Путешествие в страну «Геометрия»
план-конспект урока по геометрии (7 класс) по теме

Федорова Надежда Викторовна

 

Тема: Путешествие в страну «Геометрия» (1 урок геометрии)

Класс: 7

Учебник: А.Л. Вернер, В.И. Рыжик, Т.Г. Ходот. Геометрия – 7 кл.

Цели:

Образовательные

  • Заинтересовать учащихся в изучении геометрии.
  • Познакомить с историей возникновения геометрии.
  • Заложить фундамент курса геометрии.
  • Рассмотреть пространство окружающего мира как пространство геометрии.
  • Подготовка учащихся к выявлению знаний и умений по геометрии за курс 5-6 класса.
  • Знакомство с содержанием курса геометрии.

Развивающая

  • Способствовать развитию пространственного мышления через операции синтеза, анализа и обобщения.

Воспитывающая

  • Воспитывать умение выслушивать мнения других.

Структура урока:

 I.      Организационный этап

 II.      Мотивационный этап.

 III.      Введение нового предмета.

IV.      Постановка домашнего задания.

 V.      Итог урока.

Наглядность:

  • Модели;
  • Рисунки геометрических фигур;
  • Предметы окружающей действительности;
  • Презентация;
  • Учебник геометрия – 7 класс, автор Вернер А.Л. и др.

Маршрут поезда – план рассказа

  1. Происхождение предмета «Геометрия» («Историческая» станция)
  2. Основные понятия предмета («Кирпичная» станция)
  3. Пространство геометрии – пространство, окружающее нас («Пространственная» станция)
  4. Развитие пространственного мышления («Задачная» станция)
  5. Домашнее задание («Тестовая» станция)
  6. Итог урока (Остановка)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon геометрия60 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Путешествие в страну «Геометрия» (1 урок геометрии)

Класс: 7

Учебник: А.Л. Вернер, В.И. Рыжик, Т.Г. Ходот. Геометрия – 7 кл.

Школа: № 80.

Цели:

Образовательные

  • Заинтересовать учащихся в изучении геометрии.
  • Познакомить с историей возникновения геометрии.
  • Заложить фундамент курса геометрии.
  • Рассмотреть пространство окружающего мира как пространство геометрии.
  • Подготовка учащихся к выявлению знаний и умений по геометрии за курс 5-6 класса.
  • Знакомство с содержанием курса геометрии.

Развивающая

  • Способствовать развитию пространственного мышления через операции синтеза, анализа и обобщения.

Воспитывающая

  •  Воспитывать умение выслушивать мнения других.

Структура урока.

  1. Организационный этап.
  2. Мотивационный этап.
  3. Введение нового предмета.
  4. Постановка домашнего задания.
  5. Итог урока.

Наглядность:

  • Модели;
  • Рисунки геометрических фигур;
  • Предметы окружающей действительности;
  • Презентация;
  • Учебник геометрия – 7 класс, автор Вернер А.Л. и др.

Маршрут поезда – план рассказа

  1. Происхождение предмета «Геометрия» («Историческая» станция)
  2. Основные понятия предмета («Кирпичная» станция)
  3. Пространство геометрии – пространство, окружающее нас («Пространственная» станция)
  4. Развитие пространственного мышления («Задачная» станция)
  5. Домашнее задание («Тестовая» станция)
  6. Итог урока (Остановка)

Организационный этап.

Цель: Организовать и настроить учащихся на работу в течение всего урока.

- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Обратите внимание на свои рабочие места, всё ли у вас на месте.

Учащиеся готовятся

Мотивационный этап.

Цель: Заинтересовать учащихся в изучении «Геометрии».

Метод: словесный.

Приём: беседа.

- Сегодня мы с вами посетим необычную страну под названием «Геометрия» чтобы узнать, что она изучает, откуда произошла. В путешествие мы отправимся на скором поезде, который умчит нас на несколько тысяч лет назад в прошлое. Практически в каждом путешествии есть путеводитель, для нас путеводителем послужит учебник Алексея Леонидовича Вернера, который лежит у вас на столах. Давайте посмотрим по оглавлению, на каких станциях мы будем останавливаться в течение этого года.

Учащиеся листают учебник.

- Видите, какой содержательный материал подготовил для нас Алексей Леонидович?

