Введение в геометрию (Шарыгин, Ерганжиева)
рабочая программа по геометрии по теме

Мамеева-Шварцман Ирина Михайловна

Два варианта рабочей программы:

  • рассчитана на 2 года (5, 6 классы)
  • рассчитана на 1 год (5 или 6 класс)

Количество рабочих недель - 34

Количество часов в неделю - 1

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Шеломовская средняя общеобразовательная школа»

 «Рассмотрено»                                                    «Согласовано»                           «Утверждаю»  

 на заседании методического объединения            Зам.директора по УВР               Директор МОУ «Шеломовская СОШ»

 учителей естественнонаучных дисциплин            __________ Л.Е.Лямцева           __________ Т.И.Гурова

 Протокол № _   от «__» _______ 20__г.                «__»__________20__г                 «__»__________20__г  

 Руководитель методического объединения

  _____________ И.М. Мамеева-Шварцман

Рабочая программа учебного курса

«Введение в геометрию»

для 5-6 классов

основного общего образования

(базовый уровень)

                     

Составитель: 

учитель математики и информатики

МБОУ «Шеломовская СОШ»

Новозыбковского района

Брянской области

Ермоленко Сергей Александрович

20__ - 20__ учебный год


Пояснительная записка

Программа составлена на базе авторской программы И.Ф. Шарыгина и др. в соответствии с Примерной программой основного общего образования по геометрии в 5-6 классах, с учётом федерального компонента образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Методическое письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от   07.07.2005    № 03 – 1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»). Согласно базисному учебному плану общеобразовательной школы и рекомендации Министерства образования Российской Федерации выбрана данная учебная программа и учебно-методический комплект.

Учебник: «Введение в геометрию 5-6», И. Ф. Шарыгина, Л. Н. Ерганжиевой.

Математика является одним из основных системообразующих предметов школьного образования. А геометрия как важнейшая составляющая часть курса математики среди школьных предметов обусловливает ее особую роль с точки зрения всестороннего развития личности учащихся. В основе построения данного курса лежит идея гуманизации обучения, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и уделяющая особое внимание личности ученика, его интересам и способностям.

В основе курса “Наглядная геометрия” должна лежать максимально конкретная, практическая деятельность ребенка, связанная с различными геометрическими объектами. В нем не должно быть теорем, строгих рассуждений, но должны присутствовать такие темы и задания, которые бы стимулировали учащегося к проведению несложных обоснований, к поиску тех или иных закономерностей.

Данный курс дает возможность получить непосредственное знание некоторых свойств и качеств важнейших геометрических понятий, идей, методов, не нарушая гармонию внутреннего мира ребенка. Соединение этого непосредственного знания с элементами логической структуры геометрии не только обеспечивает разностороннюю пропедевтику систематического курса геометрии, но и благотворно влияет на общее развитие детей, т.к. позволяет использовать в индивидуальном познавательном опыте ребенка различные составляющие его способностей.

Эта программа основана на активной деятельности детей, направленной на зарождение, накопление, осмысление и некоторую систематизацию геометрической информации. Такая ориентация подготовительного курса неслучайна, т.к. в систематическом курсе вся геометрическая информация представлена в виде логически стройной системы понятий и фактов. Но пониманию необходимости дедуктивного построения геометрии предшествовал долгий путь становления геометрии, начало которого было связано с практикой. Кроме того, изучение систематического курса геометрии начинается в том возрасте, когда интенсивно должно развиваться математическое мышление детей, когда реальная база для осознания математических абстракций должна быть уже заложена. Поэтому перед изучением систематического курса геометрии с учащимися необходимо проводить большую подготовительную работу, которая и предусмотрена программой “Наглядная геометрия”.

Основные цели курса:

  1. развивать пространственное мышление и математическую культуру;
  2. учить ясно и точно излагать свои мысли ;
  3. формировать качества личности необходимые человеку в повседневной жизни: умение преодолевать трудности ,доводить начатое дело до конца;
  4. помочь приобрести опыт исследовательской работы;
  5. обеспечить базу математических знаний, достаточную для изучения смежных дисциплин и продолжения образования;
  6. сформировать устойчивый интерес учащихся к предмету;
  7. создание запаса геометрических представлений, которые в дальнейшем должны обеспечить основу для формирования геометрических понятий, идей, методов;
  8. максимальное развитие познавательных способностей учащихся;
  9. показать роль геометрических знаний в познании мира;
  10. развитие интуиции и геометрического воображения каждого учащегося.

