Решение планиметрических задач
элективный курс по геометрии (10 класс) на тему

Захарова Людмила Владимировна

Элективный курс разработан для учащихся 10 класса общеобразовательной школы.
Цель курса: 1.Обобщить и систематизировать знания учащихся по основным разделам планиметрии. 2. Познакомить учащихся с методами и приемами решения планиметрических задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon reshenie_planimetricheskih_zadach_.doc225 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

 «Решение планиметрических задач»

(предметный курс для учащихся 10 класса,  17 часов)

                                                  

Составила Захарова Л.В., учитель математики

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 59»

Барнаул, 2014

Пояснительная записка

         Геометрическая линия является одной из центральных линий курса математики. Она предполагает систематическое изучение свойств геометрических фигур на плоскости, формирование пространственных представлений, развитие логического мышления и подготовку аппарата, необходимого для изучения смежных дисциплин (физика, черчения и т.д.) и курса стереометрии. Курс геометрии обладает также чрезвычайно важным нравственным моментом, поскольку именно геометрия дает представление о строго установленной истине, воспитывает потребность доказывать то, что утверждается в качестве истины. Таким образом, геометрическое образование является важнейшим элементом общей культуры.

        Научиться решать задачи по геометрии значительно сложнее, чем по алгебре. Это связано с обилием различных типов геометрических задач и многообразием приемов и методов их решения.

         Основная трудность при решении этих задач обычно возникает по следующим причинам:

          -Планиметрический         материал либо был плохо усвоен в основной школе, либо плохо сохранился в памяти.

         -Для решения задачи нужно знать методы и приемы решения, которые либо не рассматриваются при изучении планиметрии  в 7-9 классах, либо не отрабатываются в школьном курсе математики.

           -В «нестандартных»  задачах, в которых представлены различные  конфигурации, необходимо уметь применять известные факты и решать базисные задачи, которые входят как элемент во многие задачи.

        -В теоретическую часть школьного курса геометрии включены в основном теоремы, работающие на сам курс, то есть необходимые для его дальнейшего развития, а многие теоремы прикладного характера, областью приложения которых являются задачи, а не теория, из курса исключены.

 Количество часов (1,5 часа в неделю), отведенных на изучение курса геометрии в 10 классе, не позволяет качественно подготовить учащихся для решения геометрических задач повышенной сложности. Следовательно, требуется  серьезная дополнительная подготовка. Эту проблему можно решить  с помощью  введения элективного курса по геометрии.

Элективный курс «Решение планиметрических задач» направлен на удовлетворение познавательных потребностей и интересов старшеклассников, на формирование у них новых видов познавательной и практической деятельности, которые не характерны для традиционных учебных курсов.

 Цели курса:

1.  Обобщить и систематизировать знания учащихся по основным разделам планиметрии

2. Познакомить учащихся с методами и приемами решения планиметрических задач.

3. Создать условия для самореализации учащихся в процессе учебной деятельности.

 Задачи курса:

  • Дополнить знания учащихся теоремами прикладного характера, областью применения которых являются задачи.
  • Расширить и углубить представления учащихся о приемах и методах  решения планиметрических задач (метод опорного элемента; метод площадей; метод введения вспомогательного параметра; метод восходящего анализа; метод подобия; метод дополнительного построения).
  • Помочь овладеть рядом технических и интеллектуальных умений на уровне их свободного использования.
  • Развить интерес и положительную мотивацию изучения геометрии.

     Предлагаемый курс «Решение планиметрических задач» практико- ориентированный и предназначен для учащихся 10-го класса. Количество учебных часов - 17. Элективный курс даст учащимся возможность познакомиться с нестандартными способами решения планиметрических задач развить такие качества как способность к усвоению новой информации, гибкость и независимость логического мышления, поможет учащимся подготовиться на более высоком уровне к выпускным экзаменам, а также при выборе ими будущей профессии.

         Структура курса представляет собой пять логически законченных и содержательно взаимосвязанных тем, изучение которых обеспечит системность и практическую направленность знаний и умений учеников.

Основной тип занятий - практикум. Для наиболее успешного усвоения материала планируются  различные формы работы с учащимися: лекционно - семинарские занятия, групповые, индивидуальные формы работы. Для текущего контроля на каждом занятии учащимся рекомендуется серия заданий, часть которых выполняется в классе, а часть - дома самостоятельно (Приложение 1). Изучение данного курса заканчивается итоговой контрольной работой, либо тестом (Приложение 2).

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

-грамотно формулировать теоретические положения и излагать собственные рассуждения в ходе решения заданий;

- уверенно решать задачи на вычисление, доказательство и построение;

- применять аппарат алгебры и тригонометрии к решению геометрических задач

-применять свойства геометрических преобразований к решению задач.

 

Содержание программы курса

Теоретические основы большинства тем относятся к программе 9-летней школы. Однако глубина их проработки, идейная насыщенность предполагает более высокий уровень математического развития учеников, чем тот, которого достигают школьники по окончанию 9-го класса. Особенность курса состоит в том, что ученик получает возможность поработать сразу со всей планиметрией, охватив ее всю целиком

Тема 1. Методы решения геометрических задач

Три основных метода решения геометрических задач: геометрический; алгебраический; комбинированный.

Анализ и синтез. Метод восходящего анализа.

Дополнительные методы и приемы решения задач. Анализ условия задачи, анализ решения задачи – этапы решения задачи.

Решение задач.

Методы обучения: лекция

Тема 2. Треугольники

Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике. Свойства проекций катетов. Метрические соотношения в произвольном треугольнике. Свойства медиан, биссектрис, высот. Теоремы о площадях треугольника.

         Методы обучения: лекция, объяснение, выполнение тренировочных упражнений.

Формы контроля: проверка задач для самостоятельного решения; самостоятельная работа.

Тема 3. Четырехугольники

         Метрические соотношения в четырехугольниках. Свойство произвольного четырехугольника, связанного с параллелограммом. Теоремы о площадях четырехугольников. Свойство биссектрисы параллелограмма и трапеции. Свойства трапеции.

         Методы обучения: лекция, объяснение, выполнение тренировочных упражнений.

         Форма контроля: проверка задач для самостоятельного решения.

Тема 4. Окружности.

Метрические соотношения между длинами хорд, отрезков касательных и секущих. Свойства дуг и хорд. Свойства вписанных углов. Углы между хордами, касательными и секущими.

Методы обучения: лекция, объяснения, выполнение тренировочных упражнений.

Формы контроля: проверка задач для самостоятельного решения.

 

Тема 5. Окружности и четырехугольники.

         Четырехугольники, вписанные и описанные около окружности. Площади четырехугольников, вписанных и описанных около окружностей. Теорема Птолемея.

Методы обучения: лекция, объяснение, выполнение тренировочных упражнений.

Формы контроля: проверка задач для самостоятельного решения; самостоятельная работа.

               Решение задач  по всему курсу.

        Решение задач повышенного уровня сложности  из материалов ЕГЭ.

   Итоговый контроль (1ч).

Задания для самостоятельной работы учащихся

Работа с рекомендованной литературой, подготовка сообщений по темам:

Свойства медиан, биссектрис, высот в произвольном треугольнике.

Дополнительные свойства параллелограмма.

Окружность, вписанная в треугольник

Четырехугольники и окружности

Самостоятельное решение предложенных задач с последующим обсуждением вариантов решения.

Самостоятельный подбор задач по теме элективного курса с использованием дополнительной математической литературы.

                                                  

Литература.

          Литература для учащихся

  1. Александров, А.Д. Геометрия.8-9 кл.:-М.:Просвещение, 1991.-415с.
  2. Атанасян, Л.С, и др. Геометрия 7-9 кл.:- М.Просвещение, 1996.
  3. Шарыгин, И.Ф. Геометрия 9-11кл. учебное пособие.-М.Жрофа, 1997.-400с.

.

Литература для учителя

  1. Сагателова, Л.С. Геометрия. Решаем задачи по планиметрии/ Л.С.  Сагателова.- Волгоград: Учитель, 2009.-150с.
  2. Прасолов, В.В. Задачи по планиметрии. Ч.1.- М.: Наука, 1986.-272с.
  3. Прасолов, В.В. Задачи по планиметрии. Ч.2.- М.: Просвещение, 1986.-252с.
  4. Алтынов, П.И. Геометрия. Тесты.7-9кл.: учебно-методич. Пособие.- М.: Дрофа. 1998.-112с.
  5. Варшавский, И.К.  Планиметрия на едином государственном экзамене// Математика для школьников.-2006.№4.-С.3-14.
  6. Варшавский, И.К.  Планиметрия на едином государственном экзамене// Математика для школьников.-2006.№9.-С.2-14.
  7.  Звавич, Л.И. Геометрия8-11кл.: пособие для школ и классов с углубленным изучением математики.-М.:Дрофа, 2000.-288с.
  8. Потоскуев,В.В. Задачник для классов с углубленным изучением математики/ В.В, Потоскуев.- М.:Дрофа, 2008г.-125с.


Календарно-тематическое планирование

п/п

Разделы

Наименование тем

Кол-во

часов

Дата прове

дения

факт

Виды деятельности учащихся

Контрольно–измерительные материалы, оборудование

Примечание

1,2

Треугольники.

 Метрические соотношения в треугольниках

Прямоугольный треугольник и его свойства.

2

Анализ имеющихся знаний по теме «Треугольник»

  Работа с литературой, составление конспекта « Основные понятия и свойства треугольника»

Справочники по математике

Решение задач  (работа в малых группах)

Раздаточный материал

3,4

Произвольный треугольник. Метрические соотношения в треугольнике.

2

 Сообщения учащихся по теме «Свойства медиан, биссектрис, высот в произвольном треугольнике»

Решение задач (работа в малых группах)

Мультимедийная презентация « Свойства треугольника»

Самостоятельное решение задач

Раздаточный материал

5,6,7

Четырехугольники

Решение задач по теме параллелограмм

2

Сообщения учащихся « «Дополнительные свойства параллелограмма»

Решение задач.

Самостоятельное выполнение задач из  индивидуального пакета заданий

Раздаточный материал

Решение задач по теме Трапеция

1

Работа со справочной литературой. Решение задач по теме.

8,9

Окружности

Свойства касательных, хорд и секущих

1

  Работа с литературой, составление конспекта. Решение задач (в малых группах)

Справочники по математике

Решение задач оп теме «Окружность».

1

Самостоятельное выполнение задач из  индивидуального пакета заданий

Раздаточный материал

10

Окружности и треугольники

Окружность, вписанная в треугольник

1

Анализ   и классификация задач по теме «Окружность, вписанная в треугольник»

 Решение задач.

Мультимедийная презентация « Окружности и треугольники»

11

Окружность, описанная около треугольника

1

Решение задач (в малых группах)

Карточки задания для групп

12

Решение задач по теме» Окружности и треугольники» 

1

Самостоятельное выполнение задач из  индивидуального пакета заданий

Раздаточный материал

13

Окружности и четырехугольники

Окружность, вписанная в ромб

1

Сообщения учащихся по теме «Четырехугольники и окружности»

14

Окружность и трапеция

1

Решение задач.

15,16

Решение задач по всему курсу

2

Решение задач из материалов ЕГЭ.

Раздаточный материал

Самостоятельное выполнение задач из  индивидуального пакета заданий

 

Раздаточный материал

17

Итоговый контроль

1

Решение заданий  итоговой контрольной работы

 Карточки с задачами.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Тема 2. Треугольники

  1. Найти отношение суммы квадратов всех его медиан к сумме всех его сторон.
  2.  Длины двух сторон треугольника 6см и 8 см.  Медианы, проведенные к этим сторонам взаимно перпендикулярны. Найдите длину третьей стороны.
  3. Найдите площадь треугольника АВС, если АС=20см, ВС=см, медиана ВМ= 12см.
  4. В треугольнике АВС проведена медиана АМ. Найдите площадь треугольника АВС, если АС=см, ВС=10, угол МАС 450.
  5. В треугольнике с длинами сторон5,6,10 к меньшей стороне проведены медиана и биссектриса. Найдите расстояние между точками пересечения медианы и биссектрисы с меньшей стороной.
  6. Медиана, проведенная к гипотенузе прямоугольного треугольника, равна т  и делит прямой угол в отношении 1:2 . Найдите стороны треугольника.
  7. Дан треугольник АВС. Его высота ВД равна 30. Из основания биссектрисы опущен перпендикуляр ЕА на сторону АС. Определите длину этого перпендикуляра, если АВ:АС=7:8.
  8. В треугольнике длины двух сторон равны 6 см и 3 см. Найдите длину третьей стороны, если полусумма высот, проведенных к данным сторонам, равна третьей высоте.
  9. В треугольнике АВС АС=4, АВ=5, АД- биссектриса, причем АД=ВД. Найдите длину биссектрисы АД.
  10. В равнобедренном треугольнике АВС с основанием ВС высоты ВВ1 и СС1 пересекаются в точке М, при этом ВМ=10, В1М=6. Найдите площадь треугольника АВМ.
  11. Высоты АН и ВК равнобедренного треугольника АВД с основанием ВС пересекаются в точке О так, что ВО-5, ОК=3. Найдите АН.
  12. Площадь равнобедренного треугольника с основанием ВС равна 160, боковая сторона 20. Высоты ВК и АН пересекаются в точке О. Найдите площадь треугольника АВО.
  13. Медиана и высота делят угол на три равные части. Найдите углы треугольника.

Тема 3. Четырехугольники

3.1  Параллелограмм

  1. В четырехугольнике АВСД,  диагональ АС перпендикулярна ВД, АС= 12, ВД=16. Найти расстояние между серединами сторон АВ и СД.
  2. Длины диагоналей параллелограмма равны 17 и 19. Длина одной из  его сторон равна 10. Найдите длину другой стороны.
  3. Длины диагоналей ромба относятся как 3:4. Во сколько раз сторона ромба превосходит радиус вписанной в  него окружность?
  4. Дан ромб АВСД с острым углом В. Площадь ромба равна 320см2, а синус угла В равен 0,8. Высота СН пересекает диагональ ВД в точке К. Найдите длину отрезка СК.
  5. В параллелограмме АВСД угол С равен 1200. Биссектрисы углов В и С пересекаются в точке К, лежащей на стороне АД, СК=3. Найдите площадь параллелограмма.
  6. Найдите площадь ромба, высота которого равна 4,8, а отношение диагоналей 3:4..
  7. В параллелограмме АВСД биссектриса угла В пересекает сторону СД в точке Т и прямую АД в точке М. Найдите периметр треугольника СВТ, если АВ= 21, ВМ=35, МД=9.
  8. Биссектриса угла А параллелограмма АВСД пересекает сторону ВС в точке К. Найдите площадь параллелограмма, если ВК=КС=5, АК=8.
  9. Диагонали АС и ВД параллелограмма АВСД пересекаются в точке О, ВД=26, АС=40, ВД=21. Отрезок ОЕ - перпендикуляр стороне ВС. Найдите разность площадей четырехугольника ДСЕО и АВЕО.

  1.  Трапеция.
  1. Боковые стороны равнобедренной трапеции при продолжении пересекаются под прямым углом. Найдите длину большего основания трапеции, если ее площадь равна 12, а высота 2.
  2. Средняя линия трапеции разбивает ее на две трапеции, площади которых относятся как 1:2. Чему равно отношение меньшего основания трапеции к большему?
  3. В трапеции большее основание равно 25, одна из боковых сторон равна 15. Известно, что одна из диагоналей перпендикулярна заданной боковой         стороне, а другая делит угол между заданной боковой стороной и нижним основанием пополам. Найдите площадь трапеции.
  4. Основание трапеции равны 10 и 31, боковые стороны -20 и 13. Найдите высоту трапеции. Найдите площадь равнобедренной трапеции, если ее основания равны 17 и 15, а диагональ перпендикулярна боковой стороне.
  5. Диагонали трапеции взаимно перпендикулярны и равны 8 и 15см. Найдите среднюю линию трапеции.
  6. Диагонали равнобедренной трапеции взаимно перпендикулярны, а средняя линия равна 8. Найдите площадь трапеции.
  7. Диагонали АС и ВД Трапеции АВСД пересекаются в точке О, основание АД трапеции равно 2, ВС=3, площадь АОВ равна 6. Найдите площадь АВСД.
  8. Найдите площадь равнобедренной трапеции, если е ее высота равна 3, а тангенс угла между диагональю и основанием равен ¼.
  9. В равнобедренной трапеции длина средней линии равна 5, а диагонали взаимно перпендикулярны. Найти площадь трапеции.
  10. Найдите меньшее основание равнобедренной трапеции, если высота, проведенная из вершины меньшего основания, делит большее основание на отрезки, один из которых на 5 больше другого.
  11. Основания равнобочной трапеции a и b, боковая сторона с, диагональ равна d. Доказать, что d2 = ab + c2.
  12. Диагональ равнобочной трапеции равна 10 см, а площадь равна 48 см2. Найти высоту трапеции.
  13. Средняя линия трапеции равна 4, углы при одном из оснований равны 40º и 50º. Найдите основания трапеции.
  14. Прямые, содержащие боковые стороны равнобедренной трапеции, пересекаются под прямым углом. Найдите стороны трапеции, если ее площадь равна 12, а высота равна 2.

 Тема 3. Окружности.

  1. Радиус окружности равен . определите длину хорды, проведенную из конца данного диаметра через середину перпендикулярного ему радиуса.
  2. Из данной точки вне окружности проведены касательная и секущая, внутреннюю  часть которой стягивает дугу в 1200. Определите длину секущей, если радиус окружности равен 4, а длина касательной от данной точки до точки касания равна 8.
  3. окружность с центром О касается сторон угла В в точках А и С. Лучи АО и ВС пересекаются в точке М, ОМ=9, ВМ= 18. Найдите площадь треугольника ВОМ.
  4. окружность с центром О касается сторон угла В в точках А и С. Отрезок ВО пересекает окружность в точке К. Найдите периметр АКСО, если угол В= 600, ВК=12.
  5.  Из точки В к окружности проведены касательные ВР и ВQ (Р и Q точки касания) найдите длину хорды РQ, если длина отрезка РВ=40, а расстояние от центра окружности до хорды РQ равно 18

Вычислите острый угол трапеции.

  1.  Из точки A, не лежащей на окружности, проведены к ней касательная и секущая. Расстояние от точки A до точки касания равно 16 см, а до одной из точек пересечения секущей с окружностью 32 см. Найти радиус окружности, если секущая удалена от ее центра на 5 см.

 Тема 4. Окружности и четырехугольники.

1. В параллелограмм можно вписать окружность. Найдите ее радиус, если известно, что радиус окружности, описанной около него, равен 2 .

2. Диагонали ромба равны a и b. Найдите радиус вписанной в ромб окружности.

3. В ромб, диагонали которого равны 3 +1 и 3 −1, вписана окружность. Точки касания окружности со сторонами ромба последовательно соединены. Найдите площадь получившегося четырехугольника.

4. В ромб, диагонали которого равны 12 и 16, вписана окружность. Найдите расстояние от точки касания окружности со стороной ромба до меньшей диагонали.

5. Сторона ромба равна 10 см, диагональ — 16 см. К окружности, вписанной в ромб, проведена касательная, параллельная его меньшей диагонали. Найдите длину отрезка касательной, заключенной между сторонами ромба.

6. Равнобедренная трапеция ABCD описана около окружности с центром O и радиусом r. Известно, что | AO| = a . Найдите расстояние от точки O до остальных вершин.

7. Определите боковую сторону равнобокой трапеции, описанной около окружности, если острый угол при основании трапеции равен 60° , а ее площадь — 288 3 .

8. Найдите площадь трапеции с острым углом α, если радиус описанной окружности равен R, а m — средняя линия трапеции.

9. Около окружности радиуса R описана прямоугольная трапеция площади S. Вычислите острый угол трапеции.

10. Дан периметр P прямоугольной трапеции, описанной около окружности радиуса R. Вычислите острый угол трапеции.

Приложение 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно -методический комплект прикладного курса "Решение планиметрических задач"

Учебно методический комплект прикладного курса "Решение планиметрических задач"  состоит из методического руководства, рабочей тетради для учащихся и рабочей программы прикладного курса.  В...

Методическая разработка урока геометрии в 11 классе "Решение планиметрических задач из ЕГЭ"

Урок геометрии в 11 классе с использованием групповой и парной работы....

Решение планиметрических задач в ЕГЭ

Данный урок может являтся завершающим в повторении планиметрических задач группы В. Цели урока: Совершенствовать навыки решения планиметрических задач, повторить признаки равенства и подобия треуголь...

Рабочая программа по элективному курсу по геометрии «Решение планиметрических задач на вписанные и описанные окружности» 9 класс

Статистические данные анализа результатов проведения ЕГЭ говорят о том, что наименьший процент верных ответов традиционно дается учащимися на геометрические задачи. Задачи по планиметрии, включаемые в...

"Решение планиметрических задач"

Элективный курс «Решение планиметрических задач» дляучащихся 9-х классовС 2004 года в Российской Федерации проводится апробация государственной (итоговой) аттестации (ГИА) выпускников девятых классов ...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «РЕШЕНИЕ ПЛАНИМЕТРИЧЕСКИХ ЗАДАЧ НА ВПИСАННЫЕ И ОПИСАННЫЕ ОКРУЖНОСТИ» по геометрии для учащихся 9 классов

Древние греки считали     окружность совершеннейшейи «самой круглой» фигурой, И в наше время в некоторыхситуациях, когда хотят дать особую оценку, используют слово «кругл...