некоторые психолого-педагогические моменты обучения и краткое содержание научно-исследовательской работы выполненной учениками 6 класса
статья по геометрии (6 класс) по теме

Передереева Татьяна Петровна

Некоторые психолого-педагогические моменты  обучения и  краткое содержание   научно-исследовательской работы  выполненной учениками 6 класса:   изучение  площадей изопериметрических фигур, связи их площади и периметра.( с целью развития инициативы, мотивации , творчества обучающихся). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_v_shkolnyy_sbornik.docx23.7 КБ

Предварительный просмотр:

Передереева Татьяна Петровна, учитель математики ГБОУ СОШ №104.

e-mail: tatina-matem@mail.ru

В  статье представлены некоторые психолого-педагогические моменты  обучения и  краткое содержание   научно-исследовательской работы  выполненной учениками 6 класса:   изучение  площадей изопериметрических фигур, связи их площади и периметра.( с целью развития инициативы, мотивации , творчества обучающихся).

 «Заинтересовать детский разум- это одно из основных положений нашей доктрины, и мы ничем не пренебрегаем, чтобы привить учащимся вкус, страсть к учению»  -М.В. Остроградский отметил в брошюре « Размышления о преподавании», вышедшей в 1860 году.[1]

 Потребность в знаниях - это естественное состояние человека Ребенок появляется на свет с радостным любопытством вглядываясь в окружающий мир  и изучая его.

                      С  ожиданием чуда открытий новых знаний, чуда познания мира

маленький человек приходит в школу с огромным желанием учиться. Учиться все, без исключения,   хотят хорошо, все мечтают быть успешными.  Путь к успеху – это наличие  психологического благополучия, возможности и желания много трудиться.     В связи с этим, родители обязаны создать, обеспечить маленькому человеку нормальные условия для жизни и обучения. Требовать от ребенка хорошей учебы без нормального рабочего угла, нормальной доброжелательной, комфортной психологической ситуации в семье невозможно. Ребенок с его фантазиями, страхами и тревогой в некомфортной психологической атмосфере (как, впрочем, и взрослый человек) не в состоянии раскрыть свои возможности и таланты.

У каждого в душе есть огонек, огонек радости жизни. Успех поддерживает его, неудачи закаляют.  У врача есть заповедь – не навреди, у учителя, наверное, не потуши огонь жажды знаний, интереса, любопытства к познанию.

Начальная школа. Первый учитель. Учитель начальной школы – особенный человек. С него начинаются школьная жизнь, школьные годы. Этого учителя помнят все, и не только дети. Во взрослой жизни мы часто возвращаемся в своей памяти к своему первому учителю и тем нравственным началам, которые приобрели на уроках этого человека.

 В начальной школе, в основном, главной задачей является научить ребенка учиться и, если эта задача выполнена успешно, школьные годы и дальнейшее обучение не потеряет своей привлекательности. И прежде всего, научить хорошо читать.

 «Игры - подражание серьезной деятельности… Подражание? Нет, нечто значительно большее и большее и ценнейшее». Я.Корчак.[2]

В начальной школе часто обучение строится в виде занимательной игры, далее элемент познавательной игры постепенно уходит, что, отчасти, снижает мотивацию. Элементы занимательной математики должны присутствовать на уроке.  Должно сохраняться  удивление, восхищение от открытия нового знания.

 Прозвенел звонок. Все смотрят на учителя. Что сейчас он скажет… Разбудят ли слова учителя мысли… Будет ли ответом на слова учителя интерес в глазах учеников и вот это « страстное любопытство», о котором говорил Эйнштейн:  « У меня нет никакого дарования - одно лишь страстное любопытство»- генератор научного прогресса.[3]

 Обучение математике, это  инструмент для воспитания успешного человека,  думающего критически. Обучение предполагает активность с обеих сторон учитель-ученик.  Надо найти источник внутренней мотивации, разбудить и поддержать веру в успех, веру в себя.

Всегда присутствует вопрос, как сделать обучение мотивированным. Мотивация подразумевает следующие черты характера: настойчивость, целеустремленность, уверенность в себе, свободу от переживаний относительно собственной неполноценности, нужен характер.

      Выполнение научно-исследовательской работы  побуждает учащихся к усилиям в приобретении знаний, к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности.  Ребенок на уровне своих знаний делает открытие, активизируется интеллектуальная и эмоциональная деятельность, развиваются целеустремленность, настойчивость, ответственность, индивидуальность. Появляется личная заинтересованность в знаниях, необходимость знаний для жизни.

 Обучение при помощи открытий содержит поощрение в себе самом. Повышает у ребенка чувство компетентности.  Научение путем открытий это « модель маленьких ученых».

 Научно-исследовательская работа ученика представляет собой поиск новых для ребенка знаний под руководством учителя. Составляется план, завершается работа презентацией.