Программа рассчитана на 1 час в неделю, всего по  34 часа в 5 и 6 классах.

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

итого

Количество недель

9

7

10

8

34

Количество часов в неделю

1

1

1

1

Количество часов в четверть

9

7

10

8

34


Условные обозначения (сокращения),

используемые в тематическом планировании базисного изучения материала по математике:

  1. В столбце «Тип урока»:
  1. К – комбинированный урок (ознакомление с новым материалом, закрепление изученного материала)
  2. ПЗУ – применение знаний и умений
  3. ОСЗ – обобщение и систематизация знаний

  1. В столбце «Вид контроля» (индивидуальное, фронтальное, групповое оценивание):
  1. СП – самопроверка
  2. ВП – взаимопроверка
  3. РК – работа по карточкам
  4. ФО – фронтальный опрос
  5. УО – устный опрос
  6. ИО – индивидуальный опрос

  1. В столбце «Средства обучения»:
  1. ЧИИ – чертёжные измерительные инструменты
  2. ДМ – дидактический материал
  3. НП – наглядные пособия
  4. РМ – раздаточный материал

  1. В столбце «Метод обучения»:
  1. ИР – информационно-развивающий
  2. ПП – проблемно-поисковый
  3. ТР – творчески-репродуктивный
  4. Р - репродуктивный

Развёрнутое календарно-тематическое планирование базового изучения материала по введению в геометрию -  5 класс

I четверть (9 недель по 1 уроку = 9 уроков)

№ урока четв.

№ урока

Дата

пункт

Содержание учебного материала

Тип урока

Вид контроля

Средства обучения

Метод обучения

1

1

1

Первые шаги в геометрии

К

ФО

ВП

СП

ЧИИ

НП

ДМ

РМ

ИР

Р

2

2

Первые шаги в геометрии. Решение задач

ПЗУ

3

3

2

Пространство и размерность

К

4

4

Пространство и размерность. Решение задач

ПЗУ

5

5

3

Простейшие геометрические фигуры

К

6

6

Простейшие геометрические фигуры

ПЗУ

СП

ПП, ТР

7

7

4

Конструирование из Т

К

РК

8

8

Конструирование из Т

ПЗУ

ВП

ИР, ПП

9

9

5

Куб и его свойства

К

ФО

II четверть (7 недель по 1 уроку = 7 уроков)

1

10

5

Куб и его свойства

ПЗУ

ПП, ТР

2

11

6

Задачи на разрезание и складывание фигур

К

РК

3

12

Задачи на разрезание и складывание фигур

ПЗУ

4

13

7

Треугольник

К

УО

ИР, ПП

5

14

Треугольник

6

15

8

Правильные многогранники

7

16

Правильные многогранники

ПЗУ

ФО

III четверть (10 недель по 1 уроку = 10 уроков)

1

17

9

Геометрические головоломки

К

РК

ПП

2

18

Геометрические головоломки

ПЗУ

ВП

Р, ТР

3

19

10

Измерение длины

К

ИО

ЧИИ

НП

ИР, Р

Р, ПП

4

20

Измерение длины

СП

5

21

11

11

Измерение площади и объёма

ФО

ФО

6

22

Измерение площади и объёма

ПЗУ

ЧИИ, ДМ

7

23

12

Вычисление длины, площади и объёма

К

8

24

Вычисление длины, площади и объёма

ПЗУ

ВП

ЧИИ

НП

РМ

9

25

13

Окружность

К

УО

УО, ВП

10

26

Окружность

IV четверть (8 недель по 1 уроку = 8 уроков)

1

27

14

Геометрический тренинг

К

ИО

РМ

ЧИИ, ДМ

ПП, ТР

2

28

Геометрический тренинг

ПЗУ

СП

3

29

15

Топологические опыты

К

ВП

4

30

Топологические опыты

ПЗУ

УО

5

31

16

Задачи со спичками

К

ФО

6

32

Задачи со спичками

ПЗУ

РК

ИР, ТР

7

33

17

Зашифрованная переписка

К

ФО

8

34

Зашифрованная переписка

ПЗУ

ВП

Р, ТР

Развёрнутое календарно-тематическое планирование базового изучения материала по введению в геометрию -  6 класс

I четверть (9 недель по 1 уроку = 9 уроков)

№ урока четв.

