Брейн - ринг по теме "История математики"
методическая разработка (9 класс) по теме

Просвирнина Наталья Дмитриевна

Играют 4 команды учащихся  9А-9Б, 9В-9Г, проигравшие и победители каждого тура. В итоге каждая команда играет 2 раза. На обдумывание каждого вопроса дается 1 минута. Команда, давшая верный ответ, получает 2 балла. В случае, если обе команды не дают верного ответа, право ответа переходит к болельщикам, которые могут принести  команде 1 балл. Победитель игры определяется по общему количеству набранных баллов. Задания и ответы сопровождаются слайдовой презентацией.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Разработка мероприятия70 КБ
Office presentation icon презентация1.43 МБ

Предварительный просмотр:

  «БРЕЙН - РИНГ»

ПО ТЕМЕ «ИСТОРИЯ МАТЕМАТИКИ»

ЦЕЛИ:

1. Проверка знаний и кругозора учащихся в условиях игры.

2. Сплочение класса в единый коллектив.

3. Развитие интеллекта, способности логически мыслить, принимать правильные решения.

ПРАВИЛА ИГРЫ:

Играют 4 команды учащихся  9А-9Б, 9В-9Г, проигравшие и победители каждого тура. В итоге каждая команда играет 2 раза. На обдумывание каждого вопроса дается 1 минута. Команда, давшая верный ответ, получает 2 балла. В случае, если обе команды не дают верного ответа, право ответа переходит к болельщикам, которые могут принести  команде 1 балл. Победитель игры определяется по общему количеству набранных баллов.

Вопросы 1 тура:

1. Какому известному математику принадлежат слова: «Математика – царица наук, арифметика – царица математики»?

  • Лобачевский
  • Гаусс
  • Декарт 

(Эти слова принадлежат известному немецкому математику

2. Греческий математик, научивший египтян определять высоту пирамиды по ее тени

(Фалес  Милетский -Древнегреческий мыслитель, основатель античной философии и науки.)

3. Какой угол образуют стрелки часов в половине второго?

(135°.)

4. Со словом «четный» наиболее тесно связано по смыслу слово:

  • почетный
  • четки
  • чета
  • чечетка
  • учет.

(ЧЕТА)

5. Доказательство этой теоремы считалось в кругах учащихся средних веков очень трудным и называлась иногда «Ослиным мостом» или «Бегством убогих», так как некоторые ученики, не имеющие серьезной математической подготовки, бежали от геометрии. Слабые ученики, заучившие теоремы наизусть без понимания и прозванные поэтому «ослами» не были в состоянии преодолеть эту теорему, служившую для них вроде непроходимого моста. Что это за теорема?

(Доказательство теоремы Пифагора называлось «ослиным мостом» или «бегством убогих».)

Вопросы 2 тура:

1. Кто, по преданию, из великих геометров древности сказал неприятельскому солдату, пришедшему убить его: «Не тронь моих кругов»?

  • Евклид
  • Архимед
  • Платон

    (Эти слова сказаны Архимедом, погибшим при захвате римлянами его родного города Сиракузы. Архимед своими изобретениями оказывал большую помощь защитникам Сиракуз. )

2. Назовите фамилию древнегреческого ученого, предложившего формулу для нахождения площади треугольника по трем его сторонам.

( Герон Александрийский. ему принадлежат формулы определения площади различных геометрических фигур. Он впервые исследовал пять типов простейших машин: рычаг, ворот, клин, винт и блок. Герон заложил основы автоматики.

3. Старый будильник отстает на 8 минут за каждые 24 часа. На сколько минут надо поставить его вперед в 20.00, чтобы он зазвонил вовремя в 8 часов утра следующего дня?

(На 4 минуты.)

4. Слово «цифра» происходит от арабского слова «цифр». Что оно первоначально означало?

  •        Отрицательное число 
  •        Нуль          
  •        Любое число от 0 до 9

(Арабское слово «цифр» означает нуль. Арабы перевели этим словом индийское слово «сунья» – «пустое место», которым индийцы называли знак отсутствия разряда в числе. Вплоть до XVIII века наш нуль назывался цифрой. В английском языке это слово и в настоящее время означает нуль. Постепенно слово «цифра» приобрело современное свое значение. Теперешнее слово «нуль» происходит от латинского слова «nulla» (figura) – «никакая» (цифра).

5. Назовите имя французского адвоката, тайного советника, увлекавшегося математикой, который ввел в математику буквенные обозначения

( Франсуа Виет. Одним из самых замечательных достижений Виета на королевской службе была разгадка шифра, в котором насчитывалось более 500 знаков, менявшихся время от времени. Этим шифром пользовались недруги французского короля в Нидерландах для переписки с испанским двором.)

Вопросы 3 тура:

1. Какая книга лежит в основе большинства школьных учебников по геометрии ? Кто ее автор?

