Программа курса "Наглядная геометрия" в рамках внеурочной деятельности
рабочая программа по геометрии (5 класс) по теме

Казанцева Татьяна Ассеровна

Программа курса внеурочной деятельности «Наглядная геометрия» составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования. Курс «Наглядная геометрия» предназначен для учащихся 5 - 6 классов, проявляющих интерес к математике. Продолжительность занятий строиться из расчёта 34 часа в год (по одному часу в неделю), всего 68 часов. Цель данной программы – обеспечить преемственность изучения геометрического материала начальной и основной школы, развить у учащихся пространственное воображение и логическое мышление путём систематического изучения свойств геометрических фигур на плоскости и в пространстве и применения этих свойств при решении задач вычислительного и конструктивного характера. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kazantseva_ta_naglyadnaya_geometriya_5-6kl.doc160 КБ
Файл naglyadnaya_geometriya.pptx144.26 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 13 г. ТОМСКА

Программа курса внеурочной деятельности

для 5-6 классов

 «Наглядная геометрия»

Автор: учитель математики

Казанцева  Т. А.

Пояснительная записка:

Программа курса внеурочной деятельности «Наглядная геометрия» составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, Примерной программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование.

Овладение учащимися системой геометрических знаний и умений необходимо в повседневной жизни для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.

Практическая значимость курса геометрии обусловлена тем, что её объектом являются пространственные формы и количественные отношения действительного мира. Геометрическая подготовка необходима для понимания принципов устройства и использования современной техники, восприятия научных и технических понятий и идей.

Геометрия является одним из опорных предметов основной школы: она обеспечивает изучение других дисциплин. Развитие логического мышления учащихся при обучении геометрии способствует также усвоению предметов гуманитарного цикла.

Развитие у учащихся правильных представлений о сущности и происхождении геометрических абстракций, соотношении реального и идеального, характере отражения математической наукой явлений и процессов реального мира, месте геометрии в системе наук и роли математического моделирования в научном познании и в практике способствует формированию научного мировоззрения учащихся, а также формированию качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе.

Требуя от учащихся умственных и волевых усилий, концентрации внимания, активности развитого воображения, геометрия развивает нравственные черты личности (настойчивость, целеустремлённость, творческую активность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, дисциплину и критичность мышления) и умение аргументированно отстаивать свои взгляды и убеждения, а также способность принимать самостоятельные решения. Активное использование задач на всех этапах учебного процесса развивает творческие способности школьников.

При обучении геометрии формируются умения и навыки умственного труда – планирование своей работы, поиск рациональных путей её выполнения, критическая оценка результатов. В процессе изучения геометрии школьники должны научиться излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, лаконично и ёмко, приобрести навыки чёткого, аккуратного и грамотного выполнения математических записей.

Сами объекты геометрических умозаключений и принятые в геометрии правила их конструирования способствуют формированию умений обосновывать и доказывать суждения, приводить чёткие определения, развивают логическую интуицию, кратко и наглядно вскрывают механизм логических построений и учат их применению. Тем самым геометрия занимает ведущее место в формировании научно-теоретического мышления школьников.

Раскрывая внутреннюю гармонию математики, формируя понимание красоты и изящества математических рассуждений, способствуя восприятию геометрических форм, усвоению понятия симметрии, геометрия вносит значительный вклад в эстетическое воспитание учащихся. Её изучение развивает воображение школьников, существенно обогащает и развивает их пространственные представления.

Программа курса наглядно – практической геометрии обеспечивает общую систему изучения геометрического материала в 1 – 6 классах с целью на ранних ступенях развития учащихся подготовить их к осознанному восприятию предмета геометрии в 7-м классе, исключить формальность  усвоения материала, сохранить интерес к предмету.

Цель данной программы – обеспечить преемственность изучения геометрического материала начальной и основной школы, развить у учащихся пространственное воображение и логическое мышление путём систематического изучения свойств геометрических фигур на плоскости и в пространстве и применения этих свойств при решении задач вычислительного и конструктивного характера.

Основными задачами курса являются:

  • продолжить ознакомление с геометрическими фигурами, их изображением на плоскости и в пространстве;
  • формирование практических навыков (с помощью опыта или эксперимента) по ознакомлению со свойствами плоских и пространственных фигур;
  • постепенное введение дедуктивных умозаключений и рассуждений по подготовке учащихся к успешному усвоению систематического курса геометрии.

Особое значение в развитии логического мышления и развития творческих способностей имеет курс геометрии. Дедуктивная основа построения курса геометрии предоставляет больше, чем другие дисциплины, возможностей для формирования логического мышления учащихся. В начальной школе даются начальные понятия о фигурах, их свойствах. Для целостности системы изучения геометрии в основной школе в 5 – 6 классах на занятиях курса продолжается дальнейшее знакомство с геометрическими понятиями, фигурами, объёмными телами, формируются навыки решения простейших геометрических задач. При изучении программы по геометрии в 7-ом классе учащиеся своевременно адаптированы в восприятии нового предмета.

