Главные вкладки

    Введение в геометрию (Шарыгин, Ерганжиева)
    рабочая программа по геометрии по теме

    Мамеева-Шварцман Ирина Михайловна

    Два варианта рабочей программы:

    • рассчитана на 2 года (5, 6 классы)
    • рассчитана на 1 год (5 или 6 класс)

    Количество рабочих недель - 34

    Количество часов в неделю - 1

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Шеломовская средняя общеобразовательная школа»

     «Рассмотрено»                                                    «Согласовано»                           «Утверждаю»  

     на заседании методического объединения            Зам.директора по УВР               Директор МОУ «Шеломовская СОШ»

     учителей естественнонаучных дисциплин            __________ Л.Е.Лямцева           __________ Т.И.Гурова

     Протокол № _   от «__» _______ 20__г.                «__»__________20__г                 «__»__________20__г  

     Руководитель методического объединения

      _____________ И.М. Мамеева-Шварцман

    Рабочая программа учебного курса

    «Введение в геометрию»

    для 5-6 классов

    основного общего образования

    (базовый уровень)

                         

    Составитель: 

    учитель математики и информатики

    МБОУ «Шеломовская СОШ»

    Новозыбковского района

    Брянской области

    Ермоленко Сергей Александрович

    20__ - 20__ учебный год


    Пояснительная записка

    Программа составлена на базе авторской программы И.Ф. Шарыгина и др. в соответствии с Примерной программой основного общего образования по геометрии в 5-6 классах, с учётом федерального компонента образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Методическое письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от   07.07.2005    № 03 – 1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»). Согласно базисному учебному плану общеобразовательной школы и рекомендации Министерства образования Российской Федерации выбрана данная учебная программа и учебно-методический комплект.

    Учебник: «Введение в геометрию 5-6», И. Ф. Шарыгина, Л. Н. Ерганжиевой.

    Математика является одним из основных системообразующих предметов школьного образования. А геометрия как важнейшая составляющая часть курса математики среди школьных предметов обусловливает ее особую роль с точки зрения всестороннего развития личности учащихся. В основе построения данного курса лежит идея гуманизации обучения, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и уделяющая особое внимание личности ученика, его интересам и способностям.

    В основе курса “Наглядная геометрия” должна лежать максимально конкретная, практическая деятельность ребенка, связанная с различными геометрическими объектами. В нем не должно быть теорем, строгих рассуждений, но должны присутствовать такие темы и задания, которые бы стимулировали учащегося к проведению несложных обоснований, к поиску тех или иных закономерностей.

    Данный курс дает возможность получить непосредственное знание некоторых свойств и качеств важнейших геометрических понятий, идей, методов, не нарушая гармонию внутреннего мира ребенка. Соединение этого непосредственного знания с элементами логической структуры геометрии не только обеспечивает разностороннюю пропедевтику систематического курса геометрии, но и благотворно влияет на общее развитие детей, т.к. позволяет использовать в индивидуальном познавательном опыте ребенка различные составляющие его способностей.

    Эта программа основана на активной деятельности детей, направленной на зарождение, накопление, осмысление и некоторую систематизацию геометрической информации. Такая ориентация подготовительного курса неслучайна, т.к. в систематическом курсе вся геометрическая информация представлена в виде логически стройной системы понятий и фактов. Но пониманию необходимости дедуктивного построения геометрии предшествовал долгий путь становления геометрии, начало которого было связано с практикой. Кроме того, изучение систематического курса геометрии начинается в том возрасте, когда интенсивно должно развиваться математическое мышление детей, когда реальная база для осознания математических абстракций должна быть уже заложена. Поэтому перед изучением систематического курса геометрии с учащимися необходимо проводить большую подготовительную работу, которая и предусмотрена программой “Наглядная геометрия”.

