Главные вкладки

    Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по геометрии для 8 класса по учебнику Л.С.Атанасяна и др.
    методическая разработка по геометрии (8 класс) по теме

    Килафян Аракси Хевондовна

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon geometriya_8_klass.doc216.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    Чалтырская средняя общеобразовательная школа №1

    Рассмотрено                                             Согласовано                                     Утверждаю

    на заседании                                         зам. дир. по УВР                           директор СОШ №1

    ШМО учителей                                  __________________                       _________________                      __________________                        ___________________                     Хаспекян А. Г.

    Протокол № 1                                    «      » ______________                 приказ № ____от_____

    от ________________                                    

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    по   предмету

    ГЕОМЕТРИЯ

    8 класс      

     кол-во часов – 86 за год, 2ч. в неделю в 1-м полугодии, 3ч. – во 2-м


    Килафян Аракси Хевондовна


    ФИО учителя

    2012/13 уч.г.

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы.

    1. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования». Приказ Министерства образования Российской федерации от 5.03.2004г. №1089
    2. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования. Стандарт основного общего образования по математике.// Вестник образования России, 2004, №12, стр.111-118.
    3.  «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования». Приказ Министерства образования Российской федерации от 5.03.2004г. №1089
    4. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». Приказ Министерства образования Российской федерации от 17.12.2010 года № 1897.
    5. «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012\2013 учебный год». Приказ Министерства образования Российской федерации от 27.12.2011 года № 2885.
    6. Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 7-9 классы. Составитель – Бурмистрова Т.А. – М.: Просвещение, 2009 г.
    7. Закон «Об образовании» РФ.

    Рабочая программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения
    основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования.

    Геометрия является одним из опорных предметов основной школы: она обеспечивает изучение других дисциплин. В первую очередь это относится к предметам естественно-научного цикла, в частности к физике. Развитие логического мышления учащихся при обучении геометрии способствует усвоению предметов гуманитарного цикла. Практические умения и навыки геометрического характера необходимы для трудовой деятельности и профессиональной подготовки школьников.

    Цели обучения

    1. в направлении личностного развития:
    1. развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
    2. формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
    3. воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;

    2) в метапредметном направлении:

    1. формирование представлений о геометрии как части общечеловеческой культуры, о значимости геометрии в развитии цивилизации и современного общества;
    2. развитие представлений о геометрии как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
    3. формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;

    1. в предметном направлении:

    1. овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
    2. развитие  пространственного воображения и логического мышления путем систематического изучения свойств геометрических фигур на плоскости и в пространстве и применения этих свойств при решении задач вычислительного и конструктивного характера;
    3. развитие геометрической интуиции.

       Важнейшей задачей школьного курса геометрии является развитие логического мышления учащихся. Сами объекты геометрических умозаключений и принятые в геометрии правила их конструирования способствуют формированию умений обосновывать и доказывать суждения, приводить чёткие определения, развивают логическую интуицию, кратко и наглядно вскрывают механизм логических построений и учат их применению. Тем самым геометрия занимает ведущее место  в формировании научно-теоретического мышления школьников.

    Место предмета в Базисном учебном плане

    Базисный учебный (образовательный) план на изучение
    геометрии в основной школе отводит 2 учебных часа в неделю
    в течение 7 – 9 классов, всего 210 уроков. Во 2-м полугодии  8 класса добавлен 1 час за счёт вариативной части. Таким образом, в 8  классе изучается геометрия в течение 96 учебных часов: 2 часа в неделю в первом полугодии и 3 часа в неделю – во втором.

    СТРУКТУРА КУРСА

    Темы + содержание

    Количество

    часов

    Контроль

    1

    Четырёхугольники. Многоугольники. Параллелограмм и его свойства. Признаки параллелограмма. Трапеция. Задачи на построение параллелограмма и трапеции. Прямоугольник. Ромб. Квадрат. Осевая и центральная симметрия.

    20

    КР – 1

    ЗР – 1

    СР – 2  

    ТР – 1

    ПР – 2

    2

    Площади. Площадь прямоугольника. Площадь параллелограмма. Площадь треугольника. Площадь трапеции. Теорема Пифагора и обратная ей теорема.

