Рабочая программа элективного курса "Геометрические задачи с практическим содержанием" для 9 класса
рабочая программа по геометрии (9 класс)

Захарова Ольга Владимировна

Данный практикум решения геометрических задач направлен на развитие математического кругозора, творческих способностей учащихся, на привитие навыков самостоятельной работы и тем самым на повышение качества математической подготовки учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                                 Бобровская средняя общеобразовательная школа №2

 «Утверждаю»    

                                                                                  Директор школы

___________Н.И. Гайворонская

                                           

                                                                         Приказ №64 от 01.09. 2017 г

«Согласовано»

 Зам. директора по НМР

 ________ М.А.Корикова

Принято на заседании педагогического совета

Протокол № 7 от 30.08. 2017 г.

Рабочая программа

элективного курса

«Геометрические задачи

с практическим содержанием»

для 9 класса

учителя

Захаровой Ольги Владимировны 

на 2017-2018 учебный год

                                             Пояснительная записка

   Рабочая программа элективного курса «Геометрические задачи с практическим содержанием» составлена на основе нормативных правовых актов и инструктивно – методических документов:

1.Закон № 273-ФЗ от 29.12.12 г. « Об образовании РФ»;

2.Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы Сан-Пин 2.4.2.2821-10 « Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993;

3.Методические рекомендации по формированию учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих основную образовательную программу основного общего образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования;

4.Разъяснения по отдельным вопросам применения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования ФГОС ООО от 29.05.2015г. №80-11/4360

5.Приказ Министерства образования и науки РФ №1897 от 17.12.2010г. (зарегистрировано  Минюстом России 01.02.2011 г., регистрационный номер 19644) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

    6.Приказ Министерства образования и науки РФ  №1644 от 29.12.2014г.        (зарегистрировано  Минюстом России  06.02.2015г., регистрационный  номер №35915) о внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

     7. Приказ №253 от 31.03.2014 г. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

8. Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 31.12.2015 №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 17 декабря 2010 г. №1897».

Место предмета в учебном плане

Решение геометрических задач как ничто другое заставляет мыслить, рассуждать, а значит, развивает логическое мышление, сообразительность, способствует уровню математической грамотности.

Именно поэтому, данный практикум решения геометрических задач направлен на развитие математического кругозора, творческих способностей учащихся, на привитие навыков самостоятельной работы и тем самым на повышение качества математической подготовки учащихся.

Данный курс предназначен для учащихся 9 класса, которым предстоит сдача экзамена по математике в форме ГИА.  В демоверсии работы по математике ГИА содержатся задачи по геометрии обязательного и повышенного уровня сложности. Они требуют от ученика умения анализировать ситуацию, увидеть знакомые свойства фигур в непривычном их расположении, составить план решения.

Курс "Практикум решения геометрических задач" призван помочь учащимся восполнить недостатки в навыках решения задач.

Следует отметить одну особенность систематического курса школьной геометрии, в известной форме затрудняющего процесс обучения решению геометрических задач. Учащиеся большей частью заняты изучением конкретной темы и решением задач по этой теме. Времени на то, чтобы прорешать задачи по всей геометрии в целом практически не остается. В отличие от школьного курса, последовательность изучения задачного материала в данном курсе определяется уровнем сложности задач и степенью стандартности.

Курс дает ученику возможность проработать сразу со всей планиметрией, освоить ее в целом, а не отдельные темы.

Цели курса:

  • систематическое изучение свойств геометрических фигур на плоскости, формирование пространственных представлений;
  • формирование математического стиля мышления, проявляющегося в умении проявлять такие умозаключения как анализ, систематизация, абстрагирование, аналогия;
  • формирование умения решать геометрические задачи;
  • формирование понимания диалектической взаимосвязи математики и действительности, понимание красоты и изящества математических рассуждений, восприятие геометрических форм.

Разработанный курс направлен на решение следующих задач:

  • обеспечить прочное и осознанное овладение учащимися системой геометрических знаний;
  • выявление и развитие математических способностей, ориентация на профессии, существенным образом связанные с математикой;
  • подготовка к экзаменам.

                                                          Содержание курса.

