Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по геометрии для 8 класса по учебнику Л.С.Атанасяна и др.
методическая разработка по геометрии (8 класс) по теме

Килафян Аракси Хевондовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geometriya_8_klass.doc216.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Чалтырская средняя общеобразовательная школа №1

Рассмотрено                                             Согласовано                                     Утверждаю

на заседании                                         зам. дир. по УВР                           директор СОШ №1

ШМО учителей                                  __________________                       _________________                      __________________                        ___________________                     Хаспекян А. Г.

Протокол № 1                                    «      » ______________                 приказ № ____от_____

от ________________                                    

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по   предмету

ГЕОМЕТРИЯ

8 класс      

 кол-во часов – 86 за год, 2ч. в неделю в 1-м полугодии, 3ч. – во 2-м


Килафян Аракси Хевондовна


ФИО учителя

2012/13 уч.г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы.

  1. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования». Приказ Министерства образования Российской федерации от 5.03.2004г. №1089
  2. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования. Стандарт основного общего образования по математике.// Вестник образования России, 2004, №12, стр.111-118.
  3.  «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования». Приказ Министерства образования Российской федерации от 5.03.2004г. №1089
  4. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». Приказ Министерства образования Российской федерации от 17.12.2010 года № 1897.
  5. «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012\2013 учебный год». Приказ Министерства образования Российской федерации от 27.12.2011 года № 2885.
  6. Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 7-9 классы. Составитель – Бурмистрова Т.А. – М.: Просвещение, 2009 г.
  7. Закон «Об образовании» РФ.

Рабочая программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения
основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования.

Геометрия является одним из опорных предметов основной школы: она обеспечивает изучение других дисциплин. В первую очередь это относится к предметам естественно-научного цикла, в частности к физике. Развитие логического мышления учащихся при обучении геометрии способствует усвоению предметов гуманитарного цикла. Практические умения и навыки геометрического характера необходимы для трудовой деятельности и профессиональной подготовки школьников.

Цели обучения

  1. в направлении личностного развития:
  1. развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
  2. формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
  3. воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;

2) в метапредметном направлении:

  1. формирование представлений о геометрии как части общечеловеческой культуры, о значимости геометрии в развитии цивилизации и современного общества;
  2. развитие представлений о геометрии как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
  3. формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;

  1. в предметном направлении:

  1. овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
  2. развитие  пространственного воображения и логического мышления путем систематического изучения свойств геометрических фигур на плоскости и в пространстве и применения этих свойств при решении задач вычислительного и конструктивного характера;
  3. развитие геометрической интуиции.

   Важнейшей задачей школьного курса геометрии является развитие логического мышления учащихся. Сами объекты геометрических умозаключений и принятые в геометрии правила их конструирования способствуют формированию умений обосновывать и доказывать суждения, приводить чёткие определения, развивают логическую интуицию, кратко и наглядно вскрывают механизм логических построений и учат их применению. Тем самым геометрия занимает ведущее место  в формировании научно-теоретического мышления школьников.

Место предмета в Базисном учебном плане

Базисный учебный (образовательный) план на изучение
геометрии в основной школе отводит 2 учебных часа в неделю
в течение 7 – 9 классов, всего 210 уроков. Во 2-м полугодии  8 класса добавлен 1 час за счёт вариативной части. Таким образом, в 8  классе изучается геометрия в течение 96 учебных часов: 2 часа в неделю в первом полугодии и 3 часа в неделю – во втором.

СТРУКТУРА КУРСА

Темы + содержание

Количество

часов

Контроль

1

Четырёхугольники. Многоугольники. Параллелограмм и его свойства. Признаки параллелограмма. Трапеция. Задачи на построение параллелограмма и трапеции. Прямоугольник. Ромб. Квадрат. Осевая и центральная симметрия.

20

КР – 1

ЗР – 1

СР – 2  

ТР – 1

ПР – 2

2

Площади. Площадь прямоугольника. Площадь параллелограмма. Площадь треугольника. Площадь трапеции. Теорема Пифагора и обратная ей теорема.

