Конспект урока геометрии в 8 классе "Осевая и центральная симметрии"
план-конспект урока по геометрии (8 класс) на тему

Конспект урока геометрии в 8 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osev_i_tsentr_simm.docx22.81 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока геометрии в 8 классе с использованием мультимедийной презентации по теме «Осевая и центральная симметрии».

                           Урок подготовила и провела учитель математики Сапаркина И.Н.

                                             

 Цель урока:

познакомить учащихся с понятиями осевой и центральной симметрии.

Задачи урока:

Образовательные:

1.Изучить понятие симметрия; виды симметрии.

2.Рассмотреть осевую и центральную симметрии как свойства некоторых геометрических фигур.

3.Учить строить симметричные точки и распознавать фигуры, обладающие осевой и центральной симметриями.

Развивающие:

1. Развивать логическое мышление, воображение, память. 

2. Повысить математическую компетентность учащихся.

Воспитательные:

1.Повышение интереса к математике через использование информационных технологий.

 2. Воспитание человека, умеющего ценить прекрасное.

 3. Расширение кругозора.

Оборудование: учебник «Геометрия 7-9» авт. Л.С. Атанасян, мультимедийный проектор, экран, набор карточек с тестом, таблички для рефлексии.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Рефлексия.
  3. Повторение пройденного. Теоретическая самостоятельная работа.
  4. Проверочный тест.
  5. Изучение нового материала.
  6. Физкультминутка.
  7. Закрепление изученного материала.
  8. Просмотр презентации, подготовленной обучающимися 8 класса.
  9. Рефлексия.
  10. Подведение итогов.
  11. Домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент.

(Слайд 1.)

– Древняя китайская мудрость гласит:

“Я слышу – я забываю,
я вижу – я запоминаю,
я делаю – я понимаю”.

Чтобы наш урок был плодотворным, давайте последуем совету китайских мудрецов и будем работать по принципу: “Я слышу – я вижу – я делаю”.

II. Рефлексия.

Ребята, прежде чем начать урок, проверим, с каким настроением вы сегодня пришли? Покажите одну из трех карточек, лежащих у вас на партах. (Слайд 2).

III. Теоретическая самостоятельная работа. 

Проверим, как вы усвоили свойства четырёхугольников

Заполните таблицу, отметив знаки «+» (да) и «-» (нет). (Слайды 2-3) Один из обучающихся работает на обратной стороне доски, остальные – в своих тетрадях. После завершения работы класс проверяет работу, выполненную обучающимся на доске.

IV. Проверочный тест.

Тесты в двух вариантах раздаются в распечатанном виде обучающимся. Ответы нужно написать на листочках и в тетрадях: листочки сдаются на проверку учителю, ответы в тетради проверяют сами обучающиеся по ответам на слайде. (Слайды 4-5)

I вариант

II вариант

1. Любой прямоугольник является… 
а) ромбом;
б) квадратом;
в) параллелограммом;
г) нет правильного ответа.

1. Любой ромб является… 
а) квадратом;
б) прямоугольником;
в) параллелограммом;
г) нет правильного ответа.

2. Если в четырехугольнике диагонали перпендикулярны, то этот четырехугольник… 
а) ромб;
б) квадрат;
в) прямоугольник;
г) нет правильного ответа.

2. Если в параллелограмме диагонали перпендикулярны, то этот параллелограмм… 
а) ромб;
б) квадрат;
в) прямоугольник;
г) нет правильного ответа.

3. Ромб – это четырехугольник, в котором… 
а) диагонали точкой пересечения делятся пополам и равны;
б) диагонали взаимно перпендикулярны и точкой пересечения делятся пополам;
в) противолежащие углы равны, а противолежащие стороны параллельны;
г) нет правильного ответа.

3. Прямоугольник – это четырехугольник, в котором… 
а) противолежащие стороны параллельны, а диагонали равны;
б) диагонали точкой пересечения делятся пополам и являются биссектрисами его углов;
в) два угла прямые и две стороны равны;
г) нет правильного ответа.

V. Изучение нового материала.

Слово учителя:

Определим тему нашего урока. (Слайды 6-7)

«Симметрия является той идеей, с помощью которой человек веками пытается объяснить и создать порядок, красоту и совершенство» 
Герман Вейль

В древности слово «СИММЕТРИЯ» употреблялось в значении «гармония», «красота».

В переводе с греческого это слово означает «соразмерность, пропорциональность, одинаковость в расположении частей» (Слайд 8)

Вывод: Тема сегодняшнего урока «Осевая и центральная симметрии».

Целеполагание. А какие цели мы поставим перед собой на этом уроке? (Ответы учащихся)

 Сегодня на уроке мы:

  • Изучим два вида симметрии
  • Научимся строить симметричные фигуры
  • Ответим на вопросы: «Что общего у бабочки, автомобиля и человека, чем отличаются стрекоза и снежинка?»
  • Научимся распознавать фигуры и объекты, имеющие ось симметрии и центр симметрии.

