РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по геометрии 7-9 класс Базовый уровень
рабочая программа по геометрии (7, 8, 9 класс) на тему

Краснопёрова Лариса Александровна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по геометрии для 7-9 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, авторской программой по геометрии к предметной линии учебников Л.С. Атанасяна, В.Ф. Бутузова, С.Б. Кадомцева и других.

Практическая значимость школьного курса геометрии обусловлена тем, что его объектом являются пространственные формы и количественные отношения действительного мира. Геометрическая подготовка необходима для понимания принципов устройства и использования современной техники, восприятия научных и технических понятий и идей.

Геометрия является одним из опорных предметов основной школы: она обеспечивает изучение других дисциплин. В первую очередь это относится к предметам естественно-научного цикла. Развитие логического мышления учащихся при обучении геометрии способствует усвоению предметов гуманитарного цикла. Практические умения и навыки геометрического характера необходимы для трудовой деятельности и профессиональной подготовки школьников.

 

Целями и задачами изучения геометрии в основной школе являются:

 

  • формирование представлений умений обосновывать и доказывать суждения, приводить чёткие определения, кратко и наглядно вскрывать механизм логических построений;
  • развитиелогического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для обучения в средней школе по соответствующей специальности, в будущей профессиональной деятельности;
  • овладение геометрическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
  • воспитание средствами геометрии культуры личности: отношения к предмету как части общечеловеческой культуры: знакомство с историей развития, эволюцией математических идей, понимания значимости математики для общественного прогресса;
  • совершенствование умений и навыков умственного труда-планирования своей работы, поиск рациональных путей её выполнения, критическая оценка результатов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fgos_7-9_kl_geometriya_obshcheshkolnaya.docx75.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«__________________________________________»

«Согласовано»

Руководитель  ШМО

учителей математики и

информатики

___________

Протокол № ___ от

«____»____________2014 г.

«Согласовано»

Заместитель директора

по УВР МОУ

«___________ СОШ»

___________ .

«___»_____________2014г.

«Утверждаю»

Директор МОУ «_____________ СОШ»

________

Приказ № ___ от

«__ » _________ 2014 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по геометрии

7-9 класс

Базовый уровень

Программа составлена учителем математики

Краснопёровой Ларисой Александровной

2014 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по геометрии для 7-9 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, авторской программой по геометрии к предметной линии учебников Л.С. Атанасяна, В.Ф. Бутузова, С.Б. Кадомцева и других.

Практическая значимость школьного курса геометрии обусловлена тем, что его объектом являются пространственные формы и количественные отношения действительного мира. Геометрическая подготовка необходима для понимания принципов устройства и использования современной техники, восприятия научных и технических понятий и идей.

Геометрия является одним из опорных предметов основной школы: она обеспечивает изучение других дисциплин. В первую очередь это относится к предметам естественно-научного цикла. Развитие логического мышления учащихся при обучении геометрии способствует усвоению предметов гуманитарного цикла. Практические умения и навыки геометрического характера необходимы для трудовой деятельности и профессиональной подготовки школьников.

Целями и задачами изучения геометрии в основной школе являются:

  • формирование представлений умений обосновывать и доказывать суждения, приводить чёткие определения, кратко и наглядно вскрывать механизм логических построений;
  • развитиелогического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для обучения в средней школе по соответствующей специальности, в будущей профессиональной деятельности;
  • овладение геометрическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
  • воспитание средствами геометрии культуры личности: отношения к предмету как части общечеловеческой культуры: знакомство с историей развития, эволюцией математических идей, понимания значимости математики для общественного прогресса;
  • совершенствование умений и навыков умственного труда-планирования своей работы, поиск рациональных путей её выполнения, критическая оценка результатов.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Геометрия — один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

        В школьном курсе геометрии условно можно выделить следующие содержательные линии: «Наглядная геометрия», «Геометрические фигуры», «Изменение геометрических величин», «Координаты», «Векторы», «Геометрия в историческом развитии».

        Материал, относящийся к линии «Наглядная геометрия» (элементы наглядной стереометрии) способствует развитию пространственных представлений учащихся в рамках изучения планиметрии.

        Содержание разделов «Геометрические фигуры» и «Изменение геометрических величин» нацелено на получение конкретных знаний о геометрической фигуре как важнейшей математической модели для описания окружающего мира. Систематическое изучение свойств геометрических фигур позволит развить логическое мышление и показать применение этих свойств при решении задач вычислительного и конструктивного характера, а также и практических.

Материал, относящийся к содержательным линиям «Координаты» и «Векторы», в значительной степени несёт в себе межпредметные знания ,которые находят применение как в различных математических дисциплинах, так и в смежных предметах.

