Мастер-класс « Развитие критического мышления на уроках математики в условиях реализации ФГОС».
методическая разработка по математике (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Непомнящая Расима Мусаевна

Материал выступления на областном семинаре  по теме: " Развитие критического мышления на уроках математики в условиях реализации ФГОС".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon oblastnoy_seminar_uchiteley_matematiki_i_fiziki.doc104 КБ
Файл seminar.pptx1.9 МБ

Предварительный просмотр:

Слайд « Развитие  критического  мышления на  уроках  математики  в  условиях  реализации  ФГОС».

          Приветствуем всех тех, кто знает о технологии «Развития критического мышления»,

-Тех, кто не слышал об этой технологии,

-Тех, кто хотел бы узнать о технологии «Развитие критического мышления »

Сегодня мы живем и работаем в условиях внедрения нового государственного стандарта, который требует от учителя новых подходов к системе обучения и воспитания.

Задача учителя на сегодняшний день – пересмотреть свою систему работы и перейти от традиционного (репродуктивного) уровня работы к более высокому продуктивному.

- Мы все учителя, учителя практики.

- Каждый из нас при подготовке к уроку планирует свою работу.

- Предлагаю и нам составить план нашей совместной работы на сегодня.

- Сделаем мы это с помощью такого приема, как «Дерево предсказаний»

- Этот прием предполагает предвидение хода событий и прогнозирование конечного результата.

Ответьте каждый для себя на вопросы: Что на ваш взгляд даст наша встреча? С какой целью мы собрались. И что мы получим в итоге?

(Узнать что-то такое критическое мышление,  понять, что нового несет в себе ТКМ, этапы урока, приемы,)

        Развитие критического мышления это одна из технологий , соответствующих требованиям стандартов второго поколения.

- Как вы думаете, а что такое критика?

               Слайд (Критика – изучение или обсуждение чего-либо с целью поиска недостатков. С.И. Ожегов)

- А что такое мышление?

               Слайд Мышление – это творческий познавательный процесс, обобщенно и

опосредствованно отражающий отношения предметов и явлений, законы объективного мира.

              Слайд Критическое мышление – это умение занять свою позицию по обсуждаемому вопросу и умение обосновать её способность выслушать собеседника, тщательно обдумать аргументы и проанализировать их логику.

              Слайд Сами авторы (американские ученые Ч.Темпл, К. Мередит,  Дж.Стил, С.Уолтер )технологии считают так:

Думать критически означает проявлять и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов.

      Это американская технология, в России она начала развиваться с 1997 года. Данную технологию можно использовать в основном на уроках русского языка, литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства, во внеурочной деятельности. Мы более подробно изучили методы и приемы работы данной технологии и поняли, что многие моменты можно с уверенностью применить на уроках математики.

        Слайд Технология «Развитие критического мышления» - это целостная система, которая развивает продуктивное творческое мышление, формирует интеллектуальные умения, навыки работы с информацией, учит учиться. (по Выготскому).

       Дэвид Клустер, профессор, преподаватель литературы (Холланд, штат Мичиган, США), выделяет  пять аспектов критического мышления, которые отличают его от других типов:

  •      Слайд Критическое мышление есть самостоятельное мышление.

 Каждый ученик формулирует свои идеи, мысли, оценки и убеждения независимо от других. Чтобы сформулировать собственные мнения, знания - ученик должен пополнять их, используя материалы дополнительных информационных источников, таких как словари, энциклопедии, материалы Интернет - ресурсов и т.д.

  • Информация является отправным, а не конечным пунктом критического мышления.

Знания создают определенную мотивацию, без которой ученик не может мыслить критически. Чтобы сформировать определенную систему оценки, необходимо переработать большое количество информации.

  • Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить.

Американский философ и педагог Джон Дьюи считает, что критическое мышление возникает тогда, когда ученики начинают заниматься конкретной проблемой. По мнению педагогов, учение будет результативным в том случае, если ученики стремятся формулировать проблемы на основе жизненного опыта, и самостоятельно пытаются их разрешать на основе полученных знаний.

  • Критическое мышление основано на убедительной аргументации.

Критически мыслящий ученик находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами. Он

также осознает, что возможны и другие решения той же проблемы, и старается доказать, что выбранное им решение является более логичным и рациональным.

  • Критическое мышление  есть мышление социальное.

