - II

1.        Какова площадь одной из двух        1. Фигура разбита на две части, пло-
равных фигур, если площадь другой        щади которых 10 и 5 см
2. Какова

15 см2?        площадь всей фигуры?

  1. Вычислите площадь прямоуголь-        2. Вычислите площадь квадрата со ника со сторонами 2 и 18 м.        стороной 6 м.
  2. Вычислите площадь треугольника,        3. Катеты прямоугольного треуголь-если одна из его сторон равна 8 дм, а        ника равны 10 и 4 дм. Найдите его высота, проведенная к ней, равна 5        площадь.

дм.

  1. Вычислите площадь параллело-        4. Площадь параллелограмма равна грамма, если одна из его сторон рав-        63 мм2, а одна из его сторон 3 мм. на7мм, а высота, проведенная к ней,        Вычислите его высоту, проведенную равна 3 мм.        к этой стороне.
  2. Периметр ромба равен 16 см, а одна        5. Диагонали  ромба равны 7   и  8 см.  из его высот 7 см. Вычислите            Вычислите     площадь      ромба площадь ромба.
  3. Параллельные стороны трапеции        6. Площадь треугольника равна 30 м2, равны 7 и 5 м, а ее высота равна 2 м.        а одна из его сторон 5 м. Вычислите Какова площадь этой трапеции?        его высоту,проведенную к этой сто-                                                                                   роне.

Учитель. Поменяйтесь тетрадями I и II варианты. Проверяем ответы и в процессе этого открываем буквы.

В - I: 15 см2; 36 м2; 20 дм2; 21 мм2; 28 см2; 12 м2.

В - II: 15 см2; 36 м2; 20 дм2; 21 мм; 28 см2; 12 м.

Поднимите руки, кто полностью справился с заданием. Итак, мы прошли до № 6 и открыли буквы: 1) Л, 2) Е, 3) С, 4) К, 5) О, 6) В (некоторые из этих букв записываем и на других трафаретах).

Мы открыли фамилию Лесков. Николай Семенович Лесков - русский писатель, уроженец села Горохова Орловской губернии. Страстный патриот родного края не преувеличивал, когда говорил:

«Орел вспоил на своих мелких водах столько литераторов, сколько не поставил их на пользу родины никакой другой русский город».

И сегодня на уроке, решая задачи, мы будем вспоминать наших великих земляков.

А теперь от № 6 мы переходим ко II этапу нашего урока.

II этап

Решение наглядно-поисковых задач

10. Диагональ ВД параллелограмма АВСД равна стороне АД. Найдите площадь параллелограмма, если  ВАД=45°, а сторона АВ=16 см. Решение задачи производится по готовому чертежу устно.

1)        Рассмотрим треугольник АВД: ВД=АД (по условию). Следовательно, треугольник АВД равнобедренный. Тогда BAД=АВД=45 , АДВ=90°. Проведем высоту ДК к стороне АВ. Высота ДК равнобедренного треугольника АВД является медианой. Зная, что медиана прямоугольного  треугольника, проведенная к гипотенузе, равна половине гипотенузы, найдем ДК: ДК=АВ:2, ДК=16:2=8 (см).

2)        SABCД =AB-ДК
SABCД =16×8=128(см2)
Ответ: 128 см2.

Учитель. Открываем под № 10 букву Н и переходим к задаче под № 8.

8. В равнобедренной трапеции АВСД с основаниями ВС=5 см, АД=17 см и высотой СК=8 см через вершину В проведена прямая, делящая диагональ АС пополам и пересекающая основание АД в точке М. Найдите площадь треугольника МВД.

Решение задачи производится по готовому чертежу устно. 

Решение.

1)        Рассмотрим треугольники АОМ и СОВ: АО=СО по условию,  AOM= COB как вертикальные углы;

 MAO= BCO как накрест лежащие углы (ВСАД, АС - секущая). Значит, треугольник АОМ равен треугольнику СОВ (по стороне и двум прилежащим к ней углам). Тогда АМ=ВС=5 (см).

2)        МД=АД-АМ=17-5=12 (см);
3) SМВД=MД×CK
SМВД =×12×8=48(см2)

Ответ: 48 см2.

Учитель. Открываем под № 8 букву Р и переходим к задаче под №11.

