Рабочая программа элективного курса «Задачи повышенной сложности на уроках математики». 9 класс. ФГОС.
рабочая программа по математике (9 класс)

Предлагаемый  элективный курс по профильной подготовке учащихся 9 классов посвящен изложению некоторых тем из курса математики, которые вызывают в учащихся затруднения. Уравнения и неравенства, содержащие неизвестную величину под знаком модуля довольно часто предлагаются в различного вида проверочных работах при сдаче ГИА. Не менее важным является умение строить графики функций содержащих переменную величину под знаком модуля. В элективный курс включены текстовые задачи разных видов. В экзаменационных работах часто предлагаются задания, сводящиеся к решению неравенств методом интервалов. Трудности вызывают нестрогие дробно-рациональные неравенства.

Научить учащихся решать различного вида уравнения – одна из основных задач курса математики. Успешное решение таких уравнений предполагает не только отличное знание теории по этой теме, но и умение логически мыслить, выбирать верный путь решения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs_2017.doc99.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЛОФИЦКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Рассмотрена на педагогическом

совете школы

Протокол заседания

№ 1 от «26» августа 2017 г.

Утверждаю

Директор школы

___________Талыкова Н.И.

Приказ №42 от «26» августа 2017 г.

Рабочая программа

элективного курса

«Задачи повышенной сложности

на уроках математики»

основной уровень

9 класс

Составил: Алифонова Валентина Васильевна

учитель математики

высшей квалификационной категории

2017 г.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка.
  2. Планируемые результаты изучения учебного предмета.
  3. Содержание учебного предмета.
  4. Тематическое планирование.
  5. Календарно-тематическое планирование:

а) Календарно-тематическое планирование. 9 класс. (Приложение  1)

  1. Пояснительная записка

Предлагаемый  элективный курс по профильной подготовке учащихся 9 классов посвящен изложению некоторых тем из курса математики, которые вызывают в учащихся затруднения. Уравнения и неравенства, содержащие неизвестную величину под знаком модуля довольно часто предлагаются в различного вида проверочных работах при сдаче ГИА. Не менее важным является умение строить графики функций содержащих переменную величину под знаком модуля. В элективный курс включены текстовые задачи разных видов. В экзаменационных работах часто предлагаются задания, сводящиеся к решению неравенств методом интервалов. Трудности вызывают нестрогие дробно-рациональные неравенства.

Научить учащихся решать различного вида уравнения – одна из основных задач курса математики. Успешное решение таких уравнений предполагает не только отличное знание теории по этой теме, но и умение логически мыслить, выбирать верный путь решения.

К сожалению, на базе основной школы материал, связанный с этими вопросами, изучается недостаточно полно, многие важные моменты не входят в программу и, следовательно, не изучаются. Данная программа включает новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах и имеют практическую направленность. Программа позволяет учащимся оценить свои потребности и возможности и сделать обоснованный выбор профиля обучения в старшей школе.

Все вышеизложенное является серьезным основанием необходимости включения в список элективных курсов темы: «Задачи повышенной сложности в школьном курсе математики».

Курс рассчитан на 34 часа в год (1 час в неделю при 34 учебн.неделях)

Список литературы

  1. Ю.Н. Макарычев «Алгебра 9»
  2. И.Ф. Шарыгин «Факультативный курс по математике»
  3. М.И. Сканави « Сборник конкурсных задач по математике»
  4. П.И. Горнштейн «Задачи с параметрами»
  5. А.Н. Рурукин « Пособие для интенсивной подготовки к экзамену по математике»
  6. И.Ф. Шарыгин, В.И. Голубев «Решение задач»
  7. Я.С. Фельдман, А.Я Жаржевский « Математика. Решение задач с модулями»
  8. А.Г. Мордкович «Модуль действительного числа». М. 1995г.
  9. А.Г. Мордкович «Решаем уравнения». М. 1999г.
  10. В.Б. Полонский «Алгебраичный тренажер»
  11. Л.В. Куцнецова «Сборник заданий для подготовки в ГИА в 9 классе». Просвещение. 2011г.

2. Планируемые результаты изучения учебного предмета.

Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:

личностные:

1) сформированность ответственного отношения к учению, готовность и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и по- знанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;

2) сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

3) сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими, в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

4) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

5) представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;

6) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

7) креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении алгебраических задач;

8) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

9) способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.

метапредметные: 

1) умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

2) умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;

3) умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;

4) осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;

5) умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;

6) умение создавать, применять и преобразовывать знаково- символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

7) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределение функций и ролей участников, взаимодействие и общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

8) сформированность учебной и общепользовательской компетентности в области использования информацонно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);

9) первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;

10) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

11) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

12) умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

13) умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

14) умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;

15) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

16) умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;

17) умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.

предметные: 

1) умение работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить классификацию, доказывать математические утверждения;

2) владение базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, владение символьным языком алгебры, знание элементарных функциональных зависимостей, формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;

3) умение выполнять алгебраические преобразования рациональных выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;

4) умение пользоваться математическими формулами и самостоятельно составлять формулы зависимостей между величинами на основе обобщения частных случаев и экспери- мента;

5) умение решать линейные и квадратные уравнения и неравенства, а также приводимые к ним уравнения, неравенства, системы; применять графические представления для решения и исследования уравнений, неравенств, систем; применять полученные умения для решения задач из математики, смежных предметов, практики;

6) овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой, умение строить графики функций, описывать их свойства, использовать функционально-графические представления для описания и анализа математических задач и реальных зависимостей;

7) овладение основными способами представления и анализа статистических данных; умение решать задачи на нахождение частоты и вероятности случайных событий;

8) умение применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному приме- нению известных алгоритмов.

