Разработка урока геометрии по теме "Прямоугольник"
методическая разработка по геометрии (8 класс) на тему

Васильева Наталья Владимировна
Данный урок разработан по теме "Прямоугольник" геометрии в 8 классе. Тип урока: урок -урок новых знаний, вид: урок- исследование. Использованные технологии на уроке: технология критического мышления и её основные этапы: вызов- осмысление- рефлексия и технология исследования. Выделена чёткая структура урока, которая соответствует требованиям урока - исследования.Обучающимся предоставляется возможность применять свои умения и знания в новой ситуации, что способствует развитию мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konkursnyy_urok_po_geometrii_pryamougolnik.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Васильева Наталья Владимировна

учитель математики МБОУ «Десятовская ООШ»,

 Кожевниковского района

Направление – естественнонаучное

Предмет -геометрия

Тема урока « Прямоугольник»

Программа  по геометрии 7–9 классы,  к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др., составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2008. )

Глава V  Четырёхугольники

§ 3 Прямоугольник, ромб, квадрат

П.45 Прямоугольник

Учебная нагрузка -68 часов в год, недельная нагрузка – 2 часа

Характеристика класса: количество обучающихся – 5 человек, абсолютная успеваемость составляет – 100%, качественная успеваемость – 40%. Обучающиеся данного класса в основном дети из малоимущих семей, отношения в классе между учениками доброжелательные, условия для обучения комфортные.

Урок был построен на технологии критического мышления, с использованием элементов исследования на занятии.

В ходе урока обучающиеся самостоятельно сформулировали цель работы. Опираясь на знания, полученные ранее дали определение прямоугольника, через понятие параллелограмма.

Исследовательским путем выяснили свойства и признак прямоугольника, а также основное свойство диагоналей. Через решение задач и упражнений научились применять свойства прямоугольника.

В подведении итогов обучающиеся обозначили над чем ёще надо поработать, что не получилось, какие возникли пробелы в знаниях, почему не всегда достигался желаемый результат.  

   

Васильева Наталья Владимировна

учитель математики, МБОУ «Десятовская ООШ», Кожевниковский район,

направление – естественнонаучное

Тип урока – урок исследование

8 класс, геометрия

Тема урока: Прямоугольник

Цель урока: Формирование у обучающихся понятия свойств и  признака прямоугольника, как частного вида параллелограмма.

Задачи урока:

  1. Повторить понятия прямоугольника, опираясь на полученные знания в курсе математики 1-6 классе;
  2. Рассмотреть свойства и  признак прямоугольника через элемент исследования;
  3. Научить обучающихся, применять свойства в процессе решения задач;
  4. Рассмотреть задачи, развивающие компетентности ученика.

Оборудование: слайд – презентация, пособие «Поурочные разработки по -геометрии», автор Гаврилова Н.Ф., учебник «Геометрия 7-9 класс», автор Атанасян Л.С., рабочая тетрадь «Геометрия: 8 класс», автор Атанасян Л.С.,

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

І этап урока


Сообщает тему урока.

Предлагает обучающимся сформулировать самостоятельно цель урока.

Ученики могут дать различные варианты постановки цели и задач

ІІ этап урока

Актуализация знаний обучающихся

Предлагает работу с целью подготовки обучающихся к восприятию последующего материала.

Решение задач на готовых чертежах  (Использование слайда)

Проверку учитель организовывает фронтально с классом.

Устная работа.

Ученики делятся на пары, для наиболее рационального использования рабочего времени на уроке.

Задача № 1

Найдите углы выпуклого четырёхугольника, если их градусные меры пропорциональны числам 1,2,3,4.

Задача № 2

Рассмотрите готовый чертёж.

  1. Придумайте задачу по чертежу
  2. Задайте по «тонкому» и «толстому» вопросу друг другу в паре.


ІІІ этап урока

Изучение нового материала

1.С прямоугольником  мы знакомы ещё с начальной школы, поэтому его понятие мы выясним в процессе ответов на вопросы:

- Какой четырёхугольник называется прямоугольником?

- Можно ли утверждать, что прямоугольник – это параллелограмм?

- Чем отличается произвольный параллелограмм от прямоугольника?

- Закончите предложение: «Прямоугольник – это параллелограмм, у которого….»

- Предположите, какими свойства может обладать прямоугольник?

2. Предлагается рассмотреть особое свойство диагоналей прямоугольника в ходе исследовательского задания в небольших группах.

Цель работы: исследование сторон, углов и диагоналей прямоугольника и вычленение особого свойства диагоналей.

Результаты  исследования записать в таблицу.(Использование слайда).

3. Работа на рассмотрение признака прямоугольника.

Проблема « Как определить, является ли данный параллелограмм прямоугольником»

1.Обучающиеся могут дать различные ответы:

«Это четырёхугольник, у которого все углы прямые»; «Это четырёхугольник, у которого противолежащие стороны равны» или «Это четырёхугольник, у которого противолежащие стороны параллельны и равны и углы  прямые».

Ученики  также формулируют свойства прямоугольника.