Общая характеристика курса

Курс «Наглядная геометрия» предназначен для учащихся 5 - 6 классов, проявляющих интерес к математике. Продолжительность занятий строиться из расчёта 34 часа в год (по одному часу в неделю), всего 68 часов.

Курс «Наглядная геометрия» способствует формированию у учащихся первичных представлений о геометрических абстракциях реального мира, закладывает основы формирования правильной геометрической речи, развивает образное мышление и пространственные представления. Программа имеет практико-ориентированный характер, т.к. 70% времени отведено на практические занятия.

При отборе содержания и видов деятельности детей учитываются интересы и потребности самих детей, пожелания родителей,  опыт внеурочной деятельности по данному курсу.

 Основные виды учебной деятельности при изучении курса:

  • наблюдение и изготовление геометрических фигур из бумаги, картона, проволоки;
  • геометрические эксперименты для установки основных свойств фигур;
  • измерение;
  • построение;
  • изображение;
  • вычисление по формулам;
  • моделирование.

Место курса в учебном плане

Программа реализуется в рамках основных направлений внеурочной деятельности, определенных ФГОС, и направлена на общеинтеллектуальное  развитие обучающихся. На изучение курса «Наглядная геометрия» в 5 - 6 классах отводится по 1 учебному часу в неделю в течение каждого года обучения, всего 68 часов.

Личностные, метапредметные, предметные результаты

Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:

личностные: 

  1. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  2. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, учебно – исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  3. умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
  4. креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении геометрических задач;
  5. критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
  6. умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
  7. формирование способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;

метапредметные:

  1. способность самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  2. умение осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
  3. способность адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
  4. умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
  5. умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символьные средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  6. развитие способности организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и находить общие способы работы; умения работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  7. формирование учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
  8. формирование первоначального представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники;
  9. развитие способности видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
  10. умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
  11. умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
  12. умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимания необходимости их проверки;
  13. понимание сущности алгоритмических предписаний и умения действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
  14. умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
  15. способность планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

предметные:

  1. умение работать с геометрическим текстом, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), развитие способности обосновывать суждения, проводить классификацию;
  2. владение базовым понятийным аппаратом: иметь представление об основных геометрических объектах (точка, прямая, ломанная, угол, многоугольник, многогранник, круг, окружность, шар и пр.);
  3. овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
  4. усвоение знаний на наглядном уровне о плоских фигурах и их свойствах, а также о простейших пространственных телах, умение применять знания о них для решения геометрических и практических задач;
  5. умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объёмов геометрических фигур;
  6. умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.

Результаты

Ученик научиться:

  1. распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры и их элементы;
  2. строить углы, определять их градусную меру;
  3. распознавать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильной пирамиды, цилиндра и конуса;
  4. строить развёртки куба и прямоугольного параллелепипеда;
  5. определять по линейным размерам развёртки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот;
  6. вычислять объём прямоугольного параллелепипеда.

Ученик получит возможность:

  1. вычислять объёмы пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;
  2. углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;
  3. научиться применять понятие развёртки для выполнения практических расчётов.

Подведение итогов работы обучающихся проводиться в форме выставки результатов деятельности детей, соревнования, конкурса, учебно-исследовательской конференции и т. д, что является способом получения школьником опыта самостоятельного общественного действия.

Содержание курса

Программа курса внеурочной деятельности «Наглядная геометрия» рассчитана  на проведение теоретических и практических занятий с детьми 11 – 12 лет в течение двух лет обучения в объёме 68 часов и предназначена для учащихся основной школы. Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность – самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся, учителя и родителей. Создавая свой творческий исследовательский проект (пространственную модель геометрической фигуры, оригами, узор, игру, головоломку, научно-исследовательскую работу), школьник тем самым раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно полезных и личностно значимых формах деятельности.

5 класс:

  1. Вводное занятие. Фигуры на плоскости.

Цели и задачи занятий по программе «Наглядная геометрия». Основные понятия и термины в определении фигур на плоскости. Точка, луч, отрезок, прямая. Плоскость, треугольник, прямоугольник, квадрат. Окружность и круг.

Виды деятельности обучающихся: измерение, построение, изображение геометрических фигур и их конфигураций от руки и с использованием чертёжных инструментов.

Форма проведения занятий: коллективное творчество, лабораторная работа.

  1. Площади

Площадь. Единицы площади. Площадь прямоугольника, квадрата, вычисления по формулам. Равенство фигур.

