Рабочая образовательная программа по геометрии 7-9 классы по учебнику Атанасян
рабочая программа по геометрии (7, 8, 9 класс) на тему

Черняева Леся Васильевна

Рабочая учебная программа составлена на основе  примерной  программы основного общего образования по предмету «Математика»,  программы «Геометрия,7 кл.», «Геометрия,8 кл.», «Геометрия,9 кл.» под ред. Л.С. Атанасяна, В.Ф.Бутузова, С.Б.Кадомцева,  учебника: Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др. Геометрия. 7-9 классы. -М.:  Просвещение, 2011 г,  Сборника рабочих программ. 7—9 классы :пособие для учителей общеобразов. организаций / [сост.Т. А. Бурмистрова]. — 2-е изд., дораб. — М. : Просвещение, 2014. — 95 с. — ISBN 978-5-09-027195-0.

На изучение геометрии в 7 – 9 классах  отводится 208 часов (в том числе в 7 классе -  70 часов из расчёта 2 часов в неделю,  в 8 классе  - 70 часов из расчёта 2 часов в неделю, в 9 классе  - 68 часов из расчёта 2 часов в неделю).

Курс геометрии в 7 - 9 классах  направлен на достижение следующих целей:

-         развитие таких качеств личности, как ясность и точность мысли, логическое мышление, пространственное воображе­ние, интуиция;

-         развитие мате­матической культуры, изобразительных умений, речи   (умения логически обосновывать, приводить  доказательства);

-         приобретение конкрет­ных знаний о пространстве и практически значимых умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин;

-         воспитание культуры личности, знакомство с жизнью и деятельностью видных отечественных и зарубежных ученых-математиков, понимание значимости
математики для общественного прогресса;

-         овладение алгоритмами решения задач на построение, вычисление геометрических величин;

-         формирование языка описания объектов окружающего мира;

-         развитие пространственного воображения и интуиции, мате­матической культуры;

-         эстетическое воспитание учащихся.

ПЕРЕЧЕНЬ РАЗДЕЛОВ (ТЕМ) ПРОГРАММЫ

Наименование разделов (тем)

Количество часов

Контрольные работы

VII класс

1

Начальные геометрические сведения

7+4=11

К/р. № 1

2

Треугольники

14+4=18

К/р. № 2

3

Параллельные прямые

9+3=12

К/р. № 3

4

Соотношения между сторонами и углами треугольника

16+2=18

К/р. № 4

К/р. № 5

5

Повторение.   Решение задач

4+7=11

К/р. № 6

Итого

70

к/р - 6

VIII класс

1

Вводное повторение\Четырехугольники

2добавлено\14

К/р. № 1

2

Площадь

14

К/р. № 2

3

Подобные треугольники

19

К/р. № 3

К/р. № 4

4

Окружность

17

К/р. № 5

5

Повторение.   Решение задач

4

К/р. № 6

Итого

70

к/р - 6

IX класс

1

Вводное повторение\Векторы

2\8

К/р. № 1

2

Метод координат

10

К/р. № 2

3

Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов

11

К/р. № 3

4

Длина окружности и площадь круга

12

К/р. № 4

5

Движения

8

К/р. № 5

6

Начальные сведения из стереометрии

8

 

6

Об аксиомах планиметрии

2

 

7

Повторение.   Решение задач

9-2=7(данные 2 часа взяты на вводное повторение)

К/р. № 6

Итого

68

к/р - 6

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon рабочая программа по геометрии482.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение «Гульцовская основная общеобразовательная школа”

«Согласовано»

Руководитель МО

___________

Протокол № __ от        

«_____»_______20__ г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР

___________ Горбачева О.Н

«_____»_______20__ г.

«Утверждаю»

Директор МОУ «Гульцовская основная общеобразовательная школа»

_________ Новикова О.А

Приказ № __ от «__» ___20___г

Рабочая программа  по курсу

«Геометрия»

для 7-8 классов

общеобразовательных учреждений

Рассмотрено на заседании педагогического совета

Протокол №___

От»__»___ 2015г.                                                                                  

Составитель: учитель 1 квалификационной категории

Черняева Леся Васильевна

2015 год

Статус документа

Рабочая программа по геометрии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса.

Примерная программа выполняет две основные функции.

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая учебная программа составлена на основе  примерной  программы основного общего образования по предмету «Математика»,  программы «Геометрия,7 кл.», «Геометрия,8 кл.», «Геометрия,9 кл.» под ред. Л.С. Атанасяна, В.Ф.Бутузова, С.Б.Кадомцева,  учебника: Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др. Геометрия. 7-9 классы. -М.:  Просвещение, 2011 г,  Сборника рабочих программ. 7—9 классы :пособие для учителей общеобразов. организаций / [сост.Т. А. Бурмистрова]. — 2-е изд., дораб. — М. : Просвещение, 2014. — 95 с. — ISBN 978-5-09-027195-0.

На изучение геометрии в 7 – 9 классах  отводится 208 часов (в том числе в 7 классе -  70 часов из расчёта 2 часов в неделю,  в 8 классе  - 70 часов из расчёта 2 часов в неделю, в 9 классе  - 68 часов из расчёта 2 часов в неделю).

Курс геометрии в 7 - 9 классах  направлен на достижение следующих целей:

  • развитие таких качеств личности, как ясность и точность мысли, логическое мышление, пространственное воображение, интуиция;
  • развитие математической культуры, изобразительных умений, речи   (умения логически обосновывать, приводить  доказательства);
  • приобретение конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин;
  • воспитание культуры личности, знакомство с жизнью и деятельностью видных отечественных и зарубежных ученых-математиков, понимание значимости
    математики для общественного прогресса;
  • овладение алгоритмами решения задач на построение, вычисление геометрических величин;
  • формирование языка описания объектов окружающего мира;
  • развитие пространственного воображения и интуиции, математической культуры;
  • эстетическое воспитание учащихся.

ПЕРЕЧЕНЬ РАЗДЕЛОВ (ТЕМ) ПРОГРАММЫ

Наименование разделов (тем)

Количество часов

Контрольные работы

VII класс

1

Начальные геометрические сведения

7+4=11

К/р. № 1

2

Треугольники

14+4=18

К/р. № 2

3

Параллельные прямые

9+3=12

К/р. № 3

4

Соотношения между сторонами и углами треугольника

16+2=18

К/р. № 4

К/р. № 5

5

Повторение.   Решение задач

4+7=11

К/р. № 6

Итого

70

к/р - 6

VIII класс

1

Вводное повторение\Четырехугольники

2добавлено\14

К/р. № 1

2

Площадь

14

К/р. № 2

3

Подобные треугольники

19

К/р. № 3

К/р. № 4

4

Окружность

17

К/р. № 5

5

Повторение.   Решение задач

4

К/р. № 6

Итого

70

к/р - 6

IX класс

1

Вводное повторение\Векторы

2\8

К/р. № 1

2

Метод координат

10

К/р. № 2

3

Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов

11

К/р. № 3

4

Длина окружности и площадь круга

12

К/р. № 4

5

Движения

8

К/р. № 5

6

Начальные сведения из стереометрии

8

6

Об аксиомах планиметрии

2

7

Повторение.   Решение задач

9-2=7(данные 2 часа взяты на вводное повторение)

К/р. № 6

Итого

68

к/р - 6


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

VII класс

1. Начальные геометрические сведения (11 ч.).

Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок, луч, угол. Понятие равенства геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина отрезка. Измерение углов, градусная мера угла. Смежные и вертикальные углы, их свойства. Перпендикулярные прямые.

Основная цель - систематизировать знания учащихся о простейших геометрических фигурах и их свойствах; ввести понятие равенства фигур.

В        данной теме вводятся основные геометрические понятия и свойства простейших геометрических фигур на основе наглядных представлений учащихся путем обобщения очевидных или известных из курса математики 5 - 6 классов геометрических фактов. Принципиальным моментом данной темы является введение понятия равенства геометрических фигур на основе наглядного понятия наложения. Определенное внимание должно уделяться практическим приложениям геометрических понятий.

2. Треугольники (18 ч.).

Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Задачи на построение с помощью циркуля и линейки.

Основная цель - ввести понятие теоремы; выработать умение доказывать равенство треугольников с помощью изученных признаков; ввести новый класс задач - на построение с помощью циркуля и линейки.

