«Реализация личностно-ориентированного подхода к обучению математике в режиме ИКТ»
статья по геометрии (7 класс) по теме
Информатизация в обучении является составляющей частью общей проблемы модернизации содержания школьного образования. Решение данной проблемы позволяет создать комфортные условия обучения, такие, при которых ученик почувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что сделает сам процесс обучения более продуктивным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_l.-o._obuchenie_s_ispolz._ikt.doc | 427 КБ |
Предварительный просмотр:
«Реализация личностно-ориентированного подхода к обучению математике в режиме ИКТ»
Выполнил:
Комракова Тамара Константиновна,
учитель математики
МБОУ СОШ № 105 г.о. Самара
Самара
2012
Содержание
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................стр.3-5
- Информационно-коммуникативные технологии на уроках математики
……………………………………………………………………стр.5-13
- Личностно-ориентированный подход к обучению математике.
- .Обоснование использования ИКТ на уроках математики
- Разработка модели урока математики с использование ИКТ
……………………………………………………………………стр.13-23
- Способы организации процесса обучения математике в режиме ИКТ
……………………………………………………………………стр.23-25
Список литературы…………………………………………………….стр.26
«…ученье, лишенное всякого интереса
и взятое только силой принуждения…
убивает в ученике охоту к учению,
без которого он далеко не уйдет».
К.Д.Ушинский
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня образование переживает процессы модернизации. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» содержание образования должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создания условий для её реализации. Одним из основных принципов государственной политики в области образования является «общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся». Признав математику обязательным компонентом общего среднего образования и одновременно предоставив каждому ученику возможность выбора уровня её изучения по объёму и глубине, общество нуждается в создании новой
системы школьного математического образования. Эта система должна
обеспечить не только минимальную всеобщую математическую грамотность и соответствующее общее развитие учащихся, но и полноценную математическую подготовку оптимального контингента учащихся. Добиться этого позволит использование ИКТ на уроках математики. Информационно-коммуникативные технологии позволяют более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся. Они направлены на реализацию личностно – ориентированного учебного процесса. Таким образом, использование ИКТ предоставляет учащимся возможность раскрыть их познавательные интересы, и тем самым реализовать личностно – ориентированный подход в обучении, достоинствами которого являются: внимание к внутреннему миру ученика, развитию личности школьника в процессе учения, а также поиск новых методов, форм и средств обучения.
Информатизация в обучении является составляющей частью общей проблемы модернизации содержания школьного образования. Решение данной проблемы позволяет создать комфортные условия обучения, такие, при которых ученик почувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что сделает сам процесс обучения более продуктивным.
По данным исследований в памяти человека остается ¼ часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, ½ часть увиденного и услышанного, ¾ части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения.
Введение ИКТ в учебный процесс раскрывает перед учеником большие возможности. Именно поэтому данная проблема актуальна, т.к. все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Таким образом, актуальность данного педагогического проекта состоит в следующем:
- В создании на уроке атмосферы, позволяющей каждому ученику занять активную личностную позицию и выразить свою индивидуальность.
- В формировании опыта работы по применению ИКТ в образовательном процессе.
- В разработке методических рекомендаций, способствующих совершенствованию учебных знаний, умений, навыков, а также разработка внеклассных мероприятий по математике, позволяющих развивать способности каждого школьника.
Исходя из выше сказанного, целью данной работы стала разработка модели личностно – ориентированного урока математики.
В связи с этим можно сформулировать следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы личностно-ориентированного подхода.
2. Изучить возможности использования ИКТ на уроках математики.
3. Разработать модель использования ИКТ на уроках математики в рамках личностно-ориентированного подхода.
