Рабочая программа по внеурочной деятельности по математике «Наглядная геометрия»
рабочая программа по геометрии (5 класс) на тему

Данная  программа предполагает  развитие  пространственного и наглядно-образного мышления учащихся 5-6 класса. Целью программы является овладение системой геометрических знаний и умений необходиамых в практической деятельности.

Изучение основных понятий геометрии в игровой форме, использование учебного пособия Шарыгина И.Ф. Ерганжиевой Л.Н. "Наглядная геометрия"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

Средняя общеобразовательная школа с. Троицкое Самарской области

Рассмотрено и принято на заседании МО учителей  естественно-научного цикла

Протокол №____  от

«_»____________2013г

_________________

Рекомендовано к утверждению

Зам директора по УВР

__________________

Утверждено к использованию в образовательном процессе

Приказ №_____

От «___»______2013г

Директор ГБОУ СОШ _____________.

Рабочая программа по внеурочной деятельности по математике

 в 5 классе

 «Наглядная геометрия»

рабочую программу составила: Золотарева И.П


Пояснительная записка

  1. Актуальность

 Если спросить всех школьников, какой предмет  нравится  ими больше других, то вряд ли большинство из них назовут математику. Обычно её скорее уважают, чем любят. У нас в стране научные знания пользуются большим почетом, но, конечно, среди школьников есть такие, которые тяготятся изучением математики. По-видимому, дело объясняется не только тем, что её изучение многим нелегко дается и требует упорства и труда, но так же и тем, что некоторые вопросы школьной математики кажутся недостаточно интересными и даже порой скучными.

 В современном мире математика бурно развивается. Это связано с тем, что теория и практика выдвигают всё новые и новые задачи, которые математики должны решать. И когда старых знаний не хватает, приходится изобретать новые пути, находить новые методы. Ныне математика  применяется не только в механике, физике, астрономии, химии и технике, но также в биологии, медицине, некоторых отраслях общественных наук и даже языкознании.

  Коротко математику можно охарактеризовать как науку о числах и фигурах.  Трудно назвать такую отрасль человеческой деятельности, где не приходилось бы ставить  и решать вопросы о количестве предметов, об их размерах и форме.

Первые геометрические понятия школьник получает в курсе математики  5 класса.  

Данная программа предполагает развитие пространственного и наглядно-образного мышления, помочь учащимся в игровой форме овладеть системой геометрических знаний

Цель

  • Овладение системой геометрических знаний и умений, необходимых в практической деятельности.
  • Развитие пространственного, наглядно-образного мышления
  • Формирование понимания значимости математики для научно-технического процесса.
  1. Задачи
  • видеть геометрию в окружающем мире,  в различных жизненных ситуациях;
  • пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира
  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
  • изображать геометрические фигуры, распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
  • в простейших случаях строить развертки пространственных тел.
  1. Основные принципы
  • Интегративность
  • Принцип единства сознания и деятельности
  • Принцип наглядности
  • Принцип личной ориентации
  • Принцип системности и целостности
  • Принцип практической направленности
  1. Планируемые результаты

     Первый уровень: усвоение понятий  «пространство»,  «точка», «фигура» и т.д.

    Второй уровень: построение чертежей,  обсуждение и выбор решения

    Третий уровень: применение полученных знаний при выполнении практических заданий.

  1. Личностные результаты
  • Представление о геометрии как сфере человеческой деятельности
  • Инициатива, находчивость, активность при решении задач
  1. Регулятивные УУД
  • составлять план действий
  • сравнивать свое решение с эталоном
  • прогнозирование результата
  1. Познавательные УУД
  • познакомится с простейшими геометрическими фигурами, выявлять их особенности( качества, признаки)
  • выбор наиболее эффективного решения
  • анализ текста
  1. Коммуникативные УУД
  • обмениваться информацией, принятие  совместных эффективных решений
  • критическое отношение к своему мнению
  • навыки учебного сотрудничества в ходе групповой работы

  1. Формы организации занятий:  геометрические игры,  викторины,  инсценировки, конкурсы, экскурсии,  обсуждения,  математический бой,  проекты,  изготовление моделей.

Курс рассчитан на 34 часа в год, 1 занятие в неделю

Содержание программы

  1. Введение. Из истории геометрии
  2. Простейшие геометрические фигуры. Построение фигур.
  3. Параллельность и перпендикулярность.
  4. Сравнения и измерения фигур. Свойства фигур.
  5. Конструирование фигур
  6. Задачи на разрезание и складывание фигур
  7. Геометрические тела
  8. Геометрические головоломки
  9. Геометрический тренинг

Тематическое планирование

№п/п

Тема занятий

содержание

Основные понятия

Всего часов

Количество уроков

Формы контроля

аудиторные

внеаудиторные

экскурсии

1

Введение. Из истории геометрии

Пифагор, Евклид, Лобачевский.

2

1

1

доклад

2

Простейшие геометрические фигуры. Построение фигур.

Точка, прямая, отрезок, угол, окружность

3

2

1

Выставка чертежей

3

Параллельность и перпендикулярность.

Параллельность и перпендикулярность.

3

2

1

Рисунки

4

Сравнения и измерения фигур. Свойства фигур

Равенство фигур, величина угла, длина отрезка, биссектриса

4

2

2

кроссворд

5

Конструирование фигур

Квадрат, прямоугольник, треугольник.

4

2

2

Игра «Составь узор»

6

Задачи на разрезание и складывание фигур

Пентамино, паркет.

