Урок открытия новых знаний "Параллелограмм. Свойства параллелограмма"
план-конспект урока по геометрии (8 класс) на тему

Белогородцева Елена Александровна

Урок открытия новых знаний "Параллелограмм. Свойства параллелограмма".

Цели урока:

Образовательная: познакомиться с понятием параллелограмма, сформулировать и доказать свойства параллелограмма.

Воспитательная: развивать инициативность, взаимопонимание, творческую активность, используя различные формы работы на уроке, умение работать в команде.

Развивающие: развивать наблюдательность, умение анализировать, сравнивать, делать выводы, контролировать свои действия.

Оборудование: проектор, экран, набор карточек для сбора заданий, карточки с заданием тестов, индивидуальные оценочные листы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_geometrii_8_klass_k_attestatsii.doc737.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: геометрия 8.

Тема: Параллелограмм. Свойства параллелограмма.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Метод обучения: эвристический (постановка учебной задачи).

УМК под редакцией Л.С.Атанасяна

Класс: 8а, 2013-2014 учебный год.

Учитель Белогородцева Елена Александровна.

Цели урока:

Образовательная: познакомиться с понятием параллелограмма, сформулировать и доказать свойства параллелограмма.

Воспитательная: развивать инициативность, взаимопонимание, творческую активность, используя различные формы работы на уроке, умение работать в команде.

Развивающие: развивать наблюдательность, умение анализировать, сравнивать, делать выводы, контролировать свои действия.

Оборудование: проектор, экран, набор карточек для сбора заданий, карточки с заданием тестов, индивидуальные оценочные листы.

Характеристика исходных умений и навыков, необходимых для усвоения темы и постановки учебной задачи.

Учащиеся знают:

  1. понятие многоугольника, выпуклого и невыпуклого многоугольника;
  2. определение, свойства и признаки параллельных прямых;
  3. признаки равенства треугольников.

Учащиеся умеют:

  1. применять определение, свойства и признаки параллельных прямых при решении задач и доказательстве теорем;
  2. применять признаки равенства треугольников при решении задач и доказательстве теорем;
  3. пользоваться определением равных фигур.

Структура урока.

  1. Проверка домашнего задания (проводится с помощью проектора) (1 мин).
  2. Актуализация опорных знаний (10 мин)
  3. Формулировка проблемы, постановка учебной задачи (1 мин)
  4. Постановка темы и целей урока (1 мин)
  5. Открытие новых знаний и способов действий (8 мин)
  6. Первичное осмысление изученного и его применение в стандартных ситуациях (5 мин)
  7. Перенос знаний и их применение в новых, видоизмененных ситуациях (7 мин)
  8. Обобщение и систематизация новых знаний, способов действий (7 мин)
  9. Рефлексия учеником своих действий и самооценка (2 мин)
  10. Подведение итогов (2 мин)
  11. Постановка домашнего задания (1 мин)

Ход урока.

  1. Проверка домашнего задания: на экран проецируется слайд с домашним заданием, учащиеся проводят самооценку.
  2. Актуализация опорных знаний.

Задание 1 (работа в парах) (7 баллов)

03

Проверка правильности выполнения теста организуется с помощью проектора, учащиеся заносят полученное количество баллов в личную карточку (по одному баллу за каждое верно выполненное задание).

Задание 2 (7 баллов).

1 учащийся у доски с помощью карточек собирает свойства параллельных прямых и делает соответствующие рисунки;

1 учащийся у доски с помощью карточек собирает признаки параллельных прямых и делает соответствующие рисунки;

1 учащийся у доски с помощью карточек собирает признаки равенства треугольников и делает соответствующие рисунки;

1 учащийся у доски предложенные четырехугольники (3 разных выпуклых четырехугольника, параллелограмм, ромб, прямоугольник) разбивает на две группы:

         1) противоположные стороны попарно параллельны,

  1. противоположные стороны не параллельны.
  1. Формулировка проблемы, постановка учебной задачи.

     - По какому принципу четырехугольники разбиты на группы?

- 1 группа - противоположные стороны четырехугольника попарно параллельны,

     - 2 группа – у четырехугольников противоположные стороны не параллельны.

