Главные вкладки

    Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы
    рабочая программа (геометрия, 7 класс) по теме

    Воронина Наталья Александровна

    Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rabochaya_programma_geometriya_7_klass.doc173 КБ

    Предварительный просмотр:

    РАССМОТРЕНО

    На заседании школьного методического объединения учителей…………………………………

    Протокол №__ от «___» _______ 20__г

    ПРИНЯТО

    на педагогическом совете №___



    от «___» ________________ 20__г

    УТВЕРЖДАЮ

    Директор школы_______________

    Банникова М.В.


    «___» ___________________ 20__г

    Муниципальное  бюджетное образовательное учреждение

    средняя общеобразовательная школа №79

    Рабочая программа учебного предмета

    ____________геометрия______________

    УМК «_Атанасян_Ш.А.  Геометрия 7-9 »

    7  класс, базовый уровень

    Разработана

    __Ворониной Н. А__

    учителем математики второй

    квалификационной категории

    г.Нижний Новгород

    2013 г.

    Пояснительная записка

    Рабочая программа по _____геометрии_____ составлена на основании следующих нормативных документов:

    • Федеральный государственный общеобразовательный стандарт основного общего образования (Министерство образования и науки Российской Федерации. М. Просвещение. 2011 – 48с (Стандарты второго поколения)
    • Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. Серия: Стандарты второго поколения М: Просвещение. 2011 – 352с.
    • Примерные программы по учебным предметам. Математика 5-9 классы  - 3-е издание, переработанное – М. Просвещение. 2011 – 64с (Стандарты второго поколения)
    • Основная  образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ №79
    • Учебный план МБОУ СОШ №79

    Цели и задачи обучения по предмету «____геометрии____» в __7__ классе

    Цели:

    -овладение системой математических знаний и умений, необходимых в практической деятельности, продолжения образования;

    -приобретение опыта планирования и осуществления алгоритмической деятельности;

    -освоение навыков и умений проведения доказательств, обоснования  выбора решений;

    -приобретение умений ясного и точного изложения мыслей;

    -развить пространственные представления и умения, помочь освоить основные факты и методы планиметрии;

    -научить пользоваться геометрическим языком для описания предметов.

    Задачи обучения:

    -ввести основные геометрические понятия, научить различать их взаимное расположение;

    -научить распознавать геометрические фигуры и изображать их;

    -ввести понятия: теорема, доказательство, признак, свойство;

    -изучить все о треугольниках (элементы, признаки равенства);

    -изучить признаки параллельности прямых и научить применять их при решении задач и доказательстве теорем;

    -научить решать геометрические задачи на доказательства и вычисления;

    -подготовить к дальнейшему изучению геометрии в последующих классах.

    Контрольные работы направлены на проверку уровня базовой подготовки учащихся, а также на дифференцированную проверку владения формально-оперативным математическим аппаратом, способность к интеграции знаний по основным темам курса.  

    Общая характеристика учебного курса

    Геометрия — один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

    Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими фигурами и их свойствами.

    Распределение часов по данному учебному курсу

    На изучение геометрии в 7 классе отводится 2 часа в неделю, всего – 52 часов .

    Из них: контрольные уроки – 5 часов.

    Количество часов для контроля

    за выполнением практической части программы

    I четверть

    II четверть

    III четверть

    IV четверть

    За год

    Самостоятельная работа

    Контрольная работа

    Итого:

    Межпредметные (метапредметные) связи на уроках геометрии

       Программа обеспечивает достижение следующих результатов:

            

    личностные:

    1. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
    2. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
    3. формирование коммуникативной компетентности в  общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
    4. умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
    5. критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
    6. креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении геометрических задач;
    7. умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
    8. способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;

    метапредметные:

    1. умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
    2. умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
    3. умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
    4. осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовых связей;
    5. умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
    6. умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
    7. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способу работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; слушать партнера; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
    8. формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
    9. первоначальные представления об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
    10. умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
    11. умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
    12. умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
    13. умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
    14. умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
    15. понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
    16. умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
    17. умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

    предметные:

    1. овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
    2. умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
    3. овладение навыками  устных, письменных, инструментальных вычислений;
    4. овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
    5. усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне – о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
    6. умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров геометрических фигур (треугольника);
    7. умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использование при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.

    Особенности организации учебного процесса по предмету:

      используемые формы, методы, средства  обучения

    Предусматривается применение следующих формы обучения:

    1. традиционная классно-урочная
    2. игровые технологии
    3. элементы проблемного обучения
    4. здоровьесберегающие технологии
    5. применение ИКТ

    Средства обучения:

    • для учащихся: учебники,  демонстрационные таблицы, раздаточный материал (карточки, тесты), мультимедийные дидактические средства;
    • для учителя: книги, методические рекомендации, поурочное планирование, компьютер (Интернет).

    Используемые виды и формы контроля

    Виды контроля:

    • вводный,
    • текущий,
    • тематический,
    • итоговый,
    • комплексный

    Формы контроля:

    - проверочные самостоятельные работ,  

    - тестирование,

    - практические работы.