    16

    КР – 1

    ЗР – 1

    СР – 2

    ТР – 1

    ПР – 1

    3

    Подобные треугольники. Определение подобных треугольников. Первый признак подобия треугольников. Второй признак подобия треугольников. Третий признак подобия треугольников. Теорема о средней линии треугольника. Свойство медиан треугольника. Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике. Деление отрезка в данном отношении. Решение задач на построение методом подобия. Измерительные работы на местности. Подобие произвольных фигур. Соотношения между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике.

    24

    КР – 2

    ЗР – 1

    СР – 3

    ПР – 3  

    4

    Окружность. Касательная к окружности. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки в треугольнике. Вписанная и описанная окружности.

    20

    КР – 1

    ЗР – 1

    СР – 2

    ТР – 1  

    ПР – 1

    Повторение. Решение задач. 

    6

    ТС – 1

    КР – 1

    ИТОГО

    86

    КР – 6

    ЗР – 4

    СР – 9

    ТС – 4

    ПР – 7

    КР – контрольная работа

    ЗР – зачётная работа

    СР – самостоятельная работа

    ТС – тестирование

    ПР – практическая работа

    Темы контрольных работ

    1. Четырёхугольники.
    2. Площадь. Теорема Пифагора.
    3. Признаки подобия треугольников.
    4. Применение подобия к решению задач.
    5. Окружность.
    6. Итоговая работа.

    Темы практических работ

    1. Задачи на построение параллелограмма и трапеции.
    2. Осевая и центральная симметрия.
    3. Площадь треугольника.
    4. Деление отрезка в данном отношении.
    5. Решение задач на построение методом подобия.
    6. Измерительные работы на местности.
    7. Вписанная и описанная окружности.

    Требования к результатам освоения содержания курса

    Программа обеспечивает достижение следующих результатов

    личностные:

    1. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
    2. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
    3. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
    4. умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
    5. критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
    6. креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;
    7. умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
    8. способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;

    метапредметные:

    1. умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
    2. умение осуществлять контроль по результату и по способу
      действия на уровне произвольного внимания и вносить не-
      обходимые коррективы;
    3. умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
    4. осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
    5. умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
    6. умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
    7. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё
      мнение;
    8. формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
    9. первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
    10. умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
    11. умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
    12. умение понимать и использовать математические средства
      наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
    13. умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач
      и понимать необходимость их проверки;
    14. умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
    15. понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
    16. умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
    17. умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

    предметные:

    1. овладение базовым понятийным аппаратом по основным
      разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура, координаты) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
    2. умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить
      классификации, логические обоснования, доказательства
      математических утверждений;
    3. овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
    4. овладение геометрическим языком, умение использовать
      его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
    5. усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их
      свойствах, а также на наглядном уровне – о  простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
    6. умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объёмов геометрических фигур;
    7. умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости  справочных материалов, калькулятора, компьютера.

            В результате изучения  курса геометрии  8 класса  ученик должен  

    знать/понимать

    1. существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
    2. существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
    3. как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
    4. каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия;  примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;

    уметь:

    1. распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
    2. выполнять чертежи по условиям задач;
    3. изображать геометрические фигуры; осуществлять преобразования фигур;
    4. решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения,
    5. проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;

    использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    1. исследования несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
    2. вычислений площадей фигур при решении практических задач.

    Учебно-методический комплект

    Авторы

    Название

    Год изд.

    Издат-во

    1

    Л. С. Атанасян,

    В. Ф Бутузов,

    С. Б. Кадомцев и др.

    Геометрия.

    Учебник для 7 – 9 классов средней школы.


     2007


    «Просвещение»

    2

    Л. С. Атанасян,

    В. Ф Бутузов,

    С. Б. Кадомцев и др.

    Изучение геометрии в 7 – 9 классах. Методические рекомен-дации к учебнику.


    2005


    «Просвещение»

    3

    Н. Мельникова,

    Г. Лудина,

    Н. Лепихова

    Геометрия. Дидактические материалы для 7-9 классов образовательных учреждений.

    2007


    «Мнемозина»

    4

    Зив Б. Г., Мейлер В. М.

    Дидактические материалы по геометрии для 8 класса

    2011

    «Просвещение»

    Используемые медиаресурсы

    1. Уроки геометрии Кирилла и Мефодия. (Виртуальная школа К и М).