- Информационно-коммуникативные технологии на уроках математики
1.1. Личностно-ориентированный подход
Традиционная школа, ориентированная на передачу знаний, умений и навыков себя изжила. Поэтому главной стратегической линией нашего образовательного учреждения выбран личностно ориентированный подход (по И.С. Якиманской). Использование личностно ориентированного подхода в обучении позволяет:
- гуманизировать отношения детей и взрослых;
- формировать в человеке яркую индивидуальность, позволяющую ребенку стать и оставаться самим собой в постоянно меняющемся социуме;
- учитывать происходящие в последнее время изменения в личностном развитии детей и применять в связи с этим новые подходы и технологии во взаимодействии учителя и ученика.
Личностно-ориентированное обучение – такой тип обучения, в котором организация взаимодействия субъектов обучения в максимальной степени ориентирована на их личностные особенности и специфику личностно-предметного моделирования мира» (Алексеев Н.А. 2006).
Личностно-ориентированный подход – это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности. Под термином «личностно-ориентированный подход» понимается такой подход, при котором учитель в процессе обучения может контролировать качество полученных знаний каждым учеником и в зависимости от индивидуальных особенностей ученика совершенствовать их.
На основании известного педагогического опыта учителей и ученых Кузнецов М.Е. формулирует следующие признаки личностно-ориентированного обучения:
1. Признание уникальности и индивидуальной самоценности каждого ученика как самобытного человека, имеющего собственную предопределенность, генетически заложенную «программу» образования, реализуемую в форме его индивидуальной траектории по отношению к общему образованию.
2. Признание каждым учеником и педагогом уникальности и индивидуальной самоценности любого другого человека. То есть система образовательных координат может и должна выстраиваться относительно каждого ученика, который в обязательном порядке признает существование аналогичных систем у каждого из других учеников. Признавать право других быть другими – не единственное условие личностно-ориентированного обучения.
3. Каждый ученик, признавая уникальность другого человека, обязан уметь взаимодействовать с ним на гуманных основаниях. Коммуникативность – универсальная компетенция личности, а толерантность – одна из важнейших характеристик данной компетенции. Ученик, умеющий понять другую точку зрения или мотивы деятельности другого человека, реализует тем самым свою социальную роль и предназначенность. Умение личности взаимодействовать относится не только к другим отдельным ученикам, но и к группам, коллективам, обществам, а также к самому себе (рефлексивно). Взаимодействие ученика с другими субъектами предполагает наличие, сохранение или изменение его первоначальной позиции. Коммуникативная деятельность обеспечивает развитие ученика, создание им новых образовательных результатов, обогащенных знанием, пониманием, диалогом с результатами других его современников.
4. Личная или коллективно создаваемая образовательная продукция ученика не отрицает, а сопоставляется с культурно-историческими достижениями. Знакомство и выстраивание учеником отношений с общечеловеческими достижениями происходит не изначально, а лишь после личностной проявленности его собственного понимания сути изучаемых вещей. Процедура взаимодействия ученика с культурно-историческими аналогами технологически похожа на его коммуникацию с другими субъектами обучения.
5. Получаемые учеником образовательные результаты рефлексивно выявляются и оцениваются как им самим, так и учителем по отношению к индивидуально формулируемым целям ученика, соотносящимся с общеобразовательными целями.
Для реализации личностно-ориентированного урока требуется учитывать подходы:
- изложение учебного материала должно быть направлено на интегрирование его содержания, установление межпредметных связей, обогащение личного опыта каждого ученика.
- учебный материал должен давать возможность выбора при выполнении заданий и решении задач;
- стимулирование самостоятельного выбора и использования значимых способов освоения учебного материала.
Для реализации личностно-ориентированного подхода требуется учитывать следующие аспекты:
- Изложение учебного материала должно быть направлено на интегрирование его содержания, установление межпредметных связей, обогащение личного опыта каждого ученика.
- Учебный материал должен давать возможность выбора при выполнении заданий и решении задач.
- Стимулировать самостоятельность выбора и использования значимых способов освоения учебного материала.
«Личностно-ориентированное обучение» - такой тип обучения, в котором организация взаимодействия субъектов обучения в максимальной степени ориентирована на их личностные особенности и специфику личностно-предметного моделирования мира» (Алексеев Н.А. 2006).
