Перпендикулярность в пространстве
презентация к уроку по геометрии (10 класс) по теме

Иванова Лариса Дмитриевна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок №26 Перпендикуляр и наклонные. Расстояние от точки до плоскости Проверка д/з № 121 ( у доски), № 122*(по записям решения) Тест

Слайд 2

04/16/17 Тест (ответить да или нет) Если прямая перпендикулярна к плоскости, то она перпендикулярна к любой прямой, лежащей в этой плоскости Если прямая перпендикулярна к плоскости, то она перпендикулярна к любой прямой, параллельной этой плоскости Прямая, перпендикулярная к каким-нибудь двум прямым, лежащим в плоскости, перпендикулярна к этой плоскости Прямая, пересекающая круг в центре и перпендикулярная к его диаметру, перпендикулярна к плоскости круга Прямая, пересекающая круг в центре и перпендикулярная к его двум радиусам, не лежащим на одной прямой, перпендикулярна к плоскости круга Прямая, перпендикулярная к двум не параллельным хордам круга, перпендикулярна к его плоскости Если плоскость перпендикулярна к одной из параллельных прямых, то она перпендикулярна и к другой Если прямая перпендикулярна к одной из двух параллельных плоскостей, то она перпендикулярна и к другой Если две прямые перпендикулярны к одной и той же плоскости, то они параллельны

Слайд 3

Теорема о прямой, перпендикулярной к плоскости Через любую точку пространства проходит прямая, перпендикулярная к данной плоскости, и притом только одна

Слайд 4

04/16/17 Перпендикуляр и наклонная к плоскости А А1 В Прямая проходит через точку А перпендикулярно к плоскости . Точка - проекция точки А на плоскость . Отрезок называется перпендикуляром к плоскости. Точка -основание перпендикуляра. Точка В - произвольная точка плоскости. Отрезок АВ- наклонная к плоскости . Точка В-основание наклонной. Отрезок - проекция наклонной АВ на плоскость . Расстояние от точки А до плоскости равно длине этого перпендикуляра.

Слайд 5

№ 138 (а) Из некоторой точки проведены к данной плоскости перпендикуляр и наклонная, угол между которыми равен ф. а) Найдите наклонную и ее проекцию на данную плоскость, если перпендикуляр равен d . А d ф А1 В

Слайд 6

№ 139(а) Из некоторой точки проведены к плоскости две наклонные. Докажите, что если наклонные равны, то равны и их проекции

Слайд 7

Разобрать самостоятельно по учебнику (стр.41) Расстояние между параллельными плоскостями. Расстояние между прямой и параллельной ей плоскостью. Расстояние между скрещивающимися прямыми

Слайд 8

Работа в парах 04/16/17 Дано : прямая МС (АВС), АСВ=90 AC=4, MD=3. Найти длину отрезка MC. Дано: прямая MD (A ВС ) , AD=DB АВС- равносторонний, Найти МС. № 1 № 2

Слайд 9

Самостоятельная работа. 1 вариант. 1. Треугольник ABC –равносторонний, точка O – его центр. Прямая OM перпендикулярна к плоскости ABC . a ) Докажите, что MA = MB = MC . б) Найдите MA , если AB =6 см, MO =2см. 2 вариант. 1. ABCD – квадрат, точка O – его центр. Прямая OM перпендикулярна к плоскости квадрата. а) Докажите, что MA = MB = MC = MD . б) Найдите MA , если AB =4 см, OM =1см. 2.Из точки к плоскости проведены две наклонные. Известно , что разность длин наклонных равна 5см,а их проекции равны 7 и 18 см. Найдите расстояние от данной точки до плоскости. 2.Из точки к плоскости проведены две наклонные. Известно , что длины наклонных равны 25 и 30см,а разность длин их проекций -1 см. Найдите расстояние от данной точки до плоскости. 04/16/17

Слайд 10

Домашнее задание П.18, п.19 (знать все формулировки наизусть) № 138 (б), №139(б,в)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРИЗНАК ПЕРПЕНДИКУЛЯРНОСТИ ПЛОСКОСТЕЙ. Урок №31

Слайд 2

Определение Две пересекающиеся плоскости называются перпендикулярными, если угол между ними равен 90 градусов.

Слайд 3

Признак перпендикулярности плоскостей Теорема Если плоскость проходит через прямую, перпендикулярную другой плоскости , то эти плоскости перпендикулярны

Слайд 4

Дано: b перпендикулярна плоскости , плоскость гамма проходит через прямую b . Пусть - плоскость , b - перпендикулярная ей прямая, - плоскость проходящая через прямую b , и с - прямая по которой пересекаются плоскости. Докажем, что плоскости и перпендикулярны .

Слайд 5

Доказательство: Проведем в плоскости через точку пересечения прямой b с плоскостью прямую а , перпендикулярную прямой с . Проведем через прямые а и b плоскость Она перпендикулярна прямой с , так как прямые а и b перпендикулярны, то плоскости и перпендикулярны. Теорема доказана.