     Учитель предлагает учащимся начертить в тетради четырехугольник, у которого противоположные стороны попарно параллельны и дает название такого четырехугольника – параллелограмм.

  1. Постановка темы и цели урока.

Учитель предлагает учащимся сформулировать определение параллелограмма. Таким образом, учитель вместе с учащимися формулирует тему и цели урока.

    Тема «Параллелограмм. Свойства параллелограмма»;

Цель урока: сформулировать определение параллелограмма, сформулировать и доказать свойства параллелограмма.

  1. Открытие новых знаний и способов действий.

Учащиеся разбиваются на группы по четыре человека. Каждая группа получает карточки с заданием (5 баллов):

  1. Измерьте стороны своих четырехугольников. Сделайте выводы. Проверьте правильность сделанных выводов в среде «Живая математика». Сформулируйте и докажите 1 свойство параллелограмма.
  2. Измерьте углы своих четырехугольников. Сделайте выводы. Проверьте правильность сделанных выводов в среде «Живая математика».

Сформулируйте и докажите 2 свойство параллелограмма.

  1. Проведите диагонали параллелограмма, точку пересечения обозначьте буквой О. Измерьте полученные отрезки. Сделайте выводы. Проверьте правильность сделанных выводов в среде «Живая математика». Сформулируйте и докажите 4 свойство параллелограмма.

Проверка работы группы осуществляется через презентацию.

  1. Первичное осмысление изученного и его применение в стандартных ситуациях.

Проводится эстафета по рядам (3 балла).

Задание 1.

 

                                                                                                                                               

<1=<2, <3=<4. Является ли четырехугольник АВСD параллелограммом?

     

Задание 2.

<1=<2=<3. Является ли четырехугольник АВСD параллелограммом?

Задание 3.

Докажите, что в параллелограмме сумма углов, прилежащих к одной стороне, равна 180º.

С каждого ряда выходит 1 учащийся к доске и объясняет решение одной задачи.

  1. Перенос знаний и их применение в новых, видоизмененных ситуациях.

Проводится разноуровневая самостоятельная работа.

1 уровень (2 балла).

На рисунке MNǁPQ, <М=<Р. Докажите, что MNPQ – параллелограмм.

2 уровень (4 балла).

Дан параллелограмм АВСD. Найдите стороны и углы Δ АВD, если известно, что ВС=2 см, ВD=5 см, СD=4 см, <С=30º, <СВD=65º.

3 уровень (6 баллов).

Найдите стороны и углы Δ АВD, если известно, что ВD=3 дм, ВС на 2 дм больше, периметр Δ АВD равен 14 дм, <С=45º, что на 20º меньше, чем <ВDС.

4 уровень (8 баллов).

Найдите стороны и углы параллелограмма  АВСD, если известно, что его большая сторона на 3 м больше меньшей стороны, периметр параллелограмма равен 26 м, а больший угол в 3 раза больше меньшего угла.

5 уровень (10 баллов).

Найдите стороны и углы параллелограмма АВСD, если высота, проведенная к его большей стороне образует угол в 30º со смежной стороной параллелограмма и делит большую сторону на отрезки 3 см и 5 см.

Проводится взаимопроверка в парах.

  1. Обобщение и систематизация новых знаний, способов действий.

 Учащиеся заполняют ЛОК №1

Чтобы ответить на поставленный вопрос в среде «Живая математика» выполните следующие задания (3 балла):

  1. Нарисуйте параллелограмм АВСD, в котором:

а) АD<АВ, <А – тупой;

б) ВС<СD, <В – тупой;

в) АD>АВ, <С – острый;

г) ВС>АВ,

          2) Нарисуйте параллелограмм АВСD, имеющий диагональ, которая:

а) короче каждой стороны;

б) длиннее каждой стороны;

в) равна одной из сторон;

г) равна каждой стороне.

3) Проверьте следующее утверждение «Сумма квадратов диагоналей параллелограмма равна сумме квадратов его сторон».

  1. Рефлексия учеником своих действий и самооценка.