Любая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими. Поэтому, применяя ТРКМ на своих уроках, необходимо  использовать различные  виды индивидуальной, парной и групповой работы, включая дебаты и элементы дискуссии. Работая в парах или группах, ученики решают более сложные задачи творческого характера. В процессе продуктивного обмена мнениями у учеников вырабатываются следующие качества личности, как умение слушать других, формирование и отстаивание своей точки зрения.

           Слайд Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).

    Слайд Выделяют 3 стадии (этапов) развития критического мышления:

Первая стадия – вызов.   Эта стадия позволяет:

- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;

- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;

- побудить ученика к активной работе на уроке и дома. 

Учение становится активным, учащийся целенаправленно думает, выражает свои мысли собственными словами.

Вторая стадия – осмысление. Эта стадия позволяет ученику:

  • получить новую информацию;
  • осмыслить ее;
  • соотнести с уже имеющимися знаниями.

Третья стадия – рефлексия. На данном этапе  происходит выведение знаний на уровень понимания и применения, идет рефлексия своего процесса учения. Здесь основным является:

  • целостное осмысление, обобщение полученной информации;
  • присвоение нового знания, новой информации учеником;
  • формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

Если посмотреть на три описанные выше стадии занятий с точки зрения традиционного урока, то совершенно очевидно, что они не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит: введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» ничто иное,  как часть урока, посвященная изучению нового материала. И третья стадия есть в традиционном уроке – это закрепление материала, проверка усвоения.

   В чем же различия? Что принципиально нового несет технология критического мышления?  Как вы уже знаете, элементы новизны  содержатся в приемах работы с учащимися на каждом  этапе урока.

Сегодня мы хотим  продемонстрировать вам некоторые методические приемы этой технологии. Они универсальны. Их можно применять не только на учебных занятиях, но и любых других подобных мероприятиях (семинары, рабочие встречи, педсоветы и т.д.).

    Обратите внимание на приложение №1и 2, в которых отражены функции, цели, приемы каждого этапа урока

Стадия

Функции

Вызов

  • Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к новой теме).
  • Информационная (вызов на «поверхность» имеющихся знаний по теме.
  • Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями).

Осмысление
содержания

  • Информационная (получение новой информации по теме).
  • Систематизационная (классификация полученной информации).
  • Мотивационная (сохранения интереса к изучаемой теме).

Рефлексия

  • Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации).
  • Информационная (приобретение нового знания).
  • Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля).
  • Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса).

Таблица целей и приёмов по технологии «Критическое мышление»

Этапы

Вызов

Осмысление

Рефлексия

Цели

Актуализация опыта и предыдущих знаний обучаемых.

Активизация деятельности учащихся.

Формирование мотивации на учебную деятельность.

Постановка обучаемыми индивидуальных целей в учебной деятельности.

Получение обучаемыми нового знания.

Формирование понимания и систематизация знаний, соотнесение известного с новым.

Освоение способа работы с информацией.

Поддержка целей,  поставленных на стадии Вызова.

Присвоение нового знания.

Создание целостного представления о предмете.

Расширение проблемного поля, постановка новых целей в учебной деятельности.

Работа по оценке и самооценке развития обучаемых в предмете.

Деятельность учителя

Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе

Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания старого к новому

Учитель возвращает учащихся к первоначальным записям – предположениям, чтобы внести изменения, дополнения; предлагает творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации

Деятельность учащихся

Ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до ее изучения, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответы.

Ученик читает, слушает текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации

Ученики соотносят «новую» информацию со старой, используя знания, полученные на стадии осмысления.

Приемы

«Мозговой штурм»

Прогнозирование (по портрету, картине)

Прогнозирование по ключевым словам

Верные и неверные утверждения

Перепутанные логические цепочки

Формулировка вопросов, ответы на которые нужно найти в тексте

Кластер

Таблица «З–Х–У»

Чтение текста с маркировкой по методу INSERT

Выделение ключевых слов подчёркиванием

Поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы

Таблица «З–Х–У»

Маркировочная таблица INSERT

Творческая работа – синквейн

Возвращение к ключевым словам, верным и неверным утверждениям

Ведение дневника, письмо другу

Заполнение кластеров, таблиц

Перепутанные логические цепочки

Результаты

Актуализированный опыт

Активизированное знание

Сформированный мотив

Систематизированное знание

Укрепление целей, заявленных на стадии Вызова

Присвоенное знание

Сформированное целостное представление о предмете

Рассмотрим приемы, которые, на наш взгляд,  являются наиболее эффективными :                                                Слайд 1.На стадии вызова:

Прием «Ключевые слова»: знаю-хочу узнать- узнал..   Работа с таблицей ведется на всех трех стадиях урока. В начале урока, заполняя первую часть таблицы  «Знаю», учащиеся составляют список того, что они знают или думают о данной теме. Через эту первичную деятельность ученик определяет уровень собственных знаний, к которым постепенно добавляются новые знания. Вторая часть таблицы - «Хочу узнать» - это определение того, что дети хотят узнать, пробуждение интереса к новой информации. После усвоения темы на стадии рефлексии учащиеся заполняют третью графу таблицы - «Узнали». ( на слайдах представлен прием по теме Сложение и вычитание обыкновенных дробей и площадь параллелограмма).

             Слайд Прием "Кластеры" используется  как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии, т.е. может быть способом мотивации к размышлению до изучения темы или формой систематизирования информации при подведении итогов.
В зависимости от цели  организуется индивидуальная самостоятельная работа учащихся или коллективная – в виде общего совместного обсуждения.

Например, задание: составьте кластер к слову «Треугольник». Обучающиеся  выписывают все слова, которые у них ассоциируются с данным словом.

Сначала данную работу они выполняют самостоятельно, основываясь на тех знаниях, которые они имеют на начало урока. Затем читают параграф учебника «Треугольник» и продолжают работу по составлению кластера, это позволит сделать кластер более полным.
Этот прием развивает умение строить прогнозы и обосновывать их, учит искусству проводить аналогии, устанавливать связи, развивает навык одновременного рассмотрения нескольких вариантов, столь необходимый при решении жизненных проблем. Способствует развитию системного мышления. 

         Слайд Прием     «Верные и неверные утверждения» может быть началом урока. Учащиеся,  выбирая "верные утверждения" из предложенных учителем,  описывают заданную тему. Затем учащиеся обосновывают  свой ответ. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) мы возвращаемся к данным утверждениям и просим учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.( обратите внимание на раздаточный материал)

       Слайд Прием «Ромашка Блума» названа в честь американского  психолога и педагога Бенджамина Блума. «Блум» можно перевести с немецкого языка как «цветок», еще этот прием называют «Ромашкой вопросов»

Этот приём основан на работе с текстом. Так как с текстом учащимся приходится работать на различных уроках – приём является универсальным и может быть использован учителем любого предмета.

Главным в работе с текстом является осмысление информации. Практика показывает, что у современных школьников с этим, не редко, возникают большие проблемы.  Одним из основных приёмов осмысления информации является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них. К сожалению, многие учащиеся испытывают затруднения при формулировке вопроса. А нужно ли их учить задавать вопросы?  Перефразируя высказывание Элисон Кинг можно утверждать, что «умеющие задавать вопросы, умеют мыслить» .

Научить ребёнка мыслить – это одна из главных задач образования.

«Ромашка Блума» помогает научить  детей задавать вопросы.  

"Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов:

                                 

1. Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?". Вопрос следует начать со слова - назови …

2. Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?". Целью этих вопросов является предоставление ученику  возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. Вопрос следует начать со слова –объясни…

3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей. Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного "превращается" в простой. Следовательно, данный тип вопроса "срабатывает" тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.

4. Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы ...", "Что будет, если ...?", Вопрос следует начать со слова –придумай….

5. Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить ...?", Что можно сделать из ...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать ...?",. Вопрос следует начать со слова – предложи….

6. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?", "Чем один урок отличается от другого и т.д. Вопрос следует начать со слова – поделись…

Возможны два варианта использования "Ромашки  Блума" на уроках:

•        Вопросы формулирует сам учитель. Это более легкий способ, используемый на начальной стадии — когда необходимо показать учащимся примеры, способы работы с ромашкой.

•        Вопросы формулируют сами учащиеся. Это вариант требует определенной подготовки от детей, так как придумать вопросы репродуктивного характера легко, а вот вопросы-задания требуют определенного навыка.

"Ромашка  Блума»

Знание- Понимание- Применение- Анализ - Синтез- Оценка 

  • 1.  Вопросы на знания (простые) : Кто, что, назови, где, когда, перечисли 
  • 2.  Вопросы на понимание (уточняющие): Опиши, расскажи своими словами, подчеркни, объясни,  обсуди, сравни. 
  • 3.  Вопросы на применение (практические) : Примени, используй, продемонстрируй, объясни, выбери, интерпретируй. 
  • 4.   Вопросы на анализ (интерпретационные): Почему, проанализируйте, разложите, сделайте диаграмму, упростите, проведите опрос, сравните. 
  • 5.  Вопросы на синтез (творческие вопросы): Составьте, постройте, придумайте, пересмотрите, формулируйте, сделайте, спланируйте 
  • 6.   Вопросы на оценку (оценочные): Оцените, сравните, что самое хорошее, кто прав, почему это самое важное 

           Слайд 2.На стадии осмысления:

   На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, лекция, фильм, материал параграфа).  Работа ведется индивидуально- в парах – в группах.