          Электронное учебное пособие. 8 класс. 2005г. (CD-ROM)

    1. Открытая математика. Планиметрия. Версия 2.6. Интерактивный

          мультимедийный курс. (CD)

    1. Интерактивная математика. Электронное учебное пособие. 5-9 кл. (CD-ROM)

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    Чалтырская средняя общеобразовательная школа №1

    Рассмотрено                                             Согласовано                                     Утверждаю

    на заседании                                         зам. дир. по УВР                           директор СОШ №1

    ШМО учителей                                  __________________                       _________________                      __________________                        ___________________                     Хаспекян А. Г.

    Протокол № 1                                    «      » ______________                 приказ № ____от_____

    от ________________                                    

    КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

    по   предмету

    ГЕОМЕТРИЯ

    8 «б» класс      

     кол-во часов –86 за год, 2ч. в неделю в 1-м полугодии, 3ч. – во втором

    Килафян Аракси Хевондовна


    ФИО учителя

    2012/13 уч.г.

    №№ уроков

    Темы уроков

    Кол. часов

    Даты

    Характеристика основных видов учебной деятельности

    Контроль

    Примечания

    Четырёхугольники

    20

    Объяснять, что такое многоугольник, его вершины, смежные стороны, диагонали, изображать и распознавать
    многоугольники на чертежах; показы-вать элементы многоугольника, его внутреннюю и внешнюю области; формулировать определение выпуклого многоугольника; изображать и распо-знавать выпуклые и невыпуклые многоугольники; формулировать и доказывать утверждение о сумме углов выпуклого многоугольника; объяснять, какие стороны (вершины) четырёху-гольника называются противополож-ными; формулировать определения параллелограмма, трапеции, равнобед-ренной и прямоугольной трапеций,
    прямоугольника, ромба, квадрата; изо-бражать и распознавать эти четырёх-угольники; формулировать и доказы-вать  утверждения об их свойствах и признаках; решать задачи на вычис-ление, доказательство и построение, связанные с этими видами четырёх-угольников; объяснять, какие две точки называются симметричными  относи-тельно прямой (точки), в каком случае фигура называется симметричной от-носительно прямой (точки) и что такое  ось (центр) симметрии фигуры; приводить примеры фигур, обладаю-щих осевой (центральной) симметрией, а также примеры осевой и центральной симметрий в окружающей нас обстановке.

    1-2

    Многоугольники

    2

    ТР

    3-5

    Параллелограмм и его свойства

    3

    СР

    6-8

    Признаки параллелограмма

    3

    9-11

    Трапеция.

    3

    СР

    12-13

    Задачи на построение параллелограмма и трапеции

    2

    ПР

    14

    Прямоугольник.

    1

    15-16

    Ромб.

    2

    17

    Квадрат.

    1

    18

    Осевая и центральная симметрия.

    1

    ПР

    19

    Решение задач по теме

    «Четырёхугольники»

    1

    ЗР

    20

    Контрольная работа по теме

    «Четырёхугольники»

    1

    КР

    Площади

    16

    Формулировать основные свойства площадей и выводить с их помощью формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции;
    формулировать и доказывать теорему об отношении площадей треугольни-ков, имеющих по равному углу; форму-
    лировать и доказывать теорему Пифагора и обратную ей;
    выводить формулу Герона для площади треугольника; решать задачи на вычис-ление и доказательство, связанные с формулами площадей и теоремой Пифагора

    21-22

    Площадь многоугольника.

    2

    23-24

    Площадь параллелограмма.

    2

    СР

    25-26

    Площадь треугольника.

    2

    ПР

    27-28

    Площадь трапеции.

    2

    29-30

    Решение задач по теме «Площади».

    2

    СР

    31-34

    Теорема Пифагора и обратная ей теорема.

    4

    ТР

    35

    Решение задач по темам всей главы.

    1

    ЗР

    36

    Контрольная работа по теме «Площади. Теорема Пифагора»

    1

    КР

    Подобные треугольники

    24

    37-38

    Определение подобных треугольников.

    2

    формулировать определения подобных треугольников и коэффициента подобия;

    формулировать и доказывать теоремы: об отношении площадей подобных треугольников,
    о признаках подобия треугольников, о средней линии треугольника, о пере-сечении медиан треугольника, о про-порциональных отрезках в прямоуголь-ном треугольнике;
    объяснять, что такое метод подобия в задачах на построение, и приводить примеры применения этого метода;
    объяснять, как можно использовать свойства подобных треугольников в измерительных работах на местности;
    объяснять, как ввести понятие подобия для произвольных фигур; формулировать определение и иллюстрировать понятия синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника; выводить основное тригонометрическое тождество и значения синусов, косинусов и тангенсов углов 30°, 45° и 60°; решать задачи, связанные с подобием треугольников, для вычисления значений тригонометрических функций использовать компьютерные программы.

