Методические рекомендации обучения теме «Четырехугольники» по учебнику А.В. Погорелова.
методическая разработка по геометрии на тему

Рассказова Юлия Николаевна

 

Учитель при подготовке к преподаванию  темы «Четырехугольники» должен  четко себе представлять обобщенные цели и учебные задачи, которые ставятся  при обучении теме, иметь перед собой карту изучения темы. Поэтому я предлагаю разработанный мною материал по данной теме.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_obucheniya_teme.docx82.35 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации обучения теме «Четырехугольники» по учебнику А.В. Погорелова.

Методические комментарии.

Изучение четырехугольников в курсе геометрии основной школы является разделом традиционным и достаточно важным во всех периодах школьного образования. В курсе геометрии 7-9-х классов данная тема является весьма актуальной, так как на рассмотренном материале, как на фундаменте, строят и изучают другие разделы геометрии: преобразование фигур, площади, многоугольники. Кроме того, изучение многогранников, площадей и объемов также базируется на этой теме.

Естественно, что учитель при подготовке к преподаванию этой темы должен  четко себе представлять обобщенные цели и учебные задачи, которые ставятся  при обучении теме «Четырехугольники», иметь перед собой карту изучения темы. Поэтому я предлагаю разработанный мною материал по данной теме.

Диагностируемые цели обучения теме.

Цель1: приобретение учебной информации и установление интеллектуальных умений при изучении: а) понятий, б) теорем, в) типов задач.

Цель считается достигнутой, если ученик на уровнях

первом

втором

третьем

 а) составляет схему определения понятий четырехугольника, параллелограмма, ромба, прямоугольника и квадрата с использованием учебника и набора объектов; б) создает знаковую модель теоремы с использованием учебника, карточек с пропусками; в) сравнивает решение однотипных задач 1-го уровня сложности, классифицирует эти задачи, используя помощь.

 а) самостоятельно составляет схему определения понятий различных видов четырехугольников с использованием учебника и набора объектов; б) ищет доказательство с помощью схемы поиска, составляет план доказательства; выделяет базис доказательства; в) обобщает решение однотипных задач одного типа, составляет приемы их решения с помощью подсказки.

а) самостоятельно составляет схему определения понятий различных видов четырехугольников с использованием  учебника и набора объектов; б) ищет доказательство признака параллелограмма и свойств параллелограмма, ромба и прямоугольника самостоятельно или с помощью схемы поиска, составляет блок – схему доказательства теорем; в) составляет приемы решения типов  задач самостоятельно или по плану.

Цель 2: контроль усвоения теоретических знаний при работе: а) с геометрическими понятиями; б) с теоремами; в) с типами и классами задач.

Цель считается достигнутой, если ученик на уровнях

первом

втором

третьем

 а) воспроизводит схему определения понятий и формулирует определения параллелограмма, прямоугольника, ромба и квадрата; приводит их различные примеры; перечисляет признаки, выбирает из данных формулировок определения данных фигур; вставляет пропущенные в определении слова; раскрывает термин понятия; подводит объект под понятие; б) формулирует теоремы о свойствах данных фигур; заполняет пропуски в доказательстве, используя готовую схему; переходит от одной модели теоремы к другой; в) использует предписания для  решения задач 1-го уровня.

 а) формулирует определение параллелограмма, прямоугольника, ромба и квадрата; подводит объект под понятие; приводит контрпримеры; выводит следствия из условия принадлежности объекта данному понятию; воспроизводит схему взаимосвязи параллелограмма, прямоугольника, ромба и квадрата; б) выполняет доказательство на своей модели; заполняет пустую готовую схему доказательства; называет базис доказательства; воспроизводит план доказательства; в) использует предписания для решения задач 2 –го уровня.

а) формулирует определение параллелограмма, прямоугольника, ромба и квадрата; устанавливает связи понятия прямоугольника, ромба с параллелограммом, квадрата с ромбом и прямоугольником; различает свойства и признаки этих понятий; указывает область применения данного понятия; воспроизводит алгоритм распознавания; составляет полный набор объектов для подведения под понятие; и др. б) описывает основную идею доказательства; указывает область применения теорем; описывает способы рассуждений на этапах «открытия», поиска доказательства теорем; в) решает задачи 3-го уровня.

Цель 3: применение знаний и интеллектуальных умений при решении геометрических и учебных задач.

Цель считается достигнутой, если ученик на уровнях:

первом

втором

третьем

 решает задачи  своего уровня сложности, составляет задачи: по готовому чертежу и требованию, по неполному условию и требованию, по условию  без требования, аналогичные, обратные задачи и решает их, используя помощь.

Цель 4: формирование коммуникативных умений через включение в групповую работу; взаимопомощь, рецензирование ответов, организацию взаимоконтроля и взаимопроверки на всех уровнях.

Цель считается достигнутой, если ученик:

работая в группе, оказывает помощь, рецензируют ответы товарищей по выполненным заданиям предыдущих уровней с обоснованием, организует взаимоконтроль; б)  оказывает помощь работающим на предыдущих уровнях; в) в соответствии с темой готовит сообщение и выступает с ним; г) составляет контрольную работу в соответствии со своим уровнем освоения темы.