      «Пометки на полях» (инсерт). Предлагаются  проработать образцы заданий к новому параграфу ,используя установленную знаковую систему. Учащиеся внимательно знакомятся с решением задания, делая карандашом соответствующие пометки в тексте:

«V» -то, что было известно учащимся ранее;

«+»- новая информация;

«-» - информация, противоречащая взглядам учащихся;

«?» - информация не вполне понятна.

   Полученные новые сведения можно оформить в виде таблицы

Знаю

Узнал

Хочу узнать

           Слайд Прием "Кубик"

Положительные стороны приема "Кубик":

– позволяет ученикам реализовать различные фокусы рассмотрения проблемы, темы, задания;
– создает на уроке целостное (многогранное) представление об изучаемом материале;
– создает условия для конструктивной интерпретации полученной информации.

Суть данного приема. Из плотной бумаги склеивается кубик. На каждой стороне пишется одно из следующих заданий:

1. Опиши это...

2.Сравни
3.Проассоциируй
4.Проанализируй
5.Примени
6. Приведи "за" и "против"

Ученики делятся на группы. Учитель бросает кубик над каждым столом и таким образом определяется, в каком ракурсе будет группа обсуждать ту или иную тему занятия. Учащиеся могут писать письменные эссе на свою тему, могут выступить с групповым сообщением и т.п. (данный прием представлен по теме КРУГЛЫЕ ТЕЛА)

           Слайд   3. На стадии размышления (рефлексии) можно использовать следующий прием:

   «Написание синквейна».

«синквейн» -это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний”.

Слово происходит от французского “5”. Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:
1 строка – тема или предмет (одно существительное);
2 строка – описание предмета (два прилагательных);
3 строка – описание действия (три глагола);
4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к предмету;
5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).

Слайд Слайд Слайд Синквейн дает возможность подвести итог полученной информации, может выступать в качестве средства творческого самовыражения.

На первых этапах синквейн можно составлять в группах, потом в паре и затем индивидуально. Смысл синквейна можно изобразить рисунком. Учащиеся могут составлять синквейн на уроке или дома. (данный прием представлен по теме МАСШТАБ, УРАВНЕНИЕ, ПРИЗМА)

2.

 Если вы мне расскажите, я это быстро забуду, если вы мне напишите, я прочитаю, но тоже забуду, а если вы вовлечёте меня в дело, я буду это знать и запомню. 
                                                                                                 Жан Жак Руссо

Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму.

                                                                                                    Конфуций

Не  будем  терять  время, уважаемые  коллеги, и  мы  предоставляем  ВАМ  возможность – сделать  ВСЕ  ЭТО / о  чем   слышали/   своими  руками.

Сейчас  мы  с вами  разделимся  на  группы, пары  и

 начнем  творить!

1.Составить  кластер по  теме «Квадратные  уравнения»  или «Четырехугольники».

2. «Толстые  и тонкие  вопросы»  по  темам : «Тригонометрические  функции  острого  угла  прямоугольного треугольника» , «Способы  решения  систем  линейных  уравнений» , «Ромб».

3. «Верные  и неверные  утверждения»   по темам «Углы. Виды  углов»   и «Десятичные  дроби».

4. «Кубик  Блума»   по теме  «Проценты»  и «Прямоугольный  параллелепипед».

5. «Синквейн» по  темам  «Экзамены», «Каникулы», «Математика», «Семинар», «Мастер»   и «Мышление».

Отчет групп.

Итог:

Главным плюсом технологии критического мышления является то, что учащиеся  вовлекаются в процесс обучения и становятся активными участниками  поиска, учатся дифференцировать информацию, создавать причинно-следственные связи.

Свою важную роль видим  в том, чтобы из единственного источника информации стать организатором ситуаций , в которых у учащихся  возникает потребность в той или иной познавательной деятельности,

чтобы каждый ребенок мог сформировать свои идеи, оценки и убеждения, независимо от остальных.