Признаки равенства треугольников являются основным рабочим аппаратом всего курса геометрии. Доказательство большей части теорем курса и также решение многих задач проводится по следующей схеме: поиск равных треугольников - обоснование их равенства с помощью какого-то признака - следствия, вытекающие из равенства треугольников.

3. Параллельные прямые (12 ч.).

Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.

Основная цель - ввести одно из важнейших понятий - понятие параллельных прямых; дать первое представление об аксиомах и аксиоматическом методе в геометрии; ввести аксиому параллельных прямых.

Признаки и свойства параллельных прямых, связанные с углами, образованными при пересечении двух прямых секущей (накрест лежащими, односторонними, соответственными), широко используются в дальнейшем при изучении четырехугольников, подобных треугольников, при решении задач, а также в курсе стереометрии.

4. Соотношения между сторонами и углами треугольника (18 ч.).
           
Сумма углов треугольника.  Соотношение  между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Прямоугольные треугольники, их свойства и признаки равенства. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построение треугольника по трем элементам.

Основная цель - рассмотреть новые интересные и важные свойства треугольников.

В данной теме доказывается одна из важнейших теорем геометрии - теорема о сумме углов треугольника. Она позволяет дать классификацию треугольников по углам (остроугольный, прямоугольный, тупоугольный), а также установить некоторые свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников.

Понятие расстояния между параллельными прямыми вводится на основе доказанной предварительно теоремы о том, что все точки каждой из двух параллельных прямых равноудалены от другой прямой. Это понятие играет важную роль, в частности используется в задачах на построение.

При решении задач на построение в 7 классе следует ограничиться только выполнением и описанием построения искомой фигуры. В отдельных случаях можно провести устно анализ и доказательство, а элементы исследования должны присутствовать лишь тогда, когда это оговорено условием задачи.

5. Повторение. Решение задач (18 ч.), 2 часа резервных.

VIII класс

Вводное повторение 2 часа.

1. Четырехугольники (14 ч.).

Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат, их свойства. Осевая и центральная симметрии.

Основная цель — изучить наиболее важные виды четырехугольников -  параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапецию; дать представление о фигурах, обладающих осевой или центральной симметрией.

Доказательства большинства теорем данной темы и решения многих задач проводятся с помощью признаков равенства треугольников, поэтому полезно их повторить в начале изучения темы.

Осевая и центральная симметрии вводятся не как преобразование плоскости, а как свойства геометрических фигур, в частности четырехугольников. Рассмотрение этих понятий как движений плоскости состоится в 9 классе.

2. Площадь (14 ч.).

Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.

Основная цель - расширить и углубить полученные в 5 - 6 классах представления учащихся об измерении и вычислении площадей; вывести формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; доказать одну из главных теорем геометрии  - теорему Пифагора.

Вывод формул для вычисления площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции основывается на двух основных свойствах площадей, которые принимаются исходя из наглядных представлений, а также на формуле площади квадрата, обоснование которой не является обязательным для учащихся.

Нетрадиционной для школьного курса является теорема об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу. Она позволяет в дальнейшем дать простое доказательство признаков подобия треугольников. В этом состоит одно из преимуществ, обусловленных ранним введением понятия площади.

Доказательство теоремы Пифагора основывается на свойствах площадей и формулах для площадей квадрата и прямоугольника. Доказывается также теорема, обратная теореме Пифагора.

3. Подобные треугольники (19 ч.).

Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.

Основная цель - ввести понятие подобных треугольников; рассмотреть признаки подобия треугольников и их применения; сделать первый шаг в освоении учащимися тригонометрического аппарата геометрии.

Определение подобных треугольников дается не на основе преобразования подобия, а через равенство углов и пропорциональность сходственных сторон.

Признаки подобия треугольников доказываются с помощью теоремы об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу.

На основе признаков подобия доказывается теорема о средней линии треугольника, утверждение о точке пересечения медиан треугольника, а также два утверждения о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике. Дается представление о методе подобия в задачах на построение.

В заключение темы вводятся элементы тригонометрии — синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.

4. Окружность (17 ч.).

Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, ее свойство и признак. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружности.

Основная цель - расширить сведения об окружности, полученные учащимися в 7 классе; изучить новые факты, связанные с окружностью; познакомить учащихся с четырьмя замечательными точками треугольника.

В данной теме вводится много новых понятий и рассматривается много утверждений, связанных с окружностью. Для их усвоения следует уделить большое внимание решению задач.

Утверждения о точке пересечения биссектрис треугольника и точке пересечения серединных перпендикуляров к сторонам треугольника выводятся как следствия из теорем о свойствах биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку. Теорема о точке пересечения высот треугольника (или их продолжений) доказывается с помощью утверждения о точке пересечения серединных перпендикуляров.

Наряду с теоремами об окружностях, вписанной в треугольник и описанной около него, рассматриваются свойство сторон описанного четырехугольника и свойство углов вписанного четырехугольника.

5.Повторение. Решение задач (4ч.).

IX класс

Вводное повторение 2 часа.

1. Векторы (8 ч.).

Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам.

Основная цель - научить учащихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике.

Вектор определяется как направленный отрезок и действия над векторами вводятся так, как это принято в физике, т. е. как действия с направленными отрезками. Основное внимание должно быть уделено выработке умений выполнять операции над векторами (складывать векторы по правилам треугольника и параллелограмма, строить вектор, равный разности двух данных векторов, а также вектор, равный произведению данного вектора на данное число).

2. Метод координат (10 ч.).

Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач.

Основная цель - познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач.

На примерах показывается, как векторы могут применяться к решению геометрических задач. Демонстрируется эффективность применения формул для координат середины отрезка, расстояния между двумя точками, уравнений окружности и прямой в конкретных геометрических задачах, тем самым дается представление об изучении геометрических фигур с помощью методов алгебры.

3. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов (11 ч.)

Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах.

Основная цель - развить умение учащихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач.

Синус и косинус любого угла от 0° до 180° вводятся с помощью единичной полуокружности, доказываются теоремы синусов и косинусов и выводится еще одна формула площади треугольника (половина произведения двух сторон на синус угла между ними). Этот аппарат применяется к решению треугольников.

Скалярное произведение векторов вводится как в физике (произведение длин векторов на косинус угла между ними). Рассматриваются свойства скалярного произведения и его применение при решении геометрических задач.

Основное внимание следует уделить выработке прочных навыков в применении тригонометрического аппарата при решении геометрических задач.

4. Длина окружности и площадь круга (12 ч.).

Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга.

Основная цель - расширить знание учащихся о многоугольниках; рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления.

В начале темы дается определение правильного многоугольника и рассматриваются теоремы об окружностях, описанной около правильного многоугольника и вписанной в него. С помощью описанной окружности решаются задачи о построении правильного шестиугольника и правильного 2n-угольника, если дан правильный n-угольник.

Формулы, выражающие сторону правильного многоугольника и радиус вписанной в него окружности через радиус описанной окружности, используются при выводе формул длины окружности и площади круга. Вывод опирается на интуитивное представление о пределе: при неограниченном увеличении числа сторон правильного многоугольника, вписанного в окружность, его периметр стремится к длине этой окружности, а площадь - к площади круга, ограниченного окружностью.

5. Движения        (8 ч.).

Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения.        

Основная цель - познакомить учащихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, со взаимоотношениями наложений и движений.        Движение плоскости вводится как отображение плоскости на : себя, сохраняющее расстояние между точками. При рассмотрении видов движений основное внимание уделяется построению образов точек, прямых, отрезков, треугольников при осевой и центральной симметриях, параллельном переносе, повороте. На эффектных примерах показывается применение движений при решении геометрических задач.

Понятие наложения относится в данном курсе к числу основных понятий. Доказывается, что понятия наложения и движения являются эквивалентными: любое наложение является движением плоскости и обратно. Изучение доказательства не является обязательным, однако следует рассмотреть связь понятий наложения и движения.

6.Начальные сведения из стереометрии. 8ч.

6. Об аксиомах геометрии (2 ч.).

Беседа об аксиомах геометрии.

Основная цель - дать более глубокое представление о системе аксиом планиметрии и аксиоматическом методе.

В данной теме рассказывается о различных системах аксиом геометрии, в частности о различных способах введения понятия равенства фигур.

7. Итоговое повторение курса геометрии 9 класса(7 ч.).

