Практикум по геометрии для 10 класса.
рабочая программа по геометрии (10 класс) по теме
Предлагается рабочая программа и КТП практикума по геометрии дя 10 класса математический профиль. Практикум направлен на отработку навыка решения задач по геометрии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
praktikum_po_geometrii._1_chas._mat._modul.doc | 192 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 147 г. Челябинска
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по УВР Директор МАОУ № 147
__________/С.Г. Мазепова ___________/Е.А.Рожков
«___»___________2012 г. «___»__________2012 г.
Рабочая программа практикума по геометрии.
Математический модуль.
на 2012-2013 учебный год
Составитель рабочей программы: учитель математики высшей категории Казак Вадим Михайлович
Рассмотрена на заседании МО учителей естественно-математических дисциплин
Протокол № ___ от «___»______________2012г.
Руководитель МО: _____________/ Т.Н. Токарева
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа практикума по геометрии 10 класса (математический модуль) составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
- Приказ МО РФ от 05.03.2004 г. «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования». Сборник нормативных документов. Математика. / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев.- М.: Дрофа, 2007.
- Примерная программа основного общего и среднего (полного) общего образования по математике. /Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев.- М.: Дрофа, 2007.
- Приказ МО и Н РФ №2080 от 24.10.2010 г. «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год».
- Приказ МО и Н Челябинской области «О формировании учебных планов в 2012-2013 учебном году».
- Областной базисный план Челябинской области (приказ МО и Н Челябинской области № 04-997 от 16.06.2011 г).
- Методическое письмо МО и Н Челябинской области №103/3404 от 31.07.2009 г. «О разработке рабочих программ курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области».
- Приложение к письму МО и Н Челябинской области №103/4275 от 18.07.2011 г. «О преподавании учебного предмета «Математика» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2011/2012 учебном году».
- Школьный учебный план на 2012-2013 учебный год.
Цели изучения геометрии 10 класса:
- формирование представлений об идеях и методах математики; о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов;
- овладение устным и письменным математическим языком, математическими знаниями и умениями, необходимыми для изучения школьных естественно-научных дисциплин, для продолжения образования и освоения избранной специальности на современном уровне;
- развитие логического мышления, алгоритмической культуры, пространственного воображения, развитие математического мышления и интуиции, творческих способностей на уровне, необходимом для продолжения образования и для самостоятельной деятельности в области математики и ее приложений в будущей профессиональной деятельности;
- воспитание средствами математики культуры личности: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимание значимости математики для общественного прогресса.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:
В ходе изучения математики в курсе старшей школы учащиеся продолжают овладение разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:
- проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, использования различных языков математики для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
- решения широкого класса задач из различных разделов курса, поисковой и творческой деятельности при решении задач повышенной сложности и нетиповых задач;
- планирования и осуществления алгоритмической деятельности: выполнения и самостоятельного составления алгоритмических предписаний и инструкций на математическом материале; использования и самостоятельного составления формул на основе обобщения частных случаев и результатов эксперимента; выполнения расчетов практического характера;
- построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин и реальной жизни; проверки и оценки результатов своей работы, соотнесения их с поставленной задачей, с личным жизненным опытом;
- самостоятельной работы с источниками информации, анализа, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт.
Согласно школьного учебного плана школы для эффективной реализации геометрии профильного уровня введен «Практикум по геометрии». Он проводится 1 час в неделю, т.е. 35 часов в учебном году. Практикум является составной частью единого курса алгебры и математического анализа в математическом модуле 10 класса.
Цель практикума по геометрии:
- на основе коррекции базовых математических знаний учащихся совершенствовать математическую культуру и творческие способности учащихся.
Преподавание практикума решает следующие задачи:
- Формирование у учащихся целостного представления о теме, ее значения в разделе математики, связи с другими темами.
- Формирование поисково-исследовательского метода.
- Формирование аналитического мышления, развитие памяти, кругозора, умение преодолевать трудности при решении более сложных задач.
- Осуществление работы с дополнительной литературой.
- Акцентировать внимание учащихся на единых требованиях к правилам оформления различных видов заданий, включаемых в итоговую аттестацию за курс полной общеобразовательной средней школы;
- Расширить математические представления учащихся по определённым темам, включённым в программы вступительных экзаменов в другие типы учебных заведений.
Умения и навыки учащихся, формируемые курсом:
- навык самостоятельной работы с таблицами и справочной литературой;
- составление алгоритмов решения типичных задач;
- умения решать нестандартные математические задачи.