Цель5: формирование организационных умений (целеполагание, планирование, реализация плана, саморегуляция универсальных познавательных действий).

Цель считается достигнутой, если ученик:

формулирует цели своей учебной деятельности;  б) выбирает задачи и решает их; в) осуществляет самопроверку с использованием образцов, приемов; г) составляет контрольную работу для своего уровня усвоения; д) оценивает свою итоговую деятельность по данным объективным критериям; по собственным критериям, сравнивая их с объективными критериями; е) делает выводы о дальнейших действиях, планирует коррекцию учебной познавательной деятельности.

Диагностируемые учебные цели при изучении  понятий

Категория учебных целей

Критерии достижения целей

Цель считается достигнутой, если ученик:

1.Знание

- вставляет пропущенные слова в формулировке;

- формулирует определение понятия;

- среди предложенных выбирает формулировку определения.

2.Понимание

- создает символическую и графическую модель понятия;

- приводит и отбирает примеры и контрпримеры;

- подводит объект под понятие по словесной, символической или графической форме задания;

- подбирает достаточные условия для того, чтобы объект подходил под понятие;

- выводит следствия из условия принадлежности объекта к данному понятию;

- устанавливает связи данного понятия с другими ранее изученными понятиями;

- перечисляет способы, приемы, методы познания на этапе открытия понятия.

3.Применение (в стандартных ситуациях)

- указывает, для решения каких задач можно использовать данное определение;

- составляет дидактические задачи на применение определения;

- применяет определение в стандартных ситуациях;

- различает определение, свойства и признаки при обосновании хода решения задач.

Диагностируемые учебные цели при изучении  теорем

Категория учебных целей

Критерии достижения целей

Цель считается достигнутой, если ученик:

1.Знание

-  формулирует теорему;

- вставляет пропущенные слова в формулировке;

- воспроизводит доказательство;

- заполняет пропуски в доказательстве.

2.Понимание

- создает модель (символическую и графическую) к теореме, выделяет в ней условие и заключение;

- проводит доказательство при  новой конфигурации  и в новых обозначениях;

- описывает основную идею (прием, способ, метод)  доказательства

- указывает теоремы, которые доказывались этим же приемом;

- составляет план доказательства;

- выделяет базис доказательства;

- указывает, для решения каких задач можно использовать данную теорему;

- описывает способы рассуждений на этапах  открытия закономерности, поиска доказательства.

3.Применение (в стандартных ситуациях)

- применяет метод, прием доказательства в решении задач и при доказательстве других теорем;

- составляет дидактические задачи на применение теорем;

- применяет теорему в новых   стандартных ситуациях.

Карта изучения темы.

I.Логическая структура темы «Четырехугольники» 

                                                                                                                                                                                                                         

Ц 1,5    Ц 2,3  Ц 3,4   Ц 3,5  Ц 3,4    Ц 1,5    Ц 2,3    Ц 3,4  Ц 3,5  Ц 2,3,5   Ц 2,3   Ц 3,4,5 Ц 3,5 Ц 2,3  Ц3,4,5  

     

      Ц3,4,5   Ц 2,3,5    Ц 2,5      Ц 2,3,5  

II. Актуализация: треугольник, его элементы; признаки равенства треугольников; параллельность прямых.

 III. Теоретическое содержание темы

 § 1. Понятия: четырехугольник, его виды и элементы;

 § 2. Понятия: параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат.   Теоремы: признак параллелограмма, свойство диагоналей параллелограмма, свойство противолежащих сторон и углов параллелограмма; свойство диагоналей прямоугольника; свойство диагоналей ромба. 

§ 3. Понятия:  средняя линия треугольника, трапеция, средняя линия трапеции Теоремы: теорема Фалеса,  свойство средней линии треугольника, свойство средней линии трапеции.

 § 4. Теорема о пропорциональных отрезках. 

§ 5. Построение четвертого пропорционального отрезка.

IY. Образец контрольной работы №1

Y. Средства обучения 

1)Начертите четырехугольник и перечислите известные вам элементы четырехугольника, напишите формулу для вычисления его  периметра.

2) В параллелограмме ABCD стороны  равны 4 см и 7 см. Найдите его периметр.

3) В параллелограмме ABCD  острый угол равен  44°. Найдите все углы параллелограмма.

4) Решить учебную задачу (Ц3) первого уровня.

3

3

3

1) АС – диагональ параллелограмма  ABCD АСВ= 20°,  АDС = 110°. Вычислите градусные меры углов АВС и АСD.

2) Периметр параллелограмма ABCD равен 56см. Вычислите длины его сторон, если одна из них на 12см больше другой. 

3) Один  из углов  параллелограмма на 30 0 больше другого.  Найдите больший угол.

4) ABCD – ромб, диагонали MN и КР пересекаются в точке О.  А= 136°. Найдите углы треугольника АОВ.  

5) Решить учебную задачу (Ц 3) второго уровня. 