Слайд 6

Следствие Плоскость, перпендикулярная к прямой, по которой пересекаются две плоскости, перпендикулярна каждой из этих плоскостей.

Слайд 7

Задача Даны прямая а и плоскость . Проведите через прямую а плоскость, перпендикулярную плоскости . Решение: Через произвольную точку прямой а проводим прямую b , перпендикулярную плоскости . Через прямые а и b проводим плоскость . Плоскость перпендикулярна плоскости по теореме

Слайд 8

Задача №1 Плоскости равностороннего треугольника АВС и квадрата ВСDE перпендикулярны. Найдите расстояние от точки А до стороны DE , если А

Слайд 9

Домашнее задание Пункт 23 Признак перпендикулярности плоскостей ( доказательство) Решить задачи № 167, №170


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Урок № 30

"Двугранный угол"

Место урока при изучении: Данный урок является шестым в теме «Перпендикулярность в пространстве» курса геометрии 10 класса и первым при изучении данного параграфа.  Цели урока:

  1. Ввести понятие двугранного угла и его линейного угла.
  2. Сформулировать алгоритм построения линейного угла для данного двугранного.
  3. Рассмотреть задачи на построение линейного угла.

Оборудование для урока:

1. Актуализация знаний   (в форме беседы с элементами контроля)

Учитель: В ходе изучения темы «Перпендикулярность в пространстве» мы уже познакомились с целым рядом интересных и полезных фактов, В частности, это ряд определений и теорем об углах и расстояниях в пространстве. Коротко повторим эти факты:

  1. Что называется углом между пересекающимися прямыми (наименьший из четырех углов, получающихся при пересечении двух прямых)
  2. Что называется углом между пересекающимися прямой и плоскостью (угол между прямой и ее проекцией)

Далее логично становится вопрос об угле между плоскостями. И в ходе рассмотрения этого вопроса нам понадобится понятие проекции

  1. Что называется проекцией точки на плоскость? (сама точка, если она лежит в плоскости проекции, основание перпендикуляра, проведенного из точки к плоскости, для точки не принадлежащей плоскости проекций)
  2. Что является проекцией прямой на плоскость, не перпендикулярную данной прямой? (Проекцией наклонной является прямая)
  3. Как следует строить проекцию данной наклонной на заданную плоскость? (Построить проекции двух точек наклонной на плоскость проекции. Эти точки зададут искомую прямую)
  4. О каких трех прямых идет речь в самой основной теореме данной темы – теореме о трех перпендикулярах? (В теореме о трех перпендикулярах рассматриваются три прямые: наклонная к плоскости, ее проекция, и прямая, лежащая в плоскости проекции)

Учитель: В течение урока вам будет предложено 5 вопросов, ответы на которые вы должны записать на маленьких листках и быстро сдать их на проверку. Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом, которые суммируются в итоговую отметку за работу на уроке «5».

Вопрос 1.
(ответ записать на маленьких листках и сдать на проверку учителю)
Сформулировать теорему о трех перпендикулярах:
Наклонная перпендикулярна прямой, лежащей в плоскости, тогда и только тогда, когда ее проекция перпендикулярна этой прямой.

 Листки в быстром темпе собираются по рядам, учитель сам устно формулирует правильный ответ, акцентируя внимание на отличие данной формулировки от введенной в учебнике, а именно:

  1. сформулированы две теоремы в одной;
  2. прямая в плоскости «не закреплена» на основании наклонной

и, просмотрев записи во время заполнения учащимися второй карточки. Результаты проверки заносятся в электронный журнал, который проецируется с помощью проектора на экран. (Каждый правильный ответ добавляет 1 балл к отметке за работу на уроке). Ошибки, выявленные по листкам, анализируются и эти листки откладываются отдельно.

Учитель: А теперь нам предстоит построить некоторые проекции.

Вопрос 2.
(ответ записать на маленьких листках и сдать на проверку учителю)
Изобразить куб ABCDA1B1C1D1 и указать проекцию диагонали AC1 куба на плоскости граней ABC и BCC1 (сделать соответствующие записи).
(названия диагонали и данных граней записываются учителем на доске)

Собрав листки с ответами, на рисунке куба (заготовленном на закрытом крыле доски) учитель с помощью цветных мелков показывает построение и необходимые записи.

2. Сообщение новых знаний   (в форме беседы с демонстрацией презентации)

Учитель: А теперь мы рассмотрим новое для нас понятие стереометрии. Тема урока «Двугранный угол». Работаем с конспектом и смотрим на экран.

На экране появляется слайд 1 презентации.

В ходе урока учащиеся заполняют страницы конспекта по мере появления записей на экране слайды 2-3 презентации.

Учитель: Далее рассмотрим пример рассуждения (по введенному алгоритму) при решении задач на построение линейного угла (на странице 1 конспекта).

Учитель формулирует вопрос алгоритма, ученики (по желанию, не вставая с места) предлагают свой вариант ответа. Правильный ответ сопровождается соответствующей анимацией слайда 4.