        Линия «Геометрия в историческом развитии» представлена для формирования представлений о геометрии как части человеческой культуры, для общего развития школьников, для создания культурно-исторической среды обучения.

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОМЕТРИЯ «В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ШКОЛЫ

        Учебный  план Вейделевской средней школы предусматривает обязательное изучение геометрии на этапе основного общего образования в объёме УМК предметной линии учебников Л.С. Атанасяна, В.Ф. Бутузова, С.Б. Кадомцева, Э.Г. Поздняк, И.И. Юдиной,7-9 классы. Количество часов в учебном плане школы соответствует количеству часов в неделю по классам в авторской программе предметной линии учебников Л.С. Атанасяна, В.Ф. Бутузова, С.Б. Кадомцева, Э.Г. Поздняк, И.И. Юдиной: в 7 классе 2 часа в неделю (68 часов за год), в 8 классе 2 часа в неделю (68 часов за год), в 9 классе 2 часа в неделю (68 часов за год).

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОМЕТРИЯ»

        Личностные:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, и выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессии и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
  •  критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
  • креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;
  • умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
  • способствовать к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;

метапредметные:

  • умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
  • умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
  • осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовитых связей;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения и делать вводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы; умение работать в группе: слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • формирование и развитие учебной и общественно полезной компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ- компетентности);
  • формирование первоначальных представлений об идеях и методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
  • умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представить её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
  • умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
  • умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
  • умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
  • понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
  • умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
  • умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

предметные:

7 класс:

  • овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
  • овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
  • создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности;
  • введение терминологии и отработка умения ее грамотного использования;
  • развитие навыков изображения планиметрических фигур и простейших геометрических конфигураций;
  • умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров геометрических фигур;
  • формирование умения доказывать равенство данных треугольников;
  • отработка навыков решения простейших задач на построение с помощью циркуля и линейки;
  • формирование умения доказывать параллельность прямых с использованием соответствующих признаков, находить равные углы при параллельных прямых, так как это находит широкое применение в дальнейшем курсе геометрии;
  • расширение знаний учащихся о треугольниках;
  • овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
  • умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
  • овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
  • умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.

8 класс:

  • совершенствование математических знаний и умений, необходимых для изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
  • овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (геометрическая фигура, понятие площади, подобия фигур, векторы) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
  • формирование умения доказывать утверждение о сумме углов выпуклого многоугольника, исследовать свойства многоугольников с помощью компьютерных программ;
  • формирование умения доказывать признаки параллелограмма, ромба, прямоугольника;
  • отработка навыков решения простейших задач на нахождение площадей различных геометрических фигур;
  • формирование умения доказывать подобие данных треугольников;
  • формирование умения доказывать теоремы о вписанных углах, углах, связанных с окружностью;
  • изображать, распознавать и описывать взаимное расположение прямой и окружности;
  • расширение знаний учащихся о вписанных и описанных   треугольниках;
  • совершенствование фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности;
  • отработка умения  грамотного использования геометрической терминологии;
  • совершенствование навыков изображения планиметрических фигур и простейших геометрических конфигураций;
  • умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
  • умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.

9 класс:

  • совершенствование геометрического языка и  умения использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, совершенствованиеприобретенных навыков геометрических построений;
  • усвоение терминологии векторной геометрии и отработка умения ее грамотного использования;
  • усвоение понятий и действий, связанных с векторами соответствующими примерами, относящимися к физическим векторным величинам;
  • умение применять понятия вектора и действия над векторами при решении геометрических задач;
  • умение применять понятия координаты точки и координаты вектора, выводить и использовать при решении задач формулы координат середины отрезка, длины вектора, расстояния между двумя точками, уравнения окружности и прямой;
  • умение формулировать и иллюстрировать определения синуса, косинуса и тангенса углов от 0° до 180°, выводить основное тригонометрическое тождество и формулы приведения, формулировать и доказывать теоремы синусов и косинусов, применяют их при решении задач;
  • умение выводить формулу скалярного произведения векторов через координаты векторов, формулировать и обосновывать утверждение о свойствах скалярного произведения, использовать скалярное произведение векторов при решении задач;
  • умение объяснять понятия длины окружности площади круга, выводить формулы для вычисления длины окружности и длины дуги, площади круга п площади кругового сектора, применять эти формулы при решении задач;
  • умение объяснять, что такое отображение плоскости на себя и в каком случае оно называется движением плоскости, объяснять, что такое осевая симметрия, центральная симметрия, параллельный перенос и поворот, обосновывать, что эти отображения плоскости на себя являются движениями,
  • умение иллюстрировать основные виды движения, в том числе с помощью компьютерных программ;
  • умение объяснять, что такое многогранник, выпуклыммногогранник, что такое n- угольная призма, прямая призма, наклонная призма, какая призма называется параллелепипедом, прямоугольнымпараллелепипедом;
  • умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОМЕТРИЯ»

7 КЛАСС

Начальные геометрические сведения (10ч).

