Конспект урока по теме "Теорема Виета" 8 класс
план-конспект урока по геометрии (8 класс) на тему

Кунаева Татьяна Викторовна

Урок геометрии для учащихся 8 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teorema_vieta.docx27.65 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ №21

Урок на тему

«Теорема Виета»

8 класс

Учитель: Кунаева Т. В.


Цель: повторить: решение квадратичных уравнений с помощью формулы; изучить: теорему Виеты и применять её при решении квадратных уравнений.

  1. Орг. момент (ознакомить учащихся с темой, целью и планом урока)

Слово учителя: Большое значение при решении квадратных уравнений имеет теорема Виета, позволяющая решать многие квадратичные уравнения устно. На изучение теоремы отводится 2 часа, хотя она заслужила большего внимания.

  1. Объяснение нового материала: На I уроке знакомим с самой теоремой. Для этого на примере конкретного уравнения, например,  находим корни уравнения по известной формуле.  Получаем

Беседа с учащимися: 

  1. Найдите сумму корней данного квадратного уравнения:  
  2. Сравните сумму со вторым коэффициентом уравнения.  Сделайте вывод.
  3. Вычислите произведения корней:  
  4. Сравните  произведение корней со свободным членом.  Сделайте вывод.  Итак получаем,  что:   

Случаен ли получившийся результат?

Докажем, что для любого приведённого уравнения будет справедливо данное утверждение. Итак, имеем приведённое квадратное уравнение тогда его корни  

Вывод:  

Далее формулируем обратную теорему.

  1. Закрепление изученного материала: 

Применим теорему обратную теореме Виета для нахождения корней следующих уравнений:

  1. Продолжение объяснения:

А как быть, если квадратное уравнение не приведённое, а полное. Тогда        

  приведём к виду   . Для полного квадратного уравнения теорема Виета примет вид:     На сколько важна данная теорема в математике говорит стихотворение:

По праву достойна стихом быть воспета

О свойствах корней теорема Виета

Что лучше, скажи, постоянства такого:

Умножишь ты корни и дробь уж готова:

В числителе «с», в знаменателе «а»,

И сумма корней тоже дроби равна.

Хотя с минусом дробь эта – что ж не беда

В числителе «в», в знаменателе «а».

  1. Закрепление:  Полезно предложить ребятам задания типа:
  1. Составить квадратные уравнения по данным их корням: а) 3 и 5; б) 4 и -7;

в) -6 и -2; г) -1 и -3; д) ; е) ; ж) ; з) ;

2)  Не рещая  следующих уравнений, определить знаки корней:

  1. Объяснение нового материала:

На втором уроке обязательно  нужно знакомить ребят с двумя следствиями из теоремы Виета, хотя наши современные учебники и программы это не предусматривают.

Рассмотрим эти следствия.

Пусть дано уравнение  . Используя теорему Виета, определите при каких условиях один из корней уравнения равен 1? Чем при этом равен второй корень?

Итак, если , то легко найти , т.к.   .  Тогда , подставим , получим    преобразуем:

. Отсюда получаем, что I следствие, читается так: Если в квадратном уравнении , то  . Аналогичным образом получаем II следствие: Если в квадратном уравнении , то  

. Данное следствие можно предложить ребятам получить самостоятельно.

  1. Закрепление:

На применение следствий из теоремы Виета можно предложить учащимся устно найти корни уравнений:

  1. А письменно решить уравнение:

Ребята легко видят, что  можно заменить y. Тогда уравнение будет:   поэтому   (т.к.  (1+6 – 7= 0))   

Ответ:  .

  1. Когда учащиеся уже будут достаточно свободно владеть т. Виета (и обратной теоремой), следствиями из т. Виета, им предложить задания более интересного содержания.
  • Уравнения  имеет корни  . При каком значении:
  1. Разность корней будет равна 6?
  2. Сумма квадратов корней будет равна 34?
  3. Разность квадратов корней будет равна 30?
  • Не решая уравнения  вычислить:
  1. Сумму квадратов его корней;
  2. Разность квадратов его корней;
  3. Сумму кубов его корней;
  4. Разность кубов его корней;

Образец рассуждения может быть следующим:  для уравнения  , , тогда  .

  • Решить уравнение: а) , зная что сумма квадратов его корней равна 58. б) , зная что сумма квадратов его корней равна 34.
  • Не вычисляя  для уравнения   найдите:

а)                             в)

б)               г)

  • В уравнении сумма квадратов корней равна 16, . Найдите m.
  • Для уравнения , не решая его, составить новое уравнение, корни которого были бы кубами корней данного уравнения.

Данные упражнения и аналогичные им, конечно, не следует всё выдавать за два урока. Их можно предлагать и в качестве дополнительных вопросов более успевающим ребятам, и на последующих уроках при изучении дробных – рациональных уравнений. Главное не просто изучить теорему Виета, а отработать твёрдые навыки в её применении. Тогда при дальнейшем изучении алгебры не будет вызывать затруднения задания:

Упростить:

  1. .

Их уже можно будет решать полуустно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"

Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....

план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,

Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике....

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...

Конспект урока по физической культуре в 9 классе. Здоровье и здоровый образ жизни план-конспект урока по физкультуре (9 класс) на тему

Раздел программы: «Гимнастика», «Основы знаний» Цель: Приобщить учащихся к регулярным занятиям физическими упражнениями в целях здорового образа жизни. Задачи урока: Оздоровительные · ...

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...