Мастер-класс "Использование ИКТ на уроках математики"
методическая разработка по геометрии (10 класс) по теме

Шевцова Валентина Юрьевна

Предварительный просмотр:

Учебный процесс в новых условиях, а именно — в информационной образовательной среде, разительно отличается от прежнего. Он направлен на создание опыта работы с информацией, её целесообразного применения, обеспечивающего саморазвитие и самоактуализацию учащегося. Во главу угла ставится развитие умений самостоятельного приобретения и применения знаний в соответствии с личностными целями и потребностями, решение актуальных для учащихся проблем. Большое значение отводится формированию способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Процесс обучения планируется, организуется и направляется учителем как результат его совместной деятельности с учащимися в соответствии с содержанием образования (программой), личным опытом, познавательными интересами и потребностями детей. Предпочтение отдаётся методам обучения, которые помогают освоить универсальные способы деятельности (познавательная, ценностноориентационная, практическая, коммуникативная деятельность). Отсюда вытекает требование наполнить учебный процесс в информационной образовательной среде таким содержанием, которое наиболее эффективно может быть усвоено (использовано) только с помощью средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Построение учебного процесса в информационной образовательной среде кардинально меняет роли и характер современного взаимодействия его участников. Кроме того, в условиях учебного процесса в информационной образовательной среде такие функции учителя, как контроль, коррекция, тренинг типовых умений, могут быть реализованы средствами ИКТ, что существенно облегчает его профессиональную деятельность.

Всё это предполагает анализ планируемых результатов обучения, целей и задач учебного процесса, выстраивание содержательных линий изучения предмета, разработку педагогического сценария, проектирование новых видов учебной деятельности, планирование и подбор учебных ситуаций, методов, организационных форм, разработку учебных задач, а также определение средств ИКТ для осуществления планируемой учебной деятельности.


Цель: 

Обобщение опыта работы по использованию информационно-коммуникационных технологий на уроках математики.

Задачи:

  1. Обобщить … виды информационных ресурсов для использования на уроках математики.
  2. Показать на практике виды работы с применением презентационного сопровождения на различных этапах урока.

Ход мастер-класса:

  1. Организационный момент.

Впервые элементы ИКТ я начала использовать около 15 лет назад. Тогда у меня ещё не было личного компьютера, не было возможности использовать его на каждом уроке, но была возможность попадать иногда в кабинет информатики, были способные ученики, которые могли мне помочь в освоении  новых знаний, и было большое желание этим заниматься.  С тех многое изменилась. Теперь я уже почти на ты с компьютером, есть возможность почти на каждом уроке использовать ИКТ, осваиваю интерактивную доску. За эти годы накопилось огромное количество различных материалов для применения информационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности. Сначала метом проб и ошибок, затем изучала опыт коллег, которым они делятся на различных сайтах в Интернете, посещала различные практические семинары по использованию ИКТ.

На сегодняшний день могу поделиться опытом работы по использованию ИКТ на различных этапах урока математики. В качестве примера взяла тему «Введение в стереометрию», первое знакомство с которой мы проводим в конце 9-го класса, а затем в начале курса 10 класса.

  1. Основная часть.
  1. Какие же интернет-ресурсы я использую в своей работе. Это:
  1. Видеуроки;
  2. Презентации (заимствованные из Интернета, приобретённые на компакт-дисках, созданные детьми, а иногда и мною);
  3. Анимационные флэш-ролики с решениями задач;
  4. Демонстрационные 3D-объекты;
  5. Компьютерные модели стереометрических фигур;
  6. Компьютерные тесты;
  7. Обучающие модули;
  8. Интерактивные тренажёры.