11. Внешний угол треугольника ABC равен 150 . Найдите площадь треугольника ABC, если АВ=8 см, АС=6 см.

Решение задачи производится по готовому чертежу устно.

                 Решение.

Проведем высоту ВК к стороне АС и рассмотрим треугольник АВК ZBAK=30°, ZBAK смежный с углом АОВ. Треугольник АВК прямоугольный, катет прямоугольного треугольника, лежащий против угла в 30°, равен половине гипотенузы, значит ВК=АВ=8:2=4 (см).

SABC=АС×ВК

SABC=×6×4=12(см2)

Ответ: 12 см2.

 Учитель. Открываем под № 11 букву Г и переходим к задаче под № 7.

7. Какую часть составляет заштрихованная фигура от целой?

Решение задачи производится по готовому чертежу устно.

Решение.

Диагональ параллелограмма делит параллелограмм на два равных треугольника, а медиана треугольника разделила треугольник на два равных треугольника с равными площадями (так как основания и высоты равны). Значит, заштрихованная фигура составляет  от целой фигуры.                                                         Ответ: .

Учитель. Открываем под № 7 букву Т и переходим к задаче под № 9.

9. В треугольнике ABC проведена биссектриса ВД. Сторона АВ=9 см, S1=36 см2, S2=28 см2. Найдите ВС.

Решение задачи производится по готовому чертежу, ученик решает у доски.

Решение.

По теореме об отношении площадей двух треугольников, имеющих по равному углу  (Теорема. Если угол одного треугольника равен углу другого треугольника, то площади этих треугольников относятся как произведения сторон, заключающих равные углы) =

;  BC==7

Ответ: 7 см.

Учитель. Открываем под № 9 букву У.

Таким образом, решая задачи II этапа и записывая полученные буквы в трафарет II получаем Тургенев:

Иван Сергеевич Тургенев - великий русский писатель, родился 28 октября 1818 года в городе Орле.

В 2013 году исполняется 195 лет со дня его рождения и 130 лет со дня смерти. Каждый год 3 сентября в 12 часов пополудни в доме-усадьбе Спасское-Лутовиново зажигают поминальную свечу и вспоминают нашего земляка.

В 2012 году исполнилось 160 лет со дня написания "Записок охотника". Мне очень нравится один отрывок из этого произведения. Вы только вдумайтесь в эти строки!

"И как этот же самый лес хорош поздней осенью, когда прилетают вальдшнепы! Они не держатся в самой глуши: их надобно искать вдоль опушки. Ветра нет, и нет ни солнца, ни света, ни тени, ни движенья, ни шума; в мягком воздухе разлит осенний запах, подобный запаху вина; тонкий туман стоит вдали над желтыми полями. Сквозь обнаженные, бурые сучья деревьев мирно белеет неподвижное небо; кое-где на липах висят последние золотые листья. Сырая земля упруга под ногами; высокие сухие былинки не шевелятся; длинные нити блестят на подледеневшей траве. Спокойно дышит грудь, а на душу находит странная тревога. Идешь вдоль опушки, глядишь за собакой, а между тем любимые образы, любимые лица, мертвые и живые, приходят на память, давным-давно заснувшие впечатления просыпаются; воображение реет и носится, как птица, и все так ясно движется и стоит перед глазами. Сердце то вдруг задрожит и забьется, страстно бросится вперед, то безвозвратно потонет в воспоминаниях. Вся жизнь развертывается легко и быстро, как свиток, всем своим прошедшим, всеми чувствами, силами, всею своею душою владеет человек. И ничего кругом ему не мешает - ни солнца нет, ни ветра, ни шума ...".

Мы продолжаем свой путь к Храму Искусства и приступаем к решению задач III этапа.

III этап

Решение задач с практическим содержанием

12. Из прямоугольного листа жести длиной 40 см и шириной 35 см вырезали для лейки часть, имеющую форму трапеции с основаниями, нижним 40 см, верхним 24 см и высотой, составляющей 75% верхнего основания. Найдите площадь оставшейся части.

Решение (ученик решает у доски).

SАВСД=АВ×АД; SАВСД=40×35=1400 (см2)

Найдем высоту KN трапеции:

 KN=24×0,75=24×=18 см.

SАМКД= (МК+АД)×КN,

SАМКД= (24+40)×18=576 (см2)

 S=l400-576=824 (см2).