Прямая и отрезок. Луч и угол. Равенство геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков. Единицы измерения. Измерительные инструменты. Измерение углов. Градусная мера угла. Измерение углов на местности. Смежные и вертикальные углы. Перпендикулярные прямые. Построение прямых углов на местности.

Треугольники (17ч).

Треугольник. Первый признак равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Свойства равнобедренного треугольника. Второй итретий признаки равенства треугольников.Задачи на построение.

Параллельные прямые (13ч).

Определение параллельных прямых. Признаки параллельности двух прямых. Практические способы построения параллельных прямых. Аксиома параллельности прямых. Теоремы об углах образованных двумя параллельными прямыми и секущей.

Соотношения между сторонами и углами треугольника (18).

Сумма углов треугольника. Остроугольный, прямоугольный и тупоугольный треугольники.Соотношения между сторонами и углами треугольника. Неравенство. Признаки равенства прямоугольных треугольников треугольника. Некоторые свойства прямоугольных треугольников.  Построение треугольника по трём элементам.

8 КЛАСС

Четырёхугольники (14).

Многоугольник. Выпуклый многоугольник. Параллелограмм. Признаки параллелограмма. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат. Осевая и центральная симметрии.

Площадь(14).

Понятие площади многоугольника. Площадь прямоугольника. Площади параллелограмма, треугольника и трапеции. Теоремы Пифагора и обратная теореме Пифагора.

Подобные треугольники (19).

Пропорциональные отрезки. Определение подобных треугольников. Отношение площадей подобных треугольников. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника.

Окружность (17).

Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности. Центральный угол окружности. Градусная мера дуги окружности. Вписанный в окружность угол. Четыре замечательных точки треугольника.

9 КЛАСС

Векторы (8).

Понятие вектора. Равенство векторов. Откладывание вектора от данной точки. Сумма двух векторов. Законы сложения векторов. Вычитание векторов. Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач.

Метод координат (10).

Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнение линии на плоскости. Уравнения окружности и прямой.

Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов (11).

Синус, косинус, тангенс, котангенс угла. Основное тригонометрическое тождество. Формулы приведения.Формулы для вычисления координат точки.Соотношение между сторонами и углами треугольника. Угол между векторами Скалярное произведение векторов. Скалярное произведение в координатах. Свойства скалярного произведения векторов. Применение скалярного произведения векторов к решению задач.

Длина окружности и площадь круга (12).

Правильный многоугольник. Окружность, описанная около правильного многоугольника. Окружность, вписанная в правильный многоугольник. Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его сторон и радиуса вписанной окружности. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга. Площадь кругового сектора.

Движения (8).

Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Параллельный перенос и поворот.

Начальные сведения из стереометрии (8).

Предмет стереометрии. Многогранники: призма, параллелепипед, пирамида. Тела и поверхности вращения: цилиндр, конус, сфера и шар.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

7 КЛАСС

параграфа

Содержание материала

Кол-во

часов

Основные виды учебной деятельности

Глава I. Начальные геометрические сведения

10

Объясняют, что такое отрезок, луч, угол, какие фигуры называются равными, как сравниваются и измеряются отрезки и углы, что такое градус и градусная мера угла, какой угол называется прямым, тупым, острым, развёрнутым, что такое середина отрезка и биссектриса угла, какие углы называются смежными, вертикальными; формули-руют и обосновывают утверждения о свойствах смежных и вертикальных углов; объясняют какие прямые называются перпен-дикулярными; формулируют и обосновывают утверждение о свойстве двух прямых, пер-пендикулярных к третьей; изображают и распознают указанные простейшие фигуры на чертежах; решают задачи, связанные с этими простейшими фигурами.