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

VII класс

1. Начальные геометрические сведения

2. Треугольники

3. Параллельные прямые

4. Соотношения между сторонами и углами треугольника

5. Построение треугольника по трем элементам

6. Итоговая контрольная работа

VIII класс

1. Четырехугольники

2. Площадь

3. Подобные треугольники

4. Соотношения   между  сторонами   и   углами прямоугольного треугольника

5. Окружность

6. Итоговая контрольная работа

IX класс

1. Векторы

2. Метод координат

3.Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов

4. Длина окружности и площадь круга

5. Движения        

6. Итоговая контрольная работа


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения курса учащиеся должны:

знать/понимать

  • существо понятия математического доказательства; приводить примеры доказательств;
  • существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритмов;
  • как используются математические формулы; примеры их применения для решения математических и практических задач;
  • каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
  • смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации.

Уметь

  • пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;

 распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;

  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
  • распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
  • в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
  • проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
  • вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов); в том числе: для углов от 0° до 180°: определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
  • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;
  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
  • решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;

использовать приобретенные знания и умения

в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • описания реальных ситуаций на языке геометрии;
  • расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
  • решения геометрических задач с использованием тригонометрии;
  • решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
  • построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
    КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Единые нормы являются основой при оценке как контрольных, так и всех других письменных работ по математике. Применяя эти нормы, учитель должен индивидуально подходить к оценке каждой письменной работы учащегося, обращать внимание на качество выполнения работы в целом, а затем уже на количество ошибок и на их характер.

Оценка письменной работы определяется с учётом прежде всего её общего математического уровня, оригинальности, последовательности, логичности её выполнения, а также числа ошибок и недочётов и качества оформления работы.

Ошибка, повторяющаяся в одной работе несколько раз, рассматривается как одна ошибка.

За орфографические ошибки, допущенные учениками, оценка не снижается; об орфографических ошибках доводится до сведения преподавателя русского языка. Однако ошибки в написании математических терминов, уже встречавшихся школьникам класса, должны учитываться как недочёты в работе.

При оценке письменных работ по математике различают грубые ошибки, ошибки и недочёты.

К грубым относятся ошибки в вычислениях, свидетельствующие о незнании таблицы сложения или таблицы умножения, связанные с незнанием алгоритма письменного сложения и вычитания умножения и деления на одно- или двузначное число и т.п., ошибки, свидетельствующие о незнании основных формул, правил и явном неумении их применять, о незнании приёмов решения задач, аналогичных ранее изученным.

Примечание. Если грубая ошибка встречается в работе только в одном случае из нескольких аналогичных, то при оценке работы эта ошибка может быть приравнена к негрубой.

Примерами негрубых ошибок являются: ошибки, связанные с недостаточно полным усвоением текущего учебного материала, не вполне точно сформулированный вопрос или пояснение при решении задачи, неточности при выполнении геометрических построений и т.п.

Недочётами считаются нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приёмы вычислений, преобразований и решений задач, небрежное выполнение чертежей и схем, отдельные погрешности в формулировке пояснения или ответа к задаче. К недочётам можно отнести и другие недостатки работы, вызванные недостаточным вниманием учащихся, например: неполное сокращение дробей или членов отношения; обращение смешанных чисел в неправильную дробь при сложении и вычитании; пропуск наименований; пропуск чисел в промежуточных записях; перестановка цифр при записи чисел; ошибки, допущенные при переписывании, и т.п.

Оценка письменной работы по выполнению вычислительных заданий и алгебраических преобразований:

Оценка «5» ставится за безукоризненное выполнение письменной работы, т.е.: а) если решение всех примеров верное; б) если все действия и преобразования выполнены правильно, без ошибок; все записи хода решения расположены последовательно, а также сделана проверка решения в тех случаях, когда это требуется.

Оценка «4» ставится за работу, в которой допущена одна (негрубая) ошибка или два-три недочёта.

Оценка «З» ставится в следующих случаях:

а) если в работе имеется одна грубая ошибка и не более одной негрубой ошибки;

б) при наличии одной грубой ошибки и одного - двух недочётов;

в) при отсутствии грубых ошибок, но при наличии от двух до четырёх (негрубых) ошибок;

г) при наличии двух негрубых ошибок и не более трёх недочётов;

д) при отсутствии ошибок, но при наличии четырёх и более недочётов;

е) если наверно выполнено не более половины объёма всей работы.

Оценка «2» ставится, когда число ошибок превосходит норму, при которой может быть выставлена положительная оценка, или если правильно выполнено менее половины всей работы.

Примечание. Оценка «5» может быть поставлена, несмотря на наличие одного-двух недочётов, если ученик дал оригинальное решение заданий, свидетельствующее о его хорошем математическом развитии.

Оценка письменной работы на решение текстовых задач:

Оценка «5» ставится в том случае, когда задача решена правильно: ход решения задачи верен, все действия и преобразования выполнены верно и рационально; в задаче, решаемой с вопросами или пояснениями к действиям, даны точные и правильные формулировки; в задаче, решаемой с помощью уравнения, даны необходимые пояснения; записи правильны, расположены последовательно, дан верный и исчерпывающий ответ на вопросы задачи; сделана проверка решения (в тех случаях, когда это требуется).

Оценка «4» ставится в том случае, если при правильном ходе решения задачи допущена одна негрубая ошибка или два-три недочёта.

Оценка «З» ставится в том случае, если ход решения правилен, но допущены:

а) одна грубая ошибка и не более одной негрубой;

б) одна грубая ошибка и не более двух недочётов;

в) три-четыре негрубые ошибки при отсутствии недочётов;

г) допущено не более двух негрубых ошибок и трёх недочётов;

д) более трёх недочётов при отсутствии ошибок.

Оценка «2» ставится в том случае, когда число ошибок превосходит норму, при которой может быть выставлена положительная оценка.

Примечания:

1. Оценка «5» может быть поставлена несмотря на наличие описки или недочёта, если ученик дал оригинальное решение, свидетельствующее о его хорошем математическом развитии.

2. Положительная оценка «З» может быть выставлена ученику, выполнившему работу не полностью, если он безошибочно выполнил более половины объёма всей работы

Оценка комбинированных письменных работ по математике:

Письменная работа по математике, подлежащая оцениванию, может состоять из задач и примеров (комбинированная работа). В таком случае преподаватель сначала даёт предварительную оценку каждой части работы, а затем общую, руководствуясь следующим:

а) если обе части работы оценены одинаково, то эта оценка должна быть общей для всей работы в целом;

б) если оценки частей разнятся на один балл, например, даны оценки «5» и «4» или «4» и «З» и т.п., то за работу в целом, как правило, ставится балл, оценивающий основную часть работы;

в) если одна часть работы оценена баллом «5», а другая - баллом «З», то преподаватель может оценить такую работу в целом баллом «4» при условии, что оценка «5» поставлена за основную часть работы;

г) если одна из частей работы оценена баллом «5» или «4», а другая - баллом «2» или «I», то преподаватель может оценить всю работу баллом «З» при условии, что высшая из двух данных оценок поставлена за основную часть работы.

Примечание. Основной считается та часть работы, которая включает больший по объёму или наиболее важный по значению материал по изучаемым темам программы.

Оценка текущих письменных работ:

При оценке повседневных обучающих работ по математике учитель руководствуется указанными нормами оценок, но учитывает степень самостоятельности выполнения работ учащимися.

Обучающие письменные работы, выполненные учащимися вполне самостоятельно с применением ранее изученных и хорошо закреплённых знаний, оцениваются так же, как и контрольные работы.

Обучающие письменные работы, выполненные вполне самостоятельно, на только что изученные и недостаточно закреплённые правила, могут оцениваться менее строго.

Письменные работы, выполненные в классе с предварительным разбором их под руководством учителя, оцениваются более строго.

Домашние письменные работы оцениваются так же, как классная работа обучающего характера.

Промежуточная аттестация: итоговая оценка за четверть и за год:

В соответствии с особенностями математики как учебного предмета оценки за письменные работы имеют большее значение, чем оценки за устные ответы и другие виды работ.

Поэтому при выведении итоговой оценки за четверть «среднеарифметический подход» недопустим - такая оценка не отражает достаточно объективно уровень подготовки и математического развития ученика. Итоговую оценку определяют, в первую очередь, оценки за контрольные работы, затем - принимаются во внимание оценки за другие письменные и практические работы, и лишь в последнюю очередь - все прочие оценки (за устные ответы, устный счёт и т.д.). При этом учитель должен учитывать и фактический уровень знаний и умений ученика на конец четверти.

Итоговая оценка за год выставляется на основании четвертных оценок, но также с обязательным учётом фактического уровня знаний ученика на конец учебного года.

