Брейн - ринг по теме "История математики"
методическая разработка (9 класс) по теме
Играют 4 команды учащихся 9А-9Б, 9В-9Г, проигравшие и победители каждого тура. В итоге каждая команда играет 2 раза. На обдумывание каждого вопроса дается 1 минута. Команда, давшая верный ответ, получает 2 балла. В случае, если обе команды не дают верного ответа, право ответа переходит к болельщикам, которые могут принести команде 1 балл. Победитель игры определяется по общему количеству набранных баллов. Задания и ответы сопровождаются слайдовой презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разработка мероприятия | 70 КБ |
презентация | 1.43 МБ |
Предварительный просмотр:
«БРЕЙН - РИНГ»
ПО ТЕМЕ «ИСТОРИЯ МАТЕМАТИКИ»
ЦЕЛИ:
1. Проверка знаний и кругозора учащихся в условиях игры.
2. Сплочение класса в единый коллектив.
3. Развитие интеллекта, способности логически мыслить, принимать правильные решения.
ПРАВИЛА ИГРЫ:
Играют 4 команды учащихся 9А-9Б, 9В-9Г, проигравшие и победители каждого тура. В итоге каждая команда играет 2 раза. На обдумывание каждого вопроса дается 1 минута. Команда, давшая верный ответ, получает 2 балла. В случае, если обе команды не дают верного ответа, право ответа переходит к болельщикам, которые могут принести команде 1 балл. Победитель игры определяется по общему количеству набранных баллов.
Вопросы 1 тура:
1. Какому известному математику принадлежат слова: «Математика – царица наук, арифметика – царица математики»?
- Лобачевский
- Гаусс
- Декарт
(Эти слова принадлежат известному немецкому математику
2. Греческий математик, научивший египтян определять высоту пирамиды по ее тени
(Фалес Милетский -Древнегреческий мыслитель, основатель античной философии и науки.)
3. Какой угол образуют стрелки часов в половине второго?
(135°.)
4. Со словом «четный» наиболее тесно связано по смыслу слово:
- почетный
- четки
- чета
- чечетка
- учет.
(ЧЕТА)
5. Доказательство этой теоремы считалось в кругах учащихся средних веков очень трудным и называлась иногда «Ослиным мостом» или «Бегством убогих», так как некоторые ученики, не имеющие серьезной математической подготовки, бежали от геометрии. Слабые ученики, заучившие теоремы наизусть без понимания и прозванные поэтому «ослами» не были в состоянии преодолеть эту теорему, служившую для них вроде непроходимого моста. Что это за теорема?
(Доказательство теоремы Пифагора называлось «ослиным мостом» или «бегством убогих».)
Вопросы 2 тура:
1. Кто, по преданию, из великих геометров древности сказал неприятельскому солдату, пришедшему убить его: «Не тронь моих кругов»?
- Евклид
- Архимед
- Платон
(Эти слова сказаны Архимедом, погибшим при захвате римлянами его родного города Сиракузы. Архимед своими изобретениями оказывал большую помощь защитникам Сиракуз. )
2. Назовите фамилию древнегреческого ученого, предложившего формулу для нахождения площади треугольника по трем его сторонам.
( Герон Александрийский. ему принадлежат формулы определения площади различных геометрических фигур. Он впервые исследовал пять типов простейших машин: рычаг, ворот, клин, винт и блок. Герон заложил основы автоматики.
3. Старый будильник отстает на 8 минут за каждые 24 часа. На сколько минут надо поставить его вперед в 20.00, чтобы он зазвонил вовремя в 8 часов утра следующего дня?
(На 4 минуты.)
4. Слово «цифра» происходит от арабского слова «цифр». Что оно первоначально означало?
- Отрицательное число
- Нуль
- Любое число от 0 до 9
(Арабское слово «цифр» означает нуль. Арабы перевели этим словом индийское слово «сунья» – «пустое место», которым индийцы называли знак отсутствия разряда в числе. Вплоть до XVIII века наш нуль назывался цифрой. В английском языке это слово и в настоящее время означает нуль. Постепенно слово «цифра» приобрело современное свое значение. Теперешнее слово «нуль» происходит от латинского слова «nulla» (figura) – «никакая» (цифра).
5. Назовите имя французского адвоката, тайного советника, увлекавшегося математикой, который ввел в математику буквенные обозначения
( Франсуа Виет. Одним из самых замечательных достижений Виета на королевской службе была разгадка шифра, в котором насчитывалось более 500 знаков, менявшихся время от времени. Этим шифром пользовались недруги французского короля в Нидерландах для переписки с испанским двором.)
Вопросы 3 тура:
1. Какая книга лежит в основе большинства школьных учебников по геометрии ? Кто ее автор?
(«Начала» Евклида, написанные в IV в.до н.э.)