1,2

3

4,5

6

Прямая и отрезок. Луч и угол

Сравнение отрезков и углов

Измерение отрезков и углов Перпендикулярные прямые

Решение задач

Контрольная работа №1

2

1

3

2

1

1

Глава II. Треугольники

17

Объясняют, какая фигура называется треугольником, что такое вершины, стороны , углы и периметр треугольника, какой треугольник называется равнобедренным, какой равносторонним; изображают и распознают на чертежах треугольники и их элементы; формулируют и доказывают теоремы о признаках равенства треугольников; объясняют, что называется перпендикуляром, проведенным из данной точки к данной прямой; формулируют и доказывают теорему о перпендикуляре к прямой; объясняют, какие отрезки называются медианой, биссектрисой и высотой треугольника; формулируют и доказывают теоремы о свойствах равнобедренного треугольника; решают задачи, связанные с признаками равенства треугольников и свойствами равнобедренного треугольника; формулируют определение окружности; объясняют, что такое центр, радиус, хорда и диаметр окружности; решают простейшие задачи на построение (построение угла, равного данному, биссектрисы угла, перпендикулярных прямых, построение середины отрезка) и более сложные задачи, использующие указанные простейшие; сопоставляют полученные результаты с условием задачи; анализируют возможные случаи.

1

2

3

4

Первый признак равенства треугольников

Медианы, биссектрисы и высоты треугольника

Второй итретий признаки равенства треугольников. Задачи на построение.

Решение задач

Контрольная работа №2

3

3

4

3

3

1

Глава III. Параллельные прямые

13

Формулируют определение параллельных прямых; объясняют с помощью рисунка, какие углы, образованные при пересечении двух прямых секущей, называются накрест лежащими, какие односторонними и какие соответственными; формулируют и доказывают теоремы, выражающие признаки параллельности двух прямых; объясняют, что такое аксиомы геометрии и какие аксиомы уже использовались ранее; формулируют аксиому параллельных прямых и выводят следствия из неё;формулируют и доказывают теоремы о свойствах параллельных прямых, обратные теоремам о признаках параллельности, связанных с накрест лежащими, соответственными и односторонними углами, в связи с этим объясняют, что такое условие и заключение теоремы, какая теорема называется обратной по отношению к данной теореме; объясняют, в чём заключается метод доказательства от противного; формулируют и доказывают теоремы об углах с соответственно параллельными и перпендикулярными сторонами; приводят примеры на вычисление, доказательство и построение, связанные с параллельными прямыми

1

2

Признаки параллельности двух прямых

 Аксиома параллельности прямых

Решение задач

Контрольная работа №3

4

5

3

1

Глава IV. Соотношения между сторонами и углами треугольника

18

Формулируют и доказывают теорему о сумме углов треугольника и её следствие о внешнем угле треугольника, проводят классификацию треугольников по углам; формулируют и доказывают теорему о соотношениях между сторонами и углами треугольника (прямое и обратное утверждения) и следствия из неё, теорему о неравенстве треугольника; формулируют и доказывают теоремы о свойствах прямоугольных треугольников;формулируют определения расстояния от точки до прямой, расстояния между параллельными прямыми; решают задачи на вычисления, доказательство и построение, связанные с соотношениями между сторонами и углами треугольника и расстоянием между параллельными прямыми, при необходимости проводить по ходу решения дополнительные построения, сопоставлять полученный результат с условием задачи, в задачах на построение исследовать возможные случаи

1

2

3

4

Сумма углов треугольника. Соотношения между сторонами и углами треугольника.

Контрольная работа №4

Прямоугольные треугольники

Построение треугольника по трём элементам.

Решение задач

Контрольная работа №5

2

3

1

4

4

3

1

Повторение. Решение задач

10

8 КЛАСС

параграфа

Содержание материала

Кол-во

часов

Основные виды учебной деятельности

Глава V.Четырёхугольники

14

Объясняют, что такое ломанная, многоугольник, его вершины, смежные стороны, диагонали, изображают и распознают многоугольники на чертежах; показывают элементы многоугольника, его внутреннюю и внешнюю области; формулируют определение выпуклого многоугольника; изображают и распознают выпуклые и невыпуклые многоугольники; формулируют и доказывают утверждения о сумме углов выпуклого многоугольника и сумме его внешних углов; объясняют, какие стороны (вершины) четырёхугольника называются противоположными; формулируют определения параллелограмма, трапеции, равнобедренной и прямоугольной трапеции, прямоугольника, ромба, квадрата; изображают и распознают эти четырёхугольники; формулируют и доказывают утверждения об их свойствах и признаках; решают задачи на вычисление, доказательство и построение, связанные с этими видами четырёхугольников; объясняют, какие две точки называются симметричными относительно прямой (точки), в каком случае фигура называется симметричной относительно прямой (точки) и что такое ось (центр) симметрии фигуры; приводят примеры фигур, обладающих осевой (центральной) симметрией в окружающей нас обстановке

1

2

3

Многоугольники Параллелограмм и трапеция Прямоугольник, ромб, квадрат.