Учащиеся подсчитывают количество набранных за урок баллов, заносят результат в личную карту, переводят количество баллов в отметку:

отметка «5» ставится, если ученик набрал за урок 26 баллов и более;

отметка «4» ставится, если ученик набрал от 20 до 25 баллов;

отметка «3» ставится, если ученик набрал от 18 до 20 баллов;

отметка «2» ставится, если ученик набрал менее 18 баллов.                  

  1. Подведение итогов урока.

 Учащиеся повторяют определение и свойства параллелограмма.

 

  1. Постановка домашнего задания.

Домашнее задание дается дифференцированно, в зависимости от той отметки, которую ученик получил на уроке:

п. 42;

«5» - №375, 376 (д); задача под запись: «Докажите, что в параллелограмме биссектрисы соседних углов перпендикулярны».

«4» - № 372 (б), 376 (в, д); задача под запись: «Докажите, что в параллелограмме биссектрисы противоположных углов параллельны или лежат на одной прямой».

«3», «2» - №372(в), 376 (в); задача под запись: «Через точку О пересечения диагоналей параллелограмма провели прямую. Она пересекает стороны параллелограмма в точках М и Р. Докажите, что точка О – середина отрезка МР».

творческое задание для всех: придумать задачу для соседа по парте.

Самоанализ урока.

На данном уроке учащиеся формулируют определение параллелограмма, формулируют и доказывают основные свойства параллелограмма. Это необходимо для дальнейшей работы с четырехугольниками и является базой для решения задач и доказательства теорем.

Данный урок является третьим уроком в теме «Четырехугольники». В ходе урока необходимо повторить свойства и признаки параллельных прямых, признаки равенства треугольников, сформулировать определение параллелограмма, сформулировать и доказать свойства параллелограмма.

Данный урок по типу – урок открытия новых знаний. Он включает в себя все основные этапы урока:

  1. Проверка домашнего задания (проводится с помощью проектора).
  2. Актуализация опорных знаний.
  3. Формулировка проблемы, постановка учебной задачи.
  4. Постановка темы и целей урока.
  5. Открытие новых знаний и способов действий.
  6. Первичное осмысление изученного и его применение в стандартных ситуациях.
  7. Перенос знаний и их применение в новых, видоизмененных ситуациях.
  8. Обобщение и систематизация новых знаний, способов действий.
  9. Рефлексия учеником своих действий и самооценка.
  10. Подведение итогов.
  11. Постановка домашнего задания.

При подготовке данного урока учитывались возрастные и индивидуальные особенности детей. Урок проводился в  общеобразовательном классе, со средним качеством знаний учащихся, однако задания в основном выполнялись учащимися самостоятельно или в парах, были использованы игровые моменты и мультимедийная техника для поддержания интереса учащихся на уроке, самостоятельная работа учащихся была организована с учетом уровня усвоения знаний учащимися.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку изучения нового материала "Свойства числовых неравенств"

Презентация "Свойства числовых неравенств"  к уроку изучения нового материала по алгебре, 8 класс по учебнику  под редакцией Теляковского. Историческая справка....

Статья "От традиционного урока Изучения нового материала к современному уроку Открытия нового знания на примере урока географии в 5 классе "Стороны горизонта""

Данная статья поможет педагогам на конкретном примере проследить отличия традиционного урока изучения нового материала от современного урока открытия нового знания по ФГОС...

Урок «открытия» новых знаний «Индустриальное общество. Новые проблемы и новые ценности». 8 класс

Урок «открытия» новых знаний «Индустриальное общество. Новые проблемы и новые ценности». 8 класс...

Урок открытия новых знаний по геометрии в 7 классе: Равнобедренный треугольник и его свойства

Данная презентация полезна будет для учителей математики,которые работают в 7 классе и преподают геометрию. В материале представлен урок открытия новых знаний по теме: равнобедренный треугольник и его...

Конспект урока открытия нового знания по теме: "Основное свойство дроби"

Разработка урока открытия нового знания по теме: "Основное свойство дроби", учебник Дорофеев Г.В....

Презентация к уроку открытия нового знания по теме: "Основное свойство дроби"

Разработка урока открытия нового знания по теме: "Основное свойство дроби", учебник Дорофеев Г.В....