№ урока

Дата

пункт

Содержание учебного материала

Тип урока

Вид контроля

Средства обучения

Метод обучения

1

1

18

Задачи, головоломки, игры

К

ФО

ВП

СП

ЧИИ

НП

ДМ

РМ

ИР

Р

2

2

18

Задачи, головоломки, игры. Решение задач

3

3

19

Фигурки из кубиков и их частей

4

4

19

Фигурки из кубиков и их частей. Решение задач

ПЗУ

РК

ПП, ТР

5

5

20

Параллельность и перпендикулярность

К

ФО

ИР

6

6

20

Параллельность и перпендикулярность. Решение задач

ПЗУ

РК

ПП, ТР

7

7

21

Параллелограммы

К

УО

ИР

8

8

21

Параллелограммы. Решение задач

9

9

22

Координаты, координаты, координаты

ПЗУ

РК

ПП

II четверть (7 недель по 1 уроку = 7 уроков)

1

10

22

Координаты, координаты, координаты… Решение задач

К

ИО

ЧИИ

НП

ИР

2

11

23

Оригами

ФО

ИР, Р

3

12

23

Оригами. Решение задач

ПЗУ

ЧИИ, ДМ

4

13

24

Замечательные кривые

К

УО

ВП

ЧИИ

НП

РМ

ИР

ТР

5

14

24

Замечательные кривые. Решение задач

6

15

25

Кривые Дракона

7

16

25

Кривые Дракона. Решение задач

ПЗУ

РК

ПП, ТР

III четверть (10 недель по 1 уроку = 10 уроков)

№ урока четв.

№ урока

Дата

пункт

Содержание учебного материала

Тип урока

Вид контроля

Средства обучения

Метод обучения

1

17

26

Лабиринты

К

ФО

РМ

ИР, ТР

2

18

26

Лабиринты. Решение задач

ПЗУ

РК

ДМ

ПП

3

19

27

Геометрия клетчатой бумаги

К

ИО

РМ

ТР

4

20

27

Геометрия клетчатой бумаги. Решение задач

УО

ЧИИ

ИР

Р

5

21

28

Зеркальное отражение

ФО

ЧИИ, НП

6

22

28

Зеркальное отражение. Решение задач

УО

СП

ЧИИ

НП

РМ

ИР

Р

7

23

29

Симметрия

ПЗУ

8

24

29

Симметрия. Решение задач

К

9

25

30

Бордюры

РК

ЧИИ, НП

ИР, ТР

10

26

30

Бордюры. Решение задач

ЧИИ, РМ

IV четверть (8 недель по 1 уроку = 8 уроков)

1

27

31

Орнаменты

К

ФО

ЧИИ

ИР

ТР

2

28

31

Орнаменты. Решение задач

3

29

32

Симметрия помогает решать задачи

УО

4

30

32

Симметрия помогает решать задачи. Решение задач

ИО

ВП

ЧИИ

НП

5

31

33

Одно важное свойство окружности

6

32

33

Одно важное свойство окружности. Решение задач

ПЗУ

РК

Р

7

33

34

Задачи, головоломки, игры

К

ФО

ЧИИ

ИР, Р

8

34

34

Задачи, головоломки, игры. Решение задач

ПЗУ

РК

РМ

ПП



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Шеломовская средняя общеобразовательная школа»

 

«Рассмотрено»

на заседании методического объединения учителей естественнонаучного цикла

Протокол № 1 от «24» августа 2012 г.

Руководитель методобъединения

____________ И.М. Мамеева-Шварцман

«Согласовано»

Зам. директора по УВР  

_________________ Л.Е. Лямцева

«28» августа 2012 г.

 «Утверждаю»

Директор МБОУ «Шеломовская СОШ» ___________________ Т.И. Гурова 

«31» августа 2012 г.