Решение задач

Контрольная работа №1

2

6

4

1

1

Глава VI. Площадь

14

Объясняют, как производится измерение площадей многоугольников, какие многоугольники называются равновеликими и какие равносоставленными; формулируют основные свойства площадей и выводят с их помощью формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; формулируют и доказывают теорему об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу; формулируют и доказывают теорему Пифагора и обратную ей; выводят формулу Герона для площади треугольника; решают задачи на вычисление и доказательство, связанные с формулами площадей и теоремой Пифагора

1

2

3

 Площадь многоугольника Площади параллелограмма, треугольника и трапеции. Теоремы Пифагора

Решение задач

Контрольная работа №2

2

6

3

2

1

Глава VII. Подобные треугольники

19

Объясняют понятие пропорциональности отрезков; формулируют определение подобных треугольников и коэффициента подобия; формулируют и доказывают теоремы: об отношении площадей подобных треугольников, о признаках подобия треугольников, о средней линии треугольника, о пересечении медиан треугольника, о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике; объясняют, что такое метод подобия в задачах на построение, и приводят примеры применения этого метода; объясняют, как можно использовать свойства подобных треугольников в измерительных работах на местности; объясняют, как ввести понятие подобия для произвольных фигур; формулируют определение и иллюстрируют понятие синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника; выводят основные тригонометрическое тождество и значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30°, 45°, 60°; решают задачи, связанные с подобием треугольников, для вычисления значений тригонометрических функций использовать компьютерные программы

1

2

3

4

Определение подобных треугольников.

Признаки подобия треугольников.

Контрольная работа №3

 Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника.

Контрольная работа №4

2

5

1

7

3

1

Глава VIII.Окружность

17

Исследуют взаимное расположение прямой и окружности; формулируют определение касательной к окружности; формулируют и доказывают теоремы: о свойстве касательной, о признаке касательной, об отрезках касательных, проведённых из одной точки; формулируют понятие центрального угла и градусной меры дуги окружности; формулируют и доказывают теоремы: о вписанном угле, о произведении отрезков пересекающихся хорд; формулируют и доказывают теоремы, связанные с замечательными точками треугольника: о биссектрисе угла и как следствие, о пересечении биссектрис треугольника; о серединном перпендикуляре к отрезку и как следствие, о пересечении серединных перпендикуляров к сторонам треугольника; о пересечении высот треугольника; формулируют определение формулируют определение окружностей, вписанных в многоугольник и описанной около многоугольника; формулируют и доказывают теоремы: вписанных в треугольник и описанной около треугольника; о свойстве сторон описанного четырёхугольника; о свойстве углов вписанного четырёхугольника; решают задачи на вычисление, доказательство и построение, связанные с окружностью, вписанными  и описанными треугольниками и четырёх-угольниками; исследуя свойства конфигураций, связанных с окружностью, с помощью компьютерных программ

1

2

3

4

Касательная к окружности Центральные и вписанныеуглы

 Четыре замечательных точки треугольника.

Вписанная и описанная окружности

Решение задач

Контрольная работа №5

3

4

3

4

2

1

Повторение. Решение задач

4

9 КЛАСС

параграфа

Содержание материала

Кол-во

часов

Основные виды учебной деятельности

Глава IX. Векторы

8

Формулируют определения и иллюстрируют понятия вектора, его длины, коллинеарных и равных векторов; Мотивируют введение понятий и действий, связанных с векторами. Соответствующими примерами, относящимися к физическим векторным величинам; применяют векторы и действия над ними при решении геометрических задач

1

2

3

Понятие вектора

 Сложение и вычитание векторов

Умножение вектора на число

Применение векторов к решению задач

2

3

3

Глава X. Метод координат

10

Объясняют  и иллюстрируют понятия прямоугольной системы координат, координаты точки и координаты вектора; выводят и используют при решении задач формулы координат середины отрезка, длины вектора, расстояния между двумя точками, уравнения окружности и прямой

1

2

3

Координаты вектора

Простейшие задачи в координатах

Уравненияокружности и прямой

Решение задач

Контрольная работа №1

2

2

3

2

1

Глава XI. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов

11

Формулируют и иллюстрируют определения синуса, косинуса и тангенса углов от 0° до 180°; выводят основное тригонометрическое тождество и формулы приведения; формулируют и доказывают теоремы синусов и косинусов, применяют их при решении задач; объясняют, как используются тригонометрические формулы в измерительных работах на местности; формулируют определение угла между векторами и скалярного произведения векторов; выводят формулу скалярного произведения векторов через координаты векторов; формулируют и обосновывают утверждение о свойствах скалярного произведения; используют скалярное произведение векторов при решении задач