Календарно-тематическое планирование в 7 классе

п/п

Раздел, название урока в

поурочном планировании

Дидактические единицы образовательного процесса

Контроль

знаний

учащихся

Коли-

чество

 часов

Дата

Корректи

ровка

ГЛАВА I. НАЧАЛЬНЫЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

11

§1. ПРЯМАЯ И ОТРЕЗОК.

1

Точки, прямые, отрезки. Провешивание прямой на местности, п.1, 2.

Знать, сколько прямых можно провести через две точки, сколько общих точек могут иметь две прямые, какая фигура наз отрезком; уметь обозн точки и прямые на рисунке, изображать возможные случаи взаимного располож точек и прямых, двух прямых, объяснить, что такое отрезок, изобр и обозн отрезки на рисунке.

Комбинированный урок:  изучение и первичное закрепление новых знаний (лекция); практическая работа на местности. Групповой контроль.

1

§2. ЛУЧ И УГОЛ.

2

Луч. Угол, п.3, 4.

Знать, какая геометрическая фигура называется углом, что такое стороны и вершина угла. Уметь обозначать неразвернутые и развернутые углы, показать на рисунке внутреннюю область угла, провод луч, разделяющий угол на два угла.

Комбинированный урок:  изучение и первичное закрепление новых знаний (беседа); п/р (задание 8); ВК ИК

1

§3. СРАВНЕНИЕ ОТРЕЗКОВ И УГЛОВ.

3

Равенство геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов, п.5,6.

Знать, какие геометрические фигуры наз равными, какая точка называется серединой отрезка, какой луч наз биссектрисой угла. Уметь сравнивать отрезки и углы и записывать результат сравнения, отмеч с помощью масштабной линейки середину отрезка, с пом транспортира проводить биссектрису угла.

Урок – практикум. Работа с моделями геом фигур (частично-поисковая деятельность: сравнение, анализ, обобщение, выводы). самоконтроль.

1

§4. ИЗМЕРЕНИЕ ОТРЕЗКОВ.

4

Длина отрезка, п.7.

Знать, что при выбранной единице измерения длина любого данного отрезка выражается положительным числом; уметь измерять данный отрезок с помощью линейки и выразить

Усвоение изученного материала в процессе решения задач. Самоконтроль, ИК

1

5

Единицы измерения. Измерительные инструменты, п.8.

его длину в сантиметрах, миллиметрах, метрах, находить длину отрезка в тех случаях, когда точка делит данный отрезок на два отрезка, длины которых известны, р/з 30 – 33, 35, 37.

Комбинированный урок: беседа о единицах измерения;; п/р (№24, 25, 28, 36), с/р ИК.

1

6

§5. ИЗМЕРЕНИЕ УГЛОВ.

Градусная мера угла. Измерение углов на местности, п.9, 10.

Знать, что такое градусная мера угла, чему равны минута и секунда; уметь находить градусные меры данных углов, используя транспортир, Изображать прямой, острый, тупой, развернутый углы, р/ задачи типа 47 – 50.

Практическая работа (41, 42). Решение задач. С/Р обучающего характера. Индивидуальный контроль.

1

§6. ПЕРПЕНДИКУЛЯРНЫЕ ПРЯМЫЕ.

7

Смежные и вертикальные углы, п.11.

Знать, какие углы наз смежными и чему равна сумма смежных углов, какие углы называются вертикальными и каким свойством обладают вертикальные углы, какие прямые называются перпендикулярными. Уметь строить угол, смежный с данным углом, изображать вертикальные углы, объяснять, почему две прямые, перпендикулярные к третьей, не пересекаются, р/з 57, 58, 61, 64, 65, 69.

Урок усвоения новых знаний, умений и навыков.

1

8

Перпендикулярные прямые. Построение прямых углов на местности, п.12, 13.                                          

Урок практических с/р (исследовательского типа). Тематический контроль.

1

9

Решение задач.

Закрепить в процессе решения задач, полученные ЗУН, подготовиться к контрольной работе.

Урок обобщения и систематизации знаний. Практикум по р/з. Зачет.  

1

10

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1 «Начальные геометрические сведения», п.1-13.

Уметь применять все изученные формулы и теоремы при решении задач

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. Фронтальный тематический контроль.

1

п/п

Раздел, название урока в

поурочном планировании

Дидактические единицы образовательного процесса

Контроль

знаний

учащихся

Коли-

чество

часов

Дата

Корректи

ровка

11

ЗАЧЕТ №1

Уметь строить угол, смежный с данным углом, изображать вертикальные углы, объяснять, почему две прямые, перпендикулярные к третьей, не пересекаются, давать четкие ответы на вопросы для повторения к главе I.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.Тематический индивидуальный контроль.

1

ГЛАВА II. ТРЕУГОЛЬНИКИ

18

§1. ПЕРВЫЙ ПРИЗНАК РАВЕНСТВА ТРЕУГОЛЬНИКОВ.

12

Треугольник, п.14.

Знать, что такое периметр треугольника, какие треугольники называются равными, формулировку и доказательство первого признака равенства треугольников. Уметь объяснить, какая фигура называется треугольником, и назвать его элементы, решать задачи типа 90, 92 – 95, 97.

Урок – практическая работа. взаимоконтроль.

1

13

Первый признак равенства треугольников, пю15.

Урок лекция с необходимым минимумом задач.

1

14

Решение задач.

Практикум по р/з Проверочная С/Р. ИК.

1

§2. МЕДИАНЫ, БИССЕКТРИСЫ И ВЫСОТЫ ТРЕУГОЛЬНИКА.

15

Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника, п.16, 17.

Уметь объяснить, какой отрезок называется перпендикуляром, проведенным из данной точки к данной прямой, какие отрезки называются медианой, биссектрисой, высотой треугольника, какой треугольник называется равнобедренным, равносторонним; знать формулировку теоремы о перпендикуляре к прямой; знать и  уметь доказывать теоремы о свойствах равнобедренного треугольника; уметь выполнять практические задания типа 100 – 104 и р/з 105, 107, 108, 112, 115, 117, 119.

Комбинированный урок: лекция, практическая работа.

1

16

Свойства равнобедренного треугольника, п.18.

Усвоение нового материала в процессе р/за С/Р обучающего хар-ра с проверна уроке.

1

17

Решение задач.

Усвоение изученного материала в процессе р/з. С/Р обучающего характера. СК.

1

§3. ВТОРОЙ И ТРЕТИЙ ПРИЗНАКИ РАВЕНСТВА ТРЕУГОЛЬНИКОВ.

18

Второй признак равенства треугольников, п.19.

Знать формулировку и доказательство второго признака равенства треугольников.

Усвоение нового материала в проц р/з. СК

1

19

Решение задач.

Знать формулировки и доказательства второго и третьего признаков равенства треугольников; уметь решать задачи типа 121 – 123, 125, 129, 132, 136, 137 – 139.

Усвоение изученного материала в процессе р/з. С/Р обучающего хар  СК.

1

20

Третий признак равенства треугольников, п.20.

Усвоение нового материала в проц р/з.

1

21

Решение задач.

Усв-е изуч мат-ла в проц р/з.. Проверочная С/Р.

1

§4. ЗАДАЧИ НА ПОСТРОЕНИЕ.

22

Окружность, п.21.

Знать определение окружности. Уметь объяснить, что такое центр, радиус, диаметр, хорда, дуга окружности, выполнять с помощью циркуля и линейки простейшие построения: отрезка, равного данному; биссектрисы данного угла; прямой, проходящей через данную точку и перпендикулярной к данной прямой; середины данного отрезка; применять простейшие построения при р/а 148 – 151, 154, 155.

Изучение нового мат-ла. Беседа. П/работа.

1

23

Построение циркулем и линейкой. Примеры задач на построение, п.22, 23.

Урок с частично- поисковой работой.

ВК. ИК.

1

24

Решение задач.

Урок закрепления знаний. Практикум. Проверочная С/Р.

1

25

26

27

Решение задач.

Закрепить навыки в р/з на прим призн равенства треугольников, продолж выработку навыков р/з на построение с помощью циркуля и линейки.

Урок обобщения и систематизации знаний. Практикум по р/з.

3

28

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №2 «Треугольники», п.14-23.