5

   5

5

6

1) В прямоугольнике АВСD из вершины угла В проведена биссектриса ВК, которая пересекает сторону АD в точке Т, ТD = 3см. Периметр прямоугольника равен 30см. Найдите сторону АВ.

2) Дан квадрат ABCD. На продолжении диагонали АС отложены равные отрезки АК и CP. Докажите равенство треугольников АКВ и CPD.

3) Дан квадрат ABCD. На продолжении диагонали АС отложены равные отрезки АК и СР, на диагонали  BD – равные отрезки ВМ и ОD.  Докажите, что четырехугольник КМРО - параллелограмм.

4) Решить учебную задачу (Ц 3) третьего уровня. 

9

9

10

1. Информационные схемы понятий: четырехугольник, параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат.  [1]

2. Наборы моделей и изображений различных четырехугольников.

3.Систематизационные схемы видов четырехугольников и его элементов. [1]

4. Приемы составления схемы поиска доказательства теорем и решения задач, построения чертежа к задаче. [1]

5. Презентации к уроку

6.Электронные образовательные ресурсы.

YI. Внеаудиторная самостоятельная деятельность 

§ 1. п 50-56 вопросы № 1 - 14 стр. 78; № 1-3,8, 9,(5 б), № 4,5,6,11, 36, 37, (7б) № 7,12,13,15,16,17,24,25,26,35. (7 б),  № 10, 14,18,19,20,21,22,23,40, 43,44,(8б). № 27,28,29,30,31,32, 33,34,38,39, 41,42,45,46,47(9б). Ц 2, 3, 5 своего уровня;        

§ 2. п. 57-59 вопросы 15-19 стр. 78,79. № 48,49, 50,51,61. (7 б),  № 52,53,54,55,56,57, 60,62,63,65,66,68,69. (8 б),  №58,64,59,67,70. (9 б),   № 71,72. (10 б),  Ц 2, 3, 5 своего уровня. 

   

YII. Индивидуальные задания: 1.В мире четырехугольников. 2.Четырехугольники и хиромантия. 3.Четырехугольники в архитектуре.      4. Лоскутная техника и четырехугольники.  5.Удивительный квадрат. 6. Другие темы.

YIII. Регулятивные УУД  при освоении понятий, теорем, решении задач; познавательные; личностные; коммуникативные.

Использование построенной иерархии целей и  задач, карта изучения темы позволяет:

1)концентрировать усилия учителя и учеников на главном, определять первоочередные задачи, порядок и перспективы дальнейшей работы; 2) обеспечить ясность и гласность процесса обучения (разъяснить учащимся ориентиры в их общей учебной работе, обсудить их, довести до понимания любых заинтересованных лиц, например родителей); 3) создать эталоны оценки результатов обучения (четкие формулировки целей, которые выражены через результаты деятельности, поддаются объективной оценке, которая может разрабатываться и уточняться вместе с учениками); 4) обеспечить ученикам возможность достижения целей на выбранном уровне усвоения геометрии.

Литература:

  1. Боженкова Л.И. Планиметрия в таблицах, предписаниях, УУД. Учебные материалы. – М., Калуга: КПГУ им. К.Э. Циолковского, 2010. – 48 с.
  2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А.. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2009. 24 с.
  3. Иванова Т.А. Современный урок математики: теория, технология, практика: книга для учителя. – Н. Новгород, НГПУ, 2010.- 288с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации на тему "Методика обучения иностранному языку в средней школе"

Работа содержит методические рекомендации для учителей по обучению иностранному языку в средней школе: цели, содержание обучения, специфику предмета, методы и принципы обучения, структуру деятельности...

Методические основы обучения теме «Четырехугольники»

Вкурсе геометрии 7-9-х классов тема"Четырехугольники " является весьма актуальной, так как на рассмотренном материале   изучают другие разделы геометрии: преобразование фигур, площади, много...

Методические рекомендации на теме: «Обучение детей с тяжелыми нарушениями речи звуко-слоговому анализу синтезу»

Нас окружает мир, полный разных удивительных звуков. Всё, что мы слышим, и всё, что мы произносим, - это звуки. Очень важно, что бы ребёнок ориентировался в звуковом строе речи....

Методические рекомендации обучения теме "Квадратичная функция"

В ходе изучения данной темы рассматривается целый ряд целей. Согласно Программе развития универсальных учебных действий (УУД), о формировании которых говорится в ФГОС ООО, к формированию которых мы до...

Методические рекомендации обучения теме "Разложение многочленов на множители", 7 класс

Методические рекомендации обучения теме «Разложение многочленов на множители» 7 класс по учебнику Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович, Л.В. Кузнецова, С.С. Минаева, Л.О. Рослова «Алгебра 7»...

Презентация "Разработка методических рекомендаций обучения учащихся решению заданий с кратким ответом по теме «Степень и её свойства» при подготовке к ОГЭ"

Данная разработка в помощь учителям математики при подготовке учащихся к ОГЭ по теме "Степень и ее свойства". А так же для выступлений на школьных методических объединениях....