2. Обучающиеся работают с готовыми прямоугольниками, результаты записывают в таблицу и составляют сравнительную характеристику параллелограмма и прямоугольника. В итоге ученики, должны прийти к выводу что, диагонали прямоугольника равны.

3. Обучающимся даётся время на обдумывание (3-5 минут), следующих утверждений (устно), и выбрать верные:

а) Если в четырёхугольнике диагонали равны и делятся точкой пересечения пополам, то этот четырёхугольник  - прямоугольник.

б) Если в четырёхугольнике противоположные стороны параллельны, а все его углы прямые, то этот четырехугольник – прямоугольник.

в) Если в четырёхугольнике диагонали равны, то этот четырёхугольник – прямоугольник.

г) Если в параллелограмме два угла прямых, то этот параллелограмм – прямоугольник.

д) если в четырёхугольнике два прямых угла и две стороны равны, то этот четырёхугольник – прямоугольник.

е) Если в четырёхугольнике диагонали равны, а один угол прямой, то этот четырёхугольник – прямоугольник.

Ученики делают вывод: «Если в параллелограмме диагонали равны, то этот параллелограмм – прямоугольник.»

ІV этап урока

На данном этапе урока учитель простраивает закрепление дифференцированно.

Задача № 401. Наводящие вопросы:

Сколько решений имеет задача?


Далее ученикам предлагается задача, основанная на ранее полученных знаниях, которая развивает компетентность исследователя, т.е. готовность понять связи между практическим знанием и теорией в повседневной деятельности, систематизировать и создавать новые знания на основе своего практического опыта, быть интерпретатором академических знаний.




 

І уровень

Работа в рабочих тетрадях.

 Задача № 21.Найдите периметр прямоугольника АВСD, изображенного на рисунке, если биссектриса угла В пересекает сторону АD в точке Е и делит ее на отрезки АЕ= 17см и ЕD = 21см.

Задача № 23. На рисунке в прямоугольнике АВСД диагонали АС и ВD пересекаются в точке О, причём ∟АОВ = 400. Найдите угол DАО.

II уровень

Задача № 401(б). Найдите периметр прямоугольника АВСD, если биссектриса угла А делит сторону: б) DС на отрезки 2,7  дм. и 4,5 дм.

III уровень

Задачи на доказательство. Задача №  404.

Докажите, что медиана прямоугольного треугольника, проведенная к гипотенузе, равна половине гипотенузы.


Рассчитайте сколько потребуется килограмм каждого цвета голубой, желтой, зелёной краски, чтобы выполнить двухслойное покрытие разными цветами трёх одинаковых стен и  12  равных брусков беседки, если расход краски на однослойное покрытие 150г/м2 . Сделай прикидку.

Размеры стен: 2,5м  * 3,5м.

Размеры бруска: 2,5м * 15см * 15см

- Предложите, банку краски какой массы удобней закупать?

V этап урока

Подведение итогов

Какие новые знания вы получили к тому, что уже вам было известно?

Запиши свои выводы в виде таблицы:

Что мне было известно по данной теме

Что нового я узнал из урока




Домашнее задание П. 45, вопросы 12,13. Подготовить доказательство свойства и признака прямоугольника.

Задачи № 401 а), 399, 22 рабочая тетрадь- первый уровень

№ 403, № 402, 413а,б- уровень

Обучающиеся отвечают устно, по желанию могут ответить письменно в виде таблицы или составить синквейн.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока геометрии "Теорема Пифагора"

Урок разработала для оказания методической помощи молодым учителям...

Разработка урока геометрии в 7 классе по теме "Треугольники. Сумма углов треугольника."

Урок обобщения по теме «Треугольники. Сумма углов треугольника». Цель урока - закрепить, обобщить и систематизировать знания по теме, учится применять полученные знания для выполнения практиче...

Методическая разработка урока геометрии в школе VIII вида. 5 класс."Линии в круге".

Открытый урок на регинальном семинаре. Презентация к уроку опубликована на моем мини-сайте. Материал можно использовать как для объяснения понятий: радиус, диаметр, хорда, так и для обобщающего урока....

Методическая разработка урока геометрии в школе VIII вида.7 класс. "Симметрия"

Разработку можно использовать при объяснении нового материала и при повторении темы. варьируя задания....

Методическая разработка урока геометрии в 10 классе по теме: «Расстояние от точки до плоскости. Теорема о трех перпендикулярах» ( 34-й урок по плану; УМК Л.С.Атанасян, В.Ф. Бутузов).

Данный урок относится к Разделу 3: «Перпендикулярность прямых и плоскостей», (Модуль 2: Перпендикуляр и наклонные. Угол между прямой и плоскостью).Применение нестандартных методов обучения, ИКТ- ...

Разработка урока геометрии в 7 классе по теме "Параллельные прямые" в условиях реализации ФГОС с презентацией к данному уроку.

Разработка урока  в 7 классе по геометрии по теме "Параллельные прямые" составлена в условиях реализации ФГОС. Материалы содержат  Технололгическую карту урока и презентацию к данному уроку....