Памятки при решении геометрических задач
материал по геометрии (7 класс) на тему

Кожина Наталья Васильевна

В памятке представлены материалы, которые способствуют  усвоению алгоритма решения задач

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pamyatki_pri_reshenii_geometricheskih_zadach.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАПОВЕДИ

для решения геометрических задач

  1.     Сразу же начинай чертить по заданным условиям – размышлять будешь потом!
  2.     Хороший чертеж – хороший помощник, с ним идея решения «придет сама». Плохой же чертеж не только затруднит решение, но еще и заведет тебя в тупик при попытке «доказать» то, чего нет в действительности. Делай четкий чертеж в середине листа – линейка, треугольник, циркуль, транспортир помогут тебе и в «задачах  на построение». Если условия позволяют – черти (хотя бы примерно) в масштабе!
  3.     Избегай чертить частные случаи (прямоугольный, равнобедренный, равносторонние треугольники, равные окружности  и т.п.),  если они не предусмотрены условием задачи – глядя на такой чертеж, ты скоро «поверишь», что так будет всегда, и твоя мысль будет направлена на ложный след!
  4.     В стереометрии делай большой чертеж на всю страницу с пунктирными невидимыми линиями! Так ты не погрязнешь в наслоениях линий и обозначений, и будет где «раскинуть мозгами» - формулы и очевидные зависимости ты сможешь писать на самом чертеже (рядом с отрезками) без лишних буквенных обозначений!
  5.     Наноси на чертеж все данные! Что-то забудешь – решить задачу не сможешь!
  6.     «Задано» - рисуй синим! «Найти» - красным! Этим ты обеспечишь концентрацию мысли на главном!
  7.     Обозначай отрезки и углы малыми латинскими и греческими буквами! Большие – только для согласования с условием! Не будет рябить в глазах, не запутаешься, да и писанины будет меньше!
  8.     В условии задачи введи упрощения – в разумных, конечно, пределах.
  9.     Вспомни и выпиши рядом с рисунком все геометрические определения, аксиомы, теоремы, свойства и следствия по данному вопросу – это тоже необходимая информация для твоих мозговых ячеек к моменту, когда они начнут логическое конструирование решения задачи!
  10.  Подготовка закончена – переключи свою «ЭВМ» на полную мощность!
  11.  Потрать 2-3 минуты на тщательный общий анализ особенностей условия задачи – это окупится сторицей! Если за эти минуты ты используешь всю силу своего геометрического воображения, то даже и при сложном условии задачи сможешь обнаружить рациональное (краткое и изящное) решение. Приняв сразу бездумное шаблонное решение, ты увеличишь объем вычислительной работы и шансы появления ошибок.
  12.  Если задача сложная – найди «логику» решения задачи, напиши план решения задачи. В запутанной и особо «неподдающейся» задаче план решения обязателен.
  13.  Не волнуйся!
  14.  Дай полную волю своей интуиции! – кто-то сказал, что интуиция – это разрыв в логике, но разрыв плодотворный; что это возможность к неожиданному шагу в непредсказуемом направлении; что это мерило таланта! Зачем же его подавлять? Интуиция поможет тебе  наметить кратчайший путь к решению задачи.
  15.  Мысль способна незаметно «уйти в сторону» - следи за ней ( а, точнее, за собой) !
  16.  Удачное  вспомогательное  построение подчас сразу же раскрывает «секреты « условия задачи. Если проведенная вспомогательная линия все же окажется ненужной, то сразу же сотри ее – все лишнее мешает мыслительному процессу.
  17.  Если не сможешь найти геометрическое выражение длины «искомого» отрезка, то  попытайся сделать это для его отдельных частей и просуммируй их!
  18.  Подобные треугольники можно построить переносом параллельных линий с помощью линейки и треугольника.
  19.  Искаженное в объемном рисунке сечение построй рядом в натуральном виде – прямой угол станет  действительно прямым, подобие треугольников станет явным и т.п.
  20.  Элементы разных плоскостей и сечений выделяй цветными карандашами.
  21.  В стереометрии хорошо помогает модель, даже наспех сложенная из бумаги.
  22.  Геометрическая задача решается, как правило, несколькими способами. Если окажется, что ты выбрал очень громоздкий путь, - вернись к рисунку и попробуй поискать другой, во времени ты только выиграешь!
  23.  Ты не любишь «задачи на доказательство», когда требуется, к  примеру, доказать, что а = с? Так ты просто ищи выражение длины отрезка  а через длину «заданного» отрезка с
  24.  Если твой рисунок «безмолвствует», то поверни его и посмотри снова – при новом ракурсе могут появиться новые мысли, а затем и правильное решение!
  25.  В некоторых планиметрических задачах решение достигается «выходом в пространство».
  26.  Ничего не получается? Не унывай! Проведи заново общий анализ сложившейся  на рисунке геометрической ситуации – даже Суворов признавал необходимость вовремя отступить! И математические выкладки начни снова, на чистом листе бумаги – психологически очень трудно заметить неточность в старой записи!
  27.  Не забывай, что тригонометрия служит для облегчения решения геометрических задач. Однако не увлекайся и не переходи границы ее разумного сочетания с планиметрией. В 11 классе  ты уже подзабыл планиметрию, но подменять ее тригонометрией не всегда разумно – это может привести к очень громоздким решениям. При косоугольных треугольниках большую помощь тебе окажет теорема косинусов.
  28.  В «текстовых»  алгебраических задачах составь рисунок-график и проведи анализ ситуации.
  29.  Рациональный выбор неизвестного при решении задач – дело тонкое и деликатное! Мобилизуй весь свой опыт и интуицию!
  30.  При составлении системы уравнений необходимо, чтобы были использованы все соотношения, вытекающие из условия геометрической  задачи.
  31.  Не бойся применять в геометрии системы уравнений с тремя и более неизвестными – алгебра хорошо поможет! Напиши уравнение с «синим» параметром и через 5-6 строчек уравнение с «красным» параметром (см.п.6) , а промежуток постарайся заполнить цепочкой  дополнительных уравнений, не боясь вводить новые и новые «неизвестные» отрезки – при решении системы они будут исключены.
  32.  Разобщенные «красные» и «синие» отрезки можно иногда «сблизить» и чисто геометрическим преобразованием.
  33.  Иногда: составь «табун» уравнений и подсчитай их число и число неизвестных отрезков и углов, но … опасайся тождественных уравнений! Недостающие уравнения даст тебе тригонометрия.
  34.  Решение  большой группы геометрических задач облегчается введением дополнительных элементов (длина, площадь, объем, угол ) , непосредственно не заданных в условии задачи.
  35.  Если в условии говорится о нескольких ответах, то сперва пиши формулы в общем виде (в буквенных обозначениях) и исследуй их! Это предпочтительно, впрочем, в любом случае ибо о нескольких ответах условие задачи может тебя и не предупредить, а ты все равно обязан найти их все.
  36.  Из-за возможных упрощений не торопись заменять буквенные  обозначения числами из условия, однако эти числа так «подобраны», что именно они определяют кратчайший путь к решению, а некоторые подобные задачи в общем виде вообще не имеют однозначного решения.
  37.  Во многих ВУЗах главный критерий – инициативность, гибкость мысли! И вот на приемных экзаменах ставят психологические «ловушки» - правильное решение оказывается вовсе не там, где это кажется с первого  взгляда, а в недрах почти незаметных нюансов условия задачи! Проявляй «гибкость ума» и анализируй «необычные» варианты!
  38.  Максимум внимательности! Не делай «в уме» одновременно несколько сложных алгебраических преобразований – сделай их последовательно в «лишней строчке»! Ход твоего великолепного решения может быть «сведен на нет» из-за одного только забытого знака минус …
  39.  Если надо найти ошибку, то не ищи ее в старой записи сложных алгебраических выкладок – лучше сделай все заново и сравни результаты!
  40.  Если у тебя все «застопорилось» , то не надо мурлыкать под нос какой-то свой любимый мотивчик, не надо свистеть тихонько, не надо в задумчивости рисовать на полях – тебе только кажется, что это помогает разрешить затруднения, а время идет. Будь активен и в преодолении трудностей!
  41.  На соседа не надейся! Самостоятельность – обязательный элемент  учебы!
  42.  Красивое и эффектное геометрическое решение безусловно лучше громоздких алгебраических выкладок , но , чтобы до него додуматься, нужно много времени, и поэтому считай, что самое лучшее – получить правильный ответ … любым способом.
  43.   Уважай проверяющего твою работу: пиши чисто, аккуратно, все формулы – столбиком, не экономь бумагу!  Умей и зачеркнуть аккуратно, тогда не придется тратить много времени на оформление чистовика!   В конце после слова ОТВЕТ четко напиши итог решения задачи. Все это – лучшая гарантия того, что проверяющий твою работу разберется в твоих записях и не поставит тебе «3» или даже «2» , «не найдя»  решения задачи!
  44.  Когда задача решена и еще осталось время, то посмотри все с самого начала – не столько для поиска возможных ошибок, сколько ради поиска более изящного решения! Ведь математика – самый таинственный и романтичный предмет, который ты проходил в школе, и ты получишь истинное наслаждение, когда, найдя новое, более красивое решение, тем самым откроешь для себя какую-то новую загадку этой величайшей науки из всех Наук Человечества …