1.2 Информационно-коммуникативные технологии
Основные средства ИКТ используемые на уроках математики
Интерактивная доска позволяет выполнять большое количество интерактивных упражнений. Например, изучая тему «Углы» обучающиеся могут соотнести вид угла и его градусную меру, используя интерактивный транспортир. Передвигая точку, фиксируем и градусную меру угла, и его вид. А если перенести стрелку влево, то можно откладывать углы и в другом направлении. Такие упражнения позволяют быстро проверить уровень усвоения нового материала, выявить пробелы в знаниях учащихся, делают урок более живым и интересным.
Интерактивное тестирование. На экран проецируется вопрос по изучаемой теме. Обучающиеся отвечают на него путем нажатия определенной кнопки на пульте голосования. Результат ответов детей появляется на экране по нажатию кнопки. Педагог быстро оценивает уровень усвоения материала целого класса, выделяет моменты, вызвавшие наибольшее количество затруднений, планирует с классом цели на следующий урок. Кроме того, эта программа формирует протокол ответов каждого ученика и при необходимости учитель может оценить каждого ребенка.
Мультимедийные презентации. Презентация – наиболее распространённый вид представления демонстрационных материалов. Для создания презентаций используются такие программные средства, как PowerPoint или Open Impress. Презентации – это электронные диафильмы, которые включают в себя анимацию, аудио-, видеофрагменты. Они позволяют решить дефицит наглядных пособий, оптимизировать процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, поднять на более высокий уровень интерес к предмету. Эти компьютерные средства обучения особенно интересны тем, что их может создать любой учитель, имеющий доступ к ПК, причём с минимальными затратами. Кроме того, презентации активно используются для представления ученических проектов.
Компьютерные программы. Огромную помощь в работе оказывают электронные учебники и электронные учебные курсы по математике. Ученикам рекомендуется больше самим работать с ними, чтобы с помощью тестовых заданий они сами могли осуществлять самоконтроль. Применение данного вида компьютерных средств на данный момент используется частично из-за отсутствия локальной сети. Использование электронных учебных комплексов существенным образом повлияло бы на формирование познавательного мышления учащихся, самостоятельности выбора действий и способов решения различных видов математических задач. Также это позволило бы формировать и развивать мотивацию школьников к получению новых знаний, помогло бы и при создании ситуации успешности каждого ученика на уроке.
Далее, это могут быть материалы электронных энциклопедий, которые
объединяют в себе функции демонстрационных и справочных материалов. В
отличие от своих бумажных аналогов гипертекстовые энциклопедии обладают дополнительными возможностями и свойствами:
- Они обычно поддерживают удобную систему поиска по ключевым словам и понятиям;
- Удобная система навигации на основе гиперссылок. Возможность включать в себя аудио-, видеофрагменты. На уроках могут быть использованы материалы энциклопедий «Кирилла и Мефодия», Википедии, Математической энциклопедии. По материалам энциклопедий дети пишут доклады, исследовательские работы, для себя учитель черпает дополнительную информацию к урокам, внеурочной деятельности. Дидактические материалы – сборники задач, диктантов, упражнений представленных в электронном виде, обычно в виде простого набора текстовых файлов. Данные сборники помогают мне при составлении КИМов по предмету и диагностике уровня усвоения знаний учащихся. Результат: широкий спектр форм и методов контроля ЗУН учащихся активизирует внимание и позволяет объективно и дифференцированно оценить знания учащихся. Программы – тренажёры, предназначенные для решения математических задач. Они выполняют функции дидактических материалов. (Например, программа вычисления корней полного квадратного уравнения, предлагающая учащимся самостоятельно найти решение и отслеживающая ошибки в процессе поиска). Результат: помощь в усвоении учащимся с низким уровнем знаний в поэтапном овладении материалом.
Программные системы контроля знаний, к которым относятся опросники и тесты. Главное их достоинство – быстрая, удобная беспристрастная и автоматизированная обработка полученных результатов.
