РП геометрия 8 класс к учебнику Атанасяна
рабочая программа по геометрии (8 класс) на тему

Михалева Марина Алексеевна

рабочая программа по геометрии 8 класс к учебнику Атанасяна

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Согласовано»

Руководитель  МО

_________/  И.Н.Волкова_/

«____»___________20___г.

  «Проверено»

 Зам. директора по  УВР

________/_______________/

 «___»____________20___г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ с/п «Поселок Монгохто»

________________/  А.Э.Тейге  /

 «_____»____________20____г.

                                   

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по геометрии   8   класса   

                                                                                 

на 2013/2014 учебный год.

                                                           

Учитель Михалева Марина Алексеевна

Класс(ы) 8 «а, б» классы

Количество  часов  I полугодие - 2 часа, II полугодие - 3 часа 

Всего 84  часа

Программа  курс «Математика», Примерные программы по учебным предметам МАТЕМАТИКА 7-9 классы. Составитель: А.А.Кузнецов – М.: Просвещение,2011г.  

Учебник  Л.С. Атанасян «Геометрия 7-9»,8 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа по математике для 8 класса (базовый уровень)  разработана на основе Примерной программы основного общего образования по математике (М.: Просвещение. – 2011 г., составитель Бурмистрова Т.А.), составленной в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике (2004 г.) и обязательным минимумом содержания обучения.  При составлении рабочей программы по геометрии 9 класса  учтены следующие нормативные документы:

  • Закон РФ «Об образовании»
  • примерная рабочая программа общеобразовательных учреждений геометрия 7–9 классы,  к учебному комплекту для 7-9 классов, составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2011
  • требования государственного образовательного стандарта,
  • учебный план муниципального общеобразовательного учреждения  средней общеобразовательной школы сельского поселения «Поселок Монгохто», действующие СанПиН.

Рабочая программа рассчитана на 84 учебных часа  за год (I полугодие - 2 часа, II полугодие - 3 часа), в том числе на теоретический курс – 77 часов, на контрольные работы  – 5 часов.

              Для реализации рабочей программы используется учебник геометрия: учеб, для 7—9 кл. / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др.]. — М.: Просвещение, 2013, включённый в федеральный перечень на данный учебный год (приказ МОН от  19 декабря 2012 года № 1067). Содержание образования по геометрии учебника Л.С. Атанасяна  реализуется с привлечением:

  •  Геометрия: дидакт. материалы для 9 кл. / Б.Г. Зив, В.М. Мейлер. — М.: Просвещение, 2003.
  • Геометрия. Дидактические материалы в 7, 8, 9 классах: кн. для учителя / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др.], авт.: Н.Б. Мельникова - М.: Мнемозина, 1999г.
  • Геометрия. Тематический сборник задач, авт.: В.Н. Литвиненко, М.-Вербум-2011г.
  • Дидактические карточки- задания по геометрии 9 класс. /Т.М. Мищенко. –М.: Экзамен, 2013г.

Рабочая программа направлена на реализацию следующих целей:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности и изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

При реализации цели решаются следующие задачи:

- научить работать с геометрическим  текстом (анализировать и извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с  применением математической терминологии и символики;

 - научить распознавать на чертежах, рисунках и моделях плоские и пространственные геометрические фигуры;

 - научить распознавать и изображать геометрические фигуры и их конфигурации по условию задачи;

 - научить проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;

- научить вычислять длины линейных элементов фигур и их углов;

- научить выполнять  построения циркулем и линейкой;

- учить само и взаимопроверке;

-сформировать навык  чёткого и аккуратного письма.

Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение математики в 8 классе отводится не менее 204 часа из расчета 6 ч в неделю, при этом на изучение  геометрии  выделено 2/3 часа в неделю.

Количество учебных часов:

В год – 84 часа (I полугодие - 2 часа, II полугодие - 3 часа в неделю, всего 84 часа)

В том числе:

Контрольных работ – 7.

Формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, самостоятельные работы, проверочные работы, зачеты, тесты.

Уровень обучения – базовый.

Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной:

В программу  внесены изменения: уменьшено или увеличено количество часов на изучение некоторых тем. Сравнительная таблица приведена ниже.

Раздел

Количество часов в примерной программе

Количество часов в рабочей программе

Многоугольники

12

14

Площадь

12

14

Подобные треугольники

16

19

Окружность

14

17

Векторы

10

12

Повторение

4

8

Итого

68

84

Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.

        В данном классе ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, хотя используется и частично-поисковый. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, обучение с применением опорных схем, ИКТ.

Реализация рабочей программы предполагает использование следующих технологий личностно ориентированного обучения, обучения с применением ИКТ,  обучение с применением опорных схем, элементы проблемного обучения и здоровье сберегающие технологии.

       Для достижения цели использую различные формы обучения: групповую, парную, индивидуальную и фронтальную.

Ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, хотя используется и частично-поисковый.

Содержание

Глава 5.  Четырехугольники (14 часов)

Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат, их свойства. Осевая и центральная симметрии.

Цель: изучить наиболее важные виды четырехугольников — параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапецию; дать представление о фигурах, обладающих осевой или центральной симметрией.

Доказательства большинства теорем данной темы и решения многих задач проводятся с помощью признаков равенства треугольников, поэтому полезно их повторить, в начале изучения темы.

Осевая и центральная симметрии вводятся не как преобразование плоскости, а как свойства геометрических фигур, в частности четырехугольников. Рассмотрение этих понятий как движений плоскости состоится в 9 классе.

Глава 6.  Площадь (14 часов)

Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.

Цель: расширить и углубить полученные в 5—6 классах представления обучающихся об измерении и вычислении площадей; вывести формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; доказать одну из главных теорем геометрии — теорему Пифагора.

Вывод формул для вычисления площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции основывается на двух основных свойствах площадей, которые принимаются исходя из наглядных представлений, а также на формуле площади квадрата, обоснование которой не является обязательным для обучающихся.

Нетрадиционной для школьного курса является теорема об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу. Она позволяет в дальнейшем дать простое доказательство признаков подобия треугольников. В этом состоит одно из преимуществ, обусловленных ранним введением понятия площади. Доказательство теоремы Пифагора основывается на свойствах площадей и формулах для площадей квадрата и прямоугольника. Доказывается также теорема, обратная теореме Пифагора.

Глава 7. Подобные треугольники (19 часов)

Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.

Цель: ввести понятие подобных треугольников; рассмотреть признаки подобия треугольников и их применения; сделать первый шаг в освоении учащимися тригонометрического аппарата геометрии.

Определение подобных треугольников дается не на основе преобразования подобия, а через равенство углов и пропорциональность сходственных сторон.

Признаки подобия треугольников доказываются с помощью теоремы об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу.

На основе признаков подобия доказывается теорема о средней линии треугольника, утверждение о точке пересечения медиан треугольника, а также два утверждения о пропорциональных отрезках  в  прямоугольном  треугольнике.   Дается  представление о методе подобия в задачах на построение.

        В заключение темы вводятся элементы тригонометрии — синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.

Глава 8. Окружность (17 часов)

Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, ее свойство и признак. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная  и описанная окружности.

Цель: расширить сведения об окружности, полученные учащимися в 7 классе; изучить новые факты, связанные с окружностью; познакомить обучающихся с четырьмя замечательными точками треугольника.

В данной теме вводится много новых понятий и рассматривается много утверждений, связанных с окружностью. Для их усвоения следует уделить большое внимание решению задач.

Утверждения о точке пересечения биссектрис треугольника и точке пересечения серединных перпендикуляров к сторонам треугольника выводятся как следствия из теорем о свойствах биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку. Теорема о точке пересечения высот треугольника (или их продолжений) доказывается с помощью утверждения о точке пересечения серединных перпендикуляров.