16

КР – 1

ЗР – 1

СР – 2

ТР – 1

ПР – 1

3

Подобные треугольники. Определение подобных треугольников. Первый признак подобия треугольников. Второй признак подобия треугольников. Третий признак подобия треугольников. Теорема о средней линии треугольника. Свойство медиан треугольника. Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике. Деление отрезка в данном отношении. Решение задач на построение методом подобия. Измерительные работы на местности. Подобие произвольных фигур. Соотношения между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике.

24

КР – 2

ЗР – 1

СР – 3

ПР – 3  

4

Окружность. Касательная к окружности. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки в треугольнике. Вписанная и описанная окружности.

20

КР – 1

ЗР – 1

СР – 2

ТР – 1  

ПР – 1

Повторение. Решение задач. 

6

ТС – 1

КР – 1

ИТОГО

86

КР – 6

ЗР – 4

СР – 9

ТС – 4

ПР – 7

КР – контрольная работа

ЗР – зачётная работа

СР – самостоятельная работа

ТС – тестирование

ПР – практическая работа

Темы контрольных работ

  1. Четырёхугольники.
  2. Площадь. Теорема Пифагора.
  3. Признаки подобия треугольников.
  4. Применение подобия к решению задач.
  5. Окружность.
  6. Итоговая работа.

Темы практических работ

  1. Задачи на построение параллелограмма и трапеции.
  2. Осевая и центральная симметрия.
  3. Площадь треугольника.
  4. Деление отрезка в данном отношении.
  5. Решение задач на построение методом подобия.
  6. Измерительные работы на местности.
  7. Вписанная и описанная окружности.

Требования к результатам освоения содержания курса

Программа обеспечивает достижение следующих результатов

личностные:

  1. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
  2. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
  3. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  4. умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
  5. критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
  6. креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;
  7. умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
  8. способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;

метапредметные:

  1. умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  2. умение осуществлять контроль по результату и по способу
    действия на уровне произвольного внимания и вносить не-
    обходимые коррективы;
  3. умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
  4. осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
  5. умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
  6. умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  7. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё
    мнение;
  8. формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
  9. первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
  10. умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
  11. умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
  12. умение понимать и использовать математические средства
    наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
  13. умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач
    и понимать необходимость их проверки;
  14. умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
  15. понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
  16. умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
  17. умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

предметные:

  1. овладение базовым понятийным аппаратом по основным
    разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура, координаты) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
  2. умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить
    классификации, логические обоснования, доказательства
    математических утверждений;
  3. овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
  4. овладение геометрическим языком, умение использовать
    его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
  5. усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их
    свойствах, а также на наглядном уровне – о  простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
  6. умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объёмов геометрических фигур;
  7. умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости  справочных материалов, калькулятора, компьютера.

        В результате изучения  курса геометрии  8 класса  ученик должен  

знать/понимать

  1. существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
  2. существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
  3. как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
  4. каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия;  примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;

уметь:

  1. распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
  2. выполнять чертежи по условиям задач;
  3. изображать геометрические фигуры; осуществлять преобразования фигур;
  4. решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения,
  5. проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. исследования несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
  2. вычислений площадей фигур при решении практических задач.

Учебно-методический комплект

Авторы

Название

Год изд.

Издат-во

1

Л. С. Атанасян,

В. Ф Бутузов,

С. Б. Кадомцев и др.

Геометрия.

Учебник для 7 – 9 классов средней школы.


 2007


«Просвещение»

2

Л. С. Атанасян,

В. Ф Бутузов,

С. Б. Кадомцев и др.

Изучение геометрии в 7 – 9 классах. Методические рекомен-дации к учебнику.


2005


«Просвещение»

3

Н. Мельникова,

Г. Лудина,

Н. Лепихова

Геометрия. Дидактические материалы для 7-9 классов образовательных учреждений.

2007


«Мнемозина»

4

Зив Б. Г., Мейлер В. М.

Дидактические материалы по геометрии для 8 класса

2011

«Просвещение»

Используемые медиаресурсы

  1. Уроки геометрии Кирилла и Мефодия. (Виртуальная школа К и М).