    Основные цели курса:

    1. развивать пространственное мышление и математическую культуру;
    2. учить ясно и точно излагать свои мысли ;
    3. формировать качества личности необходимые человеку в повседневной жизни: умение преодолевать трудности ,доводить начатое дело до конца;
    4. помочь приобрести опыт исследовательской работы;
    5. обеспечить базу математических знаний, достаточную для изучения смежных дисциплин и продолжения образования;
    6. сформировать устойчивый интерес учащихся к предмету;
    7. создание запаса геометрических представлений, которые в дальнейшем должны обеспечить основу для формирования геометрических понятий, идей, методов;
    8. максимальное развитие познавательных способностей учащихся;
    9. показать роль геометрических знаний в познании мира;
    10. развитие интуиции и геометрического воображения каждого учащегося.

    Программа рассчитана на 1 час в неделю, всего по  34 часа в 5 и 6 классах.

    1 четверть

    2 четверть

    3 четверть

    4 четверть

    итого

    Количество недель

    9

    7

    10

    8

    34

    Количество часов в неделю

    1

    1

    1

    1

    Количество часов в четверть

    9

    7

    10

    8

    34


    Условные обозначения (сокращения),

    используемые в тематическом планировании базисного изучения материала по математике:

    1. В столбце «Тип урока»:
    1. К – комбинированный урок (ознакомление с новым материалом, закрепление изученного материала)
    2. ПЗУ – применение знаний и умений
    3. ОСЗ – обобщение и систематизация знаний

    1. В столбце «Вид контроля» (индивидуальное, фронтальное, групповое оценивание):
    1. СП – самопроверка
    2. ВП – взаимопроверка
    3. РК – работа по карточкам
    4. ФО – фронтальный опрос
    5. УО – устный опрос
    6. ИО – индивидуальный опрос

    1. В столбце «Средства обучения»:
    1. ЧИИ – чертёжные измерительные инструменты
    2. ДМ – дидактический материал
    3. НП – наглядные пособия
    4. РМ – раздаточный материал

    1. В столбце «Метод обучения»:
    1. ИР – информационно-развивающий
    2. ПП – проблемно-поисковый
    3. ТР – творчески-репродуктивный
    4. Р - репродуктивный

    Развёрнутое календарно-тематическое планирование базового изучения материала по введению в геометрию -  5 класс

    I четверть (9 недель по 1 уроку = 9 уроков)

    № урока четв.

    № урока

    Дата

    пункт

    Содержание учебного материала

    Тип урока

    Вид контроля

    Средства обучения

    Метод обучения

    1

    1

    1

    Первые шаги в геометрии

    К

    ФО

    ВП

    СП

    ЧИИ

    НП

    ДМ

    РМ

    ИР

    Р

    2

    2

    Первые шаги в геометрии. Решение задач

    ПЗУ

    3

    3

    2

    Пространство и размерность

    К

    4

    4

    Пространство и размерность. Решение задач

    ПЗУ

    5

    5

    3

    Простейшие геометрические фигуры

    К

    6

    6

    Простейшие геометрические фигуры

    ПЗУ

    СП

    ПП, ТР

    7

    7

    4

    Конструирование из Т

    К

    РК

    8

    8

    Конструирование из Т

    ПЗУ

    ВП

    ИР, ПП

    9

    9

    5

    Куб и его свойства

    К

    ФО

    II четверть (7 недель по 1 уроку = 7 уроков)

    1

    10

    5

    Куб и его свойства

    ПЗУ

    ПП, ТР

    2

    11

    6

    Задачи на разрезание и складывание фигур

    К

    РК

    3

    12

    Задачи на разрезание и складывание фигур

    ПЗУ

    4

    13

    7

    Треугольник

    К

    УО

    ИР, ПП

    5

    14

    Треугольник

    6

    15

    8

    Правильные многогранники

    7

    16

    Правильные многогранники

    ПЗУ

    ФО

    III четверть (10 недель по 1 уроку = 10 уроков)

