Методика обучения решения геометрических задач по теме «Окружность» при подготовке к ЕГЭ.
материал для подготовки к егэ (гиа) по геометрии на тему

Мартиросян Маринэ Рачиковна

Методика обучения решения   геометрических задач по теме  «Окружность» при подготовке к  ЕГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhnost_v_zadachakh_ege.docx105.36 КБ

Предварительный просмотр:

Методика обучения решения   геометрических задач по теме  «Окружность»

при подготовке к  ЕГЭ.

Составила учитель математики  МОУ «СОШ № 55»  Мартиросян М.Р.

Полезный факт.

Медиками установлено: при решении математических задач  между клетками мозга образуются нейронные связи, усиливающие мыслительную деятельность человека.

Методика обучения решения геометрических задач при подготовке к ГИА и ЕГЭ включает в себя следующее:

- построение опорных геометрических конструкций;

- формулировка опорных свойств, относящихся к данной геометрической конструкции;

- подбор и решение опорных задач, формирующих навыки видения геометрических конструкций  и применения соответствующих опорных свойств.

- подбор и решение сложных задач.


Окружность.

Опорные геометрические конструкции:

- точка на окружности (рис.1):

- точка вне окружности (рис.2);

-точка внутри окружности (рис.3).


ТОЧКА НА ОКРУЖНОСТИ.

- Вписанный угол (рис. 4);

- Вписанный треугольник (рис. 5);

- Вписанный четырёхугольник (рис. 6);

- Касательная к окружности (рис.7) 


Опорные свойства вписанного угла:

1Вписанный угол равен половине угловой величины соответствующего центрального угла (дуги) Рис.8

2.Вписанные углы, опирающиеся на одну и туже дугу равны Рис.9

3.Если точки А и В лежат на окружности по одну сторону от прямой, содержащей хорду СD, то угол САD равен углу СВD.Рис.9

4. Если точки А и В лежат на окружности по разные стороны от прямой, содержащей хорду СD, то угол / САD +/СВD =180. Рис.10


Опорные свойства вписанного треугольника:

1.Около каждого треугольника можно описать окружность.

2.Центр описанной окружности – точка пересечения серединных перпендикуляров к его сторонам.

3.Центр окружности, описанной около прямоугольного треугольника – середина гипотенузы.

4. .Центр окружности, описанной около остроугольного треугольника,  расположен внутри треугольника.

5. Центр окружности, описанной около тупоугольного треугольника, расположен вне треугольника.

6.Теорема синусов: a/sinα = b/sinβ = c/sinγ = 2R.

        R =a/2sinα = b/2sinβ = c/2sinγ

Полезный факт.

Три стороны треугольника, площадь

треугольника и радиус описанной

окружности связаны соотношением:

S = abc / 4R.


Опорные  свойства  вписанного четырёхугольника:

1.Теорема. Около четырёхугольника можно описать окружность тогда и только тогда, если сумма его двух  противоположных углов равна  180 (Рис. 14)

2.Если хорды АВ и СD  окружности пересекаются в точке М, то АМ х МВ =СМхMD (Рис.15).

Полезные факты

1.Параллелограмм, вписанный в окружность,  является  прямоугольником.(Рис.16).

2.Вписанная трапеция является равнобедренной(Рис.17) .

3.Угол между двумя пересекающимися хордами равен полусумме противоположных дуг,высекаемых хордами: φ = ½ . (АВ + CD)(Рис.15).


Опорные свойства касательной к окружности:

1.Касательная к окружности проходит через точку окружности и перпендикулярна радиусу, проведённому в эту точку (Рис. 11)

2. Угол между касательной и хордой, проведённой через точку касания, равен угловой величине дуги, заключённой между ними (Рис. 12)

3.Теорема(о касательной и секущей). Если из точки, лежащей вне окружности, проведены к окружности касательная и секущая, то произведение всей секущей на её внешнюю  часть равна квадрату касательной :МС = МАхМВ(Рис. 13)


ТОЧКА ВНЕ ОКРУЖНОСТИ.

- Окружность, вписанная в угол (рис.17).

- Окружность, вписанная в треугольник (рис.18).

- Окружность, вписанная в четырёхугольник (рис.19).


Опорные  свойства описанного угла

1.Расстояние от вершины угла до сторон касания равны (Рис. 17).

2.Луч, проведённый из вершины угла и проходящий через центр окружности являетсябиссектрисой угла, МО-биссектриса (Рис. 17).

3. Биссектриса угла,в которую вписана окружность, перпендикулярна отрезку,соединяющего точки касания: МО﬩ АВ, АК = КВ (Рис. 17).


Опорные  свойства  описанного треугольника:

1.В любой треугольник можно вписать окружность и притом только одну.

2.Центр окружности- точка пересечения биссектрис углов треугольника (Рис.20).

3.Радиусы, проведённые в точки касания, перпендикулярны к сторонам (Рис.21).

4.Расстояния от вершины угла до точек касания равны (Рис.22).


Полезные факты.