Уметь применять весь изученный материал при решении задач.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний. ФК

1

29

ЗАЧЕТ №2

Уметь четко отвеч на вопросы для повт к главе II; выполнять с пом циркуля и линейки простейшие постр-я: отрезка, равного данному; биссектрисы данного угла; прямой, прох через данную точку и перпендикулярной к данной прямой; середины данного отрезка.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.Тематический индивидуальный контроль.

2

ГЛАВА III. ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ПРЯМЫЕ.

12

§1. ПРИЗНАКИ ПАРАЛЛЕЛЬНОСТИ ДВУХ ПРЯМЫХ.

30

Определение параллельных прямых, п.24.

Знать опр-е параллельных прямых, назв углов, образующихся при пересеч двух прямых секущей, формулировки призн параллельности прямых; понимать какие отрезки и лучи являются параллельными; уметь показать на рис пары накрест лежащих, соответственных, одност-х углов, доказ призн паралл-и двух прямых и исп-ть их при решении задач типа 186 – 189, 191, 194.; уметь стр-ть паралл-ые прямые при помощи чертежугольника и линейки.

Усвоение изученного материала в проц р/з                                                                                                                                                                                                        

1

31

32

Признаки параллельности двух прямых, п.25.

Комбинированные уроки: лекция, практикум, проверочная С/Р.

2

33

Практические способы построения параллельных прямых, п.26.

Решение задач.

Уметь строить параллельные прямые при помощи чертежного угольника и линейки, исп-ть теоретический материал при решении задач.

Урок обобщения и систематизации знаний. Практикум по р/з.

1

§2. АКСИОМА ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ ПРЯМЫХ.

34

Об аксиомах геометрии. Аксиома параллельных прямых, п.27,28.

Знать аксиому параллельных прямых и следствия из нее, знать и  уметь док св-ва параллельных прямых и прим их при  решении задач типа 196, 198, 199, 203 – 205, 209.

Урок усвоения новых знаний. Беседа.

1

35

36

Теорема об углах, образ-х двумя паралл-ми прямыми и секущей, п.29.

Усвоение изуч мат-ла в процессе р/з. ГК, ИК.

2

37

38

Решение задач.

Закрепить навыки в решении задач.

Практикум по решению задач. ГК и ИК.

2

39

40

Решение задач.

Уметь применять все изученные теоремы при решении задач.

Практикум по решению задач. ГК и ИК. Проверочная С/Р.

41

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №3 «Параллельные прямые», п.24-29.

Урок контроля, оценки и корр знаний. Фронт-ый письменный контроль.

1

42

ЗАЧЕТ №3

Уметь четко отвечать на вопросы для повторения к главе III; уметь доказывать свойства параллельных прямых.

Урок контроля, оценки и коррекции зн уч-я.Темат индив. контроль.

1

ГЛАВА IV  СООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СТОРОНАМИ И УГЛАМИ ТРЕУГОЛЬНИКА.

18

§1. СУММА УГЛОВ ТРЕУГОЛЬНИКА.

43

44

Теорема о сумме углов треугольника. Остроугольный, прямоугольный и тупоугольный треугольники, п.30, 31.

Знать,   какой угол наз внешним углом треугольника, какой треугольник наз остроугольным, тупоугольным, прямоугольным; уметь док-ть теорему о сумме углов треуг-ника и ее след р/з 223 – 226, 228, 229, 234.

Усвоение изученного материала в процессе выполнения практической работы, р/з  Обучающая С/Р. СК.

2

§2. СООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ УГЛАМИ И СТОРОНАМИ ТРЕУГОЛЬНИКА.

45

46

Теорема о соотношениях между сторонами и углами треугольника, п.32.

Уметь доказывать теорему о соотношениях между сторонами и углами треугольника и следствия из нее, теорему о неравенстве треугольника, применять их при решении задач типа 236 – 240, 243, 244, 248, 249, 250.

Усвоение нового материала в процессе решения задач. Самоконтроль.

2

47

Неравенство треугольника, п.33.

Усвоение изученного материала в процессе решения задач. С/Р обучающего характера.

1

48

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №4 «Сумма углов треугольника», п.30-33.

Уметь применять все изученные теоремы при решении задач.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Фронтальный письменный контроль.

1

§3. ПРЯМОУГОЛЬНЫЕ ТРЕУГОЛЬНИКИ.

49

50

Некоторые свойства прямоугольных треугольников, п.34.

Уметь доказывать свойства 10 – 30 прямоугольных треугольников; знать формулировки признаков равенства прямоугольных треугольников уметь их доказывать; уметь применять свойства и признаки при р/з 254 – 256, 258, 260, 263, 265. 

Изучение нового материала.

2

51

52

Признаки равенства прямоугольных треугольников. Угловой отражатель, п.35, 36.

Урок с частично- поисковой деятельностью Проверочная С/Р.

2

§4. ПОСТРОЕНИЕ ТРЕУГОЛЬНИКА ПО ТРЕМ ЭЛЕМЕНТАМ.

53

54

Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми, п.37.

Знать, какой отрезок наз наклонной, пров-ой из данной точки к данной прямой, что наз расст-м от точки до прямой и расст-м между двумя параллельными прямыми; уметь док, что перпендикуляр, пров-й из точки к прямой, меньше любой наклонной, пров-ой из той же точки к этой прямой; теорему о том, что все точки каждой из двух паралл-ых прямых равноудалены от другой прямой; уметь  строить треуг-к по двум стор и углу м/у ними, по стор и двум прилеж-м к ней углам, по трем стор; уметь р/з 271, 273, 277, 278(а), 283, 284, 288, 290, 291.

Урок изучения и закрепления новых знаний и умений.

2

55

56

Построение треугольника по трем элементам. Решение задач, п.38.

Урок с частично- поисковой деятельностью. Практикум.

Проверочная С/Р.

2

57

58

Решение задач.

Закрепить навыки в решении задач.

Урок обоб и систем зн. Практикум по р/з.

2

59

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №5 «Прямоугольный треугольник», п.34-38.

Уметь применять все изученные теоремы при решении задач.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Фронтальный  контроль.

1

60

ЗАЧЕТ №4

Уметь четко отвечать на вопросы для повторения к главе VI; уметь  строить треугольник по двум сторонам и углу между ними, по стороне и двум прилежащим к ней углам, по трем сторонам; уметь решать задачи

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.Тематический индив. контроль.

1

ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ

8

61

62

Измерение отрезков и углов. Перпендикулярные прямые.

Закрепление знаний, умений и навыков, полученных на уроках по данным темам (курс геометрии 7класса).

Комбинированный урок

2

63

64

Треугольники.

Комбинированный урок

2

65

66

Параллельные прямые.

Комбинированный урок

2

67

Задачи на построение.

Урок учебный практикум

1

68

Итоговое занятие.

Урок «заним-ных задач»

1

Уроки 69-70- резервные.

Календарно-тематическое планирование в 8 классе

Содержание, раздел, тема.

Количество часов

Информационно-технологическое

оборудование урока.

Домашнее задание

Знания, умения, навыки

Дата проведения.

Примечание.

1 четверть

   

  1

Вводное повторение

        1

Повторение курса геометрии 7 класса

  2

Вводное повторение

        1

Четырехугольники.

      14

  3.

Многоугольники

        1

Учебник, дополнительный материал, таблицы.

П.39,40

Знать определение многоугольника, вершин сторон, понятие периметра многоугольника, определение выпуклого многоугольника,  суммы его углов.

Уметь работать по данной теме.

   

  4

Многоугольники.

Сам. работа обучающего характера №1

        1

Учебник, дополнительный материал, таблицы

П.39-41

 №365(б,г)

367

   

  5

Параллелограмм и трапеция.

        1

Учебник, дополнительный материал, таблицы

П.42,44 №372

375

Знать определение параллелограмма, трапеции, уметь работать с данными понятиями.

Знать свойства параллелограмма и трапеции. Решение задач на применение этих свойств.

Уметь решать задачи на применение свойств параллелограмма и трапеции.

   

  6

Свойства параллелограмма и трапеции.

       1

Учебник, дополнительный материал, таблицы

П.42,43 №376,377

   

  7

Признаки параллелограмма

       1

Учебник, дополнительный материал, таблицы, карточки.

п.42,43

   

8

Решение задач.

Проверочная самостоятельная работа №2

       1

Учебник, дополнительный материал, таблицы, карточки.

П.42-43 №374, 379

  9

Трапеция. Проверочная самостоятельная работа №3

      1

Учебник, дополнительный материал, таблицы, карточки

П.43

Знать понятие трапеции. Уметь решать задачи на данное понятие.