1

2

3

Синус, косинус, тангенс, котангенс угла

Соотношение между сторонами и углами треугольника

Скалярное произведение векторов

Решение задач

Контрольная работа №2

3

4

2

1

1

Глава XII. Длина окружности и площадь круга

12

Формулируют определение правильного многоугольника; формулируют и доказывают теоремы об окружностях, описанной около правильного многоугольника и вписанной внего; выводят и используют формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности; решают задачи на построение правильных

 многоугольников; объясняют понятия длины окружности площади круга; выводят формулы для вычисления длины окружности и длины дуги, площади круга п площади кругового сектора; применяют эти формулы при решении задач

1

2

Правильные многоугольники

Длина окружности и площадь круга

Решение задач

Контрольная работа №3

4

4

3

1

Глава XIII. Движения

8

Объясняют, что такое отображение плоскости на себя и в каком случае оно называется движением плоскости; объясняют что такое осевая симметрия, центральная симметрия, параллельный перенос и поворот; обосновывают, что эти отображения плоскости на себя являются движениями; объясняют, какова связь между движениями и наложениями; иллюстрируют основные виды движения, в том числе с помощью компьютерных программ.

1

2

Понятие движения. Параллельный перенос и поворот

Решение задач

Контрольная работа №5

3

3

1

1

Глава XIV. Начальные сведения из стереометрии

8

Объясняют, что такое многогранник, его грани, рёбра, вершины, диагонали, какой многогранник называется выпуклым, что такое n- угольная призма, её основания, боковые грани и боковые рёбра, какая призма называется прямой и какая наклонной, что такое высота призмы, какая призма называется параллелепипедом какой параллелепипед называется прямоугольным; формулируют и обосновывают утверждение о свойстве диагоналей параллелепипеда и о квадрате диагонали прямоугольного  параллелепипеда; объясняют, что такое объём многогранника; выводят формулу объёма прямоугольного  параллелепипеда; объясняют, какой многогранник называется пирамидой, что такое основание, вершина, боковые грани, боковые рёбра и высота пирамиды, какая пирамида называются правильной, что такое апофема правильной пирамиды, приводят формулу объёма пирамиды; объясняют, какое тело называется цилиндром, что такое его ось, высота, основание, радиус, боковая поверхность, образующие, развёртка боковой поверхности, какими формулами выражается его объём и площадь боковой поверхности; объясняют, какое тело называется конусом, что такое его ось, высота, основание, боковая поверхность, образующие, развёртка боковой поверхности, какими формулами выражают объём конуса и площадь боковой поверхности; объясняют, какая поверхность называется сферой и какое тело называется шаром, что такое радиус сферы (шара), какими формулами выражаются объём шара и площадь сферы; изображают и распознают на рисунках призму, параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус, шар

1

2

Многогранники

Тела и поверхности вращения

4

4

Об аксиомах планиметрии

2

Повторение. Решение задач

9

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Помещение кабинета математики, его оборудование (мебель и средства ИКТ) удовлетворяют требованиям действующих Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2.2821-10, СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03).

Для отражения количественных показателей используется следующая система символических обозначений:

Д – демонстрационный экземпляр (1 экз.);

К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса);

Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся),

П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по нескольку учащихся (5-7 экз.).

№ п/п

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Необходи-мое кол-во

Фактическая оснащенность

% оснащенности

1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.1

Стандарт основного общего образования по  математике

Д

+

100%

1.2

Примерная программа основного общего образования по математике

Д

+

100%

1.3

Авторские программы по курсам математики

Д

+

100%

1.4

Учебник по геометрии для 7-9 классов

К

+

100%

1.5

Дидактические материалы по геометрии для 7-9 классов

Ф

+

100%

1.6

Сборник контрольных работ по геометрии для 7-9 классов

Ф

+

100%

1.7

Сборники экзаменационных работ для проведения государственной (итоговой) аттестации по математике

К

+

100%

1.8

Научная, научно-популярная, историческая литература

П

+

100%

1.9

Справочные пособия (энциклопедии, словари, сборники основных формул и т.п.)