      Электронное учебное пособие. 8 класс. 2005г. (CD-ROM)

  1. Открытая математика. Планиметрия. Версия 2.6. Интерактивный

      мультимедийный курс. (CD)

  1. Интерактивная математика. Электронное учебное пособие. 5-9 кл. (CD-ROM)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Чалтырская средняя общеобразовательная школа №1

Рассмотрено                                             Согласовано                                     Утверждаю

на заседании                                         зам. дир. по УВР                           директор СОШ №1

ШМО учителей                                  __________________                       _________________                      __________________                        ___________________                     Хаспекян А. Г.

Протокол № 1                                    «      » ______________                 приказ № ____от_____

от ________________                                    

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по   предмету

ГЕОМЕТРИЯ

8 «б» класс      

 кол-во часов –86 за год, 2ч. в неделю в 1-м полугодии, 3ч. – во втором

Килафян Аракси Хевондовна


ФИО учителя

2012/13 уч.г.

№№ уроков

Темы уроков

Кол. часов

Даты

Характеристика основных видов учебной деятельности

Контроль

Примечания

Четырёхугольники

20

Объяснять, что такое многоугольник, его вершины, смежные стороны, диагонали, изображать и распознавать
многоугольники на чертежах; показы-вать элементы многоугольника, его внутреннюю и внешнюю области; формулировать определение выпуклого многоугольника; изображать и распо-знавать выпуклые и невыпуклые многоугольники; формулировать и доказывать утверждение о сумме углов выпуклого многоугольника; объяснять, какие стороны (вершины) четырёху-гольника называются противополож-ными; формулировать определения параллелограмма, трапеции, равнобед-ренной и прямоугольной трапеций,
прямоугольника, ромба, квадрата; изо-бражать и распознавать эти четырёх-угольники; формулировать и доказы-вать  утверждения об их свойствах и признаках; решать задачи на вычис-ление, доказательство и построение, связанные с этими видами четырёх-угольников; объяснять, какие две точки называются симметричными  относи-тельно прямой (точки), в каком случае фигура называется симметричной от-носительно прямой (точки) и что такое  ось (центр) симметрии фигуры; приводить примеры фигур, обладаю-щих осевой (центральной) симметрией, а также примеры осевой и центральной симметрий в окружающей нас обстановке.

1-2

Многоугольники

2

ТР

3-5

Параллелограмм и его свойства

3

СР

6-8

Признаки параллелограмма

3

9-11

Трапеция.

3

СР

12-13

Задачи на построение параллелограмма и трапеции

2

ПР

14

Прямоугольник.

1

15-16

Ромб.

2

17

Квадрат.

1

18

Осевая и центральная симметрия.

1

ПР

19

Решение задач по теме

«Четырёхугольники»

1

ЗР

20

Контрольная работа по теме

«Четырёхугольники»

1

КР

Площади

16

Формулировать основные свойства площадей и выводить с их помощью формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции;
формулировать и доказывать теорему об отношении площадей треугольни-ков, имеющих по равному углу; форму-
лировать и доказывать теорему Пифагора и обратную ей;
выводить формулу Герона для площади треугольника; решать задачи на вычис-ление и доказательство, связанные с формулами площадей и теоремой Пифагора

21-22

Площадь многоугольника.

2

23-24

Площадь параллелограмма.

2

СР

25-26

Площадь треугольника.

2

ПР

27-28

Площадь трапеции.

2

29-30

Решение задач по теме «Площади».

2

СР

31-34

Теорема Пифагора и обратная ей теорема.

4

ТР

35

Решение задач по темам всей главы.

1

ЗР

36

Контрольная работа по теме «Площади. Теорема Пифагора»

1

КР

Подобные треугольники

24

37-38

Определение подобных треугольников.

2

формулировать определения подобных треугольников и коэффициента подобия;

формулировать и доказывать теоремы: об отношении площадей подобных треугольников,
о признаках подобия треугольников, о средней линии треугольника, о пере-сечении медиан треугольника, о про-порциональных отрезках в прямоуголь-ном треугольнике;
объяснять, что такое метод подобия в задачах на построение, и приводить примеры применения этого метода;
объяснять, как можно использовать свойства подобных треугольников в измерительных работах на местности;
объяснять, как ввести понятие подобия для произвольных фигур; формулировать определение и иллюстрировать понятия синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника; выводить основное тригонометрическое тождество и значения синусов, косинусов и тангенсов углов 30°, 45° и 60°; решать задачи, связанные с подобием треугольников, для вычисления значений тригонометрических функций использовать компьютерные программы.