   

  10

Признаки параллелограмма и трапеции. Теорема Фалеса.

       1

Учебник, дополнительный материал, таблицы, карточки

П.43-44 №378,379

Знать признаки параллелограмма и теорему Фалеса. Уметь с ними работать.

 

  11

Решение задач на признаки параллелограмма и трапеции. Задачи на построение.

       1

Учебник, доп. материал, таблицы, карточки

П.45,43-44 №394,395

Уметь решать задачи на построение.

 

  12

Прямоугольник, ромб, квадрат.

       1

Учебник, дополнительный материал, таблицы, карточки

П.45,46 №400,403,404

Знать определение прямоугольника, ромба, квадрата. Уметь работать с этими понятиями.

   

 13

Свойства прямоугольника, ромба, квадрата.

       1

Учебник, доп. материал, таблицы, карточки

П.45,47 №412,415

Знать свойства прямоугольника, ромба, квадрата.

 

 14

Свойства прямоугольника, ромба, квадрата Сам. работа обучающего характера №4

       1

Учебник, доп. материал, таблицы

П.45-47  задачи по тетради

Уметь применять полученные знания на практике.

 

 15

Решение задач по теме «Четырехугольники»

       1

Учебник, доп. материал, таблицы, карточки

 П.45-47,48 задачи по тетради

Повторение пройденного. Коррекция ЗУН

 

 16

Контрольная работа №1

       1

   

Контроль ЗУН

   

Площадь.

     14

 17

Площадь многоугольника.

       1

Учебник, доп. материал, таблицы

П.48

№448,449

Знать определение площади многоугольника, свойства площади многоугольника.

   

 18

Площадь прямоугольника. Самостоятельная работа обучающего характера №6

       1

Учебник, доп. материал, таблицы

По тетради.

Уметь применять полученные знания на практике.

   

 19

Площади параллелограмма, треугольника, трапеции.

       1

Учебник, дополнительный материал, таблицы, карточки

П.51-53 №460,463

Знать формулы площадей прямоугольника, треугольника, трапеции.

Уметь работать с ними.

   

 20

Площадь треугольника, Сам. работа обуч. характера №7

       1

Учебник, доп.  материал,  карточки

П.51-53 №468,471,475

Уметь применять формулы площадей на практике.

 

 21

Площади параллелограмма, треугольника, трапеции.

      1

Учебник, доп. материал

П.51-53 №477,478

Уметь применять формулы площадей на практике.

 

 22

Площади параллелограмма, треугольника, трапеции Сам. работа обуч. характера №8

      1

Учебник, доп. материал, таблицы, карточки

П.51-53 №481,482

Уметь применять формулы площадей на практике

 

 23

Площади параллелограмма, треугольника, трапеции Сам. работа обуч. характера №9

      1

Учебник, доп. материал, таблицы, карточки

П.54-53 задачи по тетради

Уметь применять формулы площадей на практике

 

 24

Решение задач

        1

Учебник, доп. материал, таблицы, карточки

П.50-53

Коррекция ЗУН.

 

 25

Теорема Пифагора.

        1

Учебник, дополнительный материал, таблицы

П.54, №484(г,д)

486(б,в),486

(б), 490(б,в)

Знать теорему Пифагора. Уметь решать задачи с применением теоремы Пифагора.

 

 26

Теорема Пифагора Проверочная самостоятельная работа №10

       1

Учебник, дополнительный материал, таблицы

П.54-55

Знать теорему Пифагора. Уметь решать задачи с применением теоремы Пифагора

   

 27

Решение задач на тему «Теорема Пифагора».

       1

Учебник, дополнительный материал, таблицы, карточки

П.55-54 №495(а,б),

498(а,б),

499(а)

Знать теорему Пифагора. Уметь решать задачи с применением теоремы Пифагора

   

 28

Решение задач по теме «Площадь»

      1

Учебник, доп. материал, таблицы

П.55 №495(б),

494,490(а),

524(д)

Коррекция ЗУН

   

 29

Итоговый урок. Самостоятельная работа №11

       1

Учебник, доп. материал, таблицы, карточки

Повторение по тетради

Коррекция ЗУН

 

 30

Контрольная работа №2

      1

Контроль ЗУН

 

Подобные треугольники.

    19

 31

Определение подобных треугольников.

      1

Учебник, дополнительный материал.

  П.56,57

Знать определение подобных треугольников, уметь работать с этим понятием.

 

 32

Подобные треугольники.

Самостоятельная работа обучающего характера №12

       1

Учебник, доп. материал, карточки.

 П.58 №544,546,

549

Коррекция ЗУН.

 

 33

Признаки подобия треугольников. Первый признак

       1

Учебник, дополнительный материал.

П.60,59 №551(б),552

(б)

553(б),555(б)

Изучить признаки подобия треугольников.

 

 34

Признаки подобия треугольников.Решение задач

       1

Учебник, доп. материал, табли-цы, карточки

П.61 №557(б),568

(б)

Уметь применять признаки подобия при доказательстве и решении задач.

   

       3 четверть.

 35

Признаки подобия треугольников.

       1

Учебник, дополнительный материал, табли-цы, карточки

П.65,61

Уметь применять признаки подобия при доказательстве и решении задач.

   

 36

Проверочная самостоятельная работа №13

       1

Учебник, дополнительный материал, табли-цы, карточки

П.61,60 №561,557(б)

560(б)

Уметь применять признаки подобия при доказательстве и решении задач.

   

 37

Решение задач на признаки подобия треугольников.

       1

Учебник, дополнительный материал.

Задачи по тетради.

Уметь применять признаки подобия при доказательстве и решении задач.

 

38

Контрольная работа №3по теме «Подобные треугольники»

       1

Контроль ЗУН.

 

39

Применение подобия  к доказательству теорем и задач. Средняя линия треугольника.

       1

Учебник, доп. материал, табли-цы, карточки.

П.62 №566,568

Уметь применять признаки подобия при доказательстве и решении задач.

   

 40

Применение подобия  к доказательству теорем и задач. Свойство медиан треугольника.

      1

Учебник, дополнительный материал.

П.62 №568,569

Уметь применять признаки подобия при доказательстве и решении задач

 

 41

Применение подобия  к доказательству теорем и задач. Пропорциональные отрезки.

       1

Учебник, доп. материал, табли-цы, карточки

П.63 №572(а,в,д)

573,574(б)

Уметь применять признаки подобия при доказательстве и решении задач.

 

 42

Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике Проверочная самостоятельная работа №14..

      1

Учебник, доп. материал, табли-цы, карточки.

Задачи по тетради.

Уметь применять признаки подобия для нахождения среднего пропорционального двух отрезков.

   

 43

Задачи на построение методом подобия. Проверочная самостоятельная работа №15.

      1

Учебник, дополнительный материал.

№575,577,

579,578

Уметь применять признаки подобия при выполнении задач на построение.

 

 44

Измерительные работы на местности. Повторительно-обобщающий урок.

       1

Учебник, дополнительный материал.

П.64 №580,581

Уметь применять признаки подобия при измерительных работах на местности

 

 45

Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника. Синус, косинус, тангенс острого угла прямоугольного треугольника.

       1

Учебник, дополнительный материал, таблицы.

П.66 №591(в,г)

592(б,г,е), 393(в,г)

Знать основные соотношения между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике.

   

 46

Соотношения между сторо-нами и углами прямоугольного треугольника. Значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30°,45° и 60°.

      1

Учебник, дополнительный материал, табли-цы, карточки.

П.67 №595,597,

598

Знать значения синуса, косинуса, тангенса углов

30°,45° и 60°.

   

 47

Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника. Решение задач.

       1

Учебник, дополнительный материал, таблицы.

П.68 №63,67,66,

559,601,602

Уметь применять данные соотношения при решении задач.

   

48

Решение задач по темам §3-4 Проверочная самостоятельная работа №16

       1

Учебник, доп. материал, таблицы.

Задачи по тетради.

Коррекция ЗУН.

   

 49

Контрольная работа №4

       1

Контроль ЗУН

   

 

 Окружность.

     17

 50

Касательная к окружности.

       1

Учебник, доп. материал, таблицы.

П.68 №631(в,г)

632,633

Знать взаимное расположение прямой и окружности.

 

 51

Проверочная самостоятельная работа №17Касательная к окружности

       1

Учебник, доп. материал, таблицы.

П.69 №634,636,639

Уметь применять понятие касательной к окружности при решении задач.

 

 52

Решение задач по данной теме.

