"История и развитие геометрии. Точка, прямая, отрезок"
методическая разработка по геометрии (7 класс) на тему
Цель данного урока: ввести учащихся в мир геометрии, заинтересовать их этим предметом. Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.docx | 70.43 КБ |
prezentatsiya_k_uroku.ppt | 2.47 МБ |
prilozhenie_1.docx | 198.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме "История и развитие геометрии. Точка, прямая, отрезок". 7-й класс
Тип урока: комбинированный, с применением компьютерных технологий.
Цель: ввести учащихся в мир геометрии, заинтересовать их этим предметом
Задачи:
Познавательные:
познакомить учащихся с историей возникновения и развития геометрии.
систематизировать знания учащихся о первых основных геометрических понятиях: точка и прямая, «лежать между», с их условными обозначениями и взаимным расположением;
Развивающие:
способствовать развитию мотивации к изучению геометрии; способствовать развитию памяти, речи учащихся;
развивать способности к активной умственной деятельности;
способствовать развитию навыков самостоятельной работы;
развитие творческих способностей детей.
Воспитывающие:
способствовать воспитанию культуры общения и поведения;
способствовать формированию чувства коллективизма и взаимопомощи;
привить учащимся интерес к предмету.
Раздаточный материал: индивидуальная рабочая тетрадь. (Приложение 1)
Техническое обеспечение: Интерактивная доска модели InterWriter ,мультимедийный проектор, компьютерный класс (на компьютере должна быть установлена операционная система Windows XP, MS Power Point, MS Excel).
I. Настроимся на урок. (4 мин.)
1) Организационный момент.
– приветствие;
– проверка отсутствующих;
– наличие учебных принадлежностей.
2) Вводное слово учителя.
3) Рефлексия.
II. Мотивация. (7 мин.)
1) Зарядка для ума (повторение изученного геометрического материала за предыдущие годы)
2) Сообщение темы урока, постановка целей.
III. Изучение нового материала. (15 мин.)
1) Исторический экскурс.
2) Физкультминутка.
3) Выделение основных понятий планиметрии их обозначение и взаимное расположение.
IV. Закрепление изученного. (15 мин.)
1) И класс, и ты! (Решение упражнений на взаимное расположение точек и прямых, использование математических символов.
2) Не боюсь, ответы знаю! ( Самостоятельная работа в виде тестирования с использованием компьютера)
3) Минута отдыха ли?! (Задания на развитие сообразительности и логического мышления.)
V. Подведём черту. (4 мин.)
1) Выставление оценок.
2) Домашнее задание.
3) Рефлексия.
Источники информации:
1. Программа по математике для общеобразовательных учреждений. Составитель Т.А.Бурмистрова. «Просвещение», 2009г.
2. Атанасян Л.С. и др. Геометрия 7-9. – М.:Просвещение, 2010г.
3. Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики. Пособие для уч-ся 5-6 классов.– М.: Просвещение, 1989.
4. Шарыгин И.Ф. Ерганжиева Л.Н. Наглядная геометрия. Учебное пособие для 5-6 классов.Смоленск: Русич, 1995.
5. Геометрия 7 класс. Поурочные планы по учебнику Атанасяна Л.С. и др. «Геометрия 7-9 классы»./Авторы-составители Афанасьева Т.С., Тапилина Л.А.– Волгоград: Учитель, 2002.
6. Энциклопедия для детей. Том 11. математика . – М.:Аванта + , 1999.
7. Чупин В.Д. От Пифагора до наших дней. Пермь,1992.
Ход урока: представлен в форме технологической карты урока.