    39-40

    Первый признак подобия треугольников.

    2

    41

    Второй признак подобия треугольников.

    1

    42

    Третий признак подобия треугольников.

    1

    43-44

    Решение задач с использованием признаков подобия треугольников.

    2

    СР

    45

    Контрольная работа по теме «Признаки подобия треугольников»

    1

    КР

    46-47

    Теорема о средней линии треугольника.

    2

    СР

    48

    Свойство медиан треугольника.

    1

    49-50

    Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике.

    2

    51

    Деление отрезка в данном отношении.

    1

    ПР

    52-53

    Решение задач на построение методом подобия.

    2

    ПР

    54

    Измерительные работы на местности.

    1

    ПР

    55

    Подобие произвольных фигур.

    1

    56-57

    Соотношения между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике.

    2

    СР

    58-59

    Решение задач

    2

    ЗР

    60

    Контрольная работа по теме «Применение подобия к решению задач»

    1


    КР

    Окружность

    20

    61-64


    Касательная к окружности.

    Исследовать взаимное расположение прямой и окружности; формулировать определение касательной к окружнос-ти; формулировать и доказывать тео-ремы: о свойстве касательной, о приз-наке касательной, об отрезках касатель-ных, проведённых из одной точки; формулировать понятия центрального угла и градусной меры дуги окружнос-ти; формулировать и доказывать теоре-мы: о вписанном угле, о произведении отрезков пересекающихся хорд; фор-мулировать и доказывать теоремы, свя-занные  с замечательными точками треугольника: о биссектрисе угла и, как следствие, о пересечении биссектрис треугольника; о серединном перпенди-куляре к отрезку и, как следствие, о пересечении серединных перпендику-ляров к сторонам треугольника; о пересечении высот треугольника; фор-мулировать определения окружностей, вписанной в многоугольник и описан-ной около многоуг-ка; формулировать и доказывать теоремы: об окружности,
    вписанной в треугольник; об окружно-сти, описанной около треугольника; о свойстве сторон описанного четырёх-угольника; о свойстве углов вписан-ного четырёхугольника; решать задачи на вычисление, доказательство и построение, связанные с окружностью

    СР

    65-68


    Центральные и вписанные углы

    ТР

    69-71


    Четыре замечательные точки в треугольнике.


    СР

    72-78


    Вписанная и описанная окружности.

    ПР

    79


    Решение задач по теме «Окружность»

    ЗР

    80




    Контрольная работа по теме «Окружность»



    КР

    81-86

    Повторение

    6

    КР, СР, ТР


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Календарно-тематическое планирование по геометрии 7 класса, по учебнику Л.С. Атанасяна

    Календарно-тематическое планирование по геометрии 7 класса, по учебнику Л.С. Атанасяна...

    Календарно-тематическое планирование по геометрии 8 класса, по учебнику Л.С. Атанасяна

    Календарно-тематическое планирование по геометрии 8 класса, по учебнику Л.С. Атанасяна...

    Календарно-тематическое планирование по геометрии 9 класса, по учебнику Л.С. Атанасяна

    Календарно-тематическое планирование по геометрии 9 класса, по учебнику Л.С. Атанасяна...

    Календарно-тематическое планирование по геометрии 7 класс по учебнику Л.С. Атанасяна

    Календарно- тематическое планирование рассчитано на 2 часа в неделю, всего 70 часов....

    Рабочая программа и календарно-тематический план по русскому языку 11 класс

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе программы по русскому языку для средней (полной) школы (базовый уровень), подготовленной Н.А.Николиной к учебнику В.Ф.Грекова, С.Е.Крючкова, Л....

    Рабочая программа и развернутое тематическое планирование по математике 6 класс Авторы учебника: И.И. Зубаревой, А.Г. Мордковича

    Рабочая программа и развернутое тематическое планирование по математике 6 класс Авторы учебника: И.И. Зубаревой, А.Г. Мордковича...

    Календарно - тематическое планирование по геометрии, 8 класс к учебнику Л.С. Атанасяна

    КТП по геометрии, 8 класс с домашним заданием и оборудованием...