 Выполним практическую работу:

(Слайд 9). Отметьте точку Аhello_html_m195a2e70.pngа. Из точки А опустите перпендикуляр АО на прямую а. Теперь от точки О отложите перпендикуляр ОА1= АО. Две точки А и А1 называются симметричными относительно прямой а. Такая прямая называется осью симметрии. (Учитель строит на доске, ученики в тетрадях).

Какие две точки называются симметричными относительно прямой? (стр. 110 учебника)

(Слайд 10). Симметричность предметов относительно прямой в жизни.

– У геометрических фигур может быть одна или несколько осей симметрии, а может и не быть совсем. А как вы думаете, сколько осей симметрии у прямоугольника?

(Прямоугольник имеет 2 оси симметрии) (Слайд 11).

– А у круга? (Круг имеет бесконечно много осей симметрии) (Слайд 12).

– Мысленно определите, сколько осей симметрии имеет каждая из фигур? (Слайд 13). Проверим. (Слайд 14)

Работа у доски и в рабочих тетрадях.

– Симметричными могут быть не только точки, но и различные геометрические фигуры. Давайте построим треугольник, симметричный треугольнику, который изображён на доске.

Работа с учебником.

– Попробуйте сформулировать определение фигуры, симметричной относительно прямой. (Стр. 111 учебника)

– Говорят, что такие фигуры обладают осевой симметрией. Назовите фигуры, обладающие осевой симметрией. Назовите фигуры, которые не имеют оси симметрии. (Параллелограмм, разносторонний треугольник).

– (Слайд 15). Оказывается, можно построить симметричные точки не только относительно прямой, но и относительно какой-либо точки. Возьмём произвольную точку А и точку О, относительно которой будем строить симметричную точку. Соединяем точки А и О отрезком, затем от точки О откладываем отрезок ОА1=ОА. Таким образом, О – середина отрезка АА1. Точки А и А1 называются симметричными относительно точки О.

Попробуйте сформулировать определение симметричных точек относительно точки.  Теперь прочитаем определение в учебнике. (Стр. 111)

(Слайд 16) А теперь построим треугольник А1В1С1 симметричный треугольнику АВС относительно точки О.

Попробуйте сформулировать определение фигуры, симметричной относительно точки. (Стр. 111 учебника). В этом случае говорят, что фигуры обладают центральной симметрией.

– Приведите примеры фигур, обладающие центральной симметрией. (Слайд 17). Существуют фигуры, обладающие осевой и центральной симметриями. Назовите такие фигуры. (Слайд 18).

VI. Физкультминутка.

 Встаньте, улыбнитесь. Возьмитесь за руки. Передайте своему товарищу положительные эмоции, поделитесь капелькой теплоты, добра.

Хочу я, чтоб тепло к тебе пришло
Как свет весенний, как тепло костра:
Пусть для тебя источником добра
Не станет то, что для другого – зло.

VII. Закрепление изученного материала.

  1. Выполнение №418, 423 по учебнику.

  1. Задание для самостоятельной работы:

– (Слайд 19) Расположите данные фигуры по трем столбикам таблицы «Фигуры, обладающие центральной симметрией», «Фигуры, обладающие осевой симметрией», «Фигуры, имеющие обе симметрии». (Обучающиеся выполняют это задание в рабочих тетрадях.) А теперь проверим полученные результаты. (Слайд 20)

VIII. Просмотр презентации, подготовленной обучающимися.

(Слайды 21-31)

IX. Рефлексия.

– С каким настроением вы уйдете с урока? Покажите одну из трех карточек.

X. Подведение итогов. 

Вопросы:

 Что нового, интересного вы узнали сегодня на уроке?

С какими видами симметрии познакомились ?

Какие две точки называются симметричными относительно данной прямой?

Какая фигура называется симметричной относительно данной прямой?

Какие две точки называются симметричными относительно данной точки?

Какая фигура называется симметричной относительно данной точки?

Давайте вернёмся к целям урока. Посмотрим, удалось ли нам всё выполнить.

Оценки за урок.

XI. Домашнее задание.

п.47, в.16-20; №421, №422.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план-конспект урока геометрии в 8 классе по теме "Центральные и вписанные углы"

Урок комбинированный с элементами самопроверки, работы в парах. Содержит раздаточный материал. При подведении итогов используется карта самооценки....

Конспект урока геометрии в 7 классе коррекционной школы VIII вида. Симметрия. Осевая симметрия.

При разработке урока учтены возрастные особенности детей с ограниченными возможностями здоровья. Ход урока сопровождается презентацией, которая способствует наиболее качественному усвоению материала, ...

Урок геометрии в 7 классе «Осевая симметрия. Центральная симметрия»

Урок геометрии в 7 классеТема: «Осевая симметрия. Центральная симметрия»Цель:Учить строить геометрические фигуры симметричные относительно прямой, центра симметрии, учить пользоваться линейкой и цирку...

Презентация к уроку геометрии в 8 классе "Центральная и осевая симметрия"

Данная презентация может быть использована на уроке геометрии для объяснения нового материала. Есть возможность добавления слайдов....

Конспект урока по теме "Вписанный и центральный угол" 8 класс

Конспект урока по теме Вписанный и центральный угол 8 класс...