        1

Учебник, дополнительный материал, табли-цы, карточки.

П.70 №649(б,г)

650(б), 651(б,в)

Уметь решать задачи по данной теме.

 

 53

Центральные и вписанные углы. Градусная мера дуги окружности.

       1

Учебник, дополнительный материал, таблицы

П.71 №654(б,г)

655,657,659

Знать понятия центральных и вписанных углов в окружности. Знать градусную меру измерения данных углов.

 

 54

Центральные и вписанные углы. Теорема о вписанном угле.

       1

Учебник, доп. материал, таблицы

П.71 №666(б,в)

671(б),660

Знать теорему о вписанном угле. Уметь применять при решении задач.

 

 55

Центральные и вписанные углы. Теорема об отрезках пересекающихся хорд.

       1

Учебник, дополнительный материал, таблицы

П.71 №661,663,672,

673

Знать теорему об отрезках пересекающихся хорд. Уметь применять при решении задач.

   

 56

Проверочная самостоятельная работа №18

       1

 Учебник, таблицы, карточки.

Задачи по тетради.

Уметь решать задачи с применением данных понятий.

 

 57

Четыре замечательных точки треугольника. Свойство биссектрисы угла, серединный перпендикуляр.

       1

Учебник, таблицы, карточки.

П.72 №679(б),680

(б),

681

Знать свойство биссектрисы угла и серединного перпендикуляра.

 

 

 58

Четыре замечательных точки треугольника. Теорема о точке пересечения серединных перпендикуляров высот треугольника.

       1

Учебник, таблицы, карточки.

Домашняя самостоятельная работа.

Знать теорему о точке пересечения высот треугольника.

 

 59

Решение задач по данной теме. Теорема о точке пересечения  высот

       1

Учебник, таблицы, карточки.

П.72 №675,676(б)

678(б),677

Уметь применять данные понятия и теоремы при решении задач.

 

60

Решение задач

1

 61

Вписанные и описанные окружности.

       1

Учебник, дополнительный материал, таблицы.

П.74 №689,692,

693(б),694

Знать понятие вписанной и описанной окружности, теорему об окружности, вписанной в треугольник.

 

 62

Вписанные и описанные окружности. Свойства описанного четырехугольника.

      1

Учебник, дополнительный материал, таблицы

П.74,75 №695,699,700.

701

Знать свойство описанного четырехугольника и применять при решении задач.

 

4 четверть

 63

Описанная окружность. Самостоятельная работа обучающего характера №19

     1

Учебник, таблицы, карточки.

П.75 №702(б),

705(б),707

Рассмотреть теорему об окружности, описанной около треугольника и показать ее применение при решении задач.

 

 64

Свойства вписанного четырехугольника. Проверочная работа №20.

      1

Учебник, дополнительный материал, таблицы

П.75 №726,728,

722,734

Знать свойства вписанного четырехугольника. Уметь применять при решении задач.

   

 65

Решение задач к главе 8.

       1

Учебник, доп. материал, таблицы

Домашняя самостоятельная работа.

Уметь решать задачи по данным темам.

 

 66

Контрольная работа №5

       1

Контроль ЗУН

 

 

 Повторение.

4

 67

Повторение темы «Четырехугольники»

       1

Учебник, доп. материал

Повторение по учебнику.

Коррекция ЗУН.

 

 68

Повторение темы «Площадь».

       1

Учебник, доп. материал

Повторение по учебнику.

Коррекция ЗУН.

 

69

Повторение темы «Подобные треугольники»

Учебник, доп. материал

Задачи по тетради

70

Повторение темы «Окружность»

Учебник, доп. материал

Задачи по тетради

Календарно-тематическое планирование в 9 классе

Сокращения, используемые в рабочей программе:

Типы уроков:

УОНМ — урок ознакомления с новым материалом.                                

УЗИМ — урок закрепления изученного материала.

УПЗУ — урок применения знаний и умений.

УОСЗ — урок обобщения и систематизации знаний.

УПКЗУ — урок проверки и коррекции знаний и умений.

КУ — комбинированный урок.

Виды контроля:

ФО — фронтальный опрос.

ИРД — индивидуальная работа у доски.

ИРК — индивидуальная работа по карточкам.

СР — самостоятельная работа.

ПР — проверочная работа.

МД — математический диктант.

Т – тестовая работа.

Наименование раздела программы

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания образования

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид кон-троля

Элементы доп-ного содержания

Дом.за-дание

Дата проведения урока

план

факт

Вводное повторение

2

1

Многоугольники (определение, свойства, формулы площадей).

1

КУ

многоугольник, элементы многоугольника, свойства, площадь многоугольника

-знать свойства основных четырехугольников;

-знать формулы площадей;

-уметь строить многоугольники и по чертежу определять их свойства

ФО [1],

ИРД

формулы, задания в тетради

2

Окружность, элементы окружности. Вписанная и описанная окружность. Виды углов.

1

КУ

окружность, радиус и диаметр окружности, центр вписанной и описанной окружности, градусная мера центральных и вписанных углов

-уметь строить вписанные и описанные окружности;

-знать элементы окружности;

-различать центральные и вписанные углы

ФО [1],

ИРД

начертить вписанную и описанную окружность вокруг треугольника

I

Векторы

8

3-4

Понятие вектора.

2

КУ УЗИМ

определение вектора, виды векторов, длина вектора

-уметь изображать, обозначать вектор, нулевой вектор;

-знать виды векторов

ФО [1], стр.213?1-6

ИРД

п.76-78, №742, 743, 746, 749, 751

5-7

Сложение и вычитание векторов.

3

КУ УОНМ УПЗУ

вектор, операции сложения и вычитания векторов

-уметь практически складывать и вычитать два вектора, складывать несколько векторов

ФО [1], стр.213?7-13

ИРД

УМК Живая математика

п.79-82, №754, 757, 761, 763, 765

8

Умножение вектора на число.

1

УОНМ

вектор, правило умножения векторов, средняя линия трапеции

-уметь строить произведение вектора на число;

-уметь строить среднюю линию трапеции

ФО [1], стр.213?14-20

ИРД

п.83, 85, №777, 780

9-10

Решение задач.

2

КУ  УПЗУ

УЗИМ

правило сложения и вычитания векторов, правило умножения векторов

-уметь на чертеже показывать сумму, разность, произведение векторов;

-уметь применять эти правила при решении задач

ФО [1],

ИРД

п.84, №781, 783, 785

II

Метод координат

10

11-12

Координаты вектора.

2

КУ

УОНМ

координаты вектора, координаты результатов операций над векторами, коллинеарные вектора

-уметь находить координаты вектора по его разложению и наоборот;

-уметь определять координаты результатов сложения, вычитания, умножения на число

ФО [1], стр.249 ?1-8

ИРД

СР[2], С-1

УМК Живая математика

п.86,87, №912, 914, 919, 921

13

Решение задач.

1

КУ

координаты вектора, координаты результатов операций над векторами

-уметь применять знания при решении задач в комплексе

ФО [1],

ИРД

УМК Живая математика

п.86,87, №923, 925, 926

14

Контрольная работа №1.

1

-уметь применять полученные знания в комплексе при решении задач на определение координат вектора, на определение вектора суммы, разности, произведения  

[3], КР-1

15-16

Простейшие задачи в координатах.

2

КУ УПЗУ

радиус-вектор, координата вектора, метод координат, координата середины отрезка, длина вектора, расстояние между двумя точками

-уметь определять координаты радиус-вектора;

-уметь находить координаты вектора через координаты его начала и конца;

- уметь вычислять длину вектора по его координатам, координаты середины отрезка и расстояние между двумя точками

ФО [1], стр.249 ? 9-13

ИРД

ИРК

СР[2], С-2

п.88,89, №930, 932, 935, 939, 938, 941, 948, 951

17

Уравнение окружности.

1

 УЗИМ

уравнение окружности

-знать уравнение окружности;

-уметь решать задачи на применение формулы

ФО [1], стр.249 ? 16,17

ИРД

УМК Живая математика

п.91, №961, 963, 966

18

Уравнение прямой.

1

УОНМ

уравнение прямой

-знать уравнение прямой;

-уметь решать задачи на применение формулы

ФО [1], стр.249 ? 18-21

ИРД

СР[2], С-3

УМК Живая математика

п.92, №973, 975, 976

19

Решение задач.

1

КУ УПЗУ

уравнение окружности и прямой

-знать уравнения окружности и прямой;

-уметь решать задачи

ФО

ИРД

ИРК

№967, 970, 978, 979

20

Контрольная работа №2.

