Рабочая программа элективного курса "Геометрические задачи с практическим содержанием" для 9 класса
рабочая программа по геометрии (9 класс)
Данный практикум решения геометрических задач направлен на развитие математического кругозора, творческих способностей учащихся, на привитие навыков самостоятельной работы и тем самым на повышение качества математической подготовки учащихся.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Бобровская средняя общеобразовательная школа №2
«Утверждаю»
Директор школы
___________Н.И. Гайворонская
Приказ №64 от 01.09. 2017 г
«Согласовано»
Зам. директора по НМР
________ М.А.Корикова
Принято на заседании педагогического совета
Протокол № 7 от 30.08. 2017 г.
Рабочая программа
элективного курса
«Геометрические задачи
с практическим содержанием»
для 9 класса
учителя
Захаровой Ольги Владимировны
на 2017-2018 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Геометрические задачи с практическим содержанием» составлена на основе нормативных правовых актов и инструктивно – методических документов:
1.Закон № 273-ФЗ от 29.12.12 г. « Об образовании РФ»;
2.Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы Сан-Пин 2.4.2.2821-10 « Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993;
3.Методические рекомендации по формированию учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих основную образовательную программу основного общего образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования;
4.Разъяснения по отдельным вопросам применения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования ФГОС ООО от 29.05.2015г. №80-11/4360
5.Приказ Министерства образования и науки РФ №1897 от 17.12.2010г. (зарегистрировано Минюстом России 01.02.2011 г., регистрационный номер 19644) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
6.Приказ Министерства образования и науки РФ №1644 от 29.12.2014г. (зарегистрировано Минюстом России 06.02.2015г., регистрационный номер №35915) о внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
7. Приказ №253 от 31.03.2014 г. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
8. Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 31.12.2015 №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 17 декабря 2010 г. №1897».
Место предмета в учебном плане
Решение геометрических задач как ничто другое заставляет мыслить, рассуждать, а значит, развивает логическое мышление, сообразительность, способствует уровню математической грамотности.
Именно поэтому, данный практикум решения геометрических задач направлен на развитие математического кругозора, творческих способностей учащихся, на привитие навыков самостоятельной работы и тем самым на повышение качества математической подготовки учащихся.
Данный курс предназначен для учащихся 9 класса, которым предстоит сдача экзамена по математике в форме ГИА. В демоверсии работы по математике ГИА содержатся задачи по геометрии обязательного и повышенного уровня сложности. Они требуют от ученика умения анализировать ситуацию, увидеть знакомые свойства фигур в непривычном их расположении, составить план решения.
Курс "Практикум решения геометрических задач" призван помочь учащимся восполнить недостатки в навыках решения задач.
Следует отметить одну особенность систематического курса школьной геометрии, в известной форме затрудняющего процесс обучения решению геометрических задач. Учащиеся большей частью заняты изучением конкретной темы и решением задач по этой теме. Времени на то, чтобы прорешать задачи по всей геометрии в целом практически не остается. В отличие от школьного курса, последовательность изучения задачного материала в данном курсе определяется уровнем сложности задач и степенью стандартности.
Курс дает ученику возможность проработать сразу со всей планиметрией, освоить ее в целом, а не отдельные темы.
Цели курса:
- систематическое изучение свойств геометрических фигур на плоскости, формирование пространственных представлений;
- формирование математического стиля мышления, проявляющегося в умении проявлять такие умозаключения как анализ, систематизация, абстрагирование, аналогия;
- формирование умения решать геометрические задачи;
- формирование понимания диалектической взаимосвязи математики и действительности, понимание красоты и изящества математических рассуждений, восприятие геометрических форм.
Разработанный курс направлен на решение следующих задач:
- обеспечить прочное и осознанное овладение учащимися системой геометрических знаний;
- выявление и развитие математических способностей, ориентация на профессии, существенным образом связанные с математикой;
- подготовка к экзаменам.
Содержание курса.
- Важные понятия планиметрии Логическое строение курса геометрии. Измерение отрезков. Геометрические места точек. Задачи на построение. Пропорции. Правильные многоугольники и их части. Пифагоровы тройки. Данные и произвольные элементы в задаче. Чертеж и дополнительные построения. Прямые и обратные теоремы. Необходимые и достаточные условия.
- Задачи-теоремы. Окружность (хорды, касательные, углы). Треугольник (высоты, медианы, биссектрисы). Окружность и треугольник. Окружность и четырехугольник. Четырехугольник. Средние пропорциональные отрезки.