Обучающие игры и развивающие программы. Это интерактивные программы с игровым сценарием. Выполняя разнообразные задания в процессе игры, дети развивают тонкие двигательные навыки, пространственное воображение, память, получая дополнительные навыки компьютерной грамотности. (Например, «Путешествие в Вычисляндию»). Результат: создаёт активную познавательную мотивацию на уроке, позволяет организовать внеклассную деятельность.
Интернет ресурсы, как средство информационных технологий, дают колоссальные возможности поиска необходимой, важной и значимой информации.
На сегодняшний день использование ИКТ на уроках математики
представляется актуальным и необходимым. В учебном информационном
пространстве владение средствами ИКТ, как учителем, так и учащимися,
позволяет расширить кругозор детей, дать возможность раскрыться
индивидуальным особенностям учащихся, разнообразить урок и подать
материал разносторонне.
Еще раз хотелось бы подчеркнуть, что применение ИКТ на уроках математики обеспечивает:
- экономию времени при объяснении нового материала;
- представление материала в более наглядном, доступном для восприятия виде;
- воздействие на разные системы восприятия учащихся, обеспечивая тем самым лучшее усвоение материала;
- дифференцированный подход к обучению учащихся, имеющих разный уровень готовности восприятия материала;
- постоянный оперативный контроль усвоения материала учащимися.
Это, в целом, стимулирует разнообразие творческой деятельности учащихся, дает возможность увеличения объема информации, воспитывает навыки самоконтроля, повышает интерес к предмету.
Существующие недостатки и проблемы применения ИКТ
1. У учителей недостаточно времени для подготовки к уроку, на котором используются компьютеры.
2. Недостаточная компьютерная грамотность учителя.
3. Сложно интегрировать компьютер в поурочную структуру занятий.
4. Не хватает компьютерного времени на всех.
5. При показе презентации учитель привязан к компьютеру. Необходима дистанционная мышь.
Образовательный стандарт по математике предполагает, что выпускник школы умеет использовать математические подходы для решения задач, возникающих в окружающем мире (у ученика сформирована учебная компетенция), умеет осуществлять поиск, отбор, анализ, систематизацию и классификацию информации, умеет использовать разнообразные информационные источники данных и коммуникативные технологии (у ученика сформированы исследовательская и личностно-адаптивная компетенции). Формирование названных компетенций достигается в результате освоения содержания образования, при этом необходимо использовать такие методы формирования и развития мотивации к изучению математике, как эмоциональные – учебно-познавательная игра, создание ярких наглядно-образных представлений; познавательные – выполнение творческих заданий, социальные – создание ситуации взаимопомощи и сотрудничества. Всё это становится возможным благодаря использованию вышеперечисленных средств ИКТ.
- Разработка модели урока математики с использованием ИКТ.
Учителю современной школы необходимо преобразовывать учебный процесс из скучного, однообразного в радостный, охотно выполняемый. Одним из путей достижения этого является разнообразие технологий, применяемых в педагогическом процессе. Более интересна для учащихся поисковая, исследовательская деятельность, либо деятельность, предполагающая свободный выбор задания, так как именно в этом случае учащиеся чаще всего достигают успеха. При подготовке к уроку я использую разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрывать учащимся их способности, применять ранее накопленный опыт. Контрольные, проверочные работы, тестовые задания, карточки с индивидуальными заданиями имеют различные уровни сложности. Домашняя работа часто имеет дифференцированный характер. С большим удовольствием учащиеся пятых – шестых классов сами составляют задания, чтобы предложить их для решения одноклассникам на уроке.
Каким образом применение ИКТ помогает на уроках
реализовать личностно – ориентированное обучение?
Приведу отличия «обычного» занятия от урока с использованием ИКТ:
- Компьютерное тестирование – это, прежде всего, оперативная проверка ЗУН, а, следовательно, своевременная поддержка ученика учителем.
- Хорошо продуманный ИКТ-урок – это возможность поделиться идеями, возникшими в ходе обучения, а также получить в ответ необходимую помощь, информацию или одобрение. При этом не важно, кто выступает в роли презентующего свой опыт – учитель или ученик.