1

-уметь решать простейшие задачи в координатах;

-уметь решать задачи на составлении уравнений окружности и прямой

[3], КР-2

III

Соотношение между сторонами и углами треугольника

11

21-23

Синус, косинус, тангенс угла.

3

КУ

УОНМ УЗИМ

единичная полуокружность, основное тригонометрическое тождество, формулы приведения

-знать определение основных тригонометрических функций и их свойства;

-уметь решать задачи на применение формулы для вычисления координат точки

ФО [1], стр.271 ? 1-6

ИРД

СР[2], С-4

п.93-95, №1013, 1015, 1018, 1019

24

Площадь треугольника.

1

УОНМ

теорема о площади треугольника, формула площади

-уметь выводить формулу площади треугольника;

-уметь применять формулу при решении задач

ФО [1], стр.271 ? 7

ИРД

п.96, №1021, 1024

25

Теорема синусов.

1

УОСЗ

теорема синусов

-знать теорему синусов и уметь решать задачи на её применение

ФО [1], стр.271 ? 8

ИРД

п.97, №1027

26

Теорема косинусов.

1

КУ

теорема косинусов

-знать вывод формулы;

-уметь применять формулу при решении задач

ФО [1], стр.271 ? 9

ИРД

СР[2], С-5

обобщенная теорема Пифагора

п.98, №1025(а,б)

27-30

Решение треугольников.

4

КУ УЗИМ

УОНМ УПЗУ

теорема синусов, теорема косинусов

-уметь находить все шесть элементов треугольника по каким-нибудь трем данным элементам, определяющим треугольник

ФО [1], стр.217 ? 10

ИРД

ИРК

СР[2], С-6

УМК Живая математика, задачи на решение треугольника

п.99, 100, №1025, 1030, 1028

31

Контрольная работа №3.

1

-уметь применять теорему синусов и теорему косинусов в комплексе при решении задач

[3], КР-3

IV

Длина окружности и площадь круга

12

32-33

Правильные многоугольники.

2

КУ

УОСЗ

правильный многоугольник, вписанная и описанная окружность

-уметь вычислять угол правильного многоугольника по формуле;

-уметь вписывать окружность в правильный многоугольник и описывать

ФО [1], стр.290? 1-4

ИРД

ИРК

п.105-107, №1081, 1084, 1085

34-39

Нахождение сторон правильного многоугольника через радиусы описанной и вписанной окружностей.

6

КУ УПЗУ УОНМ

УЗИМ УПКЗУ

площадь правильного многоугольника, его сторона, периметр, радиусы вписанной и описанной окружностей

-уметь решать задачи на применение формул зависимости между R, r, an;

-уметь строить правильные многоугольники

ФО [1], стр.290?5-7

ИРД

СР[2], С-7

УМК Живая математика, задачи на построение

п.108, 109, №1087, 1088, 1091, 1094, 1096

40-42

Длина окружности и площадь круга.

3

КУ УПЗУ УОСЗ

длина окружности, площадь круга, площадь кругового сектора

-знать формулы для вычисления длины окружности и площади круга;

-уметь выводить формулы и решать задачи на их применение

ФО [1], стр.290? 8-12

ИРД

СР[2], С-8

УМК Живая математика

п.110-112, №1102, 1105, 1110, 1114, 1120

43

Контрольная работа №4.

1

-уметь решать задачи на зависимости между R, r, an;

-уметь решать задачи, используя формулы длины окружность, площади круга и кругового сектора

[3], КР-4

V

Движения

8

44

Понятие движения.

1

УОНМ

отображение плоскости на себя

-знать , что является движением плоскости

ФО [1],

стр.303?1

ИРД

УМК Живая математика

п.113, 114,

45-46

Симметрия.

2

КУ УПЗУ

осевая и центральная симметрия

-знать какое отображение на плоскости является осевой симметрией, а какое центральной

ФО [1], стр.303 ?2-13

СР[2], С-9

УМК Живая математика

п.114,115, №1149, 1151, 1153

47-48

Параллельный перенос.

2

КУ УПЗУ УОНМ

УОСЗ

параллельный перенос

-знать свойства параллельного переноса;

-уметь строить фигуры при  параллельном переносе на вектор .

ФО [1], стр.303 ?14,15

ИРД

УМК Живая математика

п.116, №1163, 1165

49-50

Поворот.

2

КУ УОСЗ

УПКЗУ

УЗИМ

поворот

-уметь строить фигуры при повороте на угол

ФО [1], стр.303?16,17

ИРД

СР[2], С-10

УМК Живая математика

п.117, №1167, 1169, 1170

51

Контрольная работа №5.

1

-уметь строить фигуры при параллельном переносе и повороте

[3], КР-5

УМК Живая математика

52-55

56-59

Начальные сведения из стереометрии

8

Многогранники.

Тела и поверхности вращения

4

4

Объяснять, что такое многогранники, его грани, ребра, вершины, диагонали, какой многогранник называется выпуклым и т.д

Итоговое повторение курса геометрии 9 класса

9

60-61

Об аксиомах планиметрии.

2

КУ

УПКЗУ

аксиомы планиметрии

-знать все об аксиомах планиметрии

ФО [1],

ИРД

конспект

62-64

Решение задач в координатах.

3

КУ УОСЗ

координаты вектора, метод координат

-уметь находить координаты вектора через координаты его начала и конца;

- уметь вычислять длину вектора по его координатам, координаты середины отрезка и расстояние между двумя точками

ФО [1],

ИРД

ИРК

УМК Живая математика

п.88,89

65-67

Теоремы синусов и косинусов.

3

КУ УПЗУ

теорема синусов, теорема косинусов

- уметь находить все элементы треугольника по каким-нибудь трем данным элементам, определяющим треугольник

ФО [1],

ИРД

п.99,100

68

Итоговая административная контрольная работа.

1

-уметь применять все полученные знания за курс геометрии 9 класса


Учебно-методический комплекс

Геометрия 8 класс

  • Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов «Геометрия 7-9»,  учебник для общеобразовательных учреждений. М.:Просвещение, 2011г.
  • Рабочая тетрадь «Геометрия 8 класс». М.:Просвещение, 2013г.
  • Кимы «Геометрия 8», Москва «Вако» 2013г.
  • Универсальные поурочные разработки по геометрии 8 класс Н.Ф.Гаврилова, Москва «Вако» 2011г.

Геометрия 9 класс

  • Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов «Геометрия 7-9»,  учебник для общеобразовательных учреждений. М.:Просвещение, 2011г.
  • Рабочая тетрадь «Геометрия 9 класс». М.:Просвещение, 2013г.
  • Кимы «Геометрия 9», Москва «Вако» 2013г.
  • Универсальные поурочные разработки по геометрии 8 класс Н.Ф.Гаврилова, Москва «Вако» 2013г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по геометрии для 9 класса по учебнику "Геометрия, 7-9" авт. Атанасян Л.С.

Настоящая программа по геометрии для основной общеобразовательной школы 9  класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного  общего образования (прика...

Рабочие образовательные программы по алгебре 8,9 классы по учебникам Ю.Н Макарычева, математика 5, 6 классы по учебникам Н.Я Виленкин.

Рабочие программы по математике для 5 и 6 классов составлены на основе федерального компонента основного общего образования и  программы основного общего образования по математике.Цели обучения м...

программа по геометрии для 8 класса к учебнику Атанасян Л.С

программа по геометрии для 8 класса к учебнику Атанасяна Л.С....

Рабочая программа по геометрии для 7 класса по учебнику "Геометрия,7-9" Л.С.Атанасян (ФГОС)

Аннотация к рабочей программе по ГЕОМЕТРИИ для 7б класса 1. Место учебного предмета в структуре основной образовательной программы школы.Учебный предмет Геометрия  включен в образовательную ...

Рабочая программа по геометрии для 7 класса по учебнику Геометрия.7-9 класс: /Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б., Позняк Э.Г., Юдина И.И.

Рабочая программа рассчитана на использование учебника Геометрия.7-9 класс: /Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б., Позняк Э.Г., Юдина И.И. – М.: Просвещение,2014.Рабочая программа рассчитана на ...

Рабочая программа по геометрии для 8 класса по учебнику Геометрия 7-9 Л.С.Атанасян(2 часа в неделю)

Рабочая программа учебного курса геометия 8 класса основной общеобразовательной школы составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта основного общего образ...