- Методы решения задач. Введение вспомогательных отрезков и углов. Введение вспомогательной площади. Введение вспомогательной окружности. Применение геометрических преобразований. Применение тригонометрии. Задачи геометрические и алгебраические. Применение идеи обратного хода. Применение принципа Дирихле.
- Поиск решений. Анализ и синтез. Эвристические идеи, общематематические идеи. Разные решения одной задачи. Одно решение разных задач.
- Применение нескольких задач-теорем. Задачи для самостоятельного решения.
- Координаты и векторы. Координатный метод. Векторный метод. Множества точек плоскости.
Календарно - тематическое планирование
№ | Раздел тема | Кол-во часов | дата проведения | |
по плану | фактически | |||
1 | Нахождение расстояний. Применение теоремы Пифагора. | 1 | ||
2 | Нахождение расстояний. Применение теоремы Пифагора. | 1 | ||
3 | Нахождение расстояний. Применение теоремы Пифагора. | 1 | ||
4 | Задачи на нахождение углов. | 1 | ||
5 | Задачи на нахождение углов. | 1 | ||
6 | Задачи, сводящиеся к нахождению длин дуг окружности. | 1 | ||
7 | Задачи, сводящиеся к нахождению длин дуг окружности. | 1 | ||
8 | Нахождение расстояний до недоступных объектов с использованием подобия | 1 | ||
9 | Нахождение расстояний до недоступных объектов с использованием подобия | 1 | ||
10 | Нахождение расстояний и углов с использованием табличных значений тригонометрических функций. | 1 | ||
11 | Нахождение расстояний и углов с использованием табличных значений тригонометрических функций. | 1 | ||
12 | Нахождение площадей плоских фигур и площадей поверхностей пространственных фигур | 1 | ||
13 | Нахождение площадей плоских фигур и площадей поверхностей пространственных фигур | 1 | ||
14 | Задачи на нахождение объемов пространственных фигур | 1 | ||
15 | Задачи на нахождение объемов пространственных фигур | 1 | ||
16 | Обобщающий урок. Тестирование. | 1 | ||
17 | Обобщающий урок. Тестирование | 1 | ||
итог | 17 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Геометрия: учебник для 7-9 классов средней школы. Атанасян А.С., Бутузов В.Ф. и др. М-Просвещение 2010
- Задачи к урокам геометрии 7-9 классов. Зив Б.Г. С-Петербург 2009
- Геометрия в таблицах7-9 классы. Звавич Л.И., Рязановский А.Р М-Дрофа 2009
- Решение задач. Учебное пособие для 10 класса общеобразовательных учреждений. Шарыгин И.Ф. М-Просвещение 1994
- Математическое открытие Пойа Д М-Наука 1976
- Учись решать задачи Колягин О.М., Оганесян В.А. М-Просвещение 1980
- Задачи по планиметрии и методы их решения. Готман Э.Г. М-Просвещение 1996
- Сборник задач по математике для поступающих в ВУЗы. Сканави М.И.
М-Мир образования 2002
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса по математике для 10 класса "Задачи с параметрами"
Понятие параметра является математическим понятием, которое часто используется в школьном курсе математики и в смежных дисциплинах. ...
Рабочая программа элективного курса по математике в 10 классе "Решение текстовых задач"
Рабочая программа элективного курса по математике в 10 классе "Решение текстовых задач"...
Рабочая программа Элективного курса по математике в 9 классе "Решение нестандартных задач"
Данный курс на современном этапе обучения является актуальным в связи с введением в российскую практику новой модели государственной итоговой аттестации и в связи с введением в старшей школе профильно...
Рабочая программа элективного курса по математике в 11 классе «Решение текстовых задач» (ЕГЭ)
Главная цель предлагаемой программы заключается не только в подготовке к вступительному экзамену, и в овладении определённым объём знаний, готовых методов решения нестандартных задач, но и в том, чтоб...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по химии в 9 классе «Химия в задачах» на 2017 – 2018 учебный год
Программа курса: « Химия в задачах» способствует формированию основ химических знаний, является фундаментом для дальнейшего совершенствования химических знаний в ст...
Рабочая программа элективного курса по физике в 10 классе "Механика в задачах"
Аннотация к элективному курсу по физике «Механика в задачах» в 10 классе Рабочая программа элективного курса по физике «Механика в задачах» для 10 класса составлена на осн...
Рабочая программа элективного курса «Задачи повышенной сложности на уроках математики». 9 класс. ФГОС.
Предлагаемый элективный курс по профильной подготовке учащихся 9 классов посвящен изложению некоторых тем из курса математики, которые вызывают в учащихся затруднения. Уравнения и неравенства, с...