Фрагмент урока "Параллельные прямые" Геометрия 7 класс.
план-конспект урока по геометрии (7 класс) на тему

Атаева Елена Николаевна

Фрагмент урока геометрии в 7 классе: «Определение параллельных прямых»

Тип урока: урок изучение нового

Цель: ввести понятие параллельных рпямых

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Параллельные прямые»

Логический анализ

Определение: Две прямые на плоскости называются параллельными, если они не пересекаются.

(Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, «Геометрия 7 – 9» стр. 52)

1. Анализ формулировки

а) Установление вида определения: через род и видовые отличия

Родовые отличия: две прямые

Видовые отличия: не пересекаются и лежат в одной плоскости

б) –

в) признаки параллельности двух прямых:

Т1 Если при пересечении двух прямых секущей накрест лежащие углы равны, то прямые параллельны.

Т2 Если при пересечении двух прямых секущей соответственные углы равны, то прямые параллельны.

Т3 Если при пересечении двух прямых секущей сумма односторонних улов равна 1800, то прямые параллельны.

Аксиома параллельных прямых:

Через точку, не лежащую на данной прямой, проходит только одна прямая, параллельная данной.

10 если прямая пересекает одну из двух параллельных прямых, то она пересечет и другую.

20 если две прямые параллельны третьей, то они параллельны.

Теоремы об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей.

Т1 Если две параллельные прямые пересечены секущей, то накрест лежащие углы равны.

Т2 Если две параллельные прямые пересечены секущей, то соответственные углы равны.

Т3 Если две параллельные прямые пересечены секущей, то сумма односторонних углов равна 1800.

2. Установление необходимости доказательства существования понятия и способа доказательства. (Доказательство п.12 стр. 22 учебника «Геометрия 7 -9»)

Фрагмент урока геометрии в 7 классе:

«Определение параллельных прямых»

Тип урока: урок изучение нового

Цель: ввести понятие параллельных рпямых

Задачи:

Образовательные:

- ввести определение параллельных прямых; символику для обозначения параллельности двух прямых;

- приучить учащихся распознавать и выработать умения, изображать параллельные прямые, отрезки и лучи.

Развивающие:

- показать применение приобретенных знаний в практической деятельности;

- создать условия для развития зрительной памяти, ассоциативного, образного и логического мышления учащихся через визуализацию фрагментов учебного материала;

- способствовать развитию психических процессов: анализа и синтеза, зрительного внимания, оперативной памяти, стимулировать умственную деятельность учащихся.

Воспитательные:

- развивать познавательный интерес к предмету через использование межпредметных связей;

- способствовать развитию коммуникативной культуры;

- показать практическую направленность математических знаний.

Оборудование: мультимедийный проектор или интерактивная доска, презентация PowerPoint.

Фрагмент урока

по введению понятия параллельных прямых

Действие учителя

Действие ученика

I Мотивационно – ориентировочная часть

Актуализация.

- изобразите в тетради, как могут быть расположены две прямые на плоскости.

(К доске вызывается один из учеников и выполняет свое построение)

- какие прямые изображены на рисунке?

- продлите прямые а и в на рисунке 3. Какие прямые получились?

- значит, рисунок 3 можно стереть.

- подпишите название прямых.

Построение в тетради.

Могут появиться следующие рисунки:

2.

3.

  1. Пересекающиеся
  2. Непересекающиеся

Мотивация

- опишите взаимное расположение данных прямых. Рисунок 1, рисунок 2.

 

- давайте рассмотрим рисунок 2. Скажите, изучали ли мы ранее данный случай взаимного расположения двух прямых?

- рисунок 1 – лежат в одной плоскости имеют одну общую точку.

- рисунок 2 – лежат в одной плоскости и не имеют общей точки.

- нет

Постановка учебной задачи и планирование ее решения

- сформулируйте цель урока.

(если учащиеся затрудняются, то учитель им помогает)

- запишем цель урока.

- изучить второй случай расположения прямых.

Записывают цель урока в тетрадь, а учитель на доске.