39-40

Первый признак подобия треугольников.

2

41

Второй признак подобия треугольников.

1

42

Третий признак подобия треугольников.

1

43-44

Решение задач с использованием признаков подобия треугольников.

2

СР

45

Контрольная работа по теме «Признаки подобия треугольников»

1

КР

46-47

Теорема о средней линии треугольника.

2

СР

48

Свойство медиан треугольника.

1

49-50

Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике.

2

51

Деление отрезка в данном отношении.

1

ПР

52-53

Решение задач на построение методом подобия.

2

ПР

54

Измерительные работы на местности.

1

ПР

55

Подобие произвольных фигур.

1

56-57

Соотношения между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике.

2

СР

58-59

Решение задач

2

ЗР

60

Контрольная работа по теме «Применение подобия к решению задач»

1


КР

Окружность

20

61-64


Касательная к окружности.

Исследовать взаимное расположение прямой и окружности; формулировать определение касательной к окружнос-ти; формулировать и доказывать тео-ремы: о свойстве касательной, о приз-наке касательной, об отрезках касатель-ных, проведённых из одной точки; формулировать понятия центрального угла и градусной меры дуги окружнос-ти; формулировать и доказывать теоре-мы: о вписанном угле, о произведении отрезков пересекающихся хорд; фор-мулировать и доказывать теоремы, свя-занные  с замечательными точками треугольника: о биссектрисе угла и, как следствие, о пересечении биссектрис треугольника; о серединном перпенди-куляре к отрезку и, как следствие, о пересечении серединных перпендику-ляров к сторонам треугольника; о пересечении высот треугольника; фор-мулировать определения окружностей, вписанной в многоугольник и описан-ной около многоуг-ка; формулировать и доказывать теоремы: об окружности,
вписанной в треугольник; об окружно-сти, описанной около треугольника; о свойстве сторон описанного четырёх-угольника; о свойстве углов вписан-ного четырёхугольника; решать задачи на вычисление, доказательство и построение, связанные с окружностью

СР

65-68


Центральные и вписанные углы

ТР

69-71


Четыре замечательные точки в треугольнике.


СР

72-78


Вписанная и описанная окружности.

ПР

79


Решение задач по теме «Окружность»

ЗР

80




Контрольная работа по теме «Окружность»



КР

81-86

Повторение

6

КР, СР, ТР


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по геометрии 7 класса, по учебнику Л.С. Атанасяна

Календарно-тематическое планирование по геометрии 7 класса, по учебнику Л.С. Атанасяна...

Календарно-тематическое планирование по геометрии 8 класса, по учебнику Л.С. Атанасяна

Календарно-тематическое планирование по геометрии 8 класса, по учебнику Л.С. Атанасяна...

Календарно-тематическое планирование по геометрии 9 класса, по учебнику Л.С. Атанасяна

Календарно-тематическое планирование по геометрии 9 класса, по учебнику Л.С. Атанасяна...

Календарно-тематическое планирование по геометрии 7 класс по учебнику Л.С. Атанасяна

Календарно- тематическое планирование рассчитано на 2 часа в неделю, всего 70 часов....

Рабочая программа и календарно-тематический план по русскому языку 11 класс

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе программы по русскому языку для средней (полной) школы (базовый уровень), подготовленной Н.А.Николиной к учебнику В.Ф.Грекова, С.Е.Крючкова, Л....

Рабочая программа и развернутое тематическое планирование по математике 6 класс Авторы учебника: И.И. Зубаревой, А.Г. Мордковича

Рабочая программа и развернутое тематическое планирование по математике 6 класс Авторы учебника: И.И. Зубаревой, А.Г. Мордковича...

Календарно - тематическое планирование по геометрии, 8 класс к учебнику Л.С. Атанасяна

КТП по геометрии, 8 класс с домашним заданием и оборудованием...