Математическая игра "По страницам калмыцкого народного эпоса "Джангар"
методическая разработка по геометрии на тему

Бамбылова Валентина Гаряевна

"Для познания мироздания, надо предварительно изучить ее язык и письмена.

Она написана на языке математики, а письмена ее- числа, треугольники, окружности и другие геометрические фигуры, без знакомства с которыми невозможно понять ни одного слова;

без них можно только бесцельно блуждать в темном лабиринте..."

                                                                                                                                 / Леонардо да Винчи/

 

                                     

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematicheskaya_igra_po_stranitsam_narodnogo_eposa.docx15.72 КБ

Предварительный просмотр:

Математическая игра по страницам калмыцкого  народного эпоса «Джангар»

                   «Для познания мироздания, надо предварительно изучить ее язык и письмена.

                          Она написана на языке математики, а письмена ее- числа, треугольники,                                              

                          окружности и другие геометрические фигуры, без  знакомства с которыми                    

                           невозможно понять ни одного слова; без них можно  только бесцельно  

                           блуждать в темном лабиринте…»

                                                                                                      Леонардо да Винчи

Вступление( информация из цикла «Это интересно»)

Ведущий:  «… кочевать следует там, где проведу длинную( прямую) черту, останавливаться там,    

                     где проведу круг»

                      Как вы думаете, кто и кому мог дать такой наказ?

Участники: излагают свои варианты ответов

Ведущий: Вот такой наказ  давался богатырем своей суженой, вынужденному покинуть караван. Покидая караван, богатырь непременно давал наказ жене, как ей передвигаться в пути. Наказ этот отливался в своеобразную формулу, запрещающую нарушать ее. «Формула- наказ» где проведу круг- ночуй»  представляет собой запрет ночевать вне круга, выходить за его пределы. Это было своеобразное пиктографическое( ручное)  письмо- древний вид письма, при котором предметы, события и действия изображались с помощью условных знаков- пиктограмм.

Вспомните, где в современных культурах, применяется пиктограмма?

Участники:  в знаках регулирования движения, указателях, в вывесках…

 Ведущий:  Ученые отмечают, что сложная схема соотношения понятий в мире первобытного человека передавалась через символы:  женскими символом считали треугольник, мужскими- линии, линии с точками, пунктирами, елками, многоножками.

В ряде эпических произведений монгольских народов отражены древние представления, связанные с понятиями квадрат, круг, треугольник, линия, которые служат героям эпоса как символы   для  «написания формулы пути», передвижения, поведения. Все важные вопросы войны и мира в Джунгарии  решались общим собранием, где все богатыри садились в 49 кругов.

Как вы можете объяснить именно такое расположение богатырей?

Участники: может быть тем, что круг не имеет углов…

А теперь проведем игру, в  которую  включены  вопросы  числовой символики народного эпоса «Джангар»

Начало игры:

( в игре участвуют 4 команды, которые будут бороться за выход в полуфинал, а затем в финал)

Первый тур- за игровые столы садятся 2 команды

Вопрос 1: Каков возраст эпоса «Джангар»?

                   ( выявление учеными пиктограмм в песнях синьцзянской версии «Джангара» дает основание сделать вывод, что пиктограммы в свое время имели место во всех версиях эпоса, что эпос «Джангар» древнего происхождения)

Вопрос 2: Из каких частей состоит  эпос?

                     ( из вступления и 12 песен)

Вопрос 3: В каком возрасте Джангар стал  «ханом великодержавным»?

                   ( Когда же седьмого лета достиг

                     Ханом семидержавным он стал

                     Зваться великим и славным он стал…)

Вопрос 4: Назовите родителей  богатыря Хонгра

                   ( Старший сын Менген Шигширги

                      Он родился от Ханши Зандан- Герел)

Вопрос 5: «Среди людей великаном он был,

                     Соколом неустанным он был,

                      Закаленная в пламени сеч

                      Не сходила с могучих плеч

                       Острая секира длиной

                       В 80 и одну сажень.

                       Стоила тысячу тысяч юрт

                        Рыжая кобыла его.

                       Сбрасывал он с любого коня

                       Так велика была  его сила»

 О каком богатыре идет речь в этой песне?( о богатыре Савре)

Второй тур ( за игровые столы садятся следующие 2 команды)

Вопрос 1: Кто автор перевода эпоса на русский язык? (СИ Липкин)

Вопрос 2: Кем проиллюстрирована книга? ( художником В.А. Фаворским)

Вопрос 3: Кроме богатырей, в одной из песен говорится о трех мальчиках,     спасших Родину от иноземного ига. Назовите их имена. ( песнь 7-я: Хошун Улан, Хара Джилган и Аля Шонхор)

Вопрос 4: Какой титул носил богатырь Джангар? ( нойон- князь)

Вопрос 5: продолжите мысль : Ясновидец – Алтан Цеджи, Улан Хонгр- Алый Лев, Савар- тяжелорукий, Мингиян- красавец, Джилган- златоуст, Санал - ….)

Третий тур – финал

Вопрос 1: Сколько богатырей было у легендарного хана Джангара?

                   ( Шумные полчища силачей,

                     Шесть тысяч двенадцать богатырей,

                     Семь занимали кругов)

Вопрос 2: Каков возраст жителей страны Бумбы?

                  ( Сорокоханная эта страна,

                    Обетованная эта страна.

                    После 25 лет

                    Не прибавлялись там года)

Вопрос 3: Кого в жены взял богатырь Джангар?

                   ( Ном – Тегиса дочь

                     Шестнадцатилетняя Шавдал)

Вопрос 4: «Первый красавец подлунного мира

                     Главный певец богатырского пира»

О ком идет речь? ( о богатыре  Мингияне)

Подведение итогов игры

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

По страницам английской народной поэзии

внеклассное мероприятие для воспитанников иностранного отделения...

Калмыцкий народный обычаи " Хурмин авъяс - куукня авдр белдлhн".

Калмыцкие народные обычаи и традиции разнообразны. Народ не может существовать без обычаев и традиций. Благодаря предкам мы имеем свои обычаи и придерживаемся их. с постановкой этого обычая учащиеся 7...

Русские и калмыцкие народные сказки.

Русские и калмыцкие народные сказки....

Калмыцкие народные обычаи. Почитание старших.

Жизненный уклад калмыцкого народа формировался веками. Определялся он в основном трудовым ритмом жизни. Существовали в народе и свои нравственные критерии, свой неписаный кодекс вежливости и культурно...

Конспект урока музыки "Оркестр калмыцких народных инструментов"

Конспект урока "Оркестр калмыцких народных инструментов" разработан для обучающихся 5 класса...

Презентация к уроку музыки "Калмыцкая народная песня"

Презентация к уроку музыки "Калмыцкая народная песня"...