Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике
методическая разработка по геометрии (8 класс) по теме

  1. Ввести новые понятия «проекция катета на гипотенузу», «среднее пропорциональное между двумя числами»;
  2. Сформулировать теоремы о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике;
  3. Формировать умения применять полученные знания к решению практических задач

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx909.49 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 7                                                                     Красносельского района Санкт-Петербурга

План - конспект урока в 8 классе

Составила учитель математики

Смирнова Анастасия Юрьевна

город Санкт - Петербург

2013 - 2014

Дата: 10.02.14   

Предмет: геометрия

Класс:  8а

Тема: Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике     

 Тип урока: Урок изучения нового материала.

Форма организации учебной деятельности:  фронтальная, индивидуальная.

Цели урока:

Образовательные:

  • Создать условия для самостоятельного вывода соотношений, связывающих пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике.
  • Обеспечить закрепление полученных знаний при решении задач.

Развивающие:

  • Обеспечить развитие самостоятельности при выполнении заданий.

Воспитательные:

  • Воспитывать культуру общения в микрогруппе.
  • Воспитывать умения принимать решения и нести за них ответственность.

Задачи урока:

  1. Ввести новые понятия «проекция катета на гипотенузу», «среднее пропорциональное между двумя числами»;
  2. Сформулировать теоремы о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике;
  3. Формировать умения применять полученные знания к решению практических задач

Дидактическая цель: создание условий для осознания и осмысления понятия «среднее пропорциональное», совершенствования умений находить пропорциональные отрезки с опорой на подобие треугольников, проверки уровня усвоения знаний и умений по теме.

Оборудование: учебник, доска,  цветные мелки.

Учебник «Геометрия 7-9»  Л. С. Атанасян, карточка-опора для парной работы,  карточка для рефлексии, и тест на карточке.

Ожидаемые результаты:

Личностные

  • Умение определять границу знания и незнания.
  • Умение математически грамотно излагать мысли.
  • Умение распознавать некорректные высказывания.

Метапредметные

  • Умение планировать свою деятельность по решению учебной задачи.
  • Умение строить цепочку логических рассуждений.
  • Умение давать словесную формулировку факту, записанному в виде формулы.

Предметные

  • Умение находить подобные треугольники и доказывать их подобие.
  • Умение выражать катеты прямоугольного треугольника и высоту, проведенную из вершины прямого угла, через отрезки гипотенузы.
  • Умение читать математическую запись, используя понятие «среднее пропорциональное».

План-конспект урока

Этап урока

Описание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Используемые ресурсы

1

Организационный момент

Организация внимания;

волевая саморегуляция

Эпиграф урока:

«Орешек знания тверд,

Но все же мы не привыкли отступать.

Нам расколоть его поможет

Девиз урока – хочу все знать!»

Что Вы ждете от сегодняшнего урока? Продолжите предложение: «Сегодня на уроке я хочу…»

Школьники продолжают предложение в карточке для рефлексии.

Карточка для рефлексии.

2

Целеполагание и мотивация

Актуализация требований современной жизни; выработка внутренней готовности к реализации этих требований

В жизни часто приходится находить площадь чего-либо. Чтобы поклеить обои, нужно знать площадь стены, чтобы покрасить какой-то участок, нужно знать его площадь. Умеете ли вы находить площадь фигур?

Чтобы убедиться в этом, выполним  небольшую работу:

Найти площадь фигур, представленных на рисунках.

 

4)

Проверьте в парах ваши решения.

Какие есть затруднения?

Уточним, что известно, что неизвестно.

Уточним цель урока.

Цель нашего урока: установить соответствие между высотой, проведенной из вершины прямого угла, и отрезками гипотенузы.

Предложите тему урока.

Да.

Выполняют самостоятельно.

Проверяют в парах ответы.

В задании №4 не можем найти площадь, так как не знаем высоту треугольника.

Известно, треугольник прямоугольный. Известны отрезки гипотенузы, на которые ее делит высота, проведенная к основанию. Нужно найти высоту.

Учащиеся формулируют цель.

Предлагают.

3

Актуализация

Анализ учебной задачи. Актуализация изученных способов действий, достаточных  для решения учебной задачи. Создание плана решения учебной задачи.