II Содержательная часть

Выявление содержания понятия (мозговой штурм)

- в чем сложность расположения двух прямых на плоскости как 1, так и во 2 случае?

- В чем отличие?

Учитель записывает на доске:

  1. Две прямые
  2. Лежат в одной плоскости
  3. Не пересекаются

- даны две прямые и одни лежат в одной плоскости.

- на рисунке 2 прямые не пересекаются.

Термин

- такие прямые называются параллельными. (Учитель обращает внимание на правильность написания данного термина)

- Попишите второй рисунок

 - подписывают рисунок 2

Конструирование определения

- попробуйте сами сформулировать определение параллельных прямых.

(учитель  сам или с помощью учеников доказывает, что данное определение не корректно)

После того как сформулировано определение, учитель просит слабоуспевающих детей повторить данное определение.

- обратите внимание, параллельные прямые имеют свое обозначение (обозначение записывается на доске)

Варианты: две прямые называются параллельными, если они не пересекаются.

III Рефлексивно – оценочная часть.

Соотношение учебной задачи и полученных результатов.

- мы дали определение параллельным прямым. Докажите что данные прямые существуют.

(Учитель показывает картинки, противоречащие существованию прямых)

Существование

Заранее к этому уроку ученику было задано повторить пункт 12 и обратить внимание на утверждение, которое там дано «Две прямые перпендикулярные к третьей не пересекаются»

Учитель вызывает данного ученика к доске и просит доказать это утверждение.

- таким образом мы доказали, что существуют две непересекающиеся прямые перпендикулярные третьей. Следовательно мы доказали существование параллельных прямых.

Подведение под понятие.

На доске учитель изображает несколько рисунков:

3.

- на каком из данных рисунков изображены параллельные прямые?

- почему вы решили, что прямые параллельны?

- как называются прямые на рисунке 1 и 2?

- на рисунке 3

- они лежат в одной плоскости и не пересекаются.

- пересекающиеся

Выведение следствий

- пусть нам даны две параллельные прямые а и в. Что из этого следует?

- а и в лежат в одной плоскости

- а и в не пересекаются.

Прогнозирование применения определения параллельных прямых

- в каких случаях можно применять определение параллельных прямых?

- при решении прямых с параллельными прямыми.

- доказательства теорем, где нужно доказать параллельность прямых

Рефлексия и оценка собственных действий

Выставление оценок

Запись домашнего задания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фрагмент урока 5 класса с указанием целей и УУД.

Таблица фрагмента урока с указанием целей работы и УУД(новая форма конспектов уроков при реализации ФГОС ООО)...

Фрагмент урока 5 класс

Фрагмент урока 5 класс "Нахождение дроби от числа и числа по его дроби" с указанием целей и УУД(новая форма конспекта урока при реализации ФГОС ООО)....

Фрагмент урока 5 класс

Фрагмент урока 5 класс "Решение задач на нахождение дроби от числа и числа по его дроби" ( новая форма конспекта урока при реализации ФГОС ООО)...

Фрагмент урока 5 класс

Фрагмент урока 5 класс "Решение примеров и задач" (с указание целей и УУД- конспект урока в новой форме с указанием целей и УУД при реализации ФГОС ООО)...

Фрагмент урока 5 класс

Фрагмент урока 5 класс "Решение примеров и задач" (с указание целей и УУД- конспект урока в новой форме с указанием целей и УУД при реализации ФГОС ООО)...

1 урок в разделе «Древнерусская литература»( фрагмент урока). 6 класс.

Работа с текстом статьи учебника.  Работа в парах, тройках.Работа в группе способствует формированию УУД   а) коммуникативных, б) познавательных,  в) регулятивных .Обучающиеся учатсяа)-...

Разработка урока на тему: "Выделение фрагмента рисунка. Работа с фрагментами рисунка." (5 класс)

Тема урока: Выделение фрагмента рисунка.  Работа с фрагментами рисунка.Тип урока: Изучение нового материала.Вид: Урок – практикумЦели урока:Образовательная:отработка навыков работы с графическим ...