Этапы урока | Деятельность учителя | Слайд | Деятельность учащихся | Педагогическая целенаправленность урока | |
I. Настроимся на урок | 1) Организационный момент | Изображение на экране интерактивной доски. | Слайд 1 | ||
Слайд 2 | Проверяют свою готовность к уроку | Вырабатываются навыки культурного поведения, системы готовности к уроку организованности и собранности | |||
2) Вводное слово учителя | Ребята уже шесть лет вы изучали в школе математику. В этом едином курсе объединились простейшие сведения из разных отделов: о действительных числах (из арифметики), о решениях уравнений (из алгебры), о разных фигурах (из геометрии). | Слайд 3 | Слушают учителя, следят за информацией, которая появляется на экране | Развитие мотивации к изучению геометрии. | |
Эпиграфом к нашему уроку я хочу взять слова великого французского архитектора XX века Ле Корбюзье: ««Я думаю, что никогда до настоящего времени мы не жили в такой геометрический период». | Слайд 4 | ||||
И действительно, если внимательно посмотреть вокруг, то можно заметить, что мир, в котором мы живём, наполнен геометрией домов и улиц, творениями природы и человека. | Слайд 5 | Внимательно слушают слова учителя, просматривают изображения, на экране. | Развитие мотивации к изучению геометрии. | ||
Лучше ориентироваться в нём, открывать новое, понимать красоту и мудрость окружающего мира поможет вам предмет – геометрия, который мы начинаем изучать с этого урока. | Слайд 6 | ||||
3) Рефлексия | А теперь я бы хотела, узнать с каким настроением вы пришли на урок. | Слайд 7 | Обводят в индивидуальных тетрадях один «смайлик». | Проверить настрой учащихся на урок. | |
II. Мотивация | 1) Зарядка для ума (повторение изученного геометрического материала за предыдущие годы) | Ребята, как мы уже с вами выяснили, геометрия не является совершенно новым предметом для вас. Простейшие сведения, представления о некоторых геометрических фигурах вы уже имеете, с некоторыми вы уже знакомы с самого детства. Вот посмотрите на эти игрушки, с которыми вы играли или сейчас играют ваши младшие братишки и сестрёнки. Какие геометрические фигуры они вам напоминают. | Слайд 8 | Называют геометрические фигуры. | Расширение образного мышления учащихся. |
А теперь давайте вспомним с какими геометрическими фигурами вы познакомились в школе. | Слайд 9 | Называют геометрические фигуры и выполняют записи в индивидуальную тетрадь (задание №2) – точка, отрезок, прямая, луч, прямоугольник, квадрат, круг, куб, цилиндр, шар и т.д. | Развитие навыков самостоятельного поиска информации по теме. | ||
Хорошо! Молодцы. Сейчас вам предстоит выполнить интересное задание. Нужно написать название фигуры возле её изображения. | Дети выходят по очереди и по желанию и выполняют задание. Выбирают на панели инструментов функцию «Перо» и, вписывают название фигур. Все остальные учащиеся следят за правильностью выполнения задания и исправляют ошибки. | Развитие памяти, внимательности и грамотности учащихся. | |||
Мы хорошо поработали, и я объявляю сейчас минуту математического отдыха: «Каждой руке – своё дело»: вы должны одновременно правой рукой рисовать прямоугольник, а левой – треугольник | Слайд 11 | Один учащийся выполняет задание на доске, а остальные в своих индивидуальных рабочих тетрадях. (Задание №3) | Игровая форма развития интереса к математике. | ||
2) Сообщение темы урока, постановка цели урока. | А теперь давайте настроимся на серьёзную работу и перейдём к основной части нашего урока. Внимательно прочитайте тему сегодняшнего урока. Вдумайтесь в её формулировку. Попытайтесь сформулировать вопросы, на которые мы должны будем, на ваш взгляд найти ответы в дальнейшем ходе урока. | Слайд 12 | Читают тему урока, обдумывают вопросы и устно формулируют их. | Развитие творческого мышления учащихся. | |