П

+

100%

1.10

Методические пособия для учителя

Д

+

100%

2. Печатные пособия

2.1

Таблицы по геометрии          

Д

+

100%

2.2

Портреты выдающихся деятелей математики

Д

+

100%

3. Информационно-коммуникативные средства

3.1

Мультимедийные обучающие программы и электронные учебные издания по основным разделам курса математики

Д/П

+

100%

4. Технические средства обучения

4.1

Мультимедийный компьютер

Д

+

100%

4.2

Сканер

Д

+

100%

4.3

Принтер лазерный

Д

+

100%

4.4

Копировальный аппарат

Д

+

100%

4.5

Мультимедиапроектор

Д

+

100%

4.6

Экран (на штативе или навесной)

Д

+

100%

4.7

Средства телекоммуникации

Д

+

100%

5. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

5.1

Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц

Д

+

100%

5.2

Доска магнитная с координатной сеткой

Д

5.3

Комплект инструментов классных: линейка, транспортир, угольник300, 600), угольник (450, 450), циркуль

Д

+

100%

5.4

Набор планиметрических фигур

Ф

+

100%

6. Специализированная учебная мебель

6.1

Компьютерный стол

Д

+

100%

6.2

Шкаф секционный для хранения оборудования

Д

+

100%

6.3

Шкаф секционный для хранения литературы и демонстрационного оборудования

Д

+

100%

6.4

Стенд экспозиционный

Д

+

100%

6.5

Ящики для хранения таблиц

Д

+

100%

6.6

Штатив для таблиц

Д

+

100%

Планируемые результаты изучения учебного предмета "Геометрия "

7 класс

Выпускник научится

Выпускник получит возможность научиться

Наглядная геометрия

• распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры;

• распознавать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда;

• строить развёртки куба и прямоугольного параллелепипеда.

Наглядная геометрия

• научиться вычислять объёмы пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;

• углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах.

Геометрические фигуры

• пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;

• распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;

• находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 0° до 180°, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур (равенство);

• решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;

• решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки.

Геометрические фигуры

• овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного;

• приобрести опыт применения алгебраического аппарата при решении геометрических задач;

• овладеть традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля и линейки:анализ, построение, доказательство и исследование;

• научиться решать задачи на построениеметодомгеометрическогоместаточек;

• приобрести опыт исследования свойств планиметрических фигур с помощью компьютерных программ.

Измерение геометрических величин

• использовать свойства измерения длин и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, градусной меры угла;

• вычислять площади прямоугольников, квадратов;

• вычислять длины линейных элементов фигур и их углы; • решать задачи на доказательство;

• решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства).

Измерение геометрических величин

• вычислять площади фигур, составленных из двух или более прямоугольников и квадратов;

• применять алгебраический и аппарат при решении задач на вычисление площадей прямоугольников.

8 класс

Выпускник научится

Выпускник получит возможность научиться

Наглядная геометрия

• распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры;

• распознавать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда;

• строить развёртки куба и прямоугольного параллелепипеда;

• вычислять объём прямоугольного параллелепипеда.

Наглядная геометрия

• научиться вычислять объёмы пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;

• углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;

Геометрические фигуры

• пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;

• распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;

• находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 0° до 180°, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур (равенство, подобие);

• оперировать с начальными понятиями тригонометрии и выполнять элементарные операции над функциями углов;

• решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;

• решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;

• решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.

Геометрические фигуры

• овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом подобия, методом перебора вариантов и методом геометрических мест точек;

• приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата и идей движения при решении геометрических задач;

• овладеть традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля и линейки: анализ, построение, доказательство и исследование;

• научиться решать задачи на построение методом геометрического места точек и методом подобия;

• приобрести опыт исследования свойств планиметрических фигур с помощью компьютерных программ;

• приобрести опыт выполнения проектов по темам «Геометрические преобразования на плоскости».

Измерение геометрических величин

• использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка,  градусной меры угла и дуги;

• вычислять площади треугольников, прямоугольников, параллелограммов, трапеций,;

• вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, используя формулы, формулы площадей фигур;

• решать задачи на доказательство с использованием формул площадей фигур;

• решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства).

Измерение геометрических величин

• вычислять площади фигур, составленных из двух или более прямоугольников, параллелограммов, треугольников;

• вычислять площади многоугольников, используя отношения равновеликости и равносоставленности;

• применять алгебраический и тригонометрический аппарат и идеи движения при решении задач на вычисление площадей многоугольников.

9 класс

Выпускник научится

Выпускник получит возможность научиться

Наглядная геометрия

• распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры;

• распознавать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильной пирамиды, цилиндра и конуса;

• строить развёртки куба и прямоугольного параллелепипеда;

• определять по линейным размерам развёртки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот;

• вычислять объём прямоугольного параллелепипеда.

