Развитие творческого потенциала учащихся
статья по геометрии по теме

Лапыгина Оксана Владимировна

Статья  о создании условий для активизации личностного потенциала учащихся на уроках математики

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_lichnostnogo_potenciala_uch-sya_2003.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

СОВРЕМЕННЫЕ  УРОКИ  МАТЕМАТИКИ. КАК СОЗДАТЬ УСЛОВИЯ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ  ЛИЧНОСТНОГО  ПОТЕНЦИАЛА  УЧАЩИХСЯ?

Современные школьники…Какие они? Это те дети, которые  абсолютно другие по сравнению с ровесниками, которые жили 10-15 лет назад. Сейчас ребенок не представляет себя без компьютера, плеера и наушников. Наши ребята даже общаются с друзьями совсем иначе – виртуально, в основном в социальных сетях. Воспитывая успешную личность, востребованную в современном обществе, важно быть «на одной волне» с учеником, создать все условия на своих уроках для гармоничного развития личности, обеспечить индивидуализацию обучения, помочь ученикам развить самостоятельность, научить пользоваться новыми источниками информации, а также развить творческие способности учащихся.

Известно, что максимальной эффективности процесса обучения можно достичь при условии погружения учащихся в атмосферу творчества, а мотивационной стороной учебной деятельности должен быть интерес.

        Основной движущей силой успешного изучения любого предмета, включая математику, является интерес к предмету, его прикладная значимость, т.к. все объекты, изучаемые в школе, заимствованы из реального мира.

На уроке очень важно заинтересовать учащихся, показать, что математика – это не только полезная, но еще и интересная, увлекательная наука! Наивысшую радость и удовлетворение наши дети испытывают от работы, позволяющей им открывать себя: свои способности, возможности. Их глаза загораются в тот момент, когда их учишь чему-то значительному, важному для их жизни вообще. Даже самая неинтересная тема способна увлечь учеников, если связать с ней такие факты, которые вызовут светлое чувство. Так, например, обращаясь к историческим событиям на уроке, в классе можно создать эмоциональный подъем, заинтересованность

Чтобы заинтересовать ученика, показать красоту геометрии, развить творческую активность учащихся, создать для ребенка ситуацию успеха, я применяю методический прием использования на уроках геометрии познавательной информации из истории города.  Геометрия постепенно раскрывается ученику совершенно с неожиданной стороны.  Уже с первых уроков появляется заинтересованность. Учащимся кажется странным, что можно связать эти два предмета. Использование познавательной информации из истории города дает возможность воспитывать у детей любознательность, чувство национальной гордости.

При изучении геометрии и истории города, ученики  рассматривают один и тот же местный материал с разных позиций, что способствует развитию интереса к геометрии, а также содействует формированию умений, необходимых для самостоятельной познавательной деятельности по изучению родного города Санкт-Петербурга.

На уроках ребята не «отсиживаются», а принимают активное участие в процессе обучения. Интерес к предмету поддерживается за счет того, что изучая новое, ребята много рисуют, занимаются конструированием, создают модели фигур, их развертки, занимаются исследовательской деятельностью.

Во время урока все учащиеся привлекаются к обсуждению сложных и интересных проблем, поиску решений.  Опыт работы  показывает, что глубокие, прочные и осознанные  знания могут получить все школьники, если предмет, который они изучают, действительно интересен, а уроки проходят «на одном дыхании».

 Начиная с пятого класса, мы с детьми выезжаем на геометрические экскурсии по Санкт-Петербургу. Во время экскурсий учащиеся выполняют специальные задания, делают зарисовки, фотографируют отдельные детали и здания в целом в разных ракурсах.

Такие уроки позволяют:

  1. расширить представления учащихся о применении геометрии в различных гуманитарных областях;
  2. расширить общекультурный кругозор учащихся;
  3. сформировать у детей устойчивого желания продолжить знакомство с  геометрией в дальнейшем;
  4. развивать мыслительную  деятельность формирования нестандартного мышления, развития образного мышления;
  5. развивать  познавательную  активность учащихся;
  6. развивать  коммуникативную  культуру посредством работы в едином коллективе;
  7. развивать  эмоциональную  сферу (чувства прекрасного);
  8. формировать навыки общения и коммуникативной культуры;
  9. воспитывать  патриотизм и любовь к Родине.

Изучая тему «Линии», мы с учениками выезжаем на экскурсию на набережную Канала Грибоедова. Во время экскурсии делаем две остановки: на набережной канала Грибоедова перед храмом Воскресения  Христова и перед Михайловским садом.