Виды деятельности обучающихся: наблюдение, измерение, вычисление по формуле, построение, разрезание и складывание фигур, эксперимент.

Форма проведения занятий: коллективное творчество, конкурс-игра, лабораторная работа.

 З.  Фигуры в пространстве

Пространство и размерность. Прямоугольный параллелепипед. Куб. Объём. Единицы объёма. Объём прямоугольного параллелепипеда. Правильные многоугольники. Оригами.

Виды деятельности обучающихся: построение, моделирование, измерение, наблюдение, вычисление по формуле, складывание фигурок из бумаги.

Форма проведения занятий: коллективное творчество, лабораторная работа, выставка.

  1. Фигуры на плоскости 

Угол, треугольник. Единицы измерения углов. Величина (градусная мера) угла. Измерение углов. Построение угла заданной величины.

Виды деятельности обучающихся: построение, измерение, наблюдение, изображение геометрических фигур на клетчатой бумаге.

Форма проведения занятий: коллективное творчество, лабораторная работа, выставка.

 6 класс:

  1. Повторение курса геометрии 5-го класса 

Углы. Виды углов. Измерение и построение углов. Прямоугольник. Квадрат. Окружность. Круг. Параллелепипед. Куб.

Виды деятельности обучающихся: измерение, построение, изображение геометрических фигур и их конфигураций от руки и с использованием чертёжных инструментов, вычисления по формуле.

Форма проведения занятий: коллективное творчество.

  1. Фигуры в пространстве 

Призма. Пирамида. Шар. Цилиндр. Конус. Поверхность и объём.

Виды деятельности обучающихся: наблюдение, измерение, построение, эксперимент, вычисления по формулам, моделирование.

Форма проведения занятий: лабораторная работа, коллективное творчество.

  1. Фигуры на плоскости 

Параллелограммы.  Построение треугольников. Длина окружности. Площадь круга.

Виды деятельности обучающихся: наблюдение, измерение, построение, вычисления по формулам, изображение геометрических фигур на клетчатой бумаге.

Форма проведения занятий: коллективное творчество, конкурс-игра.

  1. Взаимное расположение прямых на плоскости 

Замечательные кривые. Перпендикулярные прямые.  Параллельные прямые. Координатная плоскость.

Виды деятельности обучающихся: наблюдение, измерение, построение геометрических фигур от руки и с использованием чертёжных инструментов.

Форма проведения занятий: лабораторная работа, коллективное творчество.

  1. Геометрия вокруг нас. Итоговое занятие. 

Координаты. Географические координаты. Игры и головоломки. Столбчатые диаграммы. Симметрия. Симметричные фигуры. Подготовка докладов, оформление выставки, подготовка презентационных материалов. Подведение итогов обучения.

Виды деятельности обучающихся: наблюдение, измерение, построение, эксперимент.

Форма проведения занятий: коллективное творчество, игра, выставка.

                           

                                                                 

                         

                                   Тематическое планирование 5 класс.

     

п/п

Темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1-2

3

4

5

6-7

8

9

10-11

12

13-14

15-16

17

18-19

20-21

22

23

24-25

26

27

28

29-30

31

32-33

34

                        I четверть  

  1. Вводное занятие. Фигуры на плоскости

1.  Первые шаги в геометрии. Плоскость. Точка.                    Луч. Прямая.

      2.  Отрезок. Длина отрезка. 

 3. Лабораторная работа №1.

 4. Треугольник. Периметр треугольника.

 5. Окружность  и круг.

 6. Прямоугольник. Квадрат. Периметр прямоугольника, квадрата.

 7. Площадь. Единицы площади. 

                 II четверть

  1. Площади
  1. Площадь квадрата, прямоугольника. Решение задач.
  2. Лабораторная работа №2.
  3. Равные фигуры.
  4. Задачи по разрезанию и складыванию фигур. Конкурс-игра «Пентамино».

                 III четверть

  1. Фигуры в пространстве
  1. Пространство и размерность. Прямоугольный параллелепипед. Куб.
  2. Фигуры из кубиков и их частей. Развёртки.
  3. Объём. Единицы измерения. Объём прямоугольного параллелепипеда, куба.
  4. Лабораторная работа №3.
  5. Многоугольники и их элементы.
  6. Правильные многоугольники (конструирование).
  7. Оригами.  Выставка работ.

                    IV четверть

  1. Фигуры на плоскости
  1. Угол. Виды углов.
  2. Транспортир. Измерение углов.
  3. Построение углов. Решение задач.
  4. Лабораторная работа №4.
  5. Круговые диаграммы.
  6. Выставка  творческих работ.