(«Начала» Евклида, написанные в IV в.до н.э.)

2. Рассказывают, что в начальной школе, где учился мальчик, ставший потом знаменитым математиком, учитель, чтобы занять класс на продолжительное время, дал ученикам задание: вычислить сумму чисел от 1 до 100. Но мальчик выполнил это задание мгновенно. О ком идет речь?

(Этим учеником был известный немецкий математик Карл

  Гаусс.)

3. Это математическое слово происходит от 2-х латинских слов, что буквально означает «на сто». Что это за слово?

(Термин процент происходит от латинского pro-centum – на сто.)

4. Ученый, чьим именем названа система координат

( Рене Декарт. Французский философ и математик, физик и физиолог. Дал понятие переменной величины и функции, ввел многие алгебраические обозначения.)

5. Три синих попугая капитана Флинта съедают 3 кг корма за 3 дня,

 пять зеленых попугаев – 5 кг корма за 5 дней,

 а семь оранжевых – 7 кг корма за 7 дней.

 Какие попугаи самые прожорливые?

(Синие)

Вопросы 4 тура:

1.Кто автор слов «В геометрии нет особых путей для царей!»? В связи с чем они были произнесены?

(Автор этих слов – Евклид. Он произнес их, по свидетельству Прокла, Птоломею, спросившему у Евклида однажды, нет ли в геометрии более краткого пути, чем его «Начала».)

2. Жителей города Сиракузы было трудно удивить чем-нибудь, но вот такое событие никого не оставило равнодушным. По главной улице города высоко задирая бороду, бежал старик. Он был гол, пена пятнами покрывала его тело и стекала наземь.
Царь! Эврика, я нашел, как определить, сколько золота содержится в короне. Кто это был?

(Архимед. Гениального ученого осенила яркая идея: тело, погруженное в воду, вытесняет столько жидкости, каков объем самого тела.)

3. В Древнем Египте и Древней Греции задолго до нашей эры использовали для вычислений доску с полосками, по которым передвигались камешки. Как она называлась?

(Это простейшее счетное приспособление называлось «АБАК»)

4. Этот ученый первым организовал школу с особыми правилами, принципами. Бог считал он - это единство, а мир – множество, состоящее из противоположностей. То, что их соединяет – есть гармония. Гармония выражается в числовых отношениях. Ученики его школы занимались не только математикой, но и спортом. Да и сам он был олимпийским чемпионом в кулачном бою.

(Это была школа Пифагора. Пифагорейцы называли свои исследования «математа», что означает «науки» и делили их на 4 части: арифметику, геометрию, астрономию и гармонию.)

5. В старых изданиях знаменитой книги Сервантеса «Дон-Кихот» находим неожиданную ремарку: побежденный Дон-Кихотом противник остается для лечения в доме алгебриста, чтобы залечивать свои ушибы. Что же означает слово алгебрист?

        Алхимик  

        Знахарь      

         Хирург

(В испанском и португальском языках слово «algebra» означает хирургию вообще и в частности хирурга, выправляющего ломаную руку или ногу. )

Дополнительный вопрос

На каком здании были начертаны слова:

 «Не обучавшийся геометрии пусть не входит в эту дверь!»?

(По преданию, эти слова были написаны у входа в Академию Платона (429-348 гг.до н.э., чрезвычайно ценившего математику и способствовавшего ее развитию. «Академией» называлась философская научная школа, основанная Платоном в 1У веке до н.э. близ Афин, в садах, посвященных памяти героя Академа.)



Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по математике, в 9 классе коррекционной школы. Математический "Брейн-ринг" на тему:"Загадочные числа".

Развитию познавательного интереса к математике способствует использование дидактических игр, занимательных упражнений, предметно-практической деятельности детей. А также проведение внеклассных меропри...

Брейн-ринг знатоков математики.Внеклассное мероприятие.

В школе традиционным стало проведение Брейн- рингов знатоков математики. Создаются 5 команд, проявив фантазию, дети представляются командами из  городов. Готовят шуточное представление команд. Сп...

Брейн-ринг « В мире математики»

Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 6 класса. Цель мероприятия: повысить интерес учащихся к математике, расширить их кругозор, развивать внимательность, память, логическое машление....

Открытый интегрированный урок по математике и биологии. 6 класс. Тема: "Эколого-математический брейн-ринг"

Цель данного урока закрепить практические умения и навыки действий с числами, применения  знаний при решении задач экологического содержания, познакомить учащихся с экологическими проблемами...

Брейн-ринг по математике для 9-11 классов

Внеклассное мероприятие по математике «Брейн-ринг» для 9-11 классов....

Разработка внеурочного мероприятия Брейн-ринг "Занимательная математика"(в рамках Недели математики)

Методическая разработка внеурочного мероприятия   Брейн-ринг «Занимательная математика» разработана  для проведения мероприятия в рамках  недели математики для студентов 1-2 ...