 Шаги научного метода:

  1. Увидеть интересную, полезную в обучении, в перспективе проблему.
  2. Формулировка и пояснение вопроса или задачи.
  3. Подбор примеров, проведение соответствующих наблюдений.
  4. Применение на практике.

Краткое содержание- план научно-исследовательской работы учеников 6 класса « Площади изопериметрических фигур», как вариант обучения математике, знакомства с геометрией.

Идея:

1. Задачи на экстремум появятся в курсе математического анализа, мы решим данные задачи известным нам способом - практическим.

 Греческое слово «изос» означает – равный, речь пойдет о фигурах, имеющих равные периметры. Среди всех рассмотренных фигур, ограниченных замкнутой кривой заданной длины найдем фигуру наибольшей площади.

  1. Цель:

 Решение задачи на экстремум в практическом виде.

Знакомство с историей возникновения задач на экстремум.

Подготовка к решению задач на экстремум в курсе математического анализа и на экзамене.

  1. Этапы работы:
  1. Выбор длины замкнутой линии (периметра).
  2. Поиск в литературе способов построения геометрических фигур с заданными параметрами, формул для расчета площадей рассматриваемых фигур.
  3.  Сбор в литературе информации о появлении задач на экстремум, их практическом использовании.
  4. Расчет длин сторон многоугольников, радиуса окружностей, площадей заданных фигур.
  5. Изображение геометрических фигур с заданными характеристиками.
  6. Сравнение результатов исследований участников проекта.
  7. Оформление выводов проведенного исследования.
  1. Результат:
  1. Решением задачи является круг.
  2. Для треугольников - среди всех треугольников с данным периметром наибольшую площадь имеет правильный треугольник.
  3. Из всех прямоугольных треугольников наибольшую площадь имеет равнобедренный прямоугольный треугольник.
  4. Из всех прямоугольников заданного периметра наибольшую площадь имеет квадрат.
  1. Практическое применение:

Природа выбирает рациональное решение любого вопроса. Многие тела, как естественные в природе, так и созданные  руками человека, имеют круглую или шарообразную форму. Круглыми делают колеса, мячи, батискафы, арены цирка. Форму шара имеют пузырьки газа в жидкости, луна,  планеты, икринки рыб.

  Если в быту потребуется экономия пространств, то выберем правильный путь, используя результаты своих исследований. Выбор для экономии пространства, например,  формы грядки в саду, фундамента при строительстве дома помогут знания, полученные при работе над проектом.

Наша жизнь состоит из встреч и расставаний, хорошо, если  дети, уходя с урока,  ждут новой встречи с учителем.

 Хорошо, если потребность в общении с учителем сохраняется и после выхода из школьных стен.

Список используемой литературы.

  1. Кропотов А.И., Марон И.А. Остроградский и его педагогическое наследие. М.: Учпедгиз, 1961.120 с.
  2. Корчак Я. Как любить ребенка: книга о воспитании. М.: Книга, 1980. 75с.
  3.  Библиотека по психологии [ Электронный ресурс].

http://psycholodylib.ru/ ( дата обращения 01.07.2013)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская работа учащихся 11 класса на тему: "Оценка запыленности воздуха школы и пришкольной территории"

Работа была представлена на региональной научно-практической конференции "Инициатива молодых" в 2011 году и заняла 3 место в секции "Экология"...

Научно - исследовательское общество учащихся начальных классов "Mr.Greenwood Academy"

В презентации раскрыты основные положения НИОУ начальной школы: цели, задачи, структура, тематика исследований....

Методические материалы к практикуму "Как научиться писать научно-исследовательские работы с учениками"

В этом году мы  в педагогическом коллективе договорились объединить имеющийся опыт по написанию научно-исследовательских работ с учениками через занятия  методического практикума. ...

Психолого-педагогическое изучение духовно-нравственной сферы личности учащихся 9-11 классов

Мне всегда было интересно, чем отличаются современные старшеклассники от поколения моих собственных детей (30-ние), от нас, когда мы тоже были школьниками. Какие ориентиры нравственных представлений и...

совместная научно-исследовательская работа (учитель - ученики)

Экологическая культура и школа стоят в тесной взаимосвязи. Перед нами стоит задача: уменьшить пагубное влияние на природу от использования  ПЭТ упаковки....

Психолого-педагогический мониторинг становления "Я – образа" у обучающихся 5-9 классов

laquo;Я – образ» в значительной степени определяет социальную адаптацию личности подростка, является регулятором его поведения и деятельности. Как показывают многочисленные исследования, ...

Программа психолого-педагогического сопровождения ребенка с РАС, при поступлении в первый класс общеобразовательной школы.

Пояснительная записка.Актуальность: В связи с вступлением в силу федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ, в соответствии со статьей 5, пунктом ...