 9

2

1

1

1

2

1

1

7

2

1

2

2

10

1

2

2

1

1

2

1

8

1

1

2

1

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

1

1

2

1

1

2

1

1

1

Тематическое планирование 6 класс.

п/п

                                       

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11-12

13-14

15-16

17-19

20-21

22-26

27

28

29-30

31

32-33

34

I четверть

  1. Повторение курса геометрии 5-го класса.

 1.Углы и виды углов. Измерение и построение.

2.Фигуры на плоскости: прямоугольник, квадрат, окружность, круг. Вычисление площади прямоугольника, квадрата, круга.

3.Фигуры в пространстве: параллелепипед, куб. Вычисление объёмов и площади поверхности: параллелепипеда, куба.

  1. Фигуры в пространстве.
  1. Призма. Элементы. Поверхность. Объём.
  2. Пирамида. Элементы. Поверхность. Объём.
  3. Шар.
  4. Цилиндр. Развёртка. Поверхность. Объём.
  5. Конус. Развёртка. Объём.
  6. Лабораторная работа №1.

                                     II четверть

  1. Фигуры на плоскости.
  1. Параллелограммы.
  2. Построение треугольников.
  3. Окружность и круг. Длина окружности. Площадь круга.
  4. Конкурс «Геометрические головоломки».

                                    III четверть

4.Взаимное расположение прямых на плоскости.

  1. Замечательные кривые.
  2. Перпендикулярные прямые. Параллельные прямые.
  3. Координатная плоскость.
  4. Лабораторная работа №2.

                                  IV четверть

5.Геометрия вокруг нас. Подведение итогов.

1.  Координаты. Географические координаты.

  2. Игры и головоломки. Игра «Морской бой», «Остров сокровищ».

  3. Столбчатые диаграммы.

  4. Симметрия. Симметричные фигуры.

  1.  Подведение итогов (подготовка докладов, презентационных материалов, оформление выставки).

9

1

1

1

1

1

1

1

1

1

7

1

2

2

2

10

3

2

4

1

7

1

2

1

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

2

2

1

3

1

2

1

1

Оснащение. Ресурсы.

       Для реализации программы используется следующее оборудование:

  1. Интерактивная доска Smart Notebook
  2. Мультимедийный проектор
  3. Персональные компьютеры
  4. Линейка, транспортир, угольник, циркуль

Информационные источники для учителя:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
  2. Примерные программы основного общего образования. Математика. – (Стандарты второго поколения). -3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011.
  3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. Система заданий / А.Г. Осмолов, О.А. Карабанова. – М.: Просвещение, 2010.
  4. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование.  – (Стандарты второго поколения).-2-е изд. под ред. В.А. Горского – М.: Просвещение, 2011.
  5. Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. «Наглядная геометрия. 5-6 кл.», М, Дрофа,2000
  6. Н.В. Бурмистрова и др. «Наглядная геометрия: Тетрадь для учащихся», Саратов, Лицей,2001.
  7. http://www.school-collection.edu.ru. Программный комплекс «Наглядная геометрия».
  8. http://kvant.mirror1.mccme.ru/ 
  9. http://etudas.ru/ 

Информационные источники для обучающихся:

  1. Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. «Наглядная геометрия. 5-6 кл.», М, Дрофа,2000
  2. Н.В. Бурмистрова и др. «Наглядная геометрия: Тетрадь для учащихся», Саратов, Лицей,2001.
  3. http://www.school-collection.edu.ru. Программный комплекс «Наглядная геометрия».

Лабораторные работы:

5 класс:   Лабораторная работа №1.

Тема: «Отрезок. Луч. Окружность»

Цель: научиться чертить отрезки, лучи и окружности. Находить длину отрезка.

Оборудование: карандаш, линейка, циркуль, цветные карандаши.

Ход работы:

I Делайте так:

1. Отметьте какие-нибудь точки А и О.

2. Соедините их любой линией.

3. Соедините их ещё двумя другими линиями.

4. Выберите из всех изображенных линий, соединяющих точки А и О, самую короткую и проведите её красным карандашом.

5. Изображен ли у вас самый кратчайший путь из точки А в точку О? Если нет, то изобразите его.

Вывод: Кратчайшее расстояние между двумя точками это… (отрезок АО)

  1. Измерьте длину отрезка АО.
  2. Изобразите ещё 2 отрезка, каждый из которых равен отрезку АО.
  3. Начертите 2 отрезка, каждый из которых равен отрезку АО так, что точка А была бы их общим концом.
  4. Соедините отрезком их другие концы и найдите его длину.
  5.  Сравните его длину с длинной отрезка АО
  6.  Придумайте как построить два равных отрезка с общим концом в одной точке, чтобы отрезок, соединяющий их другие концы, был равен им.