Решим задачу в общем виде, введем общепринятые обозначения. Проанализируем задачу:

  • Какие фигуры видим на рисунке?
  • В какие треугольники входят известные и неизвестные отрезки?
  • Какие понятия могут нам потребоваться при решении?
  • Составим план работы над задачей.

Учитель записывает пункты плана на доске.

Фронтальная работа. Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

Учащиеся на карточках отмечают необходимые понятия из ранее изученных(признаки подобия треугольников, пропорциональные отрезки)

Учащиеся предлагают свой вариант плана:

  1. найти кандидатов на подобные треугольники;
  2. доказать подобие треугольников;
  3. найти пропорциональные отрезки;
  4. выразить высоту.

4

Первичное усвоение учебного материала

Установление причинно-следственных связей.

Как будем работать?

Проверим, что у вас получилось.

По пункту 1 – фронтально, затем 3 ученика у доски, остальные  в паре заполняют пропуски в карточке-опоре.

Рассказывают решение.

Карточка-опора

5

Осознание и осмысление учебного материала

Рефлексивная оценка результата и работы в паре. Использование нового термина для формулирования результата.

Получили ли что хотели?  Сравните результат с целью урока.

Сможем ли решить задачу №6?

Как мы получили результат? Оцените деятельность в парах по критериям:

  1. выполнены все пункты плана (4)
  2. получен дополнительный результат о катетах (2)
  3. оба ученика в паре работали активно (2)

Что помешало работе в паре?

Продолжите предложение: «Работе в паре мне помешало …»

Мы получили формулы, а как их прочитать? Как сформулировать? Общепринято понятие   «среднее пропорциональное»

Кто выразит мысль точнее?

Сравнение с нормой.

Сравнивают, высказывают свое мнение.

Решают.

Оценивают, высказывают свое мнение о работе.

Формулируют, используя новый термин.

Работа с учебником (стр. 142-143). Читают про себя.

Карточка для рефлексии

6

Применение полученных знаний

Решение стандартных заданий на новый материал с проговариванием способа решения.

Вычислить по готовым чертежам высоту, катеты

Фронтальная работа.

Рабочий лист ученика

7

Информирование о домашнем задании

о домашнем задании

  1. Выучить новые утверждения о пропорциональных отрезках;
  2. Решить №572 (а, в)
  3. Для желающих: используя полученные знания, найти «новый» способ доказательства  теоремы Пифагора.

Определяют свой уровень выполнения домашнего задания. Записывают задание в дневник.

8

Рефлексия

Рефлексия содержания, способов деятельности, эмоционального состояния.

Что нового вы сегодня узнали?

Уточним тему урока (Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике).

Продолжите предложения.

Учащиеся высказывают свое мнение.

Продолжают предложения:

«На уроке я узнал (а)…»

«На уроке я научился (лась)…»

Карточка для рефлексии

РАБОЧИЙ ЛИСТ УЧЕНИКА

                                                             

 

   А                                       D         B  

Катет АС

Катет ВС

Гипотенуза АВ

Высота СD

АD

BD

Высота прямоугольного треугольника, проведенная из вершины прямого угла делит его на_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

АС =____________________________       СВ =___________________________________

Катет прямоугольного треугольника есть среднее пропорциональное между____________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

CD =______________________________________

Высота прямоугольного треугольника, проведенная из вершины прямого угла, есть среднее пропорциональное между________________________________________________ _____________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике""

Презентация к уроку геометрии в 8 классе " Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике"...

Презентация к уроку геометрии в 8 классе по теме: "Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике"

На изучение темы отводится мало часов, а на ЕГЭ в 11 классе с помощью этих формул задачи решаются быстро и легко....

Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике

Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике. Презентация к уроку геометрии в 8 классе....

презентация к уроку геометрии 8 класса по теме: "Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике".

Данная презентация сопровождает урок по данной теме в виде квеста. Квест - поиск, решение задач для продвижения по сюжету.Так перед учащимися ставится задача обнаружения в прямоугольном треугольнике п...

Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике

Урок изучения нового материала. Презентация к уроку.Цели урока: рассмотреть задачу о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике, закрепить изученный материал в ходе решения задач...

Презентация для урока по теме "Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике". 8 класс.

Презентация содержить весь теоретический материала по данной теме. А также 2 задачи для закрепления....

Самостоятельная работа по геометрии 8 класс по теме «Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике»

Самостоятельная работа составлена из двух вариантов по теме «Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике»...