Разработка урока "Решение комбинированных уравнений", 11 класс.
методическая разработка по алгебре (11 класс) на тему

Отработка схемы решения любого уравнения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №22 с УИОП»

Разработка урока «Решение комбинированных уравнений»,  11 класс

Учитель математики                                              Куликова Н.В.

Тема урока.                                   Решение комбинированных уравнений.

Цель урока.                                   Рассмотрение различных способов решения комбинированных уравнений комбинированных уравнений.

План урока:                                  1.Повторение схемы решения любого апаыпыпывывпыпвыпывпывпуравнения.

                                                        2. Решение уравнений.

                                                        3. Итог.

Форма работы:                           Групповая.

Ход урока:                                   1. В начале урока необходимо вместе с учащимися вспомнить определение равносильных уравнений (два уравнения с одной переменной f(x)=g(x) и p(x) = h(x) называются равносильными, если множества их корней совпадают).

Пример 1. – Уравнение x2 – 4 = 0 имеет корни 2 и -2;

- Уравнение  (х+2)(2х-4)=0 имеет корни 2 и -2;

- Вывод: уравнения  x2 – 4 = 0 и  (х+2)(2х-4)=0  равносильны.

Пример 2. – Уравнения x2+1=0 и =-1 равносильны, поскольку оба эти уравнения не имеют решений.

Затем необходимо напомнить учащимся схему решения любого уравнения.

I этап – технический.

Исходное уравнение шаг за шагом  преобразуют в более простое и находят его корни.

II этап – аналитический.

На этом этапе, анализируя проведенные преобразования, отвечают на следующие вопросы:

а) все ли преобразования при переходе от одного уравнения к другому были равносильными?

б) не появились ли при этих преобразованиях посторонние корни?

в) не произошла ли потеря корней в результате проведенных преобразований.

Основные причины потери корней при решении уравнений:

  1. деление обеих частей уравнения на одно и тоже выражение, содержащее неизвестную величину (кроме тех случаев, когда точно известно, что всюду в области определения уравнения выполняется условие неравенства нулю данного выражения);
  2. сужение ОДЗ в процессе решения уравнений;
  3. присутствие в одной или обеих частях уравнения выражений, содержащих неизвестную величину, которые являются немонотонными функциями.

Основные причины появления посторонних корней при решении уравнений:

  1. умножение обеих частей уравнения на выражение, которое при определенных значениях переменной величины может принимать нулевое значение;
  2. расширение ОДЗ в процессе  решения уравнений;
  3. возведение обеих частей уравнения в четную степень.

III этап – проверка.

Если анализ, проведенный на втором этапе, показывает, что некоторые преобразования могли привести к появлению посторонних корней (т.е. был осуществлен переход к уравнению – следствию), то необходима проверка всех найденных корней их подстановкой в исходное уравнение. Если проверка корней с помощью их подстановки в исходное уравнение сопряжена со значительными вычислительными трудностями, то её, как правило, можно заменить проверкой по области допустимых значений (ОДЗ) заданного уравнения.

                                                       2.  Решение уравнений.

Сформированные группы в составе  3-4  человек решают заданное уравнение на местах. Кроме этого, один представитель группы решает данное уравнение на обратной стороне доски. После решения уравнения происходит проверка данного решения всем составом класса с одновременным обсуждением возникающих вопросов и поиском ответов на них.  

Решить уравнения:

Решение уравнений.

1.

     

 => 0 t 1;

     

     ;

    ,

     – не удовлетворяет условию  t,

Следовательно,  ,

                                +2πn, n – целое число.

Ответ: +2πn, n – целое число.

2.

                  или  0 < tgx < 1

Следовательно, ;

                               

Ответ: .

3.

, t

 

Следовательно:    ;                x=2,

                                            x=1.

.

f(x) = , D(f) = ( – монотонно возрастающая функция.

g(x) =3 – x, D(g) = ( - монотонно убывающая функция.

Области определения f(x) и g(x) совпадают.

Следовательно, данное уравнение не может иметь более одного корня. Корень находится подбором .

Ответ : .

4.

 – функция, возрастающая, а  – функция, убывающая на общей D(f), следовательно, уравнение  может иметь не более одного корня, который находится подбором; t = 9

           

                                                         3. Итог урока.

При подведении итога урока следует акцентировать внимание учащихся на следующем:

  1. Подходы к решению комбинированных уравнений могут быть различны;
  2. При решении уравнений в некоторых случаях лучше найти ОДЗ, а в некоторых – перейти  равносильной системе;
  3. При решении уравнений необходимо обращать внимание на отбор корней на промежуточном этапе.
  4. Выводы о достижении цели урока. Выставление оценок. Домашнее задание.

В качестве домашнего задания можно предложить для решения следующие уравнения:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме : «Решение тригонометрических и комбинированных уравнений. Задания С1 ЕГЭ.» (11-й класс)

На уроке учащиеся 11 класса с помощью математических игр: математическое домино, матбой закрепляют решение тригонометрических и комбинированных уравнений уравнений типа С1 ЕГЭ.Готовятся к ЕГЭ. На урок...

Разработка урока "Функционально-графические методы решения комбинированных уравнений " 11 класс

Материал содержит разработку урока по теме "Функционально-графические методы решения комбинированных уравнений " для 11 класса по учебнику А.Г.Мордковича...

"Решение комбинированных уравнений" 11 класс Алгебра

Урок алгебры и начала анализа в 11   классе "Решение комбинированныч уравнений"...

Комбинированные уравнения и неравенства

Приведены примеры уравнений и неравенств, которые решаются с применением свойств функции: ограниченности и монотонности....

План- конспект открытого урока по математике в 11 Б классе «Подготовка к ЕГЭ. Решение сложных комбинированных уравнений»

Тип урока: семинарское занятие.Цели урока:Познавательные: повторить и обобщить изученный за курс средней школы материал по математике, закрепить навыки решения сложных уравнений различными метода...

Методическая разработка по теме: "Уравнения, свойства уравнений. Решение задач с помощью уравнений с использованием интерактивных технологий"

Методическая разработка по теме: Уравнения, свойства уравнений. Решение задач с помощью уравнений с использованием интерактивных технологий....