II Выполните самостоятельно:

Вариант 1

  1. Отметьте точки D и Е и проведите луч ЕD. Начертите прямую МN, пересекающую луч ED, и прямую КР, не пересекающую луч ЕD.
  2. Начертите окружность с центром в точке О и радиусом 2 см. Отметьте на ней точки А и D. Назовите дуги, на которые эти точки делят окружность.

 

Вариант 2

  1. Отметьте точки P и K и проведите луч KP. Начертите прямую МN, пересекающую луч KP, и прямую АВ, не пересекающую луч КР.
  2. Начертите окружность с центром в точке О и радиусом 2 см. 5мм. Отметьте на ней точки А и D. Назовите дуги, на которые эти точки делят окружность.

Лабораторная работа №2.

Тема: «Площадь прямоугольника»

Цель: Научиться чертить прямоугольник по заданным измерениям, устанавливать условия равенства фигур.

Оборудование: линейка, карандаш.

Ход работы:

I Делайте так:

1. Начертите прямоугольник, размеры которого 4 см и 3 см.

2. Вспомните формулы периметра и площади прямоугольника. Запишите их.

3. Вычислите площадь и периметр построенного вами прямоугольника.

4. Начертите прямоугольник, размеры которого 6 см и 2 см.

5. Вычислите площадь и периметр этого прямоугольника.

6. Сравните площади первого и второго прямоугольника

7. Подумайте, равны ли эти прямоугольники.

Вывод: Фигуры равны, если они… (совпадают при наложении)

II Выполните самостоятельно:

Вариант 1

1. Начертите 3 фигуры, каждая из которых состоит из 4 клеток тетради, так, чтобы две фигуры были равны, а третья им не равна.                           200

2.  Найдите площадь участка, план которого изображён                                                                        на рисунке. Размеры указаны в метрах.                                                                         80

                                                                                           120

                                                                                                        100

Вариант 2

1. Начертите 3 фигуры, каждая из которых состоит из 6 клеток тетради, так, чтобы две фигуры были равны, а третья им не равна.                           200

2.  Найдите площадь участка, план которого изображён                                                                          на рисунке. Размеры указаны в метрах.                                                             60        

                                                                                           80                            

                                                                                                                             60       

Лабораторная работа №3.

Тема: «Объём прямоугольного параллелепипеда»

Цель: Научиться изображать прямоугольный параллелепипед, вычислять объёмы заданных фигур по их моделям.

Оборудование: модели прямоугольных параллелепипедов, кубов, линейка, карандаш.

Ход работы:

I Делайте так:

1. Изобразите прямоугольный параллелепипед, обозначьте его. Не забудьте про видимые и невидимые линии.

2. Изобразите куб, не забывайте про видимые и не видимые линии.

3. Обозначьте красным карандашом вершины прямоугольного параллелепипеда и выпишите их.

4. Обведите равные грани цветным карандашом, используя при этом три цвета.

5. Вспомните формулы для вычисления объёма прямоугольного параллелепипеда и куба. Запишите их.

II Выполните самостоятельно:

 У каждого ученика модель прямоугольного параллелепипеда.

1. Измерьте длину, ширину, высоту вашей модели и выпишите их.

2. Вычислите объём вашей модели.

3. Вычислите площадь каждой грани модели.

4. Сделайте вывод о площадях противоположных гранях и запишите его.

5. Вычислите площадь поверхности вашей фигуры.

Лабораторная работа №4.

Тема: «Угол»

Цель: Научиться строить углы по заданной угловой мере и измерять углы с помощью транспортира.

Оборудование: транспортир, треугольник, линейка, карандаш.

Ход работы:

I Делайте так:

1. Начертите на отдельном листе бумаги острый угол.

2. Убедитесь, что угол действительно острый ( это можно сделать при помощи транспортира или чертёжным треугольником)

3. Придумайте способ построения угла, равного данному и выполните построение в тетради

4. Продлите одну из сторон изображённого угла за его вершину и измерьте транспортиром градусную меру образовавшегося на рисунке тупого угла.

5. Подумайте как, используя лишь линейку и карандаш, изобразить тупой угол, имеющий такую же градусную меру.

6. Начертите прямую. Отметьте на ней точку и постройте тупой угол с вершиной в этой точке, причём одна сторона его должна лежать на этой прямой.

7. Нет ли на чертеже острого угла?

8. Убедитесь,  что указанный вами угол действительно острый.

 II Выполните самостоятельно:

Вариант 1

1. Постройте:

а) угол ВАС, равный 32 градусам;

б) угол МРК, равный 145 градусам;

в) угол СОD, равный 90 градусам.

2. Начертите 2 угла: острый и тупой. Обозначьте и измерьте их. Запишите результаты измерений.

Вариант 2

1. Постройте:

а) угол ВАС, равный 90 градусам;

б) угол МРК, равный 58 градусам;

в) угол TEK, равный 146 градусам.