Отмечу ряд требований, предъявляемых к учителю, использующему в своей практике ИКТ:
- дидактические и предметные (профессиональные знания предмета обучения);
- организаторские (планирование работы, сплочение обучаемых и т.д.);
- перцептивные (знание психологии обучаемых);
- коммуникативные (установление взаимоотношений с окружающими);
- суггестивные (эмоционально-волевое влияние на обучающихся);
- исследовательские (умение познать и объективно оценить педагогические ситуации и процессы);
- научно-познавательные (способность усвоения научных знаний
в избранной отрасли).
Нельзя обойти вниманием и тот факт, что учитель,
используя ИКТ на уроках, мотивирует детей на создание своих собственных
медиапродуктов, а значит, способствует их самореализации. Таким образом,
при использовании ИКТ происходит постоянное накопление опыта через
взаимодействие и взаимообучение всех участников образовательного
процесса, что, несомненно, положительно сказывается на развитии личности
учащихся.
Необходимо научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить.
Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Ведь использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным.
Урок – основная форма организации учебно-воспитательного процесса, и качество обучения – это прежде всего качество урока. Можно ли назвать современным урок, если он проведён без наглядных и технических средств обучения? С ними урок богаче, ярче, образнее. С их помощью на учащихся оказывается эмоциональное воздействие, они способствуют лучшему запоминанию материала, повышают их интерес к предмету, обеспечивают прочность знаний.
Геометрия – один из самых трудных учебных предметов в школе. Помочь ученикам доказывать теоремы, решать текстовые задачи, задачи на построение может презентация, разработанная в среде Power Point.
Применение на уроках учебных презентаций, разработанных в среде Power Point, способствует решению развивающих целей, которые мы ставим на уроках геометрии:
- развивать логическое мышление, пространственное воображение, образное мышление учащихся;
- формировать умения чётко и ясно излагать свои мысли;
- совершенствовать графическую культуру.
Но презентация не должна представлять собой лишь набор иллюстраций и использоваться на уроке только в качестве наглядности. В учебном процессе нужно применять различные варианты работы над определениями, теоремами, задачами.
Анимационные компьютерные презентации позволяют насладиться красочными чертежами. Не всегда, выполняя чертеж на доске, ученики получают эстетическое удовольствие от собственной работы. Выполнить красивый чертеж, показать образец хорошего чертежа поможет компьютер
Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, то использование их на уроках геометрии оказывается чрезвычайно эффективным. Компьютерная графика позволяет детям незаметно усваивать учебный материал, манипулирование различными объектами на экране, изменение их размера, цвета, связей с помощью стрелок, позволяет учителю эффективнее организовать процесс обучения. При изучении новых понятий, фигур, свойств фигур, можно не только увеличить объем представляемой информации, но и попробовать применить новые формы работы на уроке.
Используя презентации, учитель может создавать интерактивные модели для доказательства теорем, решения задач, контроля знаний.
Фрагменты уроков с использованием ИКТ в рамках личностно-ориентированного обучения
Фронтальная работа с классом. Решение задач на готовых чертежах.
Слайд 2. Повторение свойства касательной и признака касательной.
Учитель: необходимо решить две задачи.
После решения задачи предлагаю детям установить, чем различаются задачи? (В первой задаче потребовалось свойство касательной, а во второй признак касательной)
Решение задач «Блиц-опрос». В быстром опросе предлагаются несколько несложных задач для повторения изученного материала.
Слайд 3. Повторение понятий центральный и вписанный угол.
Слайд 4. Обратные задачи.
Слайд 5. Найти равные углы на чертеже. Обосновать выбор. Отработка свойства вписанных углов, опирающихся на полуокружность.
Слайд 6. Найти равные углы на чертеже. Обосновать выбор. Отработка свойства вписанных углов, опирающихся на одну и ту же дугу.