Я вижу, что у вас возникло много разных и интересных вопросов. Давайте выделим наиболее важные из них – основополагающие. | Слайд 13 | Зачитывают по очереди вопросы из индивидуальной рабочей тетради (Задание №4) | Повышение мотивации к уроку, настрой учащихся на деловой лад. | ||
III. Изучение нового | 1) Исторический экскурс | Великий немецкий математик Вильгельм Лейбниц сказал: «Кто хочет ограничиться настоящим, без знания прошлого, тот никогда его не поймёт». | Слайд 14 | Внимательно слушают рассказ учителя, смотрят презентацию и выполняют задания в индивидуальных рабочих тетрадях (Задания №5-6). | Отработка ЗУНов по теме. |
Давайте и мы заглянем в прошлое. Когда зародилась геометрия. | Слайд 15 | ||||
Геометрия – одна из древних наук. Она зародилась в древнем Египте. | Слайд 16 | Внимательно слушают рассказ учителя, смотрят презентацию и выполняют задания в индивидуальных рабочих тетрадях (задания №5-6). | Отработка ЗУНов по теме. | ||
Это удивительный красивый край, в котором очень многие достопримечательности сохранились и до наших времён | Слайд 17 | ||||
В этом государстве плодородные земли были расположены на очень узком участке земли – в долине реки Нил. | Слайд 18 | ||||
Каждую весну Нил разливался и удобрял землю плодородным илом. | Слайд 19 | ||||
Ремесленникам необходимо было изготавливать посуду. | Слайд 20 | ||||
Знания постепенно накапливались и систематизировались. | Слайд 21 | Внимательно слушают рассказ учителя, смотрят презентацию и выполняют задания в индивидуальных рабочих тетрадях (задания №5-6). | Отработка | ||
Так около 4 тыс. лет назад возникла наука об измерении расстояний, площадей и объёмов, о свойствах различных фигур | Слайд 22 | ||||
Появление и развитие геометрических знаний связано с практической деятельностью людей. | Слайд 23 | ||||
Но не только в процессе работы знакомились люди с геометрическими фигурами. | Слайд 24 | ||||
Без математических знаний невозможно было бы построить все эти сооружения. | Слайд 25 | Внимательно слушают рассказ учителя, смотрят презентацию и выполняют задания в индивидуальных рабочих тетрадях (задания №5-6). | Отработка | ||
В то далёкое время почти все великие ученые древности и средних веков были выдающимися геометрами. | Слайд 26 | ||||
Один из великих ученых древности это – Фалес Милетский . Он основал одну из прекраснейших наук – геометрию. | Слайд 27 | ||||
Попытки греческих учёных привести геометрические факты в систему начинаются уже с V века до н.э. | Слайд 28 | ||||
Сочинение Евклида «Начала» почти 2000 лет служило основной книгой, по которой изучали геометрию. Произведение состояло из 13 томов. | Слайд 29 | ||||
Несмотря на то, что содержание геометрии расширилось далеко за пределы учения о земле, она по прежнему продолжает называться «Геометрией»и занимается изучением свойств геометрических фигур. | Слайд 30 | ||||
Учитель предлагает убрать слова, которые не относятся к происхождению слова «геометрия» и к определению, чем она занимается. | Слайд 31 | Выполняют задание №7 в рабочих индивидуальных тетрадях. | Развитие умений и навыков применять полученные знания на практике. | ||
Правильный вариант. | Слайд 31 | Осуществляют проверку правильности выполнения задания с помощью экрана. | Развитие навыков самоконтроля. | ||
2) Физкультминутка. | Вы долго смотрели на экран, ваши глаза устали. Сейчас мы снимем нагрузку с глаз. | Слайд 32 | Выполняют зарядку вместе с учителем | Воспитание бережного отношения к своему здоровью. | |
3) Выделение основных понятий планиметрии и их обозначение | О некоторых геометрических фигурах мы с вами уже вспоминали в начале урока. При изучении геометрии вы познакомитесь с новыми фигурами и со многими важными и интересными свойствами уже известных вам фигур. Вы узнаете о том, как используются свойства геометрических фигур в практической деятельности. | Мотивация интереса к изучению геометрии. | |||
Школьный курс геометрии делится на планиметрию и стереометрию. | Слайд 34 | Смотрят на экран и слушают объяснение учителя. | |||