- Да, видим.

- Сегодня же мы многие станции проедем мимо, т.к. у нас скорый поезд. Вы готовы отправиться в путешествие?

- Да, готовы.

- Счастливого пути! (поезд трогается).

Введение нового материала.

Цель: Ввести понятие геометрии, как предмета.

Метод: историческая справка, презентация.

Приём: рассказ, беседа.

- Поезд прибывает на станцию «Историческая».

Геометрия – одна из наиболее древних математических наук. Первые геометрические факты мы находим в вавилонских клинописных таблицах и египетских папирусах (III тысячелетие до н.э.), а также в других источниках. Карточки вавилонской клинописи и египетского папируса.

Название науки «Геометрия» - древнегреческого происхождения. Оно составлено из двух древнегреческих слов: ge – «Земля» и metreo – «измеряю».

Геометрия, как и многие другие науки, возникла из практических потребностей людей. На ранних стадиях развития человечества при изготовлении орудий труда и строительстве жилищ появилась необходимость определять форму и размеры предметов.

Дошедшие до нас памятники материальной культуры и многочисленные письменные документы свидетельствуют о том, что уже около 4000 лет назад жители Древнего Египта и Вавилона были знакомы с основными законами геометрии. Знаменитые египетские пирамиды (гробницы фараонов) фото пирамиды отличаются удивительной правильностью форм. Значит, их строительством руководили люди, обладающие глубокими познаниями в области геометрии. В древнеегипетских папирусах, относящихся к 2000-1700 гг. до н.э., содержится решение ряда геометрических задач, причем некоторые из них решены безукоризненно.

Многое для развития геометрии сделали ученые Древней Греции. Первые доказательства геометрических фактов связывают с именем Фалеса Милетского (625-547 гг. до н.э.) фото

Автором доказательств многих теорем называют Пифагора (564-473 гг. до н.э.), но с ним мы познакомимся поподробнее немного позже. Фото

Обобщая опыт ученых и людей древней эпохи, мы можем ответить на вопрос: «Что изучает Геометрия?» геометрия изучает свойства геометрических фигур. Обычно геометрические фигуры являются моделями окружающих нас объектов.

- Поехали дальше. Какая по нашему маршруту следующая остановка?

- Кирпичная.

- Поезд прибывает на станцию «Кирпичная».

- Ребята, каждая постройка начинается с фундамента.

(Учитель показывает кирпичики с точкой, отрезком и плоскостью и начинает их закладывать)

- Первым слоем фундамента наших знаний по геометрии будет: точка, отрезок и плоскость. Вы знакомы с этими понятиями?

- Да, конечно.

- Второй слой состоит из определённых понятий (учитель показывает кирпичики с лучом, углом и треугольником). Это луч, угол и треугольник, но они все определяются через точку, отрезок и плоскость (показывает первый слой и кладет кирпичики на него). Фундамент для нашего дома уже заложен, а строить его мы будем с вами постепенно, в течение нескольких лет, и назовем его «Геометрия».

- Отправляемся дальше?

-Да.

- Поезд прибывает на станцию «Пространственная».

(На экране изображение Солнечной системы.)

- Ой, ребята, мы с вами попали в космос. Видите, вон там наша планета?

- Да, видим.

- Всё, что нас окружает, называется пространством. Каждый человек живет в пространстве. В пространстве расположено множество различных объектов: планета Земля, другие планеты Солнечной системы, звезды и созвездия, различные галактики, горы на поверхности Луны и т.д. геометрия изучает пространство, в котором расположены различные геометрические фигуры: треугольники, круги, пирамиды, шары и т.д.

- Посмотрите, это египетская пирамида, вот её модель (учитель показывает модель и параллельно идет презентация). Так она выглядит в пространстве (вращает её). А теперь попробуем перенести её на плоскость. Смотрите, что получится (пирамида проходит сквозь плоскость и остается треугольник)?

- Треугольник.

- Молодцы! Это домик. (картинка) Его основа – фигура, которая называется кубом. (остается куб, учитель показывает модель куба) Вот как он выглядит в пространстве (демонстрирует). Теперь изобразим его на плоскости (куб ударяется о плоскость и остаётся квадрат). Что получилось на изображении?

- Квадрат.