3. Содержание программы

Выражения и их преобразование (6 часов) Разные способы разложения многочлена на множители. Многошаговые преобразования целых и дробных выражений. Преобразование выражений, содержащих степени с целыми показателями.

Рациональные уравнения и неравенства (8 часов) Целые уравнения. Метод введения новой переменной. Решение дробно-рациональных уравнений. Исследование уравнений, содержащих буквенные коэффициенты. Уравнения с параметрами. Решение неравенств методом интервалов.

Функции (5 часов) Построение графиков («Кусочно-заданные», с «выбитыми точками»). Исследование графиков функции с помощью графиков. Построение графиков функций, содержащих переменную под знаком модуля.

Текстовые задачи (7 часов) Решение задач на проценты. Решение задач на «смеси». Решение задач на работу и движение.

Решение задач с модулями (8 часов) Определение модуля числа и его свойства. Решение линейных уравнений, содержащих неизвестную величину под знаком модуля. Решение квадратных уравнений, содержащих неизвестную величину под знаком модуля. Решение линейных неравенств с модулем. Решение квадратных неравенств с модулем. Преобразование графиков. Построение графиков функций, содержащих неизвестную величину под знаком модуля. Решение упражнений

4. Тематическое планирование

урока

Тема

Кол-во

часов

1

Выражение и их преобразование

6

2

Рациональные уравнения и неравенства

8

3

Функции

5

4

Текстовые задачи

7

5

Решение задач с модулями

8

Итого

34

Приложение 1

к рабочей программе элективного курса

«Задачи повышенной сложности на уроках математики»

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Содержание программного материала

Кол-во

часов

Дата        

план

  Дата

факт.

Выражение и их преобразование

6

1

Разложение многочлена на множители

1

2

Преобразование целых выражений

1

3

Преобразование дробных выражений

1

4

Преобразование выражений содержащих степени

с целым показателем

1

5

Преобразование выражений содержащих квадратный корень

1

6

Нахождение наибольшего и наименьшего значений выражений

1

Рациональные уравнения и неравенства

8

7

Решение уравнений методом введения новой переменной

1

8

Дробно-рациональные уравнения

1

9

Дробно-рациональные уравнения. Закрепление.

1

10

Решение уравнений с параметрами

1

11

Решение уравнений с параметрами. Закрепление.

1

12

Графический способ решения уравнений

1

13

Решение неравенств методом интервалов

1

14

Урок-зачет

1

Функции

5

15

Построение графиков « кусочно-заданные»

1

16

Построение графиков с «выбитыми точками»

1

17

Построение графиков

1

18

Исследование функций с помощью графиков

1

19

Графики уравнений с двумя переменными

1

Текстовые задачи

7

20

Решение задач на проценты

1

21

Решение задач «на смеси»

1

22

Решение задач на работу

1

23

Решение задач на движение

1

24

Решение задач

1

25

Решение задач. Закрепление

1

26

Урок-зачет

1

Решение задач с модулями

8

27

Определение модуля числа и его свойства

1

28

Решение линейных уравнений, содержащих неизвестную величину под знаком модуля

1

29

Решение квадратных уравнений, содержащих неизвестную величину под знаком модуля

1

30

Решение линейных неравенств с модулем

1

31

Решение квадратных неравенств с модулем

1

32

Преобразование графиков. Построение графиков функций, содержащих неизвестную величину под знаком модуля.

1

33

Решение упражнений

1

34

Урок зачет

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая Программа элективного курса "Задачи с модулями и параметрами"

Рабочая программа рассчитана на 11 класс при подготовке к ЕГЭ, но может быть использована для 9-11 классов с разной степенью подготовки....

Рабочая программа элективного курса по алгебре для учащихся 7 класса "Задачи на проценты"

Элективный курс для учащихся 7 класса по алгебре "Задачи на проценты" разработан мной в 2011г. Предлагаемый  курс  « Задачи на проценты »  своим  содержанием  сможет...

Авторская рабочая программа элективного курса по русскому языку в 10 классе "Решение пунктуационных задач. Подготовка к ЕГЭ"

Программа  элективного курса  по русскому языку в 10 классе «Решение пунктуационных задач. Подготовка к ЕГЭ» рассчитана на 1 час в неделю, итого- 35 часов в год . Предполагае...

Рабочая программа элективного курса подготовки к ЕГЭ по математике в 11 классе.

P { margin-bottom: 0.21cm; Рабочая программа составлена для подготовки выпускников к итоговой аттестации в форме ЕГЭ и к поступлению в ВУЗы. Она разработана для 11 классов общеобразовательных шко...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ПОДГОТОВКА К ГИА ПО МАТЕМАТИКЕ» для учащихся 10-11 классов

данный курс - это материал высокого уровня, готовит учащихся к выпускным экзаменам и является хорошей базой для ВУЗ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА . Элективный курс по алгебре " Избранные вопросы математики" 10-11 класс

1. Пояснительная записка.2. Содержание обучения.3.Требования к подготовке учащихся.  4. Список рекомендуемой учебно-методической литературы....

Программа элективного курса "Задачи повышенной сложности", 9 класс

Программа курса «Задачи повышенной сложности» предполагает изучение таких вопросов, таких задач, которые не входят в базовый курс математики основной школы, но необходимы при дальнейшем ее...