Главные вкладки

    Авторская дополнительная программа мастер-класса «Педагог-мастер» для учителей технологии – слушателей курсов повышения квалификации. Тема мастер-класса: «Социальная направленность практической деятельности учащихся»
    рабочая программа по технологии на тему

    Габделганиева Марсиля Фазылзяновна

       Изучение данного курса предусматривает ролевую игру с использованием современных технологий креативного решения проблем, изготовление изделий, предложенных учителем на мастер-классе,  презентацию слушателем разработанного практического занятия с интерактивными методами ведения

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл avtorskaya_programma_master-klassa.docx29.21 КБ

    Предварительный просмотр:

    Авторская дополнительная программа мастер-класса «Педагог-мастер»

    для учителей технологии – слушателей курсов повышения квалификации ФКОТиЗ ПМЦ ПК и ППРО

    Тема мастер-класса: «Социальная направленность практической деятельности учащихся»

    Разработчик: Габделганиева Марсиля Фазылзяновна, учитель технологии высшей квалификационной категории МАОУ СОШ №146 Ново-Савиновского района г. Казани РТ

        Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

        Цель современного образования одна из приоритетных задач общества и государства – воспитание ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

       Основными направлениями развития личности являются:

    - готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности;

    - сформированность эдентичности гражданина России на основе принятии учащимися национальных духовных и нравственных ценностей;

    - бережное отношение к жизни человека, забота о младших и старших.

         Школьный возраст наиболее восприимчив для эмоционально-ценностного духовно-нравственного развития, гражданского воспитания, недостаток которого трудно восполнить в последующие годы.

        «В присвоении обучающимися базовых ценностей все большую роль начинают играть социальные практики, предусматривающие участие школьников в решении актуальных социальных, экологических, экономических, культурных и иных реальных проблем социума.» (Из Послания Федеральному Собранию РФ 5 ноября 2008г. Д.А.Медведева)

            Я, учитель с 25 летним стажем, представляю успешный опыт, как показывает практика, привлечения ребят к осуществлению проектов, которые имеют социальную направленность.

          Социальное проектирование – это очередной шаг в совершенствовании проектной деятельности, который раскрывает творческие способности ученика, вырабатывает устойчивые интересы, потребность в творческом поиске, повышает продуктивность обучения, его практическую направленность.

          Важным воспитательным моментом таких проектов является личностный рост учащихся, понимание высоких общественных целей и задач. Различные виды деятельности в процессе организации и выполнении проектов, взаимодействие с социальными партнерами способствуют профессиональному самоопределению, развивают лидерские качества учеников, являются положительным примером для детей и взрослых. Бескорыстная благотворительная работа, эмоционально окрашенная, привлекательная своей конкретностью и необходимостью, помогает школьникам понять смысл и ценность социальной деятельности.      

         Я являюсь руководителем кружка «Волшебный наперсток», где учащиеся во  внеурочное время  творят, фантазируют, декорируют, шьют, вяжут  - создают  свои маленькие шедевры.  Именно на кружке ученики в полной мере раскрывают и реализуют свои идеи, проявляют индивидуальность, находятся в  среде единомышленников, в среде творческих людей.  В рамках деятельности кружка были созданы  практико-ориентированные проекты:

    - «Татарские сценические костюмы»;

    - «Русские костюмы для школьной сцены»;

     - «Костюмы для спектакля «Золушка»;

    - «Костюмы для Новогоднего спектакля»;

    - проект настенного ковра «Развиваемся, играя» для детей-инвалидов Реабилитационного Центра, кстати, этот проект имеет продолжение – ученики школы №146 являются организаторами и участниками праздников для этих детей.

         Наши проекты  имеют ярко выраженный творческий характер, потому что являются основной целью поддержания устойчивого интереса и мотивации к предмету. Работа в творческом коллективе дает возможность учащимся объединиться по интересам, обеспечивает для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения, воспитывает обязательность выполнения заданий в намеченные сроки, взаимопомощь в работе, тщательность и  добросовестность исполнения.