- А вот всем вам известный футбольный мяч. Так он выглядит в пространстве (показ мяча). Что останется на плоскости после его отражения на ней?

- Окружность.

- С этими геометрическими фигурами мы с вами еще не раз встретимся, только немного позже. Двинемся дальше?

-Да.

- Какая у нас следующая станция по маршруту?

- «Задачная»

- Молодцы!!!

- Поезд прибывает на станцию «Задачная».

- Чтобы наш поезд двинулся дальше

 нужно решить парочку задач. Они немного необычные, но я уверена, что вы с ними справитесь (задачи высвечиваются на проекторе).

1. Переверните куб так, чтобы он встал на окрашенную грань. Укажите новое положение  точки А.

- Кому непонятно условие задачи? Выполняем, только тихо и у себя в тетрадях.

Учащиеся выполняют

- Смотрим правильный ответ. (Кубик переворачивается на окрашенную грань и крутится, показывая возможные положения точки А)

- Поднимите руки, кто верно выполнил задание.

Учащиеся поднимают руки.

- Так, теперь мы можем перейти к следующей задаче.

2. Выберете верный вариант перевернутого кубика и объясните ответ.

ответ: б.

- Поезд прибывает на станцию «Тестовая».

Сейчас я вам покажу приблизительные задания, которые будут на следующем уроке в проверочной работе. Вы все это знаете, мне нужно лишь проверить помните ли вы.

(учитель раздает листочки, учащиеся смотрят)

  1. Начертите фигуры в указанном порядке.
  1. Прямая
  2. Отрезок
  3. Луч
  4. Ломаная
  1. Найдите площадь треугольника ABC, если известно, что AB=2 см, BC в два раза больше АВ.
  2. Укажите:
  1. Параллельные прямые
  2. Перпендикулярные прямые

  1. На координатной плоскости отметьте точки и последовательно соедините их.
  1. A (1; 2)
  2. B (6; 5)
  3. C (1; 12)
  4. M (-8; 2)
  5. N (8; 2)
  6. K (-5; -2)
  7. L (5; -2)
  1. Постройте углы:  Назовите их.

Домашнее задание.

Цель: Выявить пробелы в знаниях и умениях за 5-6 класс.

- Посмотрели задания, теперь вы знаете, что необходимо повторить вам дома.

Итог урока.

Цель: Подвести итог урока.

- Ребята, с чем мы с вами сегодня познакомились?

- С геометрией.

- Скажите, что изучает геометрия?

- Фигуры в пространстве и на плоскости.

- А где используются геометрические фигуры?

- В строительстве, в изготовлении деталей и т.д.

- Хорошо, вот мы и прибыли с вами на нужную нам станцию «Начальная», с которой мы начнём наш следующий урок. Путешествие на сегодня закончено.

- И я хочу закончить наш урок словами велик4ого французского архитектора Ле Корбюзье: «Я думаю, что никогда до настоящего времени мы не жили в такой геометрический период. Всё вокруг – геометрия».

- Спасибо за урок, можете быть свободны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра "Путешествие в страну Геометрия" 5 класс

Урок обобщения геометрического материала по курсу 5 класса, применение полученных теоретических сведениий по геометрии в нестандартных ситуациях, развитие познавательной активности учащихся на уроках ...

Путешествие в страну Геометрия

Урок-путешествие (урок усвоения новых знаний). Цели урока: когнитивная: содействовать осознанию у учащихся ценности изучаемого предмета; повторить понятие «треугольника» и его элементов; ввести поня...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Путешествие в страну Геометрию"

В соответствии с требованиями образовательного стандарта к внеурочной деятельности данная программа относится к научно-познавательной деятельности, служит для раскрытия и реализации познавательн...

Урок по геометрии в 7 классе "Путешествие в страну "геометрия""

Вводный урок по геометрии с использованием средств  ИКТ, направлен на развитие ключевых компетенстностей: познавательной, коммуникативной, организаторской....

Программа внеурочной деятельности "Путешествие в страну Геометрию"

Геометрия полна приключений, потому что за каждой задачей скрывается приключение мысли....

Программа внеурочной деятельности по математике для 5-6 кл. "Путешествие в Страну Геометрию"

Программа кружка "Путешествие в Страну Геометрию" относится к общеинтеллектуальному направлению  реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.Программа позволяет ознакомиться со многими важне...