Перетащите фигуры к тому разделу геометрии, в котором, как вы думаете она будет изучаться. | Учащиеся работают по группам. | Привитие чувства коллективизма, взаимопомощи. | |||
Мы начнём изучать геометрию с плоских фигур т. е планиметрию. | Называют инструменты и показывают свои инструменты учителю. | Проверка наличия учебных принадлежностей, готовности к уроку геометрии. | |||
Даже самое большое здание складывается из маленьких кирпичей, так и сложные геометрические фигуры составляются из простейших фигур. | Слайд 36 | Ученики отвечают на вопрос и называют фигуры.(Точка, прямая) |
| ||
Конечно самая главная – это точка. Термин «точка» происходит от греческого глагола «ткнуть». Тот же смысл имеет латинское «punctum», от которого произошло слово «punct» – точка. Латинское «punctum», значит «указываю». | Слайд 37 | Отмечают точки у себя в индивидуальной рабочей тетради. (Задание №8(а)) | |||
Вторым основным понятием планиметрии является – прямая. | Слайд 38 | Изображают прямую у себя в индивидуальных рабочих тетрадях. (Задание №8(б)) | Введение основных понятий планиметрии, их условных обозначений и математических символов. | ||
Как вы думаете может располагаться точка по отношению к прямой? | Слайд 39 | Отвечают на вопрос учителя. (Она может лежать на прямой и может не лежать на прямой). | |||
Третье основное понятие планиметрии – «лежать между» | Слайд 40 | Выполняют задание №10 в рабочих индивидуальных тетрадях. | |||
IV. Закрепление изученного | 1) И класс, и ты! | Опишите рисунок (устно). | Слайд 41 | Описывают устно. | Развитие умений и навыков применять полученные знания на практике. |
Правильный вариант. | Слайд 41 | Осуществляют проверку правильности выполнения задания с помощью экрана. | Развитие навыков самоконтроля. | ||
Выполните задание в индивидуальных рабочих тетрадях №12. В | Один учащийся выполняет задание на доске остальные в тетрадях. | Развитие умений и навыков применять полученные знания на практике. | |||
Выполните задание №13 в индивидуальных рабочих тетрадях. | |||||
2) Минута отдыха ли?! | Ребята, сейчас вы будите работать парами. | Работают парами, совещаясь друг с другом. Результаты записывают в рабочую тетрадь. Зачитывают свои результаты. | Развитие абстрактного «зрения» учащихся, чувства товарищества. | ||
Мы говорили с вами, что в различных видах человеческой деятельности используются геометрические знания. Даже геометрические игры имеют замечательную способность развивать гибкость ума и воображение. Выполните следующее задание №15. Изображены 7 яблок. Требуется тремя прямыми разрезать прямоугольник на 7 частей, каждая из которых содержала бы по одному яблоку. | Работают в рабочей индивидуальной тетради (Задание №15) и кто первый выполнит правильно выходит к доске и проводит линии. | Развитие логического мышления. | |||
3) Не боюсь, ответы знаю! | А сейчас посмотрим, как вы усвоили, запомнили всё то, о чём мы говорили на уроке. Выполним тест на компьютере. | Ученики встают подходят к ПК. Выполняют тест. Результат записывают в рабочую тетрадь. (Задание №16) | Развитие умения учащихся работать с компьютером. Контроль усвоения ЗУНов. | ||
V. Подведём черту | 1) Выставление оценок. | На все ли вопросы, которые у вас возникли в начале урока вы получили ответ? | Дают ответы на вопрос. | Мотивация детей к получению новых знаний и высоких результатов. | |
2) Домашнее задание | а) Прочитать учебник стр. 3-5. | Слайд 44 | Делают записи в дневниках. | Привитие стремления к самостоятельному поиску новой информации. | |
3) Рефлексия | Оцените свою деятельность на уроке, обведите соответствующий символ. | Слайд 45 | Обводят в индивидуальных тетрадях символ Задание №.17 | Развитие навыка самооценки. |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Тема: «История возникновения и развития геометрии. Точка. Прямая».