Особенности преподавания практикума:
- Краткость изучения материала.
- Практическая значимость для учащихся.
- Нетрадиционные формы изучения материала.
Формы организации учебных занятий:
Формы проведения занятий практикума включают в себя лекции, практические работы. Основной тип занятий комбинированный урок. Каждая тема курса начинается с постановки задачи. Теоретический материал излагается в форме мини - лекции. После изучения теоретического материала выполняются задания для активного обучения, практические задания для закрепления, выполняются практические работы в рабочей тетради, проводится работа с тестами. Преподавание практикума строится на основе расширения и углубления базового курса алгебры и начал анализа, который ведется на оба модуля (универсальный и математический), кроме того, рассматриваются дополнительные вопросы, не входящие в базовый курс.
Преподавание практикума строится на основе обучения методам и приемам математических задач, требующих высокой логической и операционной культуры, развивающих научно-теоретическое и алгоритмическое мышление учащихся. Большое внимание уделяется учащимся, которые на недостаточно высоком уровне, владеют предметными компетенциями по алгебре. Ученикам, имеющим высокий уровень знаний и умений, предлагаются индивидуальные задания. Занятия практикума строятся с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, их темпа восприятия и уровня усвоения материала.
Систематическое повторение способствует более целостному осмыслению изученного материала, поскольку целенаправленное обращение к изученным ранее темам позволяет учащимся встраивать новые понятия в систему уже освоенных знаний.
Контроль и система оценивания:
Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется на каждом занятии по результатам выполнения учащимися самостоятельных, практических и тестовых работ.
Возможные критерии оценивания знаний учащихся:
Отметка «5» выставляется, если:
- ученик демонстрирует ответственное и сознательное отношение к учению;
- усвоил теоретический материал темы элективного курса;
- получил навыки в применении его при решении конкретных заданий;
- в работе над зачетом продемонстрировал умение работать самостоятельно, творчески.
Отметка «4» выставляется, если:
- ученик освоил идеи и методы данного курса в такой степени, что может справиться со стандартными заданиями;
- выполняет задания прилежно, что свидетельствует о возрастании общих умений и о положительной динамике его интеллектуального роста.
Отметка «3» выставляется ученику, который освоил наиболее простые идеи и методы темы элективного курса, что позволяет ему успешно выполнить простые задания.
Отметка «2» выставляется ученику, который не проявил ни прилежания, ни заинтересованности в освоении темы элективного курса, не справляется с решением простых задач.
Цели изучения практикума по геометрии 10 класса представлены в таблице:
Глава | Цели изучения главы |
Некоторые сведения из планиметрии |
|
Введение |
|
Параллельность прямых и плоскостей |
|
Перпендикулярность прямых и плоскостей |
|
Многогранники |
|
Содержание программы практикума по геометрии представлено в таблице:
Глава | Содержание программы |
Некоторые сведения из планиметрии |
|
Введение |
|
Параллельность прямых и плоскостей |
|
Перпендикулярность прямых и плоскостей |
|
Многогранники |
|
- Количество часов по школьному учебному плану – 1 час в неделю, т.е. 35 часов в году (учтено 35 учебных недели);
- Количество часов по рабочей программе – 1 час в неделю, т.е. 35 часов в году (учтено 35 учебных недели).
Рабочая программа практикума по геометрии составлена на основе Примерной программы среднего(полного) общего образования по математике, с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования и на основе авторских рекомендаций Л.С. Атанасяна и др., представленных в пособии: «Геометрия. Программы общеобразовательных учреждений. 10-11 классы. Для учителей общеобразовательных учреждений. / [ составитель Т.А. Бурмистрова.]. – М.: Просвещение, 2010» и сборника «Факультативные курсы. Сборник №2, Часть 1. – М.: Просвещение, 1990». Также были учтены методические рекомендации к составлению рабочей программы и календарно-тематического планирования к учебно-методическому комплекту по геометрии Л.С. Атанасяна и др., представленные в пособии: «Геометрия.. 10-11 классы: рабочие программы по учебникам Л.С. Атанасяна и др.: базовый и профильный уровни / авт.-сост. Н.А. Ким., Н.И. Мазурова. - Волгоград: Учитель, 2012».
