План-конспект урока по теме "Теорема Пифагора" (8 класс)
план-конспект урока по геометрии (8 класс) на тему

Урок разработан с применением технологии развития критического мышления через чтение и письмо (к уроку прилагается презентация, выполненная в PowerPoint )

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_teorema_pifagora.docx42.23 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по технологии развития критического мышления

через чтение и письмо

Тема урока: “Теорема Пифагора” (геометрия 8 класс)

Автор: учитель математики Краузе Т. В.

Учебник: Геометрия. 7-9 классы / Л. С. Атанасян и др.

Цели урока:

Образовательные:

  • изучить теорему Пифагора;
  • добиться усвоения её формулировки и сути доказательства всеми учащимися класса. 

 Воспитательные:

  • воспитание культуры общения, взаимопомощи.

Развивающие:

  • развитие логического и критического мышления;
  • развитие внимания и памяти учащихся;
  • развитие навыков взаимоконтроля и самоконтроля;
  • развитие познавательного интереса учащихся к математике.

Стадия вызова

1). Мобилизующее начало урока.

2). Проверка домашнего задания (самопроверка с помощью образца).

3). Теоретическая разминка (взаимоопрос учащихся).

                                                      Вопросы и задания:

  • дайте определение площади многоугольника;
  • сформулируйте основные свойства площади многоугольников;
  • дайте определение прямоугольного треугольника и его элементов.

4). Оценивание ответов учащихся.                                     

5). Выполнение учащимися задания, направленного на проверку усвоения формул для вычисления площадей многоугольников ( «Установи соответствие» ).

1. S прямоугольника           А.  

2. S параллелограмма                                         Б.

3. S прямоугольного 3уг-ка                               В.  

4. S ромба                                                            Г.

5. S квадрата                                                       Д.

6. S трапеции                                                      Е.

                                                                             Ж.

                                                                             З.

                                                                               И.

6). Проверка учащимися выполнения задания с помощью образца (самопроверка).

Проверь себя:

1 – Г

2 – З

3– Ж

4 – И

5 – Д

6 - В

7). Оценивание работ учащихся.

Критерии оценивания:

Количество верно выполненных заданий

Отметка

6+

“5”

5+

“4”

4+

“3”

8). Коррекция.

9). Создание проблемной ситуации (мотивация)

                                          Высота дачного домика (до крыши) 4 м.

Какой длины нужно взять лестницу (чтобы забраться на чердак или чтобы отремонтировать крышу), если лестница отстоит от домика на расстоянии 3 м?

Стадия осмысления

1). Выполнение учащимися работы в группах, приводящей к формулированию теоремы Пифагора.

Заполните таблицу:

b

с

I группа

5

12

13

II группа

0,6

0,8

1

III группа

1

IV группа

1

2

Учащиеся записывают результаты своей работы в таблицу, оформленную на доске или на отдельных листах бумаги формата А3 фломастерами (маркерами).

2). Обсуждение учащимися результатов работы; выдвижение гипотезы.

3). Уточнение учителем формулировки теоремы Пифагора, данной учащимися.

4). Выполнение учащимися заданий, направленных на усвоение формулировки теоремы:

  • чтение формулировки по учебнику и сравнение её с утверждением, данным  учащимися на предыдущем этапе; запись теоремы в буквенном виде;
  • хоровая декламация учащимися формулировки теоремы (этап формирования действия в громкой речи);
  • составление «цепочки», с помощью которой выстраивается верная формулировка теоремы (этап формирования действия во внешней речи «про себя»)
  1. в    2) равнобедренном  3) прямоугольнике  4) квадратов   5) треугольном  6) куб       7) равен 8) любой   9) стороны  10) меньше  11) катетов   12) правильном                      13) треугольнике  14) квадрат  15) прямоугольном   16) равна   17) сумме                       18) гипотенузы    19) разности   20) катета  

Самопроверка с помощью образца: 1→ 15→ 13 →14→18 →7 →17 →4→11.

  • запись формулировки теоремы в тетради учащихся (этап формирования действия во внутренней речи).

5). Работа учащихся с текстом учебника  (п.54, стр.129-131) с использованием меток:

˅   уже знал

+  понятно

-  думал иначе

?  непонятно

6). Запись доказательства теоремы в тетради учащихся (самостоятельно)

 (составление схемы ориентировочной основы действия)

Дано: ∆ABC – прямоугольный (угол C = 90˚)         A

Доказать: =+                                                    b                           c

Доказательство.                                                        C                                          B  

                                                                                                       РИС.1                                                                                                                                 

1). Достроим ∆ABC до квадрата DEFC со стороной ( рис. 2).

