Разработка урока "Функционально-графические методы решения комбинированных уравнений " 11 класс
презентация к уроку по алгебре (11 класс) по теме

Лапкина Ольга Адольфовна

Материал содержит разработку урока по теме "Функционально-графические методы решения комбинированных уравнений " для 11 класса по учебнику А.Г.Мордковича

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок в 11 классе «Функционально-графические методы решения комбинированных уравнений » Тип урока- урок комплексного применения знаний и способов действий. Оборудование - проектор, экран, презентация для сопровождения урока. Учебно-методическое обеспечение - Алгебра и начала анализа 11 класс. В 2 ч. Учебник для общеобразовательных учреждений (профильный уровень)/А.Г.Мордкович, П.В. Семенов.-4-е изд., доп.- М.:Мнемозина,2007. Метод решения хорош, если с самого начала мы можем предвидеть – и в последствии подтвердить это, - что, следуя этому методу, мы достигнем цели . Г. Лейбниц Лапкина О.А. МБОУ СОШ №22 г.Нижний Новгород

Слайд 2

Цели урока: Образовательные - обобщить и закрепить навыки применения свойств функций при решении уравнений, систематизировать знания учащихся по теме «Уравнения», создать содержательные и организационные условия для применения учащимися комплекса знаний и способов действий при решении нестандартных уравнений. Развивающие - развивать логическое мышление, навыки исследовательской деятельности ( планирование своей работы, выдвижение гипотез, анализ и обобщение полученных результатов), интерес и инициативу учащихся, повышать их математическую культуру; в процессе повторения ученики должны перейти от одного уровня математической деятельности к следующему, более высокому, сделав для себя открытия в этой теме. Воспитательные - развивать у учащихся трудолюбие, упорство в достижении поставленной цели, способствовать развитию творческой деятельности учащихся, потребности к самообразованию, помогать учащимся осуществлять самооценку своего труда.

Слайд 3

Ход урока № Структурные элементы Время Деятельность учащихся 1 Организационный момент. 1 мин. Обсуждение 2 Проверка опорных моментов домашнего задания и постановка проблемы: -акцентирование теории по теме, -применение теории на практике, -выдвигаемая гипотеза. 3 мин 5 мин. 1 мин. Отвечают устно, проводят обсуждение ответов, самооценка. Выдвигают свои идеи по дальнейшему ходу действий 3 Первичный анализ наблюдений. 5 мин. Предлагают способы решения уравнения, анализируют ход решения и методы решения. 4 Исследование новых видов уравнений. Проверка усвоения изученных методов(самостоятельная работа) 12мин. 15мин. Учащиеся работают самостоятельно, при необходимости получают консультацию учителя, проверяя свои действия с помощью слайдов. Результаты проверочной работы выводятся на экран. Самооценка. 5 Подведение итогов. 2мин. Заполняют таблицы, подводят итог урока. 6 Домашнее задание. 1 мин. Записывают домашнее задание.

Слайд 4

y x 1 -1 Найдите множество значений функции Ответ: Е(у): [ -2,5 ; 0, 5 ] . у= sin x у=1,5 sin x - 1 у= 1,5 sin x - 1 0

Слайд 5

Метод оценки Найдите наибольшее целое значение функции Ответ: у=3.

Слайд 6

Общие методы решения уравнений Функционально-графические По графику По свойствам Переход к равносильным уравнениям Метод разложения на множители Метод введения новой переменной Аналитические

Слайд 7

Построение графиков функций левой и правой частей уравнения (решением являются абсциссы точек (точки) пересечения графиков) Функционально – графические методы Использование свойств функций левой и правой частей уравнения (монотонность, четность, нечетность) Использование ограниченности функций левой и правой частей уравнения (метод оценки)

Слайд 8

y x x= 0 О 1 Графический способ решения уравнений

Слайд 9

Оценка левой и правой частей уравнения log 2 (2x-x²+15) = x²-2x+5 1)2x-x²+15= -((x²-2x+1)-1- 1 5) = -(x-1)²+16 ≤ 16 Если 0< 2x-x²+15 ≤ 16, то log 2 (2x-x²+15) ≤ 4 2)x²-2x+5= (x²-2x+1)-1+5 = (x - 1)²+4 ≥ 4 Данное уравнение равносильно системе log 2 (2x-x²+15) = 4 x²-2x+ 5 = 4 x²-2x+5=4 x²-2x+1=0 x=1 При x=1 log 2 (2x-x²+15 )= log 2 (2-l+l5)= 4 Ответ :x=l .

Слайд 10

Решение уравнений с использованием монотонности функций x+log 2 (2 x - 3 1)=5 Функция y=log 2 t - возрастающая , функция y=5-t -убывающая. Если графики этих функций пересекаются ,то только в одной точке. Поэтому данное уравнение может иметь только один корень. Подбором находим х=5. Ответ:х=5.