№ п/п | Содержание учебного материала | Фактическое распределение учебного времени (35 учебных недель) |
1. | Некоторые сведения из планиметрии | 6 |
2. | Введение | 2 |
3. | Параллельность прямых и плоскостей | 8 |
4. | Перпендикулярность прямых и плоскостей | 13 |
5. | Многогранники | 6 |
Требования к математической подготовке учащихся:
Уметь:
- распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;
- описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении;
- анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;
- изображать основные многогранники и круглые тела; выполнять чертежи по условиям задач;
- строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды;
- решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);
- использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;
- проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
- вычисления объемов и площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.
Учебно-дидактическое сопровождение:
Учебник: Геометрия. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л.С, Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др.] – М.: Просвещение, 2011.
Методические пособия для учителя:
1.Изучение геометрии в 10-11 классах: кн. для учителя / С.М. Саакян, В.Ф. Бутузов. – М.: Просвещение, 2010.
2.Геометрия. 10 класс. Рабочая тетрадь. / Ю.А. Глазков и др. – М.: Просвещение, 2011.
3.Геометрия. Дидактические материалы. 10 класс: базовый и профил. уровни /Б.Г. Зив. – М.: Просвещение, 2011.
4.Задачи по геометрии. 7-11 классы6 учеб. пособие для учащихся общеобразоват. учреждений /Б.Г. Зив, В.М. Мейлер, А.Г. Баханский. – М.: Просвещение, 2009.
5.Поурочные планы по геометрии. 10 класс. / Сост. В.А. Яровенко. – М.: ВАКО, 2010.
6.Геометрия. 10 класс.: Поурочные планы. /Сост. Г.И. Ковалева. – Волгоград: Учитель, 2010.
7.Геометрия. 10 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений с углубл. и профильным изучением математики / Е,В. Потоскуев, Л.И. Звавич. – М.: Дрофа, 2009.
8. Геометрия. 8-11 кл.: Пособие для шк. и кл. с углубл. изуч. математики /Л.И. Звавич, М.В. Чинкина, Л.Я. Шляпочник.- М.: Дрофа, 2000-2010.
Дидактические материалы:
1.Геометрия. Дидактические материалы. 10 класс: Базовый и профил. уровни /Б.Г. Зив. – М.: Просвещение, 2011.
2.Самостоятельные и контрольные работы по геометрии. 10 класс. / А.П. Ершова, В.В. Голобородько.- М.: Илекса, 2010.
3.Дидактический материал по геометрии для 10-11 классов. Разрезные карточки по стереометрии /Сост. Г.И. Ковалева. – Волгоград, 2009.
4. Геометрия. 10 кл.: Задачник для общеобразоват. учреждений с углубл. и профильным изучением математики / Е,В. Потоскуев, Л.И. Звавич. – М.: Дрофа, 2009.
Инструментарий по отслеживанию результатов:
- Контрольные работы по геометрии для 10 кл. общеобразоват. учреждений: кн. для учителя / Ю.П. Дудницын, В.Л. Кронгауз. – М.: Просвещение, 2007.
- Самостоятельные и контрольные работы по геометрии. 10 класс. / А.П. Ершова , В.В. Голобородько. – М.: Илекса, 2010.
- Задачи по геометрии. 7-11 классы6 учеб. пособие для учащихся общеобразоват. учреждений /Б.Г. Зив, В.М. Мейлер, А.Г. Баханский. – М.: Просвещение, 2009.
- Контрольно-измерительные материалы. Геометрия: 10 класс. / Сост. А.Н. Рурукин.- М.: ВАКО, 2012.
Цифровые образовательные ресурсы:
- Уроки геометрии. 10 класс. – М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2009.
- Планиметрия. 7-9 классы. – М.: «Фирма 1С», 2011.
- Открытая математика. Стереометрия. –М.: Физикон, 2009.
- Образовательная коллекция. Стереометрия. 10-11 классы. –М.: Фирма «1С», 2010.
- Открытая математика. Планиметрия. –М.: Физикон, 2009.
Интернет-ресурсы представлены в таблице:
№ п/п | Название | Электронный адрес |
1. | МО и Н РФ | www.mon.gov.ru |
2. | Российский образовательный портал | www.school.edu.ru |
3. | Федеральный институт педагогических измерений | www.fipi.ru |
4. | Московский институт открытого образования | www.mioo.ru |
5. | Интернет-поддержка учителей математики | www.math.ru |
6. | Сеть творческих учителей | www.it-n.ru |
7. | Сайт журнала «Математика в школе» | matematika@schoolpress.ru |
8. | Единая коллекция образовательных ресурсов | http: / school.collection.informatika.ru |
9. | Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования | www.ipk74.ru |
10. | Челябинский городской методический центр | www.chel-edu.ru |
11. | Журнал «Математика» (приложение к газете «Первое сентября») | www.mat.1september.ru |
Дополнительная литература:
- Геометрия. 7-11 классы. Справочные материалы. / В.И. Литвиненко, Г.К. Безрукова. – М.: Мнемозина, 2008-2011.