    1

    17

    9

    Геометрические головоломки

    К

    РК

    ПП

    2

    18

    Геометрические головоломки

    ПЗУ

    ВП

    Р, ТР

    3

    19

    10

    Измерение длины

    К

    ИО

    ЧИИ

    НП

    ИР, Р

    Р, ПП

    4

    20

    Измерение длины

    СП

    5

    21

    11

    11

    Измерение площади и объёма

    ФО

    ФО

    6

    22

    Измерение площади и объёма

    ПЗУ

    ЧИИ, ДМ

    7

    23

    12

    Вычисление длины, площади и объёма

    К

    8

    24

    Вычисление длины, площади и объёма

    ПЗУ

    ВП

    ЧИИ

    НП

    РМ

    9

    25

    13

    Окружность

    К

    УО

    УО, ВП

    10

    26

    Окружность

    IV четверть (8 недель по 1 уроку = 8 уроков)

    1

    27

    14

    Геометрический тренинг

    К

    ИО

    РМ

    ЧИИ, ДМ

    ПП, ТР

    2

    28

    Геометрический тренинг

    ПЗУ

    СП

    3

    29

    15

    Топологические опыты

    К

    ВП

    4

    30

    Топологические опыты

    ПЗУ

    УО

    5

    31

    16

    Задачи со спичками

    К

    ФО

    6

    32

    Задачи со спичками

    ПЗУ

    РК

    ИР, ТР

    7

    33

    17

    Зашифрованная переписка

    К

    ФО

    8

    34

    Зашифрованная переписка

    ПЗУ

    ВП

    Р, ТР

    Развёрнутое календарно-тематическое планирование базового изучения материала по введению в геометрию -  6 класс

    I четверть (9 недель по 1 уроку = 9 уроков)

    № урока четв.

    № урока

    Дата

    пункт

    Содержание учебного материала

    Тип урока

    Вид контроля

    Средства обучения

    Метод обучения

    1

    1

    18

    Задачи, головоломки, игры

    К

    ФО

    ВП

    СП

    ЧИИ

    НП

    ДМ

    РМ

    ИР

    Р

    2

    2

    18

    Задачи, головоломки, игры. Решение задач

    3

    3

    19

    Фигурки из кубиков и их частей

    4

    4

    19

    Фигурки из кубиков и их частей. Решение задач

    ПЗУ

    РК

    ПП, ТР

    5

    5

    20

    Параллельность и перпендикулярность

    К

    ФО

    ИР

    6

    6

    20

    Параллельность и перпендикулярность. Решение задач

    ПЗУ

    РК

    ПП, ТР

    7

    7

    21

    Параллелограммы

    К

    УО

    ИР

    8

    8

    21

    Параллелограммы. Решение задач

    9

    9

    22

    Координаты, координаты, координаты

    ПЗУ

    РК

    ПП

    II четверть (7 недель по 1 уроку = 7 уроков)

    1

    10

    22

    Координаты, координаты, координаты… Решение задач

    К

    ИО

    ЧИИ

    НП

    ИР

    2

    11

    23

    Оригами

    ФО

    ИР, Р

    3

    12

    23

    Оригами. Решение задач

    ПЗУ

    ЧИИ, ДМ

    4

    13

    24

    Замечательные кривые

    К

    УО

    ВП

    ЧИИ

    НП

    РМ

    ИР

    ТР

    5

    14

    24

    Замечательные кривые. Решение задач

    6

    15

    25

    Кривые Дракона

    7

    16

    25

    Кривые Дракона. Решение задач

    ПЗУ

    РК

    ПП, ТР

    III четверть (10 недель по 1 уроку = 10 уроков)

    № урока четв.

    № урока

    Дата

    пункт

    Содержание учебного материала

    Тип урока

    Вид контроля

    Средства обучения

    Метод обучения

    1

    17

    26

    Лабиринты

    К

    ФО

    РМ

    ИР, ТР

    2

    18

    26

    Лабиринты. Решение задач

    ПЗУ

    РК

    ДМ

    ПП

    3

    19

    27

    Геометрия клетчатой бумаги

    К

    ИО

    РМ

    ТР

    4

    20

    27

    Геометрия клетчатой бумаги. Решение задач

    УО

    ЧИИ

    ИР

    Р

    5

    21

    28

    Зеркальное отражение

    ФО

    ЧИИ, НП

    6

    22

    28

    Зеркальное отражение. Решение задач

    УО

    СП

    ЧИИ

    НП

    РМ

    ИР

    Р

    7

    23

    29

    Симметрия

    ПЗУ

    8

    24

    29

    Симметрия. Решение задач

    К

    9

    25

    30

    Бордюры

    РК

    ЧИИ, НП

    ИР, ТР

    10

    26

    30

    Бордюры. Решение задач

    ЧИИ, РМ

    IV четверть (8 недель по 1 уроку = 8 уроков)