Слайд 11

Установите соответствие между уравнениями и способами их решения cos²x-sin²x+1=x²+2 2 |x| = cos x √ x²-2x+2+log 3 √x²-2x+10=2 lg (x²-6x+18)=1+sin3 x x+log 2 (2 x -31)=5 log 2 (x²+1)=2 -√x²-1 3 x +4 x =5 x | 3x+4y-26|+| 4 x-y-3|=0 Графический Оценка Монотонность

Слайд 12

Предложите метод решения следующего уравнения xlog² 3 x-(2x+ 3 )log 3 x+6=0 Замена: log 3 x = а x а ²- (2x+ 3 ) а +6=0 D= (2x+ 3 )² -24х =4x² + 12x+9-24x= 4 x²-12x+9=(2x-3)² а= —————— a=2 a=3/x log 3 x =2 log 3 x = 3/x х=9 у = log 3 x -возрастающая, у = 3/x - убывающая, корень уравнения может быть только один. Подбором х=3. Ответ: х=9, х=3 . 2x+3± ( 2x - 3) 2х

Слайд 13

Решите уравнения: 9 x +(x-13)3 x -9x+36=0 log² 4 x+(x-4)log 4 x+x-5=0 x²-2xcosy+1 = 0 Проверка 9 x +(x-13)3 x -9x+36=0 D=(x-13)²-4(36-9x) D= (x+5)² 3 x =4-x 3 x =9 x=1 x=2 Ответ: x=1 , x=2 . log² 4 x+(x-4)log 4 x+x-5=0 D=(x- 4 )²-4( х-5 ) D =(x -6 )² log 4 x =5-х log 4 x =-1 х=4 х=1/4 Ответ:х=1/4,х=4. x²-2xcosy+1 = 0 D /4 =cos²y- 1 Т.к. D≥0 , cos²y≥1 , значит, cos²y=1 c os y=1 cosy = -1 y= 2 π m, m є Z y= π +2 π k, k є Z x²-2x+ 1 =0 x²+ 2 x +1 =0 x=1 x=-1 Ответ: (1; 2 π m ) , (-1; π +2 π k ) , m є Z, k є Z .

Слайд 14

Самостоятельная работа 1 вариант 2 вариант 1) 3 -|x| =½sinx+1 1) sinx+1 = |x- π / 2|+2 2) x²-5 π x+25 π ² / 4=sinx-1 2) 2 x +5 x = 7 x 3) 3 x +5 x =2 3x 3) log 3 ( | x | +9)=2cosx 4) 9 -x -(x+4)3 -x +3x+3=0 4) 25 x +(x-31)5 x -25x+1 5 0=0 Проверь себя: 1 вариант 2 вариант 1) х = о ( оценка) 1) х = π / 2 (графически) 2) х = 5 π /2 (графически) 2) х =1 (монотонность) 3) х=1 (монотонность) 3) х=0 (оценка) 4) х=-1, х= 0. (замена, монотонность) 4) х=1, х=2 (замена, монотонность)

Слайд 15

Этап урока Принимал активное участие – 2 Участвовал в работе – 1 Не принимал участия – 0 Устная работа Актуализация знаний, повторение Исследование новых методов Решение задач Знаю Умею Необходимо уточнить (любой знак) 1.Аналитические методы решения уравнений +/ - +/ - 2. Решение уравнения с помощью графиков + /- +/ - 3. Функционально-графические методы +/ - 4. Свойства функций +/ - 5. Решение уравнений с использованием монотонности +/ - 6. Решение уравнений методом оценки +/ - Подведем итоги Закончить составление мини-задачника и решебника по общим методам решения уравнений. Домашнее задание:

Слайд 16

Список используемой литературы Алгебра и начала анализа 11 класс. В 2 ч.Учебник для общеобразовательных учреждений (профильный уровень)/А.Г.Мордкович, П.В. Семенов.-4-е изд., доп.- М.:Мнемозина,2007. Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ /Ф.Ф.Лысенко,2009 г.- Легион, Ростов-на-Дону. Сеть творческих учителей ( www.it-n.ru ) Программы.Математика.5-6 классы.Алгебра.7-9 классы. Алгебра и начала математического анализа.10-11 классы / И.И.Зубарева,А.Г.Мордкович.-2-е изд., испр. и доп.-М.:Мнемозина,2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Решение комбинированных уравнений", 11 класс.

Отработка схемы решения любого уравнения....

разработка урока "Методы решения показательных уравнений" в 11 классе

конспект открытого урока по математике в 11 классе...

Метод.разработка по теме: «Методы решения показательных уравнений»

В школьном курсе математики важное место отводится решению показательных уравнений и неравенств и системам, содержащие показательные уравнения. Впервые ученики встречаются с показательными уравнениями...

"Решение комбинированных уравнений" 11 класс Алгебра

Урок алгебры и начала анализа в 11   классе "Решение комбинированныч уравнений"...

Методическая разработка открытого урока "Показательные уравнения. Методы решения показательных уравнений"

Методическая разработка открытого урока "Показательные уравнения. Методы решения показательных уравнений"...

Конспект урока для 11 класса по теме "Иррациональные уравнения и приемы преобразования уравнений. Методы решения иррациональных уравнений"

Конспект урока для 11 класса пр теме "Иррациональные уравнения и приемы преобразования уравнений. Методы решения иррациональных уравнений"...