           К знаменательным датам налажен выпуск сувенирной продукции учащимися нашей школы. Выбор изделия, подготовка инструментов и материалов, разработка технологического процесса идут с бурным обсуждением, интересом  и положительным эмоциональным настроем на работу. Только в прошлом учебном году было изготовлено 200 украшений – розочек из капроновых тканей к районному празднику, посвященному Дню пожилых людей, детям инвалидам – обереги из ниток, мамам – игольницы из ткани, учителям – украшения из помпонов, броши «сжатки», «мартенички». Уже более 10 лет учащиеся нашей школы занимаются благотворительностью, являясь волонтерами по уборке территорий детских медицинских учреждений, организаторами и участниками  благотворительных мероприятий, концертов,  акций и ярмарок  для стариков, детей и инвалидов. Наши изделия декоративно-прикладного творчества продавались на благотворительной ярмарке «Доброта – лучший подарок», посвященный 70-летию Дню Победы, а для Дома ребенка, участвуя на ярмарке-продаже в школьном «Олимпе» - мероприятии, посвященном окончанию учебного года, собрали около 9 тысяч рублей, которые передали представителю этого учреждения тут же на празднике.

         На примере этих работ хочу отметить важность и необходимость социальной направленности проектной деятельности учащихся.  При выполнении этих проектных работ идет становление  духовно-нравственной личности учащихся, развитие качеств личности, необходимых ей и обществу для включения в социально значимую деятельность при их активной жизненной позиции.

        Целью  для слушателей курсов повышения квалификации ИРО РТ – учителей технологии является вовлечение, приобщение к социально значимым проектам, благотворительным мероприятиям и акциям.

       Задачами курса являются:

    - овладение формами, приемами ведения занятий в этом направлении с использованием современных технологий креативного решения проблем;

    - овладение формами, приемами ведения занятий с использованием детских мастер-классов;

    - ознакомление слушателей с видами декоративно-прикладных изделий для благотворительных акций и ярмарок;

    -  изучение технологических карт и схем по видам поделок.

    В результате изучения данного курса слушатели должны знать:

    - сведения о социально значимых проектах, о благотворительности и милосердии;

    - теоретические и практические основы возможных вариантов ведения занятий по обогащенной программе;

    - организацию детских мастер-классов;

    - выбор проектных работ для этих целей;

    - подбор основных материалов и инструментов;

    - разработку технологических карт и схем для выполнения таких работ;

    - выгодную презентацию - продажу изделий на благотворительных ярмарках;

    уметь:

    - вовлечь детей к таким видам бескорыстной помощи и деятельности;

    - проводить занятия в этом направлении  с использованием интерактивных методик;

    - выбрать, разработать и изготовить социальные проектные изделия;

    - презентовать свои изделия.

    Методические рекомендации

         Социально значимые проекты могут выполнять учащиеся 5 – 11 классов в урочное и внеурочное время.

        Для занятий данного курса учителю необходимо иметь  образцы готовых изделий, папку с разработанными технологическими картами и схемами, шаблоны, выкройки, а слушателям для выполнения предложенных работ необходимо иметь инструменты и материалы: ножницы, нитки, ткани, синтепон, шнуры, ленты, бусинки, бисер, пайетки, картон, канву, мулине.

       Изучение данного курса предусматривает ролевую игру с использованием современных технологий креативного решения проблем, изготовление изделий, предложенных учителем на мастер-классе,  презентацию слушателем разработанного практического занятия с интерактивными методами ведения.

    Примерный алгоритм проведения мастер-класса.

         Выделение проблемы → объединение в группы для решения проблемы→ актуализация знаний в данной проблемной плоскости → работа с материалом → представление результатов работы → обсуждение и корректировка результатов работ.

          Использование при обучении педагогов игровой деятельности и характерных для нее механизмов межличностного взаимодействия позволит сделать  обучение более эффективным, поэтому во время проведения мастер-класса будут применяться интерактивные методики: участники будут принимать участие в ролевых играх, работать в командах.

        Реализация программы по заявленному направлению предполагает расширение методик и форм проведения занятий со слушателями, а также освоение новых видов социальных проектов и изделий декоративно- прикладного творчества.

    Учебно-тематический план

    № п.п

    Содержание

    Количество часов

    Теория

    Практика

    Всего

    1.