Наряду с теоремами об окружностях, вписанной в треугольник и описанной около него, рассматриваются свойство сторон описанного четырехугольника и свойство углов вписанного четырехугольника.

Глава 9. Векторы (12 часов)

Понятие вектора. Равенство векторов. Откладывание вектора от данной точки. Сумма векторов. Законы сложения векторов. Правило параллелограмма.  Сумма нескольких векторов. Вычитание векторов. Произведение вектора на число. Применение векторов к решению задач. Средняя линии трапеции.

Повторение (8 часов)

Требования к уровню подготовки учащихся 8 классов

В результате изучения геометрии ученик должен:

уметь

  • пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
  • распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
  • в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
  • проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
  • вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), в том числе: для углов от 0 до 180° определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
  • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;
  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
  • решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • описания реальных ситуаций на языке геометрии;
  • расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
  • решения геометрических задач с использованием тригонометрии
  • решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
  • построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

Учебно-тематический план

Глава

Содержание материала

Кол-во ч.

Кол-во К/Р

Знания

Умения

 5

Многоугольники

14

 1

Знать понятия многоугольника и выпуклого многоуголь-ника,   формулу суммы углов выпуклого многоугольника понятия параллело-грамма и трапеции,  свойства и признаки параллелограмма,  понятие прямоуголь-ника, ромба и квадрата, а также осевую и центральную симмет-рии, как свойства некоторых геометри-ческих фигур.

Уметь объяснить, какая фигура называется многоугольником, назвать его элементы, вывод формулу суммы углов,доказывать и применять свойства и признаки параллело-грамма при решении  типовых задач. А также делить отрезок на п равных частей и решать задачи на построение.

6

Площадь

14

1

Знать основные свойства площадей и формулу для вычисле-ния площади прямо-угольника,  площадей параллелограмма, тре-угольника, трапеции, теорему об отношении площадей треугольни-ков, имеющих по равному углу, теорему Пифагора, обратную теорему.

Уметь  доказывать формулы для вычисле-ния площади прямо-угольника,  площадей параллелограмма, треугольника, трапе-ции, теорему Пифагора.

7

Подобные треугольники

19

2

Определение пропор-циональных отрезков и подобных треугольни-ков, теорему об отношении площадей подобных треугольни-ков и свойство бис-сектрисы треугольника,  признаки подобия треугольников, теоремы о средней линии треугольника, точке пересечения медиан треугольника и пропорциональных отрезках в прямоуголь-ном треугольнике, определения синуса, косинуса, тангенса острого угла прямо-угольного треугольника .

Доказывать признаки подобия треугольников,  теоремы о средней линии треугольника, точке пересечения медиан треугольника и пропорциональных отрезках в прямоуголь-ном треугольнике и применять при р/з. Делить отрезок в данном отношении и решать задачи на построение.Значения синуса, косинуса и тангенса 30, 45, 60 градусов применять при р/з.

8

Окружность

17

1

Возможные случаи расположения прямой и окружности, определе-ние касательной, свойство и признак касательной,  теоремы о биссектрисе угла и серединном перпенди-куляре к отрезку, их следствия, теорему о пересечении высот.

Доказывать и применять при р/з возможные случаи расположения прямой и окружности, определе-ние касательной, свойство и признак касательной, теоремы о биссектрисе угла и серединном перпенди-куляре к отрезку, их следствия, теорему о пересечении высот .

9

Векторы.

12

1

Определение вектора, его длины, коллинеарных и равных векторов, действий, связанных с векторами; теоремы о средней линии трапеции.

Строить векторы, применять векторы и действия над ними, теорему о средней линии трапеции при решении геометрических задач.

Повторение

  8

 1

Итого

 84

 7

Контроль осуществляется в форме контрольных, самостоятельных и практических работ. Контрольные работы проводятся в конце изучения каждой темы, а так же программой предусмотрен итоговый контроль. Оценка качества образования происходит по пятибалльной системе. Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по математике.

Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике

Ответ оценивается отметкой «5», если:

  • работа выполнена полностью;
  • в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
  • в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).

Отметка «4» ставится в следующих случаях:

  • работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
  • допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).

Отметка «3» ставится, если:

  1.  допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.

 Отметка «2» ставится, если:

  • допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.

Отметка «1» ставится, если:

  • работа показала полное отсутствие у обучающегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.

Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.

  1. Оценка устных ответов обучающихся по математике

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

  • полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
  • изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
  • правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
  • показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
  • продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем,  сформированность  и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
  • отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
  • возможны одна – две  неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

  • в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
  • допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
  • допущены ошибка или более двух недочетов  при освещении второстепенных вопросов или в выкладках,  легко исправленные после замечания учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

  1. неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке обучающихся» в настоящей программе по математике);
  2. имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
  3. ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
  4. при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

 Отметка «2» ставится в следующих случаях:

  • не раскрыто основное содержание учебного материала;
  • обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
  • допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Отметка «1» ставится, если:

  1. ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала.

Для реализации Рабочей программы используется:

  • учебник Геометрия 7-9 класс под редакцией Л.С.Атанасяна и др.
  • дидактические материалы по алгебре 8 класса, (М.К.Потапов, А.В.Шевкин),
  • дидактические материалы по геометрии 8 класса(Б.Г.Зив),
  • методические рекомендации к учебнику Л.С.Атанасяна,
  • интернет-ресурсы: http//mon.gov.ru/pro/fgos/
  • http//www.fipi.ru/
  • http//www.ege.edu.ru./
  • http//www.etudes.ru/,     http//math.mioo.ru

Учебная литература

  1. Примерная программа основного общего образования по математике // Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра. 8 класс/ сост. Т.А. Бурмистрова. – М.: Просвещение, 2011.
  2. Геометрия: Учеб. Для 7-9 кл. общеобразовательных учреждений/Л.С.Атанасян и др.- М.: Просвещение, 2011.
  3. Изучение геометрии в 7-9 кл.: Методические рекомендации для учителя/ Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов и др.- М.: Просвещение;
  4. Геометрия 8 класс. Поурочные планы по учебнику «Геометрия»8 класс. М.Г.Гиляров-Волгоград,2010
  5. Геометрия: Дидактические материалы для 8 кл. /Б.Г.Зив,В.М.Мейлер. .- М.: Просвещение,2012;
  6. Контрольные работы, тесты, диктанты по геометрии 8 класс А.В.Фарков – М.: Экзамен,2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КТП по геометрии 7 класс по учебнику Атанасяна

Календарно-тематическое планирование по геометрии в 7 классе. Количество часов в неделю – 2 ч, количество часов в год – 68 ч. Автор учебника: Л. С. Атанасян. Автор программы: Т. А. Бурмистрова. ...

КТП по геометрии 9 класс по учебнику Атанасяна

68 часов за год. 2 часа в неделю....

Рабочая программа по геометрии для 11 класса по учебнику Атанасяна.

Рабочая программа  по геометрии для социально-гуманитарного класса (1,5 часа в неделю: 1 час - первое полугодие, 2 часа -второе)...

календарно-тематическое планирование по геометрии 8 класс к учебнику Атанасяна

Календарно-тематическое планирование в помощь учителю математикии...

календарно-тематическое планирование по геометрии 10 класс к учебнику Атанасяна

календарно-тематическое планирование в помощь учителю математики...

Рабочая программа к учебнику "Геометрия, 8 класс" по учебнику Атанасяна Л.С.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, требования к уровню подготовки учащихся, почасовое планирование, список УМК...

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасяна Л. С.

Данная рабочая программа содержит: пояснительную записку, цели обучения, требования к уровню подготовки учащихся, учебно-тематический план, содержание программы, средства контроля, учебно-методические...