2. Начертите 2 угла: острый и тупой. Обозначьте и измерьте их. Запишите результаты измерений.

6 класс:   Лабораторная работа №1

«Углы»

(выполняется на нелинованной бумаге)

Выполните следующие задания:

  1. Постройте угол АОВ, равный 40°.
  2. Проведите луч ОС так, чтобы Угол АОС был прямым, угол СОВ – тупым.
  3. Проведите луч ОК – биссектрису угла СОВ.
  4. Вычислите величину угла КОА.

«Прямоугольники»

(выполняется на нелинованной бумаге)

Начертите прямоугольник и обозначьте его.

 Выполните следующие задания:

  1. Измерьте и запишите длины сторон прямоугольника.
  2. Вычислите периметр прямоугольника.
  3. Проведите одну из диагоналей прямоугольника. Измерьте длину диагонали и сравните её с длиной большей стороны прямоугольника.
  4. Измерьте угол между диагональю и большей стороной прямоугольника. Запишите величину этого угла.

«Параллелограмм»

(выполняется на нелинованной бумаге)

Постройте какой-нибудь параллелограмм, стороны которого равны 3 см и 5см. Обозначьте его АВСД . Выполните следующие задания:

  1. Запишите длину каждой стороны параллелограмма. Вычислите его периметр.
  2. Измерьте и запишите величину угла СДА. Укажите равный ему угол параллелограмма.
  3. Постройте центр симметрии параллелограмма и обозначьте его буквой О.

«Прямоугольный параллелепипед»

(выполняется на клетчатой бумаге)

Рассмотрите рисунок и выполните задания:

  1.    Выпишите все невидимые грани параллелепипеда.
  2. Известны длины рёбер: АВ = 3 см, АD = 6 см, АК = 4 см. Запишите длины рёбер MN, NL, DL.
  3. Начертите грань АВМК в натуральную величину.                                              

                                                                                                                                           

                                                                         

«Призма»

(выполняется на клетчатой бумаге)

Скопируйте пятиугольную призму и выполните следующие задания:

  1. Закрасьте основания призмы.
  2. Выпишите видимые боковые рёбра призмы.
  3. Длины рёбер оснований призмы равны 10 см, боковые рёбра – 15 см. Найдите длину проволоки, необходимой для изготовления каркаса призмы.

Лабораторная  работа №2

«Окружность»

(выполняется на нелинованной бумаге)

Отметьте точки А и В, расстояние между которыми равно 5 см. Выполните следующие задания:

  1. Постройте окружность с центром в точке А радиусом 2 см.
  2. Проведите окружность с центром в точке В, пересекающую первую окружность. Измерьте и запишите, чему равен её радиус.
  3. Постройте две окружности с центром в точке В, касающиеся первой окружности. Запишите, чему равны их радиусы.

«Пересекающиеся прямые»

(выполняется на нелинованной бумаге)

Проведите прямую     a. На прямой   a  отметьте точку В.  Отметьте точку С не лежащую на прямой  a . Выполните следующие задания:

  1. Проведите через точку С прямую, перпендикулярную прямой  a.
  2. Проведите через точку В прямую  c , пересекающую прямую  a  под углом 30°.
  3. Надпишите величины трёх других углов между прямыми   а  и   с.

«Параллельные прямые»

( выполняется на клетчатой бумаге)

Скопируйте рисунок и выполните следующие задания:

                                                         

 

  1. Укажите на вашем рисунке величины углов, образовавшихся при пересечении прямых с  и  b.
  2. Проведите какую-нибудь прямую. Параллельную прямой  с.

«Расстояние»

(выполняется на нелинованной бумаге)

Проведите прямую    а    отметьте точку В, не лежащую на этой прямой. Выполните следующее задание:

  1. Определите расстояние от точки В до прямой  а.
  2. Проведите прямую    с  , параллельно прямой   а. Найдите расстояние между прямыми   а  и   с.

«Треугольник»

((выполняется на нелинованной бумаге)

Постройте равнобедренный треугольник, если его боковые рёбра равны 5 см, а угол между ними равен 40°. Вычислите величины двух других углов построенного треугольника.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Программа курса внеурочной деятельности для 5-6 классов «Наглядная геометрия» МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 13 г. ТОМСКА Автор: учитель математики Казанцева Т. А.

Слайд 2

Цель данной программы : обеспечить преемственность изучения геометрического материала начальной и основной школы, развить у учащихся пространственное воображение и логическое мышление путём систематического изучения свойств геометрических фигур на плоскости и в пространстве и применения этих свойств при решении задач вычислительного и конструктивного характера.