    Мастер-класс по заявленной теме с использованием современных технологий креативного решения проблем

    0,5

    1,5

    2

    2.

    Сувенирная продукция в технике макраме

    0,25

    0,75

    1

    3.

    Сувенирная продукция из лоскута в технике «жатка»

    0,25

    0,75

    1

    4.

    Мягкая игрушка

    0,25

    0,75

    1

    5.

    Практическое занятие слушателя курса

    0,25

    0,75

    1

    Итого

    1,5

    4,5

    6

    Содержание занятий

    Тема 1.  Мастер-класс по заявленной теме с использованием современных технологий креативного решения проблем. Демонстрация интерактивных методов проведения занятий, занятий с включением детских мастер-классов - фото, видеоматериал, презентации в Power Point. Ролевая игра.

    Тема 2. Сувенирная продукция в технике макраме. Инструменты, приспособления и материалы. Приемы вязания узлов. Вязание браслета.

    Тема 3. Сувенирная продукция из лоскута в технике «жатка» Инструменты, приспособления и материалы. Приемы выполнения «жатки». Изготовление броши.

    Тема 4. Мягкая игрушка. Инструменты, приспособления и материалы. Подготовка выкройки. Раскрой. Изготовление мягкой игрушки. Декорирование.

    Тема 5. Практическое занятие слушателя курса. Презентация слушателем практического занятия с использованием современных технологий креативного решения проблем.

    Литература

    1.Программы элективных курсов по технологии: учебно-методическое пособие для учителей технологии/ О.В. Шатунова, А.Б. Сергеева.- Елабуга: Изд-во ЕГПУ, 2009.- 37с.

    2.Технология. Технология ведения дома, 5,6 класс, Н.В. Синица, В.Д.Симоненко- М.: Вентана-Граф, 2012.

    3.Технология, 5,6,7,8 класс, Симоненко В.Д., Москва, Вентана-Граф,  2002г.

    4.Содержание и структура образовательных программ образовательных учреждений, рабочих программ педагогов. Методическое пособие/ А.Ю.Закиева- ГАОУ ДПО ИРО РТ. – Казань. 2013. – 40с.

    5.Социализация личности в контексте модернизации образования: Рекомендации по реализации методической проблемы в образовательных учреждениях. Афонская В.А., Галеева И.Ш.-  ГАОУ ДПО ИРО РТ. – Казань. 2005. – 42с.

    6.Энциклопедия «Всё о рукоделии» под редакцией Е.Борисова, С.Коверьянова, Москва, Изд. «Внешсигма» 2000г. - 203с.

    7.Интернет ресурсы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация программы мастер класса по теме " Образовательные технологии личностно-профессионального роста учителя, используемые в учебном процессе по активизации познавательной деятельности учащихся в условиях общеобразовательной школы"

    По теме: "Образовательные технологии личностно-профессионального роста учителя, используемые в учебном процессе по активизации познавательной деятельности учащихся в условиях общеобразовательной школы...

    Портфолио слушателя курсов повышения квалификации учителей

    Структура, цели, рекомендации для собственного роста,поиск и создание "идеального решения",резюме....

    "Вкусное и красивое лакомство для неожиданных гостей" мастер-класс для слушателей курсов повышения квалификации НОУ ДПО "Центр социально-гумманитарного образования"

    Мастер-класс проводился на Республиканском семинаре-практикуме "Инновационные педагогические технологии в условиях реализации ФГОС ОО"...

    Зачетная работа слушателя курсов повышения квалификации по дополнительной профессиональной образовательной программе «Теория и методика преподавания иностранного языка в контексте реализации ФГОС ООО и СОО» (Срок обучения: 19.11.2018 – 04.12.2018)

    Условие профессиональной задачи. Перечень шагов-заданий, выполнение которых должно продемонстрировать эксперту процесс и результат решения задачи учителем. Фрагмент технологической карты урока....

    РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ СЛУШАТЕЛЯ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «Деятельность педагога-психолога в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»»

    РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ СЛУШАТЕЛЯ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ«Деятельность педагога-психолога в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»...