Аналогичная работа проводится с задачей 2.

3. Закрепление новых знаний

(в форме беседы с демонстрацией презентации по странице 2 конспекта)

Учитель: Мы уже видели, что у каждого многогранника может быть несколько двугранных углов. У тетраэдра, например, можно выделить 6 двугранных углов и для каждого из них существует свой линейный угол. На странице 2 конспекта вам предложен тетраэдр, для которого необходимо указать три из возможных шести углов.

Вопрос 3.
(по задаче №1а на странице 2 конспекта, ответ записать на маленьких листках и сдать на проверку учителю)
Указать ребро и грани двугранного угла PТMK.

После того, как листки с ответами сданы, правильный ответ показывается соответствующей анимацией слайда 5.

Аналогичная работа проводится с остальными вопросами. слайды 6-7.

Вопрос 4.
(по задаче №1а на странице 2 конспекта, ответ записать на маленьких листках и сдать на проверку учителю)
В гранях указать направления, перпендикулярные ребру и обосновать свой ответ.

Учитель: Найденные нами в гранях угла прямые, перпендикулярные ребру, являются скрещивающимися. Именно для этой задачи нам понадобится третий пункт алгоритма.

Учитель: На следующем уроке мы продолжим упражняться в поиске линейных углов для данного двугранного, и рассмотрим следующие задачи конспекта.  На экране показываются слайды 8-10. 

Кроме этого нам предстоит научиться вычислять градусные меры двугранных углов по заданным элементам тетраэдра, как например в задаче № 173 учебника. слайд 11

Впрочем, градусную меру угла АВС из рассмотренной нами задачи №1а, мы сможем найти уже сейчас. Это – последний вопрос сегодняшнего урока, ответ на который следует записать на маленьких листках

Вопрос 5.
(по задаче №1а) на странице 2 конспекта, ответ записать на маленьких листках и сдать на проверку учителю)
Укажите градусную меру угла АВС (обоснуйте свой ответ)
.

После того, как листки с ответами сданы, учитель записывает на доске правильный ответ и проверяет записи учащихся . По итогам проверки всех 5 листков в электронном журнале появляется итоговая отметка за работу на уроке каждого ученика.

4. Пояснения к домашнему заданию

Учитель: В качестве домашнего задания вам предлагается заполнить до конца страницу 2 конспекта. П.22 №168, 169

5. Подведение итога урока

Учитель: Еще раз остановимся на вопросах теории.

По мере прочтения теоретических вопросов 1-6 опроса на слайде 13, ученики, опираясь на свой конспект, в форме беседы отвечают на них.

Остальные вопросы, приведенные в конспекте у каждого ученика, комментируются при необходимости.

Теоретические вопросы опроса

  1. Определение двугранного угла
  2. Определение градусной меры двугранного угла
  3. Определение линейного угла для данного двугранного
  4. Утверждение о количестве линейных углов для данного двугранного
  5. Способ построения линейного угла
  6. Особенности изображения пространственных геометрических фигур на плоскости
  1. Определение перпендикулярных прямой и плоскости
  2. Признак перпендикулярности прямой и плоскости
  3. Лемма о связи параллельности и перпендикулярности трех прямых
  4. Теорема о трех перпендикулярах
  5. Определение проекции фигуры на плоскость
  6. Утверждение о проекции наклонной
  7. Определение и свойства равнобедренного треугольника
  8. Определение и свойства равностороннего треугольника

Листы для учащихся – Приложение 1, презентация урока – Приложение 2, протокол открытого урока – Приложение 3, работы учащихся – Приложение 4, Приложение 5, Приложение 6.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задачи по теме " Перпендикулярность в пространстве" 10 класс

В материале представлены карточки с задачами по темам "Теорема о трех перпендикулярах", "Двугранный угол", "Угол между прямой и плоскостью", "Перпендикулярность плоскостей". Каждая карточка содержит 4...

Зачёт "Перпендикулярность в пространстве"

Вопросы и задачи к зачёту. Учебник Л.С. Атанасяна....

Теория к зачёту по теме "Перпендикулярность в пространстве" 10 класс (учебник Атанасяна).

Билеты к зачёту по теме "Перпендикулярные прямые и плоскости в пространстве" геометрия 10 класс....

Задачи к зачёту по теме "Перпендикулярность в пространстве" геометрия 10 класс

Задачи для обобщения темы "Перпендикулярные прямые и плоскости в пространстве" (10 класс)....

Проект обобщающего урока по теме "Перпендикулярность в пространстве"

Содержание: 1. вопросы по проверке теоретической части раздела "Перпендикулярность в пространстве"                           2.Зад...

Контрольная работа по геометрии по теме "Перпендикулярность в пространстве"

Предлагаю 4 варианта для проведения контрольной работы по геометрии в 10 классе....

Зачет по геометрии "Перпендикулярность в пространстве"

Предлагаю теоретический зачет по геометрии. Вопросы учитель разбивает по вариантам по своему усмотрению....