  1. Использовать все эти ресурсы можно на различных этапах урока.
  1. Видеоуроки, в основном, при изучении новой темы.
  2. Презентации на любом этапе, а иногда почти весь урок.
  3. Флэш-ролики во время закрепления темы, тут же демонстрируя трёхмерные модели, для обучения правильности изображения стереометрических тел.
  4. Компьютерные модели для изучения свойств той или иной геометрической фигуры или объёмного тела.
  5. Для проверки знаний на различных этапах урока применяю интерактивные тренажёры или тесты.
  6. Обучающие модули помогут  ученику, отставшему из-за болезни от остальных, поработать самостоятельно над пропущенной темой.
  1. К примеру, при изучении главы XIV»Начальные сведения из стереометрии», целесообразно будет использовать различные фрагменты мультимедийных уроков, иллюстраций, изображений трёхмерных моделей для развития познавательных способностей обучающихся и поддержания интереса к предмету.

В 10 классе «Введение в стереометрию» можно так же сопровождать просмотром видеороликов, в которых голосом другого учителя будет введено то или иное понятие, что призывает учеников быть более внимательными, иначе придётся просматривать весь сюжет ещё раз и терять драгоценное время урока.

При обучении построению стереометрических фигур можно рассматривать различные 3D-объекты, выбирая наилучшие ракурсы для построения.

Широкий простор для использования презентаций на уроках и во внеурочной деятельности. Предоставляя для просмотра обучающимся разные по качеству оформления и подачи учебного материала презентации, обучаю правильному подходу к составлению презентаций по той или иной теме. Защищая свои проекты на занятиях,  дети получают опыт публичного выступления и положительную мотивацию к изучению предмета на более высоком уровне.

Введение в стереометрию с помощью презентации позволяет использовать её так же на различных этапах урока.  Так, например, после небольшой исторической справки и напоминания о том, как переводится слово «планиметрия», создать проблемную ситуацию с переводом слова «стерео». Можно для решения этой проблемы предложить ребятам разгадать математический кроссворд. При разгадывании и заполнении кроссворда нацелить детей на участие в конкурсе составления кроссвордов во время проведения предметной недели.

Примеры изображений многогранников и других объёмных тел можно сопровождать различными иллюстрациями и комментариями.

Удобно с помощью слайдов презентации готовить обучающихся к зачётам по вопросам теории. Любой статический чертёж из учебника можно «оживить». Дети лучше запоминают такую информацию, более точно воспроизводят чертежи.

Очень удобно с помощью презентаций давать решения задач и доказательства теорем. Всегда можно быстро вернуться на тот или иной момент решения задачи, чего невозможно сделать быстро  при работе с мелом и тряпкой на доске.

По электронным ресурсам удобно не только провести тестирование одного или нескольких обучающихся во время урока, но вести повторение для подготовки к итоговой аттестации.

Модуль-тест работает на обучение.  Ученик может найти ответ способом «наудачу». Но компьютер поможет понять, как родился правильный ответ. Дистанционно можно делать упражнения с последующей самопроверкой или взаимопроверкой. Очень удобна в работе дистанционная мышь, которую можно передать любому ученику для выполнения задания.

  1. Итоги выступления.

Подведём итоги нашей работы. Привлекая учеников к участию в различных проектах, мы работаем на будущее детей, воспитываем важные черты, необходимые современному человеку:

  1. Умение учиться;
  2. Умение учиться в нестандартных ситуациях;
  3. Умение воспринимать большой объём материала;
  4. Умение …

Достигнуть этой цели нам помогают новые современные технологии. Но не забывайте о здоровье детей и старайтесь вовремя сделать динамическую паузу и зарядку или отдых для глаз.

Список литературы:

  1. Геометрия 7 – 9 кл. Авт. Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев. М.: Просвещение, 2009.
  2. Геометрия, 10 – 11: учеб. Для общеобразоват. учреждеий/ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2009. – 206 с.