    1

    27

    31

    Орнаменты

    К

    ФО

    ЧИИ

    ИР

    ТР

    2

    28

    31

    Орнаменты. Решение задач

    3

    29

    32

    Симметрия помогает решать задачи

    УО

    4

    30

    32

    Симметрия помогает решать задачи. Решение задач

    ИО

    ВП

    ЧИИ

    НП

    5

    31

    33

    Одно важное свойство окружности

    6

    32

    33

    Одно важное свойство окружности. Решение задач

    ПЗУ

    РК

    Р

    7

    33

    34

    Задачи, головоломки, игры

    К

    ФО

    ЧИИ

    ИР, Р

    8

    34

    34

    Задачи, головоломки, игры. Решение задач

    ПЗУ

    РК

    РМ

    ПП



    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Шеломовская средняя общеобразовательная школа»

     

    «Рассмотрено»

    на заседании методического объединения учителей естественнонаучного цикла

    Протокол № 1 от «24» августа 2012 г.

    Руководитель методобъединения

    ____________ И.М. Мамеева-Шварцман

    «Согласовано»

    Зам. директора по УВР  

    _________________ Л.Е. Лямцева

    «28» августа 2012 г.

     «Утверждаю»

    Директор МБОУ «Шеломовская СОШ» ___________________ Т.И. Гурова 

    «31» августа 2012 г.

    Рабочая программа по предмету

    «Введение в геометрию»

    для 5 класса 

                         

    Составитель:

    учитель математики и информатики

    Ермоленко Сергей Александрович

    2012-2013 учебный год


    Пояснительная записка

    Программа составлена на базе авторской программы И.Ф. Шарыгина и др. в соответствии с Примерной программой основного общего образования по геометрии в 5-6 классах, с учётом федерального компонента образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Методическое письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от   07.07.2005    № 03 – 1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»). Согласно базисному учебному плану общеобразовательной школы и рекомендации Министерства образования Российской Федерации выбрана данная учебная программа и учебно-методический комплект.

    Из компонента образовательного учреждения на ведение нового учебного предмета «введение в геометрию» (пропедевтический курс)  выделен 1 час.

    Программа рассчитана на 1 час в неделю, всего 34 часа.

    1 четверть

    2 четверть

    3 четверть

    4 четверть

    итого

    Количество недель

    9

    7

    10

    8

    34

    Количество часов в неделю

    1

    1

    1

    1

    Количество часов в четверть

    9

    7

    10

    8

    34

    Математика является одним из основных системообразующих предметов школьного образования. А геометрия как важнейшая составляющая часть курса математики среди школьных предметов обусловливает ее особую роль с точки зрения всестороннего развития личности учащихся. В основе построения данного курса лежит идея гуманизации обучения, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и уделяющая особое внимание личности ученика, его интересам и способностям.

    В основе курса “Наглядная геометрия” должна лежать максимально конкретная, практическая деятельность ребенка, связанная с различными геометрическими объектами. В нем не должно быть теорем, строгих рассуждений, но должны присутствовать такие темы и задания, которые бы стимулировали учащегося к проведению несложных обоснований, к поиску тех или иных закономерностей.

    Данный курс дает возможность получить непосредственное знание некоторых свойств и качеств важнейших геометрических понятий, идей, методов, не нарушая гармонию внутреннего мира ребенка. Соединение этого непосредственного знания с элементами логической структуры геометрии не только обеспечивает разностороннюю пропедевтику систематического курса геометрии, но и благотворно влияет на общее развитие детей, т.к. позволяет использовать в индивидуальном познавательном опыте ребенка различные составляющие его способностей.