5

3

2

Моделирование паркета

7

Геометрические тела

Многогранник, куб, тетраэдр параллелепипед

4

2

2

Изготовление моделей

8

Геометрические головоломки, игры

Танграм,  шифр,

5

3

2

Геометрические игры

9

Геометрический тренинг

топология

4

2

2

Создание своей геометрической игры

34


Поурочное планирование

№п/п

Наименование тем

Типы занятий по ФГОС

Количество часов

Дата

Характеристика основных видов деятельности

Форма контроля

примечание

1

Первые шаги в геометрии

беседа

1

Беседа, работа с книгой

Доклад

2

Пространство и размерность

Практическая работа

1

Изучение предложенных рисунков, моделей.

Выставка рисунков

3

Простейшие геометрические фигуры

Практическая работа

1

Измерения с помощью приборов, моделирование

Выставка моделей

4

Конструирование из «Т»

Игра

1

Составление фигур из основной

Выставка фигур

5

Куб и его свойства

Практическая работа

1

исследовательская

Формулировка свойств куба.

6

Задачи на разрезание и складывание фигур

игра

1

Моделирование фигур

Выставка моделей

7

Треугольник

Практическая работа

1

исследовательская

Выставка «паркета»

8

Правильные многогранники

Практическая работа

1

Изготовление моделей

Выставка моделей

9

Геометрические головоломки

игра

1

Групповая работа. Изготовление игры «танграм» и «Стомахион»

Поощрение победителей

10

Измерение длины

Практическая работа

1

Работа в парах. Изучение текста.

Справочник единиц измерений

11

Вычисление площади и объема

Практическая работа

1

Групповая работа. Изучение способов измерения площадей

Изготовление палетки

12

Вычисление длины, площади и объема

Практическая работа

1

Групповая работа. Измерение площади фигуры

Обсуждение результатов  измерения

13

Окружность

Практическая работа

1

Исследовательская, групповая

Выставка рисунков

14

Геометрический тренинг

викторина

1

Групповая работа

Обсуждение полученных результатов, поощрение победителей

15

Топологические опыты

Практическая работа

1

Групповая работа. Изучение текста, работа с инструментами.

Демонстрация листа Мебиуса, рисунков.

16

Задачи со спичками

игра

1

групповая

Выставка моделей

17

Зашифрованная переписка

конкурс

1

Групповая работа

Обсуждение расшифрованного текста

18

Задачи, головоломки, игры

игра

1

Групповая работа

Демонстрация полученных решений

19

Фигурки из кубиков и их частей

Практическая работа

1

Групповая работа

Выставка моделей

20

Параллельность и перпендикулярность

Практическая работа

1

исследовательская

Выставка рисунков

21

Параллелограмм

Практическая работа

1

Исследовательская, работа с инструментами.

Демонстрация моделей, формулировка свойств параллелограмма

22

Координаты, координаты, координаты…

игра

1

групповая

Поощрение победителей

23

Оригами

Практическая работа

1

Групповая работа

Выставка моделей

24

Замечательные кривые

проект

1

Групповая работа

Выставка рисунков

25

Кривые дракона

Практическая работа

1

исследовательская

Выставка рисунков

26

Лабиринты

игра

1

Групповая работа

выставка лабиринтов

27

Геометрия клетчатой бумаги

Практическая работа

1

Групповая работа

Выставка рисунков

28

Зеркальное отражение

Практическая работа

1

Групповая работа

Выставка текстов

29

Симметрия

Практическая работа

1

исследовательская

Выставка рисунков

30

Бордюры

Практическая работа

1

Групповая работа

Выставка рисунков

31

Орнаменты

Практическая работа

1

Групповая работа

Выставка рисунков

32

Симметрия помогает решать задачи

Практическая работа

1

Групповая работа

Выставка рисунков

33

 Одно важное свойство окружности

Практическая работа

1

исследовательская

Обсуждение полученных результатов

34

Задачи, головоломки, игры

Практическая работа

1

Групповая работа

Поощрение победителей


Литература

Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. «Наглядная геометрия» Учебное пособие для V-VI классов.- М:;МИРОС, КПЦ «МАРТА» 1992

Литература для подготовки к занятиям

Детская энциклопедияМ6;-Педагогика, 1972

Линдгрен Г. Занимательные задачи на разрезание М6; Мир -1977

Geogebra.org>cms/ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности" Жиая математика"

Рабочая программа для внеурочной деятельности для учеников 6-7 класса...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Живая математика» в условиях перехода на ФГОС ОО 5 класс

Внеурочная деятельность «Живая математика» предназначена  для внеурочной работы и рассчитана на учащихся 5-х классов, интересующихся математикой. Согласно ФГОС нового поколения, проведение такого...

Рабочая программа по внеурочной деятельности " ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА"

Программа «Занимательная математика » направлена на формирование у школьников мыслительной деятельности, культуры  умственного труда; развитие качеств мышления, необходимых образованному человеку...

Рабочая программа по Внеурочной деятельности "Путешествие в страну геометрию "

Внеурочная деятельность. Элективный курс по геометрии...

Рабочая программа по внеурочной деятельности по математике "Математика вокруг нас"

Программа внеурочной деятельности по математике "Математика вокруг нас" разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Программа рассчита...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по математике "За страницами учебника математики"

Являясь дополнением к урочной деятельности внеурочная позволяет сделать обу­чение более успешным, включить учащихся в активную по­знавательную деятельность, способствует формированию УУД. Прог...