Цифровые ресурсы:

  1. http://www.intergu.ru/infoteka
  2. Игорь Жаборовский upiterra@gmail.com
  3. http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=4510&tmpl=com
  4. http://le-savchen.ucoz.ru/blog/1-0-1
  5. http://www.interwrite.ru/teacher/lesson/knowledge_control/
  6. http://gym1.ucoz.ru/load/1-1-0-145


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Шевцова В.Ю. Учитель математики МБОУ « Заринская СОШ им. М.А. Аверина » 2012 г Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики

Слайд 2

Использование видеофильмов при объяснении новой темы

Слайд 3

Введение в стереометрию. Изучение нового материала в 10 классе

Слайд 4

Компьютерные модели стереометрических фигур

Слайд 5

Введение в стереометрию Первый урок в 10 классе

Слайд 6

{ { Земля измерение Землемерие Школьная геометрия Греческий язык что ...? А знаете ли Вы,

Слайд 7

Платон на фреске Рафаэля Санти Плато́н (др.- греч. Πλάτων) (428 или 427 до н. э., Афины — 348 или 347 до н. э.) — древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля. У Пифагорейцев и Платона к «математическим» наукам относились арифметика, музыка, геометрия и астрономия. "Да не войдёт сюда тот, кто не знает геометрии" НАД ДВЕРЯМИ АКАДЕМИИ ПЛАТОНА БЫЛА НАДПИСЬ:

Слайд 8

{ μετρεω - мерю Греческий язык геометрии, изучающий фигуры, которые можно расположить в пределах одной плоскости. это подраздел planum - плоскость { Латинский язык Планиметрия - 7 - 9 классы 10 - 11 классы ? метрия

Слайд 9

5. Треугольник со сторонами 3, 4, 5. 4. Четырехугольник, у которого все стороны и углы равны. 1. Расстояние от точки окружности до её центра. 3. Самая большая сторона прямоугольного треугольника. 6. Часть круга. Разгадай кроссворд 2. Часть прямой. М С У И Д Р А Е Т Р И Я К Р Е Т О З О У Т Е Н З А О П И Г Р А К А Д Т В Е С Г И П Т Е И Й К О Е К Т Р С Указателем на номер 1 2 3 4 5 6

Слайд 10

«стереос» - объёмный { Греческий язык Стереометрия - геометрии, изучающий свойства фигур в пространстве. это подраздел Простейшие фигуры Точки Прямые Плоскости Обозначение Изображение М N C P D G Прямая CM b m p b a g Плоскость проходит через точку M . a Точка B не лежит в плоскости . b m p a D M B A Плоскость содержит прямую p . a Точка B не лежит на прямой a .

Слайд 11

Геометрические тела фигуры Поверхность Прямоугольники Комната Прямоугольный параллелепипед Многогранник

Слайд 12

Карандаш Шестиугольная призма тела фигуры Поверхность Прямоугольники Шестиугольники Геометрические Многогранник

Слайд 13

тела фигуры Пирамида в Египте Четырёхугольная пирамида Поверхность Прямоугольник Треугольники Геометрические Многогранник

Слайд 14

Геометрические тела фигуры Поверхность Сфера (сферическая поверхность) Земля Шар

Слайд 15

Аксиома (от греч. ax íõ ma – принятие положения) исходное положение научной теории, принимаемое без доказательства

Слайд 16

АКСИОМЫ планиметрия стереометрия 1. Каждой прямой принадлежат по крайней мере две точки 2. Имеются по крайней мере три точки, не лежащие на одной прямой 3. Через любые две точки проходит прямая, и притом только одна. Характеризуют взаимное расположение точек и прямых Основное понятие геометрии «лежать между» 4. Из трех точек прямой одна и только одна лежит между двумя другими. А1. Через любые три точки, не лежащие на одной прямой, проходит плоскость, и притом только одна А2. Если две точки прямой лежат в плоскости, то все точки прямой лежат в этой плоскости А3. Если две плоскости имеют общую точку, то они имеют общую прямую, на которой лежат все общие точки этих плоскостей .

Слайд 17

А3. Если две плоскости имеют общую точку, то они имеют общую прямую, на которой лежат все общие точки этих плоскостей.

