Главные вкладки

    Рабочая программа элективного курса «Геометрические задачи на экзаменах» в 9 классе
    рабочая программа по геометрии (9 класс) на тему

    Романова Ольга Петровна

    Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 9-го класса (базовый уровень) и реализуется с учетом требований к оснащению образовательного процесса, в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования. Программа составлена на основе авторской программы А.Х. Шахмейстера «Геометрические задачи на экзаменах. Часть 1. Планиметрия». СПб.: «Петроглиф», 2011.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon geometricheskie_zadachi_na_ekzamenakh.doc107 КБ

    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка

    Рабочая  программа элективного курса «Геометрические задачи на экзаменах» в 9 классе  составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

    Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 9-го класса (базовый уровень) и реализуется с учетом требований к оснащению образовательного процесса, в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования на основе следующих документов:

    1. Государственный стандарт основного общего образования по математике.
    2. Авторская программа А.Х. Шахмейстера «Геометрические задачи на экзаменах. Часть 1. Планиметрия». СПб.: «Петроглиф», 2011.
    3. Базисный учебный план на 2013 -2014 учебный год.
    4. Инструктивно-методическое письмо «О преподавании предмета «Математика» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2013-2014 учебном году».

             Геометрия формирует абстрактное, модельное мышление, развивает математическую интуицию и формирует логику интеллекта, как высший этап его развития, формирует эстетику математики, развивает логику доказательств, последовательность интеллектуальных операций, что делает этот предмет, при всей его сложности, мотивационно востребуемым и важным.

             Предметом данного элективного курса является достаточно сложный раздел школьной программы – планиметрия. Геометрия - наиболее уязвимое звено школьной математики. Это связано как с обилием различных типов геометрических задач, так и с многообразием приемов и методов их решения. Как показывает практика, геометрические задачи вызывают наибольшие затруднения у учащихся. Итоги экзаменов показывают, что учащиеся плохо справляются с этими заданиями или вообще не приступают к ним. Традиционно сложившийся школьный курс геометрии устроен так, что учащиеся большей частью заняты изучением конкретной темы и решением задач по этой теме. Поэтому можно выделить следующие недостатки в подготовке выпускников:

    • формальное усвоение теоретического содержания курса геометрии;
    • неумение использовать изученный материал в ситуации, которая

    отличается от стандартной.

    Большинство геометрических задач требуют применения разнообразных теоретических знаний, доказательства утверждений, справедливых лишь при определенном расположении фигуры, применение комплекса различных формул. Назрела необходимость «мозаику» тем сложить в единую «картину» геометрии, призванную помочь ученику систематизировать материал по методам решения задач, по уровню их сложности и степени стандартности.

            Приобрести навык в решении задач можно, лишь решив достаточно большое их количество.

     Отведённого программой количества часов недостаточно, чтобы охватить огромный объём теоретического и практического материала по геометрии. Всё вышесказанное свидетельствует о необходимости введения дополнительного практикума по решению планиметрических задач.

    Целями данного курса являются:

    • расширение кругозора учащихся, повышение мотивации к изучению предмета;
    • стимулирование познавательного интереса, развитие творческих способностей;
    • закрепление теоретических знаний и развитие практических навыков и умений;
    • развитие графической  культуры учащихся, геометрического воображения и логического мышления;
    • знакомство учащихся с методами решения различных по формулировке нестандартных задач.

    Для достижения поставленных целей в процессе обучения решаются следующие задачи:

    • обобщить, систематизировать, углубить знания учащихся по планиметрии;
    • сформировать умения применять полученные знания при решении «нетипичных», нестандартных задач;
    • побуждать желание выдвигать гипотезы о неоднозначности решения и аргументировано доказывать их;
    • формировать навыки работы с дополнительной научной литературой и другими источниками информации;
    • научить учащихся применять аппарат алгебры к решению геометрических задач.

    Изучение программного материала дает возможность учащимся:

    владеть компетенциями:

    • познавательной;
    • информационной;
    • коммуникационной;
    • рефлексивной.
    • осознать, что геометрические формы являются идеализированными образами реальных объектов;
    • научиться использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
    • получить представления о некоторых областях применения геометрии в быту, науке, технике, искусстве;
    • приобрести опыт применения аналитического аппарата (алгебраические уравнения и др.) для решения геометрических задач.

    Курс предназначен для учащихся 9 классов основных общеобразовательных учреждений, реализующих предпрофильную подготовку. Рассчитан на 17 часов аудиторного времени, по одному часу в неделю во втором полугодии.