2).                                                                          

                                                                                       D                  N                                    E

3).

4).                                                                                                                         M

5).                                                                                                                           

6).                         A

7). Из  пунктов 2 и 6 получаем:      

                                                                           C             РИС.2             B                 F

               .

.                    

Откуда следует:                                                        

         

7). Сравнение, анализ выполнения работ учащихся в парах, затем в группах.

8). Сравнение работ учащихся с образцом (эталоном); коррекция.

Рефлексия

1). Этап формирования действия в материализованном виде: выкладывание карточек с элементами доказательства.

2). Этап формирования действия в громкой речи: проговаривание доказательства теоремы только по рисунку (в парах).

3). Этап формирования действия во внешней речи “про себя”: выполнение задания   по заполнению пропусков.

4). Этап формирования действия во внутренней речи: доказательство теоремы                 в новых буквенных обозначениях (по вариантам, на листочках).

5). Оценивание учащихся по данному этапу урока.

6). Возвращение к проблемной ситуации и её решение.

=+

=+

=9+16

=25

c=5

Ответ: 5м.

7). Историческая справка о Пифагоре и его теореме.

8). Итог урока:

  • Чему научились на уроке?
  • Что показалось лёгким?
  • В чём испытывали затруднения?
  • Над чем ещё нужно поработать?
  • Как оцениваете свою работу?

9). Оценивание работы учащихся, заполнение оценочных листов (диагностических карт).

10). Домашнее задание: п.54, вопрос 8 (стр.132) + творческое задание (на выбор):

а) найти в дополнительной литературе, Internet другие (альтернативные) доказательства теоремы Пифагора;

б) оформить доклад (презентацию) о Пифагоре и его школе, истории теоремы Пифагора.

Задание «Заполни пропуски»

Дано: ∆ABC – _______________ (угол ___ = 90˚)   A

Доказать:                                             b                           c

                                                                                     C                                        B  

 Доказательство.                                                                          РИС.1                                                                                                                                 

1). Достроим __________ до ________________ со стороной  (рис. 2).

2).                                                                          

                                                                                       D                  N                                    E

3).  .

4).   .                                                                                                         М

5).                                                                                                                           

6).   .  A

7). Из  пунктов 2 и 6 получаем:      

                                                                           C             РИС.2             B                 F

          .

  .                  

Откуда следует:  _______________

                                 Примерный образец оценочного листа

(диагностической карты)

Фамилия, имя учащегося

Этапы урока

Вид деятельности

Оценка

  1. Проверка

домашнего задания.

самопроверка

  1. Теоретическая разминка.

взаимоопрос

  1. Контроль знания формул площадей многоугольников.

самопроверка

  1. Заполнение таблицы.

работа в группе

  1. Оформление доказательства теоремы.

самостоятельная работа

с учебником

 (с последующей взаимопроверкой)

  1. Контроль усвоения формулировки теоремы Пифагора    и ее доказательства.

взаимопроверка

Оценка за урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект обобщающего урока алгебры в 10 классе школы глухих по теме “Функции”

Данный урок алгебры является обобщающим в системе уроков по теме "Функции". Систематизация знаний глухих учащихся реализуется в ходе составления текста. При этом используются различные виды наглядно-п...

План-конспект разработки урока музыки в 5 классе на тему:"Что роднит музыку с литературой в сказке".

Развернутый план урока с презентацией и музыкальными фрагментами....

План-конспект открытого урока "Древнейшая Греция" 5 класс

Тема урока: «Древнейшая Греция».Вид урока: обобщающий урок.Форма урока: виртуальная экскурсия, интерактивное конструирование.Цели урока:  Обучающие:- на основе полученных ранее знаний систе...

План-конспект открытого урока для учащихся 1 класса по предмету "классический танец"

Данный урок был проведен с учащимися первого класса. В плане-конспекте перечислены  цель урока, тип, задачи урока, основные приемы и методы работы с учащимися, а также применяемые педагогические ...

План-конспект открытого урока по рисунку 2 класс «Линейные зарисовки человека в двух положениях (сидя, стоя)»

 В плане-конспекте открытого урока по рисунку 2 класс  «Линейные зарисовки человека в двух положениях (сидя, стоя)»  рассматривается следующее:Цели урока:   ...

План-конспект открытого урока по физике 10 класса по теме: «Газовые законы. Изотермический процесс»

План-конспект открытого урока по физике 10 класса по теме: «Газовые законы. Изотермический процесс»...

План-конспект открытого урока во 2-ом классе на тему "Друзья"

Тема интересная.  У детей развивается монологическая и диалогическая речь. Умение правильно использовать глаголы в единственном и множественном числах. Ознакомление с пословицами о дружбе на...