Дети любопытны по своей природе. Замечая, что – то новое, они хотят узнать, что это такое. Любопытство, есть неотъемлемое свойство всего живого.

В своей работе используем  разнообразные методические приемы, которые ориентируют на создание условий для свободного развития каждой личности с учетом их возрастных особенностей.

Работа в направлении развития критического мышления учащихся на уроках математики  приводит к следующим положительным результатам:

  • вырастает положительная мотивация учащихся к образовательному процессу, результатам  учебной деятельности;
  • формируются мыслительные способности учащихся: анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, гибкость, мышление, переключение с одного типа мышления на другое;
  • развивается навык самостоятельного конструирования понятий и оперирование ими;
  • развивается способность передавать другим авторскую информацию, подвергать её коррекции, понимать и принимать точку зрения другого человека.

Надеемся, что эта деятельность поможет воспитать граждан информированных, конкурентоспособных и  способных направить свои идеи и энергию на добрые цели.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс « Развитие критического мышления на уроках математики в условиях реализации ФГОС». Авторы-составители: учителя математики Т.В.Левинская , Р.М.Непомнящая,

Слайд 2

Критик а – изучение или обсуждение чего-либо с целью поиска недостатков. С.И . Ожегов

Слайд 3

Мышление – это творческий познавательный процесс, обобщенно и опосредствованно отражающий отношения предметов и явлений, законы объективного мира.

Слайд 4

Критическое мышление – это умение занять свою позицию по обсуждаемому вопросу и умение обосновать её способность выслушать собеседника, тщательно обдумать аргументы и проанализировать их логику .

Слайд 5

Технология «Развитие критического мышления» разработана в конце XX века в США и связана с именами Чарльза Темпла, Джинни Стила , Куртис Мередита , а в России – М.В.Клариным, С.И.Заир-Беком , И.О.Загашевым , И.В.Муштавинской и красноярскими учеными и практиками А.Бутенко , Е.Ходос .

Слайд 6

Технология «Развитие критического мышления» - это целостная система, которая развивает продуктивное творческое мышление, формирует интеллектуальные умения, навыки работы с информацией, учит учиться. ( по Выготскому ).

Слайд 7

К ритическое мышление есть мышление самостоятельное И нформация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. К ритическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. Критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критическое мышление есть мышление социальное.

Слайд 8

Формирует собственное мнение Совершает обдуманный выбор между различными мнениями Решает проблемы Аргументировано спорит Ценит совместную работу, в которой возникает общее решение Умеет ценить чужую точку зрения и сознает, что восприятие человека и его отношение к любому вопросу формируется под влиянием многих факторов.

Слайд 9

Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).

Слайд 10

Вызов (учащиеся должны использовать свои предыдущие знания по теме, делать прогнозы по содержанию предстоящей информации) Осмысление новой информации (учащиеся интегрируют идеи, изложенные в тексте, со своими собственными идеями) Рефлексия (интерпретация обретённых идей и информации собственными словами). Базовая модель технологии КМ предлагает 3 стадии:

Слайд 11

Приемы технологии критического мышления

Слайд 12

Приём «ЗХУ » Знаем Хотим узнать Узнали 1. 2. 3. 1. 2. 3. 1. 2. 3. Осталось узнать 1. 2. 3.

Слайд 13

«Сложение, вычитание обыкновенных дробей» Знаю Хочу узнать Узнал новое а / m+b /m=( a+b )/m а /m-b/m=(a-b)/m Как складывать дроби с разными знаменателями? Как вычитать дроби с разными знаменателями? Решение уравнений, задач, содержащих дроби с разными знаменателями Понятия: наименьший общий знаменатель, дополнительные множители. Чтобы сложить, вычесть дроби с разными знаменателями, нужно привести их к общему знаменателю. Алгоритм +,- дробей с разными знаменателями.

Слайд 14

«Площадь параллелограмма » З Х У Единицы измерения площади: мм², см², дм², м², км². S квадрата = а· а=а ² S прямоуг .= а·в Формулы для вычисления площади треугольника, параллелограмма, трапеции, ромба. Определение площади Свойства площади Док-во формулы: S= a∙b S параллелограмма S= a∙h Осталось узнать: S трапеции S ромба Потренироваться в применении формул в различных ситуациях

Слайд 15

Прием «Кластер» по теме «Треугольник » Т реугольник Углы Точки Вершины Отрезки Стороны острый прямой Тупой три равные разные Имя

Слайд 16

Прием «Верные и неверные утверждения" или "верите ли вы" « П онятие вектора в пространстве»