Слайд 18

Аксиомы стереометрии описывают: А1. А2. А3. А В С b Способ задания плоскости . b А В Взаимное расположение прямой и плоскости a b Взаимное расположение плоскостей

Слайд 19

Способы задания плоскости g 1. Плоскость можно провести через три точки. g 2. Можно провести через прямую и не лежащую на ней точку. Аксиома 1 Теорема 1 g Теорема 2 3. Можно провести через две пересекающиеся прямые. А 1

Слайд 20

Взаимное расположение прямой и плоскости. Прямая лежит в плоскости. Прямая пересекает плоскость. Прямая не пересекает плоскость. Множество общих точек. Единственная общая точка. Нет общих точек. g а g а М g а а Ì g а Ç g = М а Ë g А 2

Слайд 21

Пользуясь данным рисунком, назовите: а) четыре точки, лежащие в плоскости SAB , в плоскости АВС; б) плоскость, в которой лежит прямая MN , прямая КМ; в) прямую, по которой пересекаются плоскости ASC и SBC , плоскости SAC и CAB . К А В М S N C

Слайд 22

Пользуясь данным рисунком, назовите: а) три плоскости, содержащие прямую В 1 С; прямую АВ 1; C 1 C A 1 B 1 D 1 A B D

Слайд 23

А А 1 В В 1 С D 1 D C 1 а) В 1 С ?

Слайд 24

А А 1 В В 1 С D 1 D C 1 а) В 1 С ?

Слайд 25

Диктант. Необходимо ответить на вопросы: 1 вариант. 2 вариант 1. Назовите основные фигуры на плоскости. 1. Назовите основные фигуры в пространстве. 2. Сформулируйте аксиому А 2 2. Сформулируйте аксиому А 1 3. Могут ли прямая и плоскость иметь две общие точки? 3. Сколько плоскостей можно провести через прямую и не лежащую на ней точку? 4. Сколько плоскостей можно провести через три точки? 4. Сформулируйте аксиому А 3 5. Сколько может быть общих точек у прямой и плоскости? 5. Могут ли прямая и плоскость иметь одну общую точку? №1

Слайд 26

1 вариант. 2 вариант. S В А С F E D Назовите: 1) Две плоскости, содержащие прямую DE. 1) Две плоскости, содержащие прямую EF . 2) Прямую по которой пересекаются плоскости АЕ F и SBC. 2) Прямую по которой пересекаются плоскости В DE и SAC 3) Плоскость, которую пересекает прямая SB. 3) Плоскость, которую пересекает прямая АС. №2

Слайд 27

Использование тестовых заданий с последующей самопроверкой

Слайд 28

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Применение электронных таблиц на уроках математики"

В данной работе приведены примеры решения математических задач:Построение графиков функций.Решение систем уравнений.Нахождение точек пересечения графиков некоторых функций.Нахождение точек пересечения...

Мастер - класс "Применение интеллект - карт на уроках математики"

Масстер - класс знакомит с понятием "Интеллект - карт", с ее приемуществами над другими видами запоминания информации. Также в масстер - классе показаны приемы создания интеллект - карт, и примеры для...

Мастер - класс "Применение игровых технологий на уроках математики"

Презентация "Применение игровых технологий на уроках математики" Демонстрация мастер - класс для учителей математики....

Мастер класс "Создание проблемной ситуации на уроках математики"

Помочь ученику раскрыться, лучше использовать свой творческий потенциал помогает создание проблемных ситуаций на уроке....

Мастер-класс: программа «Advanced Grapher» на уроках математики.

Исследование функций – одна из важнейших тем школьного курса алгебры и начал анализа. Любому учителю известно, что уроки, посвященные изучению графиков функций, требуют построения большого количества ...

Мастер-класс « Развитие критического мышления на уроках математики в условиях реализации ФГОС».

Материал выступления на областном семинаре  по теме: " Развитие критического мышления на уроках математики в условиях реализации ФГОС"....

Мастер-класс «Создание проблемных ситуаций на уроках математики»

Мастер-класс «Создание проблемных ситуаций на уроках математики». Цель: показать развитие творческой активности учащихся  через создание проблемных ситуаций на уроке....