Рабочая программа по предмету

«Введение в геометрию»

для 5 класса 

                     

Составитель:

учитель математики и информатики

Ермоленко Сергей Александрович

2012-2013 учебный год


Пояснительная записка

Программа составлена на базе авторской программы И.Ф. Шарыгина и др. в соответствии с Примерной программой основного общего образования по геометрии в 5-6 классах, с учётом федерального компонента образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Методическое письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от   07.07.2005    № 03 – 1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»). Согласно базисному учебному плану общеобразовательной школы и рекомендации Министерства образования Российской Федерации выбрана данная учебная программа и учебно-методический комплект.

Из компонента образовательного учреждения на ведение нового учебного предмета «введение в геометрию» (пропедевтический курс)  выделен 1 час.

Программа рассчитана на 1 час в неделю, всего 34 часа.

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

итого

Количество недель

9

7

10

8

34

Количество часов в неделю

1

1

1

1

Количество часов в четверть

9

7

10

8

34

Математика является одним из основных системообразующих предметов школьного образования. А геометрия как важнейшая составляющая часть курса математики среди школьных предметов обусловливает ее особую роль с точки зрения всестороннего развития личности учащихся. В основе построения данного курса лежит идея гуманизации обучения, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и уделяющая особое внимание личности ученика, его интересам и способностям.

В основе курса “Наглядная геометрия” должна лежать максимально конкретная, практическая деятельность ребенка, связанная с различными геометрическими объектами. В нем не должно быть теорем, строгих рассуждений, но должны присутствовать такие темы и задания, которые бы стимулировали учащегося к проведению несложных обоснований, к поиску тех или иных закономерностей.

Данный курс дает возможность получить непосредственное знание некоторых свойств и качеств важнейших геометрических понятий, идей, методов, не нарушая гармонию внутреннего мира ребенка. Соединение этого непосредственного знания с элементами логической структуры геометрии не только обеспечивает разностороннюю пропедевтику систематического курса геометрии, но и благотворно влияет на общее развитие детей, т.к. позволяет использовать в индивидуальном познавательном опыте ребенка различные составляющие его способностей.

Эта программа основана на активной деятельности детей, направленной на зарождение, накопление, осмысление и некоторую систематизацию геометрической информации. Такая ориентация подготовительного курса неслучайна, т.к. в систематическом курсе вся геометрическая информация представлена в виде логически стройной системы понятий и фактов. Но пониманию необходимости дедуктивного построения геометрии предшествовал долгий путь становления геометрии, начало которого было связано с практикой. Кроме того, изучение систематического курса геометрии начинается в том возрасте, когда интенсивно должно развиваться математическое мышление детей, когда реальная база для осознания математических абстракций должна быть уже заложена. Поэтому перед изучением систематического курса геометрии с учащимися необходимо проводить большую подготовительную работу, которая и предусмотрена программой “Наглядная геометрия”.

Основные цели курса:

  1. развивать пространственное мышление и математическую культуру
  2. формировать качества личности необходимые человеку в повседневной жизни: умение преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца
  3. максимальное развитие познавательных способностей учащихся

Задачи:

  1. учить ясно и точно излагать свои мысли;
  2. помочь приобрести опыт исследовательской работы;
  3. обеспечить базу математических знаний, достаточную для изучения смежных дисциплин и продолжения образования;
  4. сформировать устойчивый интерес учащихся к предмету;
  5. создание запаса геометрических представлений, которые в дальнейшем должны обеспечить основу для формирования геометрических понятий, идей, методов;
  6. показать роль геометрических знаний в познании мира;
  7. развитие интуиции и геометрического воображения каждого учащегося.

Планируемый уровень подготовки выпускников

Учащиеся должны знать/понимать

  1. роль геометрических знаний в познании мира
  2. простейшие геометрические фигуры
  3. симметрию и зеркальное отражение

Учащиеся должны уметь

  1. разрезать и складывать фигуры
  2. разгадывать простые геометрические головоломки
  3. как измерить и вычислить длину, площадь и объём
  4. различать параллельность и перпендикулярность
  5. складывать простейшие фигуры - оригами

Основное содержание данного предмета не разделено на главы, поэтому оно не рассматривается отдельно, а представлено в календарно-тематическом планировании.

Контрольных работ не запланировано.