 1.Радиус окружности, вписанной в прямоугольный треугольник, с катетами а и в и гипотенузой с ,равен r =( a+b- c)/2.

2.Если окружность, вписанная в ▲АВС, касается сторон АВ, ВС, АС соответственно в точках К,L,М и /ВАС= α, то /КLM = 90 – α/2.

3.Радиус окружности, вписанной в треугольник, равен площади треугольника, деленный на его полупериметр:    r = S/р.


Опорные  свойства описанного четырёхугольник:

1.Теорема.Чтобы в четырёхугольник вписать окружность, необходимо и достаточно, чтобы суммы  противоположных сторон         были равны.

2.Центр окружности- точка пересечения биссектрис углов четырёхугольника (Рис.23).

3.Радиусы, проведённые в точки касания, перпендикулярны к сторонам четырёхугольника (Рис.24).

4.Расстояния от вершины угла до точек касания равны (Рис.25).


Полезные факты.

1.Параллелограмм,описанный около окружности, является ромбом. Центр окружности-точка пересечения его диагоналей.

2.Диаметр окружности, вписанной в ромб или трапецию  является высотой ромба (трапеции).

3.Если в трапецию можно вписать окружность, то радиус окружности есть среднее геометрическое отрезков, на которые точка касания делит боковую сторону.

4.Если в трапецию можно вписать окружность, то боковая сторона трапеции видна из центра окружности под прямым углом.

5.Если окружность вписана в равнобедренную трапецию, то её средняя линия равна полусумме боковых сторон.


ЗАДАЧИ

Задача№1.В круге проведены три хорды АВ, ВС, CD. Точки M,N,K – середины     соответственно, /BMN= α. Найдите /NKC.

Задача№2. В остроугольном треугольнике ▲АВС угол А равен α, а сторона ВС равна а.

К – центр описанной окружности, Н – ортоцентр. Найти:

а) радиус окружности, описанной около ▲АВС;

б)  радиус окружности, описанной около ▲КВС;

в))  радиус окружности, описанной около ▲ВНС.

Задача№3. Расстояние от точки Р, расположенной внутри окружности, до центра окружности радиуса 11 равно 7. Через точку Р проведена хорда ,равная 18.Найдите отрезки, на которые делится хорда точкой Р.

Задача№4.Диагонали четырёхугольника ABCD,вписанного в окружность,пересекаются в точке М,АМ = 4, СМ = 9,ВМ = DМ, /АМВ = 30.Найдите площадь четырёхугольника.

Задача№5.Треугольник АВС вписан в окружность. Прямая, содержащая медиану ВМ, пересекает окружность в точке К, КМ = 4, ВМ = 9, ВС = 7,2. Найдите АК.

Задача№6. Найдите радиус окружности, описанной около треугольника со сторонами 13,14,15.

Задача№6. Около  четырёхугольника ABCD можно описать окружность.Известно, что АВ = 3, ВС = 4,СD = 5 и АD = 2. НайдитеАC.

Задача№7. В ▲АВС известно, что АС = b, /АВС = α. Найдите радиус окружности, проходящей через центр вписанного в треугольник АВС круга и вершины А и С.

Задача№8.В окружности проведены две хорды АВ= а и АС=b.Длина дуги АС вдвое больше длины дуги АВ.Найдите радиус окружности.

Задача№9.В ▲KLM угол L – тупой, сторона КМ = 6см..Найти радиус окружности, описанной около ▲KLM, если известно,  что на этой окружности лежит центр окружности,проходящей через точки К,М,Н, где Н-ортоцентр окружности.

Задача.

В ▲KLM угол L – тупой, сторона КМ = 6см.Найти радиус окружности, описанной около ▲KLM, если известно,  что на этой окружности лежит центр окружности, проходящей через точки К, М, Н, где Н-ортоцентр окружности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Методика обучения решению простых задач"

Презентацию можно использовать на учебной дисциплине  "Методика преподавания начального курса математики"  по теме " Методика обучения решению простых задач"....

Технология обучения решению геометрических задач (из опыта работы).

   Предложенный материал по геометрии является фундаментальным, продуманным, глубоким опорным материалом! Он направлен на обеспечение усвоения геометрических понятий, закономерностей,...

Методика обучения решению сюжетных задач в курсе математики 5-6 классов

С давних пор задачи играют огромную роль в обучении. Решение задач выступает и как цель, и как средство обучения. Умение ставить и решать задачи является одним из основных показателей уровня развития ...

Методика обучения решению сюжетных задач по математике

Методика обучения решению сюжетных задач по математике...

Методика обучения решению стереометрических задач

Приступая к изучению стереометрии в 10 классе, многие учащиеся испытывают трудность в восприятии учебного материала, так как не обладают пространственным видением, плохо помнят формулы и правила. Для ...

Методика обучения решению сюжетных задач в курсе математики 5-6 классов

Методика обучения решению сюжетных задач в курсе математики 5-6 классов...

Из опыта обучения решению геометрических задач

В статье рассматриваются методические, психологические  и эмоциональные апекты обучения решению геометрических задач на примерах некоторых несложных задач из ЕГЭ...