Урок геометрии в 10 классе по теме "Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии"
методическая разработка по геометрии (10 класс) на тему

Куликова Ольга Викторовна

Предлагаемый  Вашему вниманию материал содержит методическую разработку первого в учебном году урока геометрии в 10 классе. В ней Вы найдёте исторические сведения о возникновении науки стереометрии, ответ на вопрос  "Зачем нужно изучать стереометрию?", задачу психологического плана, решение которой непосредственно даёт нам новый для учащихся раздел геометрии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии».

Цель:

 познакомить учащихся с содержанием курса стереометрии, с некоторыми      геометрическими телами;

показать связь курса стереометрии с практической деятельностью людей;

изучить три аксиомы о взаимном расположении точек, прямых и плоскостей в пространстве.

Ход урока.

  1. Вводная беседа

Стереометрия или геометрия в пространстве – это раздел геометрии, изучающий положение, форму, размеры и свойства различных пространственных фигур.

Стереометрия – греческое слово.

Оно произошло от слов «стерео» - тело и «метрио» - измерять, т. е. буквально стереометрия означает «теломерие».

«Зачем нужно изучать стереометрию?»

  • Стереометрия как ни один другой предмет даёт человеку необходимые пространственные представления, знакомит с разнообразием пространственных форм, законами восприятия и изображения пространственных фигур, что позволяет человеку правильно ориентироваться в окружающем мире. С другой стороны, стереометрия даёт метод научного познания, способствует развитию мышления, формирует навыки дедуктивных рассуждений. Помимо этого изучение стереометрии вырабатывает необходимые практические навыки в изображении, моделировании и конструировании пространственных фигур, в измерении основных геометрических величин.

  • Стереометрия равномерно развивает левое и правое полушария головного мозга человека, которые «отвечают» соответственно за логическое и образное мышление.

Именно в стереометрии наглядные понятные факты получают строгие логические обоснования, доказательства.

  • Кроме того, стереометрия сама по себе обладает интересным содержанием,  имеет интересную историю, яркие приложения, она занимательна, изучает красивые объекты.

Вниманию учащихся предлагается задача (психологического плана):

Из шести одинаковых палочек (например, спичек) сложите четыре равных треугольника.

Историческая справка

  Геометрия как теоретическая наука зародилась в Древней Греции (VΙ в. до н.э. – ΙΙ в. н.э.) и развивалась в так называемых философских школах. Одной из самых первых и самых известных школ была школа Пифагора (VΙ – V вв. до н.э.), названная  именем его основателя.

  Для своих философских теорий пифагорейцы использовали правильные многогранники, формы которых придавали элементам первооснову бытия, а именно:

  ОГОНЬ        ТЕТРАЭДР

  ЗЕМЛЯ        ГЕКСАЭДР (КУБ)

  ВОЗДУХ        ОКТАЭДР

  ВОДА        ИКОСАЭДР

  В процессе рассказа демонстрируем учащимся все виды указанных многогранников.

http://www.booksite.ru/fulltext/1/001/009/001/238819791.jpg

http://www.booksite.ru/fulltext/1/001/010/001/261898487.jpg

http://900igr.net/datai/geometrija/Mnogogrannik-2/0006-004-Sostavlen-iz-shesti-kvadratov.jpg

http://900igr.net/datai/geometrija/Simmetrija-pravilnykh-mnogogrannikov/0019-012-Elementy-simmetrii.png

  Названия многогранников тоже имеют древнегреческое происхождение, в них зашифровано число граней.

  «Эдра» - грань.

Видя модель каждого из представленных многогранников, учащиеся сами смогут сделать перевод: «тетра» - четыре, «гекса» - шесть, «окта» - восемь, «икоса» - двадцать.

  Обращаем внимание на пятый правильный многогранник – додекаэдр.

http://original-origami.ru/image/dodekajedr/dodekajedr.gif

«Додека» - двенадцать. Форму додекаэдра, по мнению древних, имела вся Вселенная, т.е. мы живём внутри небесного свода, имеющего форму поверхности правильного додекаэдра.

  1. Основные понятия стереометрии

  Ими являются точки, прямые и плоскости, которые являются идеализациями объектов реального пространства.