Учебно-методический комплект и дополнительная литература

  1. Учебник: «Введение в геометрию 5-6», И. Ф. Шарыгина, Л. Н. Ерганжиевой.
  2. Математика: ежемесячный научно-методический журнал издательства «Первое сентября»
  3. Интернет-ресурсы: электронные образовательные ресурсы из единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/), каталога Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru/): информационные, электронные упражнения, мультимедиа ресурсы, электронные тесты

Расшифровка аббревиатур, использованных в рабочей программе

  1. В столбце «Тип урока»:
  1. К – комбинированный урок (ознакомление с новым материалом, закрепление изученного материала)
  2. ПЗУ – применение знаний и умений
  3. ОСЗ – обобщение и систематизация знаний

  1. В столбце «Вид контроля» (индивидуальное, фронтальное, групповое оценивание):
  1. СП – самопроверка
  2. ВП – взаимопроверка
  3. РК – работа по карточкам
  4. ФО – фронтальный опрос
  5. УО – устный опрос
  6. ИО – индивидуальный опрос

  1. В столбце «Средства обучения»:
  1. ЧИИ – чертёжные измерительные инструменты
  2. ДМ – дидактический материал
  3. НП – наглядные пособия
  4. РМ – раздаточный материал

  1. В столбце «Метод обучения»:
  1. ИР – информационно-развивающий
  2. ПП – проблемно-поисковый
  3. ТР – творчески-репродуктивный
  4. Р - репродуктивный

Календарно-тематическое планирование

I четверть (9 недель по 1 уроку = 9 уроков)

№ урока четв.

№ урока

Дата

пункт

Содержание учебного материала

Тип урока

Вид контроля

Средства обучения

Метод обучения

1

1

1

Первые шаги в геометрии

К

ФО

ВП

СП

ЧИИ

НП

ДМ

РМ

ИР

Р

2

2

2

Пространство и размерность

К

3

3

3

Простейшие геометрические фигуры

К

4

4

4

Конструирование из Т

К

РК

5

5

5

Куб и его свойства

К

ФО

6

6

6

Задачи на разрезание и складывание фигур

К

РК

7

7

7

Треугольник

К

УО

ИР, ПП

8

8

8

Правильные многогранники

9

9

9

Геометрические головоломки

К

РК

ПП

II четверть (7 недель по 1 уроку = 7 уроков)

1

10

10

Измерение длины

К

ИО

ЧИИ

НП

ИР, Р

Р, ПП

2

11

11

Измерение площади и объёма

ФО

3

12

12

Вычисление длины, площади и объёма

К

4

13

13

Окружность

УО

УО, ВП

5

14

14

Геометрический тренинг

К

ИО

РМ

ЧИИ, ДМ

ПП, ТР

6

15

15

Топологические опыты

К

ВП

7

16

16

Задачи со спичками

К

ФО

III четверть (10 недель по 1 уроку = 10 уроков)

1

17

17

Зашифрованная переписка

К

ФО

2

18

18

Задачи, головоломки, игры

К

ФО

ВП

СП

ЧИИ

НП

ДМ

РМ

ИР

Р

3

19

19

Фигурки из кубиков и их частей

4

20

20

Параллельность и перпендикулярность

К

ФО

ИР

5

21

21

Параллелограммы

К

УО

ИР

6

22

22

Координаты, координаты, координаты

ПЗУ

РК

ПП

7

23

23

Оригами

ФО

ИР, Р

8

24

24

Замечательные кривые

К

УО

ВП

ЧИИ

НП

РМ

ИР

ТР

9

25

25

Кривые Дракона

10

26

26

Лабиринты

К

ФО

РМ

ИР, ТР

IV четверть (8 недель по 1 уроку = 8 уроков)

1

27

27

Геометрия клетчатой бумаги

К

ИО

РМ

ТР

2

28

28

Зеркальное отражение

ФО

ЧИИ, НП

3

29

29

Симметрия

ПЗУ

4

30

30

Бордюры

РК

ЧИИ, НП

ИР, ТР

5

31

31

Орнаменты

К

ФО

ЧИИ

ИР

ТР

6

32

32

Симметрия помогает решать задачи

УО

7

33

33

Одно важное свойство окружности

8

34

34

Задачи, головоломки, игры

К

ФО

ЧИИ

ИР, Р