Слайд 7. Отработка вычисления центрального угла.
Слайды 8, 9. Учитель передает дистанционную мышь любому ученику в классе. Выбрав ответ, ученик делает клик на кнопку «Проверить» и комментирует свой выбор.
Слайд 10, 11. Повторение понятий «центральный», «вписанный» углы.
Слайд 12. Задача для подготовки к доказательству теоремы. Поиск рационального способа решения.
Работа над теоремой
Теорема сформулирована с помощью слов «если» и «то», поэтому нетрудно выделить условие и заключение теоремы.
Подсказываю идею. При доказательстве теоремы используются вписанные углы, но их пока нет на чертеже. Как можно дополнить чертеж?
Дети догадались, что необходимо сделать дополнительное построение: хорды АВ и СD. На чертеже появились 2 треугольника. Какие они? Выдвигаются две гипотезы: треугольники равны, подобны.
Давайте искать равные элементы этих треугольников. Нашли вертикальные углы. Теперь я даю визуальную подсказку, вывожу дугу DB. Нашли вписанные углы 3 и 4.
Вывод. Треугольники подобны по 1 признаку подобия.
Из подобия треугольников мы можем сделать запись равенства отношений сходственных сторон. Найдем их. Сходственные стороны лежат напротив равных углов. Стороны АD и СВ нам пригодятся? Нет (смотрим в заключение теоремы). Ищем сходственные стороны напротив равных углов 1 и 2, 3 и 4.
Итак, вместе разбираем пошаговое доказательство.
После устной работы, колесико мышки дает возможность «прокрутить» анимации назад. Учитель приглашает к доске ученика, чтобы восстановить доказательство. Обучающиеся класса оформляют чертеж и условие теоремы в тетради. Ученик у доски мелом оформляет доказательство:
Перечислите, какие знания потребовались нам, чтобы доказать теорему. (Ученик с указкой показывает каждое действие доказательства)
- Свойства вертикальных углов.
- Свойства вписанных углов.
- Признаки подобия треугольников.
- Соотношения сходственных сторон.
- Основное свойство пропорции.
Слайд 14. Отработка формулировки теоремы
Используя презентацию, можно не преподносить на «блюдечке» готовые формулировки, а просить составить самостоятельно. Рассматривая готовые чертежи, дети подмечают закономерности, сами выдвигают гипотезы, доказывают свойства. Этот опыт самостоятельного поиска новых знаний очень важен для обучающихся. Дети самостоятельно дали определения центрального и вписанного углов.
В приведенном ранее фрагменте урока было показано, как использовать анимационные модули при решении задач на готовых чертежах. Несомненно, что компьютер – помощник при организации фронтальной работы. Используя визуальные подсказки, можно дать возможность осмыслить задачу большему числу обучающихся. Подготовить к уроку такое количество задач на обычной доске невозможно.
3. Способы организации процесса обучения математике в режиме ИКТ.
Приведу ещё пример имеющихся в моей методической копилке презентации для фронтальной работы – это задачи по готовым чертежам, задачи на построение, текстовые задачи, доказательства теорем и т.д.
Какие еще анимационные модули можно использовать на уроках геометрии? Это тесты.
Работа с интерактивными тестами
Приглашается к компьютеру ученик. Работая с мышкой, он рассуждает вслух, обосновывает свой выбор ответа. Ошибку увидят все, поэтому методом «наудачу» обычно не пользуются. Примеры интерактивных тестов:
- Тест «Соотношения между сторонами и углами треугольника»
- Тест «Скалярное произведение векторов»
- Тест «Примеры из геометрии»
Мой опыт использования компьютера на уроках геометрии показывает, что ученики более активно принимают участие в уроке, на котором применяется презентация; меняется отношение к работе даже у самых проблемных учеников. А от учителя требуется освоение возможностями ИКТ, тщательное продумывание содержания урока и планирование работы учеников на каждом этапе. Время на подготовку учителя к уроку с использованием ИКТ несомненно увеличивается на первом этапе. Но постепенно накапливается опыт и методическая база, созданная учителем, что значительно облегчает подготовку уроков в дальнейшем (те же презентации, созданные в Power Point, это своего рода мини-конспекты урока). Компьютер – хранитель информации, накопленной учителем за годы работы.