    Используемый  учебно-методический комплект

    1. Геометрия: 7 – 9. Учебник для общеобразовательных учреждений. / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев,     Э.Г.Позняк, И.И. Юдина. / М.: Просвещение, 2009 – 384 с.: ил.  

    2. Зив Б.Г. Геометрия. Дидактические материалы. 7 кл. / Б.Г.Зив, В.М.Мейлер. – 16-е изд. - М.: Просвещение, 2010. -127 с.: ил.

    3. Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: метод. рекомендации: кн. для учителя / Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, Ю.А.Глазков и др. - М.: Просвещение, 2011.

    4. Мищенко Т.М. Геометрия. Тематические тесты. 7 класс / Т.М.Мищенко, А.Д.Блинков. – 3-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – 80 с.

    5. Обучение решению задач как средство развития учащихся: Из опыта работы: Методическое пособие для учителя.- Киров: Изд-во ИУУ, 1999 – 100 с.


    Приложение 3

    ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ

    Содержание  рабочей программы

    № п/п

    Название темы

    Необходимое количество часов для ее изучения

    Основные изучаемые вопросы темы (краткое содержание)

    Глава I. Начальные геометрические сведения

    11

    Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок, луч, угол. Понятие равенства геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина отрезка. Измерение углов, градусная мера угла. Смежные и вертикальные углы, их свойства. Перпендикулярные прямые.

    Глава II. Треугольники

    18

    Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Задачи на построение с помощью циркуля и линейки.

    Глава III. Параллельные прямые

    8

    Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.

    Глава IV. Соотношения между сторонами и углами треугольника

    14

    Сумма углов треугольника. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Прямоугольные треугольники, их свойства и признаки равенства. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построение треугольника по трем элементам.

    Повторение

    6

    Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс геометрии 7 класса.


    Учебно-тематический план

    № п/п

    Наименование разделов и тем

    Всего

    часов

    В том числе на:



    Контрольные работы

    Примерное количество часов на самостоятельные работы учащихся

    Уроки

    лабораторно-практические работы

    Глава I. Начальные геометрические сведения

    7

    1

    Глава II. Треугольники

    14

    1

    Глава III. Параллельные прямые

    9

    1

    Глава IV. Соотношения между сторонами и углами треугольника

    5

    2

    Повторение

    6

    1

    Итого:


    Календарно–тематическое планирование

     №

    Наименование раздела программы

    Тема урока
     

    Кол-во

    часов

    Дата

    Форма урока

    Характеристика деятельности обучающихся

    по плану

    Факти-чески

    1

    Тема 1. Начальные геометрические сведения

    Занятие 1.1. Прямая, отрезок. Луч, угол.

    1

    04.09

    Занятие 1.2 Сравнение отрезков и углов.

    1

    06.09

    Занятие 1.3 Измерение отрезков.

    1

    11.09

    Занятие 1.4 Измерение углов.

    1

    13.09

    Занятие 1.5 Перпендикулярные  прямые.

    1

    18.09

    Занятие 1.6 Решение задач.

    1

    20.09

    Занятие 1.7 Контрольная работа № 1.

    1

    25.09

    2

    Тема 2. Треугольники

    Занятие 2.1 Треугольники.

    1

    27.09

    Занятие 2.2 Первый признак равенства треугольников.

    1

    02.10

    Занятие 2.3 Решение задач на применение первого признака равенства треугольников.

    1

    04.10

    Занятие 2.4 Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника

    1

    09.10

    Занятие 2.5 Свойства равнобедренного треугольника.

    1

    11.10

    Занятие 2.6 Решение задач по теме «Равнобедренный треугольник»

    1

    16.10

    Занятие 2.7 Второй признак равенства треугольников.

    1

    18.10

    Занятие 2.8 Третий признак1равенства треугольников.

    1

    23.10

    Занятие 2.9 Решение задач на применение II и III признаков равенства треугольников.

    1

    25.10

    Занятие 2.10 Окружность. Построения циркулем и линейкой.

    1

    30.10

    Занятие 2.11 Построения циркулем и линейкой.

    1

    08.11

    Занятие 2.12 Задачи на построение.

    1

    13.11

    Занятие 2.13 Задачи на применения признаков равенства треугольников.

    1

    15.11

    Занятие 2.14 Контрольная работа № 2

    1

    20.11

    3

    Тема 3. Параллельные прямые

    Занятие 3.1  Определение параллельных прямых. Признаки параллельности двух прямы.

    1

    22.11

    Занятие 3.2 Признаки параллельности прямых.

    1

    27.11

    Занятие 3.3 Решение задач по теме «Признаки параллельности прямых».

    1

    29.11

    Занятие 3.4 Аксиомы. Аксиома о параллельных прямых.

    1

    04.12

    Занятие 3.5 Свойства параллельных прямых.

    1

    06.12

    Занятие 3.6 Решение задач.