1. Ваше настроение
Хорошее Равнодушное Плохое
2. Геометрические фигуры _________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
3. Математический отдых: «Каждой руке – своё дело»:
правой рукой рисуем прямоугольник, а левой треугольник.
________________________________________________________
4. Основополагающие вопросы:
1. Что означает слово геометрия?
2. Когда, как зародилась геометрия?
3. Кого можно считать основоположником геометрии?
4. Что изучает геометрия?
5. Что такое точка и прямая?
Задание на дом:
а) Прочитать учебник стр. 3-5.
б) Составить и раскрасить орнамент или фигуру состоящую из геометрических фигур.
Или написать рассказ или сочинить сказку, сделать фотомонтаж или видеомонтаж и т.д. на тему: «Геометрия вокруг меня»
15. . Изображены 7 яблок. Требуется тремя прямыми разрезать прямоугольник на 7 частей, каждая из которых содержала бы по одному яблоку.
16. Запишите результат тестовой работы ____________
17. Оцени свою деятельность на уроке:
Я хорошо понял. Я не всё понял. Я не понял.
5. Основоположники геометрии____________________________
__________________________________________________________
6. Как называли сочинение Евклида _______________________
7. Уберите лишнее слово:
свойства
фигуры
землемерие
земля
геометрические
алгебраические
резать
миф
8. Изобразите:
а) точку
б) прямую
9. Изобразить, как может располагаться точка по отношению к прямой и записать это с помощью значков: и
- Изобразите и запишите в краткой форме
«B лежит между A и С»
_________________________________________________________
11. Запишите рассказ используя условные обозначения
_______________________
_______________________
________________________
________________________
________________________
________________________
________________________
12. Изобразите прямую а. Отметьте несколько точек на прямой и вне прямой. Выполните соответствующее записи с помощью математических символов.
13. Изобразите прямую. Отметьте на ней три произвольные точки так чтобы была верна запись D – С – E.
14. Перед вами фасад дома.
Какие геометрические фигуры вы здесь видите.
_______________________
_______________________
_______________________
_______________________
_______________________
_______________________
_______________________
_______________________
_______________________________________________________
________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Точка, прямая, отрезок.
Математический диктант....
Урок геометрии в 7 классе. Тема: «История возникновения и развития геометрии. Прямая и отрезок».
Цель урока: познакомить учащихся с историей возникновения геометрии, систематизировать сведения о взаимном расположении точек и прямых.Задачи: познакомить учащихся с первыми основными геометрическими ...
Проверочная работа.Тема: точка. Прямая. Расположение точек на прямой. Отрезок. Измерение отрезков.
Проверочная работа.Тема: точка. Прямая. Расположение точек на прямой. Отрезок. Измерение отрезков....
Проверочная работа по геометрии: "Точки, прямые и плоскости в пространстве".
Проверочная работа по геометрии для 10 класса (в двух вариантах)....
Демонстрационный материал к уроку геометрии по теме "Точка. Прямая. Отрезок."
Презентация к уроку геометрии по теме: "Точка. Прямая. Отрезок."...
Урок геометрии в 7 классе по теме "Прямая. Отрезок"
Урок геометрии в 7 классе по теме "Прямая. Отрезок": конспект урока и презентация....
Методическая разработка Тема урока: «Точка. Линии: кривая и прямая. Отрезок. Луч.»
Цели урока: *дать учащимся первичные представления о кривой линии, прямой линии, отрезке, луче;*продолжить работу по усвоению учащимися состава чисел 2 – 5;*продолжать пропедевтику темы «З...