    Название учебно-методического комплекта:

    Авторская программа А.Х. Шахмейстера «Геометрические задачи на экзаменах. Часть 1. Планиметрия». СПб.: «Петроглиф», 2011.

    Изменения, внесенные рабочую  программу.

    Авторское тематическое планирование рассчитано на 20 часов. Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации данная рабочая программа рассчитана на 17 часов из расчета 1 час в неделю.

    Количество учебных часов:

    Тематическое планирование составлено в соответствии с авторской программой: 1 ч в неделю во втором полугодии, всего 17 часов.

    Формы организации учебного процесса 

    Учебный процесс ориентирован на рациональное сочетание устных и письменных видов работы, как при изучении теории, так и при решении задач. Внимание направлено на развитие речи учащихся, формирование у них навыков умственного труда – планирование своей работы, поиск рациональных путей ее выполнения, критическую оценку результатов.

    При организации учебного процесса будет обеспечена последовательность изучения учебного материала: новые знания опираются на недавно пройденный материал; обеспечено поэтапное раскрытие тем с последующей реализацией; закрепление в процессе практикумов и деловых игр, тренингов.

    Система уроков условна, но все же выделяются следующие виды:

    Урок-лекция. Предполагаются  совместные усилия учителя и учеников для решения общей проблемной познавательной задачи.  

    Урок-практикум. На уроке учащиеся работают над различными заданиями в зависимости от своей подготовленности. Виды работ могут быть самыми разными: письменные исследования,  решение различных задач, изучение свойств различных функций, практическое применение различных методов решения задач.  

    Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида. 

    Урок-самостоятельная работа.  Предлагаются разные виды самостоятельных работ.

    Формы работы соответствуют содержанию заданий. Для передачи теоретического материала наиболее эффективна школьная лекция, сопровождающаяся беседой с учащимися. Для закрепления материала проводятся семинары по обсуждению теории и решению математических задач. Значительное место отводится самостоятельной математической деятельности учащихся – решению задач, проработке теоретического материала, подготовке сообщений.

    Установление степени достижения учащимися промежуточных и итоговых результатов производится на каждом занятии благодаря использованию практикумов, самостоятельных работ, тестов, консультаций.

    Формами итоговой аттестации учащихся являются составленные индивидуальные  решебники  «Геометрические задачи на экзаменах. Планиметрия».

    Требования к уровню подготовки учащихся 

    В результате изучения курса ученик должен:

    знать:

    • ключевые теоремы и формулы курса планиметрии;
    • знать свойства геометрических фигур и уметь применять их при решении задач;
    • знать опорные задачи планиметрии: задачи – факты и задачи – методы;

    уметь:

    • построить хороший, грамотный чертеж;
    • грамотно читать математический текст, правильно анализировать условие задачи;
    • выбирать наиболее рациональный метод решения и обосновывать его;
    • точно и грамотно формулировать теоретические положения и излагать собственные рассуждения в ходе решения заданий;
    • уверенно решать задачи на вычисление, доказательство и построение;
    • применять аппарат алгебры и тригонометрии к решению геометрических задач;
    • применять свойства геометрических преобразований к решению задач.
    • использовать возможности компьютера (работа в среде «Живая математика»), Интернета (например, работа с тестами http://uztest.ru).

    № урока

    Содержание материала

    Кол-во часов

    Технология
    реализации

    Дата проведения

    Примечание

    план

    факт

    1

    Признаки равенства треугольников. Параллельные прямые.

    1

    Лекция, практикум

    14.01

    2

    Медианы, биссектрисы, высоты треугольника и их свойства.

    1

    Лекция, практикум

    21.01

    3

    Четырехугольники: параллелограмм, ромб, прямоугольник, квадрат, свойства и признаки.

    1

    Лекция, практикум

    28.01

    4

    Решение задач на доказательство.

    1

    Лекция, практикум

    04.02

    5

    Решение задач на доказательство.

    1

    Беседа, практикум.

    11.02

    6

    Моделирование условий. Решение задач.

    1

    Беседа, практикум.

    18.02

    7

    Моделирование условий. Решение задач.

    1

    Беседа, практикум.

    25.02

    8

    Решение задач на доказательство. Моделирование условий.

    1

    Семинар, практикум, тестирование

    04.03

    9

    Теорема Фалеса, подобие. 

    1

    Лекция, практикум

    11.03

    10

    Окружность и прямая, вписанные и центральные углы.