Слайд 3

Основными задачами курса являются: продолжить ознакомление с геометрическими фигурами, их изображением на плоскости и в пространстве; формирование практических навыков (с помощью опыта или эксперимента) по ознакомлению со свойствами плоских и пространственных фигур; постепенное введение дедуктивных умозаключений и рассуждений по подготовке учащихся к успешному усвоению систематического курса геометрии.

Слайд 4

Курс «Наглядная геометрия» предназначен для учащихся 5 - 6 классов, проявляющих интерес к математике. Продолжительность занятий строиться из расчёта 34 часа в год (по одному часу в неделю), всего 68 часов. Программа имеет практико-ориентированный характер, т.к. 70% времени отведено на практические занятия. При отборе содержания и видов деятельности детей учитываются интересы и потребности самих детей, пожелания родителей, опыт внеурочной деятельности по данному курсу. Программа реализуется в рамках основных направлений внеурочной деятельности, определенных ФГОС, и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся.

Слайд 5

Основные виды учебной деятельности при изучении курса: наблюдение и изготовление геометрических фигур из бумаги, картона, проволоки; геометрические эксперименты для установки основных свойств фигур; измерение; построение; изображение; вычисление по формулам; моделирование.

Слайд 6

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 5 класс: 3 . Фигуры в пространстве. Пространство и размерность. Прямоугольный параллелепипед. Куб. Объём. Единицы объёма. Объём прямоугольного параллелепипеда. Правильные многоугольники. Оригами. Виды деятельности обучающихся: п остроение, моделирование, измерение, наблюдение, вычисление по формуле, складывание фигурок из бумаги. Форма проведения занятий: к оллективное творчество, лабораторная работа, выставка

Слайд 7

Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования: Личностные результаты: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, учебно – исследовательской, творческой и других видах деятельности; умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры ; и т.д.

Слайд 8

Метапредметные результаты: развитие способности организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и находить общие способы работы; умения работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; способность самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; развитие способности видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни; и т.д.

Слайд 9

Предметные результаты: усвоение знаний на наглядном уровне о плоских фигурах и их свойствах, а также о простейших пространственных телах, умение применять знания о них для решения геометрических и практических задач; умение работать с геометрическим текстом, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), развитие способности обосновывать суждения, проводить классификацию; овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений; и т.д.

Слайд 10

Тип программы – образовательная программа, ориентированная на достижение результатов определённого уровня

Слайд 11

Прогнозируемые результаты и способы их проверки: Ученик научиться: распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры и их элементы; строить углы, определять их градусную меру; распознавать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильной пирамиды, цилиндра и конуса; строить развёртки куба и прямоугольного параллелепипеда; определять по линейным размерам развёртки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот; вычислять объём прямоугольного параллелепипеда.

Слайд 12

Ученик получит возможность: вычислять объёмы пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов; углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах; научиться применять понятие развёртки для выполнения практических расчётов.

Слайд 13

Подведение итогов работы обучающихся проводиться в форме выставки результатов деятельности детей, соревнования, конкурса, учебно-исследовательской конференции и т.д , что является способом получения школьником опыта самостоятельного общественного действия.

Слайд 14

Тематическое планирование 5 класс. № п / п Темы Количество часов Всего Теория Практика 1-2 3 4 5 6-7 8 9 10-11 12 13-14 15-16 I четверть Вводное занятие. Фигуры на плоскости 1. Первые шаги в геометрии. Плоскость. Точка. Луч. Прямая. 2. Отрезок. Длина отрезка. 3. Лабораторная работа №1. 4. Треугольник. Периметр треугольника. 5. Окружность и круг. 6. Прямоугольник. Квадрат. Периметр прямоугольника, квадрата. 7. Площадь. Единицы площади. II четверть Площади Площадь квадрата, прямоугольника. Решение задач. Лабораторная работа №2. Равные фигуры. Задачи по разрезанию и складыванию фигур. Конкурс-игра « Пентамино ». 9 2 1 1 1 2 1 1 7 2 1 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2

Слайд 15

Тематическое планирование 5 класс. № п / п Темы Количество часов Всего Теория Практика 17 18-19 20-21 22 23 24-25 26 27 28 29-30 31 32-33 34 III четверть Фигуры в пространстве Пространство и размерность. Прямоугольный параллелепипед. Куб. Фигуры из кубиков и их частей. Развёртки. Объём. Единицы измерения. Объём прямоугольного параллелепипеда, куба. Лабораторная работа №3. Многоугольники и их элементы. Правильные многоугольники (конструирование). Оригами. Выставка работ. IV четверть Фигуры на плоскости Угол. Виды углов. Транспортир. Измерение углов. Построение углов. Решение задач. Лабораторная работа №4. Круговые диаграммы. Итоговое занятие 5 кл . Выставка творческих работ. 10 1 2 2 1 1 2 1 8 1 1 2 1 2 1 1 1 1 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 1