  • Точка является идеализацией очень маленьких объектов, т.е. таких, размерами которых можно пренебречь. Древнегреческий учёный Евклид, впервые давший научное изложение геометрии, в своей книге «Начала» определял точку как то, что не имеет частей.

  • Прямая является идеализацией тонкой натянутой нити, края стола прямоугольной формы. По прямой распространяется луч света.

  • Плоскость является идеализацией ровной поверхности воды, поверхности стола, доски, зеркала и т.п.

ОСНОВНЫЕ ФИГУРЫ В ПРОСТРАНСТВЕ

        точка                   прямая        плоскость

Прописные латинские         Строчные латинские буквы:             Греческие буквы:

буквы:  A,B,C,D,E,K, …                 a,b,c,d,e,k, …                                  

  1. Аксиомы стереометрии

    «Аксиома» в переводе с греческого означает «достойная признания».

За аксиомы берутся те факты, которые принимаются без доказательства. Остальные факты доказываются с помощью аксиом и носят названия теорем, следствий, свойств, признаков и т.д.

  1. Разъяснение учителем содержания аксиомы и иллюстрация этого свойства на модели
  2. Чтение текста аксиомы учащимися
  3. Схематический чертёж
  4. Запись содержания аксиомы с помощью символики

Аксиома

Чертёж

Запись

Чтение

А1

         

                                       B

             A

                         C

     

     

A,B,C – произвольные точки, не лежащие на одной прямой

Через точки A,B,C проходит единственная плоскость

Через любые три точки, не лежащие на одной прямой, проходит плоскость, и притом только одна

А2

                           

                                      С  

                              В

                А      

       

         

Если две точки прямой лежат в плоскости, то  все точки прямой лежат в этой плоскости

А3

                       A

                 

              a

     

                                        

                     

     

         

Если две плоскости имеют общую точку, то они имеют общую прямую, на которой лежат все общие точки этих плоскостей

  1. Применение полученных знаний

На этом этапе урока учащимся предлагаются упражнения №1 и №3 учебника.

Учитель демонстрирует учащимся образец оформления решения такого типа заданий.

  1. Подведение итогов урока

Целесообразно задать учащимся следующие вопросы:

  1. Что означает термин «аксиома»?
  2. Какое минимальное число точек определяет: прямую? плоскость?
  3. Сколько плоскостей можно провести через одну прямую?
  4. Прямая имеет с плоскостью параллелограмма АВСD две общие точки K и L. Как расположена точка М прямой КL относительно плоскости параллелограмма ABCD?

                                               А                                                            В  

                                                                                          L              

                                                      K

                        M

                                   D                                                            C

  1. Как расположены плоскости на приведённом ниже рисунке?

                                                     

                                                                             А      

                                                                                             

  1. Может ли стул на трёх ножках, имеющих разную длину, не качаться?

  1. Постановка домашнего задания

  1. п.1, п.2 учебника (выучить формулировки аксиом)
  2. № 2, 4
  3. Чтобы выровнять зазубрившееся ребро линейки, мастер поступает так: тщательно выстругивает широкую поверхность линейки и узкую боковую поверхность. На каком основании можно утверждать, что после выполнения этих операций         линейка окажется пригодной к употреблению?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебная презентация к уроку геометрии в 10 классе "Аксиомы стереометрии"

Первый урок геометрии в 10 классе (УМК Погорелова А. В.), на котором закладываются основы стереометрии. Вводится новый геометрический образ - плоскость и, соответственно, формулируются аксиомы, выража...

урок геометрии в 10 классе "Аксиомы стереометрии"

Урок изучения нового материала в 10 классе с презентацией...

Методическая разработка урока « Стереометрия. Аксиомы стереометрии. Взаимное расположение прямых в пространстве. Взаимное расположение прямой и плоскости»

Методическая  разработка  урока  по геометрии  для групп первого курса социально-экономического профиля. Целью работы является познакомить с разделом геометрии: стереометрия; изучи...

План-конспект урока геометрии в 10 классе "Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии"

План-конспект урока геометрии в 10 классе "Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии"...