Слайд 17

Прием «Ромашка Блума »

Слайд 18

Особенности работы с различными видами текста Приём Инсерт ( insert ) I – interactive: самоактивизирующая N – noting: разметка S – system: системная E – effective : для эффективного R – reading чтения и T – thinking размышления

Слайд 19

Прием « Инсерт » 1. Читая, ученик делает пометки в тексте: V – уже знал, + - новое, - - думал иначе, ? – не понял, есть вопросы. 2. Читая, второй раз, заполняет таблицу, систематизируя материал . V (уже знал) + (узнал новое - (думал иначе) ? (есть вопросы)

Слайд 20

« Многоугольники». V уже знал + узнал новое - думал иначе ? есть вопросы Многоугольник Вершина многоугольника Р многоугольника Диагональ многоугольника Угол многоугольника Противополож-ные стороны, вершины четырехугольника Внутренняя, внешняя область многоуголь-ника Выпуклый многоуголь-ник (n-2)*180° определение многоуголь-ника не понял как получили формулу

Слайд 21

Приём «Толстые и тонкие вопросы» Тонкие вопросы Толстые вопросы кто... дайте объяснение, почему... что... почему вы думаете... когда... почему вы считаете... может... в чем разница... будет... предположите, что будет, если... мог ли... что, если... как звали... было ли... согласны ли вы... верно...

Слайд 22

Приём "Кубик" Суть данного приема: Из плотной бумаги склеивается кубик. На каждой стороне пишется одно из следующих заданий: 1 . Опиши это... (Опиши цвет, форму, размеры или другие характеристики) 2 . Сравни это... (На что это похоже? Чем отличается?) 3. Проассоциируй это... (Что это напоминает?) 4 . Проанализируй это... (Как это сделано? Из чего состоит?) 5 . Примени это... (Что с этим можно делать? Как это применяется?) 6 . Приведи "за" и "против" (Поддержи или опровергни это)

Слайд 23

«Кубик»: «круглые тела». На что это похоже? Чем отличается? Опиши форму, размеры или др. характери - стики Как это сделано? Как и где применяется? Опиши форму, размеры или др. характери - стики На что это похоже? Чем отличается? Как это сделано? Как и где применяется?

Слайд 24

Прием «Составление « Синквейна »» Для его написания существуют правила: Название существительное - 1 Описание Прилагательное - 2 Действия Глагол - 3 Чувство Фраза из 4 слов Повторение сути (синоним) 1 слово

Слайд 25

Масштаб Арифметический географический Делить находить вычислять Дробь, которую нужно понять Отношение

Слайд 26

Уравнение Линейное квадратное Решить найти доказать Равенство , содержащее переменную Корень

Слайд 27

Призма Правильная, выпуклая, n -угольная Рисовать, находить площадь, строить Мир, как через призму Радуга

Слайд 28

Пример. Тема “Параллельные прямые”, 7 класс . Каждая теорема в этом комплекте представлена так: 1-я карточка – словесная формулировка, 2-я карточка – чертеж к теореме, 3-я карточка – краткая запись условия и заключения теоремы, Ученику надо полностью собрать указанную ему теорему Прием « Пазл »

Слайд 29

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»

Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»    Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»  Цель: познакомить педагогов с опытом эффективного взаимодействия классного руковод...

Мастер - класс "Рыбки", Мастер-класс"Лесовичок из сосновых шишек"

quot;Рыбки"-Техника выполнения - срезы из веток березы.Проводился мастер - класс для педагогов технологии и дополнительного образования."Лесовичок"- работа с природным материалм....

Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR» Тема: «Проведение Мастер-класса по выполнению вечерней прически » .

Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR»Тема:  «Проведение Мастер-класса по выполнению  вечерней прически »Цель:     Дать учащимся возможность...

Мастер -класс "Представление участника Всероссийского конкурса мастер-класса учителя родного (татарского) языка и литературы «Туган тел» "

Яруллина Гульшат Минасхатовна  имеет высшее образование, закончила  Арское педагогическое училище в 1995г., Набережночелнинский  государственный педагогический институт в 2003 г. Стаж р...

Авторская дополнительная программа мастер-класса «Педагог-мастер» для учителей технологии – слушателей курсов повышения квалификации. Тема мастер-класса: «Социальная направленность практической деятельности учащихся»

 Изучение данного курса предусматривает ролевую игру с использованием современных технологий креативного решения проблем, изготовление изделий, предложенных учителем на мастер-классе, ...