    1

    11.12

    Занятие 3.7 Решение задач по теме «Параллельные прямые».

    1

    13.12

    Занятие 3.8 Решение задач по теме «Параллельные прямые».

    1

    18.12

    Занятие 3.9 Контрольная работа № 3

    1

    20.12

    4

    Тема 4. Соотношения между  сторонами и углами треугольника

    Занятие 4.1 Теорема о сумме углов треугольника.

    1

    25.12

    Занятие 4.2 Внешний угол треугольника. Теорема о внешнем угле треугольника.

    1

    27.12

    Занятие 4.3 Теорема о соотношениях между сторонами и углами треугольника.

    1

    15.01

    Занятие 4.4 Неравенство треугольника.

    1

    17.01

    Занятие 4.5 Решение задач по теме «Соотношение между углами и сторонами треугольника»

    1

    22.01

    Занятие 4.6 Контрольная работа № 4.

    1

    24.01

    Занятие 4.7 Некоторые свойства прямоугольных треугольников.

    1

    29.01

    Занятие 4.8 Признаки равенства прямоугольных треугольников.

    1

    31.01

    Занятие 4.9 Решение задач по теме «Прямоугольные треугольники»

    1

    05.02

    Занятие 4.10 Прямоугольный треугольник. Решение задач.

    1

    07.02

    Занятие 4.11 Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми.

    1

    12.02

    Занятие 4.12 Построение треугольника по трем элементам.

    1

    14.02

    Занятие 4.13 Построение треугольника по трем элементам.

    1

    19.02

    Занятие 4.14 Задачи на построение.

    1

    21.02

    Занятие 4.14 Свойства прямоугольных треугольников. Решение задач.

    1

    26.02

    Занятие 4.15 Контрольная работа № 5.

    1

    28.02

    5

    Тема 5. Повторение

    Занятие 5.1 Повторение: Измерение отрезков и углов.

    1

    05.03

    Занятие 5.2 Повторение: перпендикулярные прямые.

    1

    07.03

    Занятие 5.3 Повторение: Треугольники.

    1

    12.03

    Занятие 5.4 Повторение: Параллельные прямые.

    1

    14.03

    Занятие 5.5 Подготовка к контрольной работе.

    1

    19.03

    Занятие 5.6 Контрольная работа № 6

    1

     


    Основные требования к уровню знаний и умений учащихся

    по  геометрии    к концу 7  класса

    Обучающиеся должны знать:

            знать/понимать

    • существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
    • существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
    • как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
    • как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
    • как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
    • вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
    • каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
    • смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;

            уметь

    • пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
    • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
    • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
    • вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
    • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический аппарат, идеи симметрии;
    • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;

    использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    • описания реальных ситуаций на языке геометрии;
    • расчетов, включающих простейшие формулы;
    • решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
    • построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

    Ресурсное обеспечение программы

    1. Геометрия: 7 – 9. Учебник для общеобразовательных учреждений. / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев,     Э.Г.Позняк, И.И. Юдина. / М.: Просвещение, 2009 – 384 с.: ил.  

    2. Зив Б.Г. Геометрия. Дидактические материалы. 7 кл. / Б.Г.Зив, В.М.Мейлер. – 16-е изд. - М.: Просвещение, 2010. -127 с.: ил.

    3. Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: метод. рекомендации: кн. для учителя / Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, Ю.А.Глазков и др. - М.: Просвещение, 2011.

    4. Мищенко Т.М. Геометрия. Тематические тесты. 7 класс / Т.М.Мищенко, А.Д.Блинков. – 3-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – 80 с.

    5. Печатные пособия (наглядные средства – таблицы).

    6. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:

            а) раздаточный материал для практических и лабораторных работ,

            б) модели геометрических плоских и пространственных фигур.

    7. Медиаресурсы.

    8. Технические средства обучения:

            а) компьютер;

            б) медиапроектор;

            в) интерактивная доска;

            г) магнитная доска;

            д) доска с координатной плоскостью.

    9. Информационные средства (Интернет-ресурсы):

    http://window.edu.ru/window/library/

    http://www.problems.ru/

    http://kvant.mirrorl.mccme.ru/

    http://www.etudes.ru/

    http://fcior.edu.ru/

    http://school-collection.edu.ru/

    учебные мультимедийные пособия,

    презентации, подготовленные учителем

    и т.д.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по геометрии 8 класс Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и другие

    Пояснительная записка   Данная рабочая программа разработана на основе:·        Федерального Закона Российской Федерации «Об образовании в РФ...

    Рабочая программа по геометрии 9 класс Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и другие

    Пояснительная запискаДанная рабочая программа разработана на основе:·        Федерального Закона Российской Федерации «Об образовании в РФ» № 273 ...

    Рабочая программа по геометрии 7 класс ФГОС к учебнику «Геометрия 7-9 классы» Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.

    Рабочая программа по геометрии содержит в себе цели, задачи предмета на данном этапе изучения. Включает в себя календарный график и тематическое планирование. Рассчитана на 2 урока в неделю, то есть 6...