    Эта программа основана на активной деятельности детей, направленной на зарождение, накопление, осмысление и некоторую систематизацию геометрической информации. Такая ориентация подготовительного курса неслучайна, т.к. в систематическом курсе вся геометрическая информация представлена в виде логически стройной системы понятий и фактов. Но пониманию необходимости дедуктивного построения геометрии предшествовал долгий путь становления геометрии, начало которого было связано с практикой. Кроме того, изучение систематического курса геометрии начинается в том возрасте, когда интенсивно должно развиваться математическое мышление детей, когда реальная база для осознания математических абстракций должна быть уже заложена. Поэтому перед изучением систематического курса геометрии с учащимися необходимо проводить большую подготовительную работу, которая и предусмотрена программой “Наглядная геометрия”.

    Основные цели курса:

    1. развивать пространственное мышление и математическую культуру
    2. формировать качества личности необходимые человеку в повседневной жизни: умение преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца
    3. максимальное развитие познавательных способностей учащихся

    Задачи:

    1. учить ясно и точно излагать свои мысли;
    2. помочь приобрести опыт исследовательской работы;
    3. обеспечить базу математических знаний, достаточную для изучения смежных дисциплин и продолжения образования;
    4. сформировать устойчивый интерес учащихся к предмету;
    5. создание запаса геометрических представлений, которые в дальнейшем должны обеспечить основу для формирования геометрических понятий, идей, методов;
    6. показать роль геометрических знаний в познании мира;
    7. развитие интуиции и геометрического воображения каждого учащегося.

    Планируемый уровень подготовки выпускников

    Учащиеся должны знать/понимать

    1. роль геометрических знаний в познании мира
    2. простейшие геометрические фигуры
    3. симметрию и зеркальное отражение

    Учащиеся должны уметь

    1. разрезать и складывать фигуры
    2. разгадывать простые геометрические головоломки
    3. как измерить и вычислить длину, площадь и объём
    4. различать параллельность и перпендикулярность
    5. складывать простейшие фигуры - оригами

    Основное содержание данного предмета не разделено на главы, поэтому оно не рассматривается отдельно, а представлено в календарно-тематическом планировании.

    Контрольных работ не запланировано.

    Учебно-методический комплект и дополнительная литература

    1. Учебник: «Введение в геометрию 5-6», И. Ф. Шарыгина, Л. Н. Ерганжиевой.
    2. Математика: ежемесячный научно-методический журнал издательства «Первое сентября»
    3. Интернет-ресурсы: электронные образовательные ресурсы из единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/), каталога Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru/): информационные, электронные упражнения, мультимедиа ресурсы, электронные тесты

    Расшифровка аббревиатур, использованных в рабочей программе

    1. В столбце «Тип урока»:
    1. К – комбинированный урок (ознакомление с новым материалом, закрепление изученного материала)
    2. ПЗУ – применение знаний и умений
    3. ОСЗ – обобщение и систематизация знаний

    1. В столбце «Вид контроля» (индивидуальное, фронтальное, групповое оценивание):
    1. СП – самопроверка
    2. ВП – взаимопроверка
    3. РК – работа по карточкам
    4. ФО – фронтальный опрос
    5. УО – устный опрос
    6. ИО – индивидуальный опрос

    1. В столбце «Средства обучения»:
    1. ЧИИ – чертёжные измерительные инструменты
    2. ДМ – дидактический материал
    3. НП – наглядные пособия
    4. РМ – раздаточный материал

    1. В столбце «Метод обучения»:
    1. ИР – информационно-развивающий
    2. ПП – проблемно-поисковый
    3. ТР – творчески-репродуктивный
    4. Р - репродуктивный

    Календарно-тематическое планирование

    I четверть (9 недель по 1 уроку = 9 уроков)

    № урока четв.