    1

    Лекция, практикум

    18.03

    11

    Свойства касательных к окружности, треугольник и окружность.

    1

    Лекция, практикум

    08.04

    12

    Признаки подобия треугольников, подобие различных фигур.

    1

    Лекция, практикум

    15.04

    13

    Признаки подобия треугольников, подобие различных фигур.

    1

    Лекция, практикум

    22.04

    14

    Практикум 1. Решение задач.

    1

    Беседа, практикум.

    29.04

    15

    Практикум 1. Решение задач.

    1

    Беседа, практикум.

    06.05

    16

    Практикум 2. Решение задач.

    1

    Беседа, практикум.

    13.05

    17

    Практикум 2. Решение задач.

    1

    Семинар, практикум, тестирование

    20.05

    Календарно-тематическое планирование

    Содержание программы учебного предмета

    Треугольники и параллелограммы. Признаки равенства треугольников. Параллельные прямые. Медианы, биссектрисы, высоты треугольника и их свойства. Четырехугольники: параллелограмм, ромб, прямоугольник, квадрат, свойства и признаки.

    Задачи на доказательство. Моделирование условий.  Решение задач на доказательство.

    Теорема Фалеса, подобие. Окружность и прямая, вписанные и центральные углы, свойства касательных к окружности, треугольник и окружность. Признаки подобия треугольников, подобие различных фигур.

    Практикум.  Решение задач.

    Формы и средства контроля

    Формы контроля знаний, умений, навыков:

    • наблюдение;
    • беседа;
    • фронтальный опрос;
    • устный опрос;
    • собеседование;
    • практикум;
    • самостоятельная работа;
    • тесты.

    Формы промежуточной аттестации: самостоятельные работы,  тест.

    Итоговая аттестация предусмотрена в виде выполнения проекта.

    Материал для самостоятельных работ:

    • Авторская программа А.Х. Шахмейстера «Геометрические задачи на экзаменах. Часть 1. Планиметрия». СПб.: «Петроглиф», 2011.

    Материалы для тестирования:

    • Геометрия. Тематические тесты. 9 класс. Мищенко Т.М. – М.: Просвещение, 2008.
    • Геометрия. Дидактические материалы. 9 класс / Б.Г. Зив, В.М. Мейлер. – М.: Просвещение, 2009.

    Перечень учебно-методических средств обучения

    1. Авторская программа А.Х. Шахмейстера «Геометрические задачи на экзаменах. Часть 1. Планиметрия». СПб.: «Петроглиф», 2011.
    2. Геометрия. Тематические тесты. 9 класс. Мищенко Т.М. – М.: Просвещение, 2008.
    3. Геометрия. Дидактические материалы. 9 класс / Б.Г. Зив, В.М. Мейлер. – М.: Просвещение, 2009.

    Сайты Интернет:

    Лабораторно-практическое  оборудование

    1. Линейка, транспортир, циркуль, угольники.
    2. Компьютер, проектор.
    3. Тематические таблицы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа элективного курса "Решение задач с параметром" (10 класс)

    К программе элективного курса прилагаются дидактические материалы для занаятий....

    Учебная программа элективного курса «Решение задач по географии»( 9 класс)

    Одним из важнейших требований к географическому образованию в современных условиях является овладение учащимися практическими умениями и навыками.Предлагаемый факультативный курс направлен на бо...

    Рабочая программа элективного курса "Решение задач по физике" 9 класс

    В рамках данного курсв рассматриваются нестандартные подходы к решению физических задач, овладение которыми поможет в подготовке к ГИА....

    Рабочая программа элективного курса "Избранные задачи по математике" (11 класс)

                                   Элективные курсы«Избранные задачи по математике»(учебный курс профильной подготовк...

    элективный курс химия «Подготовка к экзамену» 9 класс

    Программа рассчитана на 34 часа. Каждая тема предусматривает различныеформы и методы работы: индивидуальная, групповая, дифференцированная.Элективный курс является необходимой частью профильного обуче...

    Элективный курс "Решение задач нестандартного типа", 7 класс

    Элективный курс «Решение задач нестандартного типа» рассчитан на 34 часа (1 час в неделю) для работы с учащимися 7 классов и предусматривает повторное и параллельное с основным предметом «Математика -...

    Рабочая программа элективного курса "Геометрические задачи с практическим содержанием" для 9 класса

    Данный практикум решения геометрических задач направлен на развитие математического кругозора, творческих способностей учащихся, на привитие навыков самостоятельной работы и тем самым на повышение кач...