2. Рассказывают, что в начальной школе, где учился мальчик, ставший потом знаменитым математиком, учитель, чтобы занять класс на продолжительное время, дал ученикам задание: вычислить сумму чисел от 1 до 100. Но мальчик выполнил это задание мгновенно. О ком идет речь?
(Этим учеником был известный немецкий математик Карл
Гаусс.)
3. Это математическое слово происходит от 2-х латинских слов, что буквально означает «на сто». Что это за слово?
(Термин процент происходит от латинского pro-centum – на сто.)
4. Ученый, чьим именем названа система координат
( Рене Декарт. Французский философ и математик, физик и физиолог. Дал понятие переменной величины и функции, ввел многие алгебраические обозначения.)
5. Три синих попугая капитана Флинта съедают 3 кг корма за 3 дня,
пять зеленых попугаев – 5 кг корма за 5 дней,
а семь оранжевых – 7 кг корма за 7 дней.
Какие попугаи самые прожорливые?
(Синие)
Вопросы 4 тура:
1.Кто автор слов «В геометрии нет особых путей для царей!»? В связи с чем они были произнесены?
(Автор этих слов – Евклид. Он произнес их, по свидетельству Прокла, Птоломею, спросившему у Евклида однажды, нет ли в геометрии более краткого пути, чем его «Начала».)
2. Жителей города Сиракузы было трудно удивить чем-нибудь, но вот такое событие никого не оставило равнодушным. По главной улице города высоко задирая бороду, бежал старик. Он был гол, пена пятнами покрывала его тело и стекала наземь.
Царь! Эврика, я нашел, как определить, сколько золота содержится в короне. Кто это был?
(Архимед. Гениального ученого осенила яркая идея: тело, погруженное в воду, вытесняет столько жидкости, каков объем самого тела.)
3. В Древнем Египте и Древней Греции задолго до нашей эры использовали для вычислений доску с полосками, по которым передвигались камешки. Как она называлась?
(Это простейшее счетное приспособление называлось «АБАК»)
4. Этот ученый первым организовал школу с особыми правилами, принципами. Бог считал он - это единство, а мир – множество, состоящее из противоположностей. То, что их соединяет – есть гармония. Гармония выражается в числовых отношениях. Ученики его школы занимались не только математикой, но и спортом. Да и сам он был олимпийским чемпионом в кулачном бою.
(Это была школа Пифагора. Пифагорейцы называли свои исследования «математа», что означает «науки» и делили их на 4 части: арифметику, геометрию, астрономию и гармонию.)
5. В старых изданиях знаменитой книги Сервантеса «Дон-Кихот» находим неожиданную ремарку: побежденный Дон-Кихотом противник остается для лечения в доме алгебриста, чтобы залечивать свои ушибы. Что же означает слово алгебрист?
Алхимик
Знахарь
Хирург
(В испанском и португальском языках слово «algebra» означает хирургию вообще и в частности хирурга, выправляющего ломаную руку или ногу. )
Дополнительный вопрос
На каком здании были начертаны слова:
«Не обучавшийся геометрии пусть не входит в эту дверь!»?
(По преданию, эти слова были написаны у входа в Академию Платона (429-348 гг.до н.э., чрезвычайно ценившего математику и способствовавшего ее развитию. «Академией» называлась философская научная школа, основанная Платоном в 1У веке до н.э. близ Афин, в садах, посвященных памяти героя Академа.)
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по математике, в 9 классе коррекционной школы. Математический "Брейн-ринг" на тему:"Загадочные числа".
Развитию познавательного интереса к математике способствует использование дидактических игр, занимательных упражнений, предметно-практической деятельности детей. А также проведение внеклассных меропри...
Брейн-ринг знатоков математики.Внеклассное мероприятие.
В школе традиционным стало проведение Брейн- рингов знатоков математики. Создаются 5 команд, проявив фантазию, дети представляются командами из городов. Готовят шуточное представление команд. Сп...
Брейн-ринг « В мире математики»
Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 6 класса. Цель мероприятия: повысить интерес учащихся к математике, расширить их кругозор, развивать внимательность, память, логическое машление....
Открытый интегрированный урок по математике и биологии. 6 класс. Тема: "Эколого-математический брейн-ринг"
Цель данного урока закрепить практические умения и навыки действий с числами, применения знаний при решении задач экологического содержания, познакомить учащихся с экологическими проблемами...
Брейн-ринг по математике для 9-11 классов
Внеклассное мероприятие по математике «Брейн-ринг» для 9-11 классов....
Разработка внеурочного мероприятия Брейн-ринг "Занимательная математика"(в рамках Недели математики)
Методическая разработка внеурочного мероприятия Брейн-ринг «Занимательная математика» разработана для проведения мероприятия в рамках недели математики для студентов 1-2 ...