При организации урока с применением ИКТ должно уделяться внимание здоровьесберегающим технологиям. При организации урока необходимо учитывать соблюдение как санитарно-гигиенических, технических, так и эргономических требований к уроку Проведение физминутки, зарядки для глаз на таких уроках желательны. Следует чередовать формы деятельности обучающихся при работе с ИКТ-средствами. Например, 20 минут теоретического изложения, опроса, 15-20 минут работы с компьютером.
Использование компьютерных презентаций на уроках геометрии открывает огромные возможности:
- компьютер может взять на себя функцию контроля знаний,
- поможет сэкономить время на уроке,
- богато иллюстрировать материал,
- трудные для понимания моменты показать в динамике,
- повторить то, что вызвало затруднения,
- дифференцировать урок в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся.
Но не факт, что использование компьютерных презентаций на уроке даёт возможность овладеть геометрией «легко и счастливо». Лёгких путей в науку нет. Но необходимо использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом, чтобы большинство подростков испытали и осознали притягательные стороны геометрии, её возможности в совершенствовании умственных способностей, в преодолении трудностей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Воронина Т.П., Кашицин В.П., Молчанова О.П. Образование в эпоху новых информационных технологий. // М.: Информатика, 2006. - 220 с.
- Горелик И.Ф., Степанов Е.Н. Характерные черты личностно ориентированного урока // Завуч. 2005. №6.
- Кечиев Л.Н., Путилов Г.П., Тумковский С.Р. Информационный подход к построению образовательной среды. // М.: МГИЭМ, – 2009. 28 с.
- Личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности / Под ред. Е.Н. Степанова. – М., 2007.
- Федорова Ю. В. Об организации повышения квалификации учителей по использованию интерактивной доски в практической деятельности/Ю. В. Федорова//Журнал "Информатика и Образование". - 2011. - №6
- Фридман Л.М. Концепция личностно-ориентированного образования.// Завуч. 2006. № 8.
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 2008.
Интернет-ресурсы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Личностно - ориентированный подход в обучении математике учащихся
Статья "Личностно - ориентированный подход в обучении математике учащихся...
Личностно ориентированный подход в обучении математике как форма повышения качества обучения и познавательной активности обучающихся
С момента создания традиционной классно-урочной системы обучения, всегда существовала проблема формирования у обучаемых высокой и устойчивой мотивации к обучению, активной познавательной д...
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ УЧАЩИХСЯ 10 КЛАССА Ревнякова Татьяна Сергеевна учитель математики МБОУ СОШ № 75 г. Челябинска
Основная задача, которая в современной школе стоит перед многими учащимися IX классов – принять решение о характере и форме дальнейшего образования. Редко, кто просто плавно вместе со всем классом пер...
Отчёт учителя математики и информатики по теме: "Дифференцированный подход в обучении математике"
Отчёт учителя математики и информатики по теме: "Дифференцированный подход в обучении математике"[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6562397","attributes":{"alt":"","class":"media-image...
Интеллектуальные игры как деятельностный подход в обучении математике. Выступление на городском семинаре учителей математики.
В содержании дано значение и место интеллектуальных игр в обучении и воспитании учащихся, о возможности этих игр при подготовке к ЕГЭ, приведена технология математической игры "Домино"....
Обобщение опыта работы по теме самообразования "Проблемное обучение как механизм реализации системно-деятельностного подхода в обучении математики"
В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;проектирование и конструирование социальной среды разви...
Методические рекомендации "Исследовательская деятельность на уроках математики как основа компетентностного подхода в обучении математике
Новые федеральные государственные образовательные стандарты, отвечая требованиям времени, смещают акцент со знаниевого компонента на формирование у обучающегося личностных качеств созидателя и т...