Слайд 16

Для реализации программы используется следующее оборудование: Интерактивная доска Smart Notebook Мультимедийный проектор Персональные компьютеры Линейка, транспортир, угольник, циркуль

Слайд 17

Информационные источники для учителя: Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Примерные программы основного общего образования. Математика. – (Стандарты второго поколения). -3-е изд., перераб . – М.: Просвещение, 2011. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. Система заданий / А.Г. Осмолов, О.А. Карабанова. – М.: Просвещение, 2010. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. – (Стандарты второго поколения).-2-е изд. под ред. В.А. Горского – М.: Просвещение, 2011. Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. «Наглядная геометрия. 5-6 кл .», М, Дрофа,2000 Н.В. Бурмистрова и др. «Наглядная геометрия: Тетрадь для учащихся», Саратов, Лицей,2001. http :// www . school - collection . edu . ru . Программный комплекс «Наглядная геометрия». http :// kvant . mirror 1. mccme . ru / http://etudas.ru/

Слайд 18

Информационные источники для обучающихся: Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. «Наглядная геометрия. 5-6 кл .», М, Дрофа,2000 Н.В. Бурмистрова и др. «Наглядная геометрия: Тетрадь для учащихся», Саратов, Лицей,2001. http :// www . school - collection . edu . ru . Программный комплекс «Наглядная геометрия».

Слайд 19

5 класс: Лабораторная работа №1. Тема: «Отрезок. Луч. Окружность» Цель: научиться чертить отрезки, лучи и окружности. Находить длину отрезка. Оборудование: карандаш, линейка, циркуль, цветные карандаши. Ход работы: I Делайте так: 1. Отметьте какие-нибудь точки А и О. 2. Соедините их любой линией. 3. Соедините их ещё двумя другими линиями. 4. Выберите из всех изображенных линий, соединяющих точки А и О, самую короткую и проведите её красным карандашом. 5. Изображен ли у вас самый кратчайший путь из точки А в точку О? Если нет, то изобразите его. Вывод: Кратчайшее расстояние между двумя точками это… (отрезок АО) Измерьте длину отрезка АО. Изобразите ещё 2 отрезка, каждый из которых равен отрезку АО. Начертите 2 отрезка, каждый из которых равен отрезку АО так, что точка А была бы их общим концом. Соедините отрезком их другие концы и найдите его длину. Сравните его длину с длинной отрезка АО Придумайте как построить два равных отрезка с общим концом в одной точке, чтобы отрезок, соединяющий их другие концы, был равен им. II Выполните самостоятельно: Вариант 1 Отметьте точки D и Е и проведите луч Е D . Начертите прямую М N , пересекающую луч ED , и прямую КР, не пересекающую луч Е D . Начертите окружность с центром в точке О и радиусом 2 см. Отметьте на ней точки А и D . Назовите дуги, на которые эти точки делят окружность.

Слайд 20

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа в рамках внеурочной деятельности по курсу "Занимательный английский язык" для 4 классов.

Содержание программы ( пояснительная записка, календарно-тематическое планирование)....

Специфика и реализации программы «Вокруг меня – мир!» - в рамках внеурочной деятельности.

Специфика и  реализации программы «Вокруг меня – мир!» - в рамках внеурочной деятельности. Автор Ларина Т.В.- учитель МБОУ СОШ№13 Тимашевский район...

1. Авторская программа в рамках внеурочной деятельности по курсу «Занимательный английский язык» (дошкольное образование, 1 класс)

Программа «Занимательный английский» имеет научно-познавательную (общеинтеллектуальную) направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности дошкольников и младших...

2. Авторская программа в рамках внеурочной деятельности по курсу «Углубленное изучение отдельных тем по английскому языку» для 8 класса.

Предлагаемый курс предназначен для учащихся 8-х классов, желающих закрепить и усовершенствовать свои знания в области грамматики английского языка.Требования стандарта основного общего образования по ...

1. Авторская программа в рамках внеурочной деятельности по курсу «Говорим и пишем по-немецки правильно» для 6 класса.

       Курс  «Говорим и пишем по-немецки правильно» позволяет расширить знания учащихся  по грамматике немецкого языка, совершенствовать навыки устной речи, как мо...

Программа кружка по истории "Пытливые умы" /в рамках внеурочной деятельности/

Программа кружка / в рамках внеурочной деятельности/  "Пытливые умы", составлена для учащихся 5-6 классав....

Рабочая программа и КТП по туризму в рамках внеурочной деятельности ФГОС

Разработанная мною программа и КТП по туризму, способствует не принуждённому внедрению спортивного туризма в массы, через его популяризацию. материал легко усваиваемый и интересный, темы в каждом реги...