  1. Важные понятия планиметрии Логическое строение курса геометрии. Измерение отрезков. Геометрические места точек. Задачи на построение. Пропорции. Правильные многоугольники и их части. Пифагоровы тройки. Данные и произвольные элементы в задаче. Чертеж и дополнительные построения. Прямые и обратные теоремы. Необходимые и достаточные условия.
  2. Задачи-теоремы. Окружность (хорды, касательные, углы). Треугольник (высоты, медианы, биссектрисы). Окружность и треугольник. Окружность и четырехугольник. Четырехугольник. Средние пропорциональные отрезки.
  3. Методы решения задач. Введение вспомогательных отрезков и углов. Введение вспомогательной площади. Введение вспомогательной окружности. Применение геометрических преобразований. Применение тригонометрии. Задачи геометрические и алгебраические. Применение идеи обратного хода.  Применение принципа Дирихле.
  4. Поиск решений. Анализ и синтез. Эвристические идеи, общематематические идеи. Разные решения одной задачи. Одно решение разных задач.
  5. Применение нескольких задач-теорем. Задачи для самостоятельного решения.
  6. Координаты и векторы. Координатный метод. Векторный метод. Множества точек плоскости.

Календарно - тематическое планирование

   

Раздел тема

Кол-во часов

дата проведения

по плану

фактически

1

Нахождение расстояний. Применение теоремы Пифагора.

1

2

Нахождение расстояний. Применение теоремы Пифагора.

1

3

Нахождение расстояний. Применение теоремы Пифагора.

1

4

Задачи на нахождение   углов.

1

5

Задачи на нахождение   углов.

1

6

Задачи, сводящиеся  к нахождению длин дуг окружности.

1

7

Задачи, сводящиеся  к нахождению длин дуг окружности.

1

8

Нахождение расстояний до недоступных объектов с использованием подобия

1

9

Нахождение расстояний до недоступных объектов с использованием подобия

1

10

Нахождение расстояний и углов с использованием табличных значений тригонометрических функций.

1

11

Нахождение расстояний и углов с использованием табличных значений тригонометрических функций.

1

12

Нахождение площадей плоских фигур  и площадей поверхностей пространственных фигур

1

13

Нахождение площадей плоских фигур  и площадей поверхностей пространственных фигур

1

14

Задачи на нахождение объемов пространственных фигур

1

15

Задачи на нахождение объемов пространственных фигур

1

16

Обобщающий урок. Тестирование.

1

17

Обобщающий урок. Тестирование

1

итог        

17

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Геометрия: учебник для 7-9 классов средней школы. Атанасян А.С., Бутузов В.Ф. и др. М-Просвещение 2010
  2. Задачи к урокам геометрии 7-9 классов. Зив Б.Г. С-Петербург 2009
  3. Геометрия в таблицах7-9 классы. Звавич Л.И., Рязановский А.Р М-Дрофа 2009
  4. Решение задач. Учебное пособие для 10 класса общеобразовательных учреждений. Шарыгин И.Ф. М-Просвещение 1994
  5. Математическое открытие Пойа Д М-Наука 1976
  6. Учись решать задачи Колягин О.М., Оганесян В.А. М-Просвещение 1980
  7. Задачи по планиметрии и методы их решения. Готман Э.Г. М-Просвещение 1996
  8. Сборник задач по математике для поступающих в ВУЗы. Сканави М.И.

М-Мир образования 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по математике для 10 класса "Задачи с параметрами"

Понятие параметра является математическим понятием, которое часто используется в школьном курсе математики и в смежных дисциплинах. ...

Рабочая программа элективного курса по математике в 10 классе "Решение текстовых задач"

Рабочая программа элективного курса по математике в 10 классе "Решение текстовых задач"...

Рабочая программа Элективного курса по математике в 9 классе "Решение нестандартных задач"

Данный курс на современном этапе обучения является актуальным в связи с введением в российскую практику новой модели государственной итоговой аттестации и в связи с введением в старшей школе профильно...

Рабочая программа элективного курса по математике в 11 классе «Решение текстовых задач» (ЕГЭ)

Главная цель предлагаемой программы заключается не только в подготовке к вступительному экзамену, и в овладении определённым объём знаний, готовых методов решения нестандартных задач, но и в том, чтоб...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по химии в 9 классе «Химия в задачах» на 2017 – 2018 учебный год

Программа курса: « Химия в задачах»  способствует  формированию основ химических знаний, является фундаментом для   дальнейшего совершенствования химических знаний в ст...

Рабочая программа элективного курса по физике в 10 классе "Механика в задачах"

Аннотация к элективному курсу по физике «Механика в задачах» в 10 классе Рабочая программа элективного курса по физике «Механика в задачах» для 10 класса составлена на осн...

Рабочая программа элективного курса «Задачи повышенной сложности на уроках математики». 9 класс. ФГОС.

Предлагаемый  элективный курс по профильной подготовке учащихся 9 классов посвящен изложению некоторых тем из курса математики, которые вызывают в учащихся затруднения. Уравнения и неравенства, с...