 Ответ: 824 см2.

Учитель. Открываем под № 12 букву Ф и переходим к задаче под № 14.

Итак в III трафарете получаем -Афанасий Афанасьевич Фет - один из замечательных поэтов-лириков, он является ярким и своеобразным мастером русского стиха. А знаете ли вы, что это псевдоним писателя, настоящая фамилия которого Шеншин. В 2002 году исполнилось 110 лет со дня смерти поэта. Послушайте одно из его прекрасных стихотворений о любви.

Какое счастие: и ночь, и мы одни!

Река — как зеркало и вся блестит звездами А там-то ... голову закинь-ка да взгляни: Какая глубина и чистота над нами!

О называй меня безумным! Назови

Чем хочешь, в этот миг я разумом слабею

И в сердце чувствую такой

 прилив любви, Что не могу молчать, не стану, не умею!

Я болен, я влюблен, но мучаюсь любя,

О слушай, о пойми! Я страсти не скрываю,

И я хочу сказать, что я люблю

Тебя, одну тебя люблю я и желаю.

Согласитесь, великолепные стихи! Вот мы и подошли к последнему этапу нашего пути.

IV этап

Практическая работа. Каждый учащийся получает задание:

№ 13 для слабоуспевающих учеников; № 14 для учеников со средними

способностями; № 15 для "сильных" учеников. Задание. Проведите необходимые измерения и вычислите площадь заданной фигуры в квадратных сантиметрах.

Учитель. Открываем последние буквы: Ч, И, А.

Итак, в IV трафарете получаем -

Мария Степановна Корчагина - орловская поэтесса, бывшая ученица Масленниковой Раисы Алексеевны, вашей учительницы русского языка и литературы. Мне очень нравится стихотворение, которое она посвятила именно ей и назвала его "Монолог учительницы".

Монолог учительницы

Р.А. Масленниковой заслуженной учительнице школ РСФСР

Я с древа жизни, с каждой ветки

срывала разные плоды.

Пятерки, тройки - все отметки

В журнале у моей судьбы.

Листаю бережно страницы и, затаив дыханье, жду: передо мной родные лица цветут, как яблони в саду

Проходят строем, словно строчки, флегматики, озорники. Сквозь сердце болевые точки — любимые ученики.

На взлетной полосе тревоги непреходящих школьных лет бегут, как памятки, дороги -и нет числа им, счета нет.

Я помню всех, люблю безмерно, надеюсь, не бесплоден труд. И зёрна совести и веры в моих питомцах прорастут.

Как знать, может быть кто-нибудь из вас захочет посвятить стихотворение своему любимому учителю.

V.        Подведение итогов урока.

VI.        Домашнее задание: вопросы 1 - 7 стр. 133, №466, №503, №507*.

VII.        Заключение.

Итак, мы прошли весь путь. И в конце этого необычного урока я хочу вам пожелать верно идти по дороге жизни. Идя по ней, выбирайте профессию по душе, но не забывайте всегда и во всем видеть прекрасное. Помните, что вы родом из самого чудесного, богатого литературными традициями Орловского края.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по геометрии по теме "Площади многоугольников" 8 класс

Тест по геометрии составлен по учебнику Л. С. Атанасян "Геометрия 7-9", но может быть использован и при работе по учебнику А. В. Погорелова. Охвачен весь материал по теме "Площади четырехуго...

Площади многоугольников

В работе "Площади многоугольников" для систематизации материала использованы учебные пособия Погорелова, Болтянского, Шарыгина, Атанасяна. Определение площади дано через аксиомы (свойства)....

Площадь многоугольника

На уроке отрабатываются навыки применения формул площадей простых фигур, выводится новая формула площади четырехугольника с перпендикулярными диагоналями....

Контрольная работа по теме «Многоугольники. Площади многоугольников»

Контрольная работа по теме «Многоугольники. Площади многоугольников» Геометрия 8 класс...

Урок геометрии 8 класс. Тема "Площадь многоугольника. Площадь квадрата."

Первый урок  по теме "Площадь". Основная цель - сформировать у учащихся понятие площади многоугольника, развивать умение вычислять площади фигур, применяя изученные свойства....

«Многоугольники. Площадь многоугольника»

контрольная работа по учебнику мерзляк...