 


Рекомендации по решению нестандартных задач

Если тебе трудно решить задачу, то попробуй:

  1. Сделать к задаче рисунок или чертеж; подумай, может быть, нужно сделать на них дополнительные построения или изменить чертеж в процессе решения задачи.
  2. Ввести вспомогательный элемент (часть).
  3. Использовать для решения задачи способ подбора.
  4. Переформулировать задачу другими словами, чтобы она стала более понятной и знакомой.
  5. Разделить условие или вопрос задачи на части и решить ее по частям.
  6. Начать решение задачи «с конца».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование различных методов при решении геометрических задач на нахождение углов и расстояний между плоскостями и прямыми в пространстве.

Приведу необходимые теоретические знания, позволяющие успешно решать геометрические задачи группы С(С2) ЕГЭ – 2011, 2012гг. Теоретические положения упорядочены и акцентированы именно на решение ...

Программа элективного курса «Некоторые методы решения геометрических задач» для учащихся 9 класса

Данный спецкурс рассчитан на 34 часа. Его  основная цель познакомить учащихся с некоторыми  методами и приемами  решения задач по геометрии, научить выделять в них общие подходы , научи...

Решение геометрических задач

На современном этапе развития школьного образования становятся приоритетными развивающие цели обучения. В связи с этим при изучении математики особую значимость приобретает организованное обучение при...

Решение геометрических задач "Методом площадей"

Умение решать геометрические задачи во многом определят испех ребенка при сдаче ГИА и ЕГЭ по математике. Предлагаемый метод  поможет ребятам справиться с геометрической задачей на экзамене....

Решение геометрических задач для подготовки к ГИА

Описание опыта изучения теоретического материала, необходимого для решения практических задач по геометрии в целях подготовки к ГИА....

Решение геометрических задач ВМОШ 2012-2013

В данной презентации разобраны геометрические задачи XXXIX Всероссийской математической олимпиады школьников 2012-2013 уч.г....

Решение геометрических задач на ЕГЭ

Методика решения задач типа В9 на ЕГЭ...