Календарно-тематическое планирование практикума по геометрии.10 класс.
(1час в неделю.35 часов в учебном году)
№ п/п урока | Дата | Содержание учебного материала | Требования к результатам обучения | Примечание |
Некоторые сведения из планиметрии. (6 часов) |
1. | Углы и отрезки, связанные с окружностью. | Уметь:
|
2. | Решение треугольников. | Уметь:
|
3. | Вычисление биссектрис и медиан треугольника.. | Уметь:
|
4. | Формула Герона и другие площади треугольника. | Уметь:
|
5. | Теорема Менелая. Теорема Чевы. | Уметь:
|
6. | Свойства и признаки вписанных и описанных четырехугольников. | Уметь:
|
Введение. (2 часа) |
7. | Аксиома расстояния. Способы задания плоскости. | Уметь:
|
8. | Техника выполнения простейших стереометрических чертежей. Построение сечений в кубе и тетраэдре. | Уметь:
|
Глава 1. Параллельность прямых и плоскостей. (8 часов) |
9. | Параллельные прямые в пространстве. | Уметь:
|
10. | Параллельность прямой и плоскости. | Уметь:
|
11. | Скрещивающиеся прямые. | Уметь:
|
12. | Угол между прямыми. | Уметь:
|
13. | Параллельные плоскости. | Уметь:
|
14. | Свойства параллельных плоскостей. | Уметь:
|
15. | Тетраэдр. Параллелепипед. | Уметь:
|
16. | Построение сечений в тетраэдре и параллелепипеде. | Уметь:
|
Глава 2. Перпендикулярность прямых и плоскостей. (13 часов) |
17. | Перпендикулярные прямые в пространстве. | Уметь:
|
18. | Признак перпендикулярности прямой и плоскости. | Уметь:
|
19. | Расстояние от точки до плоскости. | Уметь:
|
20. | Теоремы о длинах перпендикуляра, наклонных и их проекций. | Уметь:
|
21. | Теорема о трех перпендикулярах. | Уметь:
|
22. | Угол между прямой и плоскостью. | Уметь:
|
23. | Двугранный угол. | Уметь:
|
24. | Решение задач на применение теоремы о трех перпендикулярах. | Уметь:
|
25. | Прямоугольный параллелепипед. | Уметь:
|
26. | Параллельное проектирование. | Уметь:
|
27. | Свойства параллельного проектирования. | Уметь:
|
28. | Ортогональное проектирование. |
29. | Площадь ортогональной проекции многоугольника. |
Глава 3. Многогранники. (6 часов) |
30. | Многогранник. Формула Эйлера. Развертка. | Уметь:
|
31. | Призма. | Уметь:
|
32. | Пирамида. Некоторые виды пирамид. | Уметь:
|
33. | Свойства параллельных сечений пирамиды. | Уметь:
|
34. | Усеченная пирамида. | Уметь:
|
35. | Площадь поверхности усеченной пирамиды. | Уметь:
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Геометрия 8 класс. Практикум по теме "Синус, косинус и тангенс прямоугольного треугольника"
Урок представляет собой работу учащихся в группах и в парах, с постоянной взаимопроверкой и самопроверкой. В конце урока каждый ученик получает оценку.Ребята очень активны на таких уроках, потому что ...
Рабочая программа по геометрии 10 класс Факультатив: Практикум Решение задач
Умения и навыки учащихся, формируемые факультативным курсом: навык самостоятельной работы с таблицами и справочной литературой и другими источниками: учебниками; Интернет-ресурсами.составл...
практикум по геометрии для 9,10,11 классов
Практикум по планиметрии написан для решения ключевых задач,необходимых для подготовки к ЕГЭ и ГИА. Можно использовать в 9,10,11 классах. Рассчитан на учебный год....
Рабочая программа курса "Практикум по решению задач по геометрии" (7 класс)
Цель данного курса - решение интересных и оригинальных задач, расширяющих и углубляющих знания учащихся....
Урок-практикум по геометрии в 11 классе по теме "Цилиндр"
Урок - практикум - это урок закрепление пройденного материала и решения задач по теме "Цилиндр"....
Практикум по геометрии 7 класс
Практикум по геометрии 7 класс...