    № урока

    Дата

    пункт

    Содержание учебного материала

    Тип урока

    Вид контроля

    Средства обучения

    Метод обучения

    1

    1

    1

    Первые шаги в геометрии

    К

    ФО

    ВП

    СП

    ЧИИ

    НП

    ДМ

    РМ

    ИР

    Р

    2

    2

    2

    Пространство и размерность

    К

    3

    3

    3

    Простейшие геометрические фигуры

    К

    4

    4

    4

    Конструирование из Т

    К

    РК

    5

    5

    5

    Куб и его свойства

    К

    ФО

    6

    6

    6

    Задачи на разрезание и складывание фигур

    К

    РК

    7

    7

    7

    Треугольник

    К

    УО

    ИР, ПП

    8

    8

    8

    Правильные многогранники

    9

    9

    9

    Геометрические головоломки

    К

    РК

    ПП

    II четверть (7 недель по 1 уроку = 7 уроков)

    1

    10

    10

    Измерение длины

    К

    ИО

    ЧИИ

    НП

    ИР, Р

    Р, ПП

    2

    11

    11

    Измерение площади и объёма

    ФО

    3

    12

    12

    Вычисление длины, площади и объёма

    К

    4

    13

    13

    Окружность

    УО

    УО, ВП

    5

    14

    14

    Геометрический тренинг

    К

    ИО

    РМ

    ЧИИ, ДМ

    ПП, ТР

    6

    15

    15

    Топологические опыты

    К

    ВП

    7

    16

    16

    Задачи со спичками

    К

    ФО

    III четверть (10 недель по 1 уроку = 10 уроков)

    1

    17

    17

    Зашифрованная переписка

    К

    ФО

    2

    18

    18

    Задачи, головоломки, игры

    К

    ФО

    ВП

    СП

    ЧИИ

    НП

    ДМ

    РМ

    ИР

    Р

    3

    19

    19

    Фигурки из кубиков и их частей

    4

    20

    20

    Параллельность и перпендикулярность

    К

    ФО

    ИР

    5

    21

    21

    Параллелограммы

    К

    УО

    ИР

    6

    22

    22

    Координаты, координаты, координаты

    ПЗУ

    РК

    ПП

    7

    23

    23

    Оригами

    ФО

    ИР, Р

    8

    24

    24

    Замечательные кривые

    К

    УО

    ВП

    ЧИИ

    НП

    РМ

    ИР

    ТР

    9

    25

    25

    Кривые Дракона

    10

    26

    26

    Лабиринты

    К

    ФО

    РМ

    ИР, ТР

    IV четверть (8 недель по 1 уроку = 8 уроков)

    1

    27

    27

    Геометрия клетчатой бумаги

    К

    ИО

    РМ

    ТР

    2

    28

    28

    Зеркальное отражение

    ФО

    ЧИИ, НП

    3

    29

    29

    Симметрия

    ПЗУ

    4

    30

    30

    Бордюры

    РК

    ЧИИ, НП

    ИР, ТР

    5

    31

    31

    Орнаменты

    К

    ФО

    ЧИИ

    ИР

    ТР

    6

    32

    32

    Симметрия помогает решать задачи

    УО

    7

    33

    33

    Одно важное свойство окружности

    8

    34

    34

    Задачи, головоломки, игры

    К

    ФО

    ЧИИ

    ИР, Р


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Введение в геометрию. Прямая и ортезок.

    Презентация урока геометрии в 7 классе по теме:  "Введение в геометрию" содержит историю возникновения геометрии, начальные геометрические сведения, математический диктант с последующей проверкой...

    Введение в геометрию пропедевтический курс 5-6класс

    Почему именно введение в геометрию? Потому, что уникальность геометрии заключается в том, что она позволяет наиболее ярко устанавливать связи между естественными представлениями об окружающих предмета...

    Введение в геометрию

    урок геометрии в 7 классе...

    Введение в геометрию

    Разработка урока...

    Введение в геометрию, 7 класс

    Данную презентацию можно использовать на самом первом уроке по геометрии в 7 классе....

    «Введение. Предмет геометрии. Аксиомы геометрии»

    Цель урока:Сформировать представления уч-ся об основных понятиях  и аксиомах стереометрии.Научить их использовать при решении задач.Изображать на чертеже точки, прямые, плоскости при различном их...