Прогуливаясь по набережной, мы  вспоминаем, что канал Грибоедова ведет свою историю от существующей здесь Глухой речки, или Кривуши. Ребята рассказывают как застраивалась территория, начиная с 1735 года, как изменялось все вокруг, постепенно перестраиваясь.

Подойдя к храму, мы обсуждаем почему его называют по-разному: Храм Воскресения Христова и Храм Спас-на-крови. Говорим о том, почему именно на этом месте он воздвигнут, вспоминаем, что возведение мемориальных культовых сооружений на Руси имеет давнюю традицию. Храмы-памятники посвящались главным образом историческим событиям, чудесным избавлениям или памяти монархов. Храм Воскресения Христова был построен на месте покушения на императора Александра II и представляет собой уникальный памятник национальных исканий русской архитектуры конца XIX – начала XX веков.

Экскурс в историю позволяют расширять общекультурный кругозор ребят, развивать их познавательную активность, воспитывать патриотизм, любовь к Родине. Академик Лихачёв говорил: «Если человек равнодушен к старым улицам – значит у него нет любви к своему городу. Если он равнодушен к памятникам истории своей страны – он, как правило, равнодушен к своей стране. Вне культуры существование человечества на планете лишается смысла». Поэтому надо вовремя приобщить ребенка к истинной культуре, сделать его творцом, а не потребителем.

Обсудив исторические особенности, мы с ребятами рассматриваем здание храма с другой точки зрения – геометрической. Вспоминаем, что на уроках изучали различные линии. Рассматривая купол храма, школьники  зарисовывают линии, которые они увидели, классифицируя их. Таким же образом строится беседа и у входа в Михайловский сад. Рассматривая решетку Михайловского сада, мои ученики рисуют те линии, которые они увидели при внимательном рассмотрении решетки. Одно из заданий включает в себя создание своей решетки, которая могла бы вписаться в архитектурный ансамбль.

Совершая геометрическую экскурсию, ребята  увидели, что примеры тех линий, которые изучались  на уроке, можно найти в окружающем нас мире, например, в облике архитектурных памятников.  Для них открывается  другой мир, где «все вокруг – геометрия».

Такие экскурсии я провожу для учащихся разных возрастов.

За годы обучения в школе ученик приобретает множество разнообразных знаний и умений. Но все-таки одной из главных задач остается воспитание высоконравственной успешной личности. Эразм Роттердамский говорил: «Люди, поверьте мне, не рождаются, а формируются». И в этом смысле любой учитель-предметник может и должен помочь развить личностный потенциал каждого ученика.

Литература

  1. Овсянников Ю. Три века Санкт-Петербурга. -М.: АСТ - Пресс Книга, 2003.
  2. Вернье Ж. Ребенок, математика и реальность. -М. :Изд. Института психологии РАН, 1988.
  3. Степанова Е.Н. Личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности. -М.:ТЦ Сфера, 2003

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт использования технологии мастерских для развития творческого потенциала учащихся.

Развитие творческого потенциала является актуальной в современной педагогике. На уроках литературы приходится искать такие технологии, которые бы способствовали включению учащихся в творческую деятель...

Развитие творческого потенциала учащихся в процессе анализа текста

В данной статье рассматривается проблема развития творческой личности учащегося. Как научить ребят творчески, а не формально подходить к анализу текста, к процессу исследования? На ...

Формирование школьного уклада жизни через культурную взаимосвязь с социумом как условие развития творческого потенциала учащихся сельской малочисленной школы

Сельская школа, находясь в очень непростых социально-экономических условиях, вынуждена искать способы и формы функционирования, чтобы способствовать и творческому развитию учащихся, и их социа...

выявление и развитие творческого потенциала учащихся

Материал содержит комплексный взгляд на проблему и пути решения...

Доклад «Развитие творческого потенциала учащихся через метод проектов»

Выступление на областном семинаре-практикуме руководителей изобразительных и декоративно-прикладных объединений и на методическом семинаре городского конкурса «Учитель года»Тема: «Развитие творч...

Педагогический проект "Развитие творческого потенциала учащихся посредством интеграции основного, дополнительного образования и внеклассной работы"

В педагогическом проекте изучено  и проанализировано состояние проблемы в психолого-педагогической и учебно-методической литературе, установлен исходный уровень  развития мотивации личн...

творческий отчет по теме "Развитие творческого потенциала учащихся в условиях модернизации образования"

Творческий отчет учителя математики образвитиии  творческого потенциала учащихся 5-9 классов сельской школы...