Наглядная геометрия

• научиться вычислять объёмы пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;

• углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;

• научиться применять понятие развёртки для выполнения практических расчётов.

Геометрические фигуры

• пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;

• распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;

• находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 0° до 180°, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур (равенство, подобие, симметрии, поворот, параллельный перенос);

• оперировать с начальными понятиями тригонометрии и выполнять элементарные операции над функциями углов;

• решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;

• решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;

• решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.

Геометрические фигуры

• овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом подобия, методом перебора вариантов и методом геометрических мест точек;

• приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата и идей движения при решении геометрических задач;

• овладеть традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля и линейки:анализ, построение, доказательство и исследование;

• научиться решать задачи на построениеметодомгеометрическогоместаточек и методомподобия;

• приобрести опыт исследования свойств планиметрических фигур с помощью компьютерных программ;

• приобрести опыт выполнения проектов по темам «Геометрические преобразования на плоскости», «Построение отрезков по формуле».

Измерение геометрических величин

• использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, длины окружности, длины дуги окружности, градусной меры угла;

• вычислять площади треугольников, прямоугольников, параллелограммов, трапеций, кругов и секторов;

• вычислять длину окружности, длину дуги окружности;

• вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, используя формулы длины окружности и длины дуги окружности, формулы площадей фигур;

• решать задачи на доказательство с использованием формул длины окружности и длины дуги окружности, формул площадей фигур;

• решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства).

Измерение геометрических величин

• вычислять площади фигур, составленных из двух или более прямоугольников, параллелограммов, треугольников, круга и сектора;

• вычислять площади многоугольников, используя отношения равновеликости и равносоставленности;

• применять алгебраический и тригонометрический аппарат и идеи движения при решении задач на вычисление площадей многоугольников.

Координаты

• вычислять длину отрезка по координатам его концов; вычислять координаты середины отрезка;

• использовать координатный метод для изучения свойств прямых и окружностей.

Координаты

• овладеть координатным методом решения задач на вычисления и доказательства;

• приобрести опыт использования компьютерных программ для анализа частных случаев взаимного расположения окружностей и прямых;

• приобрести опыт выполнения проектов на тему «Применение координатного метода при решении задач на вычисления и доказательства».

Векторы

• оперировать с векторами: находить сумму и разность двух векторов, заданных геометрически, находить вектор, равный произведению заданного вектора на число;

• находить для векторов, заданных координатами: длину вектора, координаты суммы и разности двух и более векторов, координаты произведения вектора на число, применяя при необходимости сочетательный, переместительный и распределительный законы;

• вычислять скалярное произведение векторов, находить угол между векторами, устанавливать перпендикулярность прямых.

Векторы

• овладеть векторным методом для решения задач на вычисления и доказательства;

• приобрести опыт выполнения проектов на тему «применение векторного метода при решении задач на вычисления и доказательства».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по геометрии для 8 класса (базовый уровень)

Программа соответствует учебнику: Геометрия 7 – 9. Учебник для общеобразовательных учреждений. / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев,     Э.Г.Позняк, И.И. Юдина. / М.: Просв...

Рабочая программа по предмету "Геометрия" 7-9 класс (Базовый уровень) Атанасян Л.С.

Рабочая программа расчитана на изучении предмета "Геометрия"  7-9 класса...

Рабочая программа по геометрии к учебнику «Геометрия 7-9 классы» (базовый уровень)/[Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев, и др. ]

Рабочая программа  по геометриик учебнику  «Геометрия 7-9 классы» (базовый уровень)/[Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев, и др. ] Составитель: Возняк Светлана Алексеевна Статус...

Рабочая программа по алгебре и геометрии 10-11 класс (базовый уровень)

пояснительная записка, количество часов по программе, содержание учебного материала,требования ,нормы оценок...

Календарно-тематическое планирование по геометрии 10-11 класс, базовый уровень

Календарно-тематическое планирование  по геометрии 10-11 класс, базовый уровень...

Рабочая образовательная программа элективного курса по математике (алгебра и начала анализа и геометрия) 10 - 12 класс (базовый уровень) на 2021-2024 учебные года (3 года)

Цели обучения математике в образовательной школе определяются её ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека.Практическая полезность математики обусловлена те...

Рабочая образовательная программа по математике (алгебра и начала анализа и геометрия) 10 - 12 класс (базовый уровень) на 2021-2024 учебные года (3 года)

Программа соответствует образовательному минимуму содержания основных образовательных программ и требованиям к уровню